Как примут они этот марксистский подарок к светлому русскому празднику, как переварится он в их «нутре», трудно учесть. Но для нас с несомненною ясностью понятно, что такими чрезвычайными и беспримерными мерами марксисты имеют ввиду вытравить в душах обездоленных белых рабов последние ростки духовности, сделать этих искусственно пролетаризированных людей людьми с погашенным духом, людьми, не знающими никаких духовных порывов, помнящими только острый хозяйский кнут и тяготеющими только к скудным хозяйским яслям. В Двинске и Алуксне к следующей Пасхе дело еще не будет обстоять так сурово, но полагаем, что и там прихожане восприимут как небывалое издевательство, если у дверей храма в Светлое Воскресение будут стоять мытари и собирать с прихожан оброк за посещение храма – в Двинске в пользу военного ведомства, а в Алуксне в казну министерства земледелия. Может быть, есть люди, которым подобные приемы издевательства над религиозным сознанием полноправных граждан демократической, правовой республики не кажутся дикими, а проявлением политической мудрости, но нам эта «мудрость» кажется достойною внимания психиатров. Марксисты хотели бы, чтобы при наличии таких экспериментов народ продолжал смотреть на них как на защитников права и справедливости, и вот они делают политический жест. В землеустроительную комиссию они вводят представителя обездоленных русских мужичков. Но этот жест – жест лицемерный. В начале работы нынешнего Сейма русская фракция просила места для русского депутата в землеустроительной комиссии. Тогда эта просьба имела еще реальный смысл, ибо в земельном фонде еще были запасы земли, подлежащие разделу между безземельными и можно было надеяться, что русский представитель сумеет хотя кое-что выторговать для русских безземельных. Но тогда просьба русской фракции не была поддержана ни одним марксистом. Ныне, когда земельный фонд, особенно по Латгалии, уже исчерпан почти до дна марксисты вводят в комиссию русского представителя. Явно, что уже ничего существенного этот представитель сделать не может, ибо земли нет. Достойно внимания и то, что вводят в комиссию русского представителя в качестве зависимого от правительства чиновника, а не в качестве независимого представителя Сейма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Но эти жесты заслуживают того, чтобы на них остановить внимание по существу. Кому грозят? И кто грозит? Неимущие грозят имущим? Но кто в Латвии не знает, что настоящие-то имущие в настоящее время сидят здесь уже не справа, а слева, на скамьях оппортунистов. Вы требуете от меня конкретных примеров, вот вам примеры. Вам всем ведом тот ваш, лидер, который в прошлый строительный сезон воздвиг для себя на Задвинье столицы дорогой и роскошный особняк. Чтобы воздвигать для себя такие резиденции и достойно обитать в них, мало быть имущим, надо быть богатейшим капиталистом. Вам ведом и другой ваш лидер, который в самом шикарном нашем курортном месте вызвал удивление и публики и прессы роскошью и богатством воздвигнутой им стильной дачи. Разве что-нибудь подобное под силу человеку, хотя бы просто богатому. Это каприз капиталиста. Я затрудняюсь допустить мысль, чтобы ваши присяжные экономисты затевали затеи не по средствам. Еще вам нужны примеры? Конечно, вам не неведом и третий ваш лидер, доведший присужденный ему баронский мызный центр до такой комфортабельности и всестороннего благоустройства, что любо-дорого. Вы ведь знаете так же, как знаем и мы, что эти ваши лидеры ранее были людьми неимущими. Многие ли из вас, г оппортунисты, могут в настоящее время похвалиться пролетарским свидетельством: нет ни у меня, ни у жены ни движимого, ни недвижимого имущества. Я не имею юридической возможности дать с этой трибуны данные о размерах ваших капиталов и подоходного налога, уплаченного вами за последний год, но вы сами такую возможность имеете. Ступайте сюда, на кафедру, и огласите хотя бы размеры ваших подоходных налогов. Может быть, это будет полезно и поучительно для пролетариата, для ваших избирателей. Еще один вопрос: кто из вас довольствуется только своим депутатским постом и только богатым депутатским окладом? Из данных прессы и из официальных справочников я вижу, что многие из вас занимают по нескольку жирных побочных постов, получают миллионные годовые оклады. И у таких лиц хватает дерзновения становиться в позу неимущих и натравливать пролетариев на мнимых имущих? Или вы думаете, что такими лицемерными жестами и фразами вам удастся обмануть пролетариат? Прошлые выборы вам воочию показали, что пролетариат не слеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Мы перестанем быть хозяевами (де факто) в своем же собственном доме. Вот почему пятая статья договора мне кажется абсолютно неприемлемой и голосовать за договор, содержащий в себе эту статью, я не могу. «Внесение торгпредства в торговый реестр не требуется» (2). Опять привилегия, не имеющая оснований ни в законах, ни в обычаях, ни в существе дела. Нашим купцам договор ничего подобного не обещает. К имуществу торгпредства и его отделений не будут применяться меры предварительного судебного характера и меры административного характера (7). А к имуществу наших торговых домов и купцов такие меры применяться будут... Как на основании этой привилегии договор указывает на то, что по ст 6 договора СССР принимает на себя ответственность за сделки торгпредства и его отделений. Но разве не этот же Советский Союз принял на себя ответственность за сделки по мирному договору? Что дал нам мирный договор, вы уже знаете. Договор намечает некоторые категории сов имуществ, которым гарантируется еще более широкая неприкосновенность. «Имущество, предназначенное для осуществления прав государственного суверенитета» (не входят ли в объем этой категории имуществ пушки, пулеметы, танки, баллоны с газами и т п ?..) или «для официальной деятельности торгпредства» освобождаются от принудительного исполнения судебных решений, вошедших в законную силу». Подобной привилегии латвийские торговые дома и купцы не получают. Как видите, броня неприкосновенности в договоре простерта не только над чинами торгпредства, не только над их домами, но и над их имуществом. Даже мы, члены этого высокого собрания, у себя в Латвии пользуемся далеко не такою широкою неприкосновенностью, какую наши марксисты готовы договорно гарантировать вост марксистам. Договор вводит в Латвии всесторонне неприкосновенную организацию с неограниченным количеством экстерриториальных пунктов и неприкосновенных как лично, так и имущественно насельников, стоящих в правовом отношении превыше всех граждан Латвии, не спрашивая притом, каковы отношения этой организации к Латвии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Ведь можно же безбедно прожить и на депутатский только оклад. Безработный стал бы всецело посвящать свои силы тому делу, которому вы в состоянии посвятить только свои досуги. Бездомные безработные были введены под кров в весьма большом количестве, если бы вы решились отказаться от ваших буржуазных жилищных излишков. Когда у баронов отбирали их земельные излишки, то не имелось в виду снабжать ими депутатов, к тому же директорствующих еще в банках, у которых не хватает ни времени, ни охоты, ни уменья лично возделывать землю, а имелось в виду снабжать безземельных землеробов. Передайте же землю землеробам, а то получается впечатление, что земля отнята у баронов бывших, чтобы передать ее баронам красным. Поторопитесь с передачей, чтобы доказать вашу любовь к безработным и бездомным. Или у вас не хватает логики, чтобы добрести до этих ясных и простых истин? Или вы логику для оппортуниста- «пролетария» считаете ненужною роскошью? Но к этим же выводам вас должно бы привести, если не логика, то чувство стыда. Это чувство присуще даже высшим породам животных, посему едва ли и для оппортуниста-марксиста можно считать стыд излишнею роскошью? После всего сказанного и к настоящему запросу, и к его авторам можно отнестись только отрицательно. К правительству же, которое со всею серьезностью и сердечностью всегда относилось к бедствию безработицы и несчастным безработным, мы, несмотря на то, что некоторые низшие служащие министерства внутренних дел для водворения уличного порядка применили к некоторым марксистам марксистские дубинки по методу самих же марксистов, мы относимся с полным доверием и уважением. Марксисты пожали, что сами посеяли. 1929. No 1019. С. 3. Комментарии 1 Т. е. «Живой церкви» – так называлось одно из течений в обновленчестве. Довольно часто это название употреблялось в качестве наименования всего обновленческого движения в целом (поскольку это была первая по времени образования крупная их группа). 2 Так называемое «Завещание» Патриарха Тихона – опубликованное посмертно (15.07.1925) его воззвание к пастве, в котором содержалось признание советской власти, а также осуждались направленные против нее политические выступления зарубежных иерархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Забывалось то, что ни у страупинского прихода, ни у центральной церковной власти нет средств на дорогостоящее ведение судебного процесса, что надежда на успешный исход процесса сильно подрывается дважды повторенным по сему делу решением Сената. Оптимисты твердили: в Латвии есть еще суд, и нет силы против законного судебного приговора. Сегодня мы получили официальное извещение от настоятеля православного латышского прихода, коренным образом разрушающее эту веру оптимистов. Еще несколько лет тому назад появились претенденты на священное достояние Липновского прихода. Возник судебный процесс. Латгальский окружной суд 4 февраля 1924 года решил дело в пользу Липновского прихода. Судебный приговор вошел в законную силу. 4 мая 1924 года, во исполнение судебного приговора, Липновский приход вновь вступил во владение своею собственностью и стал владеть и распоряжаться ею, как своею собственностью, славя Суд и веруя в силу судебного приговора. Но вот в сем 1926 году Латвийские землеустроительные учреждения, не взирая на судебный приговор, не взирая на ст 893 зак гражд проц , присудили эту же собственность Липновского прихода тем же претендентам, претензии которых отверг Латгальский окружн суд, приговором от 4 февраля 1924 г Торжествующий претендент на церковное достояние уже предъявил требование о сдаче ему присужденного землеустроительными учреждениями имущества. Липновские прихожане в отчаянии. Липновскому ли приходу, одному из беднейших во всей Латгалии, и ныне ставшему еще бедней, затевать дорогостоящую тяжбу с богатым претендентом на священное достояние прихода и властными административными землеустроительными учреждениями. После кошмарного для православного сознания страупинского дела липновцам ли рассчитывать на выигрыш дела в Сенате? Липновское же дело способно повергнуть в полное отчаяние страупинцев: что толку, если суд и вынесет приговор о возвращении страупинцам их священного достояния, когда какое-нибудь властное административное учреждение может так же, как и в Липне, и не считаться с судебным приговором?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Поймав на идоле голоса марксистски настроенного пролетариата, а на пугале выторговав у демократических кругов преднамеченные теплые места для себя и своих присных на государственной и общественной службе, вы преспокойно выпускали воздух из гутаперчевого Маркса, клали пустую оболочку его в карман и присаживались к государственному и общественному пирогу мирным рядком с самыми заправскими капиталистами, буржуями, даже аристократами. Пролетариат на вашем гуттаперчевом Марксе вы обманывали, а демократические круги не то обманывали, не то шантажировали. На такой оппортунистической марксистской политике клика ваших вождей сумела составить себе крупнейшее, по нашим условиям, благополучие. Но обманом свет пройдешь, а назад не воротишься, ибо обман на местах вашей работы не может остаться не раскрытым. Стал постепенно раскрываться и ваш обман. Честно преданные Марксу люди стали отходить от вас и вправо, и влево. Вправо отошли от вас меньшевики, влево стали отходить независимовцы и «рабоче- крестьянские» группы. На минувших выборах, несмотря на вашу отчаянную самозащиту, несмотря на все ваши меры против протестантов, против которых вы не раз прибегали и к помощи так ожесточенно ныне поносимой вами полиции, порка вам задана была беспримерная. Одним махом вы потеряли 25 процентов былой вашей силы в парламенте. В парламент прошло восемь марксистов-протестантов, убежденных противников пользования оппортунистическим гуттаперчевым Марксом. С появлением в Сейме марксистов-протестантов вы попали в положение не только жалкое, но прямо-таки глупое. Демократические круги Сейма в этом запросе видели ясно, с кем имеют дело, и на откровенность ответили такою же откровенностью: «Да здравствует Латвийская демократическая республика, долой коммунистов!». Голосовали, конечно, против этого запроса. Только гуттаперчевые марксисты-оппортунисты, как и полагалось ожидать, сдвоедушничали по правилу: со стаею лай, но хвостом виляй. Чтобы угодить марксистам-протестантам, они проголосовали вместе с ними за запрос, но вместе с тем, чтобы не восстановить против себя граждан демократических кругов, от которых зависят в данное время разные теплые места, заполученные оппортунистами, они сопроводили свое голосование рядом оговорок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

При наличии на территории нашего контрагента таких организаций, как Латсекция, таких агитационных органов печати, как «Кревияс циня», таких военных единиц, как латышские красные отряды, такой политической морали, которая допускает параллельно с ведением переговоров по договорам о сближении организацию широко поставленных шпионских клик в нашей пограничной полосе, мне кажется, не только не исключена возможность использования торгового договора, с его беспримерно неосторожными статьями, и по методу троянского коня, и по методу запломбированного вагона, но мы должны быть готовы, что проделанное в великих державах будет проделано и у нас, в невеликой Латвии, если только мы ратифицируем договор в нынешней его редакции. Сближение двух марксистских групп договором обеспечивается, но не торговли. Если бы даже сторонникам договора тактикою антидемократического секретничанья удалось бы утаить от масс слабые и опасные стороны договора, я, и не имея опоры в массах, голосовал бы против нынешней редакции договора, а ныне же заявляя в сем высоком собрании, что я не желаю быть «толкачом» у запломбированного вагона и троянского коня, что я не желаю вводить Латвию в заведомо невыгодную сделку, я сознаю совершенно определенно, что с моим мнением совпадает и мнение немарксистских масс Латвии. Протащить договор ныне можно, только не считаясь с голосом народа, опираясь преимущественно на положение правящих марксистов. Наш народ может принять этот договор не как свободный договор между двумя народами, а как договор двух марксистских групп за счет двух народов. Таинственная постановка договора в связи с репутацией авторов его и защитников подняла тревогу не только в Латвии. Тревога охватила страны, связанные с Латвией узами политической дружбы и искренне благожелательные к Латвии. Об этой тревоге нам ведомо и из прессы, которая давно уже не была так плоха для Латвии, как ныне, в связи с злополучным договором, и из официальных документов и сообщений. Договор поставил нас под угрозой потери испытанных верных друзей и под угрозой охлаждения к нам наших неизменных доселе благожелателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Многие бывшие питомцы духовно- учебных заведений, пройдя высшие школы, возвращались в лоно родного народа в качестве адвокатов, докторов, инженеров, художников, писателей, влиятельных чиновников и служили раскрепощению и просвещению своего народа. Ни одно среднее учебное заведение порознь не дало латышам столько интеллигентных сил, сколько дали их рижские духовно-учебные заведения. Несмотря на все это какие-то анонимные силы предприняли все меры, чтобы этих духовно-учебных заведений в суверенной Латвии не было. Учебный персонал и учащиеся этих, как и других местных учебных заведений, во время мировой войны были эвакуированы вглубь России. Реэвакуированы, кажется, все, кроме православных духовно-учебных заведений. На произвол судьбы брошены были и учащие, и учащиеся. Когда люди в частном порядке искали возврата в Латвию, им преграждали путь. Живые силы сих учебных заведений т о были «ликвидированы». Чтобы углубить ликвидацию, здания наших духовно-учебных заведений без согласия собственника поспешили обратить для иного назначения, предварительно разгромив все их специфическое устройство, приспособленное для духовно-учебных и воспитательных целей. Когда православные стали просить о необходимости восстановления сих учебных заведений, ответом было и остается гробовое молчание. В то же время в Латвии, при широкой официальной поддержке, открываются духовно- учебные заведения для конфессий, которые здесь ранее таковых не имели. Все это, особенно в связи с многочисленными актами громления православия, наводит на весьма печальные размышления. Процесс грабителя Каупена, этого представителя юриспруденции большой дороги и темной ночи, рассуждающего: «кто удушил, тот и владеет имуществом удушенного», как будто говорит общественному сознанию, что законы Латвии на точке зрении Каупена не стоят. И мы искренне хотим верить, что не с тою целью удушены православные духовно- учебные заведения, чтобы имущества их перешли к удушителю, ибо хотя ценность этих имуществ неимоверно велика, никакая дорожащая своею репутациею общественная сила не может стать на такой путь. Мы склонны думать, что в судьбе наших духовно-учебных заведений играет роль все тот же пресловутый противоправославный фронт.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Молчит «православный» аноним и о том, что только нам, православным, не дается разрешение на возобновление наших духовно-учебных заведений для подготовки пастырей, хотя уже ныне 50 проц православных латышских приходов вдовствует. Привилегированным исповеданиям не только дается разрешение, но государство субсидирует их пастырские школы. Если имущества наших духовно-учебных заведений будут объявлены выморочными и отняты у нас, разве не ясно будет для общественного сознания, что выморочность эта насильственная? Молчит «православный» аноним и о том, что наши конфессиональные школы прикончены, а принадлежащие церкви школьные здания отчуждаются даже с церковных погостов, даже наперекор решению суда. Молчит «православный» аноним и о православных приходских и монастырских общинах, путем отчуждений, доведенных до полной невозможности функционировать. Молчит он и о затягивании определения юридического положения Православной Церкви в государстве и о том, кому выгодно это затягивание. Мы, подлинные православные, не можем не видеть и не чувствовать, что мы поставлены в положение совершенно исключительное, исполненное не только угрозы, но и самого реального и тягчайшего угнетения, уже повлекшего за собой фактическую смерть ряда наших организаций и учреждений и систематически ведущего к тому же наши организации и учреждения, пока еще дышащие. И как архиерей православный, и как депутат православный я имею долг и словом, и делом бороться за честь, достоинство, права и интересы Православной Церкви и православных. Исполняя этот свой тяжелый долг, я неизменно прислушиваюсь к тем, кто избрали меня и в архиереи, и в депутаты Сейма. Имею все основания думать, что аноним сказал неправду о моих некоторых сопастырях, ибо, работая с ними и в синоде, и в организациях православных избирателей, в лице их я встречал только поддержку. И от Вознесенского прихода, приписываемого ему заявления, я не получал. Все это измышления «православного» анонима. Подстреканье моих пасомых и избирателей, ставшее модным среди соратников «православного» анонима по газетному походу на меня, может принести плоды совершенно не такие, каких ждут г публицисты, все, как по команде, заканчивающие свои статьи призывом православных к выступлениям против меня. Такую согласованность перьев наблюдал я и вне Латвии. Она там подрывала доверие к прессе... Что же касается меня, то не только газетною травлею, доносами и угрозами, но и прямым наличием возможности той или иной расправы со мной, меня не испугать. Я исполняю свой архиерейский и депутатский долг и буду исполнять, невзирая ни на озлобленный лай, ни на оскаленные зубы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Я исчерпал далеко не весь материал о работе марксистского кабинета и подпирающей его партии, но, кажется, и сказанного достаточно, чтобы сделать выводы. Марксистская внешняя и внутренняя политика за год привела Латвию и во внешнем и внутреннем отношении к положению гораздо худшему, чем то, в каком была Латвия десять лет тому назад, при своем рождении. Марксисты лишили Латвию всех ее внешних надежных опор, марксисты связали Латвию с силою, навязывающею Латвии свой марксистский режим. При усилившемся на границе Латвии организованном шпионаже, при усилившемся импорте в Латвию комагитаторов самого крупного калибра, при умножении на территории Латвии числа комячеек при беспрепятственной пропаганде в Латвии начал Третьего Интернационала при марксистской политике громления устоев Латвии – я и внутреннее положение Латвии под властью марксистов считаю крайне шатким угрожаемым. Выход? Долой марксистов и их политику. Вы шумите. Я этого шума не боюсь. То, что я говорю, я говорю из любви к своей родине и в ясном сознании своего долга пред Нею. Сознаю я то, что, если ваша власть укрепится над страной и народом, если вам удастся достигнуть вожделенной для вас диктатуры марксизма, мне первому придется стать к пресловутой марксистской «стенке». Но, и стоя у стенки, глядя вам в глаза, я все буду повторять: «Долой марксистов». При этом я уверен, что у стенки вместе со мною будут стоять те «нетоварищи», которые ныне своими голосами поддерживают и укрепляют власть марксистов. Тогда, может быть, они крикнут вместе со мной: долой марксистов, но будет уже поздно. Опомнитесь и сделайте это вовремя. 1927. No 699. С. 1–2; No 700. С. 2. Рождественская радость Наша современность жаждет веселья и изощрена в изобретении увеселений. Но веселиться не значит радоваться. Веселье часто бывает лишь лихорадочным трепыханьем крыльев души, сраженной отчаяньем. Радость живет ничем непобедимою уверенностью, что предмет ее ни сегодня, ни завтра – никогда никакою силою не может быть отнят. Современность изверилась в самую возможность такой радости. Тем с большею настойчивостью надо напоминать ей, что во Христе нам дана возможность такой радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010