По меткому выражению Ивана Франко, «Вишенский всей своей жизнью доказал, что вера у него была не только искренняя, но вовсе и не бесплодная, потому что заполнила его жизнь деятельностью... Уже сам его уход на пустынное жительство и затем его недолгий быт на Руси были поступками, доказывавшими его жизненную независимость и гражданскую отвагу. Вот подумайте, много ли найдется средь нас людей, которые бы отважились ради своих убеждений пойти наперекор иным, более влиятельным, или целой массе общественной, лишить себя благосклонности начальника, отречься должности, или хотя бы только небольшого блага? С этой точки зрения Иоанн Вишенский может еще и нашему поколению служить примером твердости и стойкости характера, прямоты и ясности в выражении своих взглядов и цельности между убеждениями и целой своей жизнью». 211 Пантелеймон Кулиш о старце Иоанне Вишенском и его последователях писал: «Эти отшельники изнуряли себя постами, бдениями, тяжелыми трудами и лишениями; они, можно сказать, хоронили себя заживо, в порыве отрицания прелестей Mipa сего, ненавистных им в том виде, в каком представлялся им княжеско-дружинный мир, полный грабежа, резни, увеченья; но, силою жажды лучшего, оказали русской земле услугу незабвенную... Та же ревнивая и неприступная ни для кого постороннего нетерпимость сохранила здоровую, девственную чистоту Церкви Православной , как охрану нравственности в грядущем времени». 212 Иллюстрации Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Более того, П. Кулиш убежден, что именно старец Иоанн Вишенский и его последователи сумели силою своего внутреннего подвига и верности сберечь чистоту православия под натиском польско-католической экспансии. «Вот кто останавливал успехи унии! – пишет об Иоанне Вишенском Кулиш. – Останавливали их последователи тех пустынножителей, которые одни «хранили себя неоскверненными от мира» – те немногие, во все времена немногие, личности, которых великий Учитель называет солью земли... Их всегда бывает мало, хотя свет держится ими». 213

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Образ свт. Николая – вклад кн. В.К. Острожского в один из дубенских монастырей. Фото В. Каминского 1919 г. Прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и Манявский Прп. Иов Почаевский Оборона Почавской Лавры. Рис. Н. Зубрицкого, 1704 г. Почаевская Лавра. Акварель Т. Г. Шевченко, 1846 г. Возвращение на Афон. Скитания и уход в пещерный затвор Руины Великого скита в Маняве. Почтовая открытка, нач. XX в. Руины Великого скита в Маняве. Почтовая открытка, нач. XX в. Башня Великого скита в Маняве. Гравюра из книги Ю. Целевича, 1887 г. Древнерусский скит «Ксилургу» на Афоне. Фото XIX в. Святая Гора Афон. Гравюра XIX в. Руины в древнерусском скиту «Ксилургу» на Афоне до реставрации. Фото Сергея Шумило, 2013 г. Болгарский монастырь Зограф на Афоне. Рис. В. Григоровича-Барского, 1744 г. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Вид из пещеры прп. Космы Зографского на соседние горы. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Руины скитских строений внизу под скалой возле пещеры прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Казацкий скит « Черный Выр» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Болгарский монастырь «Зограф» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Автограф Иоанна Вишенского. Послание игумену Филиппу и всей братии Хиландара на Рождество Христово (между 1619–1632 гг.) Кончина старца Иоанна. Бессмертие его творений Митрополит Иов (Борецкий) Киевский, Галицкий и всея Малыя Руси (1560–1631)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из этого соборного определения видно, сколь много значили для православной Киевской Митрополии восстановление связей с Афоном и отечественные подвижники, подвизавшиеся на Святой Горе. Афонский старец Иоанн Вишенский. Современный портрет Упомянутый в документе блаженный старец Иоанн Вишенский являлся одной из самых ярких личностей православного движения в Украине XVII века, оставив неизгладимый след в украинской духовной культуре того периода. Его произведения в значительной степени легли в основу нового направления в украинской литературе – полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях Иоанна Вишенского воспитывалось несколько поколений украинских писателей, церковно-культурных и политических деятелей. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в XIX-XX веках, его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях по украинской литературе, благодаря чему в советской Украине, несмотря на господствовавшую тогда идеологию безбожия, школьники могли узнавать о вере в Бога, об Афоне и его традициях. Так, благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в XX веке многие молодые люди впервые приобщались к духовной сокровищнице православия. Старец Иоанн Вишенский был одним из немногих церковных авторов, чьими произведениями восторгались даже в среде нецерковной интеллигенции конца XIX – начала XX веков. Иван Франко, считая произведения старца Иоанна вершиной украинской полемической литературы конца XVI – начала XVII веков, посвятил их изучению отдельную монографию и серию статей. «Немного у нас в старину было людей, которые посмели бы и сумели бы так близко прикоснуться к насущным духовным потребностям нашего народа и выявлять те нужды его бытия таким горячим и ярким словом», 6 – объяснял писатель свой интерес к творчеству афонского старца. Высоко ценил наследие Иоанна Вишенского святитель Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский. 7 А Пантелеймон Кулиш называл его «афонским апостолом Руси». 8 Исследуя духовное наследие старца, писатель сумел наиболее точно подметить роль и значение « блаженного Иоанна»: « он давал сбившимся с дороги направление; он ободрял, он пророчествовал, и так действительно сталось, как он пророчествовал среди бури». 9

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дубенский замок. Современный вид В этот же период, по мнению ряда исследователей, старец Иоанн пересекался со странствующим просветителем и книгопечатником иеромонахом Павлом (Домжив-Лютковичем, † l634). 151 Кроме того, есть основания полагать, что во время пребывания в Украине старец Иоанн встречался с преподобным Иовом (Желизо, ок. 1551–1651) Почаевским, который был не просто его современником и земляком, но и единомышленником, и старец Иоанн даже мог иметь духовное влияние на него. Дубенская Спасо-Преображенская церковь XVI в. Реконструкция Е. Годованюк Вероятнее всего, преподобный Иов (Желизо) был знаком с Иоанном Вишенским и Иовом (Княгиницким) еще с конца 1580-х годов, когда князем Константином Острожским был приглашен в Острог и Дубно. Здесь, в Дубенском монастыре, он стал игумениарисом (помощником игумена) и благочинным, а затем и игуменом обители, возглавляя ее, как свидетельствует Житие преподобного, более 20 лет (с конца 1580-х по 1605–07 гг.). В ту пору Дубенский Крестовоздвиженский монастырь был важным центром православного монашества, просвещения и полемики с католиками. Это была одна из фамильных обителей князей Острожских. Здесь же князь Константин в монашеском облачении и по монастырскому уставу любил проводить Великий пост . 152 Будучи тесно связан с Острожским кружком и его покровителем, преподобный Иов (Желизо) просто не мог не быть знаком с Вишенским и Княгиницким, служившими в ту пору у князя и выполнявшими важные его поручения церковного характера. Более того, как доказала В. П. Колосова, монашеский постриг Иоанн Вишенский принимал в соседнем Дубенском Свято-Преображенском монастыре, 153 что также подтверждает мнение о давнем знакомстве двух «дубенских» подвижников. Образ свт. Николая – вклад кн. В.К. Острожского в один из дубенских монастырей. Фото В. Каминского 1919 г. На момент возвращения старца Иоанна Вишенского с Афона в Украину преподобный Иов Почаевский по какой-то причине был отстранен от игуменства в Дубенском монастыре. Вместо него настоятелем обители становится отец Виталий из Дубно, автор «Диоптры, сиречь Зерцало, албо Изображение известное живота человеческого в мире». 154 В написанном в Уневском монастыре послании к «старице Домникии» Иоанн Вишенский весной 1605 года сообщает об имевшемся у него в ту пору конфликте с игуменом Виталием, от которого ему довелось претерпеть «поношение и уничижение». Упоминая об этом, святогорец так отзывается о новом дубенском настоятеле: «Сей же глас, мню, в первых пан Виталий, казнодя волынский, отрыгал». 155 Кроме того, старец Иоанн уличил отца Виталия в склонности к «мудрованиям латинским».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.В. Шумило Монашеская реформа в Украине: старец Иоанн Вишенский и его сподвижники После нескольких лет интенсивной переписки с соотечественниками старец Иоанн Вишенский таки решается покинуть затвор и около 1604 года приезжает в Украину. Он встречается со своими единомышленниками, посещает ряд православных монастырей в Галиции и на Волыни. Судя по косвенным сведениям из Жития преподобного Иова (Княгиницкого), одним из первых старец Иоанн посещает Дерманский Свято-Троицкий монастырь неподалеку от Острога, 118 попечителем которого являлся князь Василий-Константин Острожский. 119 Игуменом обители в это время был давний приятель и сподвижник отцов Иоанна Вишенского и Иова (Княгиницкого) – отец Исаакий (Борискович) Святогорец, который, Надвратная башня Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Реконструкция Е. Годованюк Дерманский Свято-Троицкий монастырь. Современный вид как уже отмечалось ранее, и был одним из главных инициаторов приглашения старца Иоанна. Именно на момент приезда Иоанна Вишенского в Украину князь Константин и игумен Исаакий пригласили преподобного Иова (Княгиницкого) в Дермань для оказания помощи в устроении в монастыре афонского общежительного устава. 120 Во всяком случае, Житие преподобного Иова (Княгиницкого) впервые упоминает о приезде в Украину старца Иоанна Вишенского именно в контексте проводимых отцом Иовом реформ в Дерманском и Угорницком монастырях, отмечая, что «в том часе отец Иоанн, Вышенский друг его, от Святы Горы прийде и пожи с ним неколикое время» . 121 По всей видимости, приезд в это время старца Иоанна Вишенского вызван был не столько соображениями полемической деятельности, и уж тем более не инициативами Львовского братства, сколько необходимостью оказать помощь преподобному Иову (Княгиницкому) и игумену Исаакию (Борисковичу) в осуществлении затеянной ими при поддержке князя Острожского масштабной монастырской реформы. Ее целью был перевод ряда украинских монастырей на афонский устав, с тем чтобы они были не церковно-феодальными хозяйственными корпорациями, но подлинными духовными центрами православия и мистико-исихастской традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.В. Шумило Иоанн Вишенский и его связь с православным духовно-культурным центром в Остроге Как и большинство афонских подвижников, старец Иоанн Вишенский не стремился к известности и славе среди людей, поэтому о его жизни сохранилось очень мало сведений. В основном они почерпнуты из кратких упоминаний в его же письмах или других источниках. Изучая рукописи старца Иоанна, Иван Франко на основе его писаний так охарактеризовал подвижника: «была это натура простая и сильная, которая не умела кривить душой». 19 Из писаний старца известно, что родился он в г. Судовая Вишня в Галиции (ныне Львовская область). Точная дата его рождения неизвестна, поэтому на основе косвенных свидетельств большинство исследователей считали, что родился он между 1533–1550 годами. По всей видимости, происходил будущий подвижник из местного шляхетского рода Вишенских и получил неплохое начальное образование. И хоть о самом себе он отзывается как о человеке неученом («риторичное игрушки не видах, философского высокомечтателного ни слыхах»), 20 но это скорее необходимо понимать как попытку собственного монашеского самоуничижения и смирения, что характерно было и для многих других афонских аскетов и отшельников (а может быть, и как полемический выпад против иезуитской системы духовного образования, утвердившейся в то время в Речи Посполитой). Во всяком случае, его послания свидетельствуют, что человеком он был грамотным, умело владел литературным стилем, знал церковнославянский, греческий, латинский и польский языки. Также он хорошо знал не только Священное Писание и творения восточных святых отцов, но и некоторых античных философов (в частности, критикует увлеченность Аристотелем и Платоном, обличает учение Оригена и католических богословов и апологетов того времени). А говоря о своей «неучености», он тут же добавляет, что «мой ест даскал простак, але от всх мудрйший, Который безкнижных упремудряет; мой даскал простак, Которий рыболовци в человколовци претворяет; мой даскал, Которий смирением гръдость потлумляет». 21 Этими словами, «смирением гръдость потлумляя», он утверждает, что все прежние его внешние познания не имеют для него больше никакого значения, поскольку они неспособны дать ему самое главное – познание и единение с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Странствуя по всем скитам и монастырям Афона он, несомненно, бывал в «Русике» – старинном древнерусском монастыре св. Пантелеимона, как и действовавшем при нем ските «Ксилургу» – древнейшей русской святогорской обители, основанной еще во времена св. равноап. Великого Князя Владимира Киевского вскоре после Крещения Руси. По сведениям монастыря, в период пребывания подвижника на Афоне в Русике подвизалось несколько монахов с именем Иоанн . Поэтому не исключено, что один из них и был Вишенский. Таким образом, как и большинство других русских святогорцев, свое иноческое обучение на первых порах, скорее всего, он проходил под началом не греческих, а русских афонских старцев, причиной чему мог быть и известный языковой барьер, характерный для славянского монашества на Афоне по сей день. До наших дней в арихиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря сохранилось послание старца Иоанна Вишенского под названием «Зачапка мудрого латынника з глупым Русином» (1608 - 1609), переписанное в XIX в. с более древней рукописи. Известно, что в 1596 г. игумен Афонского Пантелеимонова монастыря о. Матфей по приглашению князя Константина Острожского принимал участие в антиуниатском Православном Соборе в Бресте . Здесь, по всей видимости, он более близко знакомится как с князем, так и другими представителями Острожского православно-традиционалистского центра, такими как Киприан Острожанин, Исаакий Борискович и другими. При его участии, видимо, вскоре и Иоанн Вишенский составляет одно из первых своих антиуниатских посланий – «От Святой Афонской горы скитствующих», которое было опубликовано в 1598 г. вместе с посланиями патриарха Александрийского Мелетия (Пигаса) в острожской «Книжице», изданной на средства князя Константина Острожского. На Святой Горе Афон, удалившись от суеты «мира сего», о. Иоанн Вишенский пытался постичь основы святоотеческой аскетики, опыт святогорского исихастского подвижничества и обрести молитвенное уединение и безмолвие. Однако окончательно изолироваться от «мира» и затеряться среди безвестных афонских отшельников-исихастов ему так и не удалось.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

Святитель Мелетий Пигас и первые послания отца Иоанна Вишенского Свт. Мелетий I Пигас (1549–1601), папа и патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского патриаршего престола Свт. Мелетий I Пигас (1549–1601), папа и патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского патриаршего престола Дарственная запись о. Исаакия (Борисковича) на дерманском «Октоихе» 1604 г. Титульная страница острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) Портрет Петра Скарги (1536–1612) Портрет, подпись и печать еп. Ипатия Потия (1541–1613) Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Монашеская реформа в Украине: старец Иоанн Вишенский и его сподвижники Надвратная башня Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Реконструкция Е. Годованюк Дерманский Свято-Троицкий монастырь. Современный вид Страницы рукописи Жития прп. Иова (Княгиницкого), где упоминается о старце Иоанне Вишенском Страницы рукописи Жития прп. Иова (Княгиницкого), где упоминается о старце Иоанне Вишенском Прп. Иов (Княгиницкий) и прп. Феодосии Манявский Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Угорницкая икона Божией Матери с прп. Иовом Почаевским и прп. Иовом (Княгиницким) Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Руины Великого скита в Маняве. Худ. А. Лянге, XIX в. Руины Великого скита в Маняве. Гравюра Леонардо Гроздко, XIX в. Манявский скит. Современный вид Манявский скит. Современный вид Манявский скит. Современный вид Фрагмент панорамы Львова с гравюры А. Гогенберга, XVII в. Крестный ход во Львове. Гравюра Панорама Львова, 1616 г. Уневский Свято-Успенский монастырь (с. Унев, Львовская обл.). Современный вид Прп. Иов Почаевский Дубенский замок. Современный вид Дубенская Спасо-Преображенская церковь XVI в. Реконструкция Е. Годованюк

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Украинский шляхтич XVII в. В то же время, по всей видимости, Иоанн Вишенский в молодости и сам увлекался латинской ученостью, что и отразилось впоследствии на его столь острой критике ее. Известно, что, проживая в Луцке, он был дружен с местным римско-католическим каноником («мистром»), о чем сообщает в «Краткословном ответе Петру Скарге...» (1600–1601). О самом же себе он свидетельствует: «Я бо нкогда во той проб. был и сам своим слухом латынского оратора свдчил». 22 Многие исследователи обращали внимание на то, что, пребывая в затворе на далеком Афоне, старец Иоанн очень хорошо знал нравы и быт православной галицко-волынской шляхты, что подтверждает его шляхетское происхождение. 23 Еще Иван Франко обратил внимание, что, проживая в Луцке, Иоанн Вишенский был знаком здесь с одним из будущих зачинщиков Брестской унии, а тогда православным Луцким епископом Кириллом (Терлецким). Кроме того, из посланий старца Иоанна видно, что в Луцке он был знаком и с занимавшимся здесь судебной практикой Дионисием Збируйским, будущим епископом Холмским, и также в будущем одним из активных сторонников унии. 24 Луцкий замок XVI в. Реконструкция П. Троневича По мнению Ивана Франко, опекуном молодого Иоанна Вишенского был один из богатейших магнатов Речи Посполитой, маршалок Волынской земли и воевода Киевский князь Василий-Константин Острожский (потомок преподобного Феодора Острожского, нетленные мощи которого почивают в Киево-Печерской Лавре). 25 Во всяком случае, оба они были знакомы, что явствует и из посланий старца к князю за 1598–1600 годы. Одно из первых произведений Иоанна Вишенского – послание «От Святой Аеонской горы скитствующих» – было опубликовано в 1598 году в изданной на средства князя острожской «Книжице», что уже само собой подтверждает факт знакомства двух поборников православия. Это послание старца Иоанна было адресовано «благочестивому княжати Василию, поборнику Церкви соборное православное веры». 26 Большое влияние на формирование мировоззрения Иоанна Вишенского оказал Острожский кружок, в который входили выдающиеся церковные и светские деятели того времени. Из писаний старца Иоанна видно, что он хорошо знал Острог и жизнь его обывателей. По всей видимости, бывал он здесь неоднократно. И близкая дружба с другим видным православным подвижником прп. Иовом (Княгиницким) завелась у него, скорее всего, еще в Остроге, где тот учился в Острожской академии, а позже и преподавал в ней. 27 Эта дружба в дальнейшем тесно свяжет их в совместном, по поручению князя Острожского, путешествии на Святую Гору и пребывании здесь, а затем и при основании Великого Манявского скита и возрождении афонских монашеских уставов в Украине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Писания преподобного старца Иоанна Вишенского проникнуты святоотеческо-исихастским духом. Он обильно цитирует не только Священное Писание и Апостолов, но и творения выдающихся Святых Отцов Церкви. Одна из основных тем в посланиях Иоанна Вишенского – защита чистоты веры и истинности Церкви Православной. Книга Сергея Шумило «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист»      Из наставлений старца мы узнаем, что он был опытным делателем и проповедником непрестанной Иисусовой молитвы, пытаясь эту святогорскую традицию привить и своим последователям на родине. По сути, прп. Иоанн опередил свое время, став задолго до прп. Паисия Величковского одним из предвестников нового филокалического возрождения в отечественном православии (XVIII–XIX вв.). Сподвижник прп. Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и прп. Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, все же, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви на Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года. Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Волыни и Галиции, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так Церковный Собор Киевской Митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX в., Пантелеимон Кулиш называл его «афонским апостолом». Тот факт, что и Церковный Собор 1621 г., и ближайшие ученики прп. Иова (Княгиницкого) Тисменицкого в Манявском скиту старца Иоанна Вишенского считали «блаженным», свидетельствует о существовавшем в прошлом глубоком почитании старца. И лишь с пресечением православной традиции в Галиции под натиском католической экспансии (последняя твердыня православия, Манявский скит, была насильственно ликвидирована здесь католическими австро-венгрескими властями в 1785 году), пресеклась и традиция церковного почитания «блаженного старца» Иоанна Вишенского. Активно способствовали вытравливанию памяти о нем среди местного населения и униатские церковные власти, на борьбу и обличение которых столько сил положил старец.

http://pravoslavie.ru/95541.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010