Соч.: Слово... сказанное на вручение жезла 24 окт. 1971 г.//Старообрядческий церк. календарь РПСЦ на 1972 г. М., 1971. С. 78-79; К 300-летию блаженной кончины мучениц и исповедниц Феодосии Морозовой и ея сестры Евдокии Урусовой//Там же, на 1975 г. М., 1974. С. 73-74; Напоминание благоговейным священнослужителям св. древлеправосл. старообр. Церкви: О таинствах крещения, бракосочетания, покаяния, причащения//Там же, на 1980 г. М., 1979. С. 57-58; Горящий огнем: К 360-летию со дня рождения протопопа Аввакума//Там же, на 1981 г. М., 1980. С. 62-64; Свт. Амвросий, митр. старообрядческий Белокриницкий//Там же, на 1983 г. М., 1982. С. 52-53; Объяснение к стихерам Иоанна Дамаскина//Там же, на 1985 г. М., 1984. С. 62. Ист.: Высокопреосв. Никодим, старообр. архиеп. Московский и всея Руси//Старообрядческий церк. календарь РПСЦ на 1972 г. М., 1971. С. 79; Карцев П., прот. К 15-летию служения высокопреосв. архиеп. Никодима Московского и всея Руси в святительском сане//Там же, на 1976 г. М., 1975. С. 5-6; Анастасий (Кононов), еп. 40-летие священнослужения высокопреосв. архиеп. Никодима//Там же, на 1980 г. М., 1979. С. 5-6; Памяти высокопреосв. Никодима, архиеп. Московского и всея Руси//Там же, на 1987 г. М. 1986. С. 52-53. Лит.: Болученкова А. А. Архиеп. Московский и всея Руси Никодим в жизни старообрядчества Молдавского края//Липоване: История и культура рус. старообрядцев. Од., 2009. Вып. 6. С. 133-142; Высокопреосв. Никодим, архиеп. Московский и всея Руси: К 25-летию преставления//Покровский вестн.: Церк.-обществ. газ. Ржевской Покровской старообрядческой общины. 2011. Вып. 27. С. 7. В. В. Боченков Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) ИОСИФ (Моржаков Иван Михайлович; 1885-1970), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой Церкви ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия)

http://pravenc.ru/text/2565590.html

Москва. Старообрядческая церковь Тихвинской иконы Божией Матери Тихвинской общины. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Если идти по бульвару Серпуховского вала на юго-запад, оставив за спиной площадь Серпуховской заставы и знаменитый Даниловский рынок, то в квартале от Шаболовки, на пересечении вала с неширокой улицей Хавской, справа предстанет невысокая, красного кирпича аккуратная церковка, выстроенная в русском архитектурном стиле. Храм с двумя церквами – святого равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией Матери. Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В XIX в. в доме Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведён на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). В августе 1909 г. в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ) из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Заложен сей храм 21 августа 1911 г. Автором проекта был техник-строитель Н.Г. Мартьянов. Церковь Тихвинской Богоматери - так почти столетие назад был назван новый храм Тихвинской общины старообрядцев, - была освящена 18 ноября 1912 г. старообрядческим архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И. Гучкова. В начале 1930 г. храм был закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест». В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века, складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон». Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок. С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка. Сломали старорусский шатерок над церковным крыльцом. Сохранялась лишь малая главка над алтарем. В 1967 г. устроили в храме склад скобяных товаров. В 1978-1980 годах здание пустовало, никто его не охранял, внутри - полный разгром. Но даже в том своем израненном виде церковь украшала улицу.

http://sobory.ru/article/?object=06665

Выходные данные кн. «Праздники», изданной Л. Ф. Калашниковым и С. Д. Чистовым (К., 1910. Л. 179 об.) При подготовке изданий большое значение для К. имели контакты с Московской старообрядческой Архиепископией. В кон. 1908 г. издатели объявили в анонсе, что книга ирмосов будет напечатана за небольшим исключением с напева московского Рогожского старообрядческого кладбища. Однако архиеп. Иоанн (Картушин) нашел расхождения в напевах, назвал К. «реформатором» и в нач. 1909 г. намеревался разослать предписание приходам не покупать эти книги. Тем не менее издательская деятельность К. продолжалась. 28 сент. 1909 г. вышло постановление Собора старообрядческих епископов, в котором архиепископу рекомендовалось назначить комиссию для исследования и избрания лучших древних певческих книг в качестве образцов для печатания (Постановления Освященных Соборов старообрядческих епископов. 1898-1912 гг. М., 1913. С. 106-107). Напечатанные вскоре Обедница и Обиход были разосланы архиепископу и ведущим архиереям, однако поддержали издателей только епископы Нижегородский Иннокентий (Усов) и Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенков) (Тернистый путь. 1915. С. 753-754). Летом 1910 г. К. приехал в Москву за оригиналами для печатных книг и попросил архиеп. Иоанна указать необходимые источники и заверить их подписью и печатью. 27 авг. 1910 г. К. сделал доклад на Освященном Соборе в Москве и дал подписку с обязательством печатать книги с оригиналов, сверенных с певч. книгами, хранящимися в б-ке Рогожского кладбища. Собор постановил передать это дело в ведение архиеп. Иоанна (Постановления. С. 119). Архиепископ признавал лучшими гуслицкие (беливские) книги. Заверенные архиеп. Иоанном оригиналы - Октай беливского письма (РГБ. Ф. 247. 439), Ирмосы нач. XIX в. (Там же. Ф. 247. 812), Трезвоны 1-й трети XIX в. (Там же. Ф. 247. 805) - впосл., как свидетельствуют записи на их листах, были переданы б-ке Рогожского кладбища. Получив печатный экземпляр Праздников, архиепископ передал его певцам, «которые нашли несогласно подлинника, на одной скамейце на помете «ми» 350 разниц» (Тернистый путь. 1915. С. 758). Один из певцов и учитель пения на Рогожском кладбище М. Д. Озорнов (Азбука. 19153. С. 38) впосл. признал, что высказался «пристрастно», т. к. сам решил издавать книги и уже заказал шрифт.

http://pravenc.ru/text/1319935.html

К. Я. Леонов). Исцеление мон. Мануила (Светикова). Клеймо раки блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Ок. 1767 г. Исцеление мон. Мануила (Светикова). Клеймо раки блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Ок. 1767 г. Образ И. встречается в произведениях декоративно-прикладного искусства XVIII в. На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. (московский мастер Я. Фролов, ГМЗРК) расположено 15 овальных медальонов с рельефными поколенными изображениями русских (гл. обр. Ростовских) святых, в центре - «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону» (Евангелие происходит из Толгской ц. Ростова). И. показан напротив прп. Петра, царевича Ордынского, десница у левого плеча, в левой руке - посох. В ц. Толгской иконы Божией Матери место погребения И. находится за левым клиросом. Очевидно, надгробный комплекс был оформлен к освящению храма 15 сент. 1767 г. Над захоронением И. поставлена деревянная рака, сверху лежит икона с живописным изображением И. в масляной технике. Святой в темной одежде, со сложенными на груди руками, с небольшой бородой, волосы распущены, глаза открыты. Рака с 3 сторон украшена сюжетными композициями, выполненными на медных листах в технике чеканки, гравировки, канфарения с серебрением и позолотой. Каждый сюжет изображен в картуше с обрамлением пальмовыми листьями. Иконография разработана с использованием текстов о чудотворениях от гроба И. Мастер самостоятельно составил композиции, без ориентации на надгробную икону. На обращенной к храму боковой стороне помещены 3 сюжета, среди к-рых выделен центральный (полностью позолочен): «Преставление с[вя]таго Иоанна Мило[с]тиваго ростовскаго чудотворца». И. в гробу, со сложенными на груди руками, на плечах пряди густых волос, борода окладистая, кудрявая (аналогично изображен в др. клеймах). Над святым - ангел с душой почившего (в виде обнаженной фигурки), в облаках Господь встречает ангела. Как и в большинстве композиций, возле гроба стоят духовенство, монахи, исцеленные.

http://pravenc.ru/text/469398.html

Исслед. Реставрация. М., 1989. Вып. 12. Ил. 8; образ 1714 г. в иконостасе московской ц. прор. Илии в Обыденском пер.). Иногда значение И. В. как св. воина подчеркивается тем, что в его левую руку кроме копья вложен меч (икона кон. XVII - нач. XVIII в. в соборе муромского Благовещенского мон-ря; см.: Иконы Мурома. М., 2004. С. 27. Ил. 17; икона нач. XVIII в. (собрание В. А. Бондаренко, см.: Иконопись эпохи династии Романовых: Собр. В. Бондаренко. М., 2008. Кат. 69. С. 81. Ил. 35); икона посл. четв. XVIII в. в серебряном окладе костромской работы 1796, ГИМ) или щит (икона письма Михаила Никитина Законина, 1699, ГТГ). Более редки изображения святого без копья, с крестом в правой и с мечом в левой руке (иконы нач. XVIII в., ГМИР, и 30-х гг. XVIII в. из ц. свт. Иоанна Златоуста в Толчковской слободе Ярославля, ЯИАМЗ); без креста, с копьем и мечом (палехская икона с житийными сценами, посл. четв. XVIII в., Гос. музей палехского искусства); с копьем, мечом и хоругвью на крестообразном древке, заменяющем мученический крест (икона, написанная Петром Иродионовым для кн. М. А. Волконского, 1690, ГИМ). Щит и (или) шлем иногда изображаются за плечами И. В. (икона 1690, ГИМ; икона нач. XVIII в., собрание В. А. Бондаренко, и др.). Нек-рые памятники этой группы отличаются тщательной проработкой пейзажа и лежащих на земле атрибутов святого (шлема, щита, колчана и меча) (напр., икона кон. XVII в., ГММК, иконы из московских храмов св. Иоанна Предтечи на Пресне и свт. Николая Чудотворца в Кузнецах и др.). К ним относится икона 1762 г. из московской ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка; на ней пейзаж заменен архитектурным фоном (изображены сам храм и колокольня Ивана Великого с примыкающей звонницей), дополненным 3 крупными рокайльными картушами с гимнографическими надписями. Обилие вариаций при повторении общей иконографической схемы и представительность композиций указывают на особое внимание к образу святого, чьи иконы нередко исполнялись столичными мастерами, следовавшими традициям Оружейной палаты, или иконописцами из крупнейших художественных центров Поволжья.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) ИРИНАРХ (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832-1902), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь) ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931-2005), один из деятелей катакомбного движения архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ)

http://pravenc.ru/text/Русская ...

Нам уже приходилось заметить, что Картушин немедленно, по занятии самочинной кафедры раскольничьего лже-архиепископа в Москве принялся за «улучшение» московских лже-попов в старообрядческих моленных. Наставление, внушение и даже «экзамены» по Закону Божию служили первыми мерами в этом направлении. Всё это не могло, конечно, понравиться Московским раскольничьим попам и они начали было роптать на строгости своего нового начальника. Но, мало по малу, раскольничьи попы начинали успокаиваться, видя, что все меры нового лже-архиерея к улучшению «попов» направлены, главным образом, лишь на новых кандидатов на поповские места, а занявших ранее такие должности Картушин не беспокоил особенно. К тому же многие из них придумали очень удачный способ расположить на свою сторону своего нового лже-архиепископа и поселить в нём уверенность в их безукоризненном исправлении своих обязанностей. Подметив, что Картушин не особенно долюбливает совершать по праздничным дням службу у себя на Апухтинском подворье, а предпочитает совершать службы по приглашению на стороне, догадливые раскольничьи попы обращались к своим патронам, владельцам моленных, с советом пригласить хоть раз для служения в их моленную Картушина. Такая мысль пришлась по вкусу главарям раскола, владельцам моленных. Заплатить 50 и даже 100 рублей за «архиерейское» служение в своей моленной им ничего не стоило, но зато их самолюбию льстило принять у себя после Богослужения лже-владыку Иоанна Картушина. Советуя пригласить на служение раскольничьего архиерея, попы предвидели и эти посещения им хозяев моленной после Богослужения и заранее просили своих патронов замолвить за них во время интимной беседы с владыкой словечко. Благодаря такой хитрости, многие из московских раскольничьих попов поднялись в глазах Картушина и предубеждение против них несколько сгладилось. Тем не менее, Картушин раз навсегда решил не поступать неосмотрительно при постановлении раскольничьих попов и дьяконов на места, а удостаивать этого сана лишь лиц, удовлетворяющих требованиям святоотеческих правил, предъявляемых к пресвитерам и диаконам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благодушествуют раскольники дачники, да не менее легко и хорошо себя чувствуют и оставшиеся в Москве попы без контроля своего лже-архипастыря и без боязни его внезапных наездов и ревизии. Вообще московское раскольничье духовенство, перепуганное на первых порах строгостями своего нового владыки, теперь снова принялось за свои прежние безобразия и так «умственно» ведёт свои делишки, что даже одобрения от лже-архиепископа Картушина ухитряется получать. Начать бы с того, что Картушин в видах поощрения, по его мнению, наиболее деятельных, а на самом деле наиболее ловких и «умеющих мягко отлить» попов ввёл небывалое и всегда осуждавшееся истыми раскольниками новшество – награждение скуфьями, камилавками и протоиерейским саном некоторых попов. Правда все эти три степени наград, невежественными раскольниками перемешаны в одно: попа, награждённого скуфьёй, они называют уже протоиереем, и камилавки не отличают от скуфьи, но как бы то ни было – раздача наград произвела большие разговоры и пересуды среди московских раскольников тем более, что собственно из Москвичей Картушин никого не нашёл достойным своего поощрения, а милости свои начал расточать с иногородних, наградив скуфьями лже-попа Феодора, священствующего в Орехове-Зуеве, и петербургского попа на Громовском кладбище по имени Василия Степанова. Особенно награждение последнего всех удивило. Василий Степанов, родом из местных фабрик; сумевши какими-то путями при покойном Савватии попасть в диакон в известную в Москве Шибаевскую молельную – он здесь сразу зарекомендовал себя грубым отношением к местному попу, с которым у него начались постоянные распри из-за того, что назначение дьякона в эту моленную уменьшило поповские доходы, так как ранее здесь был только поп да диакон. Легко и свободно вздохнул Шибаевский поп, когда Василия Степанова перевили в Петербург. Вот теперь Картушин за какие-то доблести отметил «награждением» этого человека, по мнению хорошо знавших его москвичей совсем уже «не по заслугам». По-видимому, сидя на даче, Картушин занят только одними вымышлениями кого бы наградить, а от управления текущими делами, совсем отрешился, хотя ему время от времени и возят в Федурново бумаги для подписи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, последнее заседание «духовного света», в присутствии раскольничьих попов и купцов, состоялось всего несколько дней тому назад, на одной из окраин Москвы. Самочинный раскольничий архиепископ обратился к собранию с пространной речью, в которой указывал на замечаемый им упадок «древляго благочестия» среди московских старообрядцев. Двадцать восемь лет не был Картушин в Москве и – по его словам – теперь и узнать её нельзя, – так «офранцузились» и «онемечились» её граждане! Длиннополую степенную одежду сменили новомодные сюртуки и визитки, православные христиане «брады бреют», в театры ходят, табак курят... Не то, совсем не то ожидал встретить в Москве Картушин... И вот, теперь он обращается к раскольничьим попам, внушая им, чтобы они всё старание своё приложили к искоренению замеченных им непорядков, убеждали бы своих детей духовных: переменить одежду, по театрам не ходить, бросить курение проклятого зелья – табаку, а наипаче «браду свою не брити и не уподоблятися псу и коту?» Заповедовал Картушин ещё своим попам, чтобы они убеждали прихожан не отдавать своих детей в мирские школы, где, будто бы, их дети одним соблазнам научатся... Выслушать своего лже-владыку московские раскольничьи попы – выслушали, а привести в исполнение всё заповеданное им весьма многие стесняются. В самом деле, как будут они убеждать своих прихожан «не бриться» и, в случае неповиновения, грозить им, согласно наставлениям Картушина, не допущением к целованию св. Креста и Евангелия, отлучением от причастия, лишением погребения – если очень и очень многие раскольники-богачи бреют свои бороды; а богачи эти, в прямом смысле слова, являются хозяевами раскольничьих попов, имея в своих домах моленные и выплачивая попам жалованье за совершение служб. Говорить неприятное хозяину – значит, лишиться места, а на это, конечно, никто из раскольничьих попов не согласится... Обратил внимание раскольничьих попов Картушин и на обычай их хождения «с постной молитвой». Он советовал им ходить с этой молитвой по всем прихожанам – и к богатым и бедным, а не так, как практиковалось у раскольничьих лже-попов до сих пор. Лже-попы эти, старающиеся везде и всюду заявлять о строгом соблюдении обрядов и обычаев церковных, на самом деле далеко не так относятся к исполнению их: к богатым прихожанам, от которых есть возможность получить хорошую мзду, они, действительно, всем клиром ходят на дома «с постной молитвой». а для бедных – предпочитают прочитать её для всех сразу в моленной!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изображение иконы Картушинская #27439 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Картушинская #27439 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Картушинская Скачать или распечатать изображение 27439.jpg 1240x1718, 2.13 MPix, 1002 Kb. 10.5x14.5cm @ 300DPI (15.8x21.8cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 10 (150) , 2 (3) . в этом году (за прошлые годы с 2016-07-07) Происхождение изображения: Загружено 2016-07-07 участником [ tol ]. Описание: Картушинская икона. Источник: Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ея истории. Фото-лито-типография С. В. Кульженко, Киев, 1911 г. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Картушинская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-27439

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010