Когда, таким образом, с одной стороны – не дается уступки страстям, с другой – насаждаются добродетели, сердце мало-помалу умягчается (п. 182), согревается и приемлет в себя Божественный огнь, который только береги – и будешь безопасен. Авва Пимен говорит об этом: «Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с душою: доколе она пребывает в духовном делании (горении духа к Богу), враг не может поразить ее» (п. 111)» (9, с. 232–237). 68. О возможности и необходимости духовной жизни для ревнителей благочестия среди житейской суеты Граф Сперанский проходит духовную жизнь. Государственный человек, почти непрестанно занятый то административными учреждениями, то улучшением порядков государственной жизни, находил возможным умно и сердечно пребывать в Боге – всеправящем, вездесущем, всевидящем. Это приводит мне на память обычную отговорку, которою светские люди прикрывают свое нехотение потрудиться как следует над делом Божиим, делом своего спасения: «Где уж нам!» Сперанский обличает их фактически, и не он один, но и другие многие. Помнится, ту же отговорку обличал и старец Василий в своих предисловиях к статьям Добротолюбия об умном делании или молитве, помещенных в жизнеописании старца Паисия Нямецкого. «Смотри, – говорит, – какую высокую жизнь проходили люди, занятые по долгу внешними делами», – и перечисляет их. Таков был домоправитель-вельможа, о котором упоминает Симеон Новый Богослов в Слове о вере, помещенном в Добротолюбии; таков был патриарх Фотий, знакомый с сим делом до патриаршества, при трудах государственного секретарства; таковы были и другие патриархи, у которых на руках лежало управление церковными делами, большею частию внешними, довольно хлопотливое. Старец Василий, выставляя этих деятелей духовных среди внешних обязательных дел, имел в виду расположить ревнителей благочестия к тому же роду жизни, в свое время. Не удастся ли и нам с вами подвигнуть кого-либо на подобные же опыты, представив им картину духовной жизни, как ее живописует Сперанский в своих письмах, конечно, с собственного своего опыта (10, с. 5–7)? 69. Ложный путь к духовному совершенству у мистиков и учение святых отцов о многотрудности духовного подвига

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

« Имев уже неоднократный опыт сколь мало подобные ревизии достигают своей цели, от которых конечно нельзя ожидать лучшего успеха в столь отдаленном и обширном крае, посему понял я полезнейшим, возведя вас в звание генерал-губернатора, препоручить вам сделать осмотр Сибирских губерний, не существовавшего до сего времени в оных управления», виде начальника, и со всеми правами и властью, присвоенными званию генерал-губернатора. »Исправя сею властию все то, что будет в возможности, облича лица, предающиеся злоупотреблениям, предав кого нужно законному суждению, важнейшее занятие ваше должно быть: сообразить на месте полезнейшее устройство и управление сего отдаленного края и сделав оному начертание на бумаге, по окончании занятий ваших, самим лично привезти оное ко мне в Петербург, дабы имел я способ узнать изустно от вас настоящее положение сего важного края и прочным образом установить на предбудущия времена его благосостояние». «По моему исчислению, возлагаемое на вас препоручение может продолжиться года полтора, или, по большей мере, два». Таким образом, два года – крайний предел отсрочки, на этот раз последней, для возвращения изгнанника, с обещанием затем личных сношений с Государем. Тяжел подвиг и обширна задача возлагаемая на этот раз на способности и опытность человека, за семь лет воротившего всеми делами по изменению к лучшему порядка дел во всей Империи; но Сперанский, с горечью в сердце принял и выполнил блистательно поручение. Ревизия его самый почтенный период его служебной карьеры, где приметны на деле все приемы ускорения многосложных процессов, вдруг выплывших наружу и осветивших мрак злоупотреблений, на которые нарушители закона и правды смотрели как на невозможное открыть и выяснить. Предав суду главных виноватых и освободив от преследований тысячи невинных. Сперанский думал в половине 1820 года кончив все, быть в Петербурге, когда получил 7-го мая приказание явиться не раньше марта же будущего года. В рескрипте этом, бросившем в море горечи изгнанника, приказано, однако представить о порядке управления в Сибири при отбытии оттуда, стало быть идея, об оставлении там уничтожалась. Иркутск – где открыты самые тяжкие преступления губернатора, оставлен был Сперанским в феврале 1820 г. для поездки в Кяхту и Нерчинск, 7-го марта генерал-губернатор был снова в Иркутске, в июле отправил миссию в Пекин и 1-го августа совсем оставил столицу Восточной Сибири, 11-го был в Томске и там получил (17-го августа) разрешение оставить Сибирь по усмотрению, с чем, оканчивалась собственно, изгнанническая жизнь. 8-го октября приехав в Тобольск, Сперанский оставил этот город 8-го февраля 1822 г., 11-го был в Екатеринбурге, 14-го в Кунгуре и 15-го в Перми. Затем, два дня – до Казани, в ночь следующего дня выезд из нее, день до Симбирска, там 2 дня; с 25-го февраля по 6-е марта – в Пензе, за своими делами, 14-го в Москве и 22-го встреча с дочерью в Царском Селе, и вечером – в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже старый и официальный биограф Сперанского, барон Корф, догадывался, что были и скрытые виды в вызове Фесслера. С тех пор стали доступны очень интересние заметки Гауеншильда, служившего одно время при Сперанском в Комиссии законов. Гауеншильд рассказывает о масонской ложе, учрежденной Фесслером в Петербурге, куда входил и Сперанский, — собиралась она в доме известного барона Розенкампфа. «Предполагалось основать масонскую ложу с филиальными ложами по всей Российской империи, в которую были бы обязаны поступать наиболее способные из духовных лиц всех состояний. Духовные братья были бы обязаны писать статьи по известным гуманитарным вопросам, говорить проповеди и т. д., и эти бумаги должны были затем препровождаться в главную ложу…» Гауеншильд припоминает, что при первом же с ним свидании Сперанский заговорил о «преобразовании русского духовенства…» Можно думать, что именно с этим умыслом и был призван Фесслер и введен в Академию… Фесслер был вольнодумцем, не мистиком. Он примыкал к идеям Лессинга [ 42 ] и Фихте, [ 43 ] задачу истинного масона он полагал в созидании новой гражданственности, в перевоспитании граждан для наступающего века Астреи. Московские розенкрейцеры встретили весть о Фесслере с негодованием и страхом: «ибо это подкрадывающийся враг, отвергающий божество Иисуса Христа, а признающий его только великим мужем» (отзыв Поздеева в письме к гр. А. К. Разумовскому). Враждебно его встретили и в Петербурге. Однако, и в его ложу вошли видные люди, — С. С. Уваров, А. И. Тургенев, ряд карпато-россов из Комиссии законов — Лодий, Балудьянский, Орлай, лейб-медик Стоффреген, известный врач Е. Е. Эллизен, филантроп Помиан Пезаровиус, основатель «Русского Инвалида» и Александровского Комитета о раненых… В Академии Фесслер преподавал недолго, — скоро был обнаружен его социнианский образ мысли. Конспекты его предположенного курса были найдены «темными». И вскоре Фесслер был перемещен на службу «корреспондентом» в Комиссию законов, а вслед затем Сперанский, защищавший и его, и его конспекты, и бывший до тех пор самым деятельным членом «Комиссии духовных училищ», вовсе перестал приходить на собрания, и даже просил его уволить. Это было в 1810-м году. В 1811-м году Фесслер должен был уехать в Поволжье, к тамошним гернгутерам. В1818-м он снова вернулся в Петербург в должности лютеранского генерал-суперинтендента, и пользовался здесь благосклонностью князя Голицына…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Выразительно пишет об этом проф. В. Сперанский в статье «Русское богословие в эмиграции», по поводу Х-го выпуска парижского журнала «Православная Мысль» («Русская Мысль», 10/VI 1955). Давая отзыв относительно статьи о Соловьеве проф. прот. В. В. Зеньковского , проф. Сперанский говорит: «Проф. Зеньковский убежден, что В. С. Соловьев будет наиболее оценен не теми, кто просто повторяет, хвалит и объясняет его учение, но – кто уходит от него вперед, кто разделяя его замыслы, прокладывает новые пути для их разработки. «Соловьев пытался строить систему. Скажем прямо, не боясь правды, что она ему не удалась». Во всеоружии огромной эрудиции и редкой психологической чуткости отец Зеньковский бережно вскрывает некоторые непримиримые диссонансы в его величественной логической симфонии. «Глубочайшая сущность мировой души и основа всего мироздания есть хаос – зияющая бездна всякого безумия и безобразия. Бог любит хаос в его небытии... Бог хочет, чтобы хаос существовал», – так странно и так соблазнительно для неискушенных писал Соловьев. – Проф. В. В. Зеньковский убежденно говорит, что «эта фантастическая концепция, стоящая уже недалеко от кощунства, – очень важна и очень нужна для Соловьева, для его грандиозного и упорного замысла объединения религиозной, философской и научной мысли. Этот неминуемый и насущный замысел должны еще совершить достойные ученики Соловьева». Проф. Сперанский видит «драгоценное и законногорделивое преуспеяние» продолжателей Соловьева на этом пути. «Никого не страшась и ни перед кем не заискивая, наши заграничные богословы, как церковные, так и светские чрезвычайно расширили свой всемирно-исторический кругозор и полностью отрешились от ветхих схоластических приемов». Таким образом, перед вдохновленной идеями Соловьева новой русской богословской школой продолжает рисоваться подлинно грандиозный замысел объединения религиозной мысли – нужно сказать точнее: православного догматического учения – с философией и наукой современного человечества. Исполинская задача перед лицом современной духовной и материальной культуры, так далеко отошедшей от религии...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Обгоревший младенец из Тулы будет взят под опеку Резонансная история маленького Матвея, который получил серьезные ожоги в роддоме и до сих пор находится в больнице, взволновала интернет-пользователей. Обращение в Фейсбуке режиссера Ольги Синяевой, написавшей о препятствиях для женщины, которая хотела стать опекуном Матвея, не осталось без внимания. Накануне стало известно, что Наталья Тупякова, которая хочет стать опекуном, получила заключение комиссии Городского ресурсного центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Однако также Матвея хочет взять и приемная семья Н. Саргановой из Тулы. «Правмир» попросил рассказать о подробностях истории Матвея уполномоченного по правам ребенка в Тульской области Наталью Алексеевну Зыкову. — Каково состояние Матвея сейчас? — Ребенок находится в больнице, проходит реабилитацию. До марта он был в больнице Сперанского в Москве, потом его перевели в Тульскую областную больницу. Потом в июне опять в Москву. Клиника Сперанского делает высокотехнологичные операции, потом наша областная больница принимает ребенка для реабилитации. Все лечение Матвей проходит под руководством медиков столичной клиники, они ведут этого ребенка, проводят консилиумы. В информации, которая размещена в интернете, много непроверенных данных. Пишут, что и голову он перестал держать, и пальчики срослись. Они не могли срастись. Изначально у него были такие конъюнктурные изменения. Я говорила с главным врачом клиники Сперанского, он не подтвердил информацию об ухудшении состояния Матвея. Наоборот, врачи сейчас констатируют положительную динамику в его развитии. Поэтому утверждать, что было лучше, а стало хуже неправильно. Динамика есть во всем. Он поправился,  он вступает в контакт, улыбается. У него сохранен интеллект. Когда я его видела – это был прекрасный малыш, он шевелил ручкой, той, которая у него рабочая. Также писали, что он был отправлен практически голым. У нас огромное количество людей, которые могут подтвердить, что ребенок уехал полностью укомплектованный. У него была одежда, развивающие игрушки, книжки, коляска. Его отвезли со всем необходимым комплектом. То есть, эта тоже информация была ничем не подтверждена.

http://pravmir.ru/ombudsmen-tulyi-oba-ka...

" Свод законов Российской империи " расположен в систематическом порядке. В первых трех томах изложены законы " основные и учредительные " , т. е. определяющие пределы власти и порядок делопроизводства правительственных учреждений, Государственного совета, Сената, министерств, губернского управления и т.д. В дальнейших пяти томах (в 4, 5, 6, 7, 8-м) изложены законы " государственных сил " , т. е. средств, которыми питается государство, законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9-м томе изложены законы " о состояниях " , т. е. о сословиях. В 10-м томе изложены законы гражданские и межевые. В четырех дальнейших (11, 12, 13 и 14-м) - законы " государственного благоустройства и благочиния " , т. е. полицейские, и в последнем (15-м томе) - законы уголовные. Вот строй законов, в котором каждая статья не представляет ничего нового, а извлечена из изданного закона и только нашла место в общей системе. Таким образом, свод законов составился из 42 тыс. статей; это слишком много законов, чтобы знать их; обилие законов есть главный недостаток свода, и сам Сперанский сознавал это. Дальнейшие узаконения присоединились к своду как дополнение, и теперь таких статей свыше 100 тыс. Сперанский смотрел на свод законов только как на подготовительную, черновую работу для выработки удобоприменимого кодекса. Трудно представить себе памятник, более выражающий основную мысль царствования: ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое. Свод законов, сказал я, издан был в 1833 г.; но, кроме того, Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: так, ему принадлежит свод военных постановлений в 12 томах; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского. Свод законов и должен был стать руководством для деятельности правительственных учреждений. СОБСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ. Легко предвидеть, в каком направлении должен был измениться правительственный порядок. Основания правительственного строя остались прежние, но, взявшись руководить громадной империей без всякого участия общества, Николай должен был усложнять механизм центрального управления. Вот почему в его царствование создалось громадное количество либо новых департаментов в старых учреждениях, либо новых канцелярий, комиссий и т. д. Все это время было эпохой необозримого количества комитетов и комиссий, которые создавались для каждого нового государственного вопроса. Всего лучше выразилась мысль этих правительственных перемен в создании целого сложного управления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Сей дух и вера спасли Россию во время самозванцев. Он есть не что иное, как уважение к своему народному достоинству. Любовь к отечеству питается народными особенностями, безгрешными в глазах космополита, благотворными в глазах политика глубокомысленнаго. Государство может заимствовать от другаго разные полезныя сведения, не следуя ему в обычаях. Пусть сии обычаи естественно изменяются, но предписывать им уставы есть насилие... С приобретением добродетелей человеческих, мы утратили гражданския. Мы стали гражданами мира, но перестала быть в некоторых случаях гражданами России».– В новой истории образцом государственной мудрости Карамзин признает царствование Екатерины II. «Едва ли не всякий из нас скажет, что время Екатерины было счастливейшим для гражданина Российскаго; едва ли не всякий из нас пожелал бы жить тогда, а не в иное время». С той же консервативной точки зрения Карамзин смотрел и на современную ему законодательную деятельность Сперанского. Он осуждает реформы Сперанского за их поспешность, за излишнее уважение форм государственной жизни, в ущерб ее содержанию. Эти реформы созидались не на исторической почве, вызывались не действительными потребностями страны, а возникли из подражания Европе. Они не были прямыми, необходимыми результатами изучения России, а возникли из теоретических кабинетных размышлений. Реформы Сперанского бесцеремонно обращались с тем, что выработалось целыми веками народной жизни; исправляя старое дурное, они не редка захватывали и хорошее. Хорошее гражданское устройство, по мнению Карамзина, зависит не от учреждений, не от формы правления, но от хороших правителей, умных, честных и самоотверженных деятелей. Это совершенно справедливо, что самые хорошие учреждения не принесут пользы, если не будет хороших деятелей, но так же справедливо и то, что хороших деятелей могут создать только хорошие свободные учреждения и могут дать им возможность беспрепятственно исполнять закон и достигать предуставленных целей. Критика находила в истории Карамзина разные недостатки: взгляд на события у Карамзина не всегда соответствует тому времени, в которое совершались события; о прошедших событиях и лицах он судит иногда по понятиям своего времени; в истории нет строгого характеристического разграничения между разными эпохами: древний быт и лица древних времен не отличены ясными, определенными чертами от быта позднейшего и лиц, живших во времена, более близкие к нам; наконец Карамзин в своей истории обращает больше внимания на внешние события (на сношения России с другими государствами, на войны и договоры), чем на внутренние (на состояние просвещения и литературы, на нравственный быт и семейную жизнь).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Слово в день столетнего юбилея покойного графа М. М. Сперанского. (31 декабря 1871 года) Премудрость сыны своя вознесе, и заступает ищущих ея. Держайся ея наследит славу... Слушаяй ея, судити имать языки... И помучит его в наказании своем, дóндеже веру имет души его, и искусит его во оправданиих своих: и паки возвратится прямо к нему, и возвеселит его: и открыет ему тайны своя. ( Сир. 4:12, 14, 16, 18, 19, 20, 21 ). Так священный мудрец рассуждает о мудрости. У ней, значит, есть свои любимцы и своего рода избранники. Призвание их велико и светло. Их имя переходит в историю. Их деятельность дает себя чувствовать в судьбах народных. Но не легкое дело попасть к ней в любимцы. Этих избранников своих она, по выражению священного мудреца, сначала помучит долго, так что боязнь и страх наводит на них, т. е. подвергает их тяжелым и суровым испытаниям, как бы пробуя, что за люди ищут украситься ее именем, серьезны ли и бескорыстны их стремления к истине, достаточно ли в них мужества и стойкости, чтобы слушать ее возвышенные уроки, не сверяя их с личными вкусами. И лишь после подобного продолжительного искуса, сообщающего им своего рода закал, премудрость обращает наконец сияющее лице свое к своим достойным избранникам, идет к ним прямо навстречу, возвеселяет их и возвеличивает и открывает тайны свои. Эта притча священного мудреца, так верно и метко изображающая внутреннюю историю умственно-нравственного развития и человеческого духа, пришла нам на мысль при воспоминании о муже, столетнюю память которого собрались мы ныне почтить в сем св. храме Божием. Кому из образованных русских людей не знакомо громкое имя графа Сперанского, этого просвещеннейшего и благороднейшего деятеля двух предыдущих царствований? Гениальный ум и обширная образованность этого человека вознесли его на самые верхние ступени человеческого величия и славы. Самая теплая и искренняя любовь к отечеству, ради которой он не хотел знать покоя в своих великих замыслах о славе и благоденствии России, сделала его некогда другом царевым и ближайшим советником престо ла. А плодами его колоссальных трудов продолжают доселе пользоваться пережившие его русские поколения. Но не нам и не здесь исследовать незабвенные заслуги великого русского деятеля; с своей стороны мы можем только порадоваться, и особенно в день памяти покойного графа, что заслуги его уже находят себе достойных историографов в среде ученых русских людей. Отрадное – говорим – явление! Ибо не всегда-то и бывает так, чтобы труды великих деятелей помнились и ценились по достоинству в потомстве. Но в жизни вспоминаемого ныне великого русского мужа есть некоторые особенно назидательные для нашего времени черты, о которых подал нам мысль ветхозаветный священный мудрец вышеприведенным своим изречением о мудрости, и которые мы намерены и предложить теперь с церковной кафедры. Пусть это будет в память родного и незабвенного нашего мудреца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

К пониманию человеческой личности в русской традиции Понятие «личность» ныне четко ассоциируется с либеральной демократической идеологией. Постоянно говорится о правах личности, ее достоинстве, возможностях. Личность воспринимается как «Я», как «эго» – нулевая координата социального космоса. Все через нее, и ничего без нее. Но нулевая координата не зря имеет такое название: как у бублика, здесь все самое интересное – на поверхности, внутри – дырка. Внутренний мир – сугубо интимная сфера, и, как часто бывает, чем беднее, тем интимнее. Важен только статус. Между тем подобная смысловая стерилизация отнюдь не изначальна. Появление слова «личность» в применении к отдельному человеку имело для России значение поистине эпохальное. Еще в XVIII и в начале XIX столетий словом «личность» называли оскорбление, пристрастность, самолюбие. Так, А.С. Пушкин в эпиграмме «Журналами обиженный жестоко…» писал: Иная брань, конечно, неприличность, Нельзя писать: Такой-то де старик, Козел в очках, плюгавый клеветник, И зол, и подл: все это будет личность. Иногда под «личностью» понимали также особенность, отличие. Именно в этом значении слово употреблял Н.М. Карамзин в предисловии к «Истории государства Российского»: «Мы все граждане – в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя» . Отдельного человека тогда именовали «особой», «персоной», «лицом». В этом был отчетливый юридический привкус; для личности с ее духовным миром особого слова, кроме достаточно неопределенного и широкого понятия «человек», не было. Первым, кто придал понятию «личность» новое – именно духовное – значение, был выдающийся русский государственный деятель М.М. Сперанский – тот самый, которого Наполеон в свое время предлагал Александру I обменять на любое из завоеванных им государств. В своем наставлении для юношества «Руководство к познанию законов» (1838), недописанном из-за кончины, Сперанский – наставник цесаревича – давал первое в русской традиции определение личности: «Собственность лица есть власть человека над собственными его силами, как душевными, так и телесными. Власть сия основана на первообразной власти духа над душою и души над телом. Сие называется личностью, самостоятельностью (personnalité)». Власть духа имела для мыслителя принципиальную важность. Он также писал: «Цель общежития есть утвердить между людьми нравственный порядок и посредством правды общежительной возвести к правде всеобщей. Общежитие есть преддверие вечности. В нем человечество навыкает, приуготовляется, образуется к нравственному единству». Сперанский также предполагал опровергнуть противоположное, взятое из идеологии Просвещения, мнение «о начале общества от личных польз и договоров» .

http://pravoslavie.ru/46437.html

В то же время Сперанский стремится избежать смешения славянского язычества с иными традициями – поэтому он отвергает основанную на индуизме «Живую Этику» Рерихов как учение, непригодное для России. Равным образом он отвергает и христианство, основанное на «семитской идеологии», ссылаясь при этом на антихристианскую и антисемитскую литературу от эпохи Просвещения до нынешних сочинений Доброслава. Зато ему симпатично «русское народное христианство», которое будто бы «вытравило из христианства семитскую идеологию». Похоже, вопреки научным данным и даже мнению многих других русских неоязычников Сперанский ограничивает «индоевропейское начало» лишь европейскими народами, отлучая от него обитателей всех иных континентов, включая и Индию, но при этом все же усматривая родство русского язычества с идеями Ригведы 64 . Религия Сперанского – это религия спасения. Путь к спасению ему видится в бережном отношении к окружающей природе и в сохранении культурного наследия предков. Напротив, якобы не проявляющая заботы о природе и культуре технократическая цивилизация Запада идет к своему краху, и России следует всеми силами этого избежать, в чем ей поможет возвращение к язычеству 65 . Любопытно, что учение Сперанского имеет ярко выраженный культурный акцент и воскрешает старую немецкую идею, противопоставляющую культуру цивилизации. В этом можно усмотреть комплекс меньшинства, который встречается у части русской националистически настроенной интеллигенции, ощущающей свою отчужденность от государства. Сперанский специально оговаривает, что служение Родине следует отличать от служения государству 66 , и ему импонирует идея «духовной независимости человека от социальных институтов», на которой будто бы покоится язычество 67 . От описанных городских неоязыческих общин отличается «семья» А. А. Добровольского (Доброслава), который создал свою неоязыческую общину в деревне Васенево Шабалинского района Кировской области. Свое учение Доброслав строит на культе плодоносящих сил природы и фаллическом культе. Он считает древних славян солнцепоклонниками и исповедует культ Ярилы-Солнца. В нем он видит «всеобъемлющую, всемогущую и всеблагую силу», «воплощение природной мудрости», и его главный лозунг – «Слава Яриле». Посланником Солнца он считает «живой огонь», «олицетворяющий вечную жизнь семьи и рода». Любопытно, что солнцепоклонничество заставляет Доброслава отказаться от распространенной у русских неоязычников идеи о расположении центра русского традиционализма на Севере. Для него священным является Восток, откуда восходит солнце; туда якобы были обращены и древнейшие святилища 68 . Тем не менее он разделяет рассмотренный выше миф о русах как народе многотысячелетней древности, широко расселившемся в далеком прошлом по Евразии и давшем жизнь многим другим народам 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010