В творческом наследии К.- светские хоровые кантаты, неск. сборников рус. народных песен в собственной обработке, хоровые сборники для начального обучения пению. Как регент К. с готовностью откликался на события общественной жизни. 25 июня 1902 г. на педагогических чтениях в Новгороде, после панихиды по С. А. Рачинскому , им было сделано сообщение о взглядах последнего на церковное пение. В состоявшемся затем концерте пели «Не имамы иныя помощи» К. 7 марта 1904 г. по инициативе руководимого К. хора Петропавловской ц. в Пензе был дан благотворительный концерт в пользу военного флота. Пели сочинения А. А. Архангельского , Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , П. М. Воротникова , М. И. Глинки, А. Ф. Львова , Г. Ф. Львовского , А. Д. Кастальского . 1 и 14 дек. 1909 г. в духовных концертах соединенных хоров Пензенского церковнопевческого благотворительного об-ва (около 150 чел.) под управлением К. были собраны денежные средства на памятник Бортнянскому, прот. Петру Турчанинову и Львову в С.-Петербурге. Духовные сочинения К. исполнялись и др. хорами. 28 и 29 июня 1916 г. в Петрограде хор певчих лейб-гвардии Егерского полка под упр. Н. Д. Лебедева пел на всенощной «Господи, помилуй» на литии К. 13 марта 1916 г. в Томске в зале Общественного собрания хор под упр. П. В. Леонова пел духовные произведения Архангельского, А. Т. Гречанинова , С. И. Танеева и К. Муз. изд. и соч.: Церковные хоры: (Сб. нотных песнопений для школьного пения). СПб.: Синодальная тип., 1899. Ч. 1: Песнопения всенощного бдения; 1901. Ч. 2: Песнопения Божественной литургии; То же. 1900-1901 2. СПб.: Г. Шмидт, 1908 2. СПб.: П. Киреев, 1910 5. СПб., 1914 6. Пг., 1915. Тверь: Тверское отд. Рос. Фонда культуры, 1994р. М.: Живоносный источник, 1998р; «Ныне силы небесные»//Церковно-певческий сборник. СПб., 1902. Т. 3. Ч. 1: Триодь Постная и Цветная. С. 401-404; Духовно-музыкальные переложения и соч. СПб., 1903. [Тетр.] 1: «Небо и земля»: Стихира на литии на Рождество Христово: Знам. расп. (отд. отт.: СПб.: изд. авт., 1911); [Тетр.] 2: «Одеваяйся светом»: Стихира на Богоявление: Знам. расп. (отд. отт.: СПб.: изд. авт., 1913); [Тетр.] 3: «Покаяния отверзи ми двери»: По знам. расп.; «На реках Вавилонских». СПб.: изд. авт., 1913; «Ныне отпущаеши». СПб., 1913; «Иже херувимы»: [Подобен «Во всю землю»]//«Иже херувимы»: Песнопения Божественной литургии/Подгот.: Л. П. Барс, Т. И. Королева, Е. Б. Резниченко. М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1992. С. 35-37.

http://pravenc.ru/text/1681335.html

Проф. С.-Петербургской государственной консерватории П. П. Левандо подготовил к изданию сборники церковных песнопений и духовных концертов русских композиторов XVIII-XX вв.: «Молодые голоса: Хоры разных составов без сопровождения: Из репертуара студенческих хоров Ленинграда» (Л.: Советский композитор, 1985. Вып. 2), «Достойно есть» (Л.: Центр НТ и КПР, 1990), «Литургическая музыка русских композиторов» (Л.: Музыка, 1990), «Ленинградский камерный хор» (Л.: Советский композитор, 1991). Издательство «Северный олень» в 1992 г. выпустило сб. «Русская духовная музыка: Для детских и женских хоров» (сост.: Д. Смирнов), в 1993 г.- сб. «Золотой век русской духовной музыки» (ред.: Н. Корнев), Литургию (соч. 31) Рахманинова и «Духовно-музыкальные сочинения» А. А. Архангельского. Союз художников в 1998 г. издал сб. «Произведения русской духовной музыки» (ред.: Г. Колбасников). В 2002 г. изд-во «Диоптра» совместно с московским изд-вом «Лествица» выпустило репринт 5-томного «Церковно-певческого сборника». В других городах России В Твери изданы сборники авторских и традиц. песнопений для смешанного хора под ред. регента тверского кафедрального собора Г. Н. Лапаева: «Духовные песнопения в Твери» (Кашин; Тверь: Кашинское благочиние, 1990), «Обиход церковного пения» (Российский международный фонд культуры, Тверское обл. отд-ние; Об-во правосл. культуры «Благовест», 1992, 19952), «Несложные песнопения всенощного бдения» (Изд-во Вознесенского собора г. Твери, 1997), «Песнопения всенощного бдения» (Б. м., 1997), «Песнопения Божественной литургии» (1998, совместно с изд-вом «Живоносный Источник»; последующие издания, подготовленные Лапаевым, выходят в этом изд-ве). Тверским отделением Российского фонда культуры были также осуществлены репринтные издания: «Гармонизация напевов на «Господи, воззвах»: Из певческой хрестоматии» (Об-во правосл. культуры «Благовест», 1991) и «Песнопения Постной Триоди» (1992; переизд. сборника 2 изд. Киреева под ред. Азеева), «Церковные хоры. Ч. 1» Касторского (1994). В Челябинске Российский фонд культуры издал «Обиход нотного церковного пения» (1992). Воронежской епархией РПЦ в 1991-1996 гг. выпущен 20-томный «Годичный круг православных церковных песнопений», Новокузнецкое ДУ издало «Духовные хоры» совр. сибир. композитора Толстокулакова (Новосибирск, 1999) и т. д.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Авторы, издававшие свои произведения на собственные средства: свящ. Д. Абламский, Е. С. Азеев, еп. Дмитровский и Можайский Александр (Светлаков), свящ. Д. В. Аллеманов, А. И. Альбанов, И. Я. Андриевский, М. В. Анцев, иером. Арсений, А. А. Архангельский, А. Н. Бекаревич, Н. Н. Белов, Н. Высотский, М. И. Георгиевский, М. А. Гольтисон, А. Л. Горелов, А. Д. Городцов, П. Г. Григорьев, В. Громов, А. Я. Губарев, П. Е. Гуреев, П. И. Гуськов, Г. М. Давидовский, Н. А. Добровольский, Т. И. Донецкий, А. И. Елисеев, И. Г. Ельцов, Л. Ергичев, Д. Ермаков, Н. М. Ерошенко, Г. Запольский, П. Зеленецкий, свящ. В. Н. Зиновьев, Ф. Иванов, Н. П. Изолеев, прот. А. А. Израилев, И. М. Ишин, А. Н. Карасёв, А. Карнаев, А. Д. Кастальский, А. В. Касторский, Д. Клевчук, П. Колосов, В. Ф. Комаров, К. Куралесин, М. Кутовой, Л. В. Ладыженский, А. Лазарев, Г. Лазаревский, Г. В. Ланге, Ф. А. Липаев, В. Л. Лирин, прот. М. А. Лисицын, Н. С. Лисов, Г. Ф. Львовский, Л. Д. Малашкин, Ф. В. Матчинский, Н. Матвеевич, прот. В. М. Металлов, И. Миронов, А. Мозалевский, Ф. Мясников, иером. Нафанаил (Бачкало), В. Нечаев, М. М. Новиков, Ф. А. Обушкевич, о. Парфений, В. Г. Петрушевский, Г. А. Поздняков, М. Д. Покидов, свящ. А. В. Рождественский, Г. И. Рютов, В. И. Северовостоков, Г. И. Сидельников, М. Скрипников, М. А. Слонов, С. В. Смоленский, В. С. Софронов, И. Я. Степанов, А. Сущенко, иером. Тихон, А. С. Фатеев, иером. Флавиан, А. Чистяков, С. Шаронов, А. А. Шахматов, Д. М. Яичков, М. А. Яхонтов. Организации, издававшие и продававшие духовно-музыкальные сочинения с 1772 по 1923 г. 1772 г.- 1-я пол. XIX в.: издательства, нотопечатни: Главный штаб Его Императорского Величества по Военному поселению (С.-Петербург), Придворная певческая капелла (С.-Петербург), Н. Селезнёв (С.-Петербург), Синодальная типография (Москва, С.-Петербург). Литографии, типографии, граверные мастерские: М. О. Вольф (С.-Петербург), Ф. Гаазе (С.-Петербург), Ж. Дальмас (С.-Петербург), А. Ершов (С.-Петербург), В. Кирилов (Москва), В. Пядышев (С.-Петербург), П. Резелиус (С.-Петербург), И. А. Фус (С.-Петербург).

http://pravenc.ru/text/293876.html

Пятый годичный отчет комитета Даниловского отделения. М., 1910. Речи съезда Императорского русского технического общества. СПб., 1899. Санитарные условия коечно-каморочных квартир в рабочих районах Москвы. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1899. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Жилища фабрично-заводских рабочих Богородского уезда Московской губернии. Отдел санитарный/Сан. врач Богород. уезда А. И. Скибневский. М.: Московское губернское земство, 1901. Т. 8. Вып. 1. Сборник статистический сведений по Московской губернии. Отдел санитарный. Материалы по определению санитарного состояния Московской губернии. Очерк движения населения за десятилетие с 1885 по 1894 гг./Сан. врач А. И. Скибневский. М.: Московское губернское земство, 1899. Т. 6. Вып. 2. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарной статистики. Санитарное исследование фабричных заведений Можайского, Волоколамского и Звенигородского уездов/А. В. Погожее. М.: Московское губернское земство, 1882. Т. 2. Вып. 6. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарной статистики. Санитарное исследование фабрик и заводов Коломенского уезда/Е. М. Дементьев. М.: Московское губернское земство, 1885. Т. 3. Вып. 13. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарный. Материалы по определению санитарного состояния Можайского уезда/Сан. врач Ф. Л. Касторский. М.: Московское губернское земство, 1902. Т. 6. Вып. 7. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Санитарное исследование фабричных заведений Московского уезда. Бумагопрядильное производство/А. В. Погожев. М.: Московское губернское земство, 1882. Ч. 2. Т. 3. Вып. 5. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарный. Санитарное исследование фабричных заведений Подольского уезда/Е. М. Дементьев. М.: Московское губернское земство, 1883. Т. 3. Вып. 8. Свод отчетов фабричных инспекторов за 1901 г. СПб., 1903; ...за 1905 г. СПб., 1908; ...за 1910 г. СПб., 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тут совсем ничего не объяснено, тут нет исторической правды; тут даже и правды жанра нет, тут всё фальшивое. С какой бы вы ни захотели судить точки зрения, событие это не могло так произойти: тут же всё происходит совсем несоразмерно и непропорционально будущему. Тициан, по крайней мере, придал бы этому Учителю хоть то лицо, с которым изобразил его в известной картине своей «Кесарево кесареви» ; тогда многое бы стало тотчас понятно. В картине же г-на Ге просто перессорились какие-то добрые люди; вышла фальшь и предвзятая идея, а всякая фальшь есть ложь и уже вовсе не реализм. Г-н Ге гнался за реализмом.   Однако я и забыл о выставке. Впрочем… Какой же я репортер; я хотел лишь сделать несколько отметок «по поводу». Тем не менее редакция обещает поместить подробный отчет о картинах наших художников, отправляющихся на венскую выставку; или, может быть, еще лучше, постарается упомянуть о них уже с выставки, уже с отчетом о впечатлении, которое они произведут в свою очередь на собравшихся иностранцев. X Ряженый Кто тебя! В «Русском мире» появилась на меня ругательная заметка. Ни на одну ругательную статью я не отвечаю; на эту отвечу — по некоторым соображениям, а по каким — выяснится в продолжение ответа. И во-первых, дело в том, что ругатель мой духовное лицо, — с этой стороны менее всего ждал нападения. «Заметка» подписана «Свящ. П. Касторский». Что такое: «Свящ.»? Священник? Что может означать это сокращение, кроме «священник»? Тем более что и речь о церковном предмете. В 15–16 «Гражданина» напечатана была повесть г-на Недолина «Дьячок». Ну вот об ней-то и дело. Вот эта «заметка». «Холостые понятия о женатом монахе Священнослужители и церковники весьма нередко в наше время бывают избираемы нашими повествователями и романистами в герои своих повествований, еще чаще они появляются там в качестве вводных, так сказать, аксессуарных лиц. Это и прекрасно, что их описывают: в духовном быту очень много типических лиц, и почему их не изображать с их добрыми и худыми сторонами? Недавний успех „Записок причетника“ в „Отечественных записках“ и потом еще больший успех „Соборян“ в „Русском вестнике“ показывают, как много интереса могут возбуждать в обществе художественные изображения бытовой среды нашего клира .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

84 Lignido XXVIII (миль римских). Scirtiana XXVI. Castra XV. Heraclea XII. Поблизости друг к другу двух посдедних станций, кажется, не может быть и речи тут о Castra – Кастории. 85 Вот ее слова: «Есть озеро касторийское, в которое входит с материка шея, расширяющаяся к концу, и заканчивающаяся каменистыми холмами. Кругом шеи (этой) построены башни и средобашния наподобие крепости ( κστρου), отчего и называется место Касторией». 86 LXXXI. с. 40. In Elimeam se recepit; inde impetum in Orestidem fecit, et oppidum Celetrum est aggressus, in peninsula situm. Lacus moenia cingit... etc. Несомненно, что дело идет о Кастории. 87 По указанию Пуквиля, уже историк Прокопий упоминает о полуострове Касторском, утверждая, что там был город Диоклетианополь, который Юстиниан В. возобновил и переименовал Юстинианополем. Но, по справкам оказывается, что император-строитель вновь основал город своего имени на острове Касторийского озера, поблизости которого в его время находились развалины Диоклетианополя. По историку, остров соединяется с твердою землею перешейком в 15 футов (!), и что его собственно образует весьма высокая гора ( ηλν γαν ρος), половина которой скрывается в воде. (Procop. de Aedificiis. IV. 3). 88 Автор: Essai de, Chronologie Byzantine полагает, что наш Вел. К. Владимир с намерением спровадил своих Варягов за море к шурину, чтобы избавиться от них. Люди, по-видимому, точно стоили такой военной прогулки. Борьба греко-славянская острила их способность служить и нашим – и вашим. В Киеве мне доводилось множество раз слышать выразительную поговорку: абы гроши! чуть ли начало ее не варяжское... Кто-то, помнится, предлагал хорошую премию тому, кто сумел бы навсегда отделить Варягов от Россов. А потолкавшись по Востоку, с его историей в руках, пожелаешь, чтобы премия та досталась тому, кто отделит раз и навсегда Росов от Русских. 89 Не надобно смешивать его с Никифором Вриеннием, греческим подководцем, ни с сыном его, – мужем Анны Комниной. 90 Это был первый крестовый поход. Боемонд добился-таки того, что надел на себя корону Антиохийского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Прекращение музыкальной стилистической диктатуры Придворной певческой капеллы в церковно-певческой области и возможность издания нот для церковных хоров частным образом побудили некоторых предприимчивых лиц, большей частью певчих крупных частных хоров (например, Петербургского митрополичьего хора), заняться изданием партитур-сборников для церковных хоров. Составители таких сборников обладали, по-видимому, большими собраниями переписанных ими от различных лиц – регентов, певчих, любителей – партитур для церковных хоров. Туда входили и сочинения «неизвестных авторов», были также композиторы, которые давали некоторые свои не напечатанные нигде произведения составителю сборника для напечатания. Были также произведения разных композиторов XIX в., которые по тем или другим причинам не были напечатаны, так как не получили одобрения тогдашних директоров Придворной певческой капеллы (например, сочинения Старорусского, Дехтерева, Веделя). Составители новых сборников, по-видимому, руководствовались не стилистическими, а скорее коммерческими соображениями. Вследствие необыкновенно умножившихся в России церковных хоров, а также благодаря наличию хотя бы в основном кое-как музыкально осведомленных, закончивших краткосрочные регентско-учительские курсы регентов сильно увеличилась потребность в печатных нотах для церковных хоров. Составители сборников, чтобы успокоить совесть регентов-покупателей, брали от Придворной капеллы разрешение на печатание; при ставшей значительно более снисходительной цензуре капеллы такое разрешение давалось на весь сборник без особого труда. Оставалось найти издателя, который находился без труда. Такие сборники содержали песнопения всенощного ьдения и литургии, почти исключительно для смешанного хора, и находили хороший сбыт также среди вполне образованных регентов. Каждый регент имел возможность выбирать из сборника наиболее подходящую по силам его хора вещь. Наиболее серьезный из подобных сборников – это «Церковные хоры» Касторского (известного пензенского церковно-певческого деятеля); затем известны сборники Логунова, Киреевского, Карасева. Сборники эти, правда, обогащали репертуар церковных хоров, но только стилистически образованный и церковно-культурный регент мог отцедить в них действительно музыкально и стилистически ценный материал от материала ничтожного достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ходатайствовал перед Комиссией на средства, пожертвованные шталмейстером двора Его Величества графом Строгановым на необходимые улучшения в приютах, в количестве 12,000 франков, исправить ванное отделение больницы и устроить ледник с погребом для хранения льда, чтобы дать врачу «две могущественные целебные силы и сделать свой госпиталь образцовым во всех отношениях заведением в Палестине», 107 но из дел Комиссии не видно, чтобы это желание консула было удовлетворено. И в дел благоустройства и внутреннего распорядка нашего «грандиозного» госпиталя в Иерусалиме, Палестинская Комиссия поступала почти так же, как и по отношению к духовной миссии, т. е. постоянно вмешиваясь во внутреннюю жизнь госпиталя и создавая тормоз в деле успешного выполнения главнейших функций тем, кому был вверен госпиталь. Из многих фактов мы укажем несколько, чтобы охарактеризовать и эту сторону деятельности бывшей Палестинской Комиссии. В 1885 году доктор Касторский в своем отчете весьма непривлекательными чертами аттестовал напр., аптекаря нашей больницы г. Сардена, не имевшего «никаких документов на какое-либо фармацевтическое звание», и заявил, что он был поражен ясно видимым крайним беспорядком в двух отведенных для аптеки комнатах». «Основатель и создатель» Иерусалимского госпиталя Б. П. Мансуров близко принял к сердцу этот отзыв врача Касторского и выступил перед Комиссией горячим апологетом своего любимца г. Сардена, считая этот отзыв до некоторой степени личной для себя обидой. «Неужели я, – писал в Комиссию Б. И. Мансуров, – мог быть так слеп и невнимателен, что в течение 6 ½ месяцев не видел беспорядка, который сейчас найден был доктором Касторским в продолжении того получаса (sic), который он мог посвятить аптеке?» Б. П. Мансуров, отзываясь с самой отличной стороны о г. Сардене, как «основателе нашей аптеки, заведующем ею в течение 21 года со столь отличной репутацией в Иерусалиме, что «она считается едва ли не лучшей», и что в ней «никогда никакого беспорядка не случалось», о чем могли свидетельствовать все русские консулы, признавшие г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

[в доме Рачинского] в М Сухар ка. Марта 1. 1849 год. 400 р. стр. 147. Зачем я оказался учителем? Я сам не помню. Мне показалось, что гибнет лучшее что перо писателя обязано служить исти и беспощадное жало сатиры коснулось, вместе с искоренением злоупотреблений, и того, что должно составлять святыню; что слишком уже много увлеклись теченьем времени и не останавливаются оглянуться вокруг себя. Мне так стало совестно [за мою недеятельность], мне так стали тяжелы упреки, что я остаюсь так долго в бездейственности. Я поспешил: [я думал], что если обнаружу мое состояние душевное и чем я занят да клюква, да можжевельник. Владимирец съездит раз пять-шесть в зиму с материалом, но продает клюкву, лен, можжевельник; в обмен получает орехи, соль. Торговля мелочная [процветает] огромная. Она вся в руках продавцов крестьян, идет на миллионы. Первою моею заботою по приезде в губернию будет заслужить доверенность благородного си бирского дворянства-с, второю-с пробудить участие к местной жизни, к интересам края, стремленье к общественной пользе-с, любовь к своей губернии-с, третьей-с моей заботой будет создать законную оппозицию для направления моих действий. Дворянской [с] предводитель есть орган общественного мнения, признанный . Как осмелился позабыть тебя человек. О, да будет проклят, кто научил людей покинуть простоту для просвещенья. Заплатил страданьями и тяжким и подлым бессилием. На горнам наклоне повиснула живая картина: купа дерев вместе с избами, прятавшимися под их тенью, пруд, плетень и гать, по которой стучал ехавший воз. Книги: Manuel historique de système politique des états de l’Europe et de leurs colonies par M. Heeren. Словарь и корнеслов белорусского наречия, сочин. Древлянского. Начертание слав мифологии, соч. Касторского. Нарышкин на Пречистенке, в собств доме, Михал Мих Нарышкин, бывший в Сибири. Поговорить о распространении грамотности в России. Шихматовка. Барин первой сорт. Статский советник Федор Михайлович Чуйкевич в СПб. на Воскресенском проспекте и на углу Захарьевской улицы в доме Колосовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Куралесин (баритон соло), В. Г. Самсоненко (тенор соло, муж. хор), А. В. Александров (баритон или бас соло), П. Г. Чесноков (Ор. 40, 4, бас соло), К. К. Варгин 2), М. П. Речкунов (сопрано соло), Н. М. Уваров (2 сочинения, бас/баритон соло, сопрано соло), М. П. Строкин (баритон соло), А. А. Третьяков 6, баритон соло), В. Г. Соколов (бас соло), митр. Иларион (Алфеев) (Всенощное бдение, 4, баритон соло). Жанровая природа этих соло различна: оперное ариозо, былинный сказ, народная песня. Кастальский сопроводил «Н. о.» 1 (демеством) ремаркой: «Исполнять баритоновое соло автор просит как можно строже, проще и по возможности звучно. Так называемое пение «с душой» здесь совершенно не уместно» (М., 1904. С. 2). Уникальную жанровую трактовку имеет «Н. о.» Рахманинова: киевский распев, исполняемый тенором соло, звучит на фоне остинатно повторяющихся у хора ритмических фигур в характере колыбельной. По воспоминаниям, композитор хотел, чтобы это песнопение было исполнено на его похоронах ( Рахманинов. 2010. С. 148). Песнопения на текст «Н. о.» принадлежат также свящ. Д. В. Аллеманову , А. А. Андрееву-Оксару , И. Я. Андриевскому, Ф. А. Багрецову , Н. Н. Белову , В. Д. Беневскому , диак. И. В. Богданову, иером. Викторину , Н. Е. Вифляеву , В. П. Войденову , Н. М. Данилину , В. А. Жданову , свящ. В. Н. Зиновьеву , А. В. Касторскому , Г. И. Рютову , свящ. В. Ф. Старорусскому , Н. Н. Толстякову (см. в ст. Толстяковы ) (2 сочинения), архим. Феофану (Александрову) , совр. композиторам Г. П. Дмитриеву (Всенощное бдение, 5), В. А. Успенскому и др. Лит.: Свод напевов. 2002. С. 249-255; Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765-1825). М., 2004; Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX - нач. XX в.: Страницы истории. М., 2007. С. 66, 226, 263, 299 [о произв. Старорусского и Рютова и их публ.]; Потёмкина Н. А. Стилевое своеобразие неизменяемых песнопений совр. церк. обихода на примере песнопения «Ныне отпущаеши»//Вестн. РАМ им. Гнесиных. 2008. 2. С. 21-30; Рахманинов С.

http://pravenc.ru/text/2578003.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010