Астрахань. Церковь Николая Чудотворца (Гостинного). Гостинно-Николаевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1714 и 1875. Год утраты:1974 Адрес: Россия, Астраханская область, Астрахань, Братский сад (бывшая улица Халтурина) Координаты: 46.350328, 48.034544 Проезд:Сейчас на месте храма стоит современное, из стекла и бетона, здание центрального универсама. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм этот был вторым из построенных в Белом городе приходских храмов. Само название его говорит о тесной связи храма с астраханским купечеством и находившимся в Астрахани торговым гостиным двором. Несомненное почитание торговым людом святителя Николая Чудотворца, как покровителя торговли и мореплавания, способствовало появлению храма в честь этого святого рядом с Русским гостиным двором и речными пристанями, где шла постоянная разгрузка и отгрузка товаров. Точное время построения первоначального храма неизвестно. Можно только с уверенностью утверждать, что построен он был вскоре после появления самого гостиного двора в Астрахани. По свидетельству летописца, в 1599 году во время опустошительного пожара в остроге сгорели гостиные дворы: русский, бухарский, гилянский… Так что в конце XVI века гостиный двор уже существовал в городе. Более вероятно, что первый, ещё деревянный, Николаевский храм был построен в начале XVII века и 1628 годом датируется первое упоминание о нём. В начале XVIII века началось строительство новой каменной церкви. Инициатором постройки храма выступил митрополит Сампсон, сумевший уговорить высших представителей астраханского купечества того времени профинансировать это богоугодное дело. Самому митрополиту не удалось увидеть завершение начатого им строительства, хотя основные работы ко времени его кончины в 1714 году были уже завершены. Уже при его преемнике епископе Иоакиме 5 ноября 1714 года был освящён левый придел во имя Великомученика Георгия. Дальнейшие работы затянулись надолго, и только 23 июня 1721 года был освящён главный храмовый престол во имя Святителя Николая. Возможно, этому поспособствовал намечавшийся в 1722 году приезд в Астрахань императора Петра I. К его приезду астраханский губернатор Артемий Волынский старался привести город в более благоустроенный вид. В июне 1755 года в трапезе храма с правой стороны был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Устроен он был по обету, данному коллежским советником и товарищем астраханского губернатора Михаилом Фёдоровичем Гневашевым. В том же году 12 ноября придел был освящён архимандритом Иоанно-Предтеченского монастыря Аароном. Со временем храм несколько раз перестраивался и подновлялся.

http://sobory.ru/article/?object=37841

Култаево. Церковь Иоанна Предтечи. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Архитектурные стили: Эклектика , Неовизантийский стиль Год постройки:Между 1904 и 1917. Ссылки:   Адрес: Россия, Пермский край, Пермский район, с. Култаево, ул. Романа Кашина, д. 69 Координаты: 57.895508, 55.93689 Проезд: на автобусе: от Пермского АВ или с любой остановки на Шоссе Космонавтов, на автобусе " Пермь-Култаево " до предпоследней остановки (по требованию). Пройти вперёд примерно 240 м. Храм будет слева. на автомобиле: ехать из Перми по Шоссе Космонавтов, затем по трассе 57К-0014. После первого указател ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда на автобусе: от Пермского АВ или с любой остановки на Шоссе Космонавтов, на автобусе " Пермь-Култаево " до предпоследней остановки (по требованию). Пройти вперёд примерно 240 м. Храм будет слева. на автомобиле: ехать из Перми по Шоссе Космонавтов, затем по трассе 57К-0014. После первого указателя " Култаево " , перед ТЦ " Новый " , повернуть направо на улицу Сибирская. Проехать примерно 520 м и на третьем перекрёстке повернут налево, на улицу Романа Кашина. Ехать примерно 1,5 км. Храм будет справа. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая церковь деревянная перестроена в 1870 г. из часовни. Освящена 13.09.1870 г. Первоначально была приписана к церкви с. Нижние Муллы. Приход образован 22.02.1878 г. Взамен её в 1904 г. заложена каменная. Освящена 28.08.1917 г. соликамским епископом Феофаном. Закрыта 10.10.1936 г. и отдана под колхозный склад. Вновь открыта в 1991 г. Е. Н. Шумилов. История храма Старинное село Култаево известно в источниках с 1623 г. Раннее название - деревня Польская. Переименование произошло после того как маленькая, возведённая в середине XIX века деревянная Иоанно-Предтеченская часовня была преобразована в церковь. Култаево раньше было селом богатым. В нем дружно жили русские и татары. Главная култаевская улица, старый Казанский тракт, когда-то была главной дорогой, которая вела из Перми в Москву.

http://sobory.ru/article/?object=09268

Старая Русса. Кафедральный собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты Старая Русса. Воскресенский собор. Кафедральный. Построен в XVII в., с многочисленными поздними перестройками. Действует. Воскресенский собор 1692–1696. Колокольня 1797–1801. Здесь, при слиянии Полисти и Порусьи (Перерытицы), в 16-17 веках стоял городской острог. Воскресенский собор сооружен по заказу купца Сомрова «с прихожанами» на месте деревянной Покровской церкви. В 20 –30 гг. 19 века оба памятника были перестроены В.П. Стасовым. Завершение собора изменено в начале 20 века. После войны памятник восстановлен в 1956–60 годах. Основанный сравнительно недавно, в начале царствования Петра Великого, он тем не менее обладает более древней историей. Раньше на этои месте была построена церковь во имя Покрова Богородицы. В конце того же столетия, когда Старая Русса вновь стала многолюдным городом, Покровскую церковь, небольшую по своим размерам, в соответствии с ее назначением - собирать все городское население в особо торжественных случаях - решили перестроить заново. На ее месте в 1692 году заложен был новый обширный храм в честь Светлого Христова Воскресения, завершенный строительством, как гласят документы того времени в лето 1696 года. В воспоминание о бывшей здесь ранее церкви один из его придельных алтарей, расположенный с севера, получил название Покровского. Другой (южный), Иоанно-Предтеченский алтарь, равно как и основной, главный алтарь собора также унаследовал имя от храма, находившегося неподалеку от того места, где он был построен. Покровский алтарь был устроен первым и был освящен в октябре 1697 года. В нем единственно совершались храмовые богослужения вплоть до 1705 года, когда освящен был главный алтарь собора, а в 1708 году - второй придельный алтарь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Молитвенная жизнь, происходившая в храме, а также ему принадлежащие святыни привлекали к себе многих именитых гостей города. Так, достоверно известно, что здесь бывал Петр Первый, который горячо молился перед древним образом Покрова Божией Матери, перенесенным в собор из Покровской церкви. Посещала храм во время своего пребывания в Старой Руссе и Екатерина II, а также почти все последующие русские императоры и члены их семей. В 1797-1801 годах возле храма вместо прежней ветхой была построена новая, первоначально - трехъярусная колокольня. В 1811 году в ее верхнем ярусе устроены были звонящие часы с 8 колоколами, изготовленными тульскими мастерами. В 1828-1833 годах по ходатайству горожан Воскресенский собор был перестроен - вследствие его тесноты и обветшалости - по проекту выдающегося русского зодчего Василия Петровича Стасова. Ему были приданы черты только еще зарождавшегося в то время русско-византийского стиля: храм приобрел более торжественный и величественный характер. Почти одновременно с этим в 1835 году на средства города надстроен был также и четвертый ярус колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=00839

Начало XX века В Пермском епархиальном календаре на 1882 год отмечено, что при Градо-Осинском Успенском соборе «приписана кладбищенская Предтеченская деревянная церковь, при ней староста, купец Алексей Иванович Осипов. Вместо деревянной церкви строится каменная». Еще в августе 1876 года священно-церковнослужители Осинского Успенского собора и церковный староста при Иоанно-Предтеченской церкви представили в строительное отделение Пермского губернского правления план на постройку новой кладбищенской церкви. В прошении на имя Его Высокопреосвященства на постройку нового храма было дано такое объяснение: «...жители города Осы всех сословий имеют неотложное желание построить новый каменный кладбищенский храм вместо существующего ныне деревянного, довольно уже ветхого». На приведение в исполнение благочестивого желания осинских жителей имелись и средства, а именно: наличного капитала при кладбищенской церкви — 6 824 рубля, причем половину его составляли пожертвования на постройку нового храма. Кроме того, со стороны разных лиц вносились пожертвования в виде строительных материалов. К этому времени, например, кирпича было 150 тысяч штук. Церковный староста, купец Алексей Иванович Осипов в своем письменном заявлении указал, что готов восполнить «расход на постройку храма собственным капиталом». План на постройку церкви был рассмотрен и утвержден в Пермском губернском правлении. 2 сентября 1876 года строительное отделение правления представило отношение о строительстве нового храма в Осе в Пермскую духовную консисторию. Для наблюдения за строительством храма был назначен техник. 5 октября 1876 года план и грамота на заложение храма подписаны Антонием, Его Высокопреосвященством, архиепископом Пермским и Верхотурским. Указ на строительство храма был выслан Благочинному Осы протоиерею Ипполиту Смышляеву. Начало XX века Алексей Иванович Осипов в этот же день прочитает Указ и напишет: «...означенный Указ читал и план, утвержденный Пермским губернским правлением и Его Высокопреосвященством для постройки церкви согласно плану, получил». Кроме старосты, Указ читали священники Матвей Баранов, Николай Митюхляев, дьякон Иоанн Кудрявцев, псаломщик Василий Попов. К концу 1879 года было закончено строительство храма и начаты работы по его внутренней отделке. В феврале 1880 года Осинскому Благочинному протоиерею Федору Будрину был послан Указ из Пермской духовной консистории о разрешении постройки иконостаса. «Согласно рапорту Вашему, постройку иконостаса во вновь устроенную кладбищенскую церковь, по представленному рисунку, за счет храмодателя той церкви купца Осипова разрешить. 8 июля (21 июля по новому стилю) 1882 года в Осе произошло знаменательное событие: освящение нового храма Казанской иконой Божией Матери. Храм построен «тщанием (усердием) Осинского II гильдии купца Алексея Иванова Осипова и на пожертвования других благотворителей».

http://sobory.ru/article/?object=08391

Разделы портала «Азбука веры» Иерей Николай Герасимов " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Немало случаев, когда в Церковь приходят через горе, потерю. Иногда радостное событие приводит к храму. Время атеизма отдаляется, сегодня люди узнают о вере в семье, с детства с родителями ходят в храм, участвуют в Таинствах . Настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское , иерей Николай Герасимов с детства – с 10 лет хотел служить Господу. Он учился в православной гимназии, семинарии Троице-Сергиевой Лавры . Был рукоположен через десять лет после окончания семинарии. Такой перерыв был вызван не сомнениями в своём пути, а серьезным подходом к браку . Вы росли, взрослели в то время, когда уже храмы стали открываться и восстанавливаться, люди постепенно возвращались к вере. Как Вы приобщались к духовной жизни? Родился я в 1990 году в столице далёкого, но солнечного Забайкальского края городе Чите. У нас семья была неполная, я жил с мамой и бабушкой. Моя мама работала и до сих пор работает в музыкальной школе преподавателем по классу фортепьяно в детской школе искусств. Они вдвоём меня воспитывали, веру, церковность мне мама привила. Она сама родилась в советское время, её в семье в вере не воспитывали, и она путём проб и ошибок, может быть, в чем-то, имею ввиду духовный путь, пришла к вере православной , много читала разных книг и мне привила любовь к чтению с ранних лет. Остановилась на православной вере и меня начала воспитывать в церковной среде. Крестили меня в два года, в Свято-Воскресенском кафедральном храме города Читы , кто именно крестил не сохранилось, только дату знаю – 12 июля. Храм был один действующий на всю Читинскую область, потому что по понятным причинам все церкви были закрыты или разрушены. Меня там крестили, как и многих – сотни, а может и тысячи других забайкальцев, которые приняли решение стать православными. С десяти лет началось моё активное воцерковление, сначала я пошёл в воскресную школу при том же храме, потом достаточно быстро меня взяли в алтарь, стал пономарить , даже иподьяконствовать , поскольку правящий архиерей служил в этом храме. Делал сознательные шаги – был не просто наблюдателем, а участником богослужений, активно помогал и на архиерейских службах, и на будничных. Мне нравилось по субботам и воскресеньям прислуживать в алтаре , по воскресеньям оставаться на вечернюю службу, когда уже народу мало и служба обычная вседневная, как правило.

http://azbyka.ru/way/s-10-let-hotel-stat...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление От издателей Автор печатаемого нами очерка – православный финский писатель Тит Коллиандер, издавший уже не одну книгу о Православии. Его книга «Узкий путь» была опубликована на шведском языке и имела большой успех в скандинавских странах не только среди православных, но и среди инославных читателей. В англоязычном мире книга «Узкий путь» выдержала несколько изданий. Русский перевод работы Коллиандера был осуществлен в середине 50х годов группой русских верующих в Финляндии и опубликован во Франции в журнале «Вечное» (1957, VII–VIII). В 1991 г. этот перевод был отредактирован и издан приходом Свято Иоанно-Предтеченского Собора в Вашингтоне. Настоящее издание подготовлено на основе издания 1991 г., редакторская правка сделана с использованием публикации в журнале «Вечное» и английского перевода: Tito Colliander. The Way of the Ascetics (Oxford: Mowbray, 1983). Предисловие Быть может, ни одна из истин христианского вероучения не подвергалась таким нападкам со стороны врагов христианства, как аскетизм. В нем хотели усмотреть темное и злое начало, которое с недоверием и даже враждой относится ко всему, что связано с телесным бытием человека. Такой упрек справедлив разве что по отношению к буддизму, который воспринимает тело человека как темницу души. Но по отношению к христианству такой упрек возможен лишь как плод недоразумения или преднамеренной клеветы. Ни одна из религиозных доктрин не содержит такого возвышенного учения о человеческом теле, как христианство, которое есть религия Бога, ставшего человеком, воспринявшего на Себя всю полноту человеческого естества, кроме греха, от которого Он пришел людей избавить. Апостол Павел учит: Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа ( 1Кор.6:19 ). Этот храм, прекрасный и совершенный сам по себе, пал, был поражен грехом и нуждается в очищении для того, чтобы замысел Божий о Его творении был явлен во всей его полноте. Никому не придет в голову утверждать, что хирург, удаляющий злокачественную опухоль, руководствуется при этом чувством ненависти к человеческому телу. Христианская аскетика есть искусство, при помощи которого душа перестает быть порабощенной телом и приобщает тело человека к своему бессмертию.

http://azbyka.ru/uzkij-put

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ    27 июля (9 августа)  Священномученик Платон Горных Священномученик Платон родился в 1860 году в семье свя­щенника Горгония Горных; отец умер, когда Платону было пять лет. В 1881 году он окончил Пермскую духовную семинарию и был рукоположен во священника к Симеоновской церкви се­ла Медведевского Верхотурского уезда Пермской губернии . В 1885 году он был переведен в Николаевский храм в селе Осинцевском Ирбитского уезда, а в 1892 году – в Иоанно-Предтеченскую церковь в селе Тиминском Екатеринбургского уезда. В 1894 году отец Платон был назначен в Покровский храм в селе Покровском Ирбитского уезда. Служа в Покровском храме, он состоял членом Режевского комитета Православного миссионерского общества. После прихода к власти в России большевиков началась Гражданская война. В Ирбитском уезде были созданы отряды красногвардейцев, большей частью игравшие роль карателей, один из таких отрядов в селе Егоршинском возглавил слесарь железнодорожного депо А.О. Павловский. В своих воспомина­ниях, написанных в 1930-е годы, когда он был помощником ко­мандира бригады по политчасти, он с упоением вспоминал, как ликвидировал «врагов», отдавая приказы поставить их «к сема­фору»; так он называл расстрелы, производившиеся у полотна железной дороги. «Это были два слова, – писал он, – которые прекращали жизнь контрреволюционера и освобождали рабо­чий класс от лишней пакости, мешающей рабочему классу тво­рить великое дело». Однажды от одного из жителей села По­кровского поступил донос, что отец Платон до революции был председателем местного отделения Союза русского народа, а его сын воюет на стороне атамана Оренбургского казачьего войска полковника А.И. Дутова. Было также сообщено, что у священ­ника часто проходят дома совещания, что он ведет на улице аги­тацию и неуважительно отзывается о большевиках, говорит, что они грязны и невежественны. Прочитав донос, Павловский пришел в ярость и, взяв с собой нескольких красногвардейцев, отпра­вился на дрезине в Покровское.

http://fond.ru/kalendar/584/platon/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Сергий (Воскресенский) 7 мин., 10.03.2018 Отца Сергия приговорили к заключению и отправили в лагерь на Беломорско-Балтийском канале. В суровых условиях он пережил там осень и зиму, но в начале весны отца Сергия посадили в камеру с уголовниками. Они сняли с него одежду и выставили на мороз. Это стало последним ударом по измученному тяготами заключения священнику… Священномученик Сергий родился в 1890 году в семье настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви в селе Дьякове (ныне Коломенское) Московской губернии Сергия Воскресенского. По окончании в 1915 году Московской духовной семинарии он был назначен учителем словесности в школу при Князе-Владимирском монастыре в Подольском уезде, основанном в 1890 году в живописном холмистом месте при селе Филимонки. В 1916 году Сергей Сергеевич обвенчался с дочерью священника Александрой Николаевной Никольской и был рукоположен во диакона, а в 1920 году — во священника ко храму Иоанна Предтечи на место почившего отца. Здесь отцу Сергию пришлось столкнуться с гонениями против Церкви, наступившими после захвата большевиками власти. В 1923 году комиссия под председательством жены Льва Троцкого, Н. И. Троцкой, составила акт о закрытии храма Иоанна Предтечи и передаче его музейному отделу Главнауки. В том же году власти Москвы постановили забрать храм у верующих, а его здание передать отделу музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению, и в феврале 1924 года храм был передан отделу. Церковная община не согласилась с этим решением и подала ходатайство об открытии храма. «Православный приход, объединенный нашим храмом, — писали прихожане, — включает в себя четыре больших подмосковных селения с населением тысяча девятьсот — две тысячи душ. Среди нас нет не только неверующих, но даже маловерующих. Воспитанные на началах старого деревенского уклада жизни, мы привыкли всю нашу трудовую жизнь, во всех ее этапах, связывать с кругом жизни церковной, подчиняя первую последней, и до конца дней своих мы не изменим этим своим традициям».

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-sergi...

Соликамск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор (летний) - самое монументальное и живописное культовое сооружение города. Венец архитектурного ансамбля г. Соликамска. Каменный Свято-Троицкий летний собор был основан в 1684 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Строительство его было начато на средства соликамских посадских людей, но денежная казна быстро истощилась. Горожане обратились с просьбой к царям Иоанну и Петру Алексеевичам оказать денежную помощь от государственной казны. По указу государеву 1688 г., пожаловано 200 рублей " из тамошних Усольских таможенных и кабацких доходов " .. В память об этом, в южной стене храма был сделан изразец с двуглавым орлом а позднее в кладку под карнизом на западном склоне была вставлена выложенная из кирпича корона. В 1689 году был освящен Иоанно-Предтеченский придел, в 1697 году - и основной храм во имя Святой Троицы. Во время городских пожаров 1711, 1741, 1743 годов Троицкий собор горел и не раз ремонтировался. Ученые не исключают, что появление короны связано с одним из ремонтов и является следствием восстановительных работ на государственные средства. Собор пятиглавый, с двумя крыльцами на три схода с висячими гирьками. Первоначально имел три крыльца, но до нашего времени сохранились только два. Высокий кубический храм обстроили более низкими объемами-приделами (с севера - Иоанна Предтечи и с юга - Николая Чудотворца), полукруглыми апсидами и галереей с трех сторон. Его стены и наличники окон опоясывают многочисленные орнаменты, образованные из кокошников, жучков, розеток. Северное крыльцо, кроме резьбы, украшено также зеленым поясом из поливных керамических изразцов, на которых изображены символические птицы. Внутреннее пространство перекрыто сомкнутыми сводами. Интерьерам свойственна лаконичность форм, четкость пропорций и линий. Важную роль играет освещение храма. Окна сгруппированы в верхнем ярусе с противоположной стороны от иконостаса. В соборе хранилась одна из реликвий города - икона Николая Чудотворца, подаренная Соликамску царем Иваном Грозным.

http://sobory.ru/article/?object=02976

Сопровождающий святыню в этом продолжительном пути, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела иерей Дионисий Гришков в общении с представителями уральских СМИ рассказал о том, как встречают крест в городах Святой Руси. «Особенность крестного хода в том, что он достаточно быстро передвигается. Мы привозим его (крест, – ред.) в центральные города, и, конечно, люди, жители республик, областей, приезжают. Встречают всегда много людей. Обычно очередь длится с утра и до вечера. Например, в Белгороде при поклонении кресту храм не закрывался ночью, потому что был большой поток людей. Сейчас, несмотря на уже более холодную погоду, мы видим, что для людей это символично собраться перед крестом, везде мы видим народное единение», – сказал отец Дионисий. По данным паломнического отдела Екатеринбургской епархии, пятничным вечером в Иоанно-Предтеченский собор приехали паломники из Нижнего Тагила и Качканара, Невьянска и Каменска-Уральского, Пышмы и Березовского, Верхотурья, Сарапулки и Верхних Серёг, а также из Тюмени и Кургана. После всенощного бдения к Годеновскому Кресту продолжали подходить верующие с разных приходов города святой Екатерины. Ночью храм не закрывался, а на утро, за праздничной Божественной литургией в храме собралось такое множество народа, что все не вместились и образовалась очередь. Ее регулировали священнослужители и добровольцы Православной службы милосердия, дежурившие в эти дни у святыни. Верующим раздавались иконки с изображением Годеновского Креста. Между богослужениями перед святыней непрестанно звучала молитва — клирики Екатеринбургской митрополии с прихожанами совершали молебны с чтением Акафиста Честному и Животворящему Кресту Господню. Первый молебен прозвучал по окончании архиерейской Божественной литургии. Его совершил протоиерей Игорь Бачинин, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца при Уральском государственном горном университете. Свои молитвы также вознесли прихожане Никольского храма. Отец Игорь поделился важностью присутствия в этот день у святыни, которая в жизни Церкви имеет особое значение.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/23/ve...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010