Ходатайства патриарха перед царем Михаилом были деятельны, ревностны, а способы ходатайств отличались изобретательностью. Если он ходатайствовал за убогих и больных, то для того, чтобы сильнее подействовать на царя, прибегал к искусству актера: изображал из себя дряхлого старика, нуждающегося в помощи, или слепца, требующего покровительства. Иначе поступал патриарх, если ему нужно было защитить перед царем лицо, обиженное судом. Векк, в таком случае, собирал со своих клиентов самые подробные сведения об их деле и, представ перед царем, разбирал перед ним дело по правилам судопроизводства, являясь как бы действительным адвокатом. Неудивительно после этого, если лица несчастные и убогие исполнены были самой твердой веры в успешность ходатайств патриарха. «На этого человека, т. е. Векка, – по словам Пахимера, – многие полагались с такой же уверенностью, как бы он сам был царем». Кроме пасомых, Иоанн являлся перед царем и с ходатайством по нуждам духовенства. Не можем отказать себе в удовольствии привести один-два примера неусыпности патриарха в предстательстве перед императором. Вот первый пример. Был знойный летний день. Патриарх отправляется к императору, застает его спящим, терпеливо ждет его пробуждения. И когда царь принял его, ходатайствует за невинно осужденного. Царь отказывает в просьбе патриарху. Векк настаивает на своем. Начались продолжительные препирательства между главой государства и главой Церкви. Наконец Векк объявляет, что он будет действовать решительно, но и император стоит на своем; он объявляет, что не простит обвиненного, что бы ни сделал патриарх. Тогда Векк восклицает: «Чем архиереи лучше поваров и конюхов, которые слепо повинуются вам во всем, чего ни захотите?», кинул жезл к ногам царя и ушел вон. Напрасно император посылает догонять патриарха. Векк не пошел к царю. Патриарх чуть не решился покинуть кафедру. Другой случай. Векк напрасно хотел обратить милосердие государя на какого-то несчастного человека. Царь отвечал все отказом. При таких обстоятельствах патриарх пустился на хитрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

С этим утверждением трудно согласиться. Латинствующими греками были в XIII веке Никифор Влеммид и Иоанн Векк, в XV- Виссарион Никейский. Они действительно усматривали в δι’ ϒο близкий аналог Filioque. Так, Иоанн Векк в своей «Покаянной записи», представленной Константинопольскому собору 1283 года, писал: «Я говорил, что Дух Святой имеет Виновником Своего ипостасного происхождения Отца и Сына , и что к этой мысли ведет и с нею согласуется и изречение: Дух Святой исходит от Отца чрез Сына» (8). Организаторы собора 1283 года утверждали, что Векк «старался доказать, что предлоги δι и κ в изречениях отцов Церкви, говорящих об исхождении Духа Святого от (κ) Отца чрез (δι) Сына, заменяются один другим». По свидетельству Пахимера, Векк говорил, что «отнимать от предлога δι всякую тень причинности было бы большой дерзостью, ввиду многочисленных и точных изречений отцов Церкви» (9). Согласно признанию самого Векка, он говорил, что «Сын настолько есть Виновник ипостасного происхождения (πρζεως) Святого Духа, насколько это заключается в предлоге δι» (10). В своем «Ответе на Томос Григория Кипрского » Векк, оправдывая свою деятельность в пользу унии, писал: «Что сделали мы странного и чуждого истине, когда, досконально убедившись в том, что в богословии предлоги δι и κ употребляются, как тождезначащие, устроили мир с теми, которые говорят, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, принимая сами исхождение Его от Отца чрез Сына?» (11). Виссарион Никейский в своей «Догматической речи» говорил: «Учители и отцы, как восточные, так и западные, обращая внимание на равенство или – лучше – на тождество силы Отца и Сына, говорят, что Дух Святой исходит от Отца и Сына... Когда же им предстоит показать более порядок, в котором Отец и Сын находятся один к другому, то они учат, что Дух исходит от Отца чрез Сына» (12). В «Оросе» Флорентийского собора 1439 года нашли свое отражение эти мысли и высказывания латинствующих греков: «Из святых учителей восточных и западных одни говорят, что Дух Святой происходит от Отца и Сына, а другие – что Он происходит от Отца чрез Сына; между тем все эти свидетельства выражают ту же самую мысль в разных выражениях... Мы объявляем, что выражения учителей и отцов, утверждающих, что Дух Святой происходит от Отца чрез Сына, надлежит понимать в том смысле, что Сын также является Виновником, – как говорят греки, и что Он – Начало существования Духа Святого, именно в том же смысле, как и Отец, – как говорят латиняне» (13).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Горячим противником унии был сначала и Векк, который открыто называл латинян еретиками и мужественно сопротивлялся царскому распоряжению принять церковное общение с ними. Царь старался склонить его на свою сторону и личными убеждениями, и посредством доводов со стороны учёных своих единомышленников, но всё было напрасно: силой своего ума и слова Векк совершенно спутал всех, а возражения оппонентов «распустил точно Пенелопову ткань», так как по гибкости ума, красноречию и знанию церковных догматов все казались перед ним детьми (Григора). Тогда Михаил избрал другое средство для того, чтобы сломить сопротивление этого «льва». Он приказал схватить Векка вместе с некоторыми его родственниками и заключить в тюрьму. Но и в положении узника Векк сначала не изменял Православию. Потом в его богословском мировоззрении произошла резкая перемена – Векк поколебался в своём правомыслии, перестал признавать унию гибельной для Греческой церкви и сделался единомышленником царя. «И вот тот, кто прежде был обоюдоострым мечом для латинян, – с грустью говорит Никифор Григора, – теперь обратился в противную сторону и стал доставлять им победу». Он и для царя сделался всем – языком, рукой и тростью скорописца, – он говорил, писал и излагал догматы применительно к унии с латинянами. Что касается изданных сочинений Векка (Migne. PG. Т. 141), то они относятся к разряду догматико-полемических произведений византийской средневековой литературы. Самое большое его сочинение носит заглавие «Об унии и мире Церквей старого и нового Рима» ( Περ τς νσεως κα ερνης τν τς παλαας κα νας Ρμης κκλησιν). Сочинение разделяется на две части. В первой из них Векк пытается доказать, будто древние св. отцы Греческой церкви – Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Нисский , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Епифаний [Кипрский], Кирилл Александрийский и Максим Исповедник держались латинского учения. С этой целью он предлагает здесь выдержки из их творений, располагая их в порядке возражений со стороны православных (о Filioque, папской власти, опресноках и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

132) Иоанн , Векк, архивариус церкви, муж знаменитый, славившейся ученостью, но обесславивший себя непостоянством в догматах и постыдной преданностью латинству. До избрания на патриаршеский престол он был защитником православной веры против латинства, которому император хотел подчинить восточную церковь 28 . За это Векк и был императором заключен в темную башню. Но там-то, во тьме, он, кажется, и увидел ложный свет западного православия и те личные выгоды, коих он мог ожидать от соединения церквей. Как бы то ни было, Векк, сделавшись единомысленником царевым, получил свободу и патриаршеский престол, на котором находился 8 лет, пребывая в латинстве. Наконец, когда умер коварный царь Михаил (1282 г.), оставив по себе преемником сына своего, Андроника Палеолога, тогда и Векк, преследуемый совестью, оставил патриаршеский престол, осудив предварительно сам себя на заключение в монастырь Пречистой Девы; – но потом он вызван был и осужден соборно, был низложен патриархом Григорием Кипрским , и сам написал благочестивую книгу, в которой отверг прежние свои заблуждения и свое осуждение признал законным и правильным. К сожалению, он вскоре опять подвергся прежнему заблуждению, начав снова говорить и писать противно православию. Но здесь уже он поражен был анафемой, как нераскаянный, и остальную жизнь свою провел вне отечества. В сочинениях Иоанна Векка, до нас дошедших, инде находить можно благородство и обилие слова, но все это подавлено софистической изворотливостью и изменой истине. Почему Векк оставил и в жизни, и в сочинениях своих память о себе точно такую же, какой он вполне достоин. Лучшим преемником его был 1283 г. Иосиф , в другой раз. Но в это время, в преклонных летах, он уже не мог противостоять распрам, происшедшим от недавнего нововведения; почему испросил для себя опять прежнее уединение, где как праведник почил о Господе. На его место был рукоположен, спустя 5 месяцев после вторичного призвания Иосифа, на патриарший престол 1283 г. 133) Георгий, а со времени вступления в монашеское звание – Григорий , родом из Кипра, муж славный мудростью и просвещением. Он созвал собор, на котором судил и осудил Векка; кроме того, написал сильные опровержения на его заблуждения и много других сочинений, также церковные слова, 191 письмо, притчи, гномы по алфавиту и множество других творений. После шестилетнего достойного и боголюбезного пребывания на патриаршеском престоле он отошел ко Господу, оставив о себе вечную память в Церкви, которая благоговейно чтит 18 августа. Преемником ему назначен был 1290 или 1289 г. октября 14

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скончался в марте 1297 года в крепости св. Григория близ Никомидии. Сочинения Нет сведений о литературной деятельности Иоанна Векка до его возведения на патриаршество. Первые известные нам работы написаны уже в период его пребывания на престоле. Кроме синодальных постановлений, принятых под его руководством, Иоанн Векк подготовил ряд богословских работ, посвященных вопросу о Filioque , которое, по мнению Иоанна Векка, было главным препятствием к объединению православной и Римско-католической Церквей. Датировка произведений Иоанна Векка остается неясной, поэтому нельзя составить представление о развитии его взглядов и полемического метода. В 1275-1282 годах написаны трактат " О единстве и мире Церквей Ветхого и Нового Рима " и " Апология, или О том, что объединение Церквей не должно восприниматься как низвержение наших обычаев, но как мир во Христе посредством согласия Церквей друг с другом в понимании догматов " . Полемике с написанными ранее византийскими противолатинскими произведениями посвящены " Опровержение слова, которое Фотий написал против латинян к некоему философу Евсевию, название которого " Тайноводство о Св. Духе " , " Опровержение наблюдений господина Андроника Каматира над высказываниями Свящ. Писания о Св. Духе " , " Надписания на речения из творений святых об исхождении Св. Духа " . Той же теме посвящены произведения " Об исхождении Св. Духа " . Сугдейскому еп. Феодору Иоанн Векк адресовал " Три книги догматических ответов " . До 1283 года написана первая часть " Ответов на " Томос " Григория Кипрского против новоявленных ересей " . После низложения Иоанн Векк старался доказать не только свою богословскую точку зрения, но и то, что стал жертвой несправедливости. В январе 1283 - августа 1285 года он написал гомилии " О несправедливости, которую претерпел, лишенный своего престола " , " Слово отчасти оправдательное о несправедливости, которую претерпел, отчасти опровержительное относительно толкований некоторых речений Свящ. Писания " , " Четыре книги к Константину " .

http://drevo-info.ru/articles/13679901.h...

С другой стороны, Влеммид, в отличие от некоторых своих современников, не собирался заявлять, будто бы святоотеческие выражения не заслуживают внимания, – ведь святые отцы вкладывали в них определенный смысл. Как он сам признал позднее в частном порядке (в двух своих письмах или, скорее, трактатах, написанных после 1253 года), вполне допустимо, что эти выражения обозначают нечто большее, нежели единосущие или единство природы 491 . Они могли быть использованы отцами для описания также и предвечного бытия Троицы, а не только происходящего во времени ниспослания человечеству Духа после воплощения Христа. Любопытно, что на основании изысканий, произведенных после 1253 года, Влеммиду не удалось сформулировать необходимые выводы. Фактически он никогда не пересматривал и не развивал свои взгляды. Спустя всего двадцать лет Иоанн Векк, прочитав Влеммида и отметив его недочеты, предпринял попытку развить мысль предшественника. В результате он станет сторонником унии и в дальнейшем будет избран на патриарший престол Михаилом VIII. После чего развернется решительная кампания по разъяснению скептически настроенным современникам того, что латинское тринитарное богословие по сути согласуется с идеями греческой патристики. Несомненно, Векк был совершенно искренне убежден, что его «открытие» вызвало бы одобрение со стороны ученого из Никеи. В основе богословской системы Векка лежала формулировка «чрез Сына», к которой он прибегнет и позднее, желая защитить себя в ходе Влахернского собора 1285 года. Он был уверен, что это выражение является эквивалентом Filioque, или «от Сына». В лексиконе отцов Церкви эти слова употреблялись, чтобы указать на то посредническое положение, что занимает Сын в предвечном ипостасном исхождении Духа. Следовательно, для Векка было недопустимым утверждать, что это выражение означает только деятельность Духа во времени – «через» – или «от» – воплощенного, исторического Христа. На самом деле все обстоит совершенно иначе. Per Filium (δι) и a Filio (ёк) для него являются синонимами, обозначающими одну догматическую истину, а именно: Святой Дух обретает Свое бытие из сущности Отца и Сына. Всякое различие между «от Отца чрез Сына» и «от Отца и от Сына» – мнимое в его понимании – он объявил искусственным измышлением, намеренно сфабрикованным византийскими богословами с целью опорочить Римскую церковь 492 . Фактически Векк отрицал все возражения против Filioque, выдвигавшиеся Восточной церковью со времен Фотия, включая аргументы, согласно которым Отец ипостасно является началом бытия Святого Духа, а изведение Святого Духа – исключительным свойством Отца. В конечном счете «все выдумали сторонники раскола» 493 . Стоит ли говорить, что Векк далеко ушел от того смысла, который вкладывал в эти формулировки Влеммид.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Иоанн Векк, начитавшись отеческих книг, находит возможность примириться с латинскою церковью и начинает стараться об этом. Люди, преданные православной церкви, убеждают Иосифа объявить циркулярно, что он не примет единения с латинянами, и запечатлеть свое объявление клятвою. Царь, привлекши на свою сторону многих духовных, отправляет посольство в Рим для постановления условий единения церквей. Условие царя с Иосифом, по которому Иосиф должен был оставить патриархию и переехать на жительство в монастырь. Сестра царя Евлогия, не сочувствуя его стремлениям к единомыслию с латинянами, чрез дочь свою Марию возбуждает вражду против него в болгарском царе Константине. Послы, возвратившись из Рима осенью, с вестью о мире церквей, были сопровождаемы посольством Григория Х; и во время служения в храмах началось провозглашение папы. Бывший патриарх Герман, Феофан Никейский и Георгий Акрополит – послы царя, отправляются на Лейденский собор и присутствуют там 24 июня. Acta conc. Lugd. Иоанн Векк 1 Сильный раздор между восточными, по случаю примирения церквей. На место Иосифа избирается в патриарха Иоанн Векк. Царь воспламеняется гневом на православных и назначает им жестокие казни. К царю приходит Икарий и, сделавшись начальником флота, успешно ведет войны. Патриарх Иоанн Векк пишет против православных. Бывший патриарх Иосиф ссылается на остров Хилу. Генуезцы подвергаются наказанию за своевольное плавание по Евксинскому Понту. По смерти папы Григория X, чрез несколько преемств, вступает на папский престол Иоанн, которого одни считают XX, другие XXI, а иные XXII, и посылает к Михаилу Палеологу послов для утверждена условий, принятых царскими послами в Лейдене. Spondanus ex antiqu n. 8. Болгарский царь Константин, под-стрекаемый своею женою, нападает на римские владения. Сестра царя Евдокия сильно покровительствует православным. Болгарская деспина Мария старается против царя возбудить Иерусалимского патриарха и египетского султана. Болгарская деспина Мария, призвав к себе обманом и усыновив Свентислава, лишает его жизни. Пастух Лахана, вооружив поселян, прогоняет тохарцев, побеждает и лишает жизни Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А вот и другой случай самоотверженного и дерзновенного печалования Иоанна Векка в защиту невинных страдальцев. Раз патриарх ходатайствовал за такого человека, который, по его мнению, имел право на снисхождение царя в своем деле. Однако, патриарху много раз приходилось обращаться к василевсу со своей просьбой, и все было напрасно: его не слушали, а лицу, за которого патриарх ходатайствовал, оказание помощи откладывалось со дня на день. В виду такого к себе отношения, патриарх стал ожидать удобного случая, чтобы более решительно заявить о своем фактическом праве печалования. Такой случай скоро и представился. Наступил праздник славного мученика Георгия, когда в знаменитом Манганском монастыре, построенном императором Константином Мономахом, совершилось торжественное богослужение, при громадном стечении богомольцев. Сам патриарх Иоанн Векк служил в этот день божественную литургию в монастырском храме, где присутствовал за богослужением и царь, окруженный блестящей свитой. Храм был переполнен молящимися. И вот, когда окончилось возношение Св. Даров ( τν δρων ναφορ), царю надлежало, умывши руки, приступить к принятию антидора и получению благословения от совершителя литургии. Царские врата открылись и в них появился патриарх, имевший преподать царю благословение. Царь подходит к патриарху и протягивает свои руки, чтобы взять часть божественного хлеба. Но патриарх Иоанн Векк удерживает свою правую руку, в которой имел священный хлеб. И когда царь Михаил Палеолог стоял с протянутыми к антидору руками, а правая рука патриарха, державшая его, оставалась неподвижной, – в это самое время Иоанн Векк еще раз обратился к василевсу со своим ходатайством и просил дать свободу несправедливо наказанному. И надо было видеть благородное предстательство души патриарха, обнаруженное в этот критический момент! Один просит даровать освобождение, а другой возражает, ссылаясь на время, и говорит, что теперь не время для такого освобождения и разрешения; но патриарх еще громче взывает о прощении и говорит, что, напротив, всего приличнее оказать сострадание человеку тогда, когда принимается освящение от Бога. Наконец, царь стал умолять патриарха дать ему антидор – если не для употребления, то, по крайней мере, для того, чтобы ему не было стыдно перед народом, – как это и будет, если он возвратится с пустыми руками. Но патриарх не давал и говорил, что антидор послужит ему в осуждение, если он не избавит от печали того, кто уже давно подвергается несправедливому наказанию. Тогда спокойствие царя сменилось гневом и он, не давши патриарху ответа на его ходатайство, только сказал: «мы не праздновали праздника». И после этого царь удалился во дворец, так и не получив от патриарха ни антидора, ни благословения 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Это было тем более необходимо, что с течением времени Векк отказался от своего отречения от патриаршества, обосновывая его физическим принуждением 455 . На удивление, их желания с Векком совпали – бывший патриарх, сосланный в город Прусу и доведенный пренебрежительным отношением к себе до отчаяния, также требовал публичного разбора своих трактатов. Естественно, он хотел доказать, что его богословская точка зрения не противоречит учению Отцов Церкви. Доложили царю – и тот дал поручение организовать Собор, пригласив на него архиереев, клириков, сенаторов и богословов. При обсуждении страсти закипели, и, отчаявшись, Иоанн Векк сам отказался от собственных сочинений, заявив, что хотя считает свое мнение верным, но ради церковного мира готов признать его ошибочным. Кроме того, добавил бывший патриарх, он всецело вверяет себя водительству Церкви – лучше быть со всеми осужденным, чем в одиночку искать спасения. Но через силу отказаться от своих сочинений не означало простить Георгия Кипрского, который очень донимал Векка; и бывший патриарх решил нанести врагу смертельный удар. Векк обратился непосредственно к царю и заявил, что мир и тишина никогда не водворятся в Церкви, пока Георгий занимает патриарший престол. Воцарилась тягостная тишина, но Андроник II поддержал своего выдвиженца, а Векка с единомышленниками сослал в крепость св. Георгия в Вифинию 456 . Влахернский Собор уникальное явление в истории Церкви. На нем впервые соборно была изучена латинская формула Символа Веры с Filioque – в пику Лионскому Собору 1274 г., на котором, как раз также впервые, Filioque было введено в разряд догматов. «Damnamus et reprobamus omnes qui negare praesumpseritant aeternaliter Spiritum Sanctum ex Patre et Filio procedure " («Проклинаем и осуждаем всех, кто осмелится отрицать, что Дух Святой исходит от Отца и Сына») 457 . «Томос», написанный лично Георгием Кипрским, по праву занимает почетное место в церковном Предании. Позднее многие богословы вполне обоснованно считали «Томос» равноценным по авторитету и значимости оросам Вселенских Соборов. Великое достижение Георгия Кипрского не только в тонком богословском разрешении сложнейшего вопроса, но и в том, что в его учении латинское понимание Троицы может быть передано в терминах, приемлемых для восточной святоотеческой традиции. Константинопольскому патриарху удалось доказать, что в определенном смысле Восток и Запад могли бы найти согласительную и приемлемую для обеих сторон формулу об исхождении Святого Духа от Сына («ex Folio»). Он открыл великолепную, увы, не использованную возможность для примирения двух Вселенских кафедр 458 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сын по существованию никак не есть прежде Духа». Об этом говорит тот же св. Григорий Нисский в первом опровержении против Евномия: «как Сын присоединяется к Отцу, и имея от Него бытие по существованию, не есть позже Его: так и св. Дух следует за Единородным мысленно только в рассуждении причины, когда Он (Сын) созерцается прежде Ипостаси Духа». Ни то, что Сын от Отца нисколько не мешает Сыну от века быть со Отцом; ни то, что только мысленно, относительно собственной причины, Сын созерцается прежде Духа, нисколько не мешает Духу принадлежать Сыну и вместе с Ним быть от Отца.» За тем, св. Палама рассуждает о правильном употреблении и изъяснении предлогов: через (δι), из (κ), и с (συν), как и в первом слове. Приведши еще несколько выражений св. Кирилла Александрийского , приводимых Латинянами в защиту своего учения, и показав, что эти слова показывают временное явление тварям св. Духа от Отца через Сына, св. Палама заключает второе слово повторением мыслей всего слова и молитвой к Богу, да просветит Он заблуждающих в догматах Веры и приведет в познание истины и к неизреченному созерцанию Трисолнечной и Единоначальной Светлости. 2. Опровержение доказательств о происхождении св. Духа и от Сына, собранных Иоанном Векком, патриархом Константинопольским, изменником Православия 56 . Судя по надписи, они написаны им во время святительства, разделены на 12-ть не больших глав и заключают в себе следующие довольно тонкие мысли: 1. Векк приводит различные свидетельства отцов, из коих одни употребляют предлог: из (κ), другие – через (δι) а третьи утверждают, что оба эти предлоги равносильны. Палама опровергает его так: если предлоги: из и через равносильны, то они доказывают не различие Лиц Пресвятой Троицы, но единосущие и не изменяемость природы и воли Их. Напрасно Векк известными предлогами старается доказать отличие одного Лица Пресвятой Троицы от другого. Виновны не отцы, употреблявшие эти предлоги, а виновен Иоанн Векк, худо понявший и неправильно приложивший их к учению о происхождении св.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010