Н.И. Оловяшников Часть 3. Занимательные истории о колоколах В прежнее время колокола имели громадное значение в граж­данской жизни. Они заменяли часы, бывшие в то время большой редкостью. Удары колокола возвещали жителям начало и конец работ, вход в город и тушение огней. Одному из кафедральных Бовенских колоколов, в который уда­ряли только, чтобы возвестить продажу рыбы, было дано народом прозвание: Торговка рыбой (La Poissarde.) В Этампе колокол, возве­щавший о том, что пора тушить огни, получил название: Преследователя гуляк (Chasse-Ribaub.) То же самое прозвище было дано одному из колоколов Руанской башни. Напомним, что удивительный колокол, подаренный архи­епископом Руанским Риголь и получивший его имя, был приводим в движение только для щедрых клиентов, не жалевших на вино звонарям. Оттуда пошла поговорка пить в честь Риголь 697 . Как было сказано выше, кроме церковного значения, колокола играли видную роль в нашей исторической жизни, имея полити­ческое и гражданское значение. Таковы колокола: вечевые, набатные, осадные, часовые и вес­товые. Некоторые из них подвергались наказанию и, осужденные в ссылку, слыли опальными, ссыльными. Наказание новгородского колокола Предание говорит, что Иоанн Грозный велел отрубить уши у колокола при церкви Св. Николая в Пскове за то, что он звоном своим испугал коня, на котором ехал царь. О таком же случае в Новгороде в записках Павла Якушкина на­ходим следующие подробности: «В Новгороде на стенной коло­кольне показывают колокол, про который мне рассказывали следующее: ехал Грозный царь с Торговой стороны на Софийскую. Въехал он на большой мост (его теперь нет), в это время ударили в колокол, под Иваном конь пал на колена. Грозный велел у колокола отрубить уши. Теперь этот колокол перелит. В Пскове есть такое же предание, там тоже показывают колокол без ушей, он лежит на колокольне на плахах, и в него звонить нельзя» 698 . В нашем народе сохранилась об этом событии следующая леген­да: «Услышал Грозный царь во своем царении в Москве, что в Вели­ком Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем–дорогой все больше верхом. Говорится скоро, делается тихо. Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии и пал конь его на колени от колокольного звону. И тут Гроз­ный царь воспроговорил коню своему: «Ай же ты мой конь пеловой мешок (мякина), волчья ты сыть; не мошь ты царя держать – Грозно­го царя Ивана Васильевича». Доехал он до Софийского храма и в гневе велел отрубить снасти у этого колокола, чтобы пал на земь, и казнить его уши. «Не могут, говорит, скоты, звону его слышать».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иоанн Грозный и битва при Молодях 06.10.2020 759 Время на чтение 9 минут Вступление к своему произведению автор составил из цитат книги митрополита Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа». И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ, и тьма не объяла его " (Ин. 1:5). Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передает суть многовекового спора, который ведется вокруг событий царствования Иоанна Грозного. Фигура царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1530—1584) и эпоха его царствования как бы венчают собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия. Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания. Помазание царей святым миром имеет свое основание в прямом повелении Божием. С " легкой " руки Карамзина стало считаться признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской. Решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений " исторической науки " оказали свидетельства иностранцев. Начиная с Карамзина, русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные " гости " , не делая ни малейших попыток объективно и непредвзято разобраться в том, где добросовестные свидетельства очевидцев превращаются в целенаправленную и сознательную ложь по религиозным, политическим или личным мотивам. Один из наиболее известных иностранцев, писавших о России времен Иоанна IV, — монах-иезуит Антоний Поссевин. Следующий " свидетель " и современник эпохи, о писаниях которого стоит упомянуть, это Генрих Штаден, вестфальский искатель приключений, занесенный судьбой в Москву времен Иоанна IV. " Неподражаемый цинизм " записок Штадена обратил на себя внимание даже советских историков.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Грозный Всадник Божьей Правды 07.11.2016 642 Время на чтение 7 минут Слава Богу за все милости и щедроты, в городе Орле воздвигнут памятник нашему Благоверному Государю Иоанну Васильевичу Грозному! Царь Иоанн сидит на боевом коне и осеняет всю Матушку Россию животворящим Крестом. Глядя на это, сердце радуется. Но, не у всех людей, к сожалению, это торжественное событие вызвало радость. Либерально настроенные личности подняли сильный шум, который образовал черную тучу, грозящую перерасти в бурю скорби и ненависти. Им этот памятник встал как будто поперек горла. И вдруг завизжало, загудело, как в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского, бесовское свиное стадо: «Как это так? Мы столько раз втаптывали в грязь Грозного, а Он снова грозит нам с Неба? Мы чернили Его постоянно, осуждали все Его свершения, а в душе многих русских Он всё равно остаётся Великим Самодержцем. Это просто непостижимо! Это ж так до чего может дойти? Русские ведь максималисты в большинстве своем... Они так могут и Третий Рим себе вернуть, а это будет уже совсем не хорошо. Это так и до опричнины дойдет! Не помилуют, порешат всех наших последователей! Страшно жить в этой России... И чего им этот Иван Грозный дался то? Почему к Нему такое обостренное отношение? Ведь мы же всё сделали для того, чтобы Его даже православные воспринимали как страшного злодея, пролившего целые реки крови. Вспомним, хотя бы житие инока Корнилия Псково-Печерского, а в нем черным по белому написано: «Ко­гда пре­по­доб­ный игу­мен Кор­ни­лий вы­шел с кре­стом на мо­на­стыр­ские во­ро­та на­встре­чу ца­рю Иоан­ну Гроз­но­му, раз­гне­ван­ный лож­ным на­ве­том на свя­то­го игу­ме­на царь сво­ей ру­кой от­сек ему го­ло­ву, но тот­час рас­ка­ял­ся и, под­няв те­ло его, на ру­ках по­нес в мо­на­стырь. Обаг­рен­ная кро­вью пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия до­рож­ка, по ко­то­рой царь нес его те­ло к церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­зва­на «кро­ва­вым пу­тем». Тут всё понятно и четко написано, а православные христиане никогда не прославят своего первого Православного Царя, не канонизируют Его. Тем более, никогда не примут Ему икон, где Он изображен с нимбом. Пусть себе в Грановитой палате Московского Кремля и находится одна из икон Иоанну IV ».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.02.2017 2797 Время на чтение 17 минут В минувшее Воскресенье, 29 Января 2017 года Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн был венчан на Русское Царство. Божие Mvpoмaзahue совершил посланец Вселенского Патриарха Иосафа II Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Грамота о соборном признании Царского Самодержавного достоинства Иоанна Васильевича как Вселенского Автократора (Императора) всеми Восточными Патриархами и Книга Царского Величества (чин Царского Коронования) были торжественно доставлены Иоанну в Сентябре 1562 года Евгрипским Митрополитом. Это свидетельствовало о том, что Восточные Патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным народом является Русский народ; Великий же Князь этого народа является Богопомазанником; духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного. Таким образом, легитимность Русского Царства была признана всем Православным мipoм. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин, писатель-историк Вячеслав Манягин, доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк, правовед из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), писатель, военный историк Борис Галенин, скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, историк права Георгий Шайрян .

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царь Иоанн Васильевич Грозный, покровитель донского и запорожского казачеств, основатель Войска Донского и Запорожской Сечи 05.04.2017 4056 Время на чтение 12 минут В одной из первых книг по истории казачества «История или повествование о Донских казаках», вышедшей впервые в 1778 году благодаря трудам генерал-майора Александра Ивановича Ригельмана (1720 - 23 октября 1789) сказано, что « Когда, де, Донцы сведали, что Московский Царь, Иван Васильевич, ведет уже семь летъ съ Татарами войну и желал отъ нихъ взять Казань, то, въ разсуждении держимой съ нимъ одной веры Греческаго исповедания, вознамерились, во взятии онаго города, помочь Его Величеству ». А.И. Ригельман также отмечает, что после взятия Казани « Царь, пришедшихъ воиновъ оныхъ дарилъ казною и другими, полученными добычами, но Донцы ничего того не взяли, а просили чтобъ только пожалованы были рекою Дономъ до техъ местъ, какъ имъ надобно, что имъ и не отказалъ. Онъ имъ реку оную пожаловалъ и грамотою утвердить изволилъ ». В исследовании историка донского казачества Евграфа Петровича Савельева (18 декабря 1860 - 1930) «Древняя история казачества. Историческое исследование», которое вышло в четырех выпусках в 1913-1918 гг., также особо отмечается, что « По летописным сказаниям второй половины XVI в. казаки принимали весьма деятельное участие во всех войнах, которые вела Москва со своими соседями: казанцами, астраханцами, крымцами, Польшей и Ливонией. Цитируя эти летописи, многие русские историки нарочито замалчивают, а другие просто, по неведению, не говорят, какие именно казаки участвовали в той или другой войне. Карамзин отмечает, что при взятии Казани «Государь велел сделать подкоп от каменной Даировой бани, занятой нашими казаками». Далее: «Иоанн распорядился сделать приступ: велел быть впереди атаманам с казаками». То же говорит и Соловьев: «Стрельцы и казаки, закопавшись во рвах перед турами, не давали казанцам входить на стены, снимая их оттуда меткими выстрелами». О каких казаках тут идет речь, эти историки умалчивают. То же делают и другие. Из грамоты Иоанна Грозного донским казакам 1552 г. за их великую службу мы знаем, что при покорении Казани были и донские казаки, ходившие туда с атаманом Сусаром Федоровым и многими другими. Приказ о приступе был дан 1-го октября; на рассвете 2-го октября были взорваны стены, и Казань пала. Грамота о пожаловании казакам реки Дона, т.е. о закреплении за ними на вечные времена фактически уже занятой ими реки, всегда читалась в казачьем кругу 1-го октября, в день Покрова Пресвятыя Богородицы, как и последующие жалованные Царями грамоты.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый и последний… Иоанн Васильевич Грозный и Царь-Мученик Николай Александрович Романов 30.11.2019 2003 Время на чтение 7 минут Бога бойтесь, Царя чтите (1 Пет. 2, 17) «Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога!» Старец Николай Гурьянов Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1, 8). «Альфой и Омегой», всё содержащей, всему имеющей начало и конец, безначальной и бесконечной, называет Себя Господь, открывая нам в этом имени Свою Божественную природу. Земным образом Божиим – альфой и омегой Русского Православного Царства промыслительно явились на Земле Русской первый Царь Иоанн Васильевич Грозный и последний император Российской Империи – святой Царь-мученик Николай II. Они двое из сонма благочестивых правителей России исполнили всю полноту царского служения и стали живым орудием в руках Промысла Божия, не дав восторжествовать тайне беззакония на нашей земле. …По слову святых отцов, царская власть несет в себе одушевленный образ Царя Небесного. И, как утверждает христианское учение о царской власти, именно Царь-Богопомазанник есть глава земной воинствующей Церкви, на которую Господь возлагает труднейшую миссию устроения земного царства по образу Царства Небесного (свт. Димитрий Ростовский). Об этом же свидетельствуют и законы Российской Империи, гласящие о том, что «Император, яко Христианский Государь, есть верховный Защитник и Блюститель Правоверия и всякого в Церкви Святой Благочиния. В сем смысле Император именуется Главою Церкви» (параграф 64, ст. 42. Осн. Зак. Рос. Имп.). Более того, как говорит апостол Павел, до тех пор не явится на земле и не откроется человек греха, сын погибели, – антихрист, – и тайна беззакония… не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Сол. 2, 7). «От великих и богомудрых отцов наших и учителей слышали мы, что удерживающий – это и есть Самодержец Христианский» (сщмч. Иоанн Восторгов). «Ты судил им царствовать над жребием Твоим и над земной Церковью Твоею, – говорит о царской власти святитель Григорий Палама. – Ты поставил их защитниками Церкви, покровителями Твоего наследия, хранителями нашей веры в Тебя».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/30/pe...

Писцово. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты «Каменная, с каменною колокольнею; кем и когда построена, о том сведений не сохранилось. Престолы: во славу Пресвятой Троицы, и в честь: Божией Матери, празднования явления Ее Иконы Знамение. Причта по штату положено: священник, дьячек и пономарь, и сверх штата в клире состоят: священник, диакон и пономарь. Жалованья штатному причту 168 рублей. Проценты с капитала 191 руб. поступают в пользу причта, а с капитала 95 рубл. в пользу церкви. Земли 34 десятины 59 кв. сажень. Планы и межевые книги на землю имеются. Прихожан муж. пола 758, женс. 978, дворов 182; в том числе 7 раскольников, 25 раскольниц, и 2 двора раскольнических. В приходе селений состоит 4, на пространстве 5 верст от церкви; препятствий в сообщении нет. Сайт Собора Пресвятой Троицы на www.pistsovo.narod.ru Храм Святой Троицы (недействующий). Храм существует издавна, когда и кем построен неизвестно. Сведений о времени сооружения не сохранилось. По преданию, через Писцово на Казань проезжал царь Иоанн Грозный‚ останавливался здесь и, зачерпнув дубовым ковшом студеной воды из местного колодца «остался ею весьма доволен». И будто бы‚ заложил он здесь церковь Святой Троицы. Каменный храм был заложен вместо деревянного, существовавшего здесь ранее. Царь Иоанн Васильевич во время подготовки к Казанскому походу совершил перед походом ряд паломнических поездок, во время которых посетил многие города Московской Руси и молился у мощей тех своих святых предков, на покровительство и помощь которых надеялся в этой войне. Казанский поход воспринимался русским народом как прямое продолжение дела князя Дмитрия Донского, поэтому Государь, прежде всего, совершил паломничество в Коломну, где молился о победе перед тем же образом Богоматери, который ранее был во время Куликовской битвы со св. князем Димитрием Донским. Повторяя деяние своего великого предка, пошедшего в чужую враждебную землю и одержавшего там победу над агарянами, собравшего для битвы на Куликовом поле всю Русь под знамена Москвы, Грозный Царь так же осуществляет единение всей Русской земли. Собирая войска во Владимире, Шуе, Ярославле, Муроме, Иоанн Васильевич одновременно совершал в этих городах молитвенное поклонение мощам святых князей-воинов. Когда Иван Грозный пошел окончательно брать Казань в 1552-м году, Кострома выставила особый отряд под командованием князя Серебряного, который немало отличился при штурме. Вполне возможно, что народное предание о посещении села Писцова Иоанном IV не просто красивая легенда.

http://sobory.ru/article/?object=01693

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия – ковчег, русские – коллективный Ной В Александрове во второй раз состоялся «Собор Русского мира», посвященный теме «Пути преображения России в современном стремительно меняющемся мире» 21.11.2022 1479 Время на чтение 5 минут В субботу, 19 ноября, в городе Александров во второй раз прошёл «Собор Русского мира». Напомню, что первый учредительный «Собор Русского мира» состоялся в 2021 году. Инициатором учреждения Собора стала Общественная палата Александрова, общероссийское общественное движение «Русский мир» и «Изборский клуб». Наше начинание поддержали Союз писателей России и множество других общественных организаций. Я как руководитель Владимирского областного отделения «Изборского клуба» участвовал в обсуждении создания в России специальной соборной площадки. Земские соборы, которые возглавлял Иоанн Васильевич Грозный, являются прообразом нашего Собора и других соборов. Недавно было заседание Всемирного русского народного собора. А мы действуем более широко – всей русской цивилизацией. С таким широким замахом на весь русский мир мы начали работу. В этом году «Собор Русского мира» оказался очень многонациональным. К нам прибыли представители разных регионов и народов. Основная тема Собора «Пути преображения России в современном стремительно меняющемся мире». На пленарном заседании видные общественные деятели выступили с докладами. Выступил лидер общероссийского общественного движения «Русская мечта» Александр Андреевич Проханов. Его движение также поддержало учреждение Собора. На Соборе выступил председатель Совета старейшин народов России и стран Евразии Аскарбий Амерканович Аджигириев. Он собрал большое количество единомышленников. Собор проходил в гибридной форме – принимали участие и выступали также по интернету. В частности, доктор исторических наук Вардан Эрнестович Багдасарян выразил идеологию нашего Собора. Второе название Собора – Опричный собор. Все понимают, что пришло время общественной, духовной и нравственной мобилизации общества. Это как раз период опричнины Иоанна Грозного, когда общество выдерживало внешнее и внутреннее давление. Путь преображения России – это путь, который Иоанн Васильевич Грозный прошел вместе с государевыми людьми в Александровой слободе – 17 лет Александров был столицей России, столицей опричнины.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/21/ro...

Закрыть Автократор Иоанн Васильевич и современное государственное строительство К 491-й годовщине со дня рождения Государя и к недавним высказываниям В.В. Путина о Малюте Скуратове 08.09.2021 1737 Время на чтение 18 минут Парсуна Царя Иоанна Грозного. Была подарена в Москве в 1676 году Царем Феодором Алексеевичем датскому королю Кристиану V через посла Фридриха фон Габеля. Конец XVI – начало XVII века. Дерево, 36×34 см, темпера. Национальный музей Дании, Копенгаген. Часть Первая 25 Августа/7 Сентября — в день памяти Апостолов из 12 Варфоломея и из 70 Тита, а также Святителя Мины Царьградского православные царисты отмечают Рождество Благоверного Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Говоря в заголовке о государственном строительстве, я указываю не на одномоментные события в истории России, связанные с созданием государств разного типа в разные эпохи, но на единый непрерывный многовековой процесс, который характерен и для нынешнего периода жизни нашей Отчизны. И недавние высказывания Главы Российского государства Владимира Владимировича Путина об эпохе Царя Иона Грозного отнюдь не случайны. О шествии разрушителей и первоначальном сопротивлении Насколько я помню, в детстве и юности моё отношение к Царю Ивану Грозному никогда не было резко отрицательным или даже антипатичным. Помню детский интерес к публикации в «Неделе» о гробнице Царя, в те же годы пару раз по телевизору показывали фильм Сергея Эйзенштейна. Довольно рано, не по возрасту, прочитал лермонтовскую «Песнь про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Затем осилил изданную в Ташкенте в 1942 году книжку Р.Ю. Випера «Иван Грозный» (она и сейчас сохранилась в домашней библиотеке). Одолеть трехтомник Ивана Костылева «Иван Грозный» не решался, только листал его. Была ещё в домашней библиотеке какая-то детская научно-популярная книжка по истории древнерусской письменности, в которой большая глава была посвящена Царской Либерии и поискам её И.Я. Стеллецкого. Перечитывал ту книжку многократно.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Голый «Царь» Лунгина 12.01.2010 707 Время на чтение 10 минут В советские времена по большим православным праздникам показывали или «антирелигиозное кино», или - обычно в Пасхальную ночь, один раз в год - «про это». Теперь - причем, преимущественно по государственным каналам - «православное кино». День Рождества Христова этого года не был исключением. По Первому - государственному - каналу (директор - Константин Эрнст) был показан фильм Павла Лунгина «Царь» - о противостоянии Царя Иоанна Васильевича Грозного и Митрополита Московского Филиппа (Колычева), убитого, по официальной версии, опричниками Царя и прославленного век спустя в период патриаршества Никона. В нашу задачу не входит подробный исторический анализ правления Иоанна Васильевича Грозного. Это вопрос, которым еще предстоит заниматься «без гнева и пристрастия», подробно изучая все положительные и отрицательные стороны его правления. Ясно одно. Иоанн IV (1530-1584) принадлежит к числу так наз. «официальных злодеев мировой истории» (Нерон, Святослав, Филипп Прекрасный, Богдан Хмельницкий, Иосиф Сталин), в чем-то когда-то посягнувших на некую «священную корову», вокруг которой строится вся историософия и мифология новейшего времени, отношение к которой и определяет - быть историческому деятелю хулимым или хвалимым поколениями (вне зависимости от всех его остальных дел). О причине этого прямо говорит «еврейский учебный портал» «Хасидус по-русски». Мы только лишь цитируем этот портал и потому приносим извинение за употребление выражений, которые считаются «неполиткорректными»: «Затем Московским царем стал Иван Грозный. О нем писал иностранец, побывавший в России: " Как бы ни был он жесток и неистов, однако же не преследовал и не ненавидел никого (sic! - ВК ), кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живыми, либо вешал и бросал в воду. В 1563 году Иван Грозный завоевал город Полоцк. Евреям этого города было предложено креститься, а отказавшихся - вместе с детьми и с женами - утопили зимой в реке: прорубили лед и бросили всех в воду - около трехсот человек. Записано об этом в хрониках Спаслись лишь немногие, согласившиеся креститься по православному обряду» Известно также, что в письме к польскому королю Сигизмунду Первому он решительно отказал от разрешения появляться приезжавшим из Польши еврейским купцам

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010