Иоанн Векк был освобожден из тюрьмы, после того как присоединился к сторонникам унии. Он начал активно выступать, призывая клир Константинопольской Церкви поддержать возрождение общения Церквей. В 1274 году, несмотря на оппозицию в Византии, посольство, отправленное имп. Михаилом на Запад, добилось соглашения с Римско-католической Церковью на Лионском Соборе . После этого патриарх Иосиф оставил престол, а 26 мая 1275 года по предложению императора на его место был избран Иоанн Векк. 2 июня состоялась его интронизация. Иоанн Векк стал одним из приближенных сотрудников имп. Михаила и активно участвовал во многих государственных делах. В первые годы патриаршества он пропагандировал церковную унию, мобилизовал все средства, от проповеди до административного давления на оппозицию, и при поддержке императора стремился добиться признания соглашения, принятого на Соборе, византийцами. В этот период Священный Синод под его руководством издал несколько определений, которые стали основой политики Иоанна Векка и одновременно вызвали недовольство византийцев действиями Иоанна Векка и имп. Михаила. В 1276 году Иоанн Векк провозгласил верным догмат об исхождении Св. Духа в католической версии и признал примат папской власти . Ведя полемику с противниками унии, он начал составлять опровержения их сочинений и отлучать их от Церкви. 19 февраля 1277 года Священный Синод Константинопольской Церкви анафематствовал всех непризнающих восстановление " древних преимуществ " (νκαθεν πρεσβεα κα προνμια) папского престола. 16 июля того же года Иоанн Векк издал окружное послание, в котором подтвердил отлучение отказывающихся считать Римскую Церковь " Матерью и главой всех прочих Церквей " . Большинство населения Византии не признало унии, за что многие подверглись преследованиям вплоть до тюремного заточения . При восшествии Иоанна Векка на престол имп. Михаил VIII Палеолог пожаловал ему право ходатайствовать за нуждающихся в справедливости и снисхождении. В марте 1279 года, получив отказ в своей просьбе, Иоанн Векк бросил патриарший жезл к ногам Михаила и удалился в константинопольский монастырь Пресв. Богородицы Парахранты. В другой раз во время богослужения в константинопольском Манганском мон-ре на глазах народа Иоанн Векк лишил императора антидора (просфоры), после того как тот отказал в удовлетворении патриаршего ходатайства . Настойчивость Иоанна Векка вызывала неудовольствие Михаила. Император был вынужден назначить специальный день недели (вторник), чтобы Иоанн Векк мог лично докладывать дела о бедных, а также выделил особого чиновника для составления документов по таким делам (эту должность занял грамматик Михаил Ксифилин ).

http://drevo-info.ru/articles/13679901.h...

Был праздник, царь явился к литургии. При окончании ее началась раздача антидора. Отворились царские врата. Вышел патриарх с антидором. Подходит царь и протягивает руку, но патриарх, взяв предназначенную для царя частицу, удерживает ее в своей руке. Все присутствующие видят необыкновенное зрелище. С одной стороны, царская рука протянута, а с другой, рука патриарха остается неподвижна. Векк просит царя за того обиженного, за которого он просил уже не раз. Царь упорствует, патриарх настаивает. Зрители изумлены и не знают, что подумать 512 . Вообще Векк не давал царю покоя своим предстоятельством. Поэтому выбран был определенный день в неделю, который исключительно назначался на то, чтобы патриарх мог беспрепятственно являться к императору со своими просьбами за разных лиц. Описывая деятельность Векка, православный историк Пахимер восклицает: «Сколько добра получили люди от такой заботливости патриарха!» 513 . А заметим, что дело происходит при таком строптивом и черством по сердцу царе, как Михаил Палеолог. Историк Григора очень высоко ставит положение Векка при сейчас названном императора; он говорит, что Векк «сделался для царя всем – и языком, и рукою, и тростью скорописца» 514 . И однако же, несмотря на это, между царем и патриархом происходят не раз столкновения, виной которых отнюдь не сам Векк, столкновения, имевшие последствием очень крупные неприятности для архипастыря 515 .– По внешности Векк отличался величавой красотой, о его наружности дошли до нас как письменные известия, так и живописные указания 516 . Иоанн Векк был низвергнут с кафедры вскоре по вступлении на императорский престол Андроника Старшего, наследника Михаила Палеолога, – Андроника, который был ревностным приверженцем православия и врагом унии с латинянами. По низвержении Векк влачил печальную жизнь: он сначала был заключен в монастырь, потом сослан и заключен в крепость, в тюрьму, где и умер (1298 г.) 517 . О печальной судьбе, постигшей его по низложении, Векк и сам говорил в своем «духовном завещании» 518 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Патриарх Иоанн Векк (1275–1282). Он вступил на патриаршую кафедру, когда Иосиф сошел с этой кафедры, не желая быть прямым пособником Михаила Палеолога по введению унии в Греческой церкви. Иных взглядов на унию держался «хартофилакс Великой церкви» Векк, и потому ему, как человеку, способному действовать в интересах времени, и предоставлена кафедра после Иосифа. Было бы напрасно думать, что Векк сразу же сделался сторонником унии. Прежде чем войти в виды императора, Векк переживает нелегкий душевный кризис, который, однако же, разрешился не так, как было бы желательно в интересах Церкви. Векк сначала противился воле царской, долго не соглашался поддерживать униатские стремления Михаила Палеолога. За это сильно гневался на него император, мало того – бросил его в смрадную тюрьму, и притом не одного, а со всеми родственниками его. Но и находясь в таком тяжком положении, Векк не вдруг пошатнулся в православии. В этом случае на него имело большое влияние чтение сочинений тогдашнего греческого ученого и аскета Никифора Влеммида 501 , который несомненно склонялся к унии и в таком духе писал еще раньше Лионского собора. Император устроил так, что сочинения такого достойного мужа, как Влеммид, доставлены были Векку в темницу. Ознакомившись с этими сочинениями, Векк совершенно переменил свои воззрения. «И вот тот, кто был обоюдоострым мечом против латинян, – говорит историк Григора, – обратившись в противную сторону, для нее же подготавливал победу» 502 . Иоанн Векк не сделался, впрочем, полным латинянином. Он стал сторонником так называемого в Византии учения об «экономии», учения, которое применялось здесь всегда, когда нужно было какому-либо неблаговидному общественному делу дать благовидную личину 503 . Как понимал это учение об «экономии» Векк, это он выразил в одном из своих сочинений, где он так рассуждает: «Нашим (свят.) отцам было известно слово «экономия» и идея, этим словом выражаемая; они оставили нам письменные увещания, в которых боголюбезно ратуя за единение Церквей, и нас, своих потомков, как бы поощряют к подобной ревности; поэтому мы имеем право считаться настоящими учениками этих отцов, мы, по боголюбезной ревности держащиеся этой экономии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Патриарх Иоанн XI Векк Иоанн XI Векк (греч. Ιωννης Βκκος; 1230-е - 1297 ), патриарх Константинопольский (26 мая 1275 - 26 декабря 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии Родился в 1230-е годы, предположительно в Никее . Получил прекрасное образование в школе Георгия Бабускомита, основанной никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем (1221-1254) в окрестностях Никеи для подготовки гос. чиновников и церковных деятелей. Иоанн Векк был известен как один из лучших ученых и риторов своего времени, славился красноречием. До избрания на патриарший престол был диаконом ; с 1263 года занимал пост патриаршего хартофилакса (вел. хартофилакса), с 1274 года - вел. скевофилакса . В 1268 году Иоанн Векк вместе с Константинопольским патриархом Иосифом I участвовал в византийском посольстве к сербскому кор. Стефану Урошу I для заключения брака между Анной, второй дочерью визант. имп. Михаила VIII Палеолога, и младшим сыном короля и наследником престола царевичем Милутином (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). Отправившееся из Константинополя посольство остановилось в пограничной Веррии, откуда дальше в сербские земли были отправлены Иоанн Векк и некий Кудумин Траянопул. Согласно сведениям визант. историка Георгия Пахимера, Иоанн Векк проехал по Сербии и вскоре вернулся в Веррию и сообщил патриарху и др. членам посольства, что сербы не подготовились должным образом к приему византийской царевны и не могут обеспечить безопасность посольства. Царевна и ее спутники решили вернуться в Константинополь . Возможно, причина неудачи посольства заключалась в изменении политической обстановки: Стефан Урош I был женат на Елене Анжуйской, родственнице противника Византии Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Брак Анны и Милутина должен был укрепить союз Сербии и Византии, что осложнило бы осуществление завоевательных планов Карла.

http://drevo-info.ru/articles/13679901.h...

По выражению историка, «по части знания церковных догматов все казались перед ним детьми» 506 . Характер Векка был в значительной мере благороден и не чужд гуманности. Никакое подозрение не могло коснуться его высоконравственной личности. «Обвинять в наклонности к блудодеянию – в чем некоторые осмеливались обвинять патриарха, – говорит Пахимер, – скорее можно было бы Пелея (отца Ахиллесова, этого любимца богов), чем Иоанна Векка; а возводить обвинение в сребролюбии можно было скорее на честнейшего из людей – Аристида, чем на этого патриарха» 507 . До времени патриаршества Векк занимал должность, как мы уже упомянули, хартофилакса, т. е. заведовал канцелярией синода и патриарха 508 . Уже в этой должности он приобрел громадное влияние. Имея власть налагать дисциплинарное взыскание на священников, Векк не щадил даже придворного духовенства. Раз Векк, в качестве хартофилакса, наложил епитимью на одно лицо, принадлежащее к придворному духовенству; такое действие раздражало императора, который говорил: «Так поступать – значит наносить обиду самому хозяину дворца» 509 . В Константинопольском синоде не решалось ни одно дело без участия Векка, как хартофилакса, так что некоторые, будучи недовольны влиянием хартофилакса на дела, говорили: «Иоанн Векк водит за нос весь синод, который без него не знает что и делать» 510 . Вообще еще до своего патриаршества Векк пользовался величайшей известностью 511 . Понятно, насколько должно было возрасти влияние Иоанна Векка, когда он стал архипастырем столицы. Действительно, это значение было очень велико, и что особенно важно, так это то, что своим влиянием Векк пользовался, насколько мог, к торжеству нравственных принципов и христианской справедливости. Похвальная черта в характере Векка. Одной из целей своего архипастырского служения Векк ставит беспрестанное ходатайство перед императором как за тех из пасомых, кто нуждался в помощи со стороны царя: за убогих и страждущих болезнями, так и за таких, кто хотел прибегать к правосудию царя в каком-либо судебном деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

По выражению историка, «по части знания церковных догматов все казались перед ним детьми». 519 Характер Векка был в значительной мере благороден и не чужд гуманности. Никакое подозрение не могло коснуться его высоконравственной личности. «Обвинять в наклонности к блудодеянию – в чем некоторые осмеливались обвинять патриарха, – говорит Пахимер, – скорее можно было бы Пелея (отца Ахиллесова, этого любимца богов), чем Иоанна Векка; а возводить обвинение в сребролюбии можно было скорее на честнейшего из людей – Аристида, чем на этого патриарха». 520 До времени патриаршества Векк занимал должность, как мы уже упомянули, хартофилакса, т. е. заведовал канцелярией синода и патриарха. 521 Уже в этой должности он приобрел громадное влияние. Имея власть налагать дисциплинарное взыскание на священников, Векк не щадил даже придворного духовенства. Раз Векк, в качестве хартофилакса, наложил епитимью на одно лицо, принадлежащее к придворному духовенству; такое действие раздражало императора, который говорил: «Так поступать – значит наносить обиду самому хозяину дворца». 522 В Константинопольском синоде не решалось ни одно дело без участия Векка, как хартофилакса, так что некоторые, будучи недовольны влиянием хартофилакса на дела, говорили: «Иоанн Векк водит за нос весь синод, который без него не знает что и делать». 523 Вообще еще до своего патриаршества Векк пользовался величайшей известностью. 524 Понятно, насколько должно было возрасти влияние Иоанна Векка, когда он стал архипастырем столицы. Действительно, это значение было очень велико, и что особенно важно, так это то, что своим влиянием Векк пользовался, насколько мог, к торжеству нравственных принципов и христианской справедливости. Похвальная черта в характере Векка. Одной из целей своего архипастырского служения Векк ставит беспрестанное ходатайство перед императором как за тех из пасомых, кто нуждался в помощи со стороны царя: за убогих и страждущих болезнями, так и за таких, кто хотел прибегать к правосудию царя в каком-либо судебном деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Потерпев неудачу в заключении союза с сербами, имп. Михаил VIII Палеолог попытался повлиять на политику Карла Анжуйского через его брата, французского короля Людовика IX. С целью удержать Карла от военных действий против Византии Михаил в 1270 году отправил Иоанна Векка и придворного архидиак. Константина Мелитениота к Людовику, который в то время находился с крестоносной армией в Тунисе. Однако скорая смерть Людовика помешала выполнению миссии посольства . Для защиты от притязаний Карла Анжуйского имп. Михаил решил добиваться поддержки Римского престола (с 1 сентября 1271 его занимал папа Григорий X, сторонник восстановления общения Церквей). В вопросе о заключении унии между Константинополем и Римом Иоанн Векк изначально был не согласен с позицией императора. В 1273 году в Константинополь прибыло папское посольство (в составе которого были и греки-униаты из Юж. Италии) и состоялся архиерейский Собор в присутствии императора и его двора по вопросу о возможности заключения унии. Имп. Михаила поддержали многие из присутствовавших, в т. ч. архиеп. Григорий Кипрский (впосл. патриарх Константинопольский), Мелитениот, Георгий Акрополит . Тогда патриарх Иосиф приказал Иоанну Векку выступить, угрожая ему отлучением, если тот откажется говорить. Иоанн Векк перед лицом императора назвал латинян " тайными еретиками " , чем навлек на себя гнев имп. Михаила. На последующих заседаниях Собора по приказу императора клирик Иоанн Хумн попытался возбудить против Иоанна Векка судебное дело по обвинению в недобросовестном исполнении им посольских обязанностей. Однако Собор отклонил обвинение, ссылаясь на то, что это дело находится вне его компетенции и подлежит только суду патриарха, который был на стороне Иоанна Векка. Опасаясь царского гнева, Иоанн Векк вместе с семьей укрылся в храме Св. Софии , пользуясь правом убежища. Император отправил ему письмо, почтительно приглашая к себе. Однако как только Иоанн Векк покинул пределы храма, он был схвачен и заключен в Анемову башню во Влахернах . Как сообщает Пахимер, в тюрьме Иоанн Векк по настоянию имп. Михаила начал изучать творения отцов Церкви, как восточных (в первую очередь Никифора Влеммида ), так и западных, и постепенно изменил свои взгляды в пользу поддержки унии, посчитав, что различия в вопросе об исхождении Св. Духа касаются не существа церковного учения, а исключительно терминологии. Впрочем, достоверность этой версии о " переубеждении " Иоанна Векка трудно проверить; возможно, не менее значительную роль в " изменении " его взглядов сыграли угрозы императора.

http://drevo-info.ru/articles/13679901.h...

Хотя и в очень небольшом объеме, Иоанн Векк продолжал полемику по вопросу о Filioque, находясь в крепости св. Георгия, когда были написаны вторая часть  " Ответов на " Томос " Григория Кипрского " и " Завещание " , свидетельствующие о его верности католическому учению. Вероятно, этим же временем датируются послание Иоанна Векка к диакону константинопольского собора Св. Софии Алексею Агаллиану    и " Разъяснение согласия всех его (Векка) книг и писаний " . В произведениях Иоанна Векка схизма православной и Римско-католической Церквей представлена как явление, лишенное веских оснований, поскольку " латиняне " не требуют от " греков " изменения Символа веры и признают исхождение Св. Духа от Отца и Сына. Иоанн Векк старался доказать соответствие этого мнения высказываниям восточных отцов Церкви. Чаще всего он приводит цитаты из произведений святителей Афанасия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского, реже - слова святителей Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, Максима Исповедника. Несколько раз остается неясным, какие именно сочинения имеет в виду Иоанн Векк, ссылаясь на них как на принадлежащие свт. Иоанну Златоусту. Эпизодически Иоанн Векк использует также сочинения святителей Епифания Кипрского, Софрония Иерусалимского, " Ареопагитики " и работы других церковных писателей. Его интересуют в основном те фрагменты святоотеческих сочинений, где так или иначе говорится об участии Сына в исхождении Св. Духа. Он также обращается к наследию тех византийских полемистов, в мнениях которых он находит поддержку своим воззрениям. Таковы авторы XI-XIII вв. патриарх Петр III Антиохийский, архиеп. Феофилакт Охридский, Никита Маронеец, Никифор Влеммид. При этом Иоанн Векк совершенно не использует доводы в защиту Filioque, применявшиеся латинскими отцами Церкви и богословами и остававшиеся в то время неизвестными в Византии. Публикации Литература Использованные материалы   Georg. Pachym. Hist. V 6   Georg. Pachym. Hist. V 9   Georg. Pachym. Hist. V 11-15

http://drevo-info.ru/articles/13679901.h...

Таким образом, патриарх Иосиф в отношении образования стоял на высоте своего положения, как предстоятель Церкви, и, достигнув во время обитания в Галисийском монастыре достаточных богословских познаний, не только успешно противодействовал унии с Римом, но и заявил себя полемическими трудами, соответствовавшими современным потребностям Церкви. Ефремий называет его столпом Православия, славой монахов и пресвитеров, сильным борцом за правые догматы. 162 Иоанн XI Векк (1275–1282) был выдающимся церковно-общественным деятелем и богословом-писателем византийской эпохи. До избрания на патриарший престол Векк состоял хартофилаксом Великой Христовой церкви, т. е. канцлером Константинопольского патриарха, его постоянным представителем в делах церковного учительства и правосудия, хранителем патриаршего книгохранилища и архива. Историки с большой похвалой отзываются о его образовании. Никифор Григора говорит, что Векк был человек умный, питомец красноречия и науки, наделённый такими дарами природы, какими не обладал никто из его современников. Ростом, приятным и важным лицом, свободной и плавной речью и в высшей степени находчивым умом – всем этим природа щедро наделила его как бы для того, чтобы имя его с уважением произносили цари, правители и учёные. 163 По свидетельству Георгия Пахимера, Векк пользовался величайшей известностью, и когда возник вопрос об избрании его на патриарший престол, то Векк показался наиболее достойным кандидатом, как по другим преимуществам, так и по его учёности, влиянием которой, равно как и долговременной опытностью и красноречием, он смог уничтожить возникший тогда в Церкви раскол между сторонниками бывших патриархов Арсения и Иосифа. Поэтому архиереи, собравшись в святом и великом храме, его одного избрали и в первый, и во второй, и в третий раз. 164 К сожалению, слава учёного Византийского патриарха омрачена была его приверженностью к унии в духе латинского её понимания. Векк, впрочем, не сразу сделался сторонником унии. Когда император Михаил Палеолог затеял, по мотивам политическим, церковное единение Византии с Римом, выразившееся потом в форме известной Лионской унии, то он встретил в своём намерении сильное противодействие со стороны патриарха Иосифа, духовенства, монахов и народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

В патриаршество Иоанна Векка Константинопольский Свящ. Синод издал ряд постановлений по частным вопросам. Среди них: судебное разбирательство по делу хартофилакса митрополии Смирны (ныне Измир, Турция), обвиненного в блуде и убийстве (7 сентября 1278), разрешение на брак между деспотом Михаилом и дочерью императора Анной (ноябрь 1278), решение по поводу правильного чтения одного места в гомилии на " Отче наш " свт. Григория Нисского (3 мая 1280). В " Синодальных решениях вопросов, представленных епископом Сарайским " от 12 августа 1276 года, разъясняются различные, преимущественно литургические, проблемы (нужно ли служить литургию в Великую пятницу, можно ли служить священникам без диакона и т. п.). Со смертью имп. Михаила VIII (11 дек. 1282) Иоанн Векк лишился покровителя и стал главным объектом нападок противников унии. Возмущение было столь всеобщим, что на Рождество 1282 года с согласия нового имп. Андроника II Палеолога в храме Св. Софии была отменена литургия, чтобы не поминать на ней имя Иоанна Векка. 26 декабря он был вынужден отречься от престола и удалиться в монастырь Пресв. Богородицы Парахранты. 31 декабря на престол вернулся патриарх Иосиф I . В январе 1283 года на Соборе в Константинополе по предложению имп. Андроника II Иоанн Векк был обвинен в отступлении от святоотеческих догматов, лишен патриаршего достоинства и отправлен в ссылку в г. Прусу (ныне Бурса, Сев.-Зап. Турция) . После смерти патриарха Иосифа I (23 марта 1283) его преемник патриарх Григорий II Киприот осудил постановления Иоанна Векка как незаконные, но оставил в силе рукоположения клириков, покаявшихся в принятии унии. В ответ на критику своих действий Иоанн Векк опубликовал послание, усугубившее раскол в Константинопольской Церкви, и обратился к имп. Андронику с просьбой созвать Собор, на котором он мог бы выступить в свою защиту. Осенью 1285 года был созван Собор во Влахернском дворце в Константинополе , на котором Иоанн Векк, отказавшийся войти в общение с Церковью, а также его соратники Константин Мелитениот и Георгий Метохит были вновь осуждены как еретики и отправлены в ссылку. Последние годы жизни Иоанн Векк провел в заключении в крепости св. Георгия близ Никомидии, где продолжал заниматься богословием и отстаивать свою униатскую позицию.

http://drevo-info.ru/articles/13679901.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010