Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Алексеевич Касторский (1848, с. Николо-Берёзовец Солигаличского у. Костромской губ.- 7.03.1918, г. Солигалич Костромской губ.), сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Костромских святых), диак. Из семьи диакона. По окончании Солигаличского ДУ служил сторожем и причетником в соборе г. Солигалича, а затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском мон-ре, расположенном в с. Ратькове Солигаличского у. В 1880 г. рукоположен во диакона. 11(24) февр. 1918 г. участвовал в Солигаличе в крестном ходе в знак протеста против издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» . 12(25) февр. того же года в Богородице-Феодоровский мон-рь прибыли представители местной советской власти для изъятия хлеба из мон-ря. Настоятель монастырского храма свящ. Василий Ильинский (сын свящ. сщмч. Владимира Ильинского) просил городскую Думу Солигалича защитить обитель от разграбления. Дума приняла решение поддержать просьбу священника. На следующий день для защиты обители собрались верующие, к-рые направились в город и заняли местный исполком. В ходе антибольшевистского восстания, в котором принял участие и гарнизон города, советская власть была свергнута. 4 марта из Костромы в Солигалич прибыл карательный отряд, восстановивший советскую власть в городе. Отряд возглавлял чрезвычайный комиссар Журба. Расследования обстоятельств происшедшего не было. И. был расстрелян карателями по приговору Солигаличского трибунала на территории Никольского тюремного храма в Солигаличе вместе с 20 арестованными, в т. ч. со священномучениками прот. Иосифом Смирновым, свящ. Владимиром Ильинским и смотрителем Солигаличского ДУ мч. Иоанном Перебаскиным. Расстрелянных похоронили в братской могиле на городском кладбище у стен Петропавловского храма. 27 марта 2000 г. И. был канонизирован как местночтимый святой Костромской епархии. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Павлович Перебаскин (1862, Костромская губ.- 7.03.1918, г. Солигалич Костромской губ.), мч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Костромских святых). Из семьи диакона. В 1880 г. окончил Костромскую ДС, в 1884 г. СПбДА - кандидатом богословия с правом получения магистерской степени без нового устного испытания (магистрант). В том же году назначен помощником смотрителя Солигаличского ДУ. В 1897 г. стал смотрителем того же ДУ. В разные годы в училище преподавал пение, церковную и гражданскую историю, географию и греч. язык. Относился к своим обязанностям с усердием и глубокой ответственностью; составил кн. «Правила поведения учеников Солигаличского духовного училища» (изд. в 1915). Был произведен в статские советники. Награждался орденами св. Анны 3-й степени и св. Станислава 3-й степени. Участвовал в крестном ходе, организованном в Солигаличе 11(24) февр. 1918 г. в знак протеста против издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» . За участие в выступлении против разграбления Богородице-Феодоровского мон-ря был арестован вместе с большой группой горожан прибывшим в нач. марта в Солигалич карательным отрядом. Расстрелян по приговору Солигаличского трибунала на территории Никольского тюремного храма вместе с 20 арестованными, в т. ч. священномучениками прот. Иосифом Смирновым , свящ. Владимиром Ильинским и диак. Иоанном Касторским . Похоронен в братской могиле у стен Петропавловского храма Солигалича. 12 апр. 1918 г. управляющий Костромской епархией архиеп. Евдоким (Мещерский) доложил Свящ. Синоду и Поместному Собору Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. об обстоятельствах гибели священнослужителей и мирян Солигалича. На заупокойной литургии, совершенной Патриархом св. Тихоном в храме Московской ДС 31 марта 1918 г. (1-я служба, посвященная новомученикам), были помянуты солигаличские новомученики, в т. ч. И. 27 марта 2000 г. канонизирован как местночтимый святой Костромской епархии. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469346.html

- Когда закончится ремонт? - спрашиваю о. Александра. - А никто не знает. Собор большой, двухэтажный, в нём четыре придела. Реставрируют его как памятник архитектуры на государственные средства. Когда деньги выделяются, реставрация идёт, когда денег нет, все работы встают. Сейчас денег нет. Последним настоятелем собора был протоиерей Иосиф Смирнов. Он принял, наряду с другими солигаличанами, мученическую смерть от большевиков. Тогда же расстреляли и ещё 17 человек. Сейчас вместе с иереем Владимиром Ильинским, диаконом Иоанном Касторским и смотрителем духовного училища Иоанном Перебаскиным отец Иосиф причислен к лику святых. - Какие причины нашли, чтобы их убить? - спрашиваю батюшку. - Тогда молодая советская власть под предлогом изъятия хлебных излишков решила описать и конфисковать имущество женского монастыря в честь иконы Феодоровской Божьей Матери - он находился в километре от Солигалича, в деревне Ратьково. И бывшая администрация города во главе с настоятелем собора решили этому воспрепятствовать. Собрали людей и крестным ходом пошли до стен женского монастыря, чтобы просто не дать его ограбить. Это сочли бунтом против советской власти. Вызвали карательный отряд. Всех, кто шёл во главе крестного хода, забрали ночью в тюрьму и расстреляли около стен тюремного Никольского храма. Похоронами занимались какие-то люди в штатском, родственникам не позволили это сделать. Вырыли большую могилу на кладбище, провезли мучеников на подводах через весь город и похоронили раздетыми. Сбросили всех в одну могилу, без гробов и отпевания. - Почему раздетыми-то? - недоумеваю я. Батюшка задумывается, не зная, что ответить: - Ну такая варварская власть была. Когда в 95-м году я только что приехал сюда служить, жива ещё была одна столетняя бабушка, которая помнила эти события. Она рассказывала, как расстреливали людей. «Вот и Михал Михалыча расстреляли», - закончила она рассказ и заплакала. А Михаил Михайлович был главой городской управы ещё в царское время. Понимаете, у простой крестьянки, которой в то время исполнилось только двадцать лет, слёзы сами катились по щекам! Какой же это был уважаемый человек, что обыкновенная крестьянка через 80 лет его оплакивает...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

27 сент. 1905 г. назначен настоятелем Рождественского собора. В марте 1906 г. избран депутатом Городской думы. 11 мая 1907 г. Святейший Синод наградил И. Библией «за особые труды, ревность и усердие по благоустройству местных школ» (ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2376. Л. 5 об.). 22 июля 1907 г. возведен в сан протоиерея. С марта 1909 г. И.- член правления Солигаличского ДУ. Как настоятель городского собора И. был членом уездной санитарно-исполнительной комиссии (с авг. 1907), членом солигаличской землеустроительной комиссии (с июля 1909), депутатом уездного земского собрания (с авг. 1909), членом уездного комитета попечительства о народной трезвости (с сент. 1909). 6 мая 1910 г. награжден наперсным крестом. С 1 авг. 1911 г. И. состоял законоучителем Солигаличского городского (впосл. высшего начального) уч-ща. 3 февр. 1914 г. удостоен ордена св. Анны 3-й степени. С июля 1916 г. И. был законоучителем солигаличского реального уч-ща. 26 июня того же года указом Костромской духовной консистории И. был также назначен на должность благочинного Богородице-Феодоровского жен. мон-ря с. Ратькова Солигаличского у. 11(24) февр. 1918 г. И. возглавил крестный ход, организованный в Солигаличе в знак протеста против издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» . 13(26) февр. в Богородице-Феодоровский монастырь прибыли представители местной советской власти для реквизиции ценностей под предлогом «изъятия излишков хлеба». Накануне настоятель монастырского храма свящ. Василий Ильинский (сын сщмч. Владимира Ильинского ) просил Городскую думу Солигалича защитить обитель от разграбления. Дума приняла решение поддержать просьбу священника. На следующий день для защиты обители верующие направились в Солигалич, по дороге к ним присоединился военный гарнизон города. В ходе вспыхнувшего антибольшевистского восстания был занят местный исполком и свергнута советская власть в городе, управление перешло к временному совету. 4 марта в Солигалич прибыл карательный отряд, восстановивший советскую власть в городе. Без предварительного расследования обстоятельств происшествия 7 марта на территории Никольского тюремного храма И. был расстрелян карателями по приговору Солигаличского трибунала вместе еще с 20 арестованными, в т. ч. со священномучениками Владимиром Ильинским, Иоанном Касторским , с мч. Иоанном Перебаскиным . 8 марта похоронен в братской могиле у стен Петропавловского храма Солигалича.

http://pravenc.ru/text/578427.html

28 июня 1996 г. на кладбище Солигалича был установлен крест на могиле жертв 1918 г. и Костромской и Галичский еп. Александр (Могилёв) отслужил по ним панихиду. 27 марта 2000 г. в Костроме В. был канонизирован как местночтимый святой вместе с 3 др. Солигаличскими мучениками - прот. Иосифом Смирновым , диак. Иоанном Касторским и Иоанном Перебаскиным . К общецерковному почитанию В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Ист.: ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2366. Л. 105-107; Д. 2303. Л. 74-75. Лит.: Зонтиков Н. А. «Пальнем-ка пулей в Святую Русь...»: К 80-летию солигаличской трагедии//Сев. правда. Кострома, 1998. 6 марта, 11 марта; Жития новомучеников г. Солигалича Костромской епархии. Кострома, 2000; ЖНИР. Февр. С. 353. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ Васильевич Разумов (1879- 1937), свящ., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/158978.html

На верхней панели западной стороны изображен Иоанн Креститель, держащий Агнца (символ Христа) в одной руке и указывающий второй на Него; центральная панель изображает Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего в левой свиток; на нижней панели видна загадочная фигура человека («сокольничего») с птицей, которую некоторые ученые отождествляют с апостолом Иоанном Богословом и орлом (его символом), но многие исследователи не исключают, что здесь изображен либо король Альфрит (муж преподобной Кинебурги), либо его преемник Экгфрит Нортумбрийский (при котором крест, возможно, был создан). Примечательно, что почти единственной расшифрованной рунической надписью на кресте является «Cynnburug», то есть «Кинебурга»! Хотя это было распространенное женское имя в англо-саксонские времена, вполне возможно, что на кресте была увековечена именно бывшая королева Кинебурга, ставшая монахиней, игуменьей и заступницей многих. Преподобные матери Кинебурга и Кинесвита, молите Бога о нас! Рейтинг: 10 Голосов: 103 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Книга третья//   Вторая святая с этим именем – Кинебурга Глостерская (VII в.; память: 25 июня), которая, по преданию, была сестрой короля Осрика (правителя мелкого королевства Хвисса) и первой игуменьей монастыря в городе Глостер на западе Англии. С ней связано много чудесных историй. Некогда в Глостере существовали часовня и источник в честь св. Кинебурги. В Музее Глостера хранится свинцовая шкатулка, на которой изображены эта святая и местный священномученик Альдат – когда-то в ней могли храниться частицы их мощей. Несколько лет назад в Глостерском кафедральном соборе была торжественно установлена статуя св. Кинебурги в натуральную величину. «Башня Кинебурги» (16 м в высоту) была возведена в рамках проекта по соединению центра Глостера с городскими доками и в качестве арт-инсталляции. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Natalie 27 марта 2022, 12:54 Очень интересно и познавательно! Как жаль, что ничего не знали о святых, когда путешествовали по Англии много лет назад. Спаси Господи! Катерина 25 марта 2022, 11:21 Уважаемый Димитрий, только что нашла и прочитала Ваш емайл прошлого года и написала Вам обратно. Извините, пожайлуста, за невольную невежливость и пренебрежение, действительно, попало в спам и только третье по счету - куда надо, и большое спасибо за Ваши труды. Очень интересно читать Ваши статьи. Н.Н. 25 марта 2022, 01:06 Этот цикл статей - живая история, свидетельство о единстве веры и вечная память о подвиге святых в веках. Благодарю! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/145333.html

1999. Σ. 68). Уже в 1743 г. он называет себя протопсалтом в колофоне Анфологии (S. Stephan. 52. Fol. 486: «Завершена настоящая песненномедоточивозвучная (σματομελιυτφθογγος) книга, которая в прежние времена называлась Пападики, моей рукой, Иоанна протопсалта, в лето 1743, в марте»). Аналогичное свидетельство присутствует и в автографе И. Т. 1745 г.- Икиматарии Иоанна Клады (Hieros. Patr. 572: «Настоящая книга завершена мной, Иоанном, протопсалтом Великой церкви Христа, в лето 1745, в мае»). О выдающейся кодикографической деятельности И. Т. свидетельствуют и др. певч. рукописи, выполненные им в период служения лампадарием (Анфология Laur. Μ. 93. Fol. 422v: «Была завершена настоящая песненномедоточивозвучная книга, которая в прежние времена называлась Пападики, мной, лампадарием Иоанном… в лето 1728, 16 октября»; Анфология Hieros. Patr. 323: «Настоящая книга была написана мной, Иоанном лампадарием, в лето 1734, в январе»; Икиматарий Иоанна Клады Ath. Doch. 342. Fol. 89: «Настоящая книга была написана мной, Иоанном, лампадарием Великой церкви, в лето 1734, в апреле») и протопсалтом (Анфология Athen. Bibl. K. Psachou. 72/222: «Настоящее написано мной, протопсалтом Иоанном Великой церкви, в лето 1766, в месяце сентябре»; Анфология Ath. Iver. 1157: «Написано Иоанном, протопсалтом Великой церкви, в лето 1769, в месяце июне»). Последний кодекс был написан И. Т. за неск. месяцев до смерти: это Стихирарь Германа, митр. Новых Патр (1771 г.), в к-ром сохранилась ремарка, что Иоанн протопсалт «упокоился в 1770 году» (Thessal. Univ. 1. Fol. 440). Автограф Иоанна Трапезундского. Акафист Иоанна Клады. 1734 г. (Ath. Doch. 342. Fol. 1) Автограф Иоанна Трапезундского. Акафист Иоанна Клады. 1734 г. (Ath. Doch. 342. Fol. 1) Певч. наследие И. Т. весьма значительно. Он является автором 5 версий полиелея: «Раби Господа» на 1-й глас (Lesb. Leim. 341. Fol. 31-36v, 1790-1793 гг.; Athen. O. et M. Merlier. 6. Fol. 251v - 258, 1790-1800 гг.; опубл.: Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο.

http://pravenc.ru/text/471515.html

Вполне возможно, что Поликрат, явно гордившийся своим знанием писаний, самостоятельно отождествил своего прославленного родственника с Иоанном из Деян 4:6 . Однако независимо от того, сам ли Поликрат провел этот отождествление или унаследовал его от местной традиции – оно достаточно значительно. Оно ясно показывает, что Эфесская церковь , желая найти в новозаветных писаниях какие-либо (кроме Евангелия от Иоанна) упоминания о своем Иоанне, Любимом Ученике, вовсе не отождествляла его с Иоанном, сыном Зеведеевым. Отождествление его с Иоанном из Деян 4 делает невозможным одновременное его отождествление с Иоанном, сыном Зеведеевым 1157 , который появляется в том же повествовании как один из двух учеников, которых допрашивают Анна, Каиафа, Иоанн и Александр. Очевидно, эфесская традиция об их Иоанне ясно гласила, что этот Иоанн – не Иоанн, сын Зеведеев; и даже в конце II века эфесяне настаивали на этом различении, хотя в других местах отождествление двух Иоаннов уже произошло, а в следующем столетии распространилось повсюду. Ириней об Иоанне Мы показали, что в преданиях провинции Азия, в особенности города Эфеса, во II веке Иоанн, написавший Евангелие от Иоанна и фигурирующий в нем под именем «ученика, которого любил Иисус», не отождествлялся с Иоанном, сыном Зеведеевым. Он был известен как ученик Иисуса, не принадлежавший к кругу Двенадцати, последние годы жизни проведший в Эфесе, хорошо известный окрестным церквам – особенно прославленный своим долгожительством, поскольку он пережил большинство своих современников. Он был похоронен в Эфесе; могила его была там известна, и в конце II века Поликрат, епископ Эфесский, называл себя его кровным родственником. Во всех источниках, до сих пор нами рассмотренных, нет никаких указаний на связь Иоанна, сына Зеведеева ни с Евангелием, ни с Эфесом. Такие ассоциации могли возникнуть лишь через вторичное отождествление Иоанна Эфесского, Старца Иоанна у Папия с Иоанном, принадлежавшим к числу Двенадцати. О том, что Иоаннов двое, было известно не только в Азии: то же знание видим мы и в Каноне Муратори – то есть, по всей видимости, в Риме или в Италии, куда относят этот документ большинство ученых. Объяснение этому – по-видимому, зависимость Канона Муратори от Папия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Да много ли епископов приехало с Иоанном? Вопрос этот довольно трудный. В своем любезнейшем письме к Кириллу Иоанн шлет ему привет от епископов: Иоанна, Павла и Макария. 1404 Из подписей под актом первого заседания собора „восточных 14 видно, что это были: Иоанн Дамасский, Павел Эмесский и Макарий Лаодикийский 1405 ). Возможно допустить, что только эти три епископа и ехали с Иоанном 1406 ), так как, если допустить, что с Иоанном ехали и другие епископы, но не пожелали присоединить привет св. Кириллу и от себя, то это не гармонировало-бы с необычайно любезным тоном письма, ибо такой поступок с точки зрения тогдашних, так сказать, правил приличия, был бы величайшим оскорблением, допустимым только по отношению к еретику, уже осужденному собором. С другой стороны, если мы сравним подписи под протестом 68 1407 с подписями под актом первого заседания „восточных“, 1408 то увидим, что в последнем документе имеются подписи 15-ти епископов, не подписавшихся под протестом. 1409 Если допустить, что всех этих епископов не было в Эфесе 22 июня 1410 и все они приехали с Иоанном, то, значит, с ним приехало 15 епископов. Итак, с Иоанном приехали в Эфес от 3-х до 15-ти епископов. Нужно при этом иметь в виду, что из последних 15 епископов только два (Антиох Вострский и Иоанн Дамасский) были митрополиты, а остальные митрополиты Восточного диоцеза были, очевидно, уже в Эфесе. Итак, можно ли осуждать св. Кирилла, что он при наличности около 250 епископов, бывших в Эфесе, не стал ждать 3 – 15 епископов, ехавших с Иоанном Антиохийским. Далее. Мы не можем согласиться и с тем, что св. Кирилл поспешил открыть собор под давлением страха перед формальным обвинением, которое будто бы вез Иоанн от лица своего поместного собора. 1416 С одной стороны, трудно допустить, что Иоанн, действительно, вез такое обвинение, потому что непонятно было бы, почему же он, задержанный на пути непредвиденными обстоятельствами, не переслал это обвинение хотя бы с теми двумя митрополитами, которых он послал вперед к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Отцов и учителей Церкви. Из специальных святоотеческих трудов по истолкованию Апокалипсиса особенно ценно " Толкование на Апокалипсис " св. Андрея, Архиепископа Кесарийского, которое представляет собою итог всего понимания Апокалипсиса в доникейский период (до 1-го вселенского собора). Весьма ценна также Апология на Апокалипсис св. Ипполита Римского (ок. 230 г.). В новейшее время появилось так много истолковательных трудов на Апокалипсис, что число их уже к концу XIX века достигло 90. Из русских трудов наиболее ценные: 1) А. Жданова – " Откровение Господа о семи Азийских церквах " (опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса); 2) Епископа Петра – " Объяснение Апокалипсиса св. Апостола Иоанна Богослова " ; 3) Н. А. Никольского – " Апокалипсис и обличаемое им лжепророчество " ; 4) Н. Виноградова – " О конечных судьбах мира и человека " и 5) М. Барсова – " Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса " .   О ПИСАТЕЛЕ АПОКАЛИПСИСА Писатель Апокалипсиса сам называет себя " Иоанном " (1:1, 4, 9). По общему верованию Церкви это был св. Апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, за высоту учения своего о Боге Слове получивший отличительное прозвание " Богослова " , вдохновенному перу которого принадлежит еще 4-е каноническое Евангелие и 3 соборных послания. Это верование Церкви оправдывается как данными, указываемыми в самом Апокалипсисе, так и многообразными внутренними и внешними признаками. 1) Писатель Апокалипсиса называет себя " Иоанном " в самом начале, говоря, что ему было дано " Откровение Иисуса Христа " (1:1). Приветствуя далее семь малоазийских церквей, он вновь называет себя " Иоанном " (1:4). Далее он говорит о себе, опять называя себя " Иоанном " , что он был " на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа " (1:9). Из Апостольской истории известно, что именно св. Иоанн Богослов подвергся заточению на о. Патмосе. И, наконец, заканчивая Апокалипсис, писатель снова называет себя " Иоанном " (22:8). Во 2 стихе 1-й главы он называет себя самовидцем Иисуса Христа (ср.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010