Питирим, святитель, епископ Тамбовский и Козловский (Прокопий) († 1698; память 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых) Родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и святой Церкви своим детям. С раннего детства Прокопий любил посещать Божий храм и участвовал в церковном чтении и пении. Одной из характерных особенностей детских лет Прокопия была его любовь к своему святому, преподобному Прокопию Декаполиту († ок. 750; память 27 февраля/12 марта), в день памяти которого он родился. Эта любовь осталась непоколебимой на всю его жизнь и выражалась в частом молитвенном обращении к святому и в подражании его добродетелям. Без молитвенного обращения к Прокопию он никогда ничего не предпринимал. Первоначальное образование Прокопий получил в местных школах. Кроме обычной грамоты он научился иконописанию. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Обладая незаурядными способностями, Прокопий мог бы быть выдающимся деятелем на любом жизненном поприще. Но Промысл Божий указал ему самое достойное назначение. Пленившись монашеской жизнью, он рано оставил мир и ушел в монастырь. Монашеская жизнь Прокопия началась в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре, основанном преподобным Герасимом Болдинским († 1554; память 1/14 мая). Пройдя испытательный срок, Прокопий на 21-м году жизни был пострижен в монашество с именем Питирима. Под руководством старцев-подвижников молодой инок усердно исполнял все монашеские правила; постоянно совершенствуясь, он восходил от подвига к подвигу. Вскоре Питирим был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. Вскоре братия монастыря избрали его игуменом. Будучи настоятелем монастыря, он оправдал доверие братии, являясь для всех любвеобильным отцом и мудрым руководителем в их духовном совершенствовании. Причем сам всегда был образцом для всех в исполнении иноческих подвигов. Как наиболее достойный по высоте подвижнической жизни и по мудрому управлению монастырем, игумен Питирим 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Чистое зеркало молитвы (черты из жизни преподобного Анатолия Оптинского (Зерцалова)) 1 В нескольких верстах от Пафнутьев-Боровского монастыря, на краю поля, сбегающего по широкому холму к заболоченной отчасти речке, за которой густою зеленой стеной стоял лес, расположились две длинные улицы села Бобыли, существовавшего здесь с незапамятных времен. Это было типичное русское село с бревенчатыми избами, огородами, садами, в которых находились и ульи, с амбарами и ригами на задворках. В середине села возвышался старинный белокаменный храм Святителя Николая с двумя приделами – во имя великомучеников Никиты и Георгия Победоносца. Служба в нем совершалась по воскресным дням и в двунадесятые праздники, в прочее время причт – и священник, и диакон, и псаломщик, – как простые крестьяне, занимались сельским хозяйством, совершая обычный деревенский круг работ. Они пахали свои наделы, сеяли и потом убирали хлеб, косили траву на сено для своей скотины, заготавливали на зиму дрова – всех работ, впрочем, не перечислишь. В храме этого села в начале XIX века служил диакон Моисей Петрович Копьёв. Раньше, то есть несколько лет тому назад, не окончив по каким-то причинам семинарии, он стал псаломщиком в церкви соседнего села Мокрого. Там и женился; жена его, Анна Сергеевна, была дочерью здешнего священника. Оба они были люди истинно русские – благочестивые и трудолюбивые, а что еще весьма характерно – милостивые. Поселившись в селе Бобыли, они неустанным трудом достигли некоторого благосостояния и с большой любовью помогали бедным, привечали странников, монахов, жертвовали и на храм. 6 марта 1824 года у них родился сын, которого назвали Алексеем, в честь святого Алексия, человека Божия. В последующие годы в семье появилось еще пять дочерей, почти погодков. Несмотря на свою крайнюю занятость, супруги Копьёвы бывали на богомолье в монастырях – в Пафнутьев-Боровском, в Калужском Лаврентьевском и в Оптиной Пустыни. К последней у них было особенное чувство – оно и немудрено, ведь это было время, когда в Иоанно-Предтеченском Скиту жил старец отец Леонид (в схиме Лев), которого крестьяне, посещавшие его в великом множестве, называли не иначе как отцом родным. Старших детей супруги брали с собой на богомолье, а с младшими дома оставалась бабушка, родительница Анны Сергеевны, жившая с ними.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Ростов-на-Дону. Церковь Иоанна Предтечи (старая). Иоанновская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:1873. Год утраты:1913 (Сгорела) Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Собино, д.2 Координаты: 47.220199, 39.684767 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Затемерницкое поселение, или как его попросту называли Темерник, возникло в 50-х годах XIX века. Экономическая конъюнктура в стране вызывала к жизни промышленные предприятия. В 40-х годах начал давать продукцию чугоплавильный завод, на Темерницком озере и на протоках обосновались шерстомойни, появились заводы кожевенные, овчинные, воскобойные – всего около трёх десятков. Нарождающейся промышленности, особенно шерстомойкам в летний сезон, порту требовались тысячи людей. Прослышав о возможности заработать, ежегодно по весне приходили на Дон многочисленные сезонники, готовые взяться за любое дело. И, конечно не вся масса иногороднего люда возвращалась осенью обратно. Находили пришлые к зиме место на фабрике или заводе – и каждый год росло число горожан. Селились, где придётся, делали землянки, ставили хатки поближе к месту работы, подальше от полицейского глаза, без спроса у властей. Так выросли многие ростовские окраины, в том числе и Темерник. Это поселение у ростовских властей было, как бельмо на глазу. По словам Г.П. Данилевского, все проделки против полицейских уставов в городе начинались отсюда. Возникла острая необходимость духовного воспитания темерничан, а распространять духовную пищу полагалось прежде всего через церковь. Итак, 6 июня 1872 года на Темернике был заложен деревянный храм. Строился он на деньги купца Якова Моисеевича Горбенко. 24 июня 1873 года (7 июля н. ст.), в день памяти Святого Пророка Иоанна Предтечи, церковь была освящена. Несмотря на то, что церковь считалась трёхпрестольной, кроме главного, Иоанно-Предтеченского престола, был освещён только правый, носивший имя преподобного Моисея Мурина, который, без сомнения, являлся ангелом-хранителем храмостроителя. Левый придел церкви оставался без конкретного освящения, так как, очевидно, учредитель храма ждал подходящего события.

http://sobory.ru/article/?object=50427

Рябушки. Церковь Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:1886. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, село Рябушки Координаты: 50.552029, 34.614578 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Рябушки или в Рябушки, выходить на остановке " Рябушки " Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый храм в честь рождества св. славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна построен здесь в 1770 г. помещиком Иваном Тимофеевичем Красовским. На месте, где ныне стоит слобода Рябушки и самая церковь, так рассказывают старожилы, жил когда-то хутором один только крестьянин по фамилии Рябушка и на всем пространстве, где стоят ныне слобода и церковь, рос огромный дубовый и березовый лес, а внизу по течению реки Ольшаной был луг. Остатки всего этого видны еще и ныне.  Иван Тимофеевич Красовский, живший до 1770 г. в Лебединском уезде в деревне Тимофеевке полюбил местоположение Рябушек, где большая часть леса и земли принадлежала ему, и движимый благочестием, по благословению Преосвященного Самуила, епископа Белгородского и Обоянского, в 1770 г. прежде нежели построил для себя дом, заложил дом Божий, и с того времени постоянно уже жил в Рябушках, куда переселил и часть людей своих. В 1771 г. сентября 11 д. церковь освящена Лебединским протопопом Иоанном Шкурским. Первым священником в ней был Афанасий Яковлев, рукоположенный Преосвященным Самуилом в 1771 г. 4 декабря. Он по освящении церкви, в течении целого года, ни одного дня не опустил без служения: так говорят старожилы. На место его поступил священник Стефан Лаврентиев Чижевский, который в 1785 г. на пожертвования прихожан купил серебряную вызлощенную отличной работы гробницу, в 1000 р. ас. В товарищи ему, когда приход распространился, в 1789 г. рукоположен Матфей Дмитриев, который собственно от себя в 1810 г., по случаю жестокой болезни сыновей своих, пожертвовал в церковь Казанскую икону Божьей Матери в серебряной и вызлощенной ризе ценою в 190 руб. ассигнациями. После смерти священника Стефана Чижевского поступил священник Михаил Залесский, который в 1810 г. переведен в г. Лебедин, а на место его Преосвященным Христофором, в 1810 г. рукоположен Лука Степанов Чижевский, который бывши еще в Коллегиуме, был регентом архиерейской певческой; почему и во время прохождения должности священника, в часы свободные от занятий по церкви и приходу, занимался вокальною музыкою. Он положил на ноты в четыре голоса канон в девяти песнях на праздник воскресения Христова, со святыми упокой, милость мира, Тебе поем, херувимскую песнь, Отче наш и другие, которые долго употреблялись в харьковской архиерейской певческой. С 1826 г. по 1830 год, в котором он умер, состоял в должности благочинного и в 1826 г. награжден был синоданою скуфьею.

http://sobory.ru/article/?object=60209

Святейший Патриарх Кирилл. Свято-Успенский кафедральный собор Смоленска ЦВ 11 (432) июнь 2010 /  11 июня 2010 г. Святейший Патриарх на Смоленской земле С 4 по 6 июня состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую и Вяземскую епархию. В ходе поездки Предстоятель Русской Православной Церкви посетил мемориальный комплекс «Катынь» и место трагической гибели в авиакатастрофе Президента Польши Леха Качиньского, Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь и Иоанно-Предтеченский женский монастырь в городе Вязьме. Вечером 4 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Смоленск и посетил мемориальный комплекс «Катынь». Святейший Патриарх осмотрел строительство храма-памятника в честь Воскресения Христова и возложил корзины с цветами на российской и польской частях мемориального комплекса. «Это место должно быть местом священных воспоминаний, которые помогали бы нам ясно понимать смысл исторического процесса, и одновременно — местом общей молитвы, — сказал, обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх Кирилл. — Ничто так не примиряет людей, как общее страдание. Если говорить об отношениях братских народов, польского и русского, — братских, потому что мы славяне, — то мы нуждаемся в полном примирении. И пусть это общее страдание, общая боль и общая кровь примирят нас поверх существующих историософских и прочих разногласий». «Молюсь за это примирение и надеюсь на мирное, процветающее будущее двух славянских народов наших стран, — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. — Молюсь о процветании Смоленской земли, столь близкой моему сердцу, с которой связаны 25 лет моей жизни. И надеюсь, что храм, воздвигнутый в Катыни, будет славным памятником тем, кто здесь погиб, и одновременно местом горячей молитвы». 5 июня Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а затем Божественную литургию в новоосвященном храме. На малом входе Божественной литургии Святейший Патриарх возвел настоятеля десногорского храма священника Виталия Сладкова в сан протоиерея.

http://e-vestnik.ru/news/svyatejshij_pat...

Сегодня мы опять – у ног Оптинских старцев. У их благоухающих рак с мощами! В их благодатном доме – Оптиной Пустыни. Сегодня так же, как и сто, и двести лет назад сюда приходили богомольцы. Мы приходим, отряхивая пыль дороги, отряхивая пыль греха, омываясь водой покаяния и молитвы! За это время изменились внешние формы: раньше приезжали сюда на бричках и дилижансах, а сегодня – на электричках, автобусах, «мерседесах» и BMW. Прежде надевали фрак или кафтан, сегодня – джинсы и современную стильную одежду. Когда-то письмо старцу шло месяц, перевозимое на лошадях или с почтовыми голубями! Сегодня с помощью мобильного телефона через секунду мы слышим знакомый голос в трубке! Изменилось очень многое! Прогресс технический, как некая неумолимая фантастическая машина, движется вперед! Не изменились только человеческие грехи, страсти и пороки. Да! Они стали изощреннее, коварнее, тоньше... Но суть их осталась та же! Купец XIX века, приезжавший к старцам Амвросию или Иосифу, каялся в жадности, гневливости, осуждении, злопамятности... Сегодняшний состоявшийся предприниматель, бизнесмен страдает тем же и кается в тех же грехах! Молодой красивый офицер Царской Армии рассказывал старцам, что никак не может избавиться от блудной страсти и винопития... Современный молодой человек из Москвы или Брянска ищет выход из той же губительной болезни, только еще наркотики прибавились. Федор Достоевский, теряя упование на Бога, приезжал в Оптину после смерти трехлетнего сына за утешением. Сегодня тысячи людей ищут утешения, припадая молитвенно к старческим мощам. Раньше крестьянка жаловалась, что у нее дохнут индюшки. Сегодня все мы обращаемся к Оптинским старцам с множеством наших проблем и искушений, мелких и крупных, простых и очень тяжелых и запутанных! У каждого из нас – свои «индюшки», свои тупики, свои вопросы к Оптинским старцам! Золотой век Оптиной Пустыни, благословенное Старческое столетие – это время с 20-х годов XIX века, когда Промыслом Божиим по благословению святителя Филарета Киевского был основан Иоанно-Предтеченский Скит, и в нем поселились первые старцы – преподобные Моисей и Антоний Путиловы, и до 20-х годов безбожного русского лихолетья, когда старца Нектария увезли в Холмищенскую ссылку, отца Никона сослали в далекую Пинегу, а отца Исаакия расстреляли под Тулой... Как же так получилось, что маленькая обитель, затерявшаяся в Калужских просторах, вмещала в себя целую Вселенную человеческой боли? В чем загадка того, что в то время, когда многие представители русской интеллигенции отошли от Церкви, увлеклись гуманизмом и забыли дорожку в храм, сюда не оскудевал поток образованных людей, ищущих Смысл Жизни? Почему люди порою до недели ждали у старческого порога, чтобы услышать из святых уст несколько лаконичных простых слов?

http://pravoslavie.ru/114286.html

Таллин. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Дата постройки: В 1922 - 1923 гг. по проекту архитектора Владовского с изменениями инженера Голубкова Освящение храма: 21 октября 1923 года митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Александром (Паулусом) Духовенство: Протоиерей Фома Хирвоя (настоятель), священник Сергий Лийв (сверхштатный), диакон Димитрий Жестков. 30 сентября 1912 года состоялось первое общее собрание православных жителей пригорода Ревеля - Нымме, решивших построить свой храм на участке земли, подаренном бароном Гленом. К концу 1915 года собрали более 3000 рублей, но Первая мировая война помешала началу строительства, а впоследствии пропали все документы и средства. Иоанно-Предтеченский приход был открыт решением Синода ЭАПЦ только в 1922 году. Из представленных проектов храма наиболее приемлемым оказался вариант архитектора Владовского, который над четвериком поставил шатер, характерный для церквей русского севера. Суровая простота церкви смягчалась декоративными нишами в верхней части стен, предназначенных для росписей на библейские темы. Проект превышал финансовые возможности прихода, и его упростил архитектор А. Голубков, заменив шатер четырехскатной крышей с луковичной главкой, расчленив фасады пилястрами, уравновесив вертикальный ритм. С 10 мая 1923 года ответственным за строительство, его душой и вдохновителем стал священник-эстонец Христофор Винк, которого избрали настоятелем на общем собрании прихода в Нымме. До этого времени он служил в Ууе-Виртсу затем в Пюхтицком монастыре, вместе с насельницами которого был эвакуирован в Ярославль. Отец Христофор окончил Рижскую Духовную семинарию и был человеком разносторонним, талантливым, общительным, тонким знатоком церковного пения, которому уделял много внимания, композитором. До последних дней вел летопись прихода. Им был составлен синодик с именами создателей, благотворителей и благоукрасителей храма и всех, кого в нем отпевали. Отец Христофор отличался большой скромностью, всегда держался в тени, отказался от архиерейства, которое неоднократно предлагали ему после кончины супруги.

http://sobory.ru/article/?object=09416

Февраля 26 (11 марта) Священномученик Сергий (Воскресенский) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Сергий родился 29 июля 1890 года в селе Дьяковское (ныне это село Коломенское в черте города Москвы) Московского уезда Московской губернии в семье священника Сергия Воскресенского и его супруги Евдокии Сергеевны. Отец Сергий был настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви в селе Дьяковском. При нем была сооружена церковная ограда, уложена мостовая от храма до моста через реку, построена церковноприходская школа, но открыть ее уже не успели – произошла революция и начались гонения на Русскую Православную Церковь . Сергей был крещен в день своего появления на свет священником храма иконы Казанской Божией Матери Симеоном Наумовым в присутствии диакона Василия Смирнова и псаломщика Иоанна Нарциссова. В 1907 году Сергей поступил в Перервинское Духовное училище, а затем в Московскую Духовную семинарию. В 1915 году по окончании семинарии он поступил учителем словесности в школу при женском Князе-Владимирском монастыре в Подольском уезде. Обитель была основана в 1890 году при селе Филимонках и располагалась на возвышенном месте среди густого елового леса. В 1916 году Сергей Сергеевич женился на девице Александре, дочери священника Николая Никольского , который служил в Подольске. В том же году Сергей Сергеевич был рукоположен в сан диакона и до 1920 года служил в монастыре. В 1920 году скончался его отец, и диакон Сергий был рукоположен в сан священника ко храму Иоанна Предтечи в селе Дьяковское. В 1918 году власти издали декрет «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», который послужил поводом для закрытия многих храмов, – в частности, расположенных в селах Коломенское и Дьяковское. 8 декабря 1923 года власти города Москвы постановили отнять храм Иоанна Предтечи у верующих: поскольку «здание церкви является исключительным памятником архитектуры XVI века и реставрируется на государственные средства, предложить Московскому уездному исполнительному комитету договор с общиной верующих расторгнуть и передать церковное здание отделу музеев и охраны памятников искусства и старины Народного Комиссариата по Просвещению».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм Христа Спасителя ЦВ 8 (453) апрель 2011 /  3 мая 2011 г. 14:14 Служение Патриарха Кирилла с 17 апреля по 25 апреля Вечером 18 апреля, в канун Великого вторника, Святейший Патриарх Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Москвы, где принял участие в богослужении, состоявшемся в соборном храме обители. На великом повечерии Предстоятель читал канон Триоди, а на утрене — Евангелие. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл вручил игуменский посох игумении Афанасии (Грошевой). 19 апреля, в Великий вторник, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве. Во внимание к пастырским трудам и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Церкви возвел ряд клириков города Москвы в сан протоиерея. Во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх наградил настоятельницу Зачатьевского женского монастыря игумению Иулианию (Каледу) орденом святой преподобной Евфросинии Московской III степени. Вечером 19 апреля, в канун Великой среды, Святейший Патриарх Кирилл посетил Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве. Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» монастырского собора Спаса Нерукотворного Образа. На утрене Великой среды Святейший Патриарх Кирилл читал Евангелие. По окончании утрени Святейший Патриарх Кирилл вручил игуменский жезл наместнику Заиконоспасского монастыря игумену Петру (Афанасьеву), а также удостоил его права ношения креста с украшениями. 20 апреля, в Великую среду, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. На малом входе Предстоятель Русской Церкви за усердное служение Церкви Христовой, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи удостоил богослужебных наград ряд клириков столицы и ставропигиальных монастырей.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Закрыть 22-24 января в рамках Рождественских чтений пройдут трезвеннические мероприятия 11:16 16.01.2024 158 Время на чтение 10 минут Фото: vk.com/wall-219585199_636 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Координационный центр по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» Русской Православной Церкви в рамках XXXII Международных образовательных чтений 22-24 января 2024 г. проводят два мероприятия: 1. Секция «Трезвый образ жизни в православии и отечественной культуре» 22 января 2024 г. с 11:00 до 14:00; 2. Семинар в Московской области: «Современные практики утверждения трезвости» 22-24 января 2024 года, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Регистрация на оба мероприятия по ссылке . 1. Секция «Трезвый образ жизни в православии и отечественной культуре». Перед заседанием будет отслужена Литургия для участников секции. Храм, где будет совершаться Литургия, находится в пешей доступности от места проведения секции. Схема прохода будет выслана на почту, указанную при регистрации. Время проведения: 22 января 2024 г. 8.00–10.00. Основное заседание. Председатель: епископ Глазовский и Игринский Виктор. Куратор: Доронкин Валерий Константинович, руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. Место проведения: коворкинг-центр НКО в ЮВАО Москвы, 4-й Вешняковский проезд, 1, корп. 1. Проезд: м. «Рязанский проспект», выход 1. Здание коворкинга находится с обратной стороны выхода из метро. Время проведения: 22 января 2024 г. 11.00 –14.00. К участию приглашаются: епархиальные координаторы по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, руководители и члены обществ трезвости, а также врачи, психологи и педагоги, занимающиеся профилактической и реабилитационной работой. XXXI I Международные Рождественские образовательные чтения Секция «Трезвый образ жизни в православии и отечественной культуре»

http://ruskline.ru/anonsy/2024/01/16/222...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010