Умерших заразной болезнью невозможно отпевать на дому, невозможно и в приходских храмах по санитарным и другим причинам. Обычно таких умерших, как и умерших в больницах, привозили в кладбищенский храм, где и отпевали. За неимением храма естественно староцерковникам предоставить право пользоваться часовней для отпевания тех, коих прямо привозили на кладбище для отпевания и погребения. Митрополит Казанский Серафим. Делопроизводитель епархиальной канцелярии протодиакон И. Грекулов . 4 марта 1934 г. 304   20   21 мая 1934 г. – Донос обновленческого «митрополита» Ерофея Померанцева на «нештатное» исправление треб на Арском кладбище Казани   В КультК при ТЦИКе. Казанское обл[астное] митр[ополитанское] церк[овное] управление доводит до сведения Культкомиссии, что на городском Арском кладбище замечается хождения и совершения панихид на могилах и др[угих] треб заштатного духовенства, проживающих в городе Казани (прот[оиерей] Алексей Сельский , свящ[енник] Сергий Зайцев , свящ[енник] Турхан , иеродьякон Вениамин ), также приезжего сельского духовенства (протоиерей ц[еркви] с. Бирюли Арского района Вячеслав Белокуров и др.), а казанское городское штатное духовенство (Зосимовский – Петропавловский с[о]б[ор], Филипповский (Серафимовская ц[ерковь]), Касторский (Богоявленская ц[ерковь]), Смеловский (тоже), Евдокимов (Серафимовская ц[ерковь]), Преображенский (Петропавловский соб[ор]) – ходят по кладбищу и служат панихиды, окруженные толпой монашек и др[угих] женщин, которые в это время агитируют против обновленческого духовенства и действуют возбужденно на народ, притом некоторые из духовенства ссылаются на какое-то распоряжение митрополита Серафима по этому вопросу. Признавая, что исполнение треб заштатным духовенством как незарегистрированным и не платящим налога, а также и сельским духовенством есть явление, противное узаконениям «Об религиозных объединениях» (см. Инструкцию о порядке проведения в жизнь закона о культах, гл. 5), а поведение штатного городского духовенства действует возбуждающе на народные массы и разжигает их страсти, и может нарушить общественное спокойствие, Каз[анское] обл[астное] управление считает долгом предупредить об этом ТЦИК и просит принять соответствующие меры к нарушителям соответствующих узаконений.

http://sedmitza.ru/lib/text/10297436/

В 1923 г. в Казани у обновленцев было лишь три храма, в 1924 г. им передали Кирилло-Мефодиевскую церковь, в 1925 г. – Благовещенский собор, вскоре закрытый, а в январе 1926 г. – Введенскую церковь Ивановского монастыря. Далее в документе неразборчиво. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 112. Л. 1. Машинопись с ручной правкой, подпись – автограф. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 112. Л. 5–5 об. Рукописный подлинник, подписи – автографы; угловой штамп и круглая печать канцелярии Казанского епархиального архиерея. Иван Васильевич Грекулов (1891 г. р.), делопроизводитель Казанской епархиальной канцелярии, протодиакон, позднее священник Серафимовской церкви Казани. Снят с регистрации «по своему желанию» 25 декабря 1936 г., уехал в Ленинград, занимался в группе сольного пения при центральном клубе строителей (Крюков канал, д. 12) с намерением поступить в Ленинградскую консерваторию. Был жив в 1958 г. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 64. Л. 8–8 об. Рукописный подлинник черными чернилами, подписи – автографы; круглая печать КОМУ. Алексей Абрамович Сельский (1859–1944 гг.), протоиерей, настоятель Духосошественской церкви (1907–1931 гг.), затем церкви Четырех святителей. 10 января 1938 г. осужден на 5 лет ссылки. Сергей Степанович Зайцев (1878 г. р.), священник. Яков (Иаков) Васильевич Турхан (Трухан) (1874 г. р.), священник Серафимовской церкви. 10 марта 1935 г. осужден на три года ссылки в Архангельск. Комментарий в документе: Адреса неизвестны кроме иеродьякона Вениамина (Самарский, он же Васильев) прописан как по Батуринскому переулку д. 21 кв. 1, а фактически живущему при Петропавловском соборе. Комментарий в документе: Вячеслав Александрович Белокуров (1875 г. р.), священник-обновленец, затем вернулся в Русскую Православную Церковь. Михаил Федорович Зосимовский (1875–1938 гг.), протоиерей, священник Петропавловского собора. Борис Федорович Филипповский (1885–1957 гг.), протоиерей, сексот ОГПУ–НКВД. Александр Петрович Касторский (1885–1938 гг.), профессор Казанской духовной академии, протоиерей. 29 декабря 1937 г. расстрелян.

http://sedmitza.ru/lib/text/10297436/

334 . Каминский В. К. Воспоминания поклонника Святого Гроба. СПб., 1855. Изд. 2-е. СПб., 1856. Изд. 3-е. СПб., 1859. 699 с. Посещение обителей Святой Афонской Горы: с. 614–675. 335 . Каптерев Η. Φ. Приезд в Москву Павловского Афонского монастыря архимандрита Исайи в 1688 году с грамотами от прежде бывшего Константинопольского Патриарха Дионисия, Сербского Патриарха Арсения и Валахского Господаря Щербана с просьбою, чтобы государи освободили их от турецкого ига. – ПрТСО, 1889, ч. 44, с. 260–320. 336 . – Русская благотворительность монастырям Святой Горы Афонской в XVI–XVIII столетиях. –ЧОЛДП, 1882, кн. 1, с. 81–116; кн. 3, с. 299–324; кн. 5, с. 455–490; кн. 6/7, с. 625–653. 337 . – Характер отношений России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях. – ЧОЛДП, 1883, ч. 2, отд. 1, с. 250, 361, 453; 1884, кн. 2, с. 182; кн. 3, с. 292; кн. 6, с. 41; кн. 9, с. 247; кн. 11, с. 520; кн. 12, с. 603; 1885, ч. 1, с. 9. Отд. изд. М., 1885. 516, 51, VIII, II с. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1914. IV, 567, IX с. 338 . Карманов Ε. Α., Троицкий Г. Ф., Горбачев А. П. Путешествие русских паломников по святым местам Востока в 1964 году (воспоминания паломников). – ЖМП, 1965, 1,2,3,4. Об Афоне: 4, с. 31–36; 4 фотогр. 339 . Касторский А. П. Состояние православного восточного монашества со времени завоевания Константинополя турками (1453). Казань, 1919. XIV, 504 с; 1 л. карт. Из содерж.: Положение Святой Горы, с. 40–54. – Внешнее состояние монашества на Афоне, с. 131–209. – Особенности управления на Святой Горе, с. 243–274. – Монастырские школы (об Афонской Академии), с. 355–367. – Писатели-святогорцы, с. 367–384. – Монастырские библиотеки, с. 434–437. 340 . Каталог изображений святых живописных на кипарисовых досках и хромолитографических икон. Одесса, РСИСА, 1896. 48 с. 341 . Каталог книгам, изданным Афонским Русским Пантелеимоновым монастырем. Изд. 2-е- Μ., ΡΠΜΑ, 1888. 20 с. Изд. 3-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1890. 24 с. Изд. 4-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1892. 30 с. Изд. 5-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1893. Изд. 12-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1909. 52 с. Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Память преподобного Симона празднуется 28 декабря. Святитель Феодосии, митрополит Трапезундский Так же как и его младший брат – преподобный Дионисий, святитель Феодосии был уроженцем села Корисон близ гор Касторских. Родители его были люди небогатые и благочестивые. Как только их старшему сыну Феодосию исполнилось восемнадцать лет, он отправился в Константинополь, чтобы там найти себе духовного наставника. В Константинополе он получил благословение поселиться в Патриархии, где усвоил начатки подвижнической жизни. Кроме того, живя там, он смог получить прекрасное образование – и религиозное, и светское. При отличных способностях Феодосий в удовлетворительной степени изучил Священное Писание и догматы веры, вследствие чего и сделался предметом всеобщего уважения и любви, тем более что благодаря своему характеру он доброжелательно общался со всеми. Такие свойства души Феодосия не могли утаиться и от самого Патриарха. Услышав о его добродетельной жизни, Патриарх обратил на него особенное внимание и рукоположил его сначала в диакона, а потом и во священника. По принятии священства Феодосий вел жизнь гораздо строже прежнего. Строгость жизни внушила ему желание пустынножительства. В таком стремлении духа к уединению мысль Феодосия останавливалась на святой Афонской Горе, куда и удалился он из Константинополя. Переселившись на Афон, святитель Феодосий стал насельником обители Филофей. Братия этой обители сначала служила для Феодосия образцом подражания и соревнования в подвижнической жизни, а потом он превзошел всех и сам сделался для других примером и украшением своего боголюбивого братства. Так что, когда скончался игумен Филофеевской обители, вся братия на его место просила Феодосия, как опытного и достойного, быть вождем духовного стада. Феодосий принял жезл настоятельского правления и так мудро руководил всех и каждого порознь на стезях иноческого жития, что славой имени его наполнилась Святая Гора, и многие стали приходить к нему для душевной пользы. Когда Феодосий был уже настоятелем монастыря Филофей, на Афонскую Гору пришел его младший брат Дионисий. Феодосий принял его и постриг в монахи, а через некоторое время благословил на принятие священного сана. Однако Дионисий, стремясь к пустынножительству, оставил Филофей и переселился на вершину Малого Афона. Со временем туда к нему собралась братия, желавшая строгого жития. Так что он вынужден был заняться созиданием монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И книги на этот раз превосходные: жертвованные обер-прокурором К. П. Победоносцевым и, должно быть, Владимиром Карловичем Саблером. О пожертвованных Константином Петровичем я предварительно получил из Хозяйственного управления уведомление со списком книг: Новые Заветы с Псалтырью — 300 экземпляров, Евангелия, «Церковные Хоры» Касторского, «Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа» Иннокентия, «Училище благочестия», молитвенники и прочее, и прочее — все новое и в большом количестве экземпляров; также книг по русской истории, исторические романы Загоскина, Жуковский, Фонвизин и прочее. Приятно такие книги и рассылать военнопленным, чем и займусь немедля. Всего 227 тючков пришло; из них 191 связка книг от Победоносцева и Саблера, 9 связок от Адмиральши Чухниной, 7 ящиков со свечами, там же рубашки, мыло, книжки, 1 связка с махоркой, 1 с мылом, 13 ящиков с соленым свиным салом и 5 тючков с крестьянским холстом. Сало и холст — дар военнопленным от 18 пехотного Вологодского полка из Новоград-Волынска.    3/16 июня 1905. Пятница.    Вышли из печати и готовы к рассылке издаваемые Миссиею для военнопленных-неграмотных Азбуки, напечатанные нами в 15 тысячах экземпляров. В восемь мест уже и разосланы. Письменный же материал — в ближайшие к Токио места высылаю отсюда, в более отдаленных рекомендую покупать на местах, а деньги за них буду высылать отсюда из жертвованных из России на нужды военнопленных.    6/19 июня 1905. Понедельник.    Вот уже 137 связок с свертков американской прессы пришло для военнопленных. Добрый Rev. Loomis хлопочет у своих друзей в Америке, как видно, на его имя и приходит в Йокохаму, а он высылает мне. Я, не развертывая, прямо рассылаю по местам военнопленных туда, где предполагаются знающие английский язык; кажется, почти все из текущей прессы — журналы и газеты, из Бостона и других городов.    Вчера, в праздник Сошествия Святого Духа, служил я соборно с священниками. Сегодня три иерея совершали богослужение.    7/20 июня 1905. Вторник.    Великим постом я писал в Пекин, просил прислать к Пасхе, если могут, восковых свечей для военнопленных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И так во всех языках это слово имеет простое понятие о смерти: в древнеруском же языке, это слово, будучи древнейшего происхождения, как остаток периода времен темных, исполненного преданий и сказаний, получило смысл только мертвеца, являющегося между людьми, как приведение. Это доказывается двумя местами из летописи по Лавр. списку: когда Янка, дочь Всеволода, привела из Грек Митрополита Иоанна Скопчина, об нем говорили: «се навье пришел;» – от года бо до года пребывает, умре» – замечает летописец, стр. 89. – В другом месте, когда Полочане умирали от какого-то демонского рыска бесов, народ говорил: «яко навье быоть Полочаны», стр. 92. Надобно обратить внимание на странную организацию слова навье: оно хотя означает мертвеца, имеющего сверхъестественную способность ходит между людьми; однако употребляется как сущ. собирательное, средн. рода: таким противоречием значения грамматической форме определяется необходимость предположить древнейший период этому слову, указанный нам в языках отрасли индоевропейской. Полное олицетворение навия находим в скн. имени карлика: nâr, nâinn, т.е. мертвец. У Чехов в XIV в. еще употреблялось naw в смысле могилы, на пр. у Далемила: potom krok jide do nawy; в отрывке Александр. ustlaw jinym w nàwi bydlo. У Славян сохранилось даже нав мертвец и навити убивать. Проследив таким образом историю этого слова, увидим односторонность следующего мнения Г. Касторского 50 : «наконец что мы наши верования заимствовали от Литовцев, неоспоримым доказательством служит суеверный слух, распространившийся при Всеволоде I во всей Руси, будто при сем Великом Князе, в Полоцке, беси на конях скакали по улицам и убивали граждан; таких оборотней народ называл по сказанию Нестора, навье. Nahwe значит у Леттов смерть». Автор опустил из виду то важное обстоятельство, что это слово и у Славян, и у других родственных им народов употреблялось в том же смысле. Бессознательная, первобытная жизнь народа, выражаемая в языке, по преимуществу отличается наивным согласием природы духовной человека с силами природы физической.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

4) Василий Иванович Назанский, учитель в разных воинских учебных заведениях, как-то: в школе гвардейских прапорщиков и юнкеров, в Пажеском корпусе, в Морском и Павловском кадетских корпусах и в Аудиторской школе. Напечатаны следующие его сочинения: 1) краткое руководство к познанию правил для производства следственных военно-судных дел или военное, судопроизводство. С.-Петербург 1832 года. 2) Производство следственных дел, извлеченное из свода законов Российской Империи. С.-Петербург 1834 года. 5) Яков Иванович Голубев, Вице-Директор в С.-Петербургском Департаменте казенных податей и сборов и кавалер ордена Белого Орла 1-й степени. 6) Михаил Иванович Касторский. После образования в Костромской семинарии поступил в Педагогический Институт. В последствии времени был профессором С.-Петербургского университета. 7) Николай Кириллович Соколов . Окончивши курс учения, в Костромской семинарии, он в 1854 году поступил в Московскую духовную академию, из которой по окончании курса в 1858 году, со степенью магистра, поступил в Бакалавры той же академии на Русскую церковную историю и Немецкий язык. В конце 1859 года отправлен в заграничное путешествие для изучения памятников, касающихся новой истории западной церкви. В 1863 году поступил на кафедру новой церковной истории и начал преподавать Английский язык. Ныне он профессор Московского университета. 8) Платон Яковлич Актов. По окончании курса в Костромской семинарии с отличными успехами, он в сентябре 1816-го года определен был в инспектора и учителя Макарьевского, что на Унже, духовного уездного училища. В 1824 году, испросив увольнение из духовного звания, поступил в правителя канцелярии Тульского гражданского губернатора, вскоре потом в советника тамошнего губернского правления, наконец, служил в С. Петербурге, при департаменте уделов, главным стряпчим. В Туле он положил основание своей огромной библиотеке, простиравшейся пред его смертью до 10 тысяч томов. Будучи в С. Петербурге, то через своих знакомых, то на рынке он приобрел коллекцию редких книг, обратившую на себя внимание даже иностранных библиофилов, подобно коллекциям графов Н.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако унизительный мир с внешним врагом был кровно необходим советской власти для того, чтобы решить внутренние проблемы: в ответ на красный террор по всей России заполыхала Гражданская война. Несмотря на принципиальную аполитичность Патриарха – известно, что он отклонил предложения и князя Г. Н. Трубецкого, и бывшего обер-прокурора А. В. Карташева послать благословение Белой армии, – многие представители духовенства были обвинены в контрреволюции и убиты. 31 марта за Божественной литургией в храме Московской духовной семинарии Патриарх Тихон молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Святейший помянул митрополита Владимира, протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия; иереев Павла Кушнякова, Петра Покрывало, Феодора Афанасьева, Михаила Чефранова, Владимира Ильинского, Василия Углянского, Константина Снятиновского, иеромонаха Герасима, диакона Иоанна Касторского, послушника Антония, раба Божия Иоанна Перебаскина и оставшихся неизвестными трех священников и двух мирян. Предвидя возрастание гонений, Собор выработал «Определение о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь ». Согласно этому определению было решено установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках и ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день вечером всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников. По завершении второй сессии Поместного Собора святителю Тихону удалось совершить пастырскую поездку в Петроград. В 1918 году такая возможность у Предстоятеля Русской Церкви еще была. Впоследствии советская власть будет гораздо жестче контролировать жизнь Предстоятелей Церкви, не позволяя ни Патриарху Тихону ни его приемникам по Патриаршей кафедре никаких пастырских поездок по стране. 29 мая (11 июня) Патриарх Тихон прибыл в Петроград. По реакции народа визит Патриарха походил на памятные питерцам приезды в город святого Иоанна Кронштадтского , чьи слова, обращенные к святителю Тихону: «Теперь, владыка, садитесь вы на мое место» с. 41] – стали поистине пророческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Русская Православная Церковь ХХ век 31 марта Государь император Николай II 1905 год – Члены Святейшего Синода подготовили и подписали специальное обращение к государю императору Николаю II, в котором поблагодарили его за «почин делу великому, вечному и святому» — рассмотрению дела о церковных преобразованиях. Указав на благо восстановления соборного начала, «теперь не действующего», иерархи подчеркнули, что в нем заключаются творческая сила и высшее нравственное достоинство Церкви, «а управляющие Поместными Церквами патриархи и митрополиты… стараются о том, чтобы обычное течение церковной жизни продолжалось в строгом согласовании с соборными постановлениями». Члены Святейшего Синода, таким образом, заявили, что инициатор реформ — сам государь, а они — лишь исполнители высочайшей воли. Священномученик Владимир (Богоявленский). Икона. Кон. ХХ в. 1918 год – За Божественной литургией в храме Московской Духовной семинарии святитель Тихон молился о упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Святейший Патриарх помянул митрополита Владимира (Богоявленского), протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия; иереев Павла Кушнякова, Петра Покрывало, Феодора Афанасьева, Михаила Чефранова, Владимира Ильинского, Василия Углянского, Константина Снятиновского, иеромонаха Герасима, диакона Иоанна Касторского, послушника Антония, раба Божия Иоанна Перебаскина и оставшихся неизвестными трех священников и двух мирян. 1922 год – Святейший Патриарх Тихон вызван на допрос в ГПУ. Святитель был вызван на допрос повесткой. На ее обороте патриарх написал, что прибыть не сможет из-за того, что вечером у него богослужение. В ответ на это патриарху была направлена новая повестка, где указывалось, что допрос переносится на 13:00 того же дня. 31 марта патриарх давал письменные показания (не сохранились). Видимо, это было сделано в ответ на требование, которое прозвучало на допросе 28 марта: в трехдневный срок определить свое отношение к карловацкой иерархии и изъятию церковных ценностей.

http://pravoslavie.ru/5403.html

Пенза. Церковь Петра и Павла в Арбекове. Карта и ближайшие объекты Храм строится с 1997 года. Из-за отсутствия денег стройка простаивала месяцами. Храм долгое время был без крыши. Зимой стены промерзали и покрывались льдом. В 2004 году было установлено  кольцо под купол, в том же году приобретены три бронзовых колокола. Процесс пошел еще быстрее, когда придумали систему именных кирпичей.  В современном центре города Пензы, напротив мясного пассажа, на территории бывшей Базарной площади стояла одна из самых красивых пензенских церквей – церковь Св. Петра и Павла. Петропавловская церковь была построена в 1797 году на средства пензенского бургомистра купца 1-й гильдии Михаила Петровича Очкина. Эта церковь была одной из самых богатых пензенских церквей, поскольку ее прихожанами являлись многие известные купеческие семьи. При церкви существовал лучший в Пензе церковный хор под управлением Алексея Васильевича Касторского. Украшение и ремонт храма осуществлялся за счет добровольных пожертвований его прихожан, в числе которых состояло большинство известных пензенских купеческих фамилий. Эта церковь прославилась среди других приходских храмов Пензы тем, что в ней 31 августа 1824 года слушал Божественную литургию император Александр I. Петропавловская церковь была обнесена железной оградой, по углам которой со стороны улицы Московской находились две часовни. Два других угла ограды занимали флигели, предназначенные для размещения церковной библиотеки, певческой, приходской богадельни, просфорни и сторожей. Однако, как и подавляющее большинство церквей, в 30-е годы XX века церковь закрыли и передали «Союзхлебу» под зернохранилище, а впоследствии сломали. В середине XX века на ее фундаменте был построен жилой дом 86, перед которым был установлен памятник «Покаяние». Крест на месте будущего Петропавловского храма (ул. Рахманинова, 53) заложил архиепископ Серафим ровно 15 лет назад - летом 1997 года. 2 октября 1999 года стройку посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший на празднование 200-летия Пензенской епархии. Храм еще предстоит оштукатурить снаружи, расписать внутри, построить рядом воскресную школу. Тем не менее, основной этап строительства в настоящее время завершен. Храм возводится на деньги прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=19849

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010