Феодора привести в пристанище благотишнее! Прости Господа ради, что адрес к о. Пафнутию забыл приложить в письме к вам. Но теперь прилагаю, но многосложное и достопонятное; при верной оказии перешли оное к нам обратно. – А что вы упоминаете о о. Аароне, что он нездоров и имеет род лихорадки – мы ему желаем быть здоровым и благодушным. Сие мы, яко человеки, по человечеству и рассуждаем, но Премилосердый Господь, яко истинный наш Отец и Попечитель, видно, лучшее устрояет, попущая все для нашего назидания; а потому мы должны все приключения принимать со всяким терпением и благодарением. Вы ему, больному, от нас все сие изъявите и поклонитесь; и брату Борису не поленись поклониться. Сие просим и молим вашу любовь купно с возлюбленным братом о. Харитоном в находящих слабостях и болезнях мудрствовать и терпеть со благодарением. Сократя, пребываем с нашим обычным чувствованием ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии иеросхимонахи Антиох и расслабленный Леонид с прочими единомудренными братиями, униженно заочно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощей. [Без даты.] Письмо 12 Христос воскресе! Ваше преподобие! Прелюбезнейший о Господе собрат о. И[оанникий]! Усердно желаем тебе здравствовати душевно и телесно и о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися! Приятное ваше писание, пущенное вами с о. Пафнутием, и при оном все означенные пожертвования благодетелей исправно получили. За ваше же благорасположительное старание и благоволение всеусерднейше благодарим, ибо наичувствительнейше успокаиваемся вами. Но мы, ничтожнии, благодарность нашу почитаем за ничто! Всемилостивый же и Великодаровитый Господь по Своему неизреченному милосердию да вознаградит вам Своим человеколюбием и благодатию за все ваши братские любовию наполненные деяния. Касательно ... вашу любовь уведомляю, что наш собрат о. И[зраиль], по надобности настоятеля, отправился в Путилово с лодочником Бурчиным за надгробною плитою, дабы решить четырехлетнюю завязку с домом покойного А-на; при благосприятном же случае мы советовали ему побывать к вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В силу этого указа семинарское Правление представило новые, составленные архитектором Биллингом проекты и сметы на капитальный ремонт семинарских зданий с новыми к ним пристройками на сумму 898,000 р. Но и этот третий архитекторский проект постигла та же участь, как и первые два. Архитектор Хозяйственного Управления Люшин не одобрил проект и сметы Биллинга, и они были возвращены в 1882 году семинарскому Правлению с поручением войти вновь в тщательное обсуждение действительно необходимых исправлений и переделок в семинарских зданиях с соблюдением строгой экономии в исчислении потребных для дела материалов и работ. Вифанская семинария оставалась в запустении до вступления на Московскую кафедру недавно почившего приснопамятного митрополита Иоанникия. Посетив в первый раз семинарию, он, по собственным его словам, «до глубины души был поражён тою крайне неприглядною обстановкой, среди которой проходила жизнь воспитанников семинарии». Долго тянувшееся дело о перестройке семинарских зданий было им быстро приведено к окончанию. По его архипастырскому ходатайству Св. Синод указом 5 декабря 1883 года разрешил Правлению семинарии произвести работы по перестройке и расширению зданий семинарии согласно с проектами и сметами, составленными архитектором Зыковым на сумму 167,041 р. 85 коп. и отпуск денег из духовно-учебного капитала по строительной части определил начать с 1884 года. В мае этого года приступлено было к работам по перестройке семинарии, а к 30 сентября все работы были окончены. 30 сентября приснопамятный святитель Иоанникий совершил освящение обновлённых зданий семинарских и при этом даровал новую милость Вифансвой семинарии устройством безмездного общежития всех своекоштных учеников, принадлежащих к Московской епархии. С устройством епархиального общежития снята была тягота с воспитанников и их родителей, которая препятствовала детям беспрепятственно учиться, а родителям доставлять средства к образованию своих детей. Расширенные и благоустроенные семинарские здания, вмещающие до 300 воспитанников не только прилично, но вполне достаточно обеспеченных в средствах содержания, остались внешними памятниками столетнего исторического роста Вифанской семинарии. Новые обширные семинарские здания заслонили маленький корпус, в котором начала своё бытие небольшая Вифанская семинария в 1800 г., и перемены, происходившие в столетний период в её жизни, изгладили видимые следы жизни, существовавшей в ней во времена митрополита Платона. Но как новые здания тесно примкнули к старому Платонову корпусу и соединились с ним прочными связами, так внутренняя жизнь семинарии во весь столетний период её существования связана крепкою связью. Дух и предания великого иерарха сохранялись в его семинарии, и после его кончины из тесных, маленьких аудиторий четырёхбашенного корпуса вместе с их питомцами и их наставниками перешли и в эти просторные здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Ведомо нам, великому государю, нашему царскому величеству, что преблаженство твое живете в молдавской земле, и мы, великий государь, наше царское величество, желаем того усердно и молим тя, да по совету настоящего вашего архиепископа Константинополя и вселенского патриарха кир Дионисия приидеши к нашему царскому величеству в наш царствующий град Москву и посетиши нас пришествием твоим, взыскуютбося некая у нас в церковных винах, требующая вашего исправления и о вдовствующии нашея великоросийския церкве 695 , да разсудити имаши соборне вкупе со архиереи нашими. При сем желаем твоему преблаженству от Господа Бога присных благ насыщатися. Писан нашего государствия во дворе, в царствующем и преименитом, славном и великом граде Москве, лета от сотворения света 7174-го, от воплощения ж Бога Слова 1666-го, месяца Генваря 15-го дня. 6. Статьи о поручениях, данных от царя Алексея Михайловича архимандриту Святой Горы Афонской Иоанникию. 15 Января 1666 года. О учителе грамота чтобы при себе отпустить его к Москве 696 . 1 Проведать про Паисия папу и патриарха александрейского и про Макария патриарха антиохийского и про Нектария патриарха иеросалимского, где они ныне. 2 Промышлять ексархом. 3 Промыслить Судебник, Чиновник царского чина всему прежних греческих благочестивых царей старых лет, да книгу воинскую печатную. Жить в Молдавии или где похочет и проведывать вестей что делается в Костянтинополе, во Египте, в Ядринополе, в Арапах и во всей грецкой земле, и что делаетца с Виницейским, а чтобы те вести приходили к Москве в три месяца, а за то ему будет государево жалованье. 697 4 Приговорить мастеров, которые бы шить горазды были волоченым и пряденым золотом, сафьянников, шелковников. 5 Да прислать ныне по зимнему пути семян садовых и огородных всяких, пшеницы цареградской четвертей с пять или с шесть, пшена сорочинского четверти с три не деланого, проса цареградского с четверть, да животины всякой волоской по немногу, жеребцов, кобылиц, быков, коров, баранов, овец, коз, козлов самых больших, кур, голубей больших самых хороших, лимонного деревья и черенков и семяни лимонного свежего, масленого дерева и черенков и семяни масленого свежего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Служение его в храме было великолепно, величаво и молитвенно. Он очень воевал в Синоде с «чиновниками», в сущности вертевшими за спинами архиереев всеми делами Синода. Так как чиновники не желали выпускать из рук властное положение, то они весьма ловко выбирали архиереев, вызываемых в Санкт-Петербург, ссорили их между собою, награждали покорных и давали чувствовать более самостоятельным всю силу своего влияния. Таким образом более умные архиереи Иоанникий, Антоний (нынешний Санкт-Петербургский митрополит), Никанор Уфимский и другие занялись устройством ансамбля святителей и началом войны с весьма выдрессированным полчищем чиновников с ловким Саблером во главе их и с подставным добряком Победоносцевым, в которого, минуя Саблера, попадали все архиерейские стрелы и атаки. Будущему историку Синода придется написать про эту страстную и напряженную борьбу очень интересную страницу. Ума и ловкости с обеих сторон сколько угодно, но «святительство», «сосуд Святого Духа» и прочие воображаемые прерогативы архиереев оказались отжившими свое время среди тех же архиереев-людей, на которых наконец Саблер с К° стал разыгрывать всё надобное чиновникам, как на фортепианных клавишах. Самой несимпатичной, предсмертной страницею деятельности Иоанникия я считаю его настояние в деле тайной выходки Синода против писателя графа Л.Н. Толстого, о лишении которого христианского погребения я сам читал секретный указ Св. Синода в виде секретного же указа по церквам из Владимирской духовной консистории. Зачем это было нужно (1898), как и последовавшая гласная выходка (1901) против того же писателя – мне не понятно. 275 Я сужу об этом спустя почти два года, принимая во внимание и последствия всего бывшего. Жесточайшая, полная ненависти борьба Победоносцева с Иоанникием (то есть, в сущности, обоих их как подставных лиц) кончилась «повышением» последнего в Киевские митрополиты и сопровождалась в Москве рядом вполне неприличных выходок всякого рода всяких людей. После такого удаления главаря-святителя рушился их ансамбль, и опять началось обезличение Синода и торжество шайки дельцов, про которую как-то Победоносцев выразился: «Уж на что интендантство, но и там, кажется, нет такого воровства, как у нас в «святейшем, правительствующем» и в наших знаменитых консисториях».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Впервые понятие о строгановских иконах введено в научный оборот русскими исследователями И.М. Снегиревым и И.П. Сахаровым в 40-х годах XIX в. Со всей полнотой традиционные представления о «строгановских письмах» были собраны и изложены Д. Ровинским. В «Обозрении иконописания в России» он писал: «Исследователи производят строгановские письма от устюжских. К несчастью, до нас не дошло ни одной устюжской иконы старее начала XVI в., а в этом веке в истории северо-восточной России уже являются главными действователями именитые люди купцы Строгановы, а вместе с ними и Строгановская школа. Сперва Иоанникий, потом сыновья его Яков, Григорий и Семен и внуки: Максим Яковлевич и Никита Григорьевич Строгановы получают от московского государя разные права на свободную торговлю в этих краях. С 1558г. заводят селения в Перми. В 1574г. получают в собственность Большую Соль и участвуют в покорении Сибири. Независимо от этих предприятий, Строгановы завели иконописную школу, из которой в продолжение одного века вышло огромное количество икон, замечательных по необыкновенной отделке и составляющих в наше время главную ценность в иконном собрании каждого любителя». Наименование этих «замечательных по необыкновенной отделке» икон строгановскими, как разъясняет далее Ровинский, основывается, главным образом, на том, что на обратной стороне их, иногда рядом с именем мастера, встречаются имена заказчиков, принадлежавших исключительно к семье Строгановых. Легко понять, что сам по себе этот признак показался недостаточно определенным позднейшим исследователям. После Ровинского в русской историко-художественной литературе установилось отрицательное отношение к принятой и поддержанной им традиции. Еще Г.Д. Филимонов писал в своей книге о Симоне Ушакове: «Несколько десятков икон, намеченных на обороте, что они писаны для Строгановых, несколько икон с надписью, что они писаны людьми Строгановых, послужили поводом к изобретению целой школы строгановской иконописи. Но разве можно делать еще отсюда иные выводы, кроме тех, что Строгановы были благочестивы, что они были люди зажиточные». К мнению Г.Д. Филимонова присоединились впоследствии Н.В. Покровский , В.И. Успенский, В.Н. Щепкин. Сторонником этого мнения был Н.П. Лихачев, резюмировавший весь вопрос следующим образом. «На наилучших иконах последней четверти XVI столетия и 1-й половины XVII обычно встречаются надписи о том, что образ написан для кого-нибудь из рода Строгановых. Привозили такие иконы с севера, главным образом, из Великого Устюга и Сольвычегодска. Постепенно составилась двойная фикция – «строгановские письма», происшедшие из устюжских. А на самом деле богачам Строгановым писали иконы лучшие государевы московские мастера. Строгановы, как исключительные богачи, имели возможность украсить исключительными иконами храмы в местах своего пребывания».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Св. Снандлїи. Она была благочестивая персидская христианка, богатыми средствами много помогавшая узникам–христианам, заключенным в темницах в Персии, при Сапоре II. Скончалась она около 350 или 380 г. 4 . З. Пр. отца нашего Іаннікїа Великого. Родом из селения Марикатова (в Вифинии), он в юности был пастырем овец. Затем он служил отечеству на поле брани, после чего, оставив суету мира, удалился на гору Олимп (в Вифинии) и там много лет подвизался отшельником в самых диких и пустынных метах. Неослабной борьбой со своими страстями, неусыпными трудами, бдением и молитвой «страстей мрак очистив» «и умертвив телом», он попрал «вражия сети», достиг святости, сделавшись «ангелов сопричастником». Бог наградил св. Иоанникия великой мудростью, прозорливостью и даром чудотворения. Скончался он глубоким старцем (115 лет), в 846 г. Многие приходили к св. подвижнику для назидания и испрошения у него святых его молитв и ходатайства пред Богом, и много духовных щедрот изливалось от преподобного. Кондак, гл. 8. Звезда явился еси всесветлая, в мире просвещаяй, и сущия во мраце страстей облиставаяй: врач же крепчайший явился еси, но яко приял еси благодать исцелений, просящим тя подаждь исцеление, да зовем: радуйся отче Иоанникие. Ап. ( Гал.5:22–26; 6:2; 213 зач. Ев. Мф.4:25; 5:1–12; 10 зач.). Св. мученика Нїкандра, епископа Мирского, и Ермеа пресвитера. Оба они были учениками св. ап. Тита, от которого и приняли рукоположение. Во время гонения мучители влачили их по каменьям, пронзали гвоздями, ввергали в огонь и наконец бросили в ров и живых засыпали землей. Пр. Никандра Городноезерского. В первой половине XVI в. он основал при озере Городном обитель, в которой и был первым настоятелем, подавая своим подвижничеством высокий пример братии. Мощи его – под спудом в бывшей его обители (ныне – погост Никандровский, в 47 вер. от Борович, Новгород. губ., Боровичского у.). 5 . Св. мученик Галактїна и Епїстимы, пострадавших за Христа в гонение на христиан (при Декии или Диоклетиане, и при его преемниках гонителях) в г. Емесе (в Финикии). Св. Галактион, будучи христианином, по воле родителей был обручен с язычницей Епистимой. Просветив ее св. верой, св. Галактион убедил ее вести девственную жизнь, а сам подвизался с иноками, спасавшимися на одной пустынной горе. Когда во время гонения его взяли на мучения, св. Епистима добровольно присоединилась к нему, чтобы разделить с ним чашу страдания. После жестоких истязаний оба свв. Галактион и Епистима были усечены мечом. «Честная супружница» св. Галактиона в М.В.С. называется Епистимою, а в Х.М., в тропарях канона и кондак – Епистимией.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вот как вспоминает его в своих записках один паломник: «Появился мой старый друг и приятель отец Харалампий. Весьма характерно для афонского любвеобилия, как мы познакомились с ним. Было это в 1923 году. На Пасху этого года выбрался я на последние деньги со студенческой экскурсией на Афон. Студенческая жизнь моя протекала в великой нужде, и на Афон я прибыл в рваненьком пальтишке и стареньком костюмчике. Денег едва-едва хватило на дорогу. И вот, как сейчас помню, попали мы в книжную лавку Андреевского скита. Глаза разбежались перед множеством духовных сокровищ. Чего бы только не накупить, да вся беда – денег нет. Попалось мне жизнеописание особенно чтимого мной старца Амвросия Оптинского , и невольно потекли слезы от невозможности приобрести даже эту совсем недорогую книжку. Долго я перелистывал ее и со вздохом положил обратно на полку. Так и уехал с Афона без этой книги. Прошло несколько недель по возвращении моем в Белград. Моему другу и однокашнику по богословскому факультету, ныне архимандриту Савве (Советову), духовнику митрополита Дионисия Варшавского, пришла посылка с Афона, и в ней „Жизнеописание старца Амвросия“ со следующей надписью: „По просьбе своего друга иеродиакона Харалампия выпросил у лавочника сию книгу и прошу передать студенту с бородкой, который так хотел и не мог ее приобрести. Иеродиакон Агафангел“. Оказывается, иеродиакон Харалампий был в это время в лавке и имел возможность наблюдать мою скорбь от невозможности приобрести книжку. Так завелось мое знакомство с этим милым и добрым монахом» 458 . Отец Харалампий был также гидом по Афону многих знаменитых гостей. Писатель Вл. Маевский называет его своим другом и спутником 459 . Он также поддерживал духовную связь со многими монахами по всему Афону, многие искали его советов и утешений. Иеродиакон Иоанникий (Погребняков), насельник келлии Белозерка, после смерти отца Харалампия напишет в своем дневнике: «Скончался в Андреевском скиту мой добрый приятель иеромонах Харалампий, а в схиме Евдоким. Добрый был для многих этот батюшка» 460 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В заключение успенские прихожане просили архиерея непременно определить к ним выбранного ими Хоминского: «бо есть кроток и молчалив и склонний до всяких людей, а Гдишицкий есть гордый и сварливый, не так барзе ся сварит, як на битву ласий, предто мы его не хощемо под клятвою нашею всех нас». Отзывы парохиян о Гдишицких скоро оправдались на самом деле, когда в том же году в июне снова началось по украине преследование православия с помощью вступивших в нее военных отрядов и когда Гдишицкие, снова явившись злейшими униатами, принялись вымещать все свои обиды на млиевцах 68 . В Великороссии к этому времени оставались уже только едва заметные следы старинных приходских выборов. Церковные места, как священнослужительские, так и причетнические, все находились в распоряжении епархиальных властей. Постоянные разборы церковников и духовных детей и все более и более развивавшаяся наследственность духовного звания повели к совершенному уничтожению вольнонаемного причетничества, так что причетник не иначе мог поступить на место к приходской церкви, как по указу консистории и после обычной процедуры ставленнического производства, большею частью даже после посвящения в стихарь. Такой порядок замещения церковно-служительских мест духовное начальство старалось ввести даже в казацких приходах на Дону, где церковники почти все были из казаков и определялись на должности по распоряжению казацких военных начальств. Жалобы епархиальной власти на своевольное вмешательство казаков в церковные дела раздавались оттуда еще в 40-х годах XVIII-ro столетия. Считая себя «во всем от прочих отменными», донские приходы не допускали у себя никаких перемен, отказывались от обычной отчетности пред епархиальной администрацией, не подавали приходских ведомостей, не дозволяли у себя даже переписи духовенства. В двух доношениях св. Синоду от 22 июня и 6 июля 1762 г. воронежский архиерей Иоанникий жаловался, что по внушению казацких начальств местные заказчики вовсе не хотят слушаться его архиерея, казацкие вольные команды «не только в причет церковный аттестуют, но по своему рассмотрению и в причетники сами определяют и прямо в церковные дела вступают и грамоты причетнические от себя дают за своими войсковыми печатями», наказный атаман Иловайский даже письменно и с немалым нареканием требовал, чтобы архиерей ничем не касался детей духовенства и церковных причетников, потому что все они состоят в казацком звании, каковым требованием означенный Иловайский священно- и церковнослужителей от команды архиерейской отлучает и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Одним из факторов упадка Е. в. м. стала португ. экспансия в Индийский океан нач. XVI в., нанесшая урон ближневост. экономике. Прервалась торговля пряностями через Красное м., куда неоднократно вторгался португ. флот. Пришел в упадок порт Эт-Тур, от к-рого зависело благосостояние Е. в. м. В 1503 г. мамлюкский султан в письме к папе Римскому угрожал в случае продолжения португальских нападений разрушить христ. святыни Ближ. Востока, в т. ч. Е. в. м. ( Eckenstein. 1921. P. 173). К кон. XV в. в Е. в. м. замерло книгописание. После 1470 г. надолго исчезли упоминания о Синайских епископах. Похоже, именно в это время произошла эллинизация мон-ря: из-за упадка (в т. ч. демографического) араб. правосл. общин прекратился приток в Е. в. м. араб. монахов, и их место заняли греки. Путешественники рубежа XV и XVI вв. однозначно называли синайских монахов греками (Посетитель и описатель Святых мест. 1794. С. 92; The Pilgrimage of Arnold von Harff. 1967. P. 140). Несмотря на присутствие в рядах синайской братии отдельных представителей др. правосл. народов, Е. в. м. в целом сохраняет греч. характер до наст. времени. Османская эпоха (1517-1798) I. Источники по истории Е. в. м. и паломничества. В Новое время возросло количество описаний Синая, составленных иностранными путешественниками, а также иных источников, касающихся Е. в. м. Поэтому история обители в османскую эпоху известна значительно подробнее, чем в средневековье. В Европе появился научный интерес к библейскому прошлому Синайского п-ова и книжному собранию мон-ря. Среди европейцев, посещавших обитель, наряду с клириками и миссионерами появились ученые и дипломаты. Наиболее известны описания Е. в. м., составленные французами Ж. де Тевено (1658), Ш. Понсе (1701), англ. еп. Ричардом Пококом (1743), дат. ориенталистом К. Нибуром (1762), франц. ученым К. де Вольнеем (1785), швейцар. путешественником И. Л. Буркхардтом (1816). В османскую эпоху Синай посещали мн. рус. паломники-писатели: Василий Позняков (1559), Василий Гагара (1636), иером. Ипполит (Вишенский) и А. Игнатьев (1708), В. Г. Григорович-Барский (1728), архим. Леонтий (1764). Известны описания Синая в греч. (Синайского архиеп. Иоанникия, 1686; Паисия Агиапостолита, 80-е гг. XVI в.; Александрийского патриарха Герасима II Паллады, рубеж XVII и XVIII вв.) и в арабо-христ. лит-ре (диак. Ефрем, Халиль Саббаг, 1753). Ученым синайским мон. Нектарием (впосл. Иерусалимский патриарх) была написана история Е. в. м.- труд, преследующий не в последнюю очередь пропагандистские цели прославления обители и оправдания ее претензий на автокефальность. В 1734 г. по воле Синайского архиеп. Никифора в мон-ре было устроено книгохранилище.

http://pravenc.ru/text/189637.html

378. Еще: «Царь Стефань веньча се на царьство и патрииарьха себе избра срьблиемь не по закону ни сь благословенииемь цариградьскааго патрииарьха, иакоже подобаиеть, вьпоиска благословениие бесчинно на патрииарьхоу трьновьскомь и на арьхииепископоу охридьскомь и сь сьборомь срьбьскыимь, сице вьцари се и постави патрииарьха, иакоже не подобаиеть» ... богоданоую власть вьсприиемь распространиаеть се кь вьстоку и западоу и североу и югоу, грады же и страны грьчьскыие не мало вьсприиеть, запинаиеть же се и ть оть обьштааго врага, вьзвышаиете се срьдьцемь, и прародительскоу власть кралиевьства оставивь, царьскыи сань вьжделевь вепьча се на царьство, и по семь оставлиаеть иеже оть прародителиа и светааго Савы преданоие иему арьхииепископьство оть патрииарьха цариградьскааго, поставлиаиеть себе посилииемь патрииарьха Иоаникииа». Там же, стр. 380–1. В другом месте (в грамоте самого Душана от 1349 г.), говорится о коронации, имевшей тесную связь с провозглашением патриаршества, напр. следующее: «И постави ме господина и сьдрьжителиа вьсой земьли отьчьства, моего, и царствова леть. 16, и потомь болшею чьстию оть вишниаго всехь дрьжителиа десницею оукреплиень быхь... мене преложи оть кралиевства на право царство славное и вьсехь дасть ми вь руце иакоже и великому Константину цару, землие и вьсехь страни и помориа, и велике градове царства грчкаго, иакоже и прежде рехомь, и Богомь дарованимь венцемь царскимь венчань быхь на царство в лето 860 месеца Априла 14 (вм. 14 нужно читать 16. См. Флоринский. Южные славяне и Византия, II, 127, прим.) дьнь вь велики и многосветли и радстныи праздникь Вьскрьсениа Христова, благословениемь преосвештенаго патриарха Иоанникиа и вьсеми архиереи сьбора срьбскаго, тогожде благословениемь в рукою преосвештенаго патриарха бльгарскаго кирь Симеона и вьсеми архиереи сьбора бльгарскаго и молитвами же и благословениемь вьсечьстнаго лика светые гори Афона, протомь же и всеми игумени и вьсеми старци сьбора светогорскаго паче и оть архиереа престола грьчкаго и вьсего сьбора, иже изволише о мне царствовати».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010