Георгия 224 . Но этим дело еще не кончилось. Догматические споры, быв возбуждены, не могли скоро утихнуть; явились сочинения. Сперва сочинение патриарха Георгия против учения Векка об исхождении Св. Духа. Сочинению этому придано значение чего-то в роде символической книги. Его подписали император, епископы и, разумеется, его автор. патриарх 225 . Оно было читано в церкви с амвона и при каждом пункте чтец, возвысив голос, анафематствовал поименно Векка и его единомышленников. В ответ на сочинение Георгия появились сочинения Векка, обвинявшая Георгия в том, что он вводит новые ереси. Сочинения Векка очень распространены были в Константинополе и были тщательно обсуживаемы всеми, которые боялись ошибиться в таком щекотливом предмете и особенно тем, которые не подписались под сочинением Георгия, как под вероисповеданием епископов. Наконец, догматические споры окончательно стали покровом для интриг, когда люди нерасположенные к Георгию, воспользовавшись тревожным настроением умов, успели за сочинение одного из учеников Георгия, поправленное последним, объявить патриарха еретиком и свергнуть с престола. Иоанн Векк умер 1298 г. – Константин Мелитиниот и Георгий Метохит жили еще нисколько времени после него, будучи по смерти Векка переведены в Константинополь, снова безуспешно убеждаемы императором примириться с православными и наконец заключены в тюрьме большого дворца 226 . Характеристики Векка, главного защитника унии Мы показали общий ход дел во времена лионской унии. Надеемся, что излишне было бы решать вопрос, почему описанная нами попытка к соединению церквей была безуспешна; надеемся, что отношение правительства, иерархии и народа греческого к рассматриваемому нами вопросу, равно как и стремления пап, сами собою видны из нашего изложения. Нам теперь остается остановить внимание на одном из главных деятелей этого времена, Векке, – на личности, которая не может быть вполне выяснена из нашего изложения общего хода дел; нам нужно решить вопрос, что это была за личность, почему из защитников православия Векк превратился в поборника латинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Им была вручена грамота, в которой говорилось, что греческая церковь согласна на унию и для которой императору угрозами удалось вынудить у некоторых епископов подписи. В результате в Лионе был созван собор, на котором 6 июля 1274 года было провозглашено соединение римской и греческой церквей. Греческие послы quasi от лица всей восточной церкви признали папское главенство. Но это уния, насильственно навязанная грекам императором и его сторонниками, не могла быть прочной. Напрасно император прибегал к жестоким наказаниям, напрасно Иоанн Векк, изменивший своим первоначальным взглядам на унию и тем проложивший себе путь к патриаршему престолу, старался действовать на народ и духовенство убеждениями и проклятиями, – уния не прививалась. Она внесла лишь смятение в церковную и государственную жизнь Востока. Сами папы, не видя ожидавшихся плодов от объявленной унии, перестают доверять императору. Дело доходит до того, что один из преемников Григория Х, папа Мартин V, даже налагает проклятие (в 1281 г.) на виновника унии, Михаила Палеолога. Наконец, сам император отказывается от тени этой унии, – он в один торжественный праздник во время богослужения запрещает диакону поминать папу. Насколько греки сильно были настроены против унии отчасти можно видеть из того обстоятельства, что после смерти императора Михаила Палеолога праху его не было оказано никаких почестей. В 1283 году был в Константинополе собор, на котором уния была совершенно отвергнута. Векк и другие сторонники её были подвергнуты наказаниям. Так окончилась фальшивая сделка императора с папой. Долгое время спустя после этого византийские императоры не решались поднимать вопроса об унии и вступать в переговоры об этом с папами, несмотря на то, что последние старались возбудить против Константинополя крестовый поход и что на византийскую империю с другой стороны надвигалась более грозная туча, со стороны турок-османов. И только уже спустя около 60 лет после лионской унии у византийских императоров снова завязываются сношения с папами по делу унии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

1254.11.03 Против Никеи большой союз: деспот Эпира, Манфред Сицилийский, Вильгельм Ахейский, сербский король Ypoш II. 1258.08.16 Смерть Феодора II Ласкариса. Никейским императором стал восмилетний Иоанн IV. Регентом стал, убив при этом прежнего регента Георгия Музалону, Михаил Палеолог. В Македонии у Пелагонии никейские войска разгромили союзников. Князь Ахеи Виллардуэн взят в плен. Осада Михаилом Константинополя. 1261.03 Союз Михаила с Генуей. 1261.07.25 Взятие никейскими войсками Константинополя, в то время как основные войска крестоносцев оказались в походе на о. Дафнусия. 1261.08 Михаил VIII торжественно въехал в Константинополь. Коронация Михаила VIII императором Византийской империи. Началось новая эра этого государства. Последний латинский император Балдуин передал права на престол королю Апулии Карлу Анжу. Михаил Палеолог сверг Иоанна IV , ослепил его и поместил в крепости. Патриарх Арсений наложил проклятие за убийство Иоанна. Нашествие татар на Фракию. Византия вытеснила болгар из Македонии. Свержение патриарха Арсения. Новый патриарх Герман поддержал проклятия из-за свержения Иоанна. Новым патриархом стал Иосиф, который разрешил Михаила от грехов клятвопреступления и убийства. II Лионский собор. Уния с Православной Церковью. Михаил VIII Палеолог заручился поддержкой Испании и Венеции против анжуйцев. После низложения Иосифа I, патриархом стал Иоанн XI Векк. Борьба Палеолога с противниками унии. 1282.12.11 Смерть Михаила VIII Палеолога во время похода во Фракию. Новым императором стал Андроник III Палеолог, который вернул из ссылки всех противников унии. Патриарх Иоанн Векк оставил престол. Соправителем Андроника II стал его сын Михаил IX. Византия в XIV beke Развернуть таблицу 1301 Конфликт Византии и Венеции. Турки победили византийцев при Магнесии и Никодимии. Император Андроник нанял каталонцев во главе с Роджером де Флором. 1303–1305 Каталонцы вышли из подчинения и начали грабить сначала Азию, а затем Фракию. Убийство Роджера де Флора сыном Андроника Михаилом, который для этого нанял аланов. Каталонцы, соединившись с турками, захватили Каллиуполе и превратили ее в свое убежище. Армию Михаила они разбили под Апрами.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Здесь имеют прежде всего значение трактат п. Григория Кипрского об исхождении Св. Духа (Mg. s. gr. t. 142,col. 269–300), на который патриарх Иоанн Векк отвечал («ответ на свиток Кипрского и против новоявленных его ересей»: Mg. a gr. t. 141, с. 896 – 925). Оба трактата представляют собой преимущественно полемику по поводу разных патристических текстов (св. Кирилла Ал., Ареопагита, отцов каппадокийских и др. – без цитации). Она совершенно не поддается изложению вне специального монографического исследования и представляет собою по существу скучную, придирчивую и довольно бесплодную логомахию. 201 Хронологически этой полемической схватке предшествует п. Григория «изложение свитка веры против Векка» (Mg. t. 142, col. 233–247), его же «Послание» к императору Андронику Комнину и «Исповедание веры» (Mg. t. 142, col. 247–252). П. Иоанн Векк, в свою очередь, отвечал: «На свиток Кипрского против новоявленных его ересей» (Mg. t. 141, col. 864–896), также с патристическими текстами. 202 П. Григорий так излагает «чужестранный» догмат латиномудрствующих, будто «Дух Св. исходит от Сына так же, как и от Отца, и Единородный есть Его Виновник, также как и Отец» (Свиток веры, Христ. чт. 1, 345); «родной» же догмат учит, что Отец есть «естественное начало и причина Сына и Духа» (347). Дух Св. «от Отца имеет происхождение и Им гордится как Виновником бытия по существу, так же как и Сын» (349). Сын «имеет единосущного и сродного Себе Духа, Который от Отца, не так однако ж, чтобы Он был Виновником Духа, один ли или вместе с Отцом, чтобы происхождение у Св. Духа было чрез Сына и от Сына» (249). 203 По отношению к «писанию некоторых» (отцов), что Дух Св. от Сына и чрез Сына происходит, п. Григорий высказывает свою основную мысль, которая неоднократно повторяется в филиоквистической полемике, будто бы это писание 204 «являясь воссиявание и явление Его (Духа Св.) оттуда (от Сына и чрез Сына); ибо, бесспорно, Утешитель вечно воссиявает и является чрез Сына, как свет от солнца чрез луч; являет так же сообщение, подаяние и посланничество Его к нам; а вовсе не то, будто Он происходит (φστατα i) чрез Сына и от Сына и бытие приемлет чрез Него и от Него» (сар.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Пока Векк думал, нунции пожелали на деле убедиться в реализации Лионской унии и как минимум лично услышать, как Символ Веры поется в латинской редакции во время Литургии. Поняв, что такое предложение посланников папы, оглашенное публично, вызовет настоящий бунт, Михаил VIII срочно созвал архиереев на совет. Он просил их не вступать с послами в открытую дискуссию, обещая «держать божественный Символ веры как знамя, и воевать за него не только с итальянцами, но и со всяким народом, который стал бы в нем сомневаться». Чтобы произвести на послов большее впечатление, царь отправил их вместе с Исааком Эфесским в темницу, где томились родственники Михаила VIII: протостратор Андроник Палеолог, виночерпий Михаил Рауль и его брат Исаак, а также родной племянник протостратора Иоанн Палеолог. Наконец, с послами встретился Иоанн Векк, не обмолвившийся ни словом о своих разногласиях с царем и вновь вступивший на патриарший престол 366 . Опять на весах истории находилась Лионская уния или безопасность Византии: в случае отказа со стороны Палеолога вся воинская мощь Карла Анжуйского, поддержанного Европой, нападет на Константинополь. И потому, за неимением показать латинянам реальные успехи, василевс надеялся устрашающими мерами убедить их и папу в том, что сам он пытается воплотить в жизнь Лионскую унию, но сталкивается со множеством препятствий 367 . По-видимому, папа был доволен отчетом своего посольства и в очередной раз запретил Карлу Анжуйскому войну с Константинополем. Более того, он заключил секретный договор с императором Михаилом VIII Палеологом и королем Педро Арагонским против Карла Анжуйского 368 . Но Сицилийскому королю недолго пришлось терпеть – 22 августа 1280 г. папа Николай III скончался. Глава 5. Провал Лионской унии и «Сицилийская вечерня» Теперь у Карла Анжуйского забрезжила реальная надежда начать поход на Константинополь. Положение дел на Западе становилось все более тревожным для Византии. Мария Болгарская, почерпав из арсенала своих родственников и предков самые негативные способы достижения цели, совершенно оставила супруга и в 1278 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  142 Сам Михаил оставался верным Лионской унии, несмотря на то, что он не смог силой ввести ее в своей Церкви и даже считал, что нет смысла останавливать деятельность Карла Анжуйского, которая в результате зашла в тупик изза длительной и дорогостоящей дипломатической интриги, приведшей к резне на Сицилийской вечерне. Секретарь императора, Георгий Акрополит, обратился к Римской церкви искренне. Трактат, в котором рассказывается о его обращении, не сохранился; он был уничтожен по приказу императора Андроника II. Очевидно, Акрополита убедил францисканский монах греческого происхождения Иоанн Парастрон, личное обаяние которого снискало ему добрую славу в Константинополе. Скорее всего, благодаря Парастрону обратился к латинству и ученый Иоанн Векк, который стал первым Константинопольским патриархом, настроенным в пользу унии. Векк написал несколько трактатов, чтобы доказать, что когда греческие отцы, в том числе Афанасий Великий , Златоуст и каппадокийцы, говорили «через Сына», то на самом деле они подразумевали «от Сына». Он умело аргументировал свою позицию; однако, он предпочел толковать понятие οσα как точный эквивалент лamuhckoro essenmia, a также он легко игнорировал много текстов, особенно из трудов каппадокийских отцов, которые ясно противоречат его точке зрения. 143 Среди его противников был ученый Григорий Кипрский , который в 1283 г. стал патриархом Григорием И. Хотя он не признавал Лионской унии, он искренне искал формулировку, которая могла бы удовлетворить возражения латинян против греческого догмата и подчеркивал связь Сына и Святого Духа. Его аргументы никого не удовлетворили. Они были отвергнуты как арсенитами и их главой Александрийским патриархом Афанасием, так и Иоанном Хилой, который был антиарсенитом и антилатинянином, и Иоанном Векком, который подчеркнул, что они основаны на бессмысленном различении понятий «существующий» и «имеющий существование». Самые крайние взгляды Григория были изложены в книге, написанной одним из его учеников, монахом по имени Марк.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совне ее окружало и теснило множество врагов. К внешним бедствиям присоединились и внутренние беспорядки, неурядицы, вызванные ослеплением законного наследника престола Uoahha IV . В этих условиях император Михаил VIII видел спасение империи лишь в сближении с Римом, надеясь на помощь папы в борьбе с врагами Византии. Переговоры привели к формальному провозглашению унии с Римско-Католической Церковью на Лионском Соборе 1274 года. Император показал себя усердным сторонником унии и потребовал от духовенства и народа признать главенство папы над Восточной Церковью, его юрисдикцию и поминать его за богослужениями. Но пожелания Михаила VIII встретили почти единодушное сопротивление не только духовенства и монахов, но и всего народа. Среди активных борцов против унии был суровый аскет авва Николай. На их стороне был и Константинопольский патриарх Иосиф, занимавший престол с 1268 года. В знак протеста он отказался от престола, который с 1275 года незаконно наследовал сторонник унии Иоанн Векк. По распоряжению императора начались жестокие преследования, мучения и изгнания всех противников унии. Бесчеловечным истязаниям и унизительным поруганиям подвергся маститый старец авва Николай, смело проповедовавший истинность православия и обличавший ложь латинства с. 39]. Он был выдворен из Константинополя на родину – в Афины. Лионская уния, навязанная по политическим мотивам духовенству и народу, встретив упорное противодействие, не смогла распространиться дальше константинопольского царского двора. Вскоре по милости Божией “дела Церкви пришли в совершенное затишье и спокойствие” с. 40]. После смерти в 1282 году императора Михаила VIII Палеолога его сын и преемник Андроник II Палеолог (1282–1328) открыто заявил себя врагом унии. Патриарх Иоанн Векк, ставленник Михаила VIII, вынужден был отказаться от кафедры, и 31 декабря 1282 года на патриарший престол вновь взошел Иосиф. Во второй период правления Константинопольской Церковью, который продолжался до марта 1283 года, патриарх Иосиф приложил много стараний, чтобы преодолеть последствия унии и уврачевать раны, нанесенные православному обществу во время униатских гонений с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

100 Императора Михаила VIII Палеолога (1259–1282); о нём См.: Talbot A.-M., Cutler A. Michael VIII Palaiologos//ODB. T. 2. P. 1367. 101 В 1274 г. император Михаил VIII Палеолог по политическим мотивам заключил Лионскую унию с папой Григорием X. Главными условиями унии были церковное подчинение Константинополя власти папы и принятие Filioque. Уния вызвала мощное противодействие всех слоёв населения, вплоть до родственников императора. Наиболее активные противники унии были репрессированы. Подробнее См. введение. 102 Патриарх Иоанн XI Векк (1275–1282), богослов и один из идеологов Лионской унии. Поставлен императором Михаилом после отказа патриарха Иосифа I (1266–1275, 1282–1283) принять унию; См.: Бармин А. В., Буганов Р. Б. Иоанн XI Векк//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 489–492. 103 Игра слов: τν κσμον κοσμας νπλησε. Слово «мир» (κσμος) означает «порядок», «украшение». 104 Συνλθεν τταγς Νουμην – пословица, встречающаяся у Диогена Лаэртия (ΙΧ, 114), со смыслом: «один другого хлеще». Согласно византийским справочникам («Эпитома» Диогениана и др.), изречение восходит к истории о фессалийце Аттаге и коринфянине Нумении, которые пользовались репутацией самых отъявленных негодяев и решили сдружиться на этой почве. См.: Paroemiae. Diogeniani. Centuria I. 96//Op. cit. Vol. 2. P. 16–17. 105 Галактион Галисиот – знаменитый исповедник времён Лионской унии, ослеплён императором Михаилом VIII Палеологом будто бы за распространение слухов о том, что император причащается опресноками. Об Исааке Гараре более ничего не известно. 107 Ганос (Γνος) – гора на фракийском побережье Мраморного моря близ одноименного городка (совр. Газикёй, Турция), где с X в. существовало сообщество монастырей во главе с протом. Значимый монашеский центр. Ганос сильно пострадал во время нашествий болгар в 1199 г. и латинян в 1203 г. С XIII века приходит в упадок; См.: Ганос//ПЭ. 2005. Т. 10. С. 412. 108 Гигес, или Гигей (Γγης) – царь Лидии (VII в. до Р. Х.), основатель династии Мермнадов. Платон в «Государстве» (кн. 2) приводит легенду о том, что простой пастух Гигес захватил власть с помощью случайно найденного им волшебного кольца, делавшего своего обладателя невидимым (Plato. Respublica 359d–360b).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При Михаиле Византия в последний раз была великой державой. Своей беспрецедентной дипломатической активностью и крайним напряжением всех сил своего государства ему удавалось сохранять его позиции в мире. Чем-то его правление было похоже на правление Мануила Комнена, который жил явно не по средствам и расточил ресурсы, накопленные его дедом и отцом. Но Михаил Палеолог начинал с куда более скромными возможностями. После его правления Империя была полностью обескровлена. Начался упадок уже без всякой надежды на возрождение. Политически Империя была обречена. 9. Андроник II (1282-1328) оказался одним из наиболее слабых и неспособных правителей на византийском троне. Но при этом он был высококультурным, образованным, очень благочестивым человеком, богословом и миротворцем. Именно в его правление начался знаменитый палеологовский ренессанс. Он был также единственным Палеологом, никогда не вступавшим в унионистские переговоры с папами. Ему с самого начала пришлось столкнуться с двумя проблемами: арсенитским расколом и унией. Первое, что сделал Андроник II, - собрал собор в Константинополе ( 1282 г. ), на котором Лионская уния была отвергнута, а Иоанн Векк низложен. Новым патриархом стал профессор Георгий Кипрский, принявший имя Григорий II. Андроник убрал с руководящих постов всех сторонников унии, но, в отличие от своего отца, не применял к ним никаких карательных мер. Арсениты, возглавлявшие антиунионистов, постепенно начали примиряться с иерархией. Однако в большинстве своем они составили внутрицерковную фракцию, известную под названием «зилоты». Зилоты проповедовали аскетизм и созерцательную жизнь и с большим подозрением относились к имперскому двору и к интеллектуалам, имевшим к нему отношение - как мирянам, так и клирикам. Их оппоненты, известные под названием «политики», выступали за сотрудничество с государством и за более широкое применение икономии. Соперничество между этими двумя партиями сыграет свою роль в дальнейших событиях. На новом соборе в 1283 г. патриарх Иоанн Векк и Михаил Палеолог были осуждены как еретики. В 1285 г. был созван новый собор во Влахернском дворце , на котором сформулирован богословский ответ Лионскому собору. На нем председательствовал патриарх Григорий II. Лионская уния была вновь отвергнута и латинская церковь обвинена в ереси. Томос этого собора - единственное православное соборное осуждение filioque.

http://sedmitza.ru/lib/text/434817/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ ИАСИТ (МЕЛИЙ) [греч. Ιβ Ιαστης, Μελας], иером., визант. писатель 2-й пол. XIII в. Советник и сподвижник патриарха К-польского Иосифа I Галисиота (1266-1275, 1282-1283) в борьбе с униатской политикой имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282). По распоряжению патриарха И. И. со своими помощниками, в числе к-рых был Георгий Пахимер , составил весной 1273 г. «Апологию», к-рая представляет собой антилат. томос против унии и в защиту Православия (RegPatr, N 1400). Стремление к унии со стороны Михаила VIII было обусловлено сугубо политическими причинами, чего император и не скрывал от к-польского клира. После отвоевания К-поля император имел многочисленных врагов в лице латинян, болгар и князей Пелопоннеса, намеревавшихся идти походом на К-поль. В частности, целью кор. Карла I Анжуйского было среди прочего возвращение визант. столицы и восстановление Латинской империи, для чего он вступил в родственные отношения с последним лат. имп. Балдуином II и получил от него сюзеренитет над Ахейским княжеством и большинством островов Эгейского м. Имп. Михаил VIII хотел остановить нападение Карла при помощи папы. После взятия К-поля он вступил в сношения с папой Урбаном IV, потом Климентом IV, однако посольства с дарами и предложениями о соединении Церквей не увенчались успехом. Но в 1271 г. папой стал Григорий X , желавший соединения Церквей и, зная о намерении императора, тотчас отправивший послов в К-поль. Михаил VIII призвал к себе патриарха и архиереев и уговаривал их согласиться на объединение с Римской Церковью на предложенных папой условиях, к-рые, по его мнению, не шли вразрез с каноническим правом: поминать папу в богослужении нисколько не противно Восточной Церкви, признавать его «братом и даже первым» не умаляет достоинства греков; что касается права апелляции к папе, то «в сомнительных случаях едва ли кому захочется плыть для этого за море». Особый акцент император делал на нависшей над империей зап. угрозе, но о Filioque умалчивал (в свою очередь послы в лице францисканца Иоанна Парастрона признавали равночестность употребления Символа веры с Filioque и без). Хартофилакс Иоанн Векк (впосл. патриарх К-польский Иоанн XI Векк ), к-рый в то время занимал антилат. позицию, выступил с обличением латинян как тайных еретиков. Поскольку императору не удалось убедить патриарха и клир, он заточил Иоанна Векка в крепость и составил с помощью архидиак. Мелитиниота и протоапостолария Георгия (впосл. архиеп. Кипрский Георгий II ) трактат, в к-ром, опираясь на цитаты, доказывал чистоту веры латинян ( Georg. Pachym. Hist. V).

http://pravenc.ru/text/578192.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010