Второй, более редкий иконографический тип представлен изображениями И. В. в молении. Они близки к гравюре 1695 г. Василия Андреева, но в то же время напоминают о традициях строгановского искусства и сходны с гравированным образом И. В. нач. XVIII в., описанным Ровинским ( Ровинский. Народные картинки. Кат. 1483. С. 615), а также с изображениями др. воинов (ср. с иконой вмч. Димитрия Солунского, ок. 1700, ГТГ). Частичную зависимость от гравюры 1695 г. обнаруживает лишь средник житийной иконы нач. XVIII в. (ЦМиАР). Здесь образ святого также сопровождается стихотворным текстом, прославляющим И. В. как заступника, однако в остальном композиция отличается от гравюры: отсутствуют иконографические мотивы зап. происхождения, вирши помещены не на свитке, а в картуше, фоном которого служит сложная композиция, состоящая из меча, копья, алебарды, булавы и др. предметов вооружения (картуш с надписью показан и на иконе раннего XVIII в. из частного собрания в Германии). К 1-й трети или ко 2-й четв. XVIII в. относится образ И. В. в молении в московской ц. свт. Николая в Хамовниках (Москва православная. 1994. С. 19); слева от фигуры святого на пейзажном фоне изображена процессия с его телом - сцена погребения или перенесения мощей. Эта икона представляет собой ранний пример иконографии И. В. с новым атрибутом - пальмовой ветвью, к-рую он держит в левой руке вместе с копьем (ср. с окладом 1-й пол. XVIII в., НКПИКЗ; см.: Киево-Печерский гос. ист.-культурный музей-заповедник: Фотоальбом. К., 1984. С. 206); этот атрибут часто использовался позднее. Наиболее сложную интерпретацию иконография молящегося И. В. получила на иконе сер. XVIII в. из Никольской ц. Сухачского погоста (ЧерМО). Композиция иконы включает не только образ Христа и сцену перенесения мощей святого с приступающими к ним калеками, но и фигуру ангела, возлагающего на голову мученика венок (сцена перенесения мощей и фигура ангела также присутствуют на иконе 2-й пол. (?) XIX в. в притворе Успенской ц. московского Новодевичьего мон-ря; в композиции большую роль играют клейма с текстами тропаря, кондака святому и молитвы ему). Образ И. В. в молении также известен по среднику житийной иконы кон. XVII в. (?) (УКМ). Сохранились небольшие домашние иконы такого типа, напр. образ кон. XVIII в., принадлежавший М. Ю. Лермонтову (благословение его бабушки Е. А. Арсеньевой при отъезде на Кавказ; ИРЛИ ПД), и икона, написанная ок. 1806 г. в связи с рождением отца худож. В. И. Сурикова (Красноярский краеведческий музей).

http://pravenc.ru/text/471095.html

Троицы и Тихвинская икона Божией Матери). Наиболее ранние сохранившиеся изображения М. датированы XVIII в. На иконе «Вмч. Димитрий Солунский, свт. Иоанн Златоуст, прп. Мартирий Зеленецкий» (ЦАК МДА) преподобный изображен в рост, благословляющим, с недлинной округлой бородой; в левой руке свернутый свиток, куколь лежит на плечах. На иконе новгородского свящ. Георгия Алексеева «Образ Новгородских чудотворцев» (1728, ГТГ) М., как и др. святые, показан по пояс, в чашечке цветка, 2-м справа в нижнем ряду. Его руки обращены в молитвенном жесте к центральному образу Богоматери «Знамение». Поясной образ XVIII в. (?), обретенный в 1992 г. в храме 12 апостолов Иоанновского жен. мон-ря в С.-Петербурге, находится у раки с мощами святого в Зеленецком мон-ре: преподобный благословляет двуперстно, в левой руке держит развернутый свиток, над его главой изображена Св. Троица в образе 3 ангелов. Ростовое изображение М. имеется на гравюре Г. А. Качалова «Вид Тихвинского монастыря» (1759), святой показан внизу справа, в картушном обрамлении, на фоне Троицкой Зеленецкой пуст. Вмч. Димитрий Солунский, свт. Иоанн Златоуст и прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XVIII в. (ЦАК МДА) Вмч. Димитрий Солунский, свт. Иоанн Златоуст и прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XVIII в. (ЦАК МДА) В местном ряду иконостаса (1818) Троицкого собора Зеленецкого мон-ря находилась большая икона М. «старого времени», в Благовещенской ц.- икона с видом Зеленецкой обители и стоящим рядом с ней М., в верхней части - Тихвинский образ Божией Матери, к-рый несут ангелы. Скорее всего эта композиция восходила к гравюре Качалова. В росписи (1908) Троицкого собора Зеленецкого мон-ря М. показан старцем с округлой седой бородой, непокрытой головой, стоящим на облаке и благословляющим, с развернутым свитком в левой руке. Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) М. присутствует на иконах с образами новгородских или российских чудотворцев.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Сер. (?) XVIII в. (Кресто-воздвиженская ц. в Иркутске) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Сер. (?) XVIII в. (Кресто-воздвиженская ц. в Иркутске) В XVIII-XIX вв. для храмов Вел. Устюга и окрестностей в большом количестве создавались изображения блаженных Прокопия и И. в традициях стиля барокко, а затем - академической живописи. Эти иконы, сохраняя уже сложившуюся иконографию юродивых, нередко дополнялись фигурами др. святых, особо чтившихся в синодальный период (сведения о таких произведениях см.: Сорокатый. 2005. С. 298, 304, 307, 309, 312, 313, 319, 332). В 1740 г. К. И. Березин написал для иконостаса собора устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря икону блаженных Прокопия и И., мч. Иоанна Воина, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия, блгв. кн. Александра Невского. В 1777 г. А. В. Колмогоров выполнил для иконостаса Троицкого собора Троице-Гледенского мон-ря образ устюжских юродивых и свт. Димитрия Ростовского. Развитие почитания свт. Стефана Пермского как местного, устюжского святого отразилось в соединении его образа с изображениями блаженных Прокопия и И. на иконе местного ряда иконостаса Успенского собора, написанной в 80-х гг. XVIII в. прот. В. А. Аленевым ( Он же. 2003. С. 144; известна также икона свт. Стефана, блаженных Прокопия и И. 1903 г.). Развитие устюжской монументальной живописи XVIII в. привело к появлению образов блаженных Прокопия и И. в росписях храмов Устюга и др. городов и сел региона (заключенные в барочные картуши фигуры устюжских юродивых, очевидно выполненные в посл. четв. XVIII в., сохр. в алтарной части Благовещенского собора в Сольвычегодске). Из произведений XIX в. следует отметить образы блаженных Прокопия и И. в посвященных им часовнях 1814 г. у св. ворот устюжского Михаило-Архангельского мон-ря ( Савваитов П. И. Описание Велико-Устюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского мон-рей. СПб., 1848. С. 34; Сорокатый. 2005. С. 342) и убранство ц. во имя И., уже обновлявшейся в 1713 г. и в 70-80-х гг. XVIII в. В 1830 г. была переделана рака святого (видимо, тогда была изготовлена сень с клеймами, изображающими чудеса и преставление И.; надгробный образ в ризе «с сердцеподобным ожерельем» мог быть более ранним), в 1833 г. акад. П. Медведков и устюжский иконописец Решетов написали иконы для местного ряда иконостаса, в т. ч. образ И. ( Попов. 1862. С. 24, 26, 27).

http://pravenc.ru/text/469408.html

В. И. Вахрина, М. В. П. Иконография Известны неск. изображений К., где показано его исцеление от гроба ростовского блж. Иоанна Власатого. Наиболее раннее из них представлено на иконе «Блж. Иоанн Власатый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в., находящейся у раки подвижника в ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери. В основе сюжетных композиций - описание исцелений перед кратким Житием блж. Иоанна 2-й пол. XVII в. (Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блж. Иоанна Милостивого, Власатого, Ростовского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1877. 23. Ч. неофиц. С. 179-182). О 1-м чуде сказано, что у К. в старости «отъяся рука и нога, и всею плотию не владе и ослабе». К., «от места на место не могий двинутися», повелел отнести его к образу св. Иоанна Предтечи и гробу блж. Иоанна Власатого. Во время молебна при чтении Евангелия митрополит «пременися от недуга и нача в себе всем владети… и отыде от гроба здрав и радуяся». Во 2-м клейме иконы К. изображен в земном поклоне перед гробом блаженного. Митрополит облачен в малиновую архиерейскую мантию, на голове белый клобук; у него длинная коричневая борода, более узкая на конце, и широко поставленные крупные глаза. За гробом стоят мужчина-средовек в княжеском одеянии, диакон и священник. Житие с чудесами от гроба блж. Иоанна и эта икона были созданы по заказу ярославского «государева гостя» купца Михаила Гурьева ( Вахрина В. И. К истории создания иконы «Блж. Иоанн Власатый Милостивый с чудесами от гроба святого» XVII в.//XV науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2011. С. 111-124). Другое изображение с исцелением К. представлено среди 5 накладных клейм (медь, чеканка, гравировка, канфарение с серебрением и позолотой) на раке блж. Иоанна, вероятно оформленной к освящению храма в 1767 г. Клеймо размещено с левой стороны в овальном картуше с надписью: «Чудо с[вя]таго Иоанна исцеление митрополита Ростовскаго Кирила». Иконография разработана с использованием текста о чудотворениях от гроба блж. Иоанна, но мастер самостоятельно решил композицию, не ориентируясь на житийный образ. В центре представлен гроб с мощами блж. Иоанна, в ногах к-рого сидит К. с небольшой кудрявой бородой, прижимая к груди левую руку, складки его архиерейской мантии спускаются на пол. В правой части композиции в изголовье гроба стоят священник с Евангелием и диакон, над ними - Казанская икона Божией Матери. За гробом и за К. изображены др. диакон и монахи, перед митрополитом - большая дымящаяся кадильница.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

Богословско-учительский институт Более 30 лет ждали староверы положительного ответа на свое прошение: 14 октября 1911 года правительство разрешило открыть легальное церковное училище – Старообрядческий богословско-учительский институт. Для заведывания им был создан попечительский совет при общине Рогожского кладбища. В здании этой общины в Николо-Ямском тупике 10 сентября 1912 года начались первые занятия института. Попечительский совет рассмотрел рекомендации староверческих общин и принял на первый курс без экзаменов 23 человека. Кроме того, к вступительным экзаменам были допущены еще 15 человек, из которых только 7 выдержали испытание. Из первых студентов 12 были крестьянского сословия, 6 – мещане, 9 – казаки, 13 студентов были сыновьями священников. Средний возраст учащихся составлял 16 лет. Открытие института было отмечено торжественным молебном, который совершил Предстоятель Старообрядческой Церкви – архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). После молебна архиерей обратился к Рыбакову, ставшему директором института, с пожеланием, чтобы он, получив доверие московского старообрядческого общества заведовать институтом, воспитал крепких в вере христиан. Архиепископ Иоанн говорил: " На вас с надеждой смотрит не только Москва, но и вся старообрядческая Русь. Выпустите людей, знающих быт, нужды и запросы старообрядчества, людей религиозных. От того, каков будет институт, зависит вопрос и о самом образовании в старообрядчестве. Будет удачен пример – еще откроются институты, не будет удачен – старообрядчество оставит мысль о высших старообрядческих школах " . Так началась деятельность института. Поступить в него мог любой молодой старовер, от которого требовались свидетельство о звании и сословии, метрика, рекомендация духовного отца или местной общины. Обучение было рассчитано на шесть лет: четыре курса (или, как тогда говорили, класса) общеобразовательных и два специальных, богословско-педагогических. Таким образом, училище, хоть и называлось институтом, на самом деле было средним учебным заведением, устроенным по образцу учительских семинарий.

http://religare.ru/2_91034.html

И аз смиренный митроп. Амвросий гласом церкви запрещаю тебе не касаться до всякого священнодействия. И наконец аще послушаете моего смирения и исполните вам все предлагаемое, то да будет мое благословение на вас. Аще же не послушаете меня и будете против сего что действовать, и аще кто будет делать церковное возмущение, да не будет моего благословения на тех и да будут от меня прокляты – аминь» (см. гектогр. брошюру «Ответы измаильскому миссионеру свящ. Ф. Воловею от старообрядцев окружников», л. 4 об.). Это первая клятва митроп. Амвросия на уничтожающих «окружное послание», под которую подпал митр. Кирилл. Но он этим не успокоился, а в свою очередь, подтвердив свое определение об уничтожении окружного послания, писал так (от 28 сент. 1864 г.): «Аще кто отныне из духовных или мирских человек будет чинить раздор и возмущение против нашего смирения и боголюбивых епископов, таковый яко ратник и яко гнил и непотребен уд да отсечется от единения святыя церкви, и да будет анафема проклят – аминь» (л. 5 и об.). Стало быть митрополиты – Амвросий и Кирилл оказались самоосужденными. Старообрядцы возражают, что м. Кирилл раскаялся и получил прощение. Верно, но когда это было? В 1870 году, а отлучен был – в 1863 году. Следовательно в течение семи то лет что за ставленники были у австрийцев от отлученного? Но главное в том, что в 1906 году австрийские епископы: Усов Иннокентий, Иоанн Картушин, Арсений Швецов (ныне уже умерший) издали такое определение: «Окружное послание, как уничтоженное, подвергается вновь уничтожению» (журн. «Старообрядец» за 1906 г. 6, стр. 683). Интересно бы спросить, когда эти епископы раскаялись в уничтожении окр. послания, за что митр. Амвросий предал анафеме м. Кирилла. 7) Австрийский архиепископ Антоний издал «Чиноприятие от ересей приходящих». Это «чиноприятие», кажется, до сих пор не изъято из употребления у некоторых австрийских попов (по крайней мере не было от австрийских епископов такого постановления). И вот, кто проклинается в этом чиноприятии по указанию австрийского же епископа Пафнутия Казанского: «Вот та (статья чиноприема), против которой восстает Пафнутий Казанский: «проклинаю еретическое их мудрование, оригенское и латинское, о зачатии человека, мужеский пол чрез 40 дней воображается, женск же чрез 80 дней воображается, тогда Богом воодушевляется» (Жезл л.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

На Освященном соборе, проходившем в Москве 5-14 сент. 1926 г., Томский еп. Тихон (Сухов) предложил просить И. либо вернуться из Китая в СССР, либо отказаться от управления приходами Иркутско-Амурской епархии на советской территории. И. не согласился и просил собор назначить ему в качестве помощника в управлении приходами в СССР прот. Алексия Старкова, после рукоположения его во епископа и назначения викарием И. Собор постановил поручить Московскому архиеп. Мелетию (Картушину) в кратчайший срок списаться с И. и просить его вернуться в Советскую Россию. В случае если это невозможно, он должен согласиться на рукоположение Благовещенско Владивостокского епископа для управления приходами Иркутско-Амурской епархии на территории СССР. До хиротонии нового архиерея И. предлагалось поручить еп. Тихону управлять Благовещенско-Владивостокской епархией с правом рукоположения священнослужителей. В случае возвращения И. после поставления Благовещенско-Владивостокского епископа Собор определял им совместно управлять Иркутско-Амурской епархией. Спустя неск. месяцев после Собора И. скончался, Благовещенско-Владивостокская епархия так и не была создана. В 1929 г. на Иркутско-Амурскую кафедру был рукоположен еп. Афанасий (Федотов). Похороны И. прошли в Харбине 17 янв. 1927 г., погребение совершили старообрядческие священнослужители прот. Иоанн Кудрин и диак. Иоанн Старосадчев. При погребении присутствовал архиеп. Мефодий (Герасимов), сказавший прощальную речь. Архиеп. Мефодий отдал распоряжение всем подведомственным ему храмам Харбина молиться об упокоении И. до 40-го дня. 14 янв. 1957 г., собираясь покинуть Харбин, старообрядцы перезахоронили прах И. на Успенском кладбище в районе Нового города. Впосл. из-за грозившего городу наводнения власти Харбина распорядились увезти с кладбища все кресты и памятники для укрепления дамбы на р. Сунгари, в их числе оказался и надгробный памятник И. На месте Успенского кладбища был разбит парк, захоронение И. было утрачено. В кон. 50-х гг. XX в. старообрядцы покинули Китай, переехав сначала в Гонконг, оттуда в Юж. Америку, Австралию и Н. Зеландию. В образованном в Сиднее Христорождественском старообрядческом приходе хранились печать Иркутско-Амурской (Дальневосточной) епархии, документы епархиального управления, освященные И. антиминсы и другое имущество епархии. В 1998 г. в Сиднее внуки прот. Иоанна Кудрина передали старообрядческому Новосибирскому и всея Сибири еп. Силуяну, окормляющему Дальневосточную епархию, печать И., его митру и жезл, 2 подписанных им антиминса. Освященный собор Русской Православной старообрядческой Церкви в окт. 2001 г. канонизировал И. как святого, местночтимого на Дальн. Востоке и в Вост. Сибири. 31 янв. 2002 г. в Приморском гос. музее им. В. К. Арсеньева (Владивосток) состоялась научная конференция «Иосифовские чтения», приуроченная к 90-летию образования старообрядческой Дальневосточной епархии.

http://pravenc.ru/text/578485.html

Никак нельзя собору ни собираться в такое тяжкое, полное политических смут и общественных треволнений время, ни совершать предстоящего ему великого дела церковной реформы. Нельзя также забывать и того чрезвычайно важного обстоятельства, что ведь к собору-то церковному, если он, паче чаяния, соберётся теперь, в переживаемую несчастную годину, и мирная, и волнующаяся Россия вправе предъявить запрос и требовать от св. отцов мнения по пастырскому долгу и совести, и разрешения от лица Церкви вопросов и о войне, и о мире, и о политических общественных делах и реформах, находящихся, как известно, в муках болезненного перерождения. Спрашивается, подготовлены ли наши архипастыри и пастыри к такому ответу? а ведь от него будет зависеть последующая история отношений к Церкви всех русских правительственных, общественных, политических и народных классов. Церковь может покрыть себя великим посрамлением историческим. Если послание Св. Синода, с повторением невольной ошибки латинского агентства, вызвало такие нападки известной части русских слоёв и печати на духовные сферы, то за приговор церковного собора правящая церковь будет в сто крат более ответственна. Церковь наша никогда не занималась политикой и политиканством. Зачем же с столь лёгким сердцем подвергать её ныне искушению, а может быть даже и крушению! Нет, это страшная задача. Да минует чаша сия! Пусть волнуется себе расколо-сектантский мир в чаянии грядущей свободы, православной Церкви приличествует ныне хранить покой и свободу от страстей и увлечений реформационным движением! Пишут, что в расколе идут оживлённые приготовления к встрече свободы, предрешённой для диссидентов Особым Совещанием Комитета Министров. Особенно большие приготовления к этому событию в жизни раскола идут в Москве, куда вновь водворился „старообрядческий архиепископ“ Иоанн Картушин, которого ныне, как сообщают нам, паства его величает уже старообрядческим „митрополитом всея России“. Когда и где совершилось это возведение раскольничьего архиерея в новый сан, – доселе не было слышно, не объявлено об этом и в февр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Года три тому назад из-за неприязни к одному из своих «батюшек», предающихся изрядной выпивке и другим «непотребствам», они разделились сначала на две партии, а затем на два толка: недовольная «батюшкой» партия выписала себе противоокружнического лже-попа, некоего Петра Потемкина, который энергично взялся отбивать прихожан у окружнических лже-попов и имеет успех, так как окружнические лже-попы не имеют большего влияния на своих прихожан. Поэтому известный ныне Иустин Картушин, переименованный собором раскольничьих лже-архиереев сначала во Иоанна, епископа Донского и Екатеринославского, а затем во «архиепископа Московского и всея России», прежде всего поспешил в Городище, где оставался более недели, совершая торжественные богослужения и поучая народ оставаться верным своим предкам, на беседы с православным миссионером не ходить, с Потемкиным не разговаривать и проч., и проч. Прошло месяца четыре после того, как Иоанн оставил Городище, и вдруг, совершенно неожиданно, сюда приезжает 17 января известный защитник раскола Климент Анфиногентович Перетрухин, в качестве «всероссийского старообрядческого миссионера» – для примирения окружников с противоокружниками. В этот же день в квартиру Перетрухина собрались все видные представители местного раскола, начиная со старшины, старосты и лже-попов. Перетрухин объявил им о цели своего приезда и «распорядился вытребовать на 18 января для публичной беседы Потемкина. Чтобы придать своей особе больше популярности, Перетрухин забавлял своих гостей рассказами о том, как он беседовал с одним профессором и «загонял» его, за что студенты академии качали его, Перетрухина, на руках и спрашивали: «в какой академии он кончил курс наук»? На другой день по приезде Перетрухина, местный священник – миссионер Сергий Шалкинский, – случайно узнавший о приезде знаменитого автора «Меча духовного», попросил полицейского урядника пригласить его на публичную беседу. Прошло около трех часов, а ответа нет. Священник вынужден был лично пойти к Перетрухину, остановившемуся на квартире у одного лже-попа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В доказательство силы и власти диавола над новым его последователем, ему подарен был один из музыкальных инструментов (кларнет), на котором никогда не игравший ранее последователь сатаны мог сразу же отлично играть. Когда принимавшие участие в увещании этого несчастного последователя сатаны, надели на него св. крест, то он выразил большое нервное беспокойство и говорил, что крест жжёт его. При посещении костёла или православной церкви, наш последователь диавола, по его заявлению, ничего кроме столбов и стен храма не видит и на вопрос увещателей, видит ли он стоящую в углу комнаты св. икону, – ответил: «нет не вижу»; на вопрос о том, может ли он, последователь диавола, делать зло, напр., украсть, последователь сатаны отвечал: что делать этого ему незачем, так как не было случая, чтобы новый бог его, диавол, не помог ему получить или достигнуть всего того, о чём бы он ни просил диавола. Всё это можно бы счесть за басню и плод больного воображения психически-расстроенного человека, если бы мы не располагали отзывами об описываемом последователе «чёрного культа», что поклонник диавола производит впечатление во всём человека вполне нормального, а главное, что свидетелями удостоверяется, что подобные явления происходят и с другими последователями сатанинской секты. Если так, то здесь слишком много есть такого, над чем нельзя не задуматься... Редакция наша постарается собрать более обстоятельные сведения по содержанию настоящего краткого сообщения. Э. Я. В-в А. Московский раскол//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 623–627 Вместе с назначением на кафедру раскольничьего архиепископа в Москве – донского казака Иустина Картушина, согласно постановлению собора раскольничьих архиереев, бывшего прошлым летом в Нижнем Новгороде – должно было произойти уничтожение «Московского старообрядческого Совета», как высшего органа по раскольничьим церковным делам в Москве и во всей России, и замена совета – периодическими поместными соборами раскольничьих архиереев. Иустин Картушин или, как он теперь себя называет, старообрядческий архиепископ Иоанн, энергично принялся за осуществление второй части соборного постановления, т. e., за созыв поместных соборов раскольничьих архиереев, но совсем игнорирует первую его часть об уничтожении «Духовного Совета». Правда, «совет» уже не имеет такого доминирующего значения в решении раскольничьих иерархических дел, но фактически не прекратил своего существования, и раскольничий лже-архиепископ продолжает, время от времени, приглашать на заседание «духовного совета» влиятельных московских купцов-раскольников, очевидно, не желая возбудить их против себя умалением их значения в вершении раскольничьих церковно-иерархических дел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010