Черницк. Церковь Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты Многие в Барнауле знают Черницкое городское общественное кладбище, расположенное недалеко от поселка Черницк. При входе или въезде на это кладбище через главные ворота, по левую сторону, видим сверкающие купола небольшой церкви. Но не все знают, что у этой небольшой церкви была предшественница, которая более 200 лет назад была построена в Барнауле. А история этого события такова. В 1774 году, после построения нового каменного Петро-Павловского кафедрального Собора г.Барнаула, прежнее деревянное здание храма решено было перенести на нагорное кладбище. И дали название церкви во имя Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. К середине XIX века это здание обветшало, и в 1857 году " ноября, третьего дня, тщанием горных чиновников " была построена новая каменная с таковою же колокольнею церковь. По своему очертанию она напоминала Петро-Павловский Собор в г.Санкт-Петербурге. Проектировал храм ученик Карла Росси, архитектор Алтайских заводов Яков Николаевич Попов. Именно его деятельность во многом определила архитектурный облик исторического центра Барнаула. Сохранились в архиве чертежи фасада, фасадного разреза и иконостаса кладбищенской церкви. На фасадном проекте изображен храм-башня на высоком фундаменте. К притвору верующие поднимались по ступеням к четырехколонному портику. Трехступенчатое, рвущееся ввысь сооружение завершалось остроконечным шпилем. Европеизированное, в классическом стиле, стройное здание венчало панораму города и его силуэт вторил ритму портиков заводского госпиталя и заводской богадельни ансамбля Демидовской площади. Церковь была видна практически с любого места города Барнаула той поры и своим видом как бы напоминала о бренности нашей жизни: " ЖИВИ, НО ПОМНИ! " Проект иконостаса красив и, видимо, был точно исполнен. В центре, над Царскими вратами, крест с расходящимися лучами. Также вверху, справа и слева от врат надписи из Евангелия от Иоанна: " ВЕРУЯЙ В МЯ ИМАТЬ ЖИВОТ ВЕЧНЫЙ " и " АЩЕ ЛЮБИТЕ МЯ ЗАПОВЕДИ МОЯ СОБЛЮДИТЕ " .

http://sobory.ru/article/?object=27224

Шлиссельбург. Собор Рождества Иоанна Предтечи в крепости. Иоанновский собор Карта и ближайшие объекты В ноябре 1610 г. шведский король Карл IX, воспользовавшись русской Смутой, начал наступление на северо-западные рубежи России. Крепость Орешек пал 12 мая 1612 г., выдержав штурм, но уступив длительной осаде. Крепость была переименована в Нотебург, а Россия на 90 лет оказалась отрезана от Балтики, путь в которую лежал через Неву. Шведы не подвергали крепость серьезной перестройке, ограничиваясь текущим ремонтом. Поначалу в этом действительно не было необходимости – еще в 1656 г. гарнизон успешно отбил атаки воеводы Петра Потемкина. 27 сентября 1702 года войска Петра I начали осаду Нотебурга. Армией командовал фельдмаршал Б.П. Шереметев. Царь участвовал в осаде и штурме в качестве капитана бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. 11 октября 1702 г. после ожесточенного штурма крепость пала. Согласно договору, шведы оставили Нотебург 14 октября. В тот же день русские войска вступили в отбитую цитадель. Все деревянные строения, поставленные шведами внутри крепостных стен, сгорели, стены и башни были сильно повреждены. Крепость, переименованная в Шлиссельбург ( " Ключ-город " ), нуждалась в срочном ремонте и модернизации. К осени 1703 г. у подножия старых башен поднялись земляные бастионы, к середине XVIII в. облицованные камнем. Крепостной собор перестроен в дереве из лютеранской кирхи в 1702 году. Каменный собор построен в 1776-1779 годах по проекту А.Ф. Виста. Он не действовал с 1802 года и разобран в 1822 году. Новый каменный храм выстроен в 1826-1831 годах архитектором А.Е. Штаубертом. Собор закрыт в 1917 году и был сильно разрушен в годы Великой Отечественной войны. Сейчас находится в руинированном состоянии. Крепость однако имела не только военное значение, но и была одним из духовных центров Приневья. Здесь хранилась икона Казанской Божьей Матери, которая чтилась еще в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного и находилась в часовне в крепости Орешке. Перед сдачей крепости шведам в 1611 году ее защитники приняли решение замуровать икону в стене церкви, превращенной потом шведами в кирху. Здесь икона хранилась около ста лет. Было замечено, что одно место в алтарной стене постоянно остается влажным. Сколько ни возобновляли окраску и штукатурку, ничто не помогало. Повторное обретение иконы состоялось в 1705 г. Однажды ночью, стоявший тут на часах солдат увидел необыкновенный свет, исходивший из этого места, потом в ней образовалась трещина, через которую увидели лик Казанской иконы Божией Матери. Стену разобрали и обнаружили иконы Казанской Божьей Матери и св. Иоанна Предтечи, которые Петр I распорядился передать в крепостную Иоанно-Предтеченскую церковь. С тех пор храм в крепости являлся местом постоянного паломничества. Икона была утрачена в конце 1930-х гг. Окончательно следы ее теряются в годы Великой Отечественной войны. Судьба чудотворного образа неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=10047

Будни и праздники православной школы: взгляд изнутри Фоторепортаж из московской Свято-Владимирской православной школы Со стороны жизнь православных школ и гимназий представляется чем-то таинственным и непонятным, зачастую мрачным и существенно ограничивающим свободу детей. Мы попросили нашего постоянного автора – фотографа Екатерину Елизарову – подготовить фоторепортаж (составленный не только из её собственных фотографий) о православной школе, в которой учатся её дети. В самом центре Москвы, в тихом и уютном местечке на территории Иоанно-Предтеченского монастыря, расположилась Свято-Владимирская православная школа. Идея её создания пришла священнику Сергию Романову ещё во времена застоя, когда ни о каких православных школах не могло быть и речи. Вокруг отца Сергия собралась активная община людей с детьми, много молодежи. И именно они, когда батюшку перевели в село Виноградово, составили костяк будущей школы, начав собираться после богослужений на квартирах, организовывая праздники для детей, проводя с ними занятия. Когда в 1991 г. отец Сергий стал настоятелем храма равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, он тут же открыл православную гимназию. Её первым директором стала Светлана Васильевна Козлова – психолог и кандидат философских наук, которая, уверовав в Бога и придя в храм в официально атеистическом 1985 году, тогда же сдала свой партбилет, посвятив остаток жизни благому делу православного воспитания. Ныне Свято-Владимирскую православную общеобразовательную школу возглавляет Марина Леонидовна Кондюрина, крещённая отцом Сергием и ставшая директором школы в далёком 1999 году. Духовником школы является любимый многими протоиерей Алексий Уминский , настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, известный многим читателям по выпускам телепрограммы «Православная энциклопедия» на канале ТВЦ. День самоуправления По традиции в Свято-Владимирской школе ежегодно проходит «День самоуправления», когда старшеклассники проводят уроки у младших классов, а педагоги наблюдают, как их ученики примеряют на себя непростую, но чрезвычайно важную и интересную роль учителя. Сейчас среди преподавателей школы четверо являются её выпускниками.

http://pravoslavie.ru/151398.html

«В результате молитвы, в результате посещения храма Божия, в результате поста мы должны внутренне измениться, стать ближе к Богу, научиться лучше видеть и понимать скорби окружающих нас людей». «Прошли тысячелетия, но то, в чем Господь обличал фарисеев, продолжает существовать, в том числе среди верующих людей. Иногда, пытаясь исполнять внешние предписания, связанные с богослужением, с постами, мы забываем о самом главном – о том, что в результате молитвы, в результате посещения храма Божия, в результате поста мы должны внутренне измениться, стать ближе к Богу, научиться лучше видеть и понимать скорби окружающих нас людей; и если не хватает сил на то, чтобы любить ближнего, как говорит об этом Господь, то, по крайней мере, проявлять доброту к ближним своим. Если я не имею любви, говорит апостол Павел, то я медь звенящая, кимвал бряцающий (см.: 1 Кор. 13: 1), то есть пустой человек, у кого в сердце нет доброты к другим людям. Исполнение внешних церковных предписаний необходимо, потому что они помогают человеку мобилизовать волю, победить свои слабости. Лень идти в храм, но, желая исполнить предписания церковного устава, мы идем в церковь и стоим во время богослужения, преодолевая, может быть, усталость, некий внутренний дискомфорт. Через это напряжение своих сил мы приближаемся к Господу, потому что стараемся быть ближе к Нему. Точно так же и пост. Будучи как бы внешним предписанием, он преследует одну единственную цель – изменение внутреннего состояния человека, и, исполняя эти внешние предписания, мы можем многого добиться». Из слова на вечернем богослужении в соборном храме Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря г. Москвы 29 апреля 2013 г. «Сегодняшний день посвящен воспоминанию о тех словах Спасителя, которые свидетельствуют нам о кончине мира, о кончине истории, о Страшном суде, и слова эти никого не могут оставить безразличными. И если подвести итог всему тому, что мы сегодня услышали в Евангелии, то его можно выразить одним словом, также содержащимся в сегодняшнем чтении: «Бодрствуйте!» Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда ваш Господь придет, говорит нам слово Божие».

http://pravoslavie.ru/61342.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест на берегу (Часть 1) Командировка к русской Атлантиде 16.05.2015 472 Время на чтение 12 минут 24-25 апреля в Череповецкой епархии отмечают 100-летие памяти игумении Таисии (Солоповой) и 140-летие с момента основания Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Совместно с мэрией города составлена обширная программа празднования - концерты, выставки, презентация книги. В Череповецком госуниверситете пройдут Таисиевские чтения. Давняя наша читательница сообщает: «На второй день планируется поездка в Мяксу, с мечтой побывать на острове, который остался от монастыря. Но мы, мяксинцы, думаем, что лёд будет ещё наплаву. Хотя надеемся». Осенью прошлого года наши корреспонденты побывали в тех местах. Уже не в первый раз... РОМБИК С ТОЧКОЙ ...Прошло почти десять лет, когда мы в последний раз останавливались здесь. Точно так же за деревьями мелькали синие осколки бесконечного Рыбинского водохранилища, как вдруг глазам предстал высоченный Поклонный крест на самом берегу - а далее огороды, аккуратные домики старинного села Мякса. В тот раз мы спешили: сфотографировали свежий сруб будущей церкви в центре села, попытались найти председателя общины. «Их нет дома», - сообщила соседка из-за забора, отложив в сторону грабли. С мужем она убирала палисадник от зимнего мусора. Здесь, на Севере, весна поздняя, и снег только-только сошёл. Женщина представилась полным чином: «Галина Борисовна Тихова, заместитель председателя приходского совета при строящемся храме в честь иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», именуемой «Спасительница России». Эта икона была главной святыней Леушинской обители, которую затопили при устройстве Рыбинского водохранилища. А ещё я преподаю в обычной школе и веду воскресную школу. Вы-то по какому делу?» Так, у забора, мы тогда и поговорили («По пророчеству игуменьи», 492, июнь 2005 г.), не воспользовавшись приглашением войти в дом. Узнали общую обстановку, посочувствовали горю Тиховых - прямо на этой дороге, где мы стояли, шесть лет назад погиб их сын Валера, разбился на мотоцикле. После этого женщина дала обет, что все силы отдаст, чтобы в Мяксе появился православный храм. «Валеру я успела крестить, - вздохнула женщина, - а вот другого сына никак не получается к вере повернуть».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть «Матерь Божия, нам помоги!» Состоялось традиционное паломничество православных трезвенников в храм Смоленской иконы Божией Матери в деревне Высокий Остров на Новгородчине Дмитрий Стогов   05:26 26.08.2022 506 Время на чтение 7 минут Фото: Предоставлены автором 10 августа, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, состоялся традиционный престольный праздник в одноименном храме деревни Высокий Остров Окуловского муниципального района Новгородской области. О прошедших ранее крестных ходах и об истории храма уже не раз  приходилось писать . Напомню, что с начала 1990-х годов за дело восстановления этого храма после поругания взялся основатель православного клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, действующего при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ и основатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви Владимир Алексеевич Михайлов (1939–2006). Ежегодно петербургские трезвенники из клуба «Бодрствование» по сложившейся традиции вместе с трезвенниками и богомольцами окрестных населенных пунктов Окуловского района участвуют в престольном празднике этого храма. В 10 утра началась Божественная Литургия. Благочинному Боровенковского округа протоиерею Андрею Попову сослужил клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Алексий Успенский. Многие паломники причастились Святых Христовых Таин. После причастия состоялся традиционный крестный ход вокруг храма.   Затем отец Андрей Попов произнес проповедь. Священник, напомнив, что престольный праздник в период нынешнего возрождения храма отмечается уже в юбилейный тридцатый раз, сказал о важности почитания Божией Матери, нашей Заступницы Усердной. По его словам, мы обращаемся к Ней с усердием в скорбях и болезнях. Важно, добавил он, всем нам осознавать нашу немощность и не допускать горделивых помыслов. Гордыня ведет человечество к погибели, что мы сейчас воочию видим на примере современной западной цивилизации.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/26/ma...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРЧЕНСКИЙ КАТЕРЛЕЗСКИЙ (КАТЕРЛЕССКИЙ) ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КЕРЧЕНСКИЙ КАТЕРЛЕЗСКИЙ (КАТЕРЛЕССКИЙ) ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МОНАСТЫРЬ (Феодосийской и Керченской епархии УПЦ), находится в с. Войкове (ранее Катерлез, Катерлес, Кетерлес), к северо-западу от г. Керчь. Первоначально мужской, с 1900 г. женский. XVIII в.- 1917 г. По преданию, К. м. основан на горе Катерлез, на месте явления в кон. XVIII в. вмч. Георгия Победоносца. Местный пастух ежедневно утром и вечером поднимался на гору вмч. Георгия для молитвы. Утром, 23 апр., он увидел на скале воина на белом коне. Спустя год, 23 апр., видение повторилось. На 3-й год пастух пришел на гору вместе с 3 набожными старцами из Катерлеза и они вновь увидели прекрасного юношу, стоявшего на камне рядом с конем. Когда люди подошли совсем близко, видение исчезло, но на камне, где стоял юноша, остались его следы и отпечатки конских копыт. Вскоре над этим камнем построили небольшую прямоугольную каменную башенку, к ней стали приходить богомольцы. В 1788 (?) г. чуть выше башни была обнаружена икона вмч. Георгия Победоносца, которую торжественно перенесли в керченскую ц. св. Иоанна Предтечи. Но дважды икона невидимо возвращалась на место своего явления, и только после того, как был отслужен молебен с коленопреклонением и дан обет выстроить храм на месте чудесного явления, святыня осталась в Иоанно-Предтеченской ц. Ежегодно 22 апр. в К. м. совершалось торжественное всенощное бдение, а 23 апр. после Божественной литургии икону крестным ходом с городским духовенством приносили из Керчи в Катерлез для совершения молебна с водосвятием. В праздничных торжествах принимали также участие «татары... в своих оригинальных национальных костюмах». Почитание катерлезского образа вмч. Георгия в сер. XIX в. было возобновлено благодаря деятельности архиеп. Херсонского и Таврического свт.

http://pravenc.ru/text/1684247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кольском у. Архангелогородской пров. и губ., на сев.-зап. побережье Белого м., у морского залива, названного по имени р. Канды. Местные народности, лопари и корела, называли залив Кандалахти («Кандский залив»), рус. поселенцы - Кандалакшская губа. По церковному преданию, монастырь основан прп. Феодоритом Кольским , вероятно, в сер. XVI в. (см.: Житие прп. Феодорита. Мурманск, 2006). Христианское просвещение жителей сев.-зап. побережья Белого м. связано с миссией, организованной архиеп. Новгородским свт. Макарием , в составе «священника с сеней от Рождества Христова инока Илии» и просветителя лопарей прп. Феодорита. Под 1526 г. Софийская летопись сообщает: «Приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, из Кандалакшской губы, усть Нивы реки, из дикой лопи и били челом государю и просили антиминса и священников церковь свящати, и просветити их святым крещением, и государь велел архиепископу Макарию послати из Новагорода от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавши свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша» (ПСРЛ. Т. 6. С. 289). Возведение храма близ устья р. Нивы стимулировало рус. крестьян и промышленников основать поселение, что привело к возникновению рус. «волости» (села) Кандалакша. Место Кандалакша известно с давних времен как поселение корелы; в период новгородского владычества они собирали дань «мягкой рухлядью» с аборигенов края - саамов (лопарей). Кандалакша на западе Белого м. и вост. поселение Варзуга являлись «отчинами родов корельских» и центрами сбора дани с зап. и вост. части Кольского п-ова соответственно. В 1517 г. этот порядок был подтвержден грамотой вел. кн. Василия III Иоанновича . В писцовой книге («Васильевой книге Агалина») в 1574 г. Иоанно-Предтеченская ц. уже не упоминалась, говорилось лишь о монастырском дворе, который в кон. XVI в. пребывал в запустении. Но на карте голл. купца С. ван Салингена 70-х гг. XVI в. храм на левой стороне р. Нивы присутствует ( Харузин. 1890. С. 460; Utsnitt av Simon v. Salingen kart over det nordligste Europa. [S. l.], 1601).

http://pravenc.ru/text/1470189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, учреждена 5 янв. 2013 г. Епархия охватывает территорию Крыжопольского, Могилёв-Подольского, Мурованокуриловецкого, Песчанского, Томашпольского, Черневецкого, Шаргородского и Ямпольского районов Винницкой обл. (Украина). В границах каждого района существует одноименный благочиннический округ. Кафедральный город - Могилёв-Подольский. Правящий архиерей - митр. Агапит (Бевцик ; на кафедре с 5 янв. 2013 в сане архиепископа, с 17 авг. 2015 в сане митрополита). Кафедральные соборы - во имя вмч. Георгия Победоносца (Могилёв-Подольский), Иоанно-Предтеченский (Шаргород). В епархии насчитывается 198 приходов и 3 муж. мон-ря. При ЕУ существуют отделы: информационный, по делам молодежи, по связям с общественностью и представителями власти, по делам семьи, по взаимодействию с Вооруженными силами и др. военными формированиями Украины, по благотворительности и социальному служению, по религ. образованию, исторический. История Старыми церковными центрами на территории епархии являются Могилёв-Подольский и Шаргород. В Могилёве-Подольском с 1762 г. действовал греч. храм во имя вмч. Георгия, настоятелями которого были монахи, приезжавшие с Афона . В окрестностях Могилёва-Подольского с сер. XVII в. известен скальный пещерный Лядовский монастырь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В апр. 1649 г. границу России пересекли послы Б. М. Хмельницкого , отправленные к царю,- «из-под Могилева города Лядовского монастыря святаго пророка Ивана Предтечи игум. Павел, да с ним чорной поп Микифор, да служки монастырские два». Шаргород с 1616 г. известен как центр правосл. протопопии, насчитывавшей 5 церквей (Михаило-Архангельская, св. Иоанна Предтечи, Рождество-Богородичная, Троицкая, Георгиевская на Гибаловке). В 1618 г. протопоп Матвей перешел в унию, за что в авг. 1621 г. был убит местными казаками. После этого польск. власти осуществили репрессивные меры, вслед. которых почти все правосл. приходы были переведены в унию, и в 1626 г. образовано крупнейшее в Подолье Шаргородско-Краснянское униат. наместничество.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

Новости Иконописец о. Андрей Давыдов: Работу с энкаустикой необходимо продолжать 03.08.2009 12:54 Москва, 3 июля, Благовест-инфо. Техника энкаустики в иконописи сейчас считается редчайшей – она использовалась в церковном искусстве до Х в., сохранились считанные  древние иконы, написанные минеральными красками на восковой основе. Немногие наши современники решаются всерьез заняться возрождением древней энкаустической традиции. В России этим вот уже 15 лет занимается православный священник  Андрей Давыдов. 2 августа в центре Москвы, в галерее «Феофания» , открылась выставка иконописных работ о. Андрея Давыдова, выполненных в технике энкаустики. Открывая выставку, автор сразу подчеркнул, что затеял ее не ради демонстрации достижений «замечательного иконописца». Задача выставки – показать возможности работы с энкаустикой, развеять «миф» о невозможности ее возрождения. Поэтому о. Андрей начал с примера: он показал одну из первых своих энкаустических икон – святителя Николая. Этот образ более 10 лет находился в «экстремальных условиях» — в древнем неотапливаемом псковском храме, где о. Андрей служил настоятелем (Иоанно-Предтеченский собор Ивановского монастыря). Несмотря на это, икона «чувствует себя отлично», «как будто только вчера написана», краски яркие, светящиеся, в чем могли убедиться посетители выставки. К сожалению, этого нельзя сказать о «ровесницах» энкаустического образа -- темперных иконах, написанных примерно в то же время. Как утверждает о. Андрей, они сильно поблекли, потемнели, выглядят, увы, «старушками». Этот пример продемонстрировал, что результаты в энкаустике «явно есть, и толковые», работу в этой древней технике надо непременно продолжать, уверен иконописец. По его словам, «любое использование воска в красках – сверхплодотворно для живописи». Но хорошая сохранность – далеко не главное достоинство энкаустических икон. Как считает куратор выставки Анна Чукина, энкаустика отличается «необыкновенной глубиной и тонкостью цветопередачи в сочетании с энергичностью и выразительностью образов». Сам о. Андрей, говоря об особенностях энкаустической иконописи, называет такие образы «требовательно-пронзительными», уводящими от «молитвенного уюта» и призывающими к реальному общению, к подлинной встрече молящегося и изображенного на иконе. «Энкаустический образ может достигать особой глубины и активности во взаимодействии с молящимся», -- сказал автор на открытии выставки. Его иконы невозможно представить помещенными в витиеватые золоченые рамы, а тем более – под драгоценными окладами. Энкаустическим образам подойдет эстетика далеко не каждого храма. Один из наиболее удачных примеров – храм преп. Сергия Радонежского в подмосковном Семхозе, построенный на месте убиения протоиерея Александра Меня, где иконы о. Андрея живут вместе с росписями о. Зинона (Теодора).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010