Так, в анонимном памфлете, изданном С. Лилла и восходящем к периоду времени между 1283 и 1303/1304 гг., но ближе к первой дате, Векк назван еретиком, имеющим общую долю с Иудой. Ведь он ввел после заключения унии литургическое поминовение папы Римского, хотя прежде обещал не делать этого 130 . С другой стороны, в униатском трактате XV в. «О Вселенских Соборах и о том, где состоялся каждый из них...», патриарх-латинофил прославляется как «...божественный Векк, сей триблаженный, дивный архиепископ оного Византия» 131 . Автор выделяет 10 Вселенских Соборов. Восьмым Вселенским Собором он считает Лионский Собор 1274 г., который будто бы состоялся при папе Иоанне (имеется в виду Иоанн VIII, 872–882) и осудил Фотия 132 , Девятым Вселенским Собором – Поместный Собор, состоявшийся в Константинополе в 1277 г., на котором Векк одобрил Лионскую унию. Впоследствии его ешения отменил Влахернский Собор 1285 г. под председательством Георгия Кипрского 133 . Десятый же Вселенский Собор – Флорентийский 134 . Этот пример подтверждает, что в церковно-исторической мысли 135 Византии XIII–XV вв. продолжали соперничать две главных традиции – православная антилатинская и униатская пролатинская 136 . Возникает закономерный вопрос: не было ли связано более слабое знание церковной истории униатами после Флорентийского собора с их отходом от традиции Фотия (которого автор трактата «О Вселенских Соборах...» считал главным виновником схизмы греков и латинян 137 ), а тем самым – и от православной догматики вообще? Во всяком случае, закономерным выглядит следующее обстоятельство. Как минимум, три православных автора XII–XIV вв. (автор так называемого «третьего анонима Хергенрётера – Сильвано» 138 , св. Каллист I, патриарх Константинопольский в 1350–1353, 1355–1363, и св. Нил Кавасила) с незначительными отличиями цитируют догматическое определение (орос) Константинопольского Собора примирения 879–880 гг., созванного Фотием 139 . Кроме того, по всей видимости, отдельную ветвь византийской православной церковно-исторической традиции позднего Средневековья представляют собой упоминания о Соборе примирения в догматико-полемических трудах Мосхамбара. Собор при св. Фотии и папе Иоанне, говорит Мосхамбар, анафематствовал «Филиокве, опресноки и прочие ереси латинян» (Mosch., p. 450.79–85). Славный же это был Собор! Ведь прибыли не только посланцы папы, но и три восточных патриарха из числа членов пентархии (Ibid., p. 450.89–90). Чем же был вызван столь острый интерес к деяниям этого Собора?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В зависимости от определенной системы часто возникала необходимость переписать то или иное прошение, чтобы известное дело заняло второе, третье или последнее место, так как являлось предположение, что оно может вызвать у царя раздражение, или же изложить его в самом начале, когда можно было надеяться, что царь охотно выслушает его и благосклонно примет. «В виду этого, – говорит историк Георгий Пахимер, – очень многие полагались на патриарха с такой же уверенностью, как на самого царя». И патриарх Иоанн Векк особенно замечателен был тем, что всегда смело и дерзновенно говорил относительно своих прав, так что император верил его доводам и признавал его просьбы справедливыми. Насколько патриарх был опытен в своих ходатайствах и как целесообразно он действовал во время печалования перед царем, – в доказательство этого, – говорит историк Г. Пахимер, – полезно представить несколько примеров, свидетельствущих о подлинном его дерзновении и о заступлении за правду 27 . Однажды, в знойное время лета, в самый полдень, император Михаил Палеолог, вставши от послеобеденного сна, сидел в особом помещении Влахернского дворца, называемом Оат (’ατον), и наслаждался водворившейся здесь прохладой. Вместе с ним находился и патриарх Иоанн Векк, который и жил в соседнем монастыре Хоры 28 , дабы тотчас являться к царю с докладами, когда это будет возможно. И вот, когда Михаил Палеолог сидел в Оате, Иоанн Векк подошел к нему и, после обычного приветствия, стал ходатайствовать пред царем за человека, который, по дошедшим до патриарха сведениям, был обвинен и наказан несправедливо. Между тем царь был нехорошего мнения о клиенте патриарха и не соглашался помиловать его. Патриарх, по свойственному ему характеру, стал настойчиво защищать своего клиента, а царь не уступал и с такой же настойчивостью возражал против доводов патриарха. С той и другой стороны обнаружена была большая горячность в защите своей позиции, вызвавшая шум и способная привести в смущение и постороннего слушателя. Но этим дело не кончилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

11. Вопрос об унии Вопрос об унии, особенно остро вставший в эпоху Палеологов и выразившийся реально в заключении трех уний, и долгие, бурные исихастские споры вызвали напряженную деятельность в области догматической и полемической литературы, которая и дала ряд представителей как среди сторонников, так и среди противников унии и исихастов. О некоторых из этих писателей уже речь шла выше. К наиболее выдающимся сторонникам унии можно отнести трех писателей и практических деятелей в этом смысле: Иоанна Векка, умершего в конце XIII века, Димитрия Кидониса, жившего в XIV веке, и знаменитого деятеля XV века Виссариона Никейского. Современник первого Палеолога и первоначально, как идейный противник сближения с латинянами, враг последнего, Иоанн Векк, занимая высокую церковную должность и противодействуя униатской политике Михаила VIII, навлек на себя его гнев и был заключен в темницу. По отзывам источников, это был выдающийся человек по уму и образованию. По словам одного греческого историка, Векк отличался “ученостью, долговременной опытностью и красноречием, могущими уничтожить церковный раскол.” 1131 Другой историк XIV века называет его “человеком умным, питомцем красноречия и науки, наделенным такими дарами природы, как никто из его современников; ...по остроте же ума, беглости языка и знанию церковных догматов, по сравнению с ним все казались детьми.” 1132 Но знакомство с сочинениями знаменитого писателя никейской эпохи Никифора Влеммида привело к изменению религиозных взглядов Иоанна Векка, который, став на сторону учения об “экономии,” сделался сторонником унии. Тогда Михаил VIII возвел его на патриаршую кафедру, которую Иоанн Векк, являясь всегда перед государем ревностным ходатаем за бедных и обиженных, и занимал до начала следующего столетия, когда Андроник II, порвав с унией, низложил его и заключил в темницу, где он и умер. Наиболее обширное сочинение Векка – “О единении и мире церквей древнего и нового Рима,” в котором автор старается доказать, что уже отцы древней греческой церкви признавали латинский догмат и что только позднейшие греческие богословы во главе с Фотием извратили их учение. Таким же образом обработана была Векком тема об “исхождении Святого Духа.” В этом же направлении он написал еще много богословских сочинений, одно количество которых обеспечивает за Векком первое место среди друзей Рима и Византии. Труды Векка являлись для позднейших приверженцев унии источником, из которого они черпали нужные им материалы. 1133

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Вообще, он старался представить греческому духовенству дело унии как дело, имеющее характер политический. Патриарх и епископы, несмотря на эти убеждения, все-таки не соглашались на унию. Патриарший хартофилакс, ученый Иоанн Векк, по поручению патриарха высказал даже пред императором, что латиняне, не названные еще Церковью еретиками, на самом деле – тайные еретики. Такое противодействие раздражило императора – он заключил Векка в тюрьму. Впрочем, находя, что Векк как человек ученый может много помочь делу унии, Палеолог счел за нужное привлечь его на свою сторону, в чем и успел. Векк сделался горячим приверженцем унии. Между тем нужно было отпускать папское посольство и давать ответ папе. Палеолог, решившийся уже на унию, написал папе, что он пришлет на Лионский собор уполномоченных от Восточной Церкви. Одно затрудняло только императора – это противодействие главы Греческой Церкви, патриарха Иосифа, который успел уже разослать к восточным епископам окружное послание против соединения с латинянами. Но он и тут нашелся, – предложил Иосифу удалиться на время в монастырь с тем, что, если уния не состоится, он опять займет свою кафедру, если же состоится, он совсем откажется от патриаршества. Иосиф волей-неволей согласился. Теперь Палеолог, заготовив с единомышленными ему епископами грамоту от греческого духовенства к папе, снарядил посольство на Лионский собор. В числе послов были, между прочим, бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит. Они прибыли в Лион, когда уже собрались там папа и латинские прелаты. Папа принял послов ласково. Четвертое заседание собора посвящено было вопросу о соединении Церквей. Впрочем, дело поставлено было так, что рассуждений о разностях между Церквами никаких не допускалось. Прежде всего, папа заявил собору, что греки добровольно приходят в повиновение Римской Церкви. Затем прочитаны были письма к папе Михаила Палеолога и его сына Андроника и грамота от греческого духовенства. Как в письмах, так и в грамоте выражалась полная покорность папе, только в своем письме император просил папу оставить грекам Символ без чтения filioque.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Палеолог решился на соединение Церквей на предложенных условиях. Посольство страны привезло императору письмо об унии, которое внимательно изучалось. Греческое духовенство во главе с Патриархом Иосифом, прежде покорным императору, было против предложенной унии. Палеолог уговаривал Патриарха и епископов соединиться с Римской Церковью, считая, что условия, предложенные папой, исполнимы: поминать папу в богослужении не унизительно для Восточной Церкви, как и признавать его братом и первым лицом во Вселенской Церкви. Что же касается права апелляции к папе, то оно практически существовать не будет, т. к. в «сомнительных случаях едва ли кому захочется плыть для этого за море». О чтении символа с прибавлением filioque император промолчал. Вообще, он старался представить греческому духовенству дело унии, как дело, имеющее характер политический. Да так оно и было! Патриарх и епископы, несмотря на эти убеждения, всё-таки не соглашались на унию. Патриарший хартофилакс, учёный Иоанн Векк, сказал императору, что латиняне, не названные ещё Церковью еретиками, на самом деле – тайные еретики. Такое противодействие раздражало императора, он заключил Векка в тюрьму. Впрочем, находя, что Векк, как образованный человек, может много помочь делу унии, Палеолог счёл нужным привлечь его на свою сторону, что ему удалось – Векк превратился в горячего приверженца унии. Между тем, нужно было отпускать папское посольство и давать ответ папе. Палеолог, решившийся уже на унию, написал папе, что он пришлет на Лионский Собор уполномоченных от Восточной Церкви. Одно только затрудняло императора: противодействие       главы Греческой Церкви Патриарха Иосифа, который успел разослать к восточным епископам окружное послание против соединения с латинянами. Хитрый Палеолог предложил Иосифу удалиться на время в монастырь на следующих условиях: если дело унии не состоится, он опять займет свою кафедру, если же состоится, – он совсем откажется от Патриаршества. Иосиф не мог не согласиться. Этого требовала политика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По возвращении послов из Лиона, Император приказал объявить унию с римскою Церковью, и поминать имя папы на церковных богослужениях. На престол патриаршества константинопольского возведен был Иоанн Векк, в дарованиях и энергичности которого Император надеялся найти сильную опору делу унии. Но народ и духовенство продолжали относиться к унии также неприязненно, как и прежде. Православные греки не хотели молиться в тех Церквах, где поминалось имя папы. В Константинополе возникли сильные смуты и распри между православною и униатскою партиями. Против Императора и патриарха стали распространяться недовольство и озлобление. Пользуясь таким замешательством народным, некоторые из сильных вельмож, ненавидевших Михаила Палеолога, стали возбуждать в провинциях открытые мятежи против императорской власти. Император хотел силою заставить народ повиноваться себе. Ссылки, пытки и казни усилились в чрезвычайной степени. С другой стороны патриарх Векк и другие ученые приверженцы унии (Константин Мелетиниом, Георгий Метохит и др.), старались действовать на народ мерами убеждения; они распространяли такия мысли, что уния есть дело в высокой степени нравственное и христианское, и в политическом отношения для греков весьма полезное, что римская Церковь такая же православная Церковь, как и греческая; что в самом важном пункте разногласия между греческою и римскою Церквами относительно исхождения Св. Духа легко примирить учение той и другой Церкви, если принять для выражения этого учения такую формулу, что Дух Святой исходит не просто от Отца, как читается в греческом символе, и не от Отца и Сына, как учит Западная Церковь , а от Отца чрез Сына, как учили будто бы многие древние учители церковные, Восточные и Западные 5 . Но ни деспотическая настойчивость Императора, действовавшего мерами насилия, ни убеждения униатской партии греческих богословов не подвигали вперед дела унии. Векк, разочарованный в своих униатских стремлениях и в народной к нему расположенности, оставил управление церковными делами; сам император, утомленный пытками и казнями, в последние годы своего правления предоставил успех унии на произвол судьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

13 Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Перевод В. В. Бибихина. М., 1995. С. 53. Греческий текст: Gr—goire Palamas. Defense des saints par J. Meyendorff. Louvain, 1973. T. I. P. 99. Далее он, говоря об учениках преподобного Никифора Исихаста, еще раз упоминает о Феолипте, “просиявшем как свет в лампаде в городе Филадельфии”. — Там же. С. 160; Там же. P. 78–80. 15 Причем, как отмечает А. П. Лебедев, «Векк сначала противился воле царской, долго не соглашался поддерживать унионные стремления Михаила Палеолога. За это сильно гневался на него император; мало того: бросил его в смрадную тюрьму и притом не одного, а со всеми родственниками его. Но и находясь в таком тяжком положении, Векк не вдруг пошатнулся в Православии Иоанн Векк не сделался, впрочем, полным латинянином. Он стал сторонником так называемого в Византии учения об “экономии”, учения, которое применялось здесь всегда, когда нужно было какому-либо неблаговидному общественному делу дать благовидную личину». — Лебедев А. П. Исторические очерки состояния византийско-восточной Церкви от конца XI-ro до половины XV-ro века. М., 1902. С. 222–223. 16 См. оценку его современниками в кн. Соколов И. И. Конспект лекций по истории Греко-восточной Церкви. Петроград, 1915. С. 209–217 (литография): “Григорий Кипрский был талантливым и продуктивным деятелем византийской литературы, произведения которого свидетельствуют о высоком развитии наук в Византии” (С. 211). 17 См. Papadakis A. In collaboration with John Meyendorff. The Christian East and the Rise of the Papacy. The Church 1071–1453 A. D. N. Y., 1994. P. 228 (“the key doctrinal document of the century”). 18 Подробно см. Papadakis A. Crisis in Byzantium. The “Filioque” Controversy in the Patriarchate of Gregory I of Cyprus (1283–1289). N. Y., 1983. P. 86–137. 19 Филадельфия с IX в. стала главным городом Лидии. “Церковь христианская устроена была в Филадельфии весьма рано. Первым епископом почитают Димитрия, о котором упоминается в соборном послании св. Иоанна (ст. 12). В Апокалипсисе мы находим особое обращение Ангела к церкви Филадельфийской. Св. Игнатий писал к церкви Филадельфийской особое послание, где дает весьма благоприятный отзыв о христианской жизни членов Филадельфийской церкви и особенно хвалит их за радушие и гостеприимство. Но особенно замечательна стала Филадельфийская церковь с IX в., когда в Филадельфии была устроена митрополия”. — Терновский Ф. А. Очерки из церковно-исторической географии. Области восточных патриархов Православной Церкви до IX века. Казань, 1899. С. 287–288.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

В заключение пропели «Тебе Бога хвалим» и Символ веры с Filioque. Уния между церквами Восточной и Западной состоялась. Папа настоял на том, чтобы между Византией и Карлом Анжуйским был заключен мир. Оставалось только ввести унию в греческой церкви. 4. Попытки внедрения унии в греческую церковь. Влахернский собор Греческие послы, получившие за покладистость богатые подарки, возвратились в Константинополь; вместе с ними прибыло посольство от папы. В богослужении приказано было поминать Григория X как «верховного архиерея апостольской церкви и Вселенского папу». Патриарх Иосиф отлучил императора от церкви и был смещён с кафедры. На его место был поставлен упоминавшийся Иоанн XI Векк (1275–1282), из латинофоба ставший латинофроном (т.е. латиномудрствующим) и начавший агитацию в пользу унии в окружных посланиях и иных сочинениях. Однако лояльные к императору иерархи и богословы во главе с Иоанном Векком тщетно пытались защитить латинские догматы. Оказалось, что церковь в Византии вовсе не находится в подчинении у императора (как полагали в Риме и как долгое время считали западные писатели, упрекавшие православных в «цезарепапизме»). Иоанн Векк пытался защищать латинское учение об исхождении Св. Духа «и от Сына», утверждая, что оно синонимично выражению «через Сына», которое встречается у свв. отцов и обозначает ту истину, что Св. Дух обретает Свое бытие из сущности Отца и Сына, а Сын занимает посредническое положение в предвечном исхождении Духа. Его оппоненты, напротив, категорически отрицали любое участие Бога Сына в извечном исхождении Св. Духа: только Отец ипостасно является началом бытия Св. Духа, изведение Духа – исключительное свойство Отца. Они понимали выражение «через Сына» лишь как указание на дарование Духа людям через Христа после Воплощения, во времени «века сего». Камнем преткновения стал вопрос о первенстве римского епископа. Для Востока примат римской кафедры оставался нравственным понятием и опирался на церковное предание. Запад же воспринимал первенство юридически – он был мало расположен к созерцательному богословию, как на Востоке, и, в соответствии с традициями римского права и основанной на нем системы государственного строя, воспринимал христианство как организацию общественного устройства, необходимую для спасения. Восточная церковь признавала за папой первенство чести, но не превосходство над другими церквами. Римский епископ считал, что окончательное решение любого вопроса веры остается за ним, тогда как византийские епископы были убеждены, что это решение должно принадлежать собору всех епископов церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В знак протеста патриарх Иосиф I оставил кафедру. Патриархом стал Иоанн XI Векк (1275-1282), бывш. противник унии, перешедший на сторону императора. План Михаила VIII сначала дал результаты: папа Григорий X заставил Карла Анжуйского заключить с Византией перемирие. Однако в 1281 г. Карлу удалось возвести на Папский престол своего кандидата, Мартина IV , к-рый отлучил Михаила Палеолога как «неискреннего католика» и снял запрет на войну. Только события «Сицилийской вечерни» в марте 1282 г. предотвратили казавшееся неминуемым новое нападение коалиции западноевроп. стран во главе с Сицилийским королевством и перспективу восстановления Латинской империи. В дек. 1282 г. скончался Михаил Палеолог. Порицаемый и православными и католиками, он был похоронен в поле без церковного отпевания. Сразу же после его кончины Иоанн Векк лишился кафедры, на которую был возвращен патриарх Иосиф I. Одним из первых его деяний было осуждение Лионской унии. Патриарх Григорий II Кипрский (1283-1289) получил известность как самобытный богослов, пытавшийся найти новые подходы к диалогу с Западом, прежде всего в отношении проблемы Filioque. Под его председательством на Влахернском Соборе в К-поле в 1285 г. был одобрен синодальный томос, в к-ром с определенными оговорками принималась формула «и от Сына» - не в смысле онтологического происхождения Св. Духа (единственным источником Коего признавался Отец), но в смысле «проявляемого» исхождения. Однако спекулятивное богословие томоса вызвало множество нареканий, и патриарх был вынужден отречься от престола. Новым патриархом стал известный аскет Афанасий I (1289-1293, 1303-1309). Он ревностно обличал нравы населения и пытался установить строгую дисциплину среди духовенства, но в итоге вызвал всеобщее недовольство и удалился в мон-рь, написав при этом тайное отлучение на царскую семью, архиереев, клириков и народ. Имп. Андроник II (1282-1328) сохранял к нему благоговейное отношение и через 10 лет добился его возвращения на престол. Патриарх Афанасий продолжил свою политику по укреплению морали и церковного авторитета.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Император Михаил ничего не добился, так как на созванном Соборе его точку зрения поддерживали только императорский архидиакон Константин Мелитиниот и протапостеларий Георгий Кипрский. А все остальные участники Собора стояли на прямо противоположной позиции 53 . Тогда Император, призвав на помощь учёных клириков, написал томос, в котором попытался, приводя различные свидетельства, убедить духовенство в том, что все доводы против латинян бездоказательны. Император отправил томос Патриарху и велел ему немедленно на него ответить, основывая ответ на знании исторических событий и письменных изречениях святых отцов. Император рассчитывал на то, что никто не будет составлять возражение на томос. Единственный, кто мог бы это сделать, учёный хартофилак Иоанн Векк, находился в тюрьме. Но его надежды не оправдались. Патриарх и его архиереи, рассмотрев томос, созвали всех единомышленников, всех лучших и учёных клириков на собрание, чтобы дать ответ на томос Императора. Составление ответа взял на себя Иов Иасит, привлекший нескольких соавторов, самым выдающимся из которых был Георгий Пахимер. Очень скоро они создали ответный томос. «Но Император, получив ответ и внимательно его прочитав, понял, что ему нечего сказать на это. Если ответ архиереев будет обнародован, то он будет посрамлён. Поэтому он стал вести себя не робко, а презрительно, хотя на самом деле боялся. Он надменно презирал ответ на томос и откладывал его рассмотрение» 54 . Патриарх осуждал в своём ответе прибавление латинян к Символу Веру и доказывал множеством неопровержимых доводов, что имя Папы не следует поминать в диптихах 55 . Император, ничего не достигнув, пошёл другим путём, повелев приглашённым клирикам собрать из разных церковных писателей все высказывания в пользу богословской позиции латинян. Все эти места, которые казались говорящими в пользу латинской догматики, были отправлены заключённому в тюрьме хартофилаку Иоанну Векку. Иоанн Векк был уже измучен бедствиями тюрьмы. Вероятно, ему было обещано, что в случае поддержки Императора он станет Патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010