22 нояб. 1908 г. И. без ведома др. старообрядческих иерархов единолично рукоположил Михаила (Семёнова) во епископа Канадского. Свой поступок И. объяснил так: «Рукоположил я еп. Михаила в Америку для обращения в старообрядческую церковь пребывающих вне ее» (Старообрядцы. 1909. 1/2. С. 115). И. надеялся при помощи Михаила (Семёнова) присоединить к старообрядчеству жившую в Канаде группу православных (по-видимому, украинцев), называвших себя «незалежными» от Святейшего Синода РПЦ. Эту группу окормлял «Серафим, посвященный архимандритом в Иерусалиме, сам себя здесь (в Канаде.- Авт.) уже посвятивший в епископы, потом в архиепископы и наконец в митрополита. Вследствие его крайней нетрезвости и паства, и священники (ок. 30 чел.) от него отступились» (письмо Л. С. Набокова П. П. Рябушинскому - РГБ. Ф. 246. Картон 222. Д. 20. Л. 3). Действия И. шли вразрез с намерениями старообрядческого Московского архиеп. Иоанна (Картушина ; 1898-1915), о чем И. рассказал на заседании Петроградского религиозно-философского об-ва в 1916 г. (после смерти архиеп. Иоанна): «Мы получили сведения, что архиепископ Иоанн заявляет, что ни за что не поставит его (еп. Михаила.- Авт.) в епископы... так как к нему правительство относится неприязненно и многие старообрядцы... Я и решил поставить его в епископы в виде протеста против подчинения нашей старообрядческой церкви воле наших двухсотлетних врагов. Канада была только предлогом. Я хотел его поставить на Финляндию. Но тут нашлось письмо из Канады, я привязался к этому случаю и поставил его в епископы с его согласия в Канаду, но решил держать это в секрете» (Стенограмма собрания Петроградского религиозно-философского общества, посвященного памяти еп. Михаила Канадского 4 дек. 1916 г.//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2009. Вып. 13. С. 115). Старообрядческий собор 4 февр. 1909 г. запретил И. в священнослужении. На следующем соборе, состоявшемся 27-30 авг. 1909 г., запрещение было снято, хиротония Михаила (Семёнова) признана действительной.

http://pravenc.ru/text/468763.html

И. был хиротонисан 18 дек. 1911 г. в Христорождественском соборе на Рогожском кладбище в Москве Московским архиеп. Иоанном (Картушиным) и еп. Александром (Богатенковым). Первоначально местопребывание епископа предполагалось в Иркутске, или в Благовещенске, или в Минусинске, но И. избрал Амурскую обл., поскольку именно амурские старообрядцы ходатайствовали об архиерейской кафедре. Кроме того, И. считал, что епископу лучше жить в мон-ре, а не в городе, поскольку в городе «можно встретить на улицах и музыку, и пляски, и другие неприличия для епископского слуха» (Амурский епархиальный съезд. 1912. 30. С. 720). И. был энергичным архиереем, предпринимал частые поездки по епархии, что способствовало открытию новых приходов, под его руководством продолжили работу епархиальные съезды. В 10-х гг. XX в. в старообрядческой Дальневосточной епархии было построено более 10 храмов: в городах Владивостоке и Иркутске, в селах Тарбагатай, Доно, Куйтун в Забайкалье, в селах Климоуцы, Нылга, Покровка, Семёновка, Марковка в Приамурье. В 1917 г. старообрядцы, проживавшие в Харбине (Китай), объединились в приход во имя св. апостолов Петра и Павла и обратились к И. с просьбой направить к ним иерея. Епископ послал в Харбин свящ. Артемия Соловьёва, предписав ему исполнять требы как в Харбине, так и по всей Маньчжурии. В сер. 1919 г., объезжая епархию, И. прибыл в Хабаровск, затем во Владивосток, в Никольск-Уссурийский (ныне Уссурийск), в сер. 1921 г. уехал в Харбин (Китай), куда вместе с епископом переехали и др. старообрядческие священнослужители. Благодаря усилиям И. и старообрядческого прот. Иоанна Кудрина, бывш. священника Каппелевского корпуса (в составе армии А. В. Колчака), от кит. властей было получено разрешение на строительство старообрядческого храма в Харбине. 29 авг. 1923 г. И. и о. Иоанн совершили чин закладки храма и причтовых квартир на Ляоянской ул. 5 июля храм был освящен во имя св. апостолов Петра и Павла. В Харбине у И. сложились дружественные отношения с Харбинским архиеп. Мефодием (Герасимовым ; впосл. митрополит) Русской Православной Церкви за границей , который присутствовал на торжестве по случаю освящения старообрядческого храма. Вскоре И. утвердил положение о епархиальном совете, стремясь управлять Дальневосточной епархией из Китая, что, конечно, было затруднительно.

http://pravenc.ru/text/578485.html

Последние драконовские меры против старообрядцев были введены через три года после этой переписи. В 1900 г. от старообрядческих духовных лиц потребовали подписки о том, что они не будут именовать себя духовным званием и совершать богослужения. Отказавшихся дать подписку ссылали. Так были высланы в числе прочих глава Белокриницкого согласия архиепископ Иоанн (Картушин), ярославский епископ Иринарх и другие. А многие снова уходили в подполье. И вот, после ряда петиций, подписанных десятками тысяч старообрядцев, в том числе и весьма влиятельными купцами-миллионерами, 17 апреля 1905 г. появился наконец царский указ, по которому старообрядцы официально стали называться этим именем, а не раскольниками. Они получили право строить церкви и молельни и открывать новые приходы. Дальнейшее расширение прав старообрядцев произошло уже после отставки Победоносцева. В соответствии с указом от 17 октября 1906 г. и законом, принятым Думой в 1913 г., старообрядческое духовенство наконец признавалось государством в качестве духовных лиц (даже беспоповщические наставники); старообрядцам предоставлялось право строить храмы, иметь скиты и монастыри, открывать свои школы и духовные учебные заведения. До самой революции, однако, старообрядцам было запрещено «совращать» православных. Гонения и запретительные меры в отношении старообрядчества очень дорого обошлись династии Романовых, да и России в целом. Ведь потенциально старообрядчество, как движение консервативное и патриотическое, могло бы быть естественной и самой надежной опорой монархического самодержавия и государственной стабильности. Гонения лишили династию этой естественной опоры и радикализировали старообрядцев. И дело не только в том, что в революционную эпоху мы находим представителей таких старообрядческих фамилий, как Морозовы, Рябушинские, Гучковы, среди участников революционных заговоров или меценатов, финансирующих революционеров; но в большей степени в том, что благодаря гонениям радикализировались старообрядческие низы, уходившие во все более анархические, бунтарские секты, сливавшиеся с бунтарямй против царей и господ и своими действиями, фанатизмом и настроениями, несомненно, в очень значительной степени повлиявшие на революционные события. Богоискательство интеллигенции и его источники

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соборный комплекс был обнесен кирпичной стеной с небольшой башенкой в северо-восточном углу. Сохранилось внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора. Это деревянный резной иконостас, надпрестольная сень, киоты, настенные и настолпные обрамления икон, декорированные золочением и росписью. В интерьере храма сочетается стиль барокко и классицизм. Уникальный иконостас являет собой целое архитектурное сооружение в виде триумфальной арки с ротондами, колоннами, пилястрами, сложным карнизом, деревянной полихромной скульптурой, обилием позолоченных резных деталей. В 1884 году в Спасо-Преображенском соборе побывал Великий князь Владимир Александрович. Сопровождающий его Константин Константинович Случевский оставил следующее описание: «Собор имеет чрезвычайно оригинальный иконостас, вероятно конца прошлого века. На самом его верху, под куполом, высится большая раскрашенная деревянная фигура Спасителя и перед ним семь громадных деревянных светильников в лучах. Подле царских дверей, с обеих сторон, видны четыре меньшие, золоченые же, фигуры двух пророков и двух ангелов. На иконостасе есть еще фигура Спасителя, в конхе над дверями, тоже раскрашенная, но вместо светильников подле него ангел и символы Евангелистов. Этот иконостас сильно напоминает католические приемы искусства. В соборе было отслужено молебствие». Рядом со столпами находятся царские ложа, в глубине которых на стене находились образы. На стенах и столпах в резных киотах, в картушах над киотами также размещались иконы. Некоторые отреставрированные иконы представлены в соборе: на северной стене – «Притча о мытаре и фарисее», «Притча о девах разумных и неразумных», «Апостол Петр и евангелист Иоанн», «Апостол Иоаков Алфеев на столпах», на южной – икона «Воскресение». Указом Святейшего Синода от 31 августа 1866 г. за 2002 под помещение причта собора был передан деревянный дом упраздненного Белозерского духовного правления. Штат соборного причта был утвержден 24 апреля 1876 года. На 1882 год в него входили: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон, 3 псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=00364

По благословению настоятеля, Высокопреосвященнейшего Никодима, архиепископа Северодонецкого и Старобельского, при соборе действуют: Воскресная школа - занятия проходят каждый Воскресный день в актовом зале Христо-Рождественского кафедрального собора, для детей в 11:00, для взрослых в 16:00; Библиотека – суббота – 10:00-12:00; воскресенье – 9:00-12:00; Регентские курсы – суббота – с 11:00, воскресенье – с 12:30. Расписание Богослужений: В будние дни: Вечернее богослужение – в 16:00 (в летнее время в 17:00); Божественная Литургия – в 7:30 – ежедневно. В Воскресные дни и дни великих праздников: накануне Всенощное бдение – в 16:00 (в летнее время в 17:00); Божественная Литургия – в 7:00 и 9:00. Адрес: Украины, Луганская область, г. Северодонецк Храм Святого Духа (Ребриково) [ править править код ] Храм Святого Духа, с. Ребриково На севере Ровеньковского благочиния на склонах Ребриковской балки с одноименной речушкой раскинулось с. Ребриково. Архивные данные говорят, что в 1797 году тщанием помещика Петра Петровича Ребрика в ней была построена церковь. С 1895 года, когда в поселке Алексеево-Нагольчинском был сооружен каменный Троицкий храм, а в те времена поселок входил в Ровеньковское благочиние, в Ребриковской церкви престольный день был перенесен на второй день Святой Троицы и приход стал носить название Свято-Духова. Первый раз церковь закрыли в 1940 году и разместили в ней так называемый «дом обороны», где обучали жь основам военного дела и устраивали концерты с танцами. Во время войны, в 1942 году, храм был открыт вновь, но при хрущевских гонениях, в 1962 году одновременно с близлежащими храмами Архистратига Михаила (с. Картушино) и Александра Свирского (с. Палеево), церковь окончательно закрыли и в очередной раз разграбив, снесли. В начале 1990 г. архиепископом Луганским и Старобельским Иоанникием было дано благословение на регистрацию прихода, которая и была оформлена 13 марта 1990 года. Чин закладки Храма совершил благочинный округа, протоиерей Григорий Устименко, а на праздник Покрова Божией Матери 1990 года в нем была отслужена первая Божественная литургия, которую совершил протоиерей Иоанн Уваров — первый настоятель возрожденного прихода.

http://azbyka.ru/palomnik/Луганская_обла...

Но несмотря на всё это явный и упорный еретик Швецов попадает в старообрядческие епископы. Что-же? Отрёкся ли он перед епископством и в епископстве от своих еретических мнений? Нет, но ещё с большей дерзостью и настойчивостью стал их защищать по следующему поводу. Старообрядческий московский архиепископ Иоанн Картушин благословил старообрядческому священнику Василию Механикову подвергнуть тщательному рассмотрению белокриницкий устав и еретическое учение Швецова. Механиков написал по этому поводу целое сочинение, изложенное в девяти отдельных статьях. В сём сочинении во второй статье он пишет об еретичестве Швецова следующее. „О. Арсений говорит, что от искони Бог во едином Лице указуется..., что составление лиц Пресвятые Троицы последовало по времени, и даже присносущие Божие, по его понятию, должно разуметь не без времени“... Таким образом, учение о. Арсения Швецова не только не согласно, но и совершенно противно учению православной Церкви и до буквальности сходно с воззрениями древних еретиков – монархистов: Ираксея, Ноета, Верона Берилла и других“. В четвёртой статье Механиков пишет: „Отсюда ясно, что, по воззрению о. Арсения, Ипостась Отца выше и больше Ипостаси Сына и Ипостаси Духа Святого, а такое понятие равносильно прямому отрицанию равенства лиц Пресвятые Троицы. Что Ипостась Сына Божия и Святого Духа меньше Ипостаси Отца, учили древние еретики, отвергавшие их равенство и единосущие со Отцом: таковы были ещё в век апостольский Керинф и Евион, во 2-м столетии Карпократ, Феодот, в 3-м Ориген , в 4-м Арий пресвитер Александрийский“. В пятой статье сказано: „Православная вселенская Церковь учит единогласно, что Сын Божий рождён из сущности Бога Отца предвечно, а о. Арсений говорит вместе с белокриницким уставом, что „в предвечной безначальности Бог Отец был в одном Лице“. Святая Церковь учит, что Сын Божий собезначален Богу Отцу и Святому Духу, т. е. Он также безначален, как Бог Отец, а о. Арсений говорит, что Сын Божий рождён вместе с веком, в наперёд сотворённое Богом время“. Таким образом, диаметральная противоположность в учении о. Арсения и учении православной Церкви очевидна. Притом учение о. Арсения оказывается до буквальности сходно с учением арианским. Арий учил: „Бе бо (в вечности) един Бог , и не бе Слово с Ним: таже восхотев нас соделати, тогда сотвори Его и отнележе (т. е. от сего времени) бысть“. Так учит и о. Арсений: „Сущность Божества в предвечной безначальности была в Лице единого Бога Отца, и Сын Божий рождён от Бога Отца с настатием веков, вместе с веками и даже после век“. Арий учил, что Сын Божий рождён до времени. Так говорит и о. Арсений, что Сын Божий рождён от Бога Отца после век, в наперёд сотворённое Богом время.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из вышеупомянутого издания явствует, что приемлющие священство старообрядцы, принадлежавшие, как известно, к предшественнице РПСЦ - Древлеправославной Церкви Христовой (ДПЦХ), пытались устроить свой храм в Казани, начиная ещё с 1884 г., однако постоянно натыкались в своих устремлениях на ограничительные административные препоны. Ситуация резко изменилась после издания 17 апреля 1905 г. Высочайшего Манифеста Императора Николая II об укреплении основ веротерпимости, который дал этому строительству " зелёный свет " . Возведение храма, на который жертвовали средства десятки казанских и московских купцов, началось уже в мае 1905 г. Причём, как отмечается в том же исследовании: " Принадлежность храма к Старообрядческой церкви никак не отразилась на его внешнем облике. Это довольно крупный пятиглавый храм, выстроенный в духе национального романтизма, типичном для православных храмов начала XX в. " . Строительством храма руководили два казанских старообрядческих священника - Пётр Данилович Залетов и Алексей Иванович Калягин. Памятуя о том, кому в первую очередь они были обязаны возведением своего храма, в день его освящения - 6 сентября 1909 г. (по старому стилю) - казанские старообрядцы белокриницкого согласия составили благодарственный верноподданнический адрес Императору Николаю II Александровичу, оригинал которого хранится сейчас в Национальном архиве Республики Татарстан. Свои подписи под ним поставили двадцать пять человек, в том числе: архиепископ Московский и всея России ДПЦХ Иоанн (в миру - И.А.Картушин), епископ Казанский и Вятский Иоасаф (в миру - И.П.Зеленкин), епископ Рязанский и Егорьевский Александр (в миру - А.П.Богатенко), казанские старообрядческие священники П.Д.Залетов и А.И.Калягин, самарский протоиерей М.В.Захарьичев, представители известных местных староверческих династий Барабановых, Свечниковых (Свешниковых), Четверговых и другие. Весьма любопытно, что сам текст данного обращения напоминал местами молитву, возносимую староверами за самодержавного монарха и его семью. Вот что в нём говорилось:

http://ruskline.ru/analitika/2006/08/23/...

309 Иннокентий (Иван Григорьевич Усов; 1870–1942), митрополит Белокриницкой Церкви, крупнейший церковный апологетический писатель; 27 апреля 1903 г. был хиротонисан в епископа Нижегородского и Костромского; принимал деятельное участие в издании журналов «Старообрядец» и «Старообрядцы», член Союза старообрядческих начетчиков; за то, что единолично присоединил и рукоположил архим. Михаила (Семенова), вместе с ним на Соборе, проходившем 3–4 февраля 1909 г., был запрещен в священнодействии до 25 августа 1909 г.; в 1920 г. эмигрировал в Румынию, в 1942 г. возведен в сан митрополита. 310 Арсений (Онисим Васильевич Швецов; 1840–1908), епископ Уральский и Оренбургский, Местоблюститель московской епископии, один из выдающихся старообрядческих деятелей и апологетов, автор «Истории о существовании священства в старообрядческой Христовой Церкви» (Уральск, 1910), охватывающей период с крещения Руси до 1863 г., и множества других трудов; с 1898 г. временно управлял церковно-иерархическими церковными делами, был учредителем ежегодных Всероссийских съездов старообрядцев Белокриницкой иерархии. 311 Иоанн (Иустин Авксентьевич Картушин; 1837–1915), архиепископ Московский и всея России, один из самых известных и почитаемых деятелей старообрядческой Церкви; в 1890 г. принял иноческий сан, в 1898 г. Освященным собором избран сначала в епископа на Донскую епархию (хиротонисан 9 августа 1898 г.), а затем, в октябре того же года, на московскую кафедру; посл ег. много содействовал укреплению старообрядческой Церкви (при нем были открыты 6 новых епархий, освятил более 100 храмов, рукоположил 15 епископов, 92 священника и 8 диаконов). 312 Карабинович Григорий Максимович (?–1925), священник сначала Православной, затем старообрядческой Церкви (беглопоповского согласия); 20 апреля 1907 г. присоединился к старообрядческой Церкви белокриницкого согласия, 1 июля 1909 г. был назначен священником на приход в царскую моленную (сейчас – храм св. Николы на Бутырском валу); постоянный сотрудник журналов «Старообрядец» и «Слово правды», с 1910 по 1913 г. главный редактор журнала «Пастырь»; в 1925 г. был убит в драке при невыясненных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Тщетное «благожелание!» Швецов не только ее подумал подражать св. Дионисию, не только не сознался и не покаялся в еретичестве, но еще объявил со своей стороны еретиками всех несогласно с ним мудрствующих о рождении Сына Божия и исхождении Св. Духа, даже предал их проклятию. В ответ на сочинение Механикова, которое было препровождено к нему, он составил свое новое «Исповедание веры» 10 , в котором повторил еще раз свои еретические мнения и именно произнес анафему на всех неразделяющих эти мнения. В сущности это новое швецовское «Исповедание веры» есть повторение его старых еретических софизмов и словоизвитий. Снова утверждает он, что будто бы «весь оимвол, изложенвый 1 и 2 вселенскими соборами, принимаешь в том виде, в каком он написан (?) и напечатан в древних дониконовских церковных книгах, во всем до слова буквально, еже есть: Верую во единого Бога Отца, – весь до конца по сущему смыслу его, кроме всяк ого «скажения» т. е. признает и Сына Божия «рожденным прежде всех век»; и тут же снова утверждает, что только одного Бога Отца, или, как он выражается, «одного Бога в личной ипостаси Отца, как по времени, так и по вине признает безначальным», а ипостаси Сына и Духа Святого признает, очевидно, не безначальными как по вине, так даже и по времени. Нет надобности приводить другие подобные еретические лжеумствования, повторенные Швецовым в его новом «Исповедании веры», так как они известны из прежних его защитительных сочинений. Здесь, в этом новом «Исповедании», всего важнее тон, в каком решился написать его Швецов, – властно и неоднократно произнесенные им здесь анафемы на тех, кто не разделяет его лжеумствований, и прежде всего на «священно – иерея» Василия Механикова за его сочинение, а в его лице, разумеется, и на «архиепископа Иоанна Картушина», «по благословению» которого это сочинение написано, хотя об «архиепископе Иоанне» Щвецов намеренно не упоминает ни единым словом, как будто и не знает, что Механиков действовал и писал «по его благословению», что через Механикова обличает его в еретичестве сам «архиепископ» Иоанн Картушин. Вот образчик произнесенных Швецовым анафематствований:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Святая Церковь учит, что Сын Божий собезначален Богу Отцу и Святому Духу, т. е. Он так же безначален, как Бог Отец; а о. Арсений говорит, что Сын Божий рожден вместе с веком, в наперед сотворенное Богом время. Таким образом диаметральная противоположность в учении о. Арсения и учении православной церкви очевидна. Притом учение о. Арсения оказывается до буквальности сходно с учением арианским. Арий учил: «Бе бо (в вечности) един Бог и не бе Слово с ним; та же, восхотев нас соделати, тогда сотвори Его и отнележе (т. е. от сего времени) бысть». Так учит и о. Арсений: сущность Божества в предвечной безначальности была в лице единого Бога Отца, а Сын Божий рожден от Бога Отца с настатием веков, вместе с веками, и даже после век. «Арий учил, что Сын Божий рожден во времени. Так говорит и о. Арсений, что Сын Божий рожден от Бога Отца после век, в наперед сотворенное Богом время. Арий учил, что Сын Божий есть первейшая и высшая тварь. Так полагает и о. Арсений, когда говорит: «Сын Божий проявился (родился) от виновного своего начала в приведении (т. е. вместе с приведением) в бытие твари». Следовательно, в сходности приведенных учений о. Арсения и арианского сомнения нет». Итак, раскольнический иерей Василий Механиков, по благословению своего ариепископа Иоанна Картушина, или, что тоже, сам раскольничеекий архиепископ Иоанн Картушин устами своего иерея Механикова провозглашаешь раскольнического же епископа Арсения Швецова содержащим и проповедующим арианство и разные иные ереси, вообще решительным еретиком. Что же затем? Еретика, обличенного в ереси, нельзя оставлять без церковного суда и наказания, если он не приносит раскаяния в своем еретичестве и не отрекается от него. Однакоже ни о суде, ни о наказании еретика не упоминают его обличители; в заключение они выражают ему только «благожелание», чтобы он раскаялся, – говорят, что это «было бы хорошо и приятно для Бога»: «Когда было замечено, св. Дионисию Александрийскому отцами церкви, что он ошибается, высказавшись против единосущия Сына со Отцом, тогда он, когда представилась надобность, с совершенной ясностью и твердостью исповедал свою веру в единосущие Сына со Отцем, и тем доставил торжество православию, и даже доселе считается великм отцем церкви, не поддавшись заблуждению и страсти, противной воле Божией. Хорошо бы было и приятно для Бога поступить так же и о. Арсению, жертвуя всем для истин православия, которые дороже и вожделеннее всего для истинного христианина и руководителя других. VI

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010