В прощальной беседе с ефесскими пресвитерами апостол Павел сам вспоминает о своей проповеди в Ефесе иудеям и еллинам и об искушениях, приключавшихся ему по злоумышлениям иудеев ( Деян. 20, 19 ). Опять мы имеем основание предположить, что и Послание Иакова было в Ефесе. Таким образом, рассмотрев взаимные отношения выдающихся лиц апостольского времени и приняв во внимание обстоятельства происхождения разных новозаветных книг, мы приходим к весьма естественному заключению: в Ефесе, в руках предстоятеля Ефесской Церкви Тимофея, было до 21 книги Нового Завета (Евангелия от Марка и Луки, Деяния, четырнадцать Павловых посланий и четыре из соборных). В Ефесе до конца I века жил возлюбленный ученик Господа, апостол и евангелист Иоанн Богослов. Сколько бы и по каким бы соображениям ни оспаривали ефесского пребывания Иоанна Богослова, предание о нем засвидетельствовано твердо и совершенно надежно. Святитель Ириней Лионский в письме к Флорину вспоминает о том, как Поликарп Смирнский рассказывал о своем личном обращении с апостолом Иоанном в Малой Асии 7 . Сам Ириней совершенно определенно говорит о том, что апостол Иоанн был в Ефесе до времен Траяна 8 , где написал и свое Евангелие 9 . Климент Александрийский в своем сочинении «Какой богач спасется?» сообщает известный рассказ о юноше, который сделался разбойником и снова был возвращен в Церковь апостолом Иоанном. А это было недалеко от Ефеса, из которого апостол выходил, чтобы посещать ближайшие местности 10 . Евсевий Кесарийский считает достаточным привести только эти свидетельства, чтобы утвердить долговременное пребывание апостола в Асии 11 . В спорах о Пасхе Поликрат, епископ Ефесский, ссылался на предание, дошедшее от Иоанна, который был исповедником и учителем и погребен в Ефесе 12 . По убеждению Тертуллиана , Поликарп Смирнский был поставлен в епископы Иоанном 13 . Блаженный Иероним пишет, что апостол Иоанн пребывал в Ефесе до самого царствования Траяна, устроял и управлял всеми асийскими Церквами и, достигши глубокой старости, скончался в шестьдесят восьмой по страдании Господнем год и погребен подле того же города 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

23:37; Лук. 13:34). Иоанн по всей вероятности знал другие Евангелия, и по большей части не повторял, но скорее дополнял их. Столь же легко разрешимы хронологические расхождения. Галилейское служение Христа, описываемое Синоптиками, продолжается около года, но Иоанн восходит к более раннему, южному Его служению, предшествующему заточению Иоанна Крестителя. Год галилейского проповедничества, зафиксированного Синоптиками, укладывается в рассказ Иоанна между 5 и 7 главами, заканчивающийся праздником кущей в 7:2. Деятельность Христа в южной части Палестины, предшествующая Его галилейскому периоду, проливает свет на ряд эпизодов Синоптиков. Нам понятнее Синоптический рассказ о призвании Петра, Андрея, Иакова и Иоанна, когда мы узнаем у Иоанна (1:37 и далее), что они встречали Учителя ранее в компании Иоанна Крестителя. Эти первые главы Иоаннова Евангелия, имеющие дело с иудейским периодом проповеди Христа, происходившей в тех же местах, что и позднейшая проповедь Крестителя, получили неожиданное освещение в связи с обнаружением кумранских рукописей и раскопками на территории кумрадской общины. Спор об очищении, упоминаемый в 3:25 Иоанном, есть спор того типа, который должен был быть очень распространенным в иорданской долине и в районе Мертвого моря во время, когда в тех местах обитало множество конкурирующих групп " крестителей " . Ученики Иоанна и ученики Христа были вовсе не единственные люди, крестившиеся там в те дни. Члены кумранской общины отличались собственными обрядами церемониального омовения, как и члены иных общин. Что касается событий, описываемых Иоанном в периоде, следующем за галилейским, тщательное сравнение его Евангелия с другими тремя (и особенно с Лукой) показывает, что Синоптический рассказ становится более понятным, если учесть сообщаемое Иоанном, что галлилейская проповедь завершилась осенью 29 г., что Иисус отправился затем в Иерусалим на праздник поставления кущей, что Он оставался там до праздника обновления в декабре (10:22), а затем удалился в иорданскую долину (10:40), и возвратился в Иерусалим приблизительно за неделю до Пасхи 30 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

О сила кротости, терпения и незлобия праведника! Кротость с терпением и незлобием без ярости устрашает, без оружия побеждает, без ополчения прогоняет своих супостатов, что прекрасно изъясняется в Апокалипсисе, где говорится о виденном святым Иоанном Богословом Агнце. Восхищенный в духе на небо, святой Иоанн Богослов видел престол Божий и сидящего на нем Бога в славе неизреченной, держащего в деснице Своей книгу неведомых Божественных тайн, запечатанную семью печатями. И «ангел крепок проповедаше гласом велиим глаголя: кто есть достоин разгнути книгу и разрешити печати ея? И никтоже можаше ни на небе, ни на земли». И начал плакать святой Иоанн: «Аз, – говорит он, – плаках много». Почему? Потому что «никтоже обретеся достоин разгнути и пронести книгу, ниже зрети ю». Тогда один из старцев, сидящих окрест престола Божия, утешает плачущего Иоанна, говоря: «Не плачися; се победил есть Лев от колена Иудова, корень Давидов; Той достоин есть разгнути книгу ту и разрешити печати я» ( Апок. 5,1–5 ). Услышав слова сии: «Се Лев», обратим к Нему мысленные очи наши и посмотрим, каков Сей Лев? И вот видим мы вместе со святым Иоанном, хотя и не столь быстрым и ясным умственным оком, что «посреде престола и четырех животных и посреде старец Агнец стоящ, яко заколен, прииде и прият книгу от десницы Седящаго на престоле. И абие четыри животна и двадесять четыри старца падоша пред Агнцем и поклонишася Ему и воспеша песнь нову, глаголюще: достоин еси прияти книгу и отверсти печати ея, яко заколен еси и искупил еси нас кровию Своею» ( Апок. 5, 6–9 ). Оставив изыскание о книге и печатях, мы будем говорить только об Агнце. Не удивительно ли то, что сказано было: «Се Лев», а узрели мы не льва, а Агнца: название «лев», а образ агнца? И затем: образ агнца, а сила льва: «Се победил есть Лев». Не дивно, когда побеждает кого-либо лев, ибо он царь зверей, сильный и грозный, «восхищаяй и рыкаяй» ( Пс.21 14), страшный не только для зверей, но и для людей. Но какая сила у агнца? Какая гроза? Что он «восхищает»? Какова его борьба и кто его боится? Как и кого он может победить? Но чтобы яснее уразуметь силу, крепость и храбрость виденного Агнца, пойдем за святым Иоанном Богословом на песок морской и посмотрим, каково Его ратование, как и с какими супостатами Он борется? «И стах на песце морстем, – говорит Богослов, – и видех зверя, исходящаго из моря, имущаго глав седмь и рогов десять» ( Апок. 13,1 ); и далее: «И видех иного зверя, восходящаго от земли, имущаго рога два» ( Апок. 13,11 ); и затем: «Ин зверь страшен от бездны» ( Апок. 11, 7 ). Все они собрались на брань. Против кого же они хотят воздвигнуть сию брань?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

105 В послании к Виктору, еп. Римскому, св. Ириней пишет, что Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа, и прочими Апостолами, с которыми вместе жил 106 . Из этих свидетельств св. Иринея видно, что св. Поликарп был учеником Апостолов и ближайшим образом Иоанна, ученика Господня, который в Ефесе имел столкновение с еретиком Киринфом. Кто был этот Иоанн? Наименование его «учеником Господа» в сопоставлении с свидетельством Иринея, что Поликарп был наставлен Апостолами, ими поставлен в епископа, жил с Иоанном, учеником Господа, и прочими Апостолами, дает прочное основание видеть в нем Апостола Иоанна, который жил в Ефесе, и с которым там же, в Малой Азии, св. Поликарп имел обращение. Во всяком случае это – тот самый Иоанн, о котором так часто говорить св. Ириней 107 . Разбор собственных свидетельств последнего подкрепит наше утверждение. В тесной связи с св. Поликарпом стоит св. Ириней, еп. Лионский, в юности (πας τι ν) бывший учеником Поликарпа и потому имевший полную возможность получить самые точные сведения об Апостоле Иоанне. Слова своего учителя он записывал не на бумаге, а в сердце, «и благодать Божия, – говорит он в послании к другому ученику св. Поликарпа – Флорину, помогала мне всегда сохранять их в свежей памяти... Случившееся в то время я помню лучше, чем недавнее.... Я мог бы указать место, где сидел и беседовал блаженный Поликарп, его входы и выходы, мог бы изобразить особенности его образа жизни и внешний вид, изложить его беседы с народом и то, как он рассказывал о своем обращении с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, как он по памяти передавал их речи и содержание того, что он слышал от них о Господе, что он получил от самовидцев Слова жизни» 108 . Живость и отчетливость воспоминаний, которые срослись с душою св. Иринея, ясность и определенность в изображении подробностей из жизни и бесед св. Поликарпа неопровержимо удостоверяют что св. Ириней был действительным учеником св. Поликарпа: он представляет себе фигуру старца, его походку, входы и выходы, помнит его привычки, особенности телодвижений, может изложить его беседы 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Некоторые относились к отцу Иоанну недоброжелательно – одни по недопониманию, другие по зависти. Так однажды группа мирян и духовных лиц, недовольные отцом Иоанном, написали на него жалобу митрополиту Исидору Петербургскому. Митрополит раскрыл письмо с жалобой, смотрит и видит перед собой белый лист бумаги. Тогда он вызывает жалобщиков и требует объяснения. Те уверяют митрополита, что их письмо находится у него в руках. Тогда митрополит в недоумении вызывает отца Иоанна и спрашивает, в чем дело. Когда отец Иоанн помолился Богу, митрополит начал видеть, что действительно у него в руках не белый лист, а письмо с обвинениями. Уразумев в этом чуде, что сам Бог защищает отца Иоанна от клеветы, митрополит разодрал письмо и с гневом прогнал жалобщиков, а отцу Иоанну ласково сказал: «Служи, батюшка, Богу и не смущайся!» Молитва отца Иоанна была чрезвычайно сильна. Зная это, к нему за помощью обращались не только жители Кронштадта, но люди со всех концов России и даже из заграницы. Письма и телеграммы о. Иоанну приходили в таком количестве, что Кронштадтская почта выделила для него особое отделение. Эти письма и телеграммы о. Иоанн обычно читал сразу после литургии, часто с помощью секретарей, и тут же горячо молился о просящих. Среди исцеленных отцом Иоанном, были люди всех возрастов и сословий, кроме православных, были тут и католики, и евреи, и магометане. Приведем примеры исцелений, совершенных отцом Иоанном. В Харькове проживал адвокат-еврей. Его единственная восьмилетняя дочь заболела скарлатиной. Пригласили лучших докторов, но организм девочки не мог справиться с болезнью. Врачи заявили родителям, что положение девочки совершенно безнадежное. Отчаяние родителей было безгранично, и вот отец вспомнил, что в это время в Харьков приехал отец Иоанн Кронштадтский, о чудесах которого он давно слышал. Он взял извозчика и велел везти себя на улицу, где собрались люди, чтобы встретить отца Иоанна. Пробившись с трудом сквозь толпу, адвокат бросился к ногам отца Иоанна со словами: «Святой отец, я еврей, но прошу тебя – помоги мне!» Отец Иоанн спросил, что случилось. – «Моя единственная дочь умирает. Но ты помолись Богу и спаси ее», – воскликнул плачущий отец. Отец Иоанн, положив на голову отца руку, возвел глаза к небу и начал молиться. Через минуту он сказал отцу: «Встань и иди с миром домой». Когда адвокат подъехал к дому, на балконе уже стояла жена, которая радостно закричала, что их дочь жива и здорова. Войдя в дом, он застал свою дочь беседующую с врачами, – с теми, которые несколько часов тому назад приговорили ее к смерти, а теперь не понимающими, что произошло. Эта девочка потом приняла православие и носила имя Валентины.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Пока болгары воевали с эпирцами, Иоанн де Бриенн наконец-то сумел в 1233 г. выступить против никейцев, высадившись в гавани Лампсака. Силы византийцев к тому времени были несколько подорваны войной с Родосом и Венецией, а потому св. Иоанн III решил отступить в Сигриадские леса. Но максимум, что удалось латинянам, – захватить город Пиги вследствие измены одного франка. Византийцы заблокировали латинян в захваченной крепости, преградив подвоз продовольствия, и де Бриенну пришлось ни с чем вернуться в Константинополь 106 . Все же регенту удалось нанести грекам несколько сильных ударов, выгоды от которых, тем не менее, достались не Латинской империи, а венецианцам. В 1234 г. Родос признал власть над собой Венецианской республики, равно как и Крит, где в 1235 г. венецианцы сумели разгромить отряд никейцев и захватить остров 107 . Все же новый союз болгар и Мануила Фессалоникийского был ненадежен. Как человек горячий, Асень вскоре же сам и нарушил этот союз, желая полностью подчинить Болгарии Фессалоникийское царство 108 . В качестве ответной меры Мануил написал Римскому папе тайное послание, в котором соглашался признать не только духовную, но и светскую власть понтифика над своим царством. Разумеется, он надеялся, что строгий окрик апостолика сможет остановить наступательный порыв болгарина 109 . Одновременно с этим, желая получить помощь из Никеи, Мануил отправил послание патриарху Герману (1222–1240), называя того «Вселенским патриархом», «непреложным вождем христиан во всей Вселенной», прося о посредничестве между собой и св. Иоанном III Дукой Ватацем. Никейская сторона ответила благосклонным согласием, и патриарх даже направил в Эпир своего митрополита для посвящения епископов. Но в скором времени от Фессалоникийского царства остались два-три скромных удела, одним из которых правил Мануил Ангел Комнин Дука 110 . В 1235 г. в Галлиполи был подписан мирный договор между св. Иоанном Ватацем и Иоанном II Асенем, предусматривавший союзнические обязательства. По условиям договора Болгарская церковь получала статус «патриархата», находящегося под номинальным главенством Никейского архиерея 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Толстой находился вне общения с Церковью и порицал многое, безмерно для меня высокое и святое, в ее учении. Но гр. Толстой, по содержанию своих произведений последнего периода его жизни, был по преимуществу моралистом, и в этом его нравственном учении я нашел много такого ценного, пред чем не мог не преклониться. “Новое Время” передает, что в докладе митрополита Киевского сказано, будто бы я утверждал, что “нравоучения писателя во всем сходны с учением Иоанна Златоуста ”. Не знаю, действительно ли содержится подобная мысль в докладе митрополита Флавина, но если да, то ошибочность этой мысли несомненна. Во-первых, утверждать подобное торжество нравоучения названных моралистов значило бы обнаружить совершенное незнакомство и с Толстым и с Иоанном Златоустом , в чем едва ли кто решиться заподозрить профессора, десять лет подряд говорившего с кафедры о Толстом и написавшего две богословские диссертации из области святоотеческого учения. Во-вторых, в моей статье речь идет не обо “всем” нравоучении Толстого и Златоуста, но об одном лишь частном пункте в их учении, именно – о вере в жизненное значение заповедей Христовых. И, наконец, в статье моей прямо отмечается, что у сравниваемых моралистов “много общего, много и различного” и с полной определенность указана сущность коренного различия между Л.Н.Толстым и св. Иоанном Златоустом в их взглядах на христианство. Но может быть самое сопоставление Толстого со св. Иоанном Златоустом уже составляет преступление? В указе Святейшего Синода прямо это и отмечается, когда говориться, что я “дерзнул” сопоставить учителя Церкви с лицом, от нее отлученном. Но что же собственно преступного в этом сопоставлении, что даже в нем просто неудобного для православного богослова? Почему никто не считает преступным сравнивать учение язычника Платона с учением Господа Иисуса Христа и отмечать истинное в учении первого? Почему никого не соблазнило бы, например, сопоставление св. Иоанна и Э.Канта? Сравнивать учение Л.Н. Толстого и св. Иоанна Златоуста можно, продолжаю и теперь я думать, потому, что ставили и согласно решали они один и тот же великий вопрос об отношении евангельских заповедей к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Моленные храмы святому Иоанну Предтече великий князь Василий III стал строить задолго до рождения у него сына. Их посвящение было связано с тезоименитством Ивана Калиты – родоначальника московских великих князей: так Василий III молился о даровании наследника, которого обещал наречь Иоанном в честь его великого предка. После рождения в 1530 году сына, действительно нареченного Иоанном, храмы святого Иоанна Предтечи строились уже в честь его именин. Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении одного из приделов праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Другой придел посвящен апостолу Фоме, сначала не поверившему в Воскресение Христа, что символизировало осознание государем, не имевшего потомства, греховности неверия и сомнений. Посвящение еще одного придела митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, знаменовало молитву о ниспослании чуда. Следующий престол был освящен в честь равноапостольных Константина Великого и его матери Елены, что символизировало молитву к небесной покровительнице Елены Глинской. 25 августа 1530 года (ст. ст.), в канун памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, родился долгожданный наследник, будущий первый русский царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в том числе и знаменитый Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году. Однако загадки Предтеченского храма на этом только начинаются. Это несомненно памятная церковь, то есть возведенная в ознаменование какого-то события, но какого – теперь историки сомневаются в однозначном ответе. Современные версии ученых делятся на вышеизложенную раннюю – храм был построен как моление Василия III о рождении наследника, и позднюю – храм был построен самим Иоанном Грозным, возлюбившим Коломенское не менее своего отца, и посвящен его небесному покровителю.

http://pravoslavie.ru/523.html

Так как в Reg. 2951 читается записка Иоанна о начале иконоборства, читанная им на соборе 787 года, то надо признать одно из двух: или эта записка была составлена им уже раньше для другого собора – именно для того же собора против Косьмы епифанийского 269 , –или же оригинал Reg. писан около или после 787 года. Мы полагаем, что вернее первое предположение: записка составлена не в 787, а в 764 году 270 . Иоанн синкелл прибыль в Константинополь не при Константине V, а только около 786 года, как удостоверено современными документами 271 ; итак, все известия об исповедничестве Иоанна-синкелла-Дамаскина при Константине V суть чистая легенда. Мы видели выше, что D (и С) составлено вне империи, а А, напротив в Константинополе; D около 767, С до 775, а А, вероятно, в последние года перед седьмым вселенским собором. Если D и было послано Константину V, то, вероятно, оно было им уничтожено, как Лев III уничтожил подлинные письма к себе Григориев II и III римских. Весьма вероятно поэтому, что D и С были вновь принесены сюда в 786 г. самим автором, синкеллом Иоанном, и здесь, вероятно в бурный период 786/7 года, после того, как иконоборцы в 786 г. «сорвали» православный собор, D было кем-то (едва ли самим Иоанном) переделано и дополнено до редакции А. Если остаться при нашей датировке оригинала Paris. 1115, то возможно, .что роль синкелла Иоанна на соборе была весьма важная, хотя и невидная. Paris. 1115 представляет собою целую «паноплию» против иконоборцев и вообще еретиков, искажавших догмат об истинном вочеловечении 272 , и заключает в себе свод почти всех тех свидетельств, которыми воспользовался седьмой вселенский собор. Если его оригинал точно был написан в 775 году и привезен в Византию Иоанном, то возможно, что он, автор Σ, был и составителем этого свода, которым воспользовался седьмой вселенский собор 273 . Это тем вероятнее, что в διλογος στηλιτευτικς, в конце ιε главы, он выражает намерение составить свод свидетельств св. отцов в защиту иконопочитания (Migne 109, 513С).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Я думаю, сейчас его наследие занимает определяющее место среди православных традиционалистов. Он не забыт, конечно же. Достаточно вспомнить, что на святителе Игнатии базируются труды, богословские мнения профессора Московской духовной академии А.И.Осипова. Для него святитель Игнатий является авторитетом. В монашеской среде интерес, благоговейное внимание к трудам и личности святителя Игнатия постоянно существует. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 8. Re: «Святитель Игнатий - самородок, сопоставимый с отцом Иоанном Кронштадтским» Ширинкин,святость-святость,не передергивайте. 7. Re: «Святитель Игнатий - самородок, сопоставимый с отцом Иоанном Кронштадтским» Автор не сказал нигде о " сопоставимости " святости. Один какой-то придурок в как всегда,брякнул что-то,и... но он никогда не думает,что говорит. Он не может. 6. Ответ на 3, 5 Ширинский,вы богохульник,повторяю, что святость есть святость,а не колхозное сравнение. Я лишь привел слова апостола Павла, Вы спорите с ним, а не со мной. Святость - это ВЫСОКАЯ степень обожения Посностью согласен. Пропустил это важное слово, прошу прощения. 5. Автору и Евгению (п.2) Автору: Достаточно вспомнить, что на святителе Игнатии базируются труды, богословские мнения профессора Московской духовной академии А.И.Осипова. Редактор, конечно, был бы кстати :) Слишком уж ограничили Вы базу трудов титана современного богословия - А. И. Осипова. Думаю, что Вы не хотели сказать, что лик святости «святители» ниже лика святости «праведные». Просто слово «сопоставимый» здесь совершенно неуместно. На п.2: «Святость есть степень уподобления человека Богу. Вы же не станете сравнивать Пресвятую Богородицу с другими святыми и говорить что они одинаково святы». Поэтому Богородицу мы называем «ПРЕсвятой». Святость – это ВЫСОКАЯ степень обожения, а не просто «степень». Любой православный, идущий по пути духовного совершенствования, уподобляется Богу. Только эта степень обожения НЕ СОПОСТАВИМА со степенью уподобления Богу святых.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/12/sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010