Председатель Антинацистского Международного комитета В.Н. Халецкий подчеркнул особое значение и вклад в историю России каждого из правителей династии Рюриковичей. Он также представил видеоролик, посвящённый анонсу своей книги о внуке Ивана Великого Иване IV Грозном. Заслуженный художник России, скульптор О.И. Молчанов и член Московского Союза художников, скульптор В.А. Николаев рассказали о художественном образе Ивана Великого. Олег Иванович принёс на конференцию макет памятника Ивану Васильевичу, который можно установить в Москве. Главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия», член Союза писателей России А.Д. Степанов, выступивший дистанционно, размышлял о том времени, в которое пришлось править страной Ивану Великому. Анатолий Дмитриевич поддержал идею таких Конференций о великих правителя Руси, поскольку нам нужно обращаться к памяти наших предков перед лицом тех угроз, с которыми столкнулась ныне Россия. В ходе конференции постоянно звучала мысль о необходимости популяризации исторического значения фигуры Ивана III и необходимости увековечивания памяти о нём в скульптурных изображениях. В завершение круглого стола была подготовлена резолюция в соответствии с озвученными предложениями. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Популяризация Ивана Великого - дело похвальное, но только не путем подмен и манипуляций. Да действительно, заслуги его велики, но основатель государства - как механизма, как системы институтов - всё же не он, а наш первый Помазанник Божий Иоанн Грозный. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Жестоко избил невесту и обнимал после труп: что будет с убийцей? Часть Внуково эвакуирована из-за высокой угрозы Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/07/ve...

- Не печалься о нем, царь-батюшка, — ответил князь Воротынский. — Богатырь телом и душой князь Андрей. Теперь еще его жар палит и сил у него немного; но сказал лекарь-немчин, что дня через три встанет князь и на коня сядет. Перешел тогда молодой царь опять к делам казанским: - Утерли вы, воеводы, вдосталь поту кровавого на поле бранном, а еще скоро придется вам и воинам храбрым кровь пролить под стенами казанскими. Время не терпит, надо скорее в поход выступать. При этих словах царских нахмурилось чело у воевод и бояр, потупили они глаза в землю и ни словечка царю не ответили. В то время не любили ратные люди походов неустанных и трудов непрерывных. Тяжелы были обозы в полках русских, медлительны были откормленные сытые кони; по целым месяцам шли, бывало, полки по худым дорогам, и более, чем от врагов, терпели ратные люди от пути дальнего. Молчали и хмурились бояре… - Идем на Казань немедля! — говорил далее царь Иоанн Васильевич. — Ждать больше нечего, полки в сборе, мечи наши уже попробовали крови татарской. Завтра в поход, воеводы! А пойдем мы на Казань таким порядком: моя дружина царская, да полк левой руки, да запасной полк пойдут со мною ко Владимиру и Мурому; а другие полки с воеводами главными пусть идут на Рязань да Мещеру. За Алатырем вся рать наша сойдется, оттуда на казанцев и грянем. Еще более приуныли бояре да воеводы. Приметил царь молодой их смущение и недовольство, и у него на челе грозные складки появились, обвел он своих соратников властным взором. - Вижу я на лицах ваших, бояре да воеводы, словно скорбь да гнев. Или не хотите вы повиноваться царю своему исконному? Иль робость малодушная закралась в сердца ваши? Молчали бояре, поглядывая на грозный лик царский; никто не дерзал ответ держать. Наконец выступил вперед старейший воевода, доблестный князь Василий Воротынский: - Не на нас гневись, царь-батюшка. Мы за тебя да за Русь Православную хоть сейчас все до единого головы сложим. А смутились мы потому, что ратные люди роптать стали; много уже месяцев, как они на службе, и в последней битве с крымцами потрудились они сверх сил. Ропщут, царь-батюшка, дети боярские, ропщут новгородцы — отдыха хотят. Когда полки наши сюда направлялись, дошла до них весть, что хочет царь тотчас же на Казань идти. Тогда уже запечалились, зароптали воины; тогда уже ко мне прислали они выборных своих — что-де молят они царя-батюшку им роздых дать, что больше недели гнались они за крымцами и мечей в ножны не вкладывали. В твоем гневе, царь-государь, Господь волен, а я не дерзнул скрыть от тебя ропота людей ратных.

http://azbyka.ru/fiction/carskij-duxovni...

Действующие лица: 1. Ведущий 2. Иосиф-слепец 3. Данила Онучин 4. Фатима 5. Анисья 6. Воевода 7. Матрона 8. о. Ермолай Сцена 1 Ведущий: Случилось это давным-давно, когда царем на Руси был Иоанн Васильевич Грозный. Славный город Казань был взят русскими войсками, и вера христианская стала распространяться среди магометан. Но вот однажды случился в Казани страшный пожар: деревянные дома вспыхивали как спички, выгорали целые улицы. Данила: (за сценой) Анисья, бросай все, бежим! Анисья: Козу-то, козу отвязать надо! Данила: Бросай, говорю тебе, крыша полыхает уже! Анисья: Матрона, скорей! Бежим! Выбегают на середину. Матрона: Мама, пусти, там котенок остался в подвале. Жалко его! Данила: (выбегает на сцену, ему навстречу Матрона) Куда ты? Матрона: Котенок! Данила: Доченька, там уже стены рухнули! Все теперь, все… Анисья: Куда же теперь мы? Данила: Деваться некуда. Попросимся на постой к Иосифу. Он добрый. Сцена 2 Стук в дверь. Иосиф: Кто это к слепцу Иосифу пожаловал? Данила: Это я, соседушка! Иосиф: А, Данила, заходи. Я тебя по голосу узнал. Данила: Со мной еще Анисья и Матрона. Анисья, Матрона: Мир вашему дому. Иосиф: Ох, беду чует мое сердце. Неужели и вы погорельцы? Данила: Да, до последнего бревнышка. Анисья: Два узла успели только вытащить — остальное все сгорело. Нищие мы теперь. Матрона: Зато Господь нас не оставляет. Данила: Да уж, оно и видно! Иосиф: Да вы проходите, располагайтесь. Ято ведь один, поживете пока у меня. Вдалеке появляется Фатима. Фатима: Молочко, кумыс, сметанка! Все свежее, недорогое! Иосиф: Фатима, эй, Фатима! Фатима подходит к Иосифу. Возьму, Фатима-апа, нынче у меня гости. Фатима: А! Новые погорельцы? Знаю, знаю: по всей Казани пожары полыхают. Ведь вы, православные, Аллаха не почитаете, потому он на вас и гневается! Иосиф: Иди, Фатима, иди с миром, а мы в нашей вере сомневаться не станем. Фатима уходит. Сцена 3 Данила: Может, и права она. Матрона: Да ты что, батюшка, как можешь говорить такое? Иосиф: И правда, Данилушка, ты Бога-то не гневи, не нам о Его воле судить.

http://azbyka.ru/katehizacija/stsenarii-...

Сближение Ливонии с Польшей вызвало неудовольствие России. Сославшись на нарушение ливонцами обязательства о выплате полагающейся по древним договорам дани, царь Иоанн IV Васильевич Грозный в янв. 1558 г. отдал рус. войскам распоряжение совершить разведывательный рейд по Ливонии, положивший начало затяжной Ливонской войне (1558-1583). Первоначально рус. войска не ставили перед собой цели закрепиться в Ливонии: они осаждали и грабили города и замки, захватывали пленных и требовали от властей Ливонии выплаты дани. Ливонский орден был неспособен организовать сопротивление: замковые гарнизоны в Ливонии состояли по большей части из нем. наемников, которые отказывались сражаться до получения причитающегося им жалованья, на выплату которого у ордена не было средств; лишь немногие представители ордена пытались оборонять свои замки, однако без поддержки извне все их усилия были обречены на неудачу (подробнее о событиях войны см.: Форстен. 1893. С. 84-253; Арбузов. 1912. С. 148-163; Королюк. 1954. С. 34-49). К. в 1-й период Ливонской войны (янв.-июль 1558) руководил гарнизоном Феллина и в боевых действиях не участвовал. Напуганные успехами рус. войск, захвативших важный в стратегическом отношении г. Дерпт (ныне Тарту, Эстония), члены ордена на собрании в Валке (ныне Валка, Латвия и Валга, Эстония), состоявшемся в июле 1558 г., избрали К. коадъютором Фюрстенберга, рассчитывая, что военные таланты и связи К. помогут организовать оборону Ливонии. С этого времени К. фактически руководил Ливонским орденом. Он предпринял неск. безуспешных попыток начать контрнаступление против рус. войск; так, в кон. 1558 г. он отбил замок Ринген (ныне Рынгу, Эстония), однако не смог развить успех и после неудачной осады Дерпта вынужден был отступить в Ригу. В ответ на действия К. рус. войсками в янв.-февр. 1559 г. был проведен масштабный карательный рейд, в ходе к-рого рус. отряды прошли по землям Ливонии, разорили более 10 городов и замков, дошли до Риги и прошли через всю Курляндию до прусской границы, захватив огромную добычу и большое число пленных. Несмотря на общий успех военных действий, рус. войскам так и не удалось взять ни один город на побережье Балтийского моря.

http://pravenc.ru/text/1684285.html

Сибирь. По инициативе Ивана Грозного началось освоение этих богатейших земель. Темп продвижения был головокружительным. К середине XVII века русские вышли к Тихому океану. Можно ли представить современную Россию без природных богатств Сибири в XXI веке? Эти и другие обстоятельства позволяют нам говорить, что исторический ресурс деятельности Ивана Грозного до сих пор не исчерпан. Думаю, что нам, благодарным его потомкам поставить памятник первому Русскому Царю не только в Орле, но и в Москве, на Лубянской площади. Ведь кто, как не он стал родоначальником службы государственной безопасности России - Опричнины! Благочестивый, Боговенчанный и Христолюбивый Царь наш Господин Иван - Состоявшееся недавно воздвижение памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в основанном им граде Орле стало знаковым событием в возвращении нам нашей родной православной русской исторической истины, - начал свой доклад писатель, военный историк Борис Глебович Галенин. - Обретение которой есть необходимое условие чаемого нами возрождения Руси-России как Третьего, последнего Рима. Впервые удалось поколебать - во всероссийском масштабе, - усердно внедряемый в массовое сознание, увы, не один век! - лживый образ нашего первого великого Царя, как злодея на троне. Но всем нам ясно, что это лишь первое зримо выигранное сражение в непрекращающейся информационно-идеологической войне за душу Русского народа. Потому не лишним остается ни одно значимое историческое свидетельство, подтверждающее значение деяний Грозного Царя для самого существования Земли Русской. Вначале позволю повторить, уже высказываемое мною ранее суждение о значении Опричнины. Отмечу один важный, и обычно недооцениваемый фактор, имеющий весьма актуальное звучание. В теории систем существует положение, или, точнее, теорема, что системой нельзя управлять, находясь внутри ее: аппарат управления должен находиться вне системы. Для такой системы как государство, это положение можно применить в «ослабленном» виде. Управление будет более эффективным, если сам аппарат управления находится «вне» государства, вернее сказать, над государством, оставаясь при этом в государстве «физически».

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/06/...

Наслаждение духовной самодеятельности возбуждает в нас всё недоговоренное. Сильнее всего нас волнуют такие художественные образы, которые, возбуждая мысль и фантазию, оставляют достаточный простор для их внутренней самодеятельности. Этому правилу вполне удовлетворяет всем известная скульптурная группа Лаокоона. Два огромных удава напали на жреца и его юношей-сыновей. Борьба в самом начале, никто еще не раздавлен страшными объятиями, никто не упал. Самое сильное еще впереди. Художник дал могучий толчок нашему воображению и оставил его на распутии между надеждой на избавление жертв и подавляющей картиной торжества самого отвратительного зверя над самым тонким и прекрасным произведением природы. Иное впечатление производит картина Репина в Третьяковской галерее. Грозный убил своего сына. Взята самая высокая нота, всё договорено до конца. Убийца вскочил, опрокинул трон, прижимает к сердцу поникшую голову царевича с пробитым виском, и темная, густая кровь течет между его пальцев. Далее воображению идти некуда, и картина производит исключительно физиологическое действие: кровь и безумные глаза Грозного... Характер религиозного настроения каппадокийцев очень ясно указывает на психологический источник, о котором мы только что сказали. Основная черта их сердечной жизни – беспокойство души, вечное искание одного безграничного, всеудовлетворяющего блага, постоянный прилив и отлив, смутные стремления, возвышающие и повергающие наземь, зовущие, как тени весенней зари, и безнадежные, как ноябрьские сумерки, яркие молнии почти разгаданных тайн и горькое чувство бессилия всех попыток «Возлюбленный, – говорит Григорий Богослов , – пронизывает ум лучом своего света и тотчас убегает от быстро движущегося ума. Чем более он познается, тем более удаляется, и тем именно, что как бы вырывается из рук, зовет и влечет за собою душу...» «Как море сущности неопределимое и бесконечное... в неясных отблесках и едва ощутимых очертаниях оттеняется Он в некоторый облик действительности. Он улетает прежде, чем Его представит мысль, и ускользает от нее, когда, казалось бы, она начинает постигать Его. Это молния. Она внезапно озаряет наш духовный взор и тотчас исчезает, оставляя после себя тьму еще более глубокую. Тем, что есть в Нем постижимого, Он привлекает к Себе, непостижимым же возбуждает еще больше желания и жажды» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Обратимся к примеру из недавнего прошлого. Построение коммунизма. Для реализации этой сверхновой идеи требовалась тотальная перестройка всего общества и всех его устоев. Сутью общества и причиной его существования должен был явиться человек нового типа, абсолютно нового мировоззрения, целеполагания, новой идеи бытия. Понятно, что из тех, при ком было положено начало этому процессу, ничего принципиально нового не вылепить. Какие-то императивы они поймут и примут, какие-то нет, но жить будут так как умеют. Получится ли это сделать во втором поколении? Нет. Часть нового приживется, но другая часть перекочует из старого мира вместе с традициями. Попытки ускорить процесс насильно оказались неэффективны и более того деструктивны. Этот процесс должен был быть хоть и управляемым, но естественным, катализация его вызвала непредсказуемые изменения свойств «материала». Для выведения человека нового типа требовалось, возможно, не менее десяти или более поколений. Долгое дело. Доступно ли оно было советскому правительству? Теоретически да, практически нет. Для этого требовался интеллект очень высокого качества, разжиться которым было негде. Мощи явления по имени Сталин хватило только на его жизненный отрезок, за который такое долгое дело завершить было попросту невозможно. Из-за отсутствия жизнеспособной элиты, способной защитить и привести эту идею к завершению, весь проект рухнул, погребенный под демагогией пробивных дураков. Можно удивляться, почему Англия всегда вредит России, иногда даже до такой степени, что осмеливается нападать на ее окраины. Маленький остров, что ему надо от огромной страны, которая в его сторону даже не смотрит. Это длится, по меньшей мере, полтысячи лет. Да, да, по меньшей мере. Еще Иоанн Васильевич Грозный, пытавшийся выйти и закрепиться на Балтике, для развития торговли, и по-царски изящно искавший благорасположения английской королевы, нашел свою кончину, как выясняется от отравления, при двух английских лекарях, присланных этой особой. Каверзы, подлости и прямые угрозы никогда за это время не сменялись у Англии в отношении нашей страны, независимо от наших размеров и социального строя. Но причина этой ненависти не предмет наших размышлений, отметим лишь последовательную и неизменную политику. Менялись королевские династии, формы правления, но политика оставалась прежней. И не надо обольщаться, это не желание вредить, это желание нас уничтожить как народ. Иногда, когда англо-саксам кажется, что мы совсем слабы, они не стесняются его озвучивать. Но, понимая, что в прямой схватке с нами они, скорее всего, завершат свой жизненный цикл, их политикой является натравливание на Россию тщательно выпестованных, одурманенных манией величия, злобных придурков, которых они находили в разное время то в Османской империи, то в Японии, то в средней Азии, неизменно в Польше и, вот, теперь в стране 404. Откуда такая последовательность? Почему ни один из «руководителей» Англии не сменял гнев на милость?

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/25/...

Следовательно, поход в немецкую землю, о котором говорит послание, состоялся не в 1577 году, а ранее. Н. И. Костомаров указал другое соображение, в силу которого послание следует считать написанным приблизительно в 1578 году. По его мнению, обличительная грамота была составлена уже после казни Воротынского, происшедшей в 1577 году. Под этим Воротынским он разумеет князя Михаила Ивановича, которого, по словам Костомарова, Грозный подвергнул пыткам, отослал измученным на Бело озеро, но на дороге тот скончался и был похоронен в Кириллове монастыре, где вдова Воротынского построила на его могиле церковь 8 . Но и с этим мнением, обоснованным на известиях, почерпнутых у Карамзина, нельзя согласиться. Во-первых, князь М. И. Воротынский был замучен не в 1577 году, а в 1573 году после 15 апреля 9 . Во-вторых, Иоанн Грозный в послании нигде не упоминает о Михаиле Воротынском, но говорит только о церкви, поставленной в Кириллове монастыре «над Воротынским» его княгиней, т. е. его вдовой 10 , а церковь эта была поставлена над могилой брата князя Михаила, Владимира Ивановича Воротынского 11 , скончавшегося 27 сентября 1553 года 12 . Михаил же Иванович Воротынский был погребен сначала в Кашине, и лишь в 1606 году был перенесен в Кириллов монастырь 13 . Но если Грозный в послании упоминал не о событии 1577 года, а о событии 1553 года, то этим самым устраняется основание относить составление послания к 1578 году. Отвергнув догадку Н. М. Карамзина , А. П. Барсуков высказал предположение, что Грозный написал свое обличительное произведение между весной 1574 года и весной 1575 года. Он обратил внимание на то, что весной пред тем временем, когда Грозный составлял свое знаменитое письмо, были еще живы Собакины: «а что весну сю к вам Собакины от моего лица злокозненную прислали грамоту». Между тем, по сведениям послужного списка старших бояр, изданного в XX части Древней Российской Вивлиофики, все трое Собакиных умерли и выбыли в течение 7083 года 14 , т. е., с сентября 1574 по сентябрь 1575 года. Отсюда А. П. Барсуковым сделан вывод, что послание не могло быть написанным после весны 1575 года. С другой стороны, под походом в немецкую землю А. П. Барсуков разумеет не Ливонский поход 1578 года, а поход 1573 года, когда царь ходил на Ливонских немцев, ибо во время похода 1578 года (?) не был уже в живых брат инока Ионы – Иван Васильевич Шереметев, убитый в начале 1577 года, тогда как Грозный говорил об обоих братьях инока Ионы, как о лицах живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Изд.: СбРИО. 1887. Т. 59; 1892. Т. 71; 1910. Т. 129; РИБ. 1914. Т. 31; ДДГ. С. 426-444; Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951; Tsar Ivan IV " s Reply to Jan Rokyta/Ed. V. A. Tumins. The Hague, 1971; Лихачев Д. С. Канон и молитвы Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного)//Рукописное наследие Др. Руси: По мат-лам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 10-27; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979; Рамазанова Н. В. Тропарь и кондак на перенесение честных мощей кн. Михаила Черниговского, «...творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца Российского»: К проблеме атрибуции//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение: Сб. ст. Л., 1988. С. 107-116; Серегина Н. С. Стихиры митр. Петру «творения» Ивана Грозного//Древнерус. певч. культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 69-80. Ист.: АИ. Т. 1; ААЭ. Т. 1; ПСРЛ. Т. 13, 14; 21. Пол. 1-2; 29; Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе/Пер.: М. Г. Рогинский//РИЖ. 1922. Кн. 8. С. 8-59; Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного/Пер.: А. И. Малеин. Л., 1934; Поссевино А. Ист. сочинения о России XVI в./Пер.: Л. Н. Годовикова. М., 1983; Горсей Д. Записки о России, XVI - нач. XVII в./Пер., коммент.: А. А. Севастьянова. М., 1990; Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000; Штаден Г. Записки немца-опричника/Сост., коммент.: С. Ю. Шокарев. М., 2002; Россия и греческий мир в XVI в./Отв. ред.: С. М. Каштанов. М., 2004. Т. 1; Лобакова И. А. Житие митр. Филиппа: Исслед. и тексты. СПб., 2006. Лит.: Михайловский Н. К. Иван Грозный в рус. лит-ре// Он же. Соч. СПб., 1897. Т. 6. Стб. 127-220; Ковалевский П. И. Иоанн Грозный и его душевное состояние. СПб., 19017; Платонов С. Ф. Иван Грозный. Берлин, 1924; Бахрушин С. В. Иван Грозный. [М.,] 1944; То же// Он же. Науч. труды. М., 1954. Т. 2. С. 256-328; Будовниц И. У. Иван Грозный в рус. ист. лит-ре//ИЗ. 1947. Т. 21. С. 272-330; Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950; Дуйчев И. Византия и визант. лит-ра в посланиях Ивана Грозного//ТОДРЛ. 1958. Т. 15.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

Ровинский признает оригинальными 2 портрета. Первый профильный поясной портрет гравирован на дереве Гансом Вейгелем в 1563 г. в Нюрнберге. И. В. изображен молодым, энергичным, с правильными чертами лица, короткой прической и довольно длинной бородой, в парчовом кафтане и высокой шапке-гречневике, отороченной мехом, на которую надета золотая корона, на шее - толстая витая золотая цепь; на левое плечо опирается многоярусный скипетр, увенчанный квадрифолием в ромбе (рук не видно). Экземпляр портрета, раскрашенный в манере старинных нем. картинок, хранился в собрании Ровинского (копия этого листа помещена в изд.: Ровинский. 1882. 16). Др. профильный поясной портрет И. В. в технике гравюры, отчасти повторяющий предыдущий (шапка с короной, форма скипетра, прическа и борода), воспроизведен в кн.: Oderborn P. Ioannis Basilidis magni Moscouae ducis vita (Witebergae, 1585; экз.: РГБ МК; см. также: Ровинский. 1882. 17, 18). Изменения внесены в костюм: поверх кафтана надето расшитое цветами оплечье, нет золотой цепи; черты лица острее и соответствуют человеку более зрелого возраста. «Иван Грозный и его мамка». Худож. К. Б. Вениг. 1886 г. Фотография Швейна. (РГБИ) «Иван Грозный и его мамка». Худож. К. Б. Вениг. 1886 г. Фотография Швейна. (РГБИ) Особый интерес к личности И. В. возник во 2-й пол. XIX в. под влиянием трудов историков В. О. Ключевского и Н. И. Костомарова, создавших противоречивый и мрачный образ грозного самодержца. Эта историческая тема нашла отклик в литературе и творчестве ведущих мастеров живописи и скульптуры. Одним из первых появилась картина В. Г. Шварца «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» (1864, ГТГ; с этой картины и др. рисунков Шварца Н. Мосоловым выполнена серия гравюр). В 1871 г. (вариант - 1875) М. М. Антокольский создал статую «Царь Иоанн Васильевич Грозный» (бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), за к-рую был удостоен звания академика: царь без регалий власти сидит на троне в мрачных раздумьях. Автор создал драматический образ «мучителя и мученика», державшего в страхе гос-во.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010