Поэтому именно сегодня, учитывая ожесточенность информационной войны против России, попытки исказить нашу историю, необходимы такие фильмы, которые заставляли бы молодежь гордиться своей историей, грандиозными свершениями великих предков, построивших великую державу. Многие иностранцы на протяжении веков отмечали поражавшую их преданность русских своему царю. В этом они видели залог многих успехов и Московского царства и Российской империи. Россия должна благодарить за твердое монархическое сознание русского народа первого помазанника Божия на престоле русских государей – Царя Иоанна IV Васильевича Грозного. И его воспитателя – святого Макария, митрополита Московского. Именно святитель Макарий вместе с царем Иоанном Васильевичем дали русским людям идеал, к которому стремились, ради которого русские совершали подвиги, переносили все труды и лишения – идеал Святой Руси. Мы настолько привыкли к тому, что Русская земля – Святая Русь, Москва – третий Рим, что сегодня даже не осознаем того, что совершили Грозный царь и святитель. Сегодня принято мыслить категориями различных цивилизаций. Можно утверждать, что русский царь Иоанн Васильевич Грозный сохранил Восточно-Христианскую цивилизацию. Итальянцы в то время  писали: все греки, сербы, болгары уповают и надеются только на русского царя, от него ждут освобождения. Прошло почти пять веков. Погибло Православное Русское царство. На месте Российской империи 80 лет существовал атеистический Советский Союз. Но и сегодня все понимают, что судьбы Вселенского Православия зависят от России. С надеждой смотрят на север православные греки и сербы, румыны и болгары. Да и сохранившие веру благочестие католики и протестанты в Италии и Германии, Франции и Польше открыто говорят, что судьба всей христианской европейской цивилизации в современном глобальном «постхристианском» мире, зависит от возрождения православной веры в России.      Государь Иоанн Васильевич назвал смысл земного служения русского народа Богу. Русское царство – оплот Вселенской Церкви. Царь Иоанн Грозный воспринимал эту задачу как послушание, данное Богом русскому народу.

http://radonezh.ru/2020/12/04/serial-gro...

Напомним, что шведскую армию Карла XII разгромили не на Скандинавском полуострове, но под Полтавой. Полчища «двунадесят языков», собранных Наполеоном со всей Европы, сожгли и разграбили Москву. И лишь после этого, разгромив и изгнав врага с Русской земли, русская гвардия прошла победным маршем по Парижу. Германские войска стояли под Москвой и на Волге, опустошив и залив кровью нашу землю, и лишь после этого русский солдат, сломив врага, дошел до Берлина и водрузил знамя Победы над рейхстагом. Каждое столетие Россия подвергается опустошительным нашествиям с Запада. Но, несмотря на это европейского обывателя продолжают запугивать и стращать «русской угрозой». Образцом антирусской лжи и клеветы стала деятельность министерства пропаганды Третьего Рейха, которое возглавлял доктор Йозеф Геббельс. Казалось, превзойти Геббельса в цинизме и бессовестной лжи трудно. Однако, мы видим, что в XXI веке информационная война против России ведется не менее нагло и бессовестно, чем во время Великой Отечественной войны. Но мало кто знает, что у Геббельса, оказывается, были очень умелые предшественники и первая информационная компания против России была развернута в далеком XVI веке в царствование государя Иоанна Васильевича Грозного. Государь Иоанн Васильевич Грозный и «тиран» Иоанн Ужасный Интересно, что в России первого Русского Царя Иоанна IV Васильевича называют Грозным. А на Западе - Иоанном Ужасным. Грозный и Ужасный, кажется понятно, что эти слова несут разный смысл. В Русской истории известны князья Дмитрий Грозные Очи. Иоанном Грозным называли и Великого князя Иоанна III Васильевича, окончательно свергнувшего иго Золотой Орды. В Православной Церкви Грозным называют Архангела Михаила. Всегда слово Грозный в древнерусских песнях и былинах означает не ужасный, но страшный для врагов отечества и врагов Божиих. Но, к сожалению, в последнее время и в России Царя Иоанна IV упорно стараются представить не Грозным государем, но кровожадным тираном Иоанном Ужасным. И начало такому отношению к первому Русскому Царю было положено в XIX веке в среде либеральной интеллигенции. Среди русской либеральной интеллигенции было модно увлекаться западным образом жизни, стремится к демократии и «прогрессу», и презирать «отсталую Россию» и «мрачное самодержавие». Царь Иоанн Грозный и был для них воплощением «азиатской деспотии», и «царских оков». Эта точка зрения на царствование государя Иоанна IV стараниями либералов стала господствующей в российском обществе. А на Западе легенда о кровожадном тиране Иоанне Ужасном стала основанием для мифа о извечной «русской угрозе», нависающей над мирной Европой. И страшные сказки о несметных полчищах «русских варваров» готовых вторгнуться в на земли европейские народов, разрушая цветущие города и истребляя мирное населения распространяют в Европе с XVI века, с того времени, когда в Прибалтике разгорелась Ливонская война.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/14/...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " @font-face font-family: ArialRub; src: format( " woff " ), format( " truetype " ); unicode-range: U+20BD; Закрыть itemscope itemtype="" > Иоанн Грозный и Мещёра Бывал ли первый русский Царь в Касимовской земле? Валерий Камшилов   Олег Романов   09:25 28.01.2024 33095 Время на чтение 7 минут Фото: wikipedia.org Давно идут споры — бывал ли в граде Касимове в пору своих трёх походов на Казань Государь Иван Васильевич Грозный (25 Августа 1530 — †18 Марта 1584), с 1533 года Великий Князь Московский и всея Руси, а позднее Царь Иоанн I Грозный. Русские войска под предводительством Государя Ивана Грозного совершили три Казанских похода, и во всех трёх походах Царь Иван принимал личное участие. Одной из важнейших военных кампаний молодого Государя были походы с целью завоевать Казанское ханство — источник постоянной угрозы с Востока. Первый поход был с Декабря 1547 — по Март 1548 года, Царю тогда было 17 лет. Второй поход совершался с Ноября 1549 по Март 1550 года, Царю уже исполнилось 19 лет. Маршруты туда и обратно первых двух Казанских походов Царя шли, минуя Мещёру. Казань против противников Иоанна Грозного Нас особенно интересует третий поход Царя Иоанна на Казань, так как он имеет отношение к Мещёре. Поход начался 16 Июня 1552 года, Казань была взята штурмом 1-2 Октября, и в обратный путь Государь отправился 12 Октября. Тогда Царю было 22 года. Поход был ознаменован победой и покорением Казанского ханства. В третьем походе проявились организаторские способности, воинская смекалка и умелые действия лично Царя. Сразу после Покрова Пресвятой Богородицы — 2 Октября 1552 года Казань была взята, освобождены многие десятки тысяч русских рабов. Разом была прекращена многовековая работорговля, посредством которой и богатели казанские, ногайские, крымские ханы, османские султаны, генуэзские и венецианские купцы. Без сомнения, Царь тогда с войсками проходил через сёла, которые теперь входят в Гусь-Хрустальный район Владимирской области.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/11/io...

Курбский и Царственная книга в один голос говорят о настроении Грозного под Казанью. Иоанн прячется в церкви; напрасно убеждают его советники показаться войску: «се, государь, время тебе ехать… великое время царю ехати»… У царя же «не токмо лицо изменяшеся, но и сердце сокрушися». Наконец приближенные его, «хотяще-нехотяще, за бразды коня взяв», выводят перед войском и ставят у царской хоругви. Это подтверждает и сам Грозный следующими словами: «вы меня как пленника везли сквозь землю неверных – как только сохранил меня Всевышний» 132  Всякого поражает, по словам Н. И. Костомарова , простодушное сознание Иоанна Васильевича в своей трусости. Вспоминая о казанском походе, он говорит; «каково доброхотство ко мне этих людей, которых ты (князь Курбский) называешь мучениками? Они меня как пленника посадили в судно и повезли с немногими людьми сквозь безбожную и неверную землю; еслибы не всемогущая десница Всемогущего защитила моё смирение, то я бы и жизни лишился». А между тем, по свидетельству Морозовского летописца, он имел под Казанью 150 тысяч войска 133 . В духовном завещании. 1572 года царь Иоанн IV высказывает убеждение, что он и семейство его не прочны на Московском престоле, что он изгнанник, ведущий борьбу со своими врагами, что этой борьбе не видит близкого конца 134 . Царь Иоанн Грозный под влиянием смут и неурядиц в 1574 году объявил крещеного касимовского татарина Симеона Бекбулатовича великим князем всей Руси, а потом вместо себя посадил его на Москве царем и венчал его царским венцом. Понятно после всего сказанного, что царь Иоан Грозный не мог себя считать настолько сильным политически и морально 135 , чтобы активно принять на себя заботы в деле защиты христианского Востока. Приняв царский титул, Иоан Грозный старался о введении его в употребление при дипломатических сношениях, но везде терпел неудачи. «Переговоры с патриархом Иосафом, говорит проф. Милюков, с помощью русских денег кончились благополучно: патриарх прислал в 1561 году соборную грамоту и только в наше время стало известно, что собор для этой цели он и не думал созывать, а соборные подписи просто подделал. Полученная грамота противоречила уже принятой официально легенде. Согласить грамоту с легендой оказалось, впрочем, нетрудно: одни слова греческого текста были вырваны, другие затерты; на месте уничтоженного вписаны, без всякой грамматической связи, несколько новых слов, по смыслу которых митрополит Ефесский послан был, согласно легенде, Константином Мономахом» 136 . Вообще нужно заметить, что Русь в это время почти совсем не была известна европейцам. Московское государство, говорит Соловьев, для западных европ. держав было открыто в одно время с Америкой 137 . В 1486 году случайно попал в Москву рыцарь Николай Поппель, который, возвратившись в Германию, объявил императору о своем открытии Московской Руси, которая с этого времени и стала известной европейцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению», – писал он, побеждённый Стефаном Баторием, своему победителю, выборному польскому королю. И в светлые, и в мрачные дни своего царствования он всячески старался сохранить преемственность русской царской власти вне зависимости и влияния «многомятежных человеческих хотений». Когда после смерти его первенца Димитрия в 1554 году у него родился сын Иоанн, то Иоанн IV взял со своего двоюродного брата Владимира Андреевича запись, по которой князь обязывается после смерти Царя признавать Царём родившегося Царевича Иоанна и не отступать от него, хотя бы к этому подговаривал родной брат родившегося Царевича. Этим Иоанн IV хотел у своих будущих детей отнять всякие возможности к выступлениям против старшего брата. В случае же смерти царевича Иоанна и остальных царских детей, князь Владимир обязывался выполнить завещание Царя, сохраняя должное почтение к его вдове. В 1572 году Иоанн Грозный составил духовное завещание. В нём он благословлял сына своего Иоанна «царством Русским, шапкой Мономаховою и всем чином царским», а второму сыну Феодору оставлял удел в 14 городов, но и этот удел оставался частью Государства Московского. Феодор не только должен был во всём покоряться старшему брату, но и переносить его гнев и милость. В 1581 году Иоанн Грозный в порыве гнева убил Царевича Иоанна, не оставившего после себя потомства. Наследником сделался Феодор. Иоанн не считал его способным твёрдо держать скипетр, так как Феодор был более склонен к монашеской рясе, «чем царской порфире». «Звонарём тебе быть, Федя, а не Царём», – говаривал ему Царь Иоанн. Однако он не умалял его прав на престол по первородству. Задумавши в 1582 году жениться на племяннице английской королевы, Иоанн хотел отпустить свою супругу Марию Нагую, так как считал полезным породниться с Английским королевским Домом и для этого можно было пожертвовать рабой, т. е. подданной. Но посол должен был предупредить английскую королеву, что дети от нового брака получат лишь уделы, а Царём будет Феодор, потому что дело «иначе статься не может». Брак, впрочем, не состоялся, и Иоанн остался жить с Марией Феодоровной Нагой, своей шестой или восьмой супругой. От этого брака в 1582 году родился сын, как и скончавшийся маленький первенец Царя, названный Димитрием. Иоанн IV предполагал учредить опеку на случай своей смерти, но всё время оставался неизменен в мысли, что Царем после него будет Феодор. 18 марта 1584 года Иоанн Васильевич Грозный скончался, и старший из бывших в живых сыновей, Феодор, стал Царём.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Н.И. Оловяшников Часть 3. Занимательные истории о колоколах В прежнее время колокола имели громадное значение в граж­данской жизни. Они заменяли часы, бывшие в то время большой редкостью. Удары колокола возвещали жителям начало и конец работ, вход в город и тушение огней. Одному из кафедральных Бовенских колоколов, в который уда­ряли только, чтобы возвестить продажу рыбы, было дано народом прозвание: Торговка рыбой (La Poissarde.) В Этампе колокол, возве­щавший о том, что пора тушить огни, получил название: Преследователя гуляк (Chasse-Ribaub.) То же самое прозвище было дано одному из колоколов Руанской башни. Напомним, что удивительный колокол, подаренный архи­епископом Руанским Риголь и получивший его имя, был приводим в движение только для щедрых клиентов, не жалевших на вино звонарям. Оттуда пошла поговорка пить в честь Риголь 697 . Как было сказано выше, кроме церковного значения, колокола играли видную роль в нашей исторической жизни, имея полити­ческое и гражданское значение. Таковы колокола: вечевые, набатные, осадные, часовые и вес­товые. Некоторые из них подвергались наказанию и, осужденные в ссылку, слыли опальными, ссыльными. Наказание новгородского колокола Предание говорит, что Иоанн Грозный велел отрубить уши у колокола при церкви Св. Николая в Пскове за то, что он звоном своим испугал коня, на котором ехал царь. О таком же случае в Новгороде в записках Павла Якушкина на­ходим следующие подробности: «В Новгороде на стенной коло­кольне показывают колокол, про который мне рассказывали следующее: ехал Грозный царь с Торговой стороны на Софийскую. Въехал он на большой мост (его теперь нет), в это время ударили в колокол, под Иваном конь пал на колена. Грозный велел у колокола отрубить уши. Теперь этот колокол перелит. В Пскове есть такое же предание, там тоже показывают колокол без ушей, он лежит на колокольне на плахах, и в него звонить нельзя» 698 . В нашем народе сохранилась об этом событии следующая леген­да: «Услышал Грозный царь во своем царении в Москве, что в Вели­ком Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем–дорогой все больше верхом. Говорится скоро, делается тихо. Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии и пал конь его на колени от колокольного звону. И тут Гроз­ный царь воспроговорил коню своему: «Ай же ты мой конь пеловой мешок (мякина), волчья ты сыть; не мошь ты царя держать – Грозно­го царя Ивана Васильевича». Доехал он до Софийского храма и в гневе велел отрубить снасти у этого колокола, чтобы пал на земь, и казнить его уши. «Не могут, говорит, скоты, звону его слышать».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда после смерти его первенца Димитрия в 1554 году у него родился сын Иоанн, то Иоанн IV взял со своего двоюродного брата Владимира Андреевича запись, по которой князь обязывается после смерти Царя признавать Царем родившегося Царевича Иоанна и не отступать от него, хотя бы к этому подговаривал родной брат родившегося Царевича. Этим Иоанн IV хотел у своих будущих детей отнять всякие возможности к выступлениям против старшего брата. В случае же смерти Царевича Иоанна и остальных Царских детей князь Владимир обязывался выполнять завещание Царя, сохраняя должное почтение к его вдове. В 1572 году Иоанн Грозный составил духовное завещание. В нем он благословлял сына своего Иоанна «Царством Русским, шапкой Мономаховою и всем чином Царским», а второму сыну Феодору оставлял удел в 14 городов, но и этот удел оставался частью Государства Московского. Феодор не только должен был во всем покоряться старшему брату, но и переносить его гнев и милость. В 1581 году Иоанн Грозный в порыве гнева убил Царевича Иоанна, не оставившего после себя потомства. Наследником сделался Феодор. Иоанн не считал его способным твердо держать скипетр, так как Феодор был более склонен к монашеской рясе, «чем Царской порфире». «Звонарем тебе быть, Федя, а не Царем,» – говаривал ему Царь Иоанн. Однако он не умалял его прав на престол по первородству. Задумавши в 1582 году жениться на племяннице английской королевы, Иоанн хотел отпустить свою супругу Марию Нагую, так как считал полезным породниться с Английским королевским Домом и для этого можно было пожертвовать рабой, то есть подданной. Но посол должен был предупредить английскую королеву, что дети от нового брака получат лишь уделы, а Царем будет Феодор, потому что дело «иначе статься не может». Брак, впрочем, не состоялся, и Иоанн остался жить с Марией Феодоровной Нагой, своей шестой или восьмой супругой. От этого брака в 1582 году родился сын, как и скончавшийся маленький первенец Царя, названный Димитрием. Иоанн IV предполагал учредить опеку на случай своей смерти, но все время оставался неизменен в мысли, что Царем после него будет Феодор. 18 марта 1584 года Иоанн Васильевич Грозный скончался, и старший из бывших в живых сыновей, Феодор, стал Царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

  Митрополит Воронежский Сергий: " Иоанн Грозный и Григорий Распутин - не примеры для подражания "   В июле 2003 г. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий дал интервью " Православной газете " (Екатеринбург). В частности, митр. Сергий ответил на следующий острый вопрос, который часто поднимается в мирской прессе: " О канонизации лиц, о которых мы и не помышляли раньше: Иоанн Грозный, Григорий Распутин… Как относиться к этим вот мирским рассуждениям? - спросил корреспондент " Православной газеты " . Митр. Сергий: " Это - не мирские рассуждения. Я бы сказал гораздо жёстче. Я просто не хочу обидеть тех людей, которые находятся под влиянием этих мнений. Но здесь можно ясно сказать, как, может быть, странно ни покажется, что такие рассуждения ведут враги Церкви, которые хотят разрушить Церковь любыми путями. Сейчас очень время опасное, потому что часто используют такие благочестивые на первый взгляд моменты, на которые, может, трудно и возразить. Но люди ведь заранее знают, что канонизировать Иоанна Грозного означает деканонизировать Митрополита Филиппа, которого он убил. Своего друга детства. И так с ним поступил, потому что тот уже терпеть не мог тех преступлений, которые совершал Иван Васильевич Грозный. Как бы его ни обеливали современные историки, я бы сказал, лжеисторики, но история-то не в советский период писалась. Про грозные дела Грозного и в истории ещё дореволюционной, в царской России, это засвидетельствовано. Написано о его чудовищных расправах над боярами - целые города просто вырезал. Я был в конце прошлого года в Новгороде Великом. И до сих пор новгородцы сохраняют память о том, как он осадил город и ждал, пока там наступит голод. Голод наступил. Открыли ворота, он вошёл, отстоял Литургию, потом привязал к лошади архиепископа и таким образом умертвил его. Потом устроил пир для бояр, и тут же, с пира, начал их вешать, и начал простых людей просто истреблять. Шли люди через мост, женщины с детьми, и тех, которые падали, просто добивали опричники Иоанна Грозного. До сих пор это живо в Новгороде, хотя он заселил город новыми людьми.

http://moral.ru/Ivan_Grozny.htm

Московские великие князья относились к обители Кирилловой с постоянной заботою и к преподобному имели великую веру. Великий князь Василий Иоаннович со своею женою Еленою ездили в 1529 году на богомолье на Белоозеро в Кириллов монастырь, чтобы разрешил Господь молитвами преподобного бесчадие княгини. Молитвы царственной четы были услышаны: родился сын (1530 г.), названный в крещении Иоанном, будущий Грозный царь. Обрадованный великий князь подарил обители тысячу рублей и воздвиг в ней две каменные церкви (1531 г.) 57 : одну – во имя архангела Гавриила в память дня своего рождения (26 марта) с приделом равноапостольных Константина и Елены, имя которой носила его супруга Елена Васильевна, и другую – во имя Иоанна Предтечи, ангела его новорожденного сына, и при ней придел преп. Кириллу Белозерскому. Иоанно-Предтеченская церковь была поставлена «на горе», где первоначально поселился преп. Кирилл, и с тех пор эта часть обители стала называться малым Ивановским или Предтеченским монастырем, а та часть обители, где стоял Успенский каменный собор – большим Успенским. Ближе всех из царственных особ к обители преп. Кирилла стоял царь Иоанн Грозный. Она была полна для него семейными воспоминаниями, и сам он ее полюбил и сделал своим царским богомольем, даже имел намерение постричься в ней. На Белоозеро для богомолья Грозный царь приезжал несколько раз. Первый раз он был здесь еще юношею в 1547 году 58 . Об этом посещении он сам передает в знаменитом послании к Кирилловскому игумену. Как строги были порядки в обители в то время, было уже сказано: келарь отказал царю дать рыбы, когда тот пропустил обед на трапезе. Второй раз Грозный приезжал в 1553 году, третий – в 1565 году и четвертый – в 1569 году. Особенно замечательно второе посещение (1553 г.), известное под именем Кирилловского езда, и четвертое (1569 г.) В 1553 году, в марте, царь Иоанн сильно заболел горячкою; все отчаялись в его выздоровлении. 11 марта он составил духовное завещание, по которому царство передавал своему малолетнему сыну Дмитрию, и требовал, чтобы все присягнули ему в верности.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

И.Я. Фроянов особо отмечает: « Обращает внимание тот факт, что приблизительно тогда же ( когда Алексей Адашев был пристроен ко двору батожником. – Прим.) придворным священником становится Сильвестр, выписанный из Новгорода. Примечательное совпадение. И оно, на наш взгляд, не случайно, особенно если учесть последующую совместную и солидарную деятельность Алексея Адашева и Сильвестра, образовавших позднее некое подобие правительственного дуумвирата, ограничившего власть Самодержца. Похоже, что наступление на Самодержавие готовилось основательно и велось постепенно. При этом важная роль в нем отводилась А.Ф. Адашеву и Сильвестру в качестве будущих реформаторов общественно-политического строя Руси» . Каждый православный в течение своей жизни стремится осознать свои грехи и принести за них деятельное покаяние. И Царь Иоанн Васильевич Грозный как православный христианин следовал этому. Но в сериале «Грозный» авторы специально уничижительно показывают Царя в его отношениях со священником Сильвестром и называют и приписывают ему грехи, которых не было. В данном случае показано, что 29 декабря 1543 г. по указу Великого Князя Иоанна Васильевича, который «не мог больше терпеть того, что бояре бесчиние и самовольство творят», за творимые ими беззакония был схвачен псарями князь Андрей Шуйский и по дороге в темницу убит. Князья Федор Скопин-Шуйский (+1557) и Юрий Темкин-Ростовский (+1561) были сосланы в ссылки, хотя позже возвращены ко двору, оба умерли при высоких воинских чинах по старости. В окружении Государя и в Государственной Думе утвердились бояре Глинские. В сериале «Грозный» авторы сознательно не показывают те безчинства и беззакония, которые творят боярин Андрей Шуйский и его помощники, в частности беззаконное отвержение от Митрополичьего Престола Святителя Даниила и отправление его в заточение в Иосифо-Волоцкий монастырь против воли Государя Иоанна Васильевича (и других архиереев). Фактически боярин Андрей Шуйский незаконно присвоил себе Государевы полномочия и совершил измену клятве Государю Иоанну Васильевичу, за что заслуживал по закону немедленной казни, как это принято было в XVI веке на Руси и во всех европейских странах. Показ только финала измены боярина Андрея Шуйского его казни псарями создает ложное впечатление об «изначальной» жестокости и несправедливости юного Государя Царя Иоанна Васильевича.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010