Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич (17.01.1869, Кострома - 10.09. 1944, Москва), регент, организатор регентско-учительских и хоровых курсов, композитор, преподаватель церковнопевч. и музыкально-теоретических дисциплин, автор методических работ по церковному пению. В 1881-1887 гг. обучался в Казанской ДС, в 1892-1897 гг.- в регентском классе Придворной певческой капеллы как вольнослушатель, занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова . Имея большие муз. способности, самостоятельно изучил ряд предметов, преподаваемых в консерватории. С 1889 г. (до 1920) работал в Пензе в учительской семинарии, с 1898 г.- в ДС, одновременно был регентом Петропавловской ц., с 1891 по 1912 г. (с перерывом на годы учебы) - регентом архиерейского хора. В 1918-1922 гг. один из организаторов и преподаватель пензенской Народной консерватории, созданной на базе муз. классов (училища) Пензенского отделения Императорского Русского муз. об-ва. В 1922 г. основал Красноармейскую хоровую студию. В 1928-1935 гг. жил в Сухуме, с 1930 г. преподавал в Сухумском муз. техникуме. В 1935 г. переехал в Москву, с 1937 г. преподавал в Гос. музыкально-инструкторском техникуме им. Октябрьской революции (с 1942 Музыкальное уч-ще им. Октябрьской революции, ныне Московский гос. ин-т музыки им. А. Г. Шнитке). А. В. Касторский. Фотография. Нач. ХХ в. А. В. Касторский. Фотография. Нач. ХХ в. Как преподаватель К. был деятельным пропагандистом хорового искусства. Среди его учеников - буд. организаторы хоровых коллективов Пензенского края, известные музыканты и исследователи: И. П. Пономарьков - хормейстер, музыковед и композитор, сначала учитель в с. Рузаевка (ныне город в Мордовии), затем хормейстер оперного театра, преподаватель педагогического ин-та и муз. уч-ща в Пензе, впосл. профессор Московской гос. консерватории, дирижер Государственного хора СССР; А. В. Никольский - историк церковного пения, профессор Московской консерватории; И. М. Скобцов - оперный певец (бас), солист Большого театра.

http://pravenc.ru/text/1681335.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКОВ КОСТУРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмчч. Иаков диакон, Иаков Касторский и Дионисий монах Иаков Костурский (Касторский), Ивероскитиот, Афонский, Адрианопольский, Новый (греч. Ικωβος; + 1519/20), монах , преподобномученик Память 1 ноября (Греч. , РПЦЗ ), 2 ноября (Греч. ,) 28 января (Греч. ), в Соборах Афонских преподобных , Ватопедских святых (Греч.), Этолийских и Акарнанских святых (Греч.) и в Соборе новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших (Греч.) В миру Иоанн, родился в одном из селений близ Кастории (Καστορις, Греция ) в бедной благочестивой семье. Его родителей звали Мартин и Параскева. В юности Иоанн пас стада и постепенно приобрел собственных овец. Его брат позавидовал преуспеванию Иоанна и донес местным турецким властям, что тот нашел клад. Иоанн был вынужден покинуть родные места, чтобы избежать преследований турок. Он поселился в Константинополе , занялся поставкой баранины ко двору султана и постепенно разбогател. Однажды, находясь в гостях у знатного турка, Иоанн услышал рассказ о том, как Константинопольский патриарх Нифонт II (1486-1489, 1497-1498) исцелил бесноватую жену турка, при этом турок видел, как во время чтения Евангелия разверзся купол храма и божественный свет наполнил церковь. После этого Иоанн решил отправиться к патриарху для духовной беседы. Под влиянием патриарха Нифонта он раздал свое имение (300 тыс. гроссов) нищим, удалился на Афон и принял постриг в монастыре Дохиар . Спустя три года он восстановил запустевший скит св. Иоанна Предтечи , принадлежавший Иверскому монастырю , и подвизался в нем шесть лет под рук. старца Игнатия. После смерти Игнатия Иаков, подобно древним подвижникам, подвергся искушениям и бесовским нападениям, от которых его избавила Пресвятая Богородица . Ведя строгую аскетическую жизнь, Иаков достиг совершенства в монашеских добродетелях. Он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Кроме того, ему по божественному откровению были явлены видения райских обителей и адских мучений. Постепенно вокруг Иакова начала собираться братия. Первым его учеником стал инок Маркиан из монастыря Ватопед. По молитвам Иакова в скиту св. Иоанна Предтечи забил источник, который получил название Агиасма св. Иакова, пустой сосуд дважды наполнялся елеем, во время засухи пошел дождь. В монастыре Ватопед  он исцелил одержимого бесом послушника. Однажды Иаков и его спутник были застигнуты в пути туманом и темнотой, так что подвергались опасности сорваться в пропасть. После того как Иаков помолился, туман расступился, образуя проход на то время, пока они не дошли до кельи.

http://drevo-info.ru/articles/13680746.h...

Выйдя замуж за Альфрита, Кинебурга, теперь уже королева, стала праведной христианкой. Возможно, ее обучили и наставили в истинной вере ирландец святитель Финан Линдисфарнский (Finan of Lindisfarne; подвизавшийся в кельтской традиции), а также святитель Вильфрид (Wilfrid) и преподобный Бенедикт Бископ (Benedict Biscop) – приверженцы так называемой «римской» традиции. Это были очень неспокойные времена. В 655 году ее отец Пенда вторгся в Берницию с большой армией. Позже в том же году и Освиу, и Альфрит одержали решающую победу над Пендой при Кок-Беке (Cock Beck), в результате чего Пенда был убит. Кроме того, отношения между Альфритом и его отцом были натянутыми. В то время как Освиу соблюдал ирландские обычаи (особенно это касалось времени празднования Пасхи), Альфрит предпочитал римские. После Церковного Собора в Уитби (Synod of Whitby) 663–664 годов, когда было решено придерживаться в английской Церкви римских православных практик, имя Альфрита таинственным образом пропадает из хроник, и его судьба остается неизвестной. Возможно, он был убит во время восстания против своего отца или свергнут, а на его место поставлен король Экгфрит (Ecgfrith; 664–685), с 670-го года правивший всей Нортумбрией. Неизвестно, были ли у Альфрита и святой Кинебурги дети. В 660-х годах после смерти мужа (супруги могли расстаться еще раньше по обоюдному согласию), гибели отца и множества других испытаний (ее новообращенный в веру брат Пэда был предательски убит) преподобная Кинебурга навсегда отошла от королевских дел и удалилась в местечко, ныне известное как Кастор (Castor) в Кембриджшире на границе с Нортгемптонширом, находившееся в самой восточной части королевства ее отца (ныне в восточной Англии). Там она приняла монашеский постриг и стала первой настоятельницей Касторского монастыря, избрав своей покровительницей Пресвятую Богородицу. Кафедральный собор в Питерборо, Кембриджшир К тому времени христианство уже зародилось в Мерсии, которой правил новообращенный король Вульфхер (Wulfhere; 658–675), еще один сын Пенды. По преданию, при содействии своего брата Кинебурга основала двойной (смешанный) монастырь Кастор, с отдельными сообществами монахов и монахинь, которые молились в общей церкви. Кастор стоял на руинах огромного претория (здания римской администрации этого региона времен римского владычества) у реки Нин (Nene) и, вероятно, некогда имел раннюю римскую церковь. Он также был удобно расположен на пересечении нескольких римских дорог. Археологические раскопки показали, что на этом месте стояла ранняя вилла, которая позднее использовалась англами. Касторские монахи и монахини использовали материалы этих конструкций для строительства церкви. Старейшие известные в мире христианские дискосы и потиры были обнаружены в местечке Уотер-Ньютон (Water Newton) в километре от Кастора в 1975 году. Ученые датируют их IV веком нашей эры. Они хранятся в Британском музее Лондона.

http://pravoslavie.ru/145333.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 февраля (7 марта) Священномученики Иосиф Смирнов , Владимир Ильинский , Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин Долготерпелив Господь, но тяжело становится тому народу, над которым начинает вершиться суд Божий. Более ста лет ждал Господь покаяния высших сословий в России и возвращения их в православие и укрепления веры в низших, но одни не пришли, чая построения Царства Божия на земле, а другие в вере не устояли, соблазнившись перспективой построения Царства Божия для себя на земле, обещанного высшими. Усилиями высших и низших была разрушена государственность, те национальные формы правления, которые вырабатывались русским народом столетиями, после чего было надето ярмо чуждой народу формы правления – демократии. Начались выборы в Учредительное собрание. Большевики, политически и финансово поддержанные воюющей с Россией Германией, добились наибольших результатов в проведении разрушительной агитации. В город Солигалич Костромской губернии от партии большевиков был послан уроженец этого города Василий Вылузгин. 7 (20) октября 1917 года он прибыл в Солигалич из Петрограда. В ноябре 1917 года состоялись выборы в Солигаличском уезде, на которых за партию большевиков проголосовало большинство населения. Был сформирован Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, который возглавил большевик Дудин, предлагавший, однако, сотрудничать и с другими партиями, чему приехавший из Петрограда Вылузгин был категоричным противником, – он, как и большинство большевиков, стоял за абсолютную диктатуру одной партии. Провозгласив создание Военно-революционного комитета, он в ночь на 5 (18) декабря совершил в Солигаличе военный переворот. Были захвачены все государственные учреждения и создан отряд Красной гвардии. 31 декабря (13 января) был проведен уездный съезд советов, на котором был смещен Дудин, а Вылузгин назначен главой советской власти в уезде. 23 января 1918 года советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, которым открывались повсеместные гонения на Русскую Православную Церковь. В знак протеста против издания безбожного декрета по всей стране прошли крестные ходы. 11 (24) февраля крестные ходы прошли в Костроме и уездных городах губернии, и в частности в Солигаличе. В нем участвовали настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иосиф Смирнов, священник Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, смотритель Солигаличского духовного училища Иоанн Перебаскин.

http://fond.ru/kalendar/254/iosif/

В 1864 году в стенах храма обнаружились трещины, поэтому они были капитально отремонтированы и обиты железом. Колокольня при храме еще крепкая, но несколько наклонная. Престолов в храме три: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе холодном - в честь Евангелиста Иоанна Богослова, в приделе теплом - во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из предметов древности в церкви сохранилось напрестольное Евангелие печати 1681 года, обложенное бархатом, верхняя доска обложена серебром и позолочена; по листам подпись: «Сие св. Евангелие приложил Стефан Григорьев сын Чиркова по сестре своей Вассе и по Федоре и по Симеоне, а построено из ея пожитков в Муромский уезд в старинную нашу вотчину в село Клин к церкви Рождества Пресвятой Богородицы лета 1687 года». Земли при церкви: усадебной - 1932 сажени, под церковью и торговой площадью - 1694 сажени, под оврагами и дорогою - 1 десятина 760 сажен, пахотной - 25 десятин 1761 сажень, сенокосной по плану значится  6 десятин 1974 сажен. Но вследствие изменения русла речек, по которым сенокосная  земля расположена, её значительно меньше. План и межевая книга на землю имелись. Приход состоял из села Клин и приселка Курмыша  (в смежности с селом), в коих по клировым ведомостям числилось 180 дворов, 723 души мужского пола и 889 - женского пола. К церкви села Клин был приписан Голенищевский приход, в котором богослужение и требы отправлялись викарными священниками и псаломщиками. В селе Клин имелась церковно-приходская школа, учащихся в 1896 году было 54 человека.  С 1896 по 1917 годы в разное время в этом приходе были священники: Евгений Сепаровский, Иоанн Ландышев, Е. Светозаров. Псаломщики: Павел Никольский, Милоглядов, Касторский, Леонид Орлов. Дьяконы: Алексей Касторский. Обычно в данном приходе за дьякона исполнял обязанности псаломщик.  Причта при церкви по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание причта из разных источников получалось до 1000 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

http://sobory.ru/article/?object=10458

Регентом Синодального хора в 1886 году становится В. Орлов. При настойчивой его работе хор достиг высокой степени совершенства. В 1899 году хор с огромным успехом выступал в Вене. В обширную программу входили произведения Бортнянского, Львова, Турчанинова, Гречанинова, Кастальского. К концу столетия произошел резкий поворот в сторону восстановления древних распевов, преимущественно знаменного. И заслуга в этом принадлежит именно А. Кастальскому, ставшему во главе московской школы духовных композиторов. В 1901 году Орлов был назначен директором училища вместо Смоленского, а на его место стал А. Кастальский. Творчество Кастальского полностью служило созданию национальной музыки в церкви. В 1910–17 годах синодальный хор под управлением Н. Данилина достиг в своем развитии необычайного мастерства. Его Выступления в Италии, Австрии, Германии и в Варшаве имели неизменный огромный успех. Длительная церковно-певческая практика долгое время признавала только мальчиков для исполнения сопрановой и альтовой партий. Впервые женские голоса в церковные хоры были введены в Петербурге в начале XX века А. Архангельским . Многие хоры славились своим мастерством в России в начале XX века: Ф. Иванова (Чудовский монастырь, храм Христа Спасителя), И. Юхова (Москва), А. Архангельского (Александро-Невская Лавра, Исакиевский и Казанский соборы в Петербурге), хоры Калишевского, Надеждина, Кошица (Киев), Рукавишникова (Нижний Новгород), Касторского (Пенза). Все архиерейские хоры по епархиям также отличались высоким мастерством исполнения и голосами. В 1911 и 1913 годах по инициативе архиеп. Арсения (Стадницкого) в Новгороде созывались съезды учителей пения духовно-учебных заведений епархии. Итогом работы съездов было издание нотного пособия “Спутник псаломщика. Песнопения годичного круга богослужений с требоисправлениями”, выдержавшего три издания на родине и одно за рубежом трудами русского монастыря в Джорданвиле (США) в 1959 году. Монастырское музыкальное творчество, более близкое по духу к национально-самобытному стилю, вылилось в самостоятельные распевы: Киево-Печерской Лавры, Почаевского, Валаамского и Старо-Симоновского монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постановлением ВЦУ от 30 марта 1923 года на Казанскую кафедру был перемещен архиепископ Одесский Алексий, который и прибыл в Казань 5 апреля. Епархиальное управление для сохранения церковного мира пригласило двух первых епископов в свое заседание и совместно с архиепископом Алексием просило выработать условия совместного служения. Но все просьбы о мире разбились о категорическое отрицание прав нового архиепископа на Казанскую кафедру, хотя она вследствие осуждения митрополита Кирилла была праздной, и архиепископ Алексий как получивший хиротонию в 1913 году и догматически, и канонически [был] вполне приемлем в качестве православного архиерея. Казанские приходы молча подчинились существующей церковной власти. Бывшие викарные епископы богослужений нигде не совершали, а новый архиепископ служил попеременно в кафедральном соборе и в Казанском монастыре. Однако отдельные лица из духовенства и мирян, поддерживавших постоянную связь с Москвой, не бездействовали и произвели демонстрацию против архиепископа Алексия и против Управления при выборе депутатов на Поместный собор. Партия противников обновления, в рядах которой явилось значительное количество духовенства, действовала так энергично, что в результате выборов на Собор прошло три кандидата из реакционеров и только один из членов Епархиального управления, не считая архиепископа и Уполномоченного ВЦУ, которые отправились на Собор по своему положению. Посылая на Собор своих депутатов, казанские староцерковники предрешили признать Собор законным только в том случае, если он вынесет решения, сходные с их желаниями. По возвращении депутатов из Москвы было устроено в Петропавловском соборе собрание духовенства и мирян с целью информации о результатах деятельности Собора с изложением подробностей. Доклад был сделан членом от оппозиции профессором священником А. П. Касторским. Доклад никого не удовлетворил своим изложением, так как он весь был построен на газетных сообщениях, а самое собрание было использовано крикунами в целях устройства скандала. Но пока все-таки открытого разрыва с КЕУ казанских приходов еще не произошло, и архиепископ Алексий после Собора совершил литургию в Духосошественском приходе.

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

4. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых: в Алма-Атинской епархии: епископа Верненского и Семиреченского Пимена (Белоликова, 1879–1918, память 3/16 сентября, священномученик) схиархимандрита Севастиана (Фомина, 1884–1966, память 6/19 апреля, преподобноисповедник) иеромонаха Анатолия (†1930–1935, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) иеромонаха Пахомия (Русина, 1880–1938, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) иеромонаха Серафима (Богословского, †1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик) иеромонаха Феогноста (†1921, память 29 июля/11 августа, преподобномученик) схимонаха Ираклия (Митяхи, †1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученик) монахини Евдокии (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) Виктора Матвеева (1869–1936, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, мученик) в Костромской епархии: архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова, 1868–1938, память 8/21 августа, священномученик) протоиерея Иосифа Смирнова (1864–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) священника Владимира Ильинского (1833–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) диакона Иоанна Касторского (1848–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) Иоанна Перебаскина (1862–1918, память 22 февраля/7 марта, мученик) священника Василия Разумова (1879–1937, память 8/21 сентября, священномученик) в Казанской епархии: епископа Амвросия, настоятеля Свияжского Успенского монастыря (Гуд­ко, 1867–1918, память 27 июля/9 августа, священномученик) архимандрита Сергия, настоятеля Успенского Зилантова монастыря (Зай­цева, 1863–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) иеромонаха Лаврентия (Никитина, 1872–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик)

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

В 1872 г. в селе открывается земское одноклассное училище. В 1874 г. в училище обучались 34 мальчика и 7 девочек, в 1876 г. количество учеников значительно сокращается, до 23 человек, а в последующем вновь возрастает, в пределах, от 35 до 40 человек ежегодно. Известно, что в 1897-1903 г.г. попечителем училища был купец Константин Николаевич Яковлев, а законоучителем священники Никанор Васильевич Драницын (1872-1902), Павел Изюмов (1902-1903 г.г.). Учителями в училище работали: Троицкий (1872-1876), Альбов (1876-?), Лидия Геннадьевна Марина (1897-1902), Мария Николаевна Саладьева (1897-1898), Елизавета Васильевна Назарова (1898-1900), Ариадна Леон. Каллистова (1901-1903). При чем М.Н. Саладьева по штатному расписанию была 1-й учительницей, а Л.Н. Марина до 1901 г. помощником учителя, а затем 1-й учительницей. В 1903 г. училище преобразуют в двухклассное училище Министерства народного просвещения. В течение первого учебного года попечителем училища являлся купец Константин Николаевич Яковлев, а затем вводится должность - почетный блюститель училища. В 1904-1908 г.г. почетным блюстителем училища был действительный статский советник Николай Семенович Суворов, затем в течение четырех лет должность была вакантной, а в 1912-1917 г.г. должность блюстителя занимал Ан. Ив. Скворцов. В 1903-1917 г.г. заведующим училища являлся Николай Яковлевич Колосов, законоучителями - священник Никанор Васильевич Драницын (1902-1907), священник Василий Прокошев (1909-1917). Учителями - предметниками работали: Мария Яковлевна Яковлева и её помощник Клеопатра Геннадьевна Дробышева (1903-1904), Иван Николаевич Серов (1904-1906), М.Г. Беликова (1906-1907), В. Григорьев (1907-1910), В.А. Суворов (1910-1911), Александр Лаврентьевич Боголепов (1911-1913), Николай Иванович Матасов (1913-1914), Нина Федоровна Белицкая (1914-1917). Около 1898 г. в с. Зашугомье открывается Троице-Зашугомская одноклассная церковно-приходская школа. В 1899-1902 г.г. заведующим и законоучителем школы был священник Павел Изюмов, затем Закон Божий преподавали священники Николай Лебедев и Николай Воскресенский. Светские предметы вели учителя Марина (до 1904 г.) и Парасковья Касторская. В 1908 г. в школе преподавал один учитель, обучались 37 детей, и предполагалось число учащихся увеличить до 84.

http://sobory.ru/article/?object=03097

Профессорам и доцентам Академии: 1) Покровскому Ивану Михайловичу , 2) Катанову Николаю Феодоровичу, 3) Машанову Михаилу Александровичу , 4) Григорьеву Ивану Феодоровичу, 5) Лузину архимандриту Варсонофию, 6) Васильевскому Михаилу Николаевичу, 7) Малинину епископу Афанасию, 8) Васильеву Якову Васильевичу, 9) Керенскому Владимиру Александровичу , 10) Полянскому Евлампию Яковлевичу, 11) Касторскому Александру Петровичу, 12) Протопопову Василию Ивановичу, 13) Лебедеву Александру Васильевичу тоже за неисполнение распоряжений Советской власти объявить в местной газете строгий выговор. В отношении же казначея Веселовского Ивана Петровича и письмоводителя Петровой В.Я., которые исполняли обязанности по найму, дело прекратить. Кроме того, просить Совет Народных Комиссаров Татреспублики о создании ликвидационной комиссии для полной ликвидации дел бывшей Казанской Духовной Академии. Уполномоченный 11го отделения Всетатчека Клочков Зав. ликвид. отделом Борисенко». 26 марта 1921 года владыку Анатолия Грисюка впервые арестовали. Власти пытались обвинить его в неподчинении советским постановлениям, но формально ректор Академии оказался неуязвим. Закон не был нарушен. Все же его осудили на год принудительных работ с учетом срока предварительного заключения. Через девять месяцев владыка вышел на свободу и был назначен епископом Самарским и Ставропольским. Но вскоре последовал очередной арест, о котором в подробностях сообщил Святейшему Патриарху Тихону епископ Алексий (Орлов). «Его Святейшеству, Патриарху Московскому и всея России Тихону Алексия, епископа Бугурусланского, викария Самарской епархии Доклад Долгом почитаю доложить Вашему Святейшеству, что 18 сентября задержаны в Самарском ГПУ Преосвященный епископ Самарский Анатолий, а 19 числа Павел, епископ Бузулукский. Кроме того, 22 сентября арестованы: кафедральный протоиерей Ксенофонт Архангельский, протоиереи города Самары Иоанн Колесников, Александр Бечин и Аркадий Ключарев, священники Иоанн Голубев и Ильинский и псаломщик Василий Клименко. 25го числа все поименованные лица были переведены из арестного дома в городскую тюрьму. Причины ареста всех этих лиц не выяснены.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010