Закрыть itemscope itemtype="" > Об одной «ошибке» в судьбе святителя Иоанна Шанхайского и другие истории Рассказы протоиерея Стефана Павленко 01.07.2021 2039 Время на чтение 12 минут Святитель Иоанн Шанхайский Фото: pravoslavie.ru От автора : Это уже третья запись наших бесед с митрофорным протоиереем Стефаном Павленко, настоятелем храма Всех Святых в Земле Российской просиявших, в городе Бурлингейме, в Калифорнии. Первая и вторая части здесь: Как обновляются иконы и сбываются пророчества , Люди старой России ). Протоиерей Стефан Павленко Фото: pravoslavie.ru Как моя мама пела на клиросе вместе с будущим святителем Иоанном Шанхайским Моя мама, Мария Дмитриевна Шатилова, родилась в 1916-м году в Петрограде. Ее папа, мой дед, был офицером Русской Императорской армии, сражался на полях Первой мировой войны, был награждён тремя орденами, в том числе орденом Святой Анны с надписью «за храбрость». После революции дед, бывший кадет и юнкер, стал одним из первых, кто записался в Добровольческую армию. Бабушка была родом из старинной дворянской семьи: урожденная Толстая, она приходилась троюродной сестрой и Льву Толстому, и Алексею Толстому. О своих родных и о том, что по их жизни можно изучать историю России, я уже рассказывал. А сейчас хочу рассказать о том, как моя мама, будучи еще ребенком, пела и читала на клиросе вместе с Михаилом Максимовичем, будущим святителем Иоанном Шанхайским. Семья Шатиловых покинула Крым вместе с армией, и мама росла в Сербии. Прабабушка и бабушка пели на клиросе в Свято-Троицком соборе Белграда и, конечно, брали с собой мою маленькую маму. Там Шатиловы познакомились и подружились с Максимовичами. Когда Митрополит Антоний (Храповицкий) в 1924-м году поставил в чтецы 28-летнего Михаила Максимовича, студента богословского факультета Белградского университета, маме было 8 лет. Так что мои прабабушка, бабушка и моя 8-летняя мама вместе с будущим владыкой Иоанном пели и читали на клиросе, и мама знала его еще мирским юношей, знала его иеромонахом и знала его епископом.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/01/ob...

и скончавшегося в Сергиевой Лавре 1556 года. Постриженик Афонской горы, постоянно жаждавший возвратиться туда же, Максим Грек не мог умолчать об её истории. Он первый сообщил русским афонское предание о посещении Афона Богоматерью, не объясняя, однако, откуда он его заимствовал – из древних рукописей или устных рассказов. Вот его слова: «Пречистая ходила с Апостолом Иоанном во святую гору, кораблём, и пристав корабль на пристанище на том месте, где стоит Иверский монастырь и доныне, и от того места пошла Пречистая с Иоанном Апостолом пеша на то место, где ныне стоит монастырь Ватопед, а на том месте тогда жили эллины некрещёные. И воспросили эллины Апостола Иоанна, глаголающе: которая тая честная жена? и отвеща им Апостол Иоанн: «то есть Мати Иисусова», и поклонилися Ей. И Она многа сотвори чудеса, и крестились многие на том месте. И после того, времени минувшу, великий царь Константин создал на том месте монастырь, во имя Святой Богородицы, после того спустя время тот монастырь разорил Иулиан преступник, и опять спустя тот монастырь создали православные крестиане: по чудесам дали и имя монастырю Пречистый-Ватопед. И оттоле Пречистая пошла с Иоанном в корабле в остров Кипрский». – Далее Максим Грек рассказывает чудесное спасение на том месте, в купине, царского сына, и слово «Ватопед» переводит – «Купинное место» [Сочинения преподобного Максима Грека. Казань. 1862г., том III, стр. 111–114. Преосвященный Порфирий, епископ Чигиринский, в своей Истории Афона (часть III СПб., 1892г.) считает это место в сочинениях Максима Грека позднейшей вставкой какого-то грамотея. (Стр. 453–458)]. Уже после Максима Грека, предание афонское появилось в книге «Рай мысленный», напечатанной 1659 года, откуда взял его и святой Димитрий Ростовский в свои Четь-Минеи (Август 15). 57 По древнему преданию Лазарь имел 30 лет от роду по воскрешению его Господом, и потом прожил ещё 30 лет на острове Кипре, куда удалился по страху гонения со стороны Иудеев. В 890г. по Р. Х. там были обретены святые мощи его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Тогда на Паламу было возложено опровержение нападок Варлаама. Личная встреча обоих мужей вовсе не привела к положительному результату, но еще более обострила противоречие. На Константинопольском соборе 1341 г. (заседание состоялось 10 июня) Варлаам, обвинявший исихастов в неправильном способе молитвы и опровергавший учение о нетварном Фаворском свете, был осужден. Варлаам, хоть и испросил прощение, в июне того же года уехал в Италию, где принял затем римокатоличество и стал епископом Иеракским. После собора 1341 г. и удаления Варлаама завершился первый этап паламитских споров. На втором и третьем этапе споров противниками Паламы выступили Григорий Акиндин и Никифор Григора, которые в отличие от Варлаама не критиковали психосоматического метода молитвы исихастов. Спор принял богословский характер и касался вопроса Божественных энергий, благодати, нетварного света. Второй этап спора совпадает с гражданской войной между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом и происходил между 1341 и 1347 г. 15 июня 1341 г. умер император Андроник III. Его преемник Иоанн V Палеолог был несовершеннолетним, поэтому в государстве произошли большие потрясения в результате ожесточенной борьбы за власть между великим доместиком Иоанном Кантакузином и великим дукой Алексеем Апокавком. Патриарх Иоанн Калека поддерживал Апокавка, в то время как Палама полагал, что государство может быть спасено только благодаря Кантакузину. Вмешательство Паламы в политическое столкновение, хоть он и не был особенно склонен к политике, привело к тому, что большую часть дальнейшей жизни он провел в заточениях и темницах.   Между тем в июле 1341 г. был созван еще одни собор, на котором Акиндин был осужден. В конце 1341-1342 г. Палама затворился сначала в монастыре святого Михаила Сосфенийского, а потом (после 12 мая 1342) в одной из его пустыней. В мае-июне 1342 г. состоялось два собора для осуждения Паламы, которые, однако, не дали никаких последствий. Вскоре Григорий удалился в Ираклию, откуда через 4 месяца был доставлен под конвоем в Константинополь и заключен там под стражу в монастырь.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigorij-pal...

В июле состоялся еще один Собор, на к-ром были рассмотрены 6 догматических вопросов и обнародован соборный томос 1351 г . Собор принял 6 догматических формулировок: 1) в Боге существует различие между сущностью и энергией; 2) энергия нетварна; 3) это различие не привносит сложности в Боге, поскольку речь идет не о 2 сущностных реальностях, но сущность и энергия принадлежат единому Богу; 4) св. отцы использовали термины «Бог» и «Божество» для обозначения энергий; 5) св. отцы также говорили о сущности, что она превосходит энергию; 6) св. отцы ясно учили о непричаствуемости божественной сущности, но в то же время говорили о реальном участии в божественной жизни или энергии Бога (PG. 151. Col. 732–754). Соответствующие 6 анафем, входящих и в настоящее время в состав греческой Постной Триоди, по всей видимости, сразу же после Собора, в июле 1351 г ., были внесены в Синодик Православия. Осенью 1351 г ., после 3-месячного ожидания на Афоне, Г. П. занял наконец кафедру в Фессалонике . Однако вскоре вследствии возобновления императором Иоанном V Палеологом гражданской войны с Иоанном Кантакузином Г. П. был вынужден вновь оставить Фессалонику и принять участие в политических событиях. В 1354 г . Иоанн V обратился к святителю с просьбой отправиться в качестве посла в Константинополь и примирить его с Иоанном Кантакузином . По пути из Тенедоса в столицу Г. П. со всей свитой был захвачен в плен турками (К своей Церкви//ΓΠΣ. T. 4. Σ. 131; Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 626, 627). Плен продолжался ок. года (1354–1355), пока сербы не доставили необходимый выкуп . В нояб. 1354 г ., во время пребывания святителя в плену, император Иоанн V вошел в Константинополь и принудил Иоанна Кантакузина отречься от престола. В то же время осужденный Собором 1351 г . Никифор Григора был допущен ко двору и получил разрешение продолжить полемику против Г. П. В 1355 г . Иоанн V устроил во дворце публичную дискуссию между Г. П. и Григорой в присутствии папского легата Павла Смирнского. Сохранились 2 сообщения об этом диспуте: пересказ Григоры (Niceph. Greg. Hist. 30) и офиц. отчет протостратора Георгия Факраса. По словам Григоры, имп. Иоанн V, подписавший томос 1351 г . под давлением, пожелал его пересмотреть (Niceph. Greg. Hist. 30. 3). Согласно Факрасу, император лишь выразил желание лучше познакомиться с содержанием полемики. Диспут, по всей видимости, ничего в полемику не привнес.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205969...

Епифаний был хорошо встречен Иоанном Иерусалимским, Иеронимом и латинянами. Епифанию по обычаю было предложено священнодействовать и проповедовать. Во время богослужения Епифаний начал говорить против Оригена. Клир же, который чуть ли не в полном составе был на стороне Оригена, начал роптать. Иоанн прислал к Епифанию архидиакона сказать, чтобы тот перестал говорить на эту тему. Затем все отправились на Голгофу, чтобы служить там в храме. По дороге желающие благословения преградили путь Епифанию, и тот остановился. Иоанн тут же вслух сказал, что Епифаний сделал это по честолюбию, чтобы овации продолжались дольше. Затем, когда они пришли в храм, Иоанн выступил с долгой проповедью против антропоморфистов (о них см. прим. 93). После Иоанна вышел Епифаний и потребовал, чтобы Иоанн анафематствовал Оригена. Отношения Епифания и Иоанна стали настолько натянутыми, что Епифаний удалился в Вифлеем к Иерониму, где говорил, что напрасно вступил в общение с еретиком-оригенистом Иоанном. Епифания уговорили пойти помириться, и под вечер он отправился в Иерусалим, но Иоанн его так встретил, что он в ту же ночь вернулся назад. Решено было порвать связи. Поскольку Вифлеемскому монастырю был необходим пресвитер, то Епифаний сам его рукоположил, что было прямым нарушением прав иерусалимского епископа. Епифаний не скрывал этого факта и в письме к Иоанну подробно рассказал об этом, убеждая Иоанна осудить Оригена. Епифаний скоро удалился, и оставшимся в Вифлеемском монастыре было необходимо примирится с Иоанном. Первую попытку предпринял комит Палестины Архелай в 396 г., когда он вызвал к себе обе стороны. Но вифлеемляне прождали в доме Архелая трое суток, а Иоанн не явился, ссылаясь на то, что его задержала болезнь одного человека. Через два месяца Феофил Александрийский (см. о нем прим. 91) прислал по просьбе Иоанна для прекращения распри пресвитера Исидора, но Исидор встал на сторону Иоанна. Вследствие этой неудачи выступил Иероним, пытаясь уладить дело письмами. Однако примирился лишь один Руфин, отправлявшийся из Иерусалима на запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с и.о. генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиереем Иоанном Саукой 18 октября 2022 г. 16:00 17 октября 2022 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с исполняющим обязанности генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиереем Иоанном Саукой. Во встрече, которая прошла в Патриаршей резиденции московского Данилова монастыря , также приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний , заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) , представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей и международных организациях в Женеве протоиерей Михаил Гундяев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ВСЦ Бенджамин Симон.  Обращаясь к гостю с приветствием, Святейший Владыка отметил: «Я очень ценю, что вы приехали в это непростое время в Россию, чтобы встретиться со мной и моими собратьями, поговорить о ситуации, которая складывается сегодня в международных отношениях. Естественно, что эта ситуация отражается и на межцерковных отношениях».  Подчеркнув значимость вклада Всемирного совета церквей в преодоление различного рода проблем в отношениях между народами, Патриарх Кирилл поделился воспоминаниями о времени, когда он в 1971-1974 годах являлся представителем Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве.  «На моей памяти было множество политических кризисов, которые ставили межхристианское движение в очень сложное положение, и тогда возникали вызовы самому факту существования ВСЦ, — продолжил Его Святейшество. — Но мы всегда находили выходы из этих положений и помогали церквам участвовать в миротворческих процессах».  Сложившаяся сейчас в мире сложная ситуация накладывает свой отпечаток и на отношения между церквами, констатировал Святейший Владыка, упомянув, что к этому также добавляется комплекс проблем, связанных с пандемией коронавируса, весьма болезненно отразившейся на жизни людей и затронувшей в том числе церкви. «Я бы хотел отметить с признательностью тот факт, что Всемирный совет церквей в это непростое время справляется с задачами и вызовами, которые встают перед ним», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

http://patriarchia.ru/db/text/5969174.ht...

Иоанном и другими святыми. К примеру, H. A. Рубакин сравнивал изгнание бесов, совершаемое о. Иоанном над «истеричными» женщинами, с более ранними практиками св. Бернара 619 . Помимо создания духовной генеалогии о. Иоанна его современники следовали и такой агиографической традиции, как стремление обнаружить в детстве святого предзнаменования событий, которые произойдут затем в его жизни (что характерно и для книг серии «Жизнь замечательных людей», в которых будущие достижения «замечательного человека» предопределяются первыми двенадцатью годами жизни). Наиболее часто повторяющийся пример «данного в детстве обещания», описанный самим о. Иоанном, возможно, заимствован из классического жития св. Сергия Радонежского. Иоанн Сергиев плохо учился в школе. Как он пишет: «Содержание отец получал, конечно, самое ничтожное, жить было страшно трудно. Я понимал уже тягостное положение своих родителей, и поэтому темнота моя в учении явилась для меня особенно тяжким бременем. О значении учения для моего будущего я мало думал и скорбел только о том, что отец напрасно платил свои последние крохи» 620 . Однако затем случилось первое в его жизни чудо: «Все были умнее; я был последним учеником… Но ночью я любил вставать на молитву. Все спят – тихо… молился я чаще всего о том, чтобы Бог дал свет разума на утешение родителям 621 … Однажды был уже вечер… я по-прежнему ничего не мог уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала; я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли пробыл я в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего… У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже, о чем и что он говорил. И легко, радостно так стало на душе. Никогда не спал я так покойно, как в ту ночь. Чуть засветлело, я вскочил с постели, схватил книги и – о счастье! – читаю гораздо легче, понимаю все, а то, что прочитал, не только все понял, но хоть сейчас и рассказать могу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Ле Коз справедливо указывает еще одну возможность объяснения несоответствия изложения Корана преподобным Иоанном Дамаскиным современному: «Несомненно к VIII веку текст Корана еще не был полностью установлен в его современной версии, так же, как и сборники хадисов не претерпели последующей работы по отсеву. В Дамаске популярен был Коран редакции Убайи бен Кааба, который имел значительные отличия от Османовской версии (современной), в частности включал не 114, в 116 сур; значимые расхождения имелись не только между стихами, но даже целыми сурами. Даже в Х веке встречались еще копии этого Корана в Басре; тем более вероятно, что он имел хождения во времена преподобного Иоанна Дамаскина, чем и могут объясняться отличия в его коранических цитатах».    Кроме того, некоторые отличия в изложении преподобным Иоанном вероучительных положений и норм ислама от мусульманской традиции являются не неточностями, но отражением ранних мусульманских толкований и народных легенд, которые не нашли места в дошедших до нас классических источниках ислама, поскольку они были записаны позже того времени, когда преподобный Иоанн закончил свой труд.    Сюда следует отнести наименование Афродиты, которой арабы поклонялись до ислама, как «Хабар», которое о. Иоанн Мейендорф приводит как пример неосведомленности преподобного Иоанна Дамаскина в исламе, якобы происходящей из непонимания мусульманской молитвы Allahu akbar (Аллах велик).    Однако еще в XIX веке Саблуков писал, что слово «Хубар», употребляемое преподобным Иоанном в отношении Афродиты, под которой имеется в виду арабская богиня Аллат, – это искаженный отголосок языческой молитвы, адресованной к ней: Allatu kubra – формула, измененная впоследствии на мусульманский такбир.    Ложная этимология названия «сарацины» не принадлежит самому преподобному Иоанну, она встречается еще у блаженного Иеронима и Созомена.    Выбор коранических тем и отрывков, интересующих преподобного Иоанна, определяется его полемическими целями: доказать, что Коран содержит противоречивые сказания, что Мухаммед не имеет никаких оснований для своих пророческих притязаний. Поэтому святой отец не прибегает к последовательному изложению Корана. Все подчинено исключительно полемической направленности. То же самое касается и материала из мусульманских преданий: преподобный Иоанн приводит в пример историю женитьбы Мухаммеда на жене своего приемного сына Зейда, дабы доказать, что его откровение имело основой изначально человеческое и чувственное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В то время, продолжает Полувий, друзья святителя сообщили ему прискорбную весть о том, что епископ Иерусалимский Иоанн стал сребролюбцем и не оказывает милости нищим. Эта весть особенно опечалила угодника Божия потому, что в свое время он подвизался вместе с Иоанном в монастыре и знал его как благочестивого и добродетельного инока. Святой Епифаний отправился в Иерусалим и был принят епископом Иоанном с подобающими почестями. Гость попросил у хозяина на короткое время серебряные кубки и сосуды. Получив их, святитель Епифаний продал серебряную утварь и раздал вырученные деньги нищим. Через несколько дней епископ Иоанн потребовал свое серебро. Узнав, что кубки и сосуды проданы, он пришел в ярость и стал оскорблять гостя. Святитель Епифаний дунул ему в лицо, и тот ослеп. Устрашенный епископ Иоанн пал перед угодником Божиим на колени и просил об исцелении. Святитель Епифаний долго поучал корыстолюбца о нищелюбии и милостыни, а потом помолился Господу, и у епископа Иоанна открылся левый глаз. «Исцели и другой мой глаз», – просил он. «Не мое это дело, чадо, – ответил святой. – Бог закрыл тебе глаз, Он тебе его и откроет». Божее вразумление помогло епископу Иоанну преодолеть свои тяжкий грех. В конце жизни святителя Епифания, по проискам императрицы Евдоксии и Патриарха Александрийского Феофила, вызвали в Константинополь на Собор, который был созван для суда над великим угодником Божиим святителем Иоанном Златоустом (память 14 сентября и 13 ноября). Но святой Епифаний, не желая быть участником беззаконного Собора, покинул Константинополь. Во время плавания на корабле святитель почувствовал приближение своего смертного часа. Он преподал ученикам последнее наставление – соблюдать заповеди Божий и хранить ум от нечистых помыслов – и чрез двое суток преставился ко Господу. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая 403 года с честью погребли его в построенном им храме. Седьмой Вселенский Собор наименовал святителя Епифания отцом и учителем Церкви. В его творениях «Панарий» и «Анкорат» содержится опровержение арианской и других ересей, а в других сочинениях встречается много дрогоценных церковно-исторических преданий и указаний на греческие переводы Библии .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Заканчивая эти записки бесед моих с незабвенным батюшкой отцом Иоанном, я считаю нелишним прибавить: 1) Цель издания настоящих записей – единственно поделиться с верующими людьми этим духовным сокровищем, так как и они могут почерпнуть из них немало назидательного. Я здесь открывала перед Батюшкой свою душу, что не стеснилась передать и читателям; но ведь и они – люди, на земле живущие и тоже обложенные немощами, потому будут снисходительны и к моим недостаткам. 2) Прошу верить всему здесь написанному, принимая во внимание, что у меня не могло быть никаких побуждений говорить неправду на усопшего, уже предстоящего Лицу Божию. Если бы я написала это при жизни его, то еще можно бы заподозрить меня как сторонницу и почитательницу Батюшки, но и это было бы несообразно с моими воззрениями, ибо я не могу не понимать важности данного вопроса и в мои преклонные годы это было бы непростительно. Мне уже 70 лет, я готовлюсь последовать за Батюшкой в вечность. О дорогой Батюшка! Как много утешал ты меня при жизни, услаждал мне горечь житейского моря! Но и по отшествии твоем немало сладких воспоминаний оставил ты мне. Протоиерей A.M. Косухин. Из дневника Имея желание послужить с дорогим отцом протоиереем Иоанном Ильичем Сергиевым, я отравился по железной дороге до Ораниенбаума. По выходе из вагона видна была сильная метель и вьюга, что значительно затрудняло путешествие по морю. Я мысленно просил Господа послать мне резвого коня, дабы поскорее переправиться по морю. И благодарение Богу: вызвавшийся мне возница быстро проехал расстояние по морю, не отставая от собственников, ехавших впереди нас. Остановился у г-жи Герасимовой против Дома трудолюбия. Здесь вечером, между прочими разговорами, я рассказал о бывшем мне сонном видении Тайной вечери. И вот на следующий день отец Иоанн, в проповеди к народу, объяснил сказанные Иисусом Христом на Тайной вечери слова: приимите ядите... и пийте от нея вси... указав на то, что мы можем только Кровью Христовой быть омыты от греха, преподаваемой верующим в Таинстве Святого Причащения, и что если бы Господь Иисус Христос не пострадал и не пролил Кровь Свою за нас на кресте, то мы были бы вечные рабы греха и души не толь ко нас, грешных, но и праведных бесконечно мучились бы в аду. Со времени установления сего Таинства этот благодатный и всеисцеляющий источник Христовых Таинств бьет в православных церквах живительной струей, но жаждущих приходить к нему в святых церквах мало. В случае болезни православные христиане не в храм идут или приглашают на дом священника для причащения Христовых Таинств, от которых бывают дивные исцеления, а прямо посылают за докторами, ибо возлагают больше надежду на людей, чем на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010