не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от церкве. Такожде и мирянин». Сщмч. Игнатий Богоносец говорит, что христ. Б. совершается «во славу Божию» ( Ign. Ep. ad. Polyc. 5). «Священ брак,- пишет Климент Александрийский ,- и, по заповедям Божественного Слова, совершен, если послушна брачная чета воле Божией» ( Clem. Alex. Strom. IV 20). «...Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако через это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его»,- замечает свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. De virgin. 9). Религиозно-нравственное начало составляет основу христ. Б., ему подчиняются др. его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание Б. заключается, по учению ап. Петра , в самопожертвовании: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом... Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр 3. 1-4, 7). Главная цель Б. не может находиться вне самого Б., поскольку высшей целью бытия человека является достижение единства с Богом, богоподобия. В Б. супруги возвышаются Богом на уровень вышеличного, надындивидуального бытия. «В браке души соединяются с Богом неизреченным неким союзом»,- говорит свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Eph. 5. 22-24). Союз творится любовью: любовь Божия соединяет стороны в Б., брачующиеся соединяются любовью в Боге и через Бога.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Иоанн Златоуст, свт.   Ст. 51-58 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов. А у вас там какая то цензура , странное. А где легионы Ангелов ? Перепутать евангелиста и апостола Иоанна Богослова со святителем Иоанном Златоустом нужно постараться. Это текст Евангелия Иоанна Богослова. Какая разница кто это писал. Почему сейчас этого не происходит ? 7. Ответ на 6, иерей Илья Мотыка: Конечно ввести цензуру бы в культурном пространстве необходимо. Но наряду с американской нужно остановить японскую культурную экспансию. Если американская это провинциальное карикатурное дурновкусие, то японский мир сильный, философски строгий но совершено чуждый нам мир, чем то похожий на инопланетный. Мир мрачный, депрессивный и суицидальный. Иоанн Златоуст, свт.   Ст. 51-58 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов. А у вас там какая то цензура , странное. А где легионы Ангелов ? Перепутать евангелиста и апостола Иоанна Богослова со святителем Иоанном Златоустом нужно постараться. Это текст Евангелия Иоанна Богослова. У Советской власти было много реальных достижений , а у вас 30 лет все одни слова , слова , заучивания цитать. Заучите Притчу о бесплодной смоковнице ! 6. Ответ на 2, учитель: Конечно ввести цензуру бы в культурном пространстве необходимо. Но наряду с американской нужно остановить японскую культурную экспансию. Если американская это провинциальное карикатурное дурновкусие, то японский мир сильный, философски строгий но совершено чуждый нам мир, чем то похожий на инопланетный. Мир мрачный, депрессивный и суицидальный.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/03/ro...

П, 27). «Природа Сына Божия (говорит епископ Михаил), тайна единства в Нем божественного и человеческого естества, высота и чистота Его божественного характера таковы, что ни один человек не может их вполне понять и узнать; один Бог Отец знает Его совершенно. И Отца не знает никто ; ни человек, ни ангел и никакое творение не может постигнуть и узнать вполне Бога. Только Сын знает Его вполне» (Толковое Евангелие. 1). По мнению Златоуста, Иисус, говоря – Отца не знает никто, кроме Сына , – не то разумеет, что все Его не познали, но что никто не имеет об Отце такого знания, какое имеет Сын. То же можно сказать и о Сыне. Равным образом, Он не разумеет здесь какого-то неведомого Бога, Который никому не открыл Себя, как утверждает Маркион, но показывает невозможность полного о Нем познания, потому что мы и Сына не знаем так, как должны знать» (Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Матфея, 38). И кому Сын хочет открыть . Сын, то есть Иисус Христос, хочет открыть Отца всем без исключения, но не все способны принять такое откровение. Он всех призывает к Себе, всем в лице Своем открывает Отца, всем говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас . Призыв трудящихся и обремененных «Не тот или другой приходи, но идите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; идите не для того, чтобы Я подверг вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; идите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение. Смотрите на Меня и учитесь от Меня всему тому, что Я делаю; тогда узнаете, какое великое благо смирение и кротость, и найдете покой душам вашим» (Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Матфея. 38 ). « Возьмите иго Мое на себя , исполняйте все заповеди Мои и не думайте, что они трудны или неудобоисполнимы; берите пример с Меня; будьте так же кротки и смиренны, как Я, и тогда вы поймете, что иго Мое само по себе составляет благо как для тех, которые его несут, так и для всех, с кем они соприкасаются, а если это иго благо, то и бремя несения его должно быть легко ( Мф. 11, 29–30 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Сейчас мы остановимся на ней, так как по своему духу эта книга находится на стыке Ветхого и Нового Заветов. Бог не является причиной бед, которые произошли с Иовом Один из уроков книги Иова состоит в том, что Бог не является причиной бед, которые произошли с Иовом и кроме него с [остальными] людьми. Безусловно, на протяжении всей книги Иов как будто бы видит в Боге причину того, что с ним происходит. Это свидетельствует о его глубокой вере в Бога, о его преданности Ему, о том почтении, которое он имел к Его всемогуществу, о его надежде на Него. Это отношение подтверждается тем, что Иов, считая Бога причиной того, что с ним происходит, отказывается Его в этом обвинять, ставить под сомнение Его справедливость и Его благость и взбунтоваться против Него. Между тем можно отметить, что Иов видит в Боге Того, Кто дал ему все предыдущие блага. В своем несчастье он продолжает быть Ему благодарным за них и считает нормальным, что эти блага, которых он не заслуживал и которые даны были ему Богом даром, были забраны у него без причины. Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! ( Иов. 1:21 ). Как подчеркивает свт. Иоанн Златоуст в своем комментарии этого отрывка, Иов далек от обвинения Бога, забравшего эти блага, считает, что они не принадлежали ему, и благодарит Бога за то, что прежде получил их 155 . Это отношение Иова не меняется и тогда, когда жена побуждает его проклясть Бога. Вот что он отвечает ей: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов. 2:10 ) – слова, которые свт. Иоанн Златоуст комментирует так: «За что Бог дал нам то? За что сделал воздаяние? Ни за что, а единственно – по Своей благости. Это был дар, а не награда, благодать, а не воздаяние. Поэтому перенесем и это великодушно» 156 . Бог, который является прежде всего Тем, Кто дал Иову прошлые блага, является также Тем (как становится очевидным в эпилоге книги), Кто эти блага восстановил и даже пожаловал ему большие блага ( Иов. 42:10–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Тем не менее Иов не горделив. Его слова свидетельствуют о его смирении и даже духе покаяния. Он, судя по всему, вполне готов признать себя грешником: Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил? ( Иов. 6:24 ). Он знает, что, без сомнения, он не совсем чист: Но кто свободен от нечистоты? Никто ( Иов. 14:4 ). Однако его возможная виновность и беды, которые ему приходится претерпеть, настолько несоразмерны, что между ними нельзя не только увидеть причинно-следственной зависимости, но даже какой-либо связи одного с другим. Напротив, Иов к тому же отказывается устанавливать зависимость между тем, что он праведен, и благосостоянием, которым он пользовался ранее, признавая его как беспричинный дар Бога, а не как воздаяние за его добрые дела (ср. Иов. 2–10 ) 165 . Рассматривая себя как праведника, Иов не обманывает себя. Его праведность подтверждается автором книги, который так начинает свой рассказ: Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, богобоязнен и удалялся от зла ( Иов. 1:1 ). В своем толковании свт. Иоанн Златоуст останавливается, в частности, на слове непорочен: «Почему не сказано “невинный”, но непорочен? Потому что… он не делал, говорится, не только тяжких проступков, но старался не поддаваться и самым легким, которые скорее составляют недостаток, чем вину, и заслуживают порицания, а не наказания» 166 . Эта характеристика Иова подтверждается Самим Богом, Который дважды говорит сатане, когда тот предстает перед Ним: Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова, ибо нет такого, как он, на Земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов. 1:8; 2:3 ). Свт. Иоанн Златоуст отмечает: «Бог свидетельствует, что Иов непорочен» 167 . В глазах Бога Иов – самый святой человек своего времени. Бог считает ни за что нечистоту, которую Иов готов признать за собой (ср. Иов. 14:4 ). Иов не принимает мысль об «имманентной справедливости» Бога, которую высказывают его друзья. Реальность опровергает представление, будто бы беды, которые человек должен претерпеть, посланы в наказание за его ошибки, потому что можно видеть, как много невинных претерпевают такие беды. Иов, в частности, вспоминает множество людей, которых, хотя они и верны Богу, несправедливо угнетают, эксплуатируют и вынуждают претерпевать все формы бед ( Иов. 24:1–12 ; см. также 9:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Господь Спаситель заповедал: «Терпением вашим спасайте души ваши»; «претерпевший же до конца – спасется» ( Лк.21:19 ; Мф.10:22 ). Этим Он указал, что терпение есть условие нашего спасения, так что без него нет спасения 1220 . И всегда, когда мы помышляем о собственном спасении или о спасении наших ближних, должны твердо помнить слова Евангелия, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» и что «Господь кого любит, того наказывает» ( Деян.14:22 ; Евр.12:6 ) 1221 . Свт. Иоанн Златоуст приводит следующий рассказ, из которого видно, как спасительно для души терпение. В его время один благочестивый жизни человек сподобился видеть те места, где по смерти покоятся святые 1222 . В одном славном месте он увидел некоего человека и спросил его: «Что ты сделал в мире и чем заслужил такое место?» «Я был работником у одного злого человека, – отвечал тот, – и много терпел от него (скорбей) до конца моей жизни». После этого он увидел другого человека в столь же славном месте и спросил его: «Ты чем занимался в мире?» – «Я долго был болен и терпеливо переносил свою болезнь». Наконец он увидел человека, но не в столь славном месте, как те, и также спросил его: «Ты как жил в мире?» – «Я сначала был простым монахом, день и ночь трудился для спасения души, после произвели меня в епископы». «Итак, – заключает свой рассказ свт. Иоанн Златоуст , – переносить что-нибудь горестное так же полезно, как и делать добрые дела; удерживаться от оскорбительных для ближнего слов так же приятно Богу, как и славословить Его непрестанно. Терпение даже важнее иногда иных богоугодных дел» 1223 . Терпение облегчает перенесение скорбей. «Скорбь можно сравнить с горьким лекарством, которое, если завернуть или закатать в терпение, легко можно проглотить; но когда, по негодованию, станем его жевать, оно оказывается отвратительным и несносным» 1224 . Безропотное перенесение скорбей – какая высокая добродетель! А между тем она достигается едва ли не легче других добродетелей. Не всегда человек может оказать дела любви, милосердия, поститься или из-за слабости тела и др. Но здесь, в безропотном перенесении бедствий, что требуется от человека? Одно крепкое упование на Промысл Божий, одно слово, которое исходило бы из смиренного сердца: «Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось), да будет имя Господне благословенно!» 1225 ( Иов.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Иероним, блж. Предисловие к толкованию на Исаию//Толкования на пророка Исаию. Киев, 1882. С 2. Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Повествование от Вадима. 4.21:44. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея евангелиста. М., 1993. Т. 1. С. 171. Цит. по.: Иеремиас И. Богословие Нового Завета. М., 1999. Кто из вас обличит Меня в неправде? Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. «И те, кто говорит, что Слово Божие неизменно вечно - а это утверждают те, кто изучает и Ветхий Завет, и Новый Завет, - они почему-то не замечают одну простую деталь. Если считают они в свою очередь, что Ветхий Завет это и есть истина, а истина вечна, зачем тогда Иисусу говорить: „В древности говорили вот так, а Я говорю вам вот так " . Зачем Ему это было менять, если это уже вечно? Если было сказано: „Око за око " , чего менять, зачем говорить: „Любите друг друга " ? „Око за око " надо было оставить. Но на это не обращают внимания те, кому хочется сейчас поспорить по поводу того, что происходит сейчас. Поэтому есть истины, учитывающие вечный Путь, они вечны и неизменны. Если сказано: „Любите друг друга " - это будет вечно звучать в ваших сердцах, в вашем сознании, сколько бы вы ни существовали в Мире Бытия» (Повествование от Вадима. 10.32:378-380). А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. «Образ этого, по-своему бессердечного, закона был отражен в Ветхом Законе в выражении „око за око " » (Повествование от Вадима.17.7:23). Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея евангелиста. М., 1993. Т. 1. С. 204.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

13). В Послании к Титу ап. Павел более определенно говорит о способах учительства. Сказав об искупительном подвиге Спасителя и освящении людей, он наставляет: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью...» (Тит 2. 15). Слова апостола свт. Иоанн Златоуст разъясняет т. о.: есть грехи, от к-рых нужно отклонять только повелением, властью; если презирать богатство, напр., нужно убеждениями, то исправлять прелюбодея и корыстолюбца должно с властью, а чародея, волшебника и т. п. людей обличать не просто с властью, но «со всякою властью» ( Ioan. Chrysost. In Tit. V 3). И в Послании к Тимофею ап. Павел учит: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим 4. 2). Для христ. проповеди, поясняет свт. Иоанн Златоуст, всегда должно быть время, и не только во время «сидения в церкви», но и в темнице и в узах, даже хотя бы ты готовился идти на смерть,- «и в это время обличай и не переставай вразумлять» ( Idem. In 2 Tim. IX 1), т. е. указывать на нарушение правил христ. жизни, укорять за это, со всякой властью, авторитетно, с пастырским достоинством. Прп. Ефрем Сирин истолковывает 2 Тим 4. 2 следующим образом: нужно непрестанно проповедовать Слово, содержа в уме свидетельство, открытое проповедующему тайно, т. е. внутри, в душе, проповедовать всегда и везде, где удобно и где неудобно, обличать, порицать и назидать с долготерпением ( Ephraem Syr. In 2 Tim. 4. 2). Апостолы оставили наглядные примеры применения способов проповедничества. Наиболее употребительным является способ, когда изложение нового учения начинается с истин, уже известных слушателям. Так, в первой проповеди по сошествии Св. Духа ап. Петр указывает иудеям, что совершающееся у них на глазах есть не что иное, как события, предсказанные ветхозаветными пророками (Деян 2. 16-21, 25-28). В апостольских речах к язычникам виден тот же подход. Ап. Павел, проповедуя в ареопаге, обращается к слушателям со словами: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17. 22-23). Предмет проповеди

http://pravenc.ru/text/166109.html

Каждый возраст в жизни человека по-своему неоценим и составляет богатство нашего личностного бытия, возрастающего от чрева матери перед очами Господа Бога: Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 16).  См.:  Иоанн Златоуст , свт. Гомилии на Книгу Бытия.  Последнее слово –  гоийм  – почти никогда не используется в Ветхом Завете по отношению к самим евреям, за редкими исключениями.   Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет  (Откр. 20,6)  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.   Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] ()  См.:  Василий Великий , свт. Беседа 13. Побудительная к принятию святого Крещения.  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.  «Говорит это (т. е. Павел. –  О.С. ), поскольку еще могут уверовать те (т. е. члены семьи. –  О.С .), кто не ненавидит (т. е. пока. –  О.С .) имя Христа» ( Амвросиаст . На Послания к Коринфянам).  Имеется в виду обычай смешивания воды и вина для употребления во время евхаристии.  См.:  Ориген . Фрагменты.  «Авраам рассмеялся не потому, что усомнился; сказав же:  хотя бы Измаил был жив , обнаружил только любовь свою к Измаилу. Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость, тогда Авраам рассмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит это с ними. Посему-то и говорит ему Бог:  именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына . Не искушая тебя, говорю это, но чтобы ты верил тому, чего не исполняю» ( Ефрем Сирин . Толкование на Книгу Бытия).  Катены на Книгу Бытия.  См.:  Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.  См.:  Епифаний Латинский . Толкование на Евангелия. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/105441.html

Я не говорю сейчас о жуликах. В данной сфере их много, и мы должны проявлять трезвомыслие – понимать, что в рассказах о святости, чудесах и каких-то сверхъестественных действиях очень много обмана, и стараться отличить обман от правды. Здесь обман – самая безобидная вещь. Хуже, когда это не обман, а когда это действительно существует, потому что тогда это действие дьявольское, под которое и мы можем подпасть, если примкнем к таким лжечудотворцам или попытаемся воспользоваться их услугами и помощью. Впрочем, обман и лже-чудеса обычно вещи смешанные, так как людям, вовлеченным страстью гордости на этот путь и уже сильно прельщенным, недостаточно того, что им дает дьявол , и они стараются обманом предать себе еще большее могущество и силу... 1 Подобные варианты духовной жизни рассматриваются в притче о сеятеле: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло» ( Мф. 13, 3–6 ). 5 «Так как человек обнаружил великую невоздержность по отношению к данной заповеди и сделался смертным, то, чтобы он не осмелился прикасаться и к этому дереву, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно, лучше ему быть изгнанным отсюда. Так изгнание из рая есть дело скорее попечительности Божией о человеке, нежели гнева» (Свт. Иоанн Златоуст . Полн. собр. творений. Т. 4, беседа 18). 6 «Подлинно, жизнь настоящая ничем не лучше темницы. Подобно тому как, входя в темничный дом, мы видим всех обремененных оковами, так и теперь, если, устранив весь внешний блеск, войдем в жизнь каждого, то увидим, что душа каждого обложена узами тяжелее железных» (Свт. Иоанн Златоуст . Поли, собр. творений. Т. 7, беседа 14). 7 К сожалению, неразумные миссионеры есть и в православии. Их характернейшая черта, как и у сектантов, – навязчивость. Они встречают людей в притворе храма и, несмотря на совершающееся богослужение, начинают поучать, наставлять, обличать.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010