на: Франко I.Ibah Вишенський i його твори. Лыbib, 1895)//Киевская старина. 1895. Т. 50. 9. С. 211–247; Т. 51. 10. С. 1–47 (отд. отт.: К., 1895); Щурат В. Г. До писань Ibaha з 1909. Т. 87. С. 48–63; Грушевський М. С. К., 1995. Кн. 2. С. 91–163, 234–266; Перетц В. Н. Иван Вишенский и польск. лит-ра XVI в.//Его же. Исследования и мат-лы по истории старинной укр. лит-ры XVI-XVIII вв. Л., 1926. Т. 1. С. 15–49. (СбОРЯС; Т. 101, 2); Загайко П. К. XVI – поч. XVII ст. в проти Ватикану К., 1957. С. 40–60; Шолом Ф. Я. Иван Вишенский и Максим Грек (Из истории русско-укр. лит. связей XVI – нач. XVII в.)//Слав. филология: Сб. ст. М., 1958. Сб. 3. С. 294–315; С. П. Ibah Вишенський: Життя К., 1968; Пашук А. I. I. Вишенського до Сковороди. К., 1972. С. 8–24; Його ж. Ibah Вишенський – мислитель борець. 1990; Gröschel B. Die Sprache Ivan Vyšens’kyjs: Untersuch. und Materialen zur Mst. Grammarik des Ukmmschen. Köln; W., 1972. (Slavistische Forschungen; 13); Колосова В. П. Автограф Ивана Вишенского//Федоровские чтения. 1978. М., 1981. С. 128–132; Ее же. Иван Вишенский и Павел Домжив-Люткович//Там же, 1979. М., 1982. С. 2434; Яременко П. К. Ibah Вишенський. К., 1982; Пелешенко Ю. В. 1) Дещо про у Ibaha бароко. К., 1987. С. 131–143; 2) (друга половина – XV ст.): Джерела. Система К., 2004. С. 226–229; Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Иоанн Вишенский//Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 387–400; Александров А., Мирошниченко А. Иван Вишенский – взгляд с Афона на мир и место человека в нем//Афонское наследие: научный альманах. Вып.: 1–2: Материалы международной научной конференции «Русь и Афон: тысячелетие духовно-культурных связей». Чернигов, 28–29 ноября 2014 г. Киев – Чернигов: Издание Международного института афонского наследия в Украине, 2015. С. 290–297; Поплавська Н. М. Риторика. Переконування. проза XVI – початку XVII ст.): 2007. С. 345–378; ж. комплекс XVI ст. Острозького культурного осередку: до проблеми поетики записки. В. Гнатюка. ТДПУ, 2004. Вип. XIV. С. 127–134; ж. контекст аскетичного школа» в та пограниччя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пещера, в которой подвизался на Афоне старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г.      Точная дата преставления старца Иоанна Вишенского доподлинно неизвестна. Всю жизнь удаляясь от мирской славы и суеты, он ушел в мир иной как и подобает афонским подвижникам – тихо и незаметно, не оставив никаких следов. Так и уходят большинство афонских старцев, и лишь с годами, особым промыслом Божиим, о некоторых из них становится известно в миру. Именно так и случилось со временем со старцем Иоанном. В письме инока Манявского скита Леонтия от 9 сентября 1633 г. впервые упоминается старец Иоанн Вишенский как преставившийся. Более того, о. Леонтий пишет о нем с глубочайшим почтением и называет «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Икона афонского старца прп. Иоанна Вишенского Святогорца. Иллюстрация из книги Сергея Шумило «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист» Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживаются на трудах и деятельности прп. Иова (Княгиницкого), прп. Иова (Желизо) Почаевского, Стефана Зизания, Исаакия Борисковича, Киприана Острожанина, Елисея Плетенецкого, митр. Исаии (Копинского), прпмч. Афанасия (Филипповича) Брестского, прп. Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. По убеждению Пантелеимона Кулиша, именно старец Иоанн Вишенский и его последователи сумели силою своего внутреннего подвига и верности сберечь чистоту православия под натиском польско-католической экспансии. Уже один этот факт свидетельствует о важности духовного подвига и наследия старца Иоанна, необходимости возрождения памятования о них как на общественном, так и церковном уровне. Претерпев неоднократные переиздания в XIX–XX вв., его послания даже в советское время преподавались в школьной программе. Поскольку тогда не было свободного доступа к религиозной литературе, то полемические произведения старца Иоанна были чуть ли не единственным источником, глотком духовных знаний посреди атеистической пустыни. И это подлинное чудо старца. Даже через 300 лет после смерти он влиял на укрепление людей в вере.

http://pravoslavie.ru/95541.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН ВИШЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иоанн Вишенский, Святогорец. Икона Иоанн Вишенский, Святогорец (+ ок. 1621 - 1633 ), монах , писатель-полемист, один из энергичных противников унии , преподобный Память 16 июля (Укр.) Родился в конце XVI или в начале XVII в. в галицийском местечке Вишня (ныне г. Судовая Вышня Львовской обл., Украина) и оттого назывался Вишенским; вероятно, он происходил из крестьянского или мещанского рода и не получил высшего образования; вероятно также, что первую половину жизни провёл в каком-нибудь монастыре, так как в своих посланиях являлся хорошим знатоком народной русской жизни, обычаев и поверий. Сделавшись монахом в Зографском монастыре на Афоне , он оттуда посылал на родину послания, обличающие сторонников унии . Четыре из них напечатаны в " Актах Южной и Западной России " (СПб., 1865): Иоанн Вишенский значительно отличается от тех защитников православия, которые боролись с унией её же оружием, т. е. схоластической философией. Для него схоластическая премудрость не имела никакого значения, - он был буквально олицетворением евангельской простоты необразованного, но глубоко верующего и воодушевлённого человека. По его мнению, идеал христианина - это убогий и подвергающийся всякого рода лишениям монах; он выше всякого митрополита и епископа, избалованного богатствами и потому легко могущего совратиться в унию. Монаху можно иногда и выпить несколько больше, так как он это искупает долговременными лишениями; но горе богатым священникам, которые чисто одеваются, ездят в каретах, держат фольварки и предаются всякому разврату; горе смрадной Польше и всем неверным ляхам; горе тем, которые приняли унию. Нехорошо делают те, которые гоняются за светской мудростью: ни Платон, ни Аристотель не указывают путь к спасению. Иоанн Вишенский был защитником славянского языка и врагом старинных народных обычаев, которые он перечисляет в одном из своих посланий, имеющем вследствие этого большое значение для русской этнографии. Он отождествляет латинскую науку с испорченностью католического духовенства и осуждает зараз и ту, и другую; он советует православному христианину ограничиться изучением Часослова , Псалтири , Октоиха , Апостола и Евангелия , " понеже без поганских хитростей и руководств, се же есть, граматик, риторик, диалектик и прочиих их коварств тщеславных, диавола вместных " .

http://drevo-info.ru/articles/12688.html

Как уже было сказано, не отрицая самой возможности обучения внешним наукам, старец Иоанн Вишенский все же, прежде всего, призывал к внутреннему «исканию безсмертное правды», 249 «врата, которие до разума духовнаго отверзаются» 250 и «слдом разума Христова поидоша; его же обртше, тогда истинну навыкоша и пути спасения быша». 251 Только таким способом, по мысли старца, можно «власное науки Духа Святаго зажити». 252 Эта простая и одновременно сложная аскетическая истина находила отзвук в сердцах многих простых людей того времени, стремившихся в чистоте сердца познать «правду Христову». Постижение этой истинной науки, по убеждению подвижника, совершается путем иноческой аскезы: обнищанием во Христе, борьбой с искушениями, очищением души от страстей, иссушением плоти, непрестанной Иисусовой молитвой, отсечением своей воли и преданием себя на волю Божию, терпением бесчестья в миру. 253 По словам Ю. Пелешенко, «Иоанн Вишенский, как и Григорий Палама , считает созерцание, мистическое постижение души путем единения с Богом, постижение душой человека божественных истин». 254 По сути, Иоанн Вишенский опередил свое время, став задолго до преподобного Паисия Величковского одним из предвестников нового «филокалического возрождения» в православии (XVIII-XIX вв.). Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Произведения старца Иоанна сплошь проникнуты аскетическо-исихастскими мотивами. В поучении о постижении науки, приводящей к «царствующей бессмертной и вечной правде» (глава 9), следом за многими исихастскими отцами, Иоанн Вишенский научает: «Первое: обнищати по Христ. Второе: отрещися себе и душу свою в жизни сей возненавидти. Третее: ярем креста Христова, искусов, борбы, подвигов во мысли и плоти к духом лукавым поднебесным во терпении взявши, преплыти, и тснотою алчбы и жажды со вниманием непрескомое молитвы Иисусовы тиснутися, и плоть и кровь потом тла и подвигом мысльнаго внимания во бднии нощном, и дневном трезвнии, и присдний мстном и безмолвном увялити и изсушити. Четвертое: любов и память мира сего уморити, к будущему же вку око мыслное неуклонно устремити, Царя Небеснаго усердно желати, каятися, плакати, память смертную всгды в клти сердечной, видти и безпрестанно поминати и на всяк час черту и день отходу надятися и готовитися. Пятое: от всея силы, крпости, мысли, душа и сердца волю Божию погнати, свою же убити и запамятанем погребсти, заповди Христовы от всего усердия и любве хранит и, хранящи, всегда во предняя успвати, сотворенное же забывати, яко ничтоже сотворив. Шестое: безчестия и смерти крестное вомняти, поносное в мир сем желати и искати.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.В. Шумило Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Наследие старца Иоанна Вишенского невозможно понять и истолковать в отрыве от учения святых отцов Восточной Церкви и, в частности, теоретиков афонской мистической традиции исихазма, 215 которым проникнуто все мировоззрение подвижника. По убеждению Ю. Пелешенко, старец Иоанн Вишенский придерживался «теории и практики исихазма, разработанные св. Григорием Богословом и св. Григорием Паламой », в связи с чем он «идею пустыннического подвижничества воплотил в жизнь собственным примером». 216 Ю. Пелешенко верно замечает, что «сейчас сложно определить, чьи именно идеи (непосредственно древних Отцов Церкви или Григория Синаита и Григория Паламы ) заимствовал и трансформировал в своих сочинениях Иоанн Вишенский». 217 Скорее всего, в них нашло отражение все святоотеческое наследие, которое на протяжении веков бережно хранилось и приумножалось на Афоне, и где старец Иоанн непосредственно на практике от афонских подвижников-исихастов, как и в богатейших святогорских монастырских библиотеках, имел возможность изучать и впитывать. Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Как уже было сказано, неверно пытаться понять творения старца Иоанна вне контекста эпохи, в которой он жил, и вне византийского исихастско-святоотеческого наследия в целом, на котором основывались все его воззрения. И если для ментальности верующих людей конца XVI – начала XVII веков это были очевидные и понятные вещи, то с позиций современного секулярного сознания и воспитания многое из сказанного святогорцем может казаться странным и даже «реакционным». В результате его труды и высказывания остаются непонятыми, а то и вовсе искаженными. Самым распространенным ошибочным представлением относительно взглядов старца Иоанна является то, что он будто бы категорически выступал против науки и образования и отстаивал необходимость оставаться неграмотными и непросвещенными. Такая трактовка значительно упрощает и искажает образ и мировоззрение старца, а кроме того, свидетельствует о коренном непонимании современными авторами того, о чем пытался сказать афонский подвижник более 400 лет назад. На это обратил внимание еще Иван Франко. Он делает справедливое замечание современникам: «не стоит думать, что Вишенский так хотел оставить своих земляков в темноте и оградить от остального мира... Вишенский, побывав на Руси после Афона в начале XVII в., уже потом писал, что не выступает в общем против школ, но необходимо только усердствовать, дабы в них не пропало православие». 218 Это важный аспект, на который, увы, не все обращают внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Проповедь Иоанна Вишенского (роспись из монастыря Рождества Христова в Жовкве Львовской области). Худ. Юлиан Буцманюк, 1930-е гг. Рядом с Иоанном Вишенским Б. Хмельницкий, И. Мазепа, Г. Гулевичивна и другие православные деятели Украины Памятник Иоанну Вишенскому в Судовой Вишне (Львовская обл.). Автор проекта Николай Бевз, 1979 г. Иллюстрации Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Свт. Григорий Палама , архиеп. Фессалоникийский. Икона нач. XV в. Свт. Григорий Палама . Современная икона Рукопись из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, 328. L033325. Иоанн Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином. 210 л. Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Странствующий старец-слепец возле казачьего Троицкого собора в Новомосковске. Рис. О. Сластиона, XIX в. Крестьяне возле церкви слушают песнь лирника. Худ. В. Навозов Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского Обложка острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) Портрет епископа Брестского Ипатия Потия (1541–1613), впоследствии киевского греко-католического митрополита (1599–1613) Странствующий старец-слепец с лирой и крестьяне с. Скалата в восточной Галиции. Рис. Я. Головацкого, XIX в. Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. «Проповедь Скарги». Худ. Ян Матейко, 1864 г. Национальный музей, Варшава Медаль «На присоединение русинов», изготовленная в Ватикане в честь Брестской унии 1596 г.: изображены папа Климент VIII и сцена приема понтификом Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Панорама Львова, 1616 г. Не найдя взаимопонимания с представителями Львовского братства, старец Иоанн из Львова «до Унева отидох». 143 Здесь он останавливается в Свято-Успенском монастыре, где и пишет послание к «старице Домникии», поддерживавшей духовное общение с преподобным Иовом (Княгиницким). Однако отъезд отца Иоанна в Уневский монастырь вряд ли был случайным или внезапным, как это полагают некоторые авторы. Из Жития преподобного Иова известно, что его стараниями здесь, как и в Угорницком и Дерманском монастырях, также предпринимались попытки перевести обитель на афонский общежительный устав. 144 Поэтому посещение Иоанном Вишенским Уневской Свято-Успенской обители, вероятнее всего, было связано, как уже отмечалось, не с «бегством из Львова» и желанием вести полемику и споры, но с проводимой в это время сторонниками афонских традиций монастырской реформой. 145 Уневский Свято-Успенский монастырь (с. Унев, Львовская обл.). Современный вид Здесь, в Уневском монастыре, Иоанн Вишенский получил письмо от Ю. Рогатинца, который, судя по всему, в довольно резких тонах укорял старца за нежелание принять участие в деятельности братства и настаивал, чтобы тот приступил к активной общественно-полемической деятельности, ссылаясь на «народно ожидание». 146 Неизвестно, ответил ли старец Рогатинцу, однако в послании к «старице Домникии» он сообщает о своем, «ради отшедшаго в пустыню на покаяние», категорическом нежелании участвовать в мирских делах и общественных проектах Львовского братства. После Уневского монастыря старец посетил еще ряд монастырей Западной Украины. В частности, он приходит к преподобному Иову (Княгиницкому) в пустынное место, где тот впоследствии основал Манявский скит. Здесь они вместе подвизались какое-то время в уединении, посте и молитве, после чего отец Иоанн вновь возвратился на Афон, оставив с преподобным Иовом уже духовно окрепшего его племянника Дмитра. 147 На основе косвенных свидетельств Иван Франко считал, что, помимо посещения Львовского братства, Угорницкого, Уневского, Дерманского и других монастырей, старец Иоанн Вишенский также посещал Острог и встречался со своим старым благодетелем князем Константином Острожским. 148 Однако между ними, как полагают многие исследователи, имелись разногласия, из-за чего отношения могли быть прохладными. 149 В частности, Иоанн Вишенский осуждал сына князя Константина, перешедшего из православия в католицизм. 150

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Проведенные автором этих строк в 2015 году обследования в этой местности подтвердили, что в прошлом здесь, помимо пещеры, располагался монашеский скит. В наше время у подножия скалы с пещерой сохранились руины от прежних скитских строений. Не исключено, что начало этому скиту было положено старцем Иоанном, возобновившим духовную жизнь в заброшенной пещере преподобного Космы Зографского. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Местность, где расположена пещера прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Наскальная пещера прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Внутренний вид пещеры прп. Космы Зографского, в которой подвизался в затворе старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Вид из пещеры прп. Космы Зографского на соседние горы. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Руины скитских строений внизу под скалой возле пещеры прп. Космы Зографского. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Столетием позже неподалеку от этого места запорожские казаки основали собственный казачий скит «Черный Выр», получивший среди запорожцев наименование «Духовное Запорожье». Не исключено, что здесь какое-то время подвизался и сам старец Иоанн, поскольку местность эта своей пустынностью вполне соответствует устремлениям строгого аскета. Возможно, среди первых насельников «Черного Выра» были и последователи старца Иоанна, а сохранившаяся память о знаменитом земляке побудила их основать здесь новую казачью обитель. 186 Казацкий скит « Черный Выр» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Исследователи истории Зографа отмечают, что со второй половины XVI века в числе братии болгарского святогорского монастыря присутствовало значительное количество иноков украинского происхождения. 187 Украинские и белорусские монахи в конце XVI – начале XVII веков переписывали в Зографе церковно-учительную и антикатолическую литературу для отправки на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О том, что Иоанн Вишенский и Василий Сурожский были знакомы, может свидетельствовать и тот факт, что в своем сочинении «Извещение краткое о латинской прелести...» (1588–1596) афонский подвижник неоднократно ссылается на книгу Василия Сурожского «О единой истинной православной вере». 31 Имеется в его творениях и ряд других реминисценций с этим сочинением, что также расценивается многими исследователями как свидетельство близкого знакомства авторов. 32 Еще один важный момент, который мог существенно повлиять на дальнейший жизненный выбор будущего подвижника, – то, что именно в это время в Луцке и Остроге, при покровительстве князей Константина Острожского и Андрея Курбского, пребывал один из последних представителей московской исихастско-нестяжательской школы афонита преподобного Нила Сорского – старец-игумен Артемий Троицкий. 33 Последний эмигрировал из Московии после победы партии «иосифлян» над «нестяжателями». В «Палинодии» архимандрита Захарии Копистенского упоминается, что «преподобный Артемий» немало народу «в земле Литовской» от ереси арианской и лютеранской отвернул и «през него Бог справил, же ся весь народ руский в Литве в ереси тыи не перевернул». 34 В некоторых источниках того времени игумена Артемия Троицкого даже называли «старцем Острожским». Так, в ряде списков его произведений, в частности, указывается: «Книга Артемия старца острожского послание его к Симону Будному». 35 Золотая медаль с изображением кн. В.К. Острожского. Аверс и реверс. После 1608 г. Эрмитаж (Санкт-Петербург) Остр омский замок. Современная реконструкция Автограф кн. В. К.Острожского Кроме того, при посредничестве князя Острожского А. Курбский и старец Артемий имели связь с Афоном. Так, по его просьбе со Святой Горы привозились святоотеческие книги. Одна из них, переданная им Курбскому для переиздания, получила широкое распространение среди православных Речи Посполитой. Она содержала сочинения теоретиков афонского исихазма Григория Паламы и Нила Кавасилы против католицизма. 36 Все эти факты указывают на то, что старец-нестяжатель Артемий Троицкий также был тесно связан с Острожским центром книжников-традиционалистов, а значит, несомненно, так или иначе, мог иметь влияние на формирование взглядов Иоанна Вишенского. Такой любознательный искатель духовных знаний и опыта, как Иоанн Вишенский, пребывая в Остроге и Луцке, не мог не обратить внимания на столь известного подвижника и старца-нестяжателя. Под впечатлением рассказов старца Артемия о преподобном Ниле Сорском , его странствиях на Афон и пребывании в древнерусском святогорском монастыре, Иоанн Вишенский мог загореться желанием и сам отправиться в далекую монашескую республику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.В. Шумило Старец Иоанн Вишенский Материалы к жизнеописанию «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца» 1 Старец Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся афонских подвижников, сыгравших важную роль в возрождении православия в Украине в XVII веке. Еще при жизни современники и сподвижники относились к нему с глубочайшим почтением и называли его «великий старец Иоанн Вишенский святогорец». 2 А Собор Киевской Митрополии 1621 года в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». 3 Значительно позже, уже в XIX веке, Пантелеимон Кулиш назовет его «афонским апостолом». 4 Жизнь и деятельность старца Иоанна совпала с трагическими событиями гонений на православние в Речи Посполитой, в связи с чем его полемические произведения были направлены главным образом на защиту православной веры. Следует отметить, что усиление влияния Святой Горы Афон на духовно-культурные процессы в Украине в этот период, как ни парадоксально, было тесно связано с событиями Брестской унии 1596 года. Как известно, назначаемые польскими королями «по праву патроната» православные иерархи, – преимущественно из знатных магнатов и шляхтичей Речи Посполитой, – в большинстве своем перешли в ту пору в унию с римско-католическим престолом, а во главе православия во многих регионах Украины остались в основном простые монахи-аскеты, ориентировавшиеся на Афон и его исихастские традиции. В этом отношении характерно, что на Поместном Соборе 1621 года в Луцке была утверждена своего рода «программа деятельности» возрожденной Православной Церкви, известная под названием «Совтование о благочестии». Прописанная в исихастском духе, она призывала иерархию, духовенство и паству к внутреннему очищению, покаянию и даже мученичеству за православие. В одном из пунктов Постановления предписывалось: «Послати до Патрïархи Константинополъскаго по помоч и раду и на Афонскую гору послати, визвати и препровадити преподобних росов, межи иними блаженних Киприяна и и прочïих тамо обретающихся, в житïи и богословïи цвитущих. Потреба духовная, аби и росов маючихся истинно ко житïю добродттелному, посилати на Афон яко в школу духовную». 5

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010