Газеты «Сегодня» и «Сегодня вечером» в 1934 году об архиепископе Иоанне «Сегодня вечером», No 235, суббота 13 октября 1934 г., с. 4 И. Калнынь – встречи с покойным архиепископом Иоанном В конце 90-х годов архиепископ Иоанн как мирянин Иван Поммер, учился в рижской духовной семинарии. Будущий архиепископ уже в свои семинарские годы выделялся среди своих товарищей, огромное большинство которых жило в интернате. У жизнерадостной молодежи было много свободного от учебных занятий времени. Однако семинаристы той эпохи не стремились к городским удовольствиям и редко без особой нужды оставляли стены учебного заведения. Молодежь много читала, занималась музыкой и пением. Любимым времяпровождением семинаристов были прогулки. Иоанн Поммер держался в стороне от своих товарищей, в город совсем не ходил, его часто можно было видеть с книгой в руках в глухом уголке коридора у окна. Товарищи уже свыклись с этим и не тревожили его без нужды. Когда группа воспитанников, увлекавшихся пением и музыкой, в свободные вечера собиралась в каком-нибудь из классов и составляла то импровизированный хор, то струнный квартет, в которых участвовал и профессор П. Сакс, и покойный латвийский военный министр Я. Залит, Иван Поммер почти всегда оставлял уединение, и усевшись в стороне, безмолвно слушал своих товарищей. Иногда в субботние вечера, после богослужения, Залит собирал лучших певцов («Перконкоронцев») из всех классов в зал, где пелись, как церковные, так и светские песни на всех языках. В таких случаях Залит не забывал позвать и Ивана Поммера, который обладал хорошим голосом и был очень музыкальным. Эти вечера и для всех остальных семинаристов были самыми лучшими в их скромной жизни. Учился Иван Поммер отлично. Самые строгие преподаватели семинарии относились к нему с большим уважением и любовью, не говоря уже о семинарском начальстве. Во время очередных богослужений в семинарской домовой церкви Иван Поммер скромно подходил к басам хора и становясь сзади их, участвовал в пении. Когда по очереди приходилось воспитанникам читать на богослужениях, Иван Поммер всегда читал с большой молитвенностью, и его голос очаровывал молящихся, как семинаристов, так и посторонних. Его уже в семинарии в шутку звали «монахом», в лучшем смысле сего слова... Окончил он духовную семинарию по первому разряду и поехал в Киевскую академию...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Житие священномученика Иоанна, Архиепископа Рижского и Латвийского «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам.» ( Ин. 14:27–28 ) Архиепископ Иоанн, священномученик Иоанн Рижский , в миру – Иван Андреевич Поммер, родился 6 января 1876 году на хуторе Илзессала Праулиенской волости (ныне Мадонский край, Латвия). Его родители – простые благочестивые латыши. Православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на преследование со стороны немецких землевладельцев. Каждый день и каждый период работ в семье начинались с молитвы, времена года считались по церковным праздникам. Постоянно помогая родителям в нелегком крестьянском труде, Иоанн рос крепким, физически выносливым. Он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и в то же время был мечтательной натурой. Начальной грамоте мальчика обучил отец, причем настолько хорошо, что тот сразу мог поступить в министерскую двухклассную школу. В августе 1887 года Иоанн Поммер , успешно выдержав конкурс, был зачислен в Рижскую духовную школу, по окончании которой в 1891 году принят в Рижскую духовную семинарию. Именно в этот период у юноши зреет желание уединенных иноческих подвигов. Всё свободное время он проводит в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности и готовность прийти на помощь. Получив за полный курс семинарии диплом I степени, будущий архиепископ принимает решение работать учителем в Лаудонской приходской школе. Снискав огромное уважение среди учеников и родителей, весной 1899 года Поммер получает повышение в должности и едет в город Лиепаю. В 1900 году он становится слушателем Киевской духовной академии. Святыни Киева оказали благотворное влияние на юношу. В это время в нем укрепилась решимость посвятить свою дальнейшую жизнь служению Церкви Христовой. На иноческий путь Иоанна благословил великий молитвенник и чудотворец Земли Русской, праведный Иоанн Кронштадтский . В 27 лет Иоанн Поммер принимает монашеский постриг, и 23 сентября 1903 года рукополагается в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года – в сан иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Архиепископ Иоанн (Поммер) глазами современников Петр Пильский. Архиепископ Иоанн Сегодня 13 октября (суббота) 1934 год, No 283, с. 2 Какой страшный конец, ничем не заслуженная расправа! Конечно, у него были враги, не все его любили, многие недооценивали, кое-кто со злорадством подчеркивал его недостатки, вокруг этого имени вилась клевета – обычная история, вечная судьба властных натур. Я знал его больше 12 лет. Первое знакомство произошло, когда я начал в «Сегодня» серию статей о патриархе Тихоне. Его мы оба высоко ценили, Иоанна прельщало и ласкало самое имя патриарха – Тихон. Он как бы производил его от неслышно – скромного слова «тихий». Сам Иоанн этого качества не признавал за собой, сугубой тихости в нем нельзя было признать и посторонним. Ее не было. По своей природе Иоанн был не молчаливым келейником, а страстным борцом. Это не значит, что он искал столкновений, войн, политических взрывов или шума в церковной ограде. Но пылкость, огонь и пафос звучали и в парламентских речах Иоанна, и в его полемических отповедях, и в его беседах. Их за эти годы у меня было много, – Иоанн всегда оставлял хорошее впечатление. Это был несомненно очень образованный человек, он неплохо знал русскую литературу, издавна вел знакомство с ее деятелями, – у нас были общие и близкие темы. Конечно, Иоанн был, прежде всего, церковник. Обрядности, преданию, даже букве закона он придавал большое и грозное значение. Модернизация христианства ему претила. В этом отношении он был непоколебимый старообрядец. Его неуступчивость здесь доходила иногда до фанатизма и подозрительности. Когда в Ригу приехал иеромонах Иоанн (князь Шаховской) и сделал визит архиепископу, то его не принял. Скептически смотрел Иоанн и на искания христианских философов. На журналы «Путь», «Новый Град» он глядел искоса, относился к ним с великим порицанием. Умный человек, в этом отрицании он готов был позволить себе самые крайние увлечения, приходил к торжественно-мрачным выводам. Иные статьи в этих журналах ему казались закулисной диктовкой большевиков, иные авторы представали его воображению безбожными приспешниками затаенной коммунистической пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Скачать epub pdf По материалам жития священномученика Иоанна (Поммера) составила инокиня Евфросиния (Седова) Дивен Промысл Божий в Его Святой Церкви. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, – говорит Христос ученикам ( Ин. 15, 16 ). От Самого Спасителя получает Церковное Священноначалие благодатную силу и власть учить и священнодействовать, вязать и решить, пасти стадо Его – и так от Апостолов до наших дней. Но крест архиерейского служения по тяжести несравним ни с каким другим. Множество архипастырей Святой Церкви в годы гонений засвидетельствовали свою верность Христу даже до смерти. Среди них архиепископ Иоанн (Поммер) , в трагическое и суровое время поставленный на свещницу Латвийской Православной Церкви. Янис (Иоанн) Поммерс родился 6 (19) января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости, в семье православного крестьянина-латыша. Его родители были благочестивыми христианами. Святое Православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Каждый день и каждый период работ начинали с молитвы. Вся семья собиралась вместе, отец читал главу из Нового Завета, дети пели и читали молитвы. Времена года считались не по месяцам, а по церковным праздникам. Постоянно помогая родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию слова Божия. Учился он прилежно и отличался примерным поведением. По Промыслу Божию простому сельскому мальчику предстояла десятилетняя учеба в далекой Риге. В августе 1887 года Иоанн Поммер был зачислен в Рижское Духовное училище, окончив которое в 1891 году, он поступил в Рижскую Духовную семинарию. Иоанн любил тишину и уединение. Товарищи привыкли к этому и без необходимости его не беспокоили. И только когда в свободное время воспитанники, увлеченные пением и музыкой, собирались в каком-нибудь классе и импровизировали, Иоанн отказывался от своего одиночества, садился в уголок и тихо слушал товарищей. Иногда по субботам после вечерних богослужений приглашали в зал лучших певцов из всех классов, и хор исполнял церковные и светские песнопения. Среди приглашенных всегда был Иоанн, обладавший прекрасным голосом и музыкальным слухом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/d...

Ю. Сидяков. Архиепископ Иоанн на страницах газеты “Слово” (составитель Ю. Сидяков) От составителя Выступления архиепископа Иоанна в печати до настоящего времени еще не были собраны и на русском языке не издавались [I]. Лишь небольшая их часть вошла в приложение к книге игумена Феофана (Пожидаева) «Архиепископ Иоанн (Поммер) » (Рига, 2000) [II]. Пробел этот в какой-то мере и призвана заполнить настоящая публикация, в которой собраны все материалы, прямо или косвенно передающие высказывания Владыки, появлявшиеся на страницах газеты «Слово». Далее предполагается также переиздание соответствующих материалов из газеты «Сегодня», а также и из журнала «Вера и жизнь». «Слово» – по своему значению вторая из Рижских печатавшихся на русском языке газет после «Сегодня». Выходила она с 1925 по 1929 год, издавалась акционерным обществом «Саламандра». Газета по замыслу издателей должна была противостоять «Сегодня» как издание, непосредственно выражавшее позицию и интересы русского национального меньшинства Латвии [III] (редакция «Сегодня» претендовала на отражение более широкого спектра мнений). В связи с этим в «Слове» много внимания уделялось деятельности Православной Церкви. Довольно широкое участие в «Слове» принимал и архиепископ Иоанн. Начиная с середины 1926 и до закрытия газеты в 1929 г., на ее страницах (включая речи в Сейме, а также беседы корреспондентов и краткие изложения его выступлений) была помещена 41 связанная с именем Владыки публикация. В газете «Сегодня» за тот же период времени подобных же материалов было помещено всего лишь 25. Данный факт свидетельствует как о большем внимании, проявлявшемся редакцией «Слова» к личности архиепископа Иоанна, так и о предпочтении этой газеты самим Владыкой, которому ее общественная позиция, определенно, была много ближе, нежели позиция газеты «Сегодня» (о чем речь пойдет еще в будущем). В связи с этим именно с публикаций архиепископа Иоанна в «Слове» мы и начинаем переиздание его выступлений в прессе. В «Слове» печатались специальные статьи Владыки, посвященные духовным темам – в частности, открывавшие специальные рождественские и пасхальные номера; однако в значительно большем количестве здесь помещались его политические выступления, часто весьма резкие по своему тону.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Сергей Мазур. Летопись жизни Архиепископа Иоанна Риижского Латвийский период: 1915 – 1921 годы. Хорошо известна традиция составления хронологических таблиц, которые служат дополнительной иллюстрацией к уже написанной биографии того или иного исторического деятеля. Существует и обратный подход – подробнейшие биографические росписи с указанием дат, имен, источников оказываются необходимым подспорьем для составления академической летописи жизни исторического героя. В случае с архиепископом Рижским и Латвийским Иоанном как раз подходит второй вариант. Несмотря на то, что уже несколько популярных жизнеописаний предстоятеля Латвийской православной церкви увидели свет в разные годы как на русском, так и на латышском языках, все-таки, в этих книгах (Келер Людмила. “Никем не сломленный. Жизнь и мученическая смерть архиепископа Рижского Иоанна (Поммера)”. М., 1999 г., Калниньш Янис “Святой Иоанн Рижский ”. Рига 2001 г. (на латышском языке) и игумен Феофан (Пожидаев) “Колокол на башне вечевой”. М., 2005) исторические картины, изображенные авторами, далеки от реальности. Латвийский период архиепископа Иоанна занимает 13 лет – с 24 июля 1921 года, т.е. со дня его приезда в Ригу до ночи 12 октября 1934 года – дня его убийства. Однако хронологическая таблица латвийского периода куда более шире. После убийства архиепископа Иоанна еще шло следствие, в прессе, прежде всего в газете “Сегодня” и “Сегодня вечером” при всех ограничениях свободы слова, при авторитарном режиме Карлиса Улманиса, в течение нескольких месяцев появлялись очень важные публикации, проливающие свет на личность, характер, трагические обстоятельства жизни и смерти предстоятеля Латвийской православной церкви. До появления архиепископа Иоанна (Поммера) в Риге завязался глубокий узел противоречий, который пришлось распутывать герою нашей летописи на протяжении нескольких лет. Архиепископ Иоанн (Поммер) вел интенсивную общественную жизнь. Для того, чтобы получить представление о его взглядах на происходящие события, оценить его деятельность, не обойтись без детального знания целого перечня ситуаций, с которыми он имел дело. Поэтому летопись жизни мы начинаем с 1915 года, т.е. со времени военной катастрофы Российской империи на фронтах Первой мировой войны и вынужденной эвакуации церковного имущества из Латвии. Много лет спустя возвращение колоколов и церковного имущества уже из новой России стало одной из первостепенных задач, которая решалась при участии дипломатов Латвийской республики, путем переговоров, бесконечной переписки, также этот вопрос широко освещался русской прессой того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Колонка редактора С. Мазур. Общество SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS и исследование наследия архиепископа Иоанна (Поммера) 12 октября 2014 года исполнилось 80 лет со дня мученической смерти архиепископа Иоанна (Поммера) (1876–1934 гг.). Для коллектива редакционного совета альманаха это стало поводом для издания специального номера, посвященного этой дате. Это далеко не первый вклад в изучение наследия архиепископа Иоанна (Поммера) . На протяжении 10 лет на страницах альманаха общества SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS доктором филологии Ю.Л. Сидяковым публикуются документы, в основном из фонда Латвийского государственного исторического архива (ЛГИА) 7131. Первая статья «Воспоминания архиепископа Иоанна» Ю.Л. Сидякова увидела свет в первом номере альманаха в декабре 2004 года. С 2008 по 2014 гг. Ю.Л. Сидяковым подготовлено четыре объемных тома документов. Последним томом 2014 года нами завершен издательский проект избранных источников из фонда 7131 ЛГИА. Общество SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS провело несколько публичных чтений, посвященных истории православной церкви 20-х и 30-х гг. ХХ века, биографическим страницам жизни архиепископа Иоанна (Поммера) . Так 10 мая 2008 года в Риге под председательством доктора истории, профессора А.В. Гаврилина и историка Б.А. Равдина прошел семинар на тему: «Русское зарубежье в 20-е – начале 30-х гг. ХХ века». 12 октября 2009 года в Доме конгрессов под председательством доктора филологии Ю.Л. Сидякова состоялись мемориальные Чтения, посвященные памяти архиепископа Иоанна (Поммера) . 11 февраля 2011 года в «Русском центре» Балтийской Международной Академии под председательством Ю.Л. Сидякова состоялись очередные мемориальные Чтения памяти архиепископа Иоанна (Поммера). 25 мая 2013 года в Юрмальском городском музее С.А. Мазур провел беседу с посетителями Дней Русской культуры на тему: «Архиепископ Иоанн (Поммер) и русская культура в 20-е и 30-е гг. ХХ века». 13 мая 2014 года в «Русском центре» Балтийской Международной Академии С.А. Мазур прочитал доклад о проблемах исследования протоколов следствия убийства архиепископа Иоанна (Поммера). И 5 декабря 2014 года при содействии Старообрядческого общества Латвии в помещении духовной семинарии состоялась дискуссия о значении изучения наследия архиепископа Иоанна (Поммера).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Кафедральный собор Рождества Христова в Риге. 1884 г. Кафедральный собор Рождества Христова в Риге. 1884 г. (ЛПЦ), самоуправляемая Церковь в Латвии в составе Московского Патриархата. Самостоятельность предоставлена патриархом Тихоном 19 июля 1921 г. и восстановлена 22 дек. 1992 г. в соответствии с томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Кафедральный город - Рига. Кафедральный храм - собор Рождества Христова в Риге. Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов ; с 23 июля 1989 епископ, с 25 февр. 1994 архиепископ, с 25 февр. 2002 митрополит). ЛПЦ включает 2 епархии ( Рижская и Латвийская , Даугавпилсско-Резекненская) и 1 вик-ство (Елгавское в составе Рижской епархии), делится на 6 благочиний: Рижское, Даугавпилсское, Мадонское, Лиепайское, Резекненское, Валмиерское. На авг. 2015 г. на территории ЛПЦ было 125 приходов (в 19 богослужения велись полностью или частично на латыш. яз.), 4 мон-ря (мужской и 3 женских); служат 85 священников, 22 диакона. История (Историю Православия в Латвии до 1920 см. в статьях Латвия и Рижская и Латвийская епархия ). В февр. и авг. 1920 г. в Латвийской Республике состоялись собрания духовенства и представителей правосл. приходов Латвии, на которых было принято решение об актуальности создания самоуправляемой Церкви. Предстоятелем ЛПЦ избрали архиеп. Пензенского и Саранского сщмч. Иоанна (Поммера) . Избранный на собрании Синод ЛПЦ МВД Латвии 20 нояб. 1920 г. официально признало руководящим органом управления ЛПЦ. 19 июля 1921 г. патриарх Тихон даровал ЛПЦ самоуправляемость и самостоятельность в делах церковно-хозяйственных, церковно-адм., школьно-просветительских и церковно-гражданских. Сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и всея Латвии. Фотография. 1917 г. Сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и всея Латвии. Фотография. 1917 г. В 1920 г. в Латвии проживали 138 803 правосл.

http://pravenc.ru/text/2463149.html

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 В Евангелии от Иоанна говорится: Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин 12:35–36). Религия — это свет, который озаряет тьму безбожия. Вера — это пламя науки, пылающее и не гаснущее во тьме”. С такими словами обратился од­нажды к студентам православного отделения Богословского факуль­тета Латвийского университета мой дед, доцент ЛУ протоиерей Православного Рижского кафедрального Собора Иоанн Янсон. Издавна люди сравнивали знания, остроту и глубину мысли, ее полет со светом. Таким светом несомненно является и богословс­кое образование, которое долгие годы томилось в подполье. Наконец пришло время отворить окна и двери, чтобы вошло оно в нашу жизнь и начало исцелять души тех, кто так долго жаждал сло­ва Божия, которое летит и доносится до всех, кто ждет правды Богословское образование всегда было в центре внимания Православной Церкви Лат­вии. Приходские школы, духовные училища, се­минарии и подобные им учебные заведения существовали всегда. 1 декабря 1926 г. благодаря заботе архиепископа Иоанна Поммера была основана Рижская Духовная Семинария, которая существовала с 1926 по 1936 год. Все 10 лет ректором Семинарии был доцент Иоанн Янсон. Заэти годы Духовную Семинарию окончили 80 человек. В 1936 году вместо Семинарии основали Богословский институт, который хранил ее лучшие традиции; обязанности ректора взял на себя митрополит Августин. Преподавателями были приглашены виднейшие латвийские богословы того времени — И. Давис, И. Янсон, П. Балодис, Д. Рудзитис, А. Поммер, И. Берзиньш, И. Зариньш, А. Карклиньш, А. Гуленс, Н. Виксниньш, И. Михельсон. В институт сразу было принято 34 человека — 17 мужчин и 17 женщин. Занятия проходили в зданииТретьей гим­назии (ул. Валдемара 2). Институт был двухгодичный, обучение бесплатное. Заботясь о воспитании моло­дежи, Латвийская Православная Церковь в 1937 году основала по инициативе протоиерея И. Янсона Общество православной молодежи. Это Общество собирало молодежь, целью которой было бороться против безбожия словом Божиим. Общество имело подгруппы — литургическую, историческую, евангельскую и практическую; последняя в основном занималась делами милосердия. Центр находился в кафедральном Соборе, но при каждом приходе были отделения Общества. Лекции и беседы проводили преподаватели Богословского института И. Янсон, П. Балодис и др., а также впоследствии студенты Богословского факультета ЛУ

http://pravmir.ru/o-znachenii-pravoslavn...

Православный приход храма свв. Константина и Михаила в Литве РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_86866.html 09 июня 2011 Андрей Гайосинкас Православный приход храма свв. Константина и Михаила в Литве Вид храма свв. Константина и Михаила в Вильно до войны В 1908 году во всем Северо-Западном крае отмечали 300-летие со дня кончины князя Константина Острожского, известного покровителя православия в Великом княжестве Литовском. Во многом благодаря его усилиям православие вообще смогло продолжить существование после принятия Брестской унии. По этому поводу 79 членов Государственной Думы прислали на имя председателя Виленского св. Духовского Братства, архиепископа Литовского Никандра телеграмму, с просьбой помочь в создании храма. Братство решило построить в Вильне новый храм в честь князя. В 1909 году был начат сбор средств на строительство храма. О предполагаемом строительстве сообщили известному московскому благотворителю Ивану Колесникову, который и предложил объединить храм памяти князя Острожского с юбилеем 300-летия царствования Дома Романовых и построить его на свои средства. Поэтому храму было решено дать двойное посвящение – св.Константину (небесному покровителю князя Острожского) и св.Михаилу (небесному покровителю царя Михаила Романова). Согласно первоначальному замыслу храм должны были построить на Георгиевской площади (ныне площадь Савивальдибес, т.е. Самоуправления). Однако там уже стояла часовня св. Александру Невскому (в 1919 году была разрушена большевиками, в советское время установлен памятник ген.Черняховскому, перевезенный в начале 90-ых в Россию, и уже в 2008 установлен памятник автору Гимна Литвы – Кудирке). Интерьер храма свв. Константина и Михаила в Литве после освящения В итоге церковь была построена на Закретной площади. 17 апреля 1911 года место закладки церкви освятил ректор Литовской Духовной семинарии архимандрит Иоанн (Поммер) – канонизированный в 2001 году архиепископ Иоанн Рижский.

http://religare.ru/2_86866_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010