Кириллом. Между прочим, он высказывал намерение постричься в Кирилловой обители. После этого послания Грозный отправил еще два кратких, в последнем он просил молитв за его выздоровление. Это было в 1584 году, но скоро после послания была получена в монастыре весть о кончине Грозного царя (1584 г.). Во всю свою жизнь Иван Васильевич Грозный с благорасположением относился к Кирилловой обители, и она много ему обязана и полна его памятью. Одних денег было им пожертвовано более 24 000 рублей, что на наш счет составит тысяч сто. Владами розного монастырь обогатился, но здесь же царь, не всегда спокойный за себя по своей подозрительности в Москве держал свою главную царскую казну 70 . Баторий, польский король, в 1581 году требовал от своих союзников шведов, чтобы они напали с моря на наши северные берега, истребили гнездо нашей торговли с Англией, взяли гавань Святого Николая, Холмогоры и Белоозеро, где хранилась главная казна царская. Преемник Грозного, его сын Феодор Иванович, с тою же любовью относился к обители преп. Кирилла, а также и все, оставшиеся из семьи Грозного. При царе Феодоре Ивановиче был в монастыре устроен придел во имя святой Ирины (1586 г.) 71 , ангела его жены Ирины, сестры Бориса Годунова, и расписаны святые ворота 72 . В Горицах доживали свои дни инокиня Дарья и инокиня Параскева. Первая – это Анна Алексеевна, четвертая супруга Грозного, последняя – его невестка Пелагея Михайловна, вторая жена его сына Ивана. Они не раз приходили из Гор поклониться преподобному, особенно часто бывала Пелагея Михайловна. В приходо-расходных книгах монастыря под 1606 годом в июне записано: «Приходила из Гор в монастырь старица-царица Парасковья молиться, дала на молебен рубль, 16 алтын, 4 деньги». Здесь же в Кирилловом монастыре был пострижен под именем Стефана царь Симеон Бек-Булатович 73 , сосланный сюда царем Борисом Годуновым. Когда Иоанн Грозный учредил опричнину, Симеона поставил царем над земщиной, которою он должен был управлять, оставив опричнину самому Грозному.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Закрыть Грозный Всадник Божьей Правды Священник Роман Зеленский   00:59 08.11.2016 646 Время на чтение 7 минут Слава Богу за все милости и щедроты, в городе Орле воздвигнут памятник нашему Благоверному Государю Иоанну Васильевичу Грозному! Царь Иоанн сидит на боевом коне и осеняет всю Матушку Россию животворящим Крестом. Глядя на это, сердце радуется. Но, не у всех людей, к сожалению, это торжественное событие вызвало радость. Либерально настроенные личности подняли сильный шум, который образовал черную тучу, грозящую перерасти в бурю скорби и ненависти. Им этот памятник встал как будто поперек горла. И вдруг завизжало, загудело, как в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского, бесовское свиное стадо: «Как это так? Мы столько раз втаптывали в грязь Грозного, а Он снова грозит нам с Неба? Мы чернили Его постоянно, осуждали все Его свершения, а в душе многих русских Он всё равно остаётся Великим Самодержцем. Это просто непостижимо! Это ж так до чего может дойти? Русские ведь максималисты в большинстве своем... Они так могут и Третий Рим себе вернуть, а это будет уже совсем не хорошо. Это так и до опричнины дойдет! Не помилуют, порешат всех наших последователей! Страшно жить в этой России... И чего им этот Иван Грозный дался то? Почему к Нему такое обостренное отношение? Ведь мы же всё сделали для того, чтобы Его даже православные воспринимали как страшного злодея, пролившего целые реки крови. Вспомним, хотя бы житие инока Корнилия Псково-Печерского, а в нем черным по белому написано: «Ко­гда пре­по­доб­ный игу­мен Кор­ни­лий вы­шел с кре­стом на мо­на­стыр­ские во­ро­та на­встре­чу ца­рю Иоан­ну Гроз­но­му, раз­гне­ван­ный лож­ным на­ве­том на свя­то­го игу­ме­на царь сво­ей ру­кой от­сек ему го­ло­ву, но тот­час рас­ка­ял­ся и, под­няв те­ло его, на ру­ках по­нес в мо­на­стырь. Обаг­рен­ная кро­вью пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия до­рож­ка, по ко­то­рой царь нес его те­ло к церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­зва­на «кро­ва­вым пу­тем». Тут всё понятно и четко написано, а православные христиане никогда не прославят своего первого Православного Царя, не канонизируют Его. Тем более, никогда не примут Ему икон, где Он изображен с нимбом. Пусть себе в Грановитой палате Московского Кремля и находится одна из икон Иоанну IV ».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

«Грозный был еще и тончайшим православным эзотериком. Иоанн IV утверждает благой, в целом, характер смерти. Одна из главных задач инквизиции заключалась в том, чтобы провести грешника через некий ритуал духовного созерцания, обусловленного умерщвлением плоти. Долгие страдания постепенно делают человека невосприимчивым к физическим ощущениям, к запросам собственного тела. Разум, свободный теперь от телесных мучений, неожиданно открывает для себя новые функции, ранее ему неизвестные. Таким образом, наступает стадия просветления Разума, когда он, освободившись от материального тела, начинает свободно впитывать в себя божественные энергии высших сфер. Все это чрезвычайно легко накладывается и на опричный террор, который несомненно представлял собой одну из форм православной инквизиции. Иоанн Грозный и его верные опричники отлично осознавали свою страшную, но великую миссию — они спасали Русь от изменников, а самих изменников от вечных мук. А вот еще одна цитата — из текста, написанного иностранцем Шлихтингом, очевидцем многих тогдашних событий: " Однажды пришел к тирану некий старец, по имени Борис Титов, и застал тирана сидящим за столом... Тот вошел и приветствует тирана; он также дружески отвечает на приветствие, говоря: " Здравствуй, о премного верный раб. За твою верность я отплачу тебе неким даром. Ну, подойди поближе и сядь со мной " . Упомянутый Титов подошел поближе к тирану, который велит ему наклонить голову вниз, схватив ножик, который носил, взял несчастного старика за ухо и отрезал его. Тот тяжко вздыхает и подавляя боль, воздает благодарность тирану... Тиран ответил: " С благодарным настроением прими этот дар, каков бы он ни был. Впоследствии я дам тебе больший " " . Под этим большим даром имелась в виду смерть, смерть от руки Царя, избавляющего от загробных мучений» . «Святой преподобный Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря, дерзал называть в монастырской летописи Помазанника Божьего — Царя Иоанна Васильевича Грозного " антихристом " ... Казнив игумена Корнилия, Государь Иоанн Грозный спас его для жизни вечной, не допустил полного падения его в прелесть» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН ГРОЗНЫЙ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Великий князь Иоанн IV Васильевич (миниатюра из Царского титулярника) Иоанн IV Грозный ( 1530 - 1584 ), князь Московский и всея Руси (с 1533), первый русский царь (с 1547). Родился 25 августа 1530 в село Коломенское под Москвой в семье великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской . После смерти отца 3-летний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538 , когда ему было 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. Одним из сильных впечатлений царя в юности были " великий пожар " и Московское восстание 1547 . После убийства одного из Глинских, родственника царя, бунтовщики явились в село Воробьево , где укрылся великий князь, и потребовали выдачи остальных Глинских. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая ее, что их в Воробьеве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Начало правления Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Иоанна IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как " принц " или даже " великий герцог " . Титул же " царь " или совсем не переводили, или переводили как " император " . Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

http://drevo-info.ru/articles/14625.html

Гранье, жительница из Ростова–на–Дону, пожертвовавшая деньги для Японской православной Духовной миссии — 81 Грацианский Владимир Иванович — редактор исторического сборника «Древняя и новая Россия»; чиновник особых поручений Министерства финансов — 103 Грейг Иван Алексеевич (1831–1893) — шталмейстер — 163 Грейг Самул Алексеевич (1827–1887) — государственный контролер (с 1874 г.), министр финансов (1877–1880) — 84 Грибков Илья Сергеевич, сын художника С. И. Грибкова — 250 Грибков Сергей Иванович (1820–1893) — художник — 247, 248, 250 Грибкова Наталья Михайловна, жена И. С. Грибкова — 250 Григорий, миссионер Японской православной Духовной миссии — 74, 76, 77 Григорий Высокопетровский — Григорий (Воинов–Борзецовский Иоанн Иоаннович) (1832–1896) — выпускник Московской Духовной академии (1858), магистр (1859); профессор и инспектор ряда духовных семинарий (1858–1867); архимандрит (с 1864 г.), настоятель московских монастырей — Златоустова (с 1867 г.), Высокопетровского (с 1873 г.) и Андроникова (с 1882 г.); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) и Московской Духовной консистории; духовный писатель (см. Григорий. Из моих воспоминаний. М., 1892–1893. Вып. 1–4) — 272, 286 Григорий VII (1798–1881) — патриарх Константинопольский — 287 Григорович Дмитрий Васильевич (1822–1899) — писатель — 293 Григорович Николай Иванович (1835–1889) — историк, начальник архива Святейшего Синода — 165 Григорьев Василий Васильевич (1816–1881) — востоковед, член–корреспондент Академии наук — 136, 144, 155, 156, 158, 162, 186 Григорьев Дмитрий Васильевич (1833–1895) — секретарь Общества поощрения художников — 143 Гриша, сын И. Сердцева — 251 ГрозныйИоанн IV Васильевич Грозный (1530–1584) — первый русский царь -248, 275 Громов Илья Федулыч (1823–1882) — действительный статский советник; благотворитель, на средства которого возведен храм Ильи Пророка в петербургском Новодевичьем монастыре — 154 Громова Анна Ивановна — вторая жена И. Ф. Громова — 119, 154 Грот Яков Карлович (1812–1893) — историк литературы, академик — 136, 280, 293

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Интереснее всего, для чего все это написано. Давно известные сведения... Анализ источников... Повтор оценок и характеристик. И все это на фоне войны России против Украины за восстановление империи. И еще осторожное сравнение с ветхозаветнывм Израилем. И спотыкательные параллели в местах, где описаны примеры массового убийства. Вот только Моисей был пророком, к которому обратился Бог. Теперь остается только канонизировать Иоанна 4, и все. Чудесный пример для подражания. И можно устраивать джихад не только в Украине, не только в границах бывшей империи, но и везде. Назад в Ветхий завет... Только не удивляйтесь после, что от такой ветхозаветной России все, даже самые близкие, будут бежать куда видно. Курбский убежал в Литву, в которой еще было много православных, в которой еще была сильна Русь. Другая Русь... А детей, надо полагать, в том числе и православных, на территории белоруских земель ВКЛ, убивали и топтали, скорее московские войска. Ливонская война сделала неизбежной Люблинскую, и последовавшею за ней Брестскую церковную, унию, уничтожившие остатки независимости Великого княжества Литовского в границах которого жила совсем другая Русь. Не московская Русь. Та которая является родиной для нас белорусов и украинцев. Она вам не нравится? А разве это не ваши проблемы? Подобная парадигма мышления убивает в белорусах и украинцах остатки русскости и заставляет нас, как и в 16 веке, искать спасения в Западной Европе. Тогда появился валах Стефан, нащелкавший войскам Ивана Васильевича. Сегодня Украина... Братья-россияне, вы только на языке войны и крови, умеете распространять свои убеждения и мнения, вроде " Третьего Рима " и т.п.? Ирина 17 октября 2016, 21:51 Отец диакон, извините за критичный комментарий и спасибо за развернутый ответ! olga 17 октября 2016, 20:41 Разумеется, все люди весьма часто ошибаются по причине своего несовершенства, по грехопадении. Святой пророк Моисей не был царём. Даже если в каждом из своих многочисленных писем, царь Иоанн Васильевич ( Грозный ) называл бы его царём. Моисей, всё равно не является царём. Моисей пророк. Вопрос. Зачем, тиражировать явные болезненные проявления ? Мало ли, что царь думал и какие для себя всевозможные параллели проводил. Несомненно, нужна любовь к Отечеству, но не путем подтасовки и подмены. А если продолжать в этом духе, то можно и вовсе забыться. Грозный проводил параллель с Моисеем, Сталин с Грозным...Не забывайте, что мы - русский народ, являясь Святой Русью ,живём уже в четвёртой по счёту стране. Киевская Русь- Московское Царство, Великая Российская Империя, Советский Союз и Российская Федерация. Безусловно, нужны такт и деликатность, но не абсурдные оправдания всего и вся. Ревность не по разуму: это когда дубина в темноте кокошит своих не антихристов. Спасибо, за цитаты! Для того, чтобы следовать за Христом Богом, нужно уметь признавать свои ошибки для необходимого покаяния. В том и заключается, ум во Христе - созидать святое с любовью, решительно отвергая грешное. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!

http://pravoslavie.ru/97876.html

« 1569 год. 23 декабря. В предпразднество Рождества Христова, будучи в Твери на подходе к Новгороду, Иоанн Грозный послал Малюту Скуратова в Тверской Отрочь монастырь взять благословение у бывшего митрополита Филиппа . Филипп отказался благословить карательный поход, и Малюта задушил его. Память священномученика Филиппа - 9 января, 3 июля и 30 мая. Разгром опричниками Клина и Твери» (с. 340)... « 1570 год. 2 января (Грозному 40 лет - В.С .). Казнь Новгорода. Передовые отряды царской дружины устроили вокруг города заставы, никому не позволяя выезжать. Опечатана казна в монастырях. 6 января . В день Богоявления и крещения Господня с полуторотысячным отрядом стрельцов прибыл в Новгород Иоанн IV Васильевич Грозный. 7 января . Отдан приказ: бить палками арестованных игуменов и монахов, а трупы развозить по монастырям для погребения. 8 января . Днем опричники разорили подворье новгородского архиепископа Пимена , а вечером начали пытать простых новгородцев «составной мудростию огненной». Затем обвиненных привязывали к саням и сбрасывали в Волхов. Тех, кому удавалось выплыть, опричники кололи с лодок рогатинами». 13 февраля . Насытившись казнью Новгорода, Иоанн Грозный выехал в Псков. 20 февраля . Казнен настоятель Псково-Печерского монастыря Корнилий , просивший не разорять Псков, и ученик его Вассиан-муромец . Память преподобномученников - 20 февраля. Встреча Иоанна Грозного в Пскове. Царь не принял хлеба-соли, и тогда к нему обратился блаженный юродивый Никола : «Иванушка, Иванушка, покушай хлеба-соли, а не человеческой крови». Заступничеству блаженного Николы и приписывается спасение Пскова. Убоявшись Божиего гнева, Иоанн уехал из Пскова. Память блаженного Николы, Христа ради юродивого, Псковского - 28 февраля» (с.340-341)... « 1571 год. 24 мая. Воспользовавшись несогласованностью действий русских военачальников, крымские татары Девлет-Гирея беспрепятственно подошли к Москве и подожгли посады. Выгорела вся Москва кроме Кремля. По татарским источникам, погибло около 200. 000 человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/02/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.02.2017 2797 Время на чтение 17 минут В минувшее Воскресенье, 29 Января 2017 года Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн был венчан на Русское Царство. Божие Mvpoмaзahue совершил посланец Вселенского Патриарха Иосафа II Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Грамота о соборном признании Царского Самодержавного достоинства Иоанна Васильевича как Вселенского Автократора (Императора) всеми Восточными Патриархами и Книга Царского Величества (чин Царского Коронования) были торжественно доставлены Иоанну в Сентябре 1562 года Евгрипским Митрополитом. Это свидетельствовало о том, что Восточные Патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным народом является Русский народ; Великий же Князь этого народа является Богопомазанником; духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного. Таким образом, легитимность Русского Царства была признана всем Православным мipoм. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин, писатель-историк Вячеслав Манягин, доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк, правовед из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), писатель, военный историк Борис Галенин, скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, историк права Георгий Шайрян .

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/06/...

Ну ладно, трактуйте образ царя, как желаете, теперь у каждого автора свое право. Но хотя бы намекнуть на великие свершения царствования Грозного можно? Разве из 8 серий " Грозного " можно составить представление, хотя бы и малейшее, о величественной эпохе, когда созидалась великая держава? А ведь заявлено было, как масштабное исторической полотно. Ну где же в нем изображено то величественное и трагическое время середины XVI века,  на грядущие столетия до наших дней определившее судьбу Русской земли? Время, когда продолжая дело своего деда государя Иоанна Васильевича Великого и отца государя Василия Третьего, царь Иоанн Грозный создавал централизованное единое государство, преодолевая сопротивление бывших удельных князей и могущественных боярских родов? " И Царство новое пред их очами встало... " Для любого историка ясно, что основы могущества Российской державы были заложены в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Это настолько очевидно, что даже самые явные недоброжелатели Грозного не пытаются оспаривать истину.   Надо понимать, что сотворил первый русский царь Иоанн Васильевич Грозный для всего мира: он сумел сохранить Восточно-Христианскую цивилизацию, без которой немыслимо существование мира. После крушения православной Восточно-Римской империи в разоренном Константинополе по святой Софии расхаживали турки и город оглашали вопли муэдзина. Пали под ударами османов Сербское и Болгарское царства. Древние христианские земли Малой Азии были давно захвачены воинами ислама.  В Риме торжествовали: восточные «схизматики» разгромлены. Осталось княжество Московское. Но Русь где-то там далеко, в дремучих лесах на севере, отрезана от морей, зажата между сильными соседями с Запада (Польшей, Литвой, Ливонским орденом), с Востока ее терзают татары.  Но внезапно для всех недругов: И Царство новое пред их очами встало… Оно не прихотью явилося на свет. В нем не одной Руси спасения завет: В нем Церкви Истинной хоругвь, и меч, и сила! Единоверных скорбь, чтоб быть ему, молила... (А. Н. Майков, " У гроба Грозного " )

http://radonezh.ru/2020/12/04/serial-gro...

vk fb tw ok @ g+ lj Архипов С. Схватка русских с татарами, 12 век. 1916 Центральный военно-исторический музей артиллерии и войск связи vk fb tw ok @ g+ lj Суриков В.И. Княжий суд. 1874 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Иванов Сергей Васильевич. Съезд князей в Уветичах. 1910 Костромской областной музей изобразительного искусства Раздел 2. Московское Царство. Иоанн Грозный Отдельный раздел посвящен образу Ивана IV Грозного и драматическим событиям его царствования, к которым на протяжении второй половины XIX века обращался не только И.Е. Репин, но и многие другие живописцы академического направления и художники-реалисты, стремившиеся показать и значительные деяния царя, и трагические стороны его натуры. vk fb tw ok @ g+ lj Иванов С. Поход москвитян. XVI век. 1903 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Василий Блаженный. 1902 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Василий Блаженный (фрагмент). 1902 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече. 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Пукирев В.В. Иван Грозный на молитве. 1884 Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Шварц В.Г. Иоанн Грозный у тела убитого им сына. 1864 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Неврев Н.В. Кончина митрополита Филиппа. 1898 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Раздел 3. Герои Смутного времени. Первые Романовы Одной из центральных для русской исторической живописи стала тема любви к Отечеству. На выставке она представлена картинами на сюжеты об эпохе Смутного времени, преодоление которого началось с подвига гражданина Минина и князя Пожарского и завершилось вступлением на престол государя из рода Романовых.

http://pravoslavie.ru/139872.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010