Почему бы г министру не сообщить нам во что государству и гражданам обошлись крушения, вызванные сокращением штатов жел дорожников? Но об этом он промолчал, ибо это говорило бы в пользу прогнанного директора. Данную г Кревсом мотивировку экстренной расправы с Думписом несколько расширил и углубил г Бастьян – этот универсальный специалист и по ж.-д. вопросам и финансовым и пр и пр . Он с присущим ему апломбом поведал нам, что Д было необходимо прогнать со службы за покровительство взяточникам. Думпис будто бы покровительствовал нач станции Зарину, вымогавшему взятки с бедных рыбаков. О взяточничестве Зарина Бастьян говорил, как о факте непререкаемом, якобы установленном неким «товарищем» г Бастьяна по партии. Однако дело о взяточничестве Зарина было предметом обследования не только у товарищей, но и в независимом суде. Дело по обвинению г Зарина во взяточничестве прошло все инстанции суда, и, как видно из имеющихся у меня документов, Зарин оправдан начисто и в окружном суде, и в палате, рассматривавшей дело по распоряжению Сената. Мало этого. Окружной суд приговорил лиц, обвинявших Зарина во взяточничестве, к тюремному заключению. Все это оглашено и в печати. Не странно ли после всего этого, что г Бастьян с трибуны Сейма клеймит всесторонне реабилитированного человека позорным прозвищем взяточника. Надо добавить, что Зарин один из опытнейших, заслуженнейших нач станций, с многолетним, безупречным служебным стажем. Г Кревс счел нужным нас уверять, что в увольнении г Думписа политические мотивы роли не играли, но его выдал с головой г Бастьян, заявивший с этой кафедры, что Думписа было необходимо прогнать со службы потому, что он принадлежал к «истиннорусским людям» и преследовал всех чиновников к «истиннорусским» людям не принадлежащих. В подтверждение своего утверждения г Бастьян ни документов, ни фактов не привел. От г Думписа мы имеем письменное заявление, что он никогда ни к каким политическим партиям не принадлежал. Конференция железнодорожников в постановлении своем свидетельствует, что «г Думпис в своих отношениях к служащим всегда был равномерно справедлив, невзирая на их политические взгляды».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Это похоже на то, что выражено в русской поговорке: «На тебе лычко за свой ремешок». Удержав у себя оборудование более пятидесяти промышленных учреждений, Советы предлагают теперь нам на свой риск и страх оборудовать или расширить несколько наших промышленных учреждений для выполнения сов заказов. Предположим, что найдутся легковерные промышленники, готовые положиться на советские заказы и приступят, кто к оборудованию, кто к расширению своих предприятий. Понадобятся кредиты. Заграница нам кредитов не даст. Местных капиталистов нет. Придется искать кредита в государственных кред учреждениях. Выданные кредиты повлекут за собой сокращение кредитов на коренные латвийские нужды, напр , крестьянские нужды. Мобилизуют рабочих для выполнения сов заказов. Но непрочность обещаний советов общеизвестна Грядущие политические комбинации могут побудить советы в любой момент или сократить, или прекратить обещанные нам заказы. Крахнут тогда наши легковерные промышленные предприятия. Убытки понесет наш государственный банк. Рабочих придется демобилизовать с отнесением в кадры безработных. Потерпевшим окажется и наш крестьянин: за сокращением кредитов сначала в связи с кредитованием совзаказов, потом в связи с убытками от прекращения совзаказов. Только советы из такой неприятной истории выйдут сухи из воды, ничего не потеряв. Мне кажется небезопасно давать в руки советам такое оружие, которым они одним махом могут ударить и по нашему рабочему, и нашему крестьянину, и нашему промышленнику, и государственной казне. При их наклонности всюду сеять смуту и разлад они не преминут использовать удобный случай. Но если бы допустить наименее вероятное, что советы исполнят по договору все принятые обязательства и свои заказы будут давать нашим промышленным организациям так, как обещают в договоре, мы считаем вопросом еще неразрешенным, будут ли эти заказы для Латвии прибыльны, особенно если принять во внимание, что базой нашей промышленности будет капитал, взятый в долг, что приемка советами выполненных заказов имеет для промышленника много тяжелых сторон, что платежи Советами не всегда производятся наличными и пр и пр .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

При появлении архиепископа Иоанна на ораторской трибуне большинство социалистов демонстративно встает и устремляется к дверям. Из их среды раздаются возгласы и бранные выкрики по адресу архиепископа, под которые архиепископ начинает свою речь. – Не успел я подняться на кафедру, – заявляет владыка после того, как шум несколько утих, – как с левых скамей по моему адресу, как всегда, раздались недопустимые возгласы и брань...» Председатель д р П. вдруг резко останавливает оратора, предлагая ему не вмешиваться в компетенцию председателя. Возгласов с мест, уверяет председатель, он не слыхал. После совершенно неожиданного замечания председателя пораженный и удивленный архиепископ, собираясь с мыслями, несколько мгновений молчит. – Что, слов не – снова несутся издевательские выкрики слева. – Нет, слов у меня хватает, – парирует Владыка, но бывают случаи, когда невольно становишься в тупик. Сегодняшнюю речь по бюджету министерства финансов я вынужден начать с протеста против той атмосферы террора, которую наши марксисты создают здесь в Сейме при выступлениях неугодных им депутатов, в частности при моих выступлениях. Террор разных видов всегда и всюду сопутствует марксистам всех названий. Но допустимо ли, чтобы в парламенте демократической страны рычал дикий зверь, именуемый террором, и мешал свободной и мирной работе народных представителей? Как только неугодный марксистам депутат направляется к трибуне, на скамьях марксистов раздается напутственная брань и выкрики. Это, т ск , артиллерийская подготовка похода. На всем протяжении речи неугодного марксистам депутата слова поношения и брани не прекращаются. Не все перлы марксистской невоспитанности попадают в стенограммы, но если собрать воедино хотя те слова, которые зафиксированы в стенограммах, из них можно составить лексикон жаргона отбросов общества. Слова эти таковы, что не все могут быть произнесены мною для возобновления их в вашей памяти, поэтому позволю себе повторить лишь некоторые, а прочие воскреснут в вашей памяти по ассоциации. «Шибер, негодяй, фарисей, лицемер, Распутин, Иуда, сапоголиз» и пр , пр . Когда подобными прозвищами награждает гражданин гражданина в последнем кабаке, в самом низкопробном вертепе, закон карает за хулиганство. Когда же в высшем государственном учреждении лицо, носящее образ человека, обращает подобные слова по адресу народного избранника, исполняющего свой священный долг пред страной и народом, закон, карающий хулиганство, вынужденно молчит. Но молчанием закона не упраздняется та омерзительная в моральном отношении атмосфера, какая создается хулиганством. Спокойная деловая работа в такой атмосфере невозможна. Эта атмосфера терроризирует людей непривычных к ней, людей причастных к культуре, особенно людей нервных, и под влиянием этой атмосферы депутат, имеющий долг говорить, молчит. От этого рода непристойного террора не свободны и моменты голосования. Депутат стеснен и в речи, стеснен и в голосовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Но может быть сельские трудящиеся, по отторжении от Христа, стали благополучней? Острый недостаток в сельскохозяйственных орудиях сделал обработку земли первобытной. Неуверенность в обладании плодами труда неимоверно понизила энергию земледельца. Весь мир был свидетелем, как земледелец, сидящий на жирнейшем в мире черноземе, жестоко голодал. Один высокий, могучий «сановник», гордый изгнанием Бога из среды трудящихся, прибыл в родное мордовское село и повел речь к землякам: «Товарищи! Раньше вам попы твердили: все Божие – землица Божия, лошадка Божия, коровка Божия, курочка Божия, а я вам говорю: все ваше – землица ваша, лошадки ваши, коровки ваши, курочки ваши...» Поймав насмешливую улыбку старика, сановник обратился к нему: «иль я не так говорю?» – «Так говоришь, но не договариваешь. Землица-то наша, а пшеничка с ней будет не наша, а ваша, коровка-то наша, а молочко ее будет не наше, а ваше, курочка-то наша, а яички ее будут не наши, а ваши. Пока землица была Божия, пшеничка была наша, коровка была Божия, а молочком лакомились мы...» Так как мысль старика была ясна, его арестовали, не дослушав до конца. Таковы настроения и таково положение трудящегося крестьянства, отторгаемого от Христа. Пока довольно, ибо и из сказанного уже ясно, что отторгавшие трудящихся от Христа готовят им такую кабалу, в какой они были до Христа. 1926. No 370. С. 1 Православные колокола Православные колокола г Риги имеют свою историю. Во время мировой войны православные колокола г Риги были эвакуированы в глубь России. Согласно точному смыслу мирного договора с СССР, они должны бы возвратиться в Ригу. Лютеранские и католические колокола возвратились, но православным колоколам возвратиться не суждено. Доселе все наши просьбы в это вопросе ни к чему не привели. Между тем православный богослужебный устав предусматривает колокольный звон как необходимую принадлежность богослужебного чина. Потеряв надежду на возвращение в Ригу наших колоколов из СССР, мы, православные, решили напрячь силы и повесить на свои колокольни новые колокола. Отлили, повесили. Новые колокола далеко не так велики, как прежние, но наша бедность не позволила нам гоняться за прежними образцами. Сделали, что могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Аналогичная картина имела место при выборах в малую думу культурного фонда. В бюджетной комиссии, при обсуждении вопроса о русских ремесленных и земледельческих школах из уст видного представителя с - д фракции пришлось услышать саркастическое заявление, что таковые школы надлежит основывать там, где преобладают русские количественно, т е ... в России... Если иногда соц -демократы и выступали здесь за русских, то по большей части не с целью оказать им действительную услугу, а с целью ущемить латышские националистические группы, или с целью произвести агитационную демонстрацию, на что, как известно, наши социалисты неподражаемые мастера. Однако надо думать, что последнее беспримерное и по злобе, и по бесцеремонности выражений, официозное выступление г Декена раскроет глаза не только всем русским, но и всем православным латышам на истинное отношение с - д и к Православной Церкви и к русским. Мой ответ, данный в Сейме социал- демократам, конечно, не заключает в себе всего того, что надлежало сказать соц -демократам, а народу про соц -демократов. Ныне я лишь ответил на их декларацию по церковным делам и то еще не сполна; о многом мне пока пришлось умолчать отчасти потому, что я по своему сану не считал возможным и удобным касаться некоторых существенных язв нашей социал-демократии, а отчасти потому, что для настоящего раза я считал достаточным и то, что я сказал. Для полемизирования с соц -дем по поводу их самых последних выпадов против меня и Православной Церкви я пока не поднимался на трибуну, с одной стороны потому, что их представитель лишь повторил пока прежние свои выпады, уже достаточно мною разобранные, и приемы его были точным повторением прежних приемов. Трафаретному уверению г Декена о лояльности соц -дем по отношению к русским, конечно, ни один более или менее сознательный гражданин не может поверить, ибо мы уже достаточно наслышались из уст социал-демократов всевозможных поношений всего русского. Мы слышали из уст социал-демократов, как они священнейшую из святынь русского народа и печатно и устно обзывали «сапогом русских самодержцев», мы слышали, как всю русскую культуру, всемирно признанную и чтимую, презрительно обзывали азиатчиной, мы слышали призывы стереть с лица земли не только все русское, но даже все отдаленно напоминающее что бы то ни было русское, мы видели, что в этой интернациональной ненависти ко всему русскому г социал-демократы превзошли даже квалифицированнейщих из интернационалистов Ленина и Троцкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Празднование дутого юбилея было задумано широко и в Москве и по всему Сов Союзу, с привлечением к участию в торжестве и восточных патриархов и соседних автокефальных Церквей. Но шумная рекламно-агитационная затея, как об этом свидетельствует юбилейный номер обновленческого «Вестника», кончилась конфузно. Пропечатанные в юбилейном номере грамоты двух восточных патриархов не заключают в себе ни признания обновленчества, ни обновленч работы, а являются лишь сдержанно-вежливым ответом на пасхальные поздравления обновленческого синода. От прочих восточных патриархов, очевидно, и этого рода «послания» не получены. Грузинская и Украинская автокеф церкви выражают удовлетворение признанием их автокефалии, ограждающей их от навязывания им московск новшеств, от которых обе эти церкви открещиваются весьма решительно. Содержание немногочисленных поздравлений из обновленческих «епархий» может быть сведено к формуле: дела плохи, но крепимся, опираясь на дерзновение центра. Центром торжеств была Москва, но и здесь торжества прошли под знаком уныния. Сов власти к обновленчеству охладели. Массы по-прежнему враждебны. Вожди тихоновщины по-прежнему дерзновенны и по-прежнему владеют верующими массами. Обновленческое торжество вынуждено было замкнуться в тесный круг «своих», далеких от настроений торжества. Но раз объявлено торжество, надо торжествовать, хотя бы в докладах. Круг торжественных докладов открыл Вениамин ныне обновленческий митрополит Московский. Престарелый Вениамин задался целью раскрыть в назидание юнейшим, как и почему он на старости лет изменил родной церкви и сделался обновленцем. Этот бывший столичный викарий, в свое время усиленно тяготевший к столичным аристократическим салонам и «сферам», усиленно подлаживавшийся во всем ко вкусам и капризам салонов и сфер, возвестил, что он измлада неизменно и активно был привержен к течениям и кругам пролетарским. Изменила ли ему старческая память или ослабела совесть? Одно несомненно, что кажущегося крутого перелома в своей идеологии и поведении он не объяснил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Еще на одно дело я считаю своим долгом обратить внимание г министра финансов. Судя по прессе, радетелями советских интересов подготовляется в связи с уродливым торговым договором еще одна новая привилегия для Советов. Дело идет о торгфлоте. В торговом договоре такой совторгфлот в Латвии не предусмотрен. Торгфлот мог быть учрежден в Латвии только при допущении вопиющих натяжек в толковании статей договора. Торгфлот хотят подвести под понятие акционерного общества. Если торгфлот советов в Латвии формально будет легализован в качестве акционерного общества, то по существу своему он все-таки будет лишь частью госторгфлота. А разве госторгфлот на месте в СССР является акционерным обществом? Это государственное предприятие. И какой бы вы ярлык к госторгфлоту в Латвии ни приклеивали, он по существу будет лишь частью госторгфлота всероссийского. Ярлыком никого не обманете. Латвии разрешение у нас функционировать отделению госторгфлота ничего доброго не принесет, а зла много. Для Советов не представится делом трудным подавить своим торгфлотом наш еще неокрепший торговый флот. Влияние советов в Латвии всесторонне усилится. Договорные транзитные привилегии будут бить по тем, кто ныне ведут с нами непосредственные или транзитные дела вне всяких привилегий. В виду этого будут терпеть ущерб и прямые наши финансовые интересы, ибо Советы нам будут платить пониженный тариф там, где с прочих мы имели бы возможность получать полный тариф. Словом, с какой бы стороны к делу ни подойдите торгфлот нам сулит только ущерб. Ущерб и нашему государству, и нашим судовладельцам, и нашему престижу и внутри страны и вовне. Своим гражданам открытие новых акционерных обществ не всегда разрешается, а всегда дается с великим трудом. Благоприятствование Советам основательно может показаться большим, чем своим. Надо бросить раз навсегда унизительную и разорительную угодливость пред советами. Ни до чего доброго она нас не доведет. При наличии этих замечаний я считаю возможным голосовать за смету министерства. Замечания, сделанные марксистами относительно личности министра финансов я склонен считать характерными для марксистов инсинуациями. Они меня не смущают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Дано ли место русскому представителю в управлении государственного банка? Места были, но друзья марксисты забыли про русских. А в земельном банке? Места были, но марксисты, избранные в Сейм и поддержанные в Сейме русскими голосами, русских обошли. А в ипотечном банке? Та же картина. Когда марксистам указывают на этого порядка безобразные явления, они любят указывать на то, что и некоторые другие политические партии и группы относятся к русским в Латвии не лучше марксистов. Но, г , есть разница между теми и вами: те никакими обещаниями русских не обольщали, те русскими голосами в Сейм и самоуправления не проходили, те не связаны прямыми обязательствами по отношению к русским, а вы? По крайней мере, шестеро из вас сидят здесь в Сейме только потому, что русские избиратели в простоте сердечной поверили вашим посулам и обещаниям, если не все вы, то, по крайней мере, шестеро из вас должны считать себя обязанными поддерживать интересы русских, но видели ли мы среди вас хотя бы эту благоприятную русским шестерку? Нет. Ваши выступления против русских всегда отличались сплоченным единством всей фракции. Запомните раз навсегда г споспешники марксистов, что они вас балуют вниманием только до той поры, когда им при вашем содействии удастся захватить всю власть над страной. Тогда ваша участь будет не лучше, а может быть хуже нашей. Нам даны только две возможности: или единый противомарксистский фронт и победа над марксизмом, или погибель под кровавым игом марксизма. Красное море для нас мертвое море. 1928. No 750. С. 2. Друзья ли? Статья депутата Сейма архиепископа Иоанна К предстоящим выборам в городские самоуправления Настала полоса выборов, и опять пред русским избирателем соловьями заливаются красные искусители – марксисты всех толков и оттенков. Опять эти всем все обещающие и всех во всем обманывающие демагоги расточают и перед русскими избирателями самые несбыточные посулы. Не пора ли русским избирателям вникнуть, насколько русский избиратель может верить этим красным краснобаям? Битых девять лет морочат они русских избирателей изъяснениями в дружбе и дружескими посулами, но не пора ли русским дать себе ясный отчет в том, действительно ли марксисты друзья русских и как они выполняли свои обещания на деле, было ли у них хотя бы желание выполнять свои обещания? До 1927 года красные обольстители любили изворачиваться ссылкою, что будто буржуазная власть не давала им проявить дружбу к русским и выполнить данные им обещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Чтобы вы видели, как проводится эта мера в жизнь, послушайте, 14 января с г марксистская власть зачислила в государственный фонд наперекор законам республики церковный погост Мариенбургского прихода с храмом, причтовыми постройками и причтовыми садами. 15 февраля с г приходскому совету уже предъявлено требование оброка за пользование имуществом в предыдущие годы. 23 февраля земельный инспектор предписал сдать все имущество в казну 25 февраля с г . Чтобы вполне оценить дело марксистов в данном случае, надо знать, что церковный погост мерою в одну десятину куплен приходом у барона Фитингофа за наличные деньги, что он корбонирован за церковью в установленном порядке, что и храм, и причтовые постройки воздвигнуты на церковные средства, что все это имущество с 1894 года до момента отчуждения состояло во всецелом, неоспоримом и безраздельном владении и пользовании прихода, что отчуждение произведено вопреки воле прихода. Такой меры энергии не проявляют в борьбе с религиею даже восточные товарищи наших марксистов. Там достаточно 20 верующим заявить о своем желании пользоваться храмом для религиозных надобностей и храм оставляется в распоряжении верующих, а их пастырю отводится и норма жилища, и норма земли наравне с прочими местными гражданами. Совершенно аналогичный случай имеет место в Страупе, где отчужденный церковный погост с храмом и причтовыми постройками присужден некоему партийному работнику, по-видимому, в воздаяние за заслуги партийного свойства. Одним выстрелом два зайца: и приход удушен, и партийный работник награжден. Об обстоятельствах этого дела был подан, мотивированный протест кабинету министров. 28 июня кабинет вынес постановление о необходимости возвратить отчужденное имущество приходу, поручив трем министрам изыскать способы исполнения этого постановления. Мы уже тогда на это постановление посмотрели, как на ловкий жест умиротворения сознания тех верующих, которые имели глупость голосовать за марксистов при выборах в Сейм, реальных плодов от этого постановления мы не ждали, реальных плодов оно и не принесло.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Марксистская интеллигенция создала особую партию независимых марксистов, ставшую в резкую оппозицию к «вождям». Профсоюзники со свойственною им прямолинейностью вынесли резкую критику горе-вождей в массы, на митинги и на улицу. И в среде самих вождей идет ожесточенная грызня, вылившаяся даже на страницы «официоза» вождей. Картина мрачная катастрофическая, способная вывести из равновесия и озлобить вождей. Нет ничего удивительного, что озлобленные катастрофами марксисты, по правилу – с больной головы на здоровую – выливают море желчи на головы министров, аппаратчиков и коалиционеров. Позволю себе кратко коснуться того, что озлобленные своими неудачами марксисты наплели здесь про меня. Юный марксист сгоряча проболтался с кафедры о якобы состоявшемся решении фракции бойкотировать меня. Если такое постановление имело место, то трудно представить себе что-либо в политическом и бытовом смысле более нелепое. Атеисты отдают приказ не приветствовать архиепископа. Но разве архиепископ когда требовал, чтобы атеисты его приветствовали? Разве он когда-либо искал общения с атеистами? Общение и близость с атеистами его могли бы только компрометировать среди верующих. По христианской терпимости он не имел возможности потребовать того, что ныне сделали марксисты, но ныне, когда марксисты объявили ему бойкот, он может только приветствовать этот шаг, ибо он вполне отвечает принципам, выраженным в первом псалме Враги потрудились за архиепископа и для архиепископа. Спасибо! С сеймовой кафедры пущена злостная инсинуация, будто мой перевод из Таганрога в Тверь был результатом требования моих прихожан, а для меня наказанием за что-то. Я принес сегодня с собою ворох документов, свидетельствующих об исключительно добром отношении ко мне моей Таганрогской паствы, а также указ Синода о моем переводе. Желающие могут ознакомиться. Если бы марксисты были более просвещены по части российской географии, истории и статистики, то для них было бы ясно, что перевод из окраинного Таганрога в центральную Тверь, из молодой епископии в старинную славную епархию, из епископии с сотнею приходов с несколькими стами тысячами прихожан в епархию с двумя тысячами приходов и около двух миллионов прихожан, является крупнейшим служебным повышением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010