д. 193 Таким образом, существенной характеристикой хиазма является наличие опорного центра. Обычно это бывает концептуальный центр, фокусирующий смысл всей строфы. Однако он может быть и просто точкой перехода, соединяющей параллельные строки или пассажи 194 . Переходя к примерам хиазмов, Иоанн Брек пишет, что поскольку античные авторы использовали структуру хиазма практически инстинктивно, то очень трудно распознать и охватить все возможные примеры таких структур. Форма хиазма использовалась для изложения определенной темы, и поэтому она должна была быть достаточно гибкой и могла иметь практически неограниченное число вариаций 195 . Мы приведем только те примеры, которые обычно распознают в иоанновских писаниях 196 . Основа хиастической структуры – обратный биколон. «Любовь от Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:7–8 ). Интересен пример Ин. 14:1 , где инверсия видна в греческом ( πιστεετε ες τν Θεν κα ες μ πιστεετε) или русском (веруйте в Бога/и в Меня веруйте) тексте, однако не так ясна, например, в английском переводе: «You believe in God/believe also in Me». Так называемый полный хиазм, когда каждому термину первой строки соответствует синоним или идентичный термин во второй, также основан на обратном биколоне. Характерный пример: «Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» ( Откр. 3:7 ). Прочитанное буквально 1Ин. 5:7–8 : «три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» образует триколон А: В: А. Тетраколон А:В:В»:А может представлять собой хиазм, если высказывание В: В» является смысловым центром пассажа: А: Всякий, пребывающий в Нем, В: не согрешает; В»: всякий согрешающий А: не видел Его и не познал Его. (1Ин.З:6). Здесь внимание концентрируется на грехе, а параллель между А и А достигается, если учесть, что пребывание в Боге как раз и есть видение и познание Его. Однако наиболее общей формой является хиастический пентаколон А: В: С: В»: А. Именно эта структура характерна для всего Четвертого Евангелия и также имеет место в Первом послании Иоанна: А: Всякий, рожденный от Бога, В: не делает греха, С: потому что семя Его пребывает в нем; В»: и он не может грешить, А: потому что рожден от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Далее они «со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь. И они приступивши ухватились за ноги Его и поклонились Ему» ( Мф. 28:8, 9 ). Сюда же относится и Мр. 16:1, 2 : «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы помазать Его; и весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца». Далее сообщается об отваленном от гроба камне и явлении ангела с вестью о воскресении, однако не говорится о встрече с Господом. ( Мр. 16:3–8 ). Напротив, во втором заключении ( Мр. 16:9 ) говорится только о Марии Магдалине: воскресши рано в первый день недели, (Иисус) явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов». У Луки (24:1) «в первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они («женщины»: Лк. 24:22, 24 ) ко гробу и вместе с ними некоторые другие». Далее говорится об отваленном от гроба камне и явлении двух ангелов, возвестивших им о воскресении, а за этим последовало и извещение апостолов об этом ( Лк. 24:2–9 ): «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария (мать) Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем апостолам» (24:10). Личное явление Христа женщинам и здесь отсутствует. Из всех этих сопоставлений явствует, что имя Марии Магдалины в числе мироносиц упоминается во всех синоптических перечнях, и в разных соединениях, но не говорится об явлении Христа ей одной, как у Иоанна. Остается неразрешимым, как понимать соотношение этих двух вариантов, – синоптического (который, впрочем, содержит в себе по крайней мере еще два разных варианта: Мф. 28:9 Мр. с Лк.) – и Иоанновского. Они могут быть без противоречия соединены так, что явление Христа одной Марии должно быть как-либо включено в общий контекст последования события – в средине или в конце его. Четвертый же евангелист в таком , хронологическом, смысле вообще не интересуется точным контекстом с синоптиками, как бы он не был точен сам в определении времени относительно им самим повествуемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Другой важный тематический фрагмент – пророк без чести у своих – находит свое разрешение в обращении царедворца, узнавшего час исцеления сына 285 . Это второе галилейское чудо, вероятно, не менее символично, чем первое, однако если в первом случае чудо как таковое остается прикровенным, то здесь знамение видят все домочадцы и обращается весь дом. Обращение самарян, недоумение учеников и упрек галилеянам в том, что они не уверуют без знамения или чуда, – это звенья одной цепи, замыкающейся на речи Господа о поклонении Отцу и Самооткровении самарянке. Приведем хиазм Ин. 4.22–26 , содержащий этот пассаж. А: Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. В: Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. С: Бог есть дух, В»: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. А: Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. Центр хиазма – утверждение πνεμα θες, где при подлежащем θες, имеющем артикль, стоит πνεμα, без артикля, которое является сказуемым и не может означать Ипостась Святого Духа. Как тогда следует понимать выражение «Бог есть Дух» и каким образом оно связано с поклонением в духе и истине? Епископ Кассиан допускает возможность толкования выражения «Бог есть дух» в апофатическом смысле бестелесности, нематериальности бытия Божия 286 . Однако далее он совершенно справедливо замечает, что это никак не применимо к утверждению о поклонении в духе и истине, поскольку здесь речь идет о дарах Духа. Поэтому выражение «Бог есть Дух» он понимает в смысле утверждения «Бога как высшей реальности и полноты бытия , как источника и начала всего сущего» 287 . Действительно, вспоминая, во-первых, представления о Духе в Пятикнижии, где Дух – это Бог в действовании, а во-вторых, послепленных пророков, у которых ruach – сила, открывающая реальное присутствие Ягве среди народа, можно понимать иоанновское выражение «Бог есть Дух» в смысле высшего Бытия, устремленного к тому, чтобы быть познаваемым в своих действованиях, чтобы обрести поклонников в духе и истине. Последнее выражение, дважды буквально повторенное автором Евангелия, раскрывает для нас смысл рассматриваемого хиазма и его терминологическое единство, если вспомнить из традиции исторических книг ВЗ о единстве ruach божественного и ruach человеческого, а также о ruach допленных пророков как самостоятельном и способном к поискам Творца атрибуте личности человека, через который осуществляется его связь с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Если бы вы были от [вот], то любил бы вас [своё], а как вы не от но Я избрал вас от потому ненавидит вас [Вот что можно разуметь под Так она – прекрасна! во зле лежит (см. 1Ин. 5:19 )? Правильно. Но то, что лежит во зле – само-то не является злом. Вот мы тоже валяемся во зле, и тем не менее, мы не перестаём быть творением Божиим – мы не стали диаволами. Вот об одном человеке было сказано: вот, один из вас диавол (см. Ин. 6:70 ) – об Иуде. Так. А так человек по-прежнему образ Божий. Следовательно, когда Апостол говорит: «Не любите ни того что в 1Ин. 2:15 ), – речь идёт не о творении, а речь идёт о тех стандартах, по каким живёт вот мы не должны жить по стихии этого Посмотрите его увлечения, его интересы – никак они не состыкуются с Церковью: похоть плоти, похоть очей, гордыня (см. 1Ин. 2:16 )– вот то, что мы находим в этом Так вот Он и говорит: Если бы вы были от то бы любил свое; а как вы не от но Я избрал вас от потому ненавидит вас Да, вот как инородное тело: на каждом верующем человеке лежит печать, и эту печать невозможно сокрыть: она выдаёт его, что он живёт каким-то особенным, духовным, внутренним Да-а, очень это всё . А вот если посмотреть, когда попадаешь в среду вот такую – в армию, или когда , сразу отлично можно увидеть то. Дальше]. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то делают вам за Имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения в грехе своем [Ну после того, что Господь сказал, совершил на глазах у всех – ну каких ещё доказательств надо? И все требовали без конца знамений, знамений, знамений! Вы думаете, что что-то изменилось? Иешуа, сойди со креста и уверуем в Тебя (см. Мк. 15:29–32 ). Ну, сошёл. Вы думаете, уверовали бы? Всё бы осталось на своих местах. Придумали бы ещё что-нибудь – ещё какое-нибудь условие поставили бы. Потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения во грехе своем]. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал – то не имели бы греха. А теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца моего. Но, да сбудется слово, написанное в Законе их: Возненавидели Меня напрасно» ( Ин. 15:4–25 ). Ну, а какое это : возненавидели Меня напрасно? Давайте рассмотрим. Так: сколько у нас времени? Всё. Так. Ну, вот так мы медленно, но всё- таки хоть как-то двигаемся. Я благодарю вас за внимание и хочу сказать молитву Варваре: «Святая великомученице Варваро, буди со мною в час смерти моея!». Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Если бы не было этих христианских праздников, тогда христиане забыли бы, что они именно христиане, званые в небесное отечество; не знали бы, зачем они живут на свете, для чего их приписали к христианскому обществу или к Церкви Божией; какая цель их жизни, для чего нужно веровать во Христа и кто есть Христос, для чего веровать в св. Троицу и кто – святая Троица! Многие невежды действительно не знают, кто – Христос и кто – Троица, и кто – Богоматерь? Не знали бы, для чего нужно молиться Богу, причащаться св. Христовых тайн! Праздники церковные все это разъясняют народу, если они ходят к службам, – и поставляют его в известность касательно промышления Божия о нас, учат нас любить и благодарить Бога, каяться в своих грехах и всегда иметь в виду будущую жизнь на небесах, конца не имеющую, – и готовиться к ней, по слову Апостола: наше жительство на небесах, откуда и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа ( Фил. 3:20 ). Итак будем праздновать Успение Божией Матери духовно, готовясь усердно и сами к переходу из здешней временной, как сновидение исчезающей жизни – к будущей, неложным и твердым словом Божиим обещанной всем верным христианам. Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь. Слово VII Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев служил литургию в своем – Иоанновском монастыре при участии свящ. Симеоновской церкви А.М. Косухина и монастырскаго причта, при чем в назидание сестрам обители и богомольцам произнес приблизительно следующее поучение на дневное Евангелие. ( Лк. 9:44–50 ). Сказал Господь ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческия. Но они не поняли слова сего, оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. (Ученики Христовы тогда были еще несовершенны и не понимали таинства спасения нашего страданиями Сына Божия). Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во Имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает пославшаго Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик; то есть, кто более всех смиряет себя, тот и велик перед Господом, и напротив, возвышающий себя будет унижен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца [и вот учение о третьей постаси], и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого не может принять, потому что не видит Его и не знает Его [да, до страданий Христа и не было Его ], а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 13:7–17 ). – Дух Святый. Есть «Троичны», так называемые, – канон на Троицу, канон Духу Святому. Вы знаете, это всё, раскрывается тема единства Божества и троичности Лиц. Это такие тексты, что поражаешься: что же в душе у этого человека, : Ты прекраснее сынов человеческих (см. Пс. 44:3 ). Василий Великий пишет: Да не внешнюю красоту Христа он описывает, а восчувствовал Божество, и, получив это озарение, он, влекомый божественной любовью, объятый этой любовью, воспевает мысленную красоту Христа, которую и в словах нельзя передать. И вот человек, который эту красоту почувствовал или увидел, он перестаёт ценить всякую другую красоту, как никчёмную. Вот, – он говорит, – восчувствовал божество, об этой внутренней божественной красоте и говорит: Ты прекраснее сынов человеческих. Благодать излилась из уст Твоих (см. Пс. 44:3 ). Ну как это к Соломону всё отнести? Невозможно. Потому что из его уст не только благодать изливалась – вон какие книги, – а потом вообще положил пятно на славу свою, в иноземные культы уклонился, гарем завёл несусветный и положил пятно на славу свою. А вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и с вами будет. В одном изречении Симеон Новый Богослов говорит, что он имел посещение Духа Святаго. Не сказал: Отца или Сына. – А как, скажите нам, что это за такое общение? – Не образно. Никакого образа, никакого сравнения, и тем не менее, вот стоит рядом Некто, Которого вы не знаете (см. Ин. 1:26 ). Тема для проповеди на слова Предтечи: Среди вас стоит Некто, Которого вы не знаете. Этот Некто может и стоять действительно, и проявить Себя, Которого вы не знаете. Я благодарю вас за внимание и за долготерпение. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Есть еще одна частность, относящаяся к рассматриваемому нами сейчас свойству Иоанновской литературы, общая и Апокалипсису и другим писаниям Апостола. Она касается противоположности идеального и эмпирического в способе рассмотрения Иоанном явлении жизни 1183 , которая выражается в ряде, по-видимому, противоречащих друг другу изречений об одном и том же предмете. Так, относительно греховности человека Иоанн пишет в Первом послании: „всякий пребывающий в Нем (во Христе) не согрешает, всякий согрешающий не видел Его и не познал Его“( 1Ин.3:6 ); „всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога“ ( 1Ин.3:9 ); „мы знаем, что всякий рожденный от Бога не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему“ ( 1Ин.5:18 ). Можно подумать, что Иоанн здесь совершенно отрицает возможность грешить для известной категории лиц. На самом деле, это толкование несправедливо, так как оно опровергается рядом других изречений в том же Первом послании. „Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды“ ( 1Ин.1:8:9 ). Возможность греха и для верующих предполагается в 1Ин.2:1,2 , – точно так же и в 1Ин.5:16,17 , где различаются грех к смерти и грех не к смерти. Вот здесь-то и сказались две точки зрения Апостола: идеальная и реальная. Как идеалист, он уже в настоящем видит будущую окончательную победу над грехом. Как человек, который по необходимости должен считаться с реальными условиями настоящей жизни, он признает факт эмпирической греховности. Это будет еще понятнее, если вспомнить то, что в 4 Евангелии и Первом послании Иоанна говорится о победе над миром. Христос говорит о Себе: „Я победил мир“ ( Ин.16:33 ). Апостол пишет: „сия есть победа, победившая мир, вера наша“ ( 1Ин.5:4 ). Победа над миром, как следует из этих слов, уже совершена, и это несомненно, конечно, – но только с известной точки зрения. Идеально мир с его злом окончательно побежден, но реально всякий верующий, чтобы воспользоваться плодами победы Христовой, должен сам еще победить мир, что возможно в союзе веры со Христом. И вот Апостол провозглашает: „всякий рожденный от Бога побеждает мир“ ( 1Ин.5:4 ); „Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?“ ( 1Ин.5:5 ). Но в каких условиях совершается эта победа? Оказывается, что победа у Иоанна состоит не во внешнем триумфе. „В мире будете иметь скорбь“ ( Ин.16:33 ), говорит в 4 Евангелии Христос Своим ученикам: „Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется“ ( Ин.16:20 ). „Наступит время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу“ ( Ин.16:2 ). Вот те условия, в которых должна протекать победная деятельность учеников Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Здесь вводится двойная ориентация: силою боговоплощения плоть Христова является сшедшей с небес, но она же есть и плоть евхаристического преложения, которая подается причащающимся. Но дальнейшее раскрытие этой мысли, как и следовало ожидать, вызывает в слушателях лишь новое недоумение и раздражение: «Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (6:52). Они действительно могли здесь спорить, ибо было почему: легко ли вместить плотскому разуму мысль о таинственном вкушении Плоти Христовой. Ведь пред этим даже не учением, но самым свершением, оказались ученики на Тайной Вечери, когда принимали Св. Тайны, как хлеб и вино, из рук самого пред ними во плоти предстоящего Господа, произносящего заверяющие слова: «приимите, ядите, сие есть тело Мое... пейте от нее все, сия есть кровь Моя». Если даже они и могли тогда недоумевать о смысле этого свершения, то сила его открылась в них как превозмогающая. Но в беседе Капернаумской они слышали еще только учение, ранее самого свершения; поэтому лишь у избранных, в частности в душе возлюбленного ученика, таинственные слова эти отлагались как зерно будущего евхаристического богословия, которое он уже на закате жизни был призван явить в своем Евангелии. О таковой спасительной силе Боговоплощения далее и свидетельствует Христос в евхаристическом с Ним соединении: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в Нем» (6:54–57). И далее еще раз повторяется (по-иоанновски) мысль о единении Сына с Отцом: «как послал Меня живый Отец, так и Я живу Отцом, так и идущий Меня жить будет Мною» (6.57). Боговоплощение имеет силу соединения божеского и человеческого начала в единой жизни во Христе, это же соединение осуществляется и евхаристически, чрез вкушение Плоти Христовой, которая уже несет в себе это соединение естеств (согласно догмату Халкидонскому). Это именно и содержит в себе, как в зерне, боговдохновенное слово Пролога: «И Слово плоть бысть и вселися в ны». Эту истину носил в себе и осознавал возлюбленный ученик Христов, очевидно уже и тогда, когда слушатели Его – одни соблазнялись и негодующе роптали: «какие странные слова, и кто может это слушать» (6:60, 66), и даже отходили от Него, другие лишь смущенно молчали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Здесь нет противоположности, но лишь различие внешнего и внутреннего свершения, во взаимном их восполнении. Поэтому эсхатология синоптиков выражается в грозном обетовании пришествия Царя во славе со всеми св. ангелами для последнего Суда ( Мф. 25:31 ; Мр. 8:38 ). Напротив, эсхатология Иоанна, если только можно говорить о ней, выражается лишь в прощальном благовестил ученикам: «В доме Отца Моего много обителей, а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (14:2, 3). О пришествии же для всеобщего суда вообще ничего не говорится. О суде же самом говорится не раз, но совсем иначе, чем у синоптиков. С одной стороны, здесь прямо утверждается: «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Так возвещает Никодиму Христос, или же благовествует в связи с этой беседой сам евангелист: Ин. 3:17 ). И, по обычаю Четвертого Евангелия, эта же мысль буквально повторяется (хотя и в несколько ином контексте) в речи Христовой 12:47: «Я пришел не судить мир, но спасти мир». Правда, здесь имеются и другие слова Христовы (слепорожденному), как будто прямо противоположного содержания: «на суд пришел Я в мир сей» (9:39). Однако мнимое это противоречие тут же и разъясняется дальнейшими Его же словами: «чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы», т. е. речь идет о различном внутреннем восприятии явления Христова. Это различие и является этим имманентным судом: самооправданием или осуждением. Это и есть основная мысль Четвертого Евангелия о суде Христовом, неоднократно в нем повторяющаяся: «отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судьбу себе: слово, которое Я говорю, оно будет судить его в последний день » (12:48) (ν τ σχατη μερα). Последнее выражение, чисто Иоанновское, встречается у него в речи евхаристической в 6:39, 40, 44, 54 в применении к воскресению: «Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, не погубить ничего, но все то воскресить в последний день».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И вдруг Он напрямую идёт и просит у самарянки пить!] ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: “дай Мне пить”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую [В её представлении вода живая, это вода проточная, пульсирующая вода – источник называется водой живой. Вот она за это дело и ухватилась. Это образ прекрасный – вода живая, не стоячая вода, а когда вода пульсирует]. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок . [Вот он взял только два этих слова. Но как он их развил и показал! Что каждый человек из себя представляет сосуд, колодец, и что на дне этого колодца – какая вода и есть ли вода. А колодец глубок. Вот глубина требуется везде. Об нощь трудишися и ничесоже яша (см. Лк. 5:5 ) – всю ночь трудились и ничего не поймали. А Господь говорит: отплывите на глубину и забросьте сеть. Вот также прекрасный образ для размышления: отплывите на глубину и закиньте сеть. – А колодец глубок. Ну, вы знаете, это надо иметь особые дарования]. Откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова ? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную [Он Сам-то станет источником. Вот каждый верующий – особенно каждый, кто на Иоанновских курсах учится, и особенно в 3-м классе – сами должны быть – пора уже быть источниками воды живой, текущей в жизнь вечную. Ну а как же? Ведь вера-то – от слышания, а слышание от слова Божия (см. Рим. 10:17 )! Мы недостойны, чтобы Земля наполнилась как воды наполняют море без всякого посредства (см. Ис. 11:9 ). Было время, когда человек получал непосредственно от Бога, но со временем, когда ум их утратил чистоту, когда люди впали в заблуждение, появилась нужда в слове писаном. Поэтому уже то, что мы имеем нужду в Евангелии, в слове писаном, говорит о нашей большой греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010