9-го числа вечером, был я у члена Синода, Придворного протоиерея Ив. Вас. Рождественского 52 – моего почтенного земляка. С ним у меня была очень продолжительная и искренняя беседа. Шла речь, между прочим, 1) о моём назначении сначала на Курскую, а потом на Харьковскую епархию; в Харьков предполагали было перевести Нижегородского Архиепископа Иоанникия 53 , но отложили, потому что он недавно (именно в 1873 г.) перемещен был с Саратовской кафедры на Нижегородскую; 2) о назначении на моё место преемника в Витебск; – предположено было сначала определить на Полоцкую кафедру Преосвящ. Иосифа 54 , епископа Ковенского, Викария Литовской епархии, а епископа Чебоксарского, викария Казанского, Викторина – на кафедру Смоленскую; но, при рассуждении об этом в Синоде, кто-то из светских чиновников заявил, что неудобно Викторина посылать в Смоленск: ведь он там встретит многих священников и даже протоиереев, сеченных им розгами, когда он был в Смоленской Семинарии Инспектором (1853 – 57 г.); заявление это произвело своё действие; назначение было изменено: в Смоленск послали Иосифа, а Викторина назначили моим преемником на Полоцкую кафедру; 3) о перемещении на Ярославскую епархию Херсонского Архиепископа Димитрия 55 без его ведома и, вопреки его желанию, но по проискам брата его, Петербургского протоиерея Муретова; между тем как Ярославской кафедры домогались Экзарх Грузии, Архиепископ Евсевий 56 , Варшавский Архиепископ Иоанникий 57 и Каменец-Подольский Леонтий 58 ; 4) о переводе Свящ. Писания В. Завета с еврейского языка на русский; из переводчиков никто не знал основательно еврейского языка: перевод сделан на основании святоотеческих толкований свящ. книг; 5) о самовольном и безотчетном распоряжении Обер-Прокурора делами по духовно-учебным заведениям и в частности о назначении ревизоров, коим предположено было возвысить оклады жалованья, но Иван Васильевич 59 воспротивился; 6) об отношениях ко мне Графа Д. А. Толстого 60 будто бы неблагоприятных; 7) о мнениях Архиереев и Консисторий о проекте духовно-судебной реформы; одобряя моё мнение по сему предмету, Иван Васильевич в то же время очень неблагосклонно отозвался о мнении Полоцкой Консистории, столь превознесенном клевретами известной партии; 8) Иван Васильевич порицал действия и отношения ко мне протоиерея Юркевича 61 и священника Матвея Красовицкого 62 ; 9) о Преосвященном Никаноре 63 , епископе Аксайском, викарии Донской епархии; дошли до сведения Государя очень невыгодные отзывы о его действовании на Должности Ректора Саратовской Семинарии (1857–1865 г.), так что ему угрожала опасность не быть епархиальным Архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Из семинарского курса главными духовными предметами для сельского священника являются богословие пастырское и собеседовательное, из вспомогательных предметов, обязательных для всех, – начала философии (логика и психология), российская словесность, история, физика, геометрия, греческий и латинский языки. Вместе с тем, нужно было ввести новые предметы, особенно полезные в быту священника, – естественные науки, начало медицины и сельского хозяйства. С 1843 года спецкурсом введено иконописание, с 1850 года – геодезия, с 1860 года – миссионерство. Правила были приведены в действие в семинариях Московского и Казанского округов с 1 сентября 1840 года. Эти правила определяли круг предметов семинарского образования и порядок их изучения. Существовавший в семинариях шестилетний курс учения, с разделением его на высшее, среднее и низшее отделения, отделяя на каждое по два года (то есть обучение в три приема: два первые года – класс риторики, два следующих – класс философии и два последних года – класс богословия), оставался в прежнем виде. Насколько Симбирская семинария в первые четыре года своего существования отвечала требованиям изложенных «положений», можно видеть из отзыва преосвященного Феодотия, производившего ревизию Симбирской семинарии в июле 1844 года. В докладе Духовно-учебному управлению преосвященный пишет: «Догматическое, нравственное и собеседовательное богословие, а также учение о вероисповеданиях и существующих в России расколах преподаются по книге “О должностях пресвитера” и академическим запискам. Уроки преподаются профессором архимандритом Иоанникием с усердием. К достоинству преподавателя нужно отнести, что по его предметам нет ни одного неуспевающего ученика. Каноническое право (А. Успенский) и патристика (К. Невоструев) – науки, в духовно-учебных заведениях новые; в преподавании первого усмотрено приспособление к прямому назначению воспитанника семинарии. Обучаются данным предметам, равно как и священной археологии (А. Успенский), с успехом. Чтение Священного Писания (К. Невоструев) сопровождается не глубоким, но основательным толкованием. Уроки логики и психологии (инспектор Пантелеимон и И. Халколиванов) преподаются достаточно полно, без лишних умствований. Словесные науки (Яков Ильинский и П. Сахаров) достигают поставленной цели: ученики говорят и пишут хорошо, особенно по-русски» .

http://pravoslavie.ru/31253.html

казначейства, на первый раз, хотя бы только академических пенсий, как находящихся в наиболее резком несоответствии с университетскими». Эти статьи, обстоятельно составленные, с большим цифровым материалом и выводами из него, представлены мной, в виде отдельного оттиска – брошюры, А. Г. Ильинскому и его товарищу по Хозяйственному управлению П. И. Остроумову. Но сначала дело не ладилось. А. Г. Ильинский, более и ближе, чем кто-либо находившийся в курсе этого дела, главный по нему деятель, как начальник Хозяйственного управления при Св. Синоде, вполне сочувствовавший благоприятному его исходу, сначала, однако, признал неблаговременным начинать дело о наших пенсиях. Внимательно прочитав мою брошюру, он, впрочем, заметил, что даст мне знать, когда наступит благоприятный для того момент. Долго, однако, пришлось ждать этого момента. Мои статьи напечатаны в 1887 г. Проходит четыре-пять лет, а дело не подвигается вперед. В эти несколько лет я продолжал пользоваться всяким случаем, чтобы о нем напомнить тем, кому следовало о том ведать. Даже раз, помнится в 1891 г., когда мне пришлось составлять и читать в торжественном собрании, 17 февраля, годовой отчет по академии, в заключение позволил себе заговорить о наших пенсиях, причем, каюсь, довольно искусственно притянул имя только что скончавшегосятогда профессора Казанской академии Порфирьева 473 , в особенности уважаемого К. П. Победоносцевым , – нарочно для последнего, чтобы тронуть и несколько пристыдить его. К. П. П-в также присутствовал в этот день на нашем акте 474 . Наконец, в один поистине прекрасный день, вероятно в 1892 или в начале 1893 г., получаю от А. Г. Ильинского извещение, что дело налаживается, и – совет отправиться с моей брошюрой о пенсиях к начальнику отделения Хозяйственного управления С. В. Праведникову, которому поручено вести это дело. Впоследствии оказалось, что моя брошюра, по собственному С. В. Пр-ва признанию, была далеко ему небесполезна при составлении проекта и объяснительной к нему записке, весьма значительно облегчила и очень ускорила его работу. Вместе с тем я счел нужным, уже по собственной инициативе, явиться со своей брошюрой к митрополиту Иоанникию, тогда уже Киевскому, известному энергическому деятелю по материальному обеспечению духовенства, и к некоторым другим членам Св. Синода, а также к директору канцелярии обер-прокурора Св. Синода И.А. Ненарокомову 475 , имевшему немалый вес и значение у К. П. Победоносцева . Сделал это с целью заручиться их содействием при выработке проекта новых академических пенсий и при обсуждении нового о них положения. Все эти лица отнеслись сочувственно к моим хлопотам. Митрополит Иоанникий принял меня, по обычаю, сухо (издавна, еще со студенчества, не был я его любимцем), но также не отказал в своем содействии, а после, как слышно было, даже торжествовал на академическом обеде в Киеве, по случаю благополучного исхода дела о наших пенсиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Петроградский процесс дал повод ВЦУ еще раз выслужиться перед тоталитарным режимом и заверить его: «ваши радости – наши радости», а лично В. Красницкому позволил насладиться местью митрополиту Вениамину и после вынесения ему смертного приговора. 19 июля ВЦУ обратилось во ВЦИК с прошением «приостановить исполнение приговора над осужденными/.../для своего суда над означенными лицами в церковной инстанции». Логика обновленцев такова: «Священник, изобличенный уголовным судом и остающийся пред лицом верующих священником, когда он несет присужденную кару, является мучеником, тогда как гражданский суд преследует обратную цель: авторитет превратить в преступника». Посему необходимо «обнажать их [репрессированных духовных лиц – авт.] от их вероучительного авторитета прежде применения к ним уголовного наказания, дабы они в тюрьмах и других местах заключения являлись уже не священниками, а простыми мирянами – преступниками общеуголовного типа». Большевики буквально воспользовались «пастырским советом» архиепископа Антонина, протоиерея В. Красницкого, архиепископа Леонида, епископа Иоанникия, протоиерея Н. Поликарпова, протоиерея К. Мещерского, подписавших приведенный документ 1152 . Как гласит широко известное предание, видимо, вполне достоверное, митрополита Вениамина, архимандрита Сергия и двух других смертников перед казнью обрили и одели в лохмотья. Постановление ВЦУ, принятое по заслушивании приговора Петроградского ревтрибунала (оно опубликовано без даты и подписей), гласило: «Бывшего петроградского митрополита Вениамина (Казанского), изобличенного в измене своему архипастырскому долгу – в том, что авторитетом своего архиерейского сана участвовал во враждебных действиях, направленных против умирающего от голода народа и своими воззваниями волновал пасомых, доверявших его архиерейскому слову, от чего создавались мятежи и уличные столкновения, и пользуясь своим иерархическим положением, фальсифицируя канонические правила Церкви, требовал действий, нарушающих христианский долг помощи умирающим от голода, и тем привел к осуждению и тюремному заключению целый ряд подчиненных ему священнослужителей и мирян, лишить священного сана и монашества» 1153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть ли какие известия оттуда о вашем деле или просьбе? Вы, пожалуйста, пишите, если что особенное услышите. С год назад, видел я в Твери Морошкина 165 из Казанской Академии. Он меня слишком не порадовал известиями о наших Казанцах. Это, думаю, и вам повредило в глазах вашего Преосвященного 166 , о предубеждениях которого, вдруг возникших, вы мне писали. Да, пожалуй, и Варшавский Иоанникий 167 не предубежден ли уже против казанских академиков? Впрочем пора бы вам, по крайней мере, нравственно устроить себя для обычных хождений по приходу. Мне нравится, что вас стесняет известная неблаговидность этих хождений. видно, копейка вас не слишком задабривает в их пользу. Но вы старайтесь разносить по домам своею верою благоволение Небесного Отца ради Его Сына и по благодати Св. Духа. Занятый этим, дух ваш может и не отягощаться, а понемножку возвышать и прихожан. Простите меня! Анна Сергеевна вам обоим кланяется. Судя по вашему последнему письму, одно или два письма ваши, адресованные во Млево, затерялись по тогдашней дальности от нас почты. Простите меня, что так долго не отвечал я на ваши добрые письма. Причиною тому были, кроме простого отлагательства время-от-времени, озабоченность моя тем, что не находил и до ныне не нахожу издателя моего одного уже отцензорованного сочинения, и чрезвычайная еще для меня особенность вашего положения, на которое – не знаю – чт о и сказать вам. Само собою разумеется, добрый О. Валериан, что вы напрасно обессиливаете свой дух излишними тревогами о помощи своей матери, которая все таки пока довольно обеспечена, напрасными и несправедливыми мыслями о своей как будто бесполезности, и подоб. Изучайте Поляков и весь их край с мыслью и сочувствием, неотступными от общего им и нам Спасителя; соприкасайтесь духом и сердцем к действительной и жизненной страшной трудности к сближению римских католиков с Православною Церковью – одною истинною матерью всем нам, так полно и живо представляемою лицом Матери Господа нашего, облекающего в Себя крестящихся в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Преосвященный Иоанникий ума неширокого, при безукоризненной честности, строгий монах. С людьми не умеет сходиться, крайне недоверчив и подозрителен, причем, как всегда бывает, подпадает под влияние ближних слуг своих... Сколько ни рассуждал я между всеми лицами, могу в настоящее время остановиться лишь на нынешнем экзархе Грузии, преосвященном Палладии. Думаю, что с ним дела пошли бы лучше, нежели с кем-либо из остальных. Он человек разумный, доступный рассуждению и совету, ласковый и приятный в обращении, энергичный и подвижный. Опытность в делах имеет немалую. Управлял епархиями трудными – Рязанской, Тамбовской, Вологодской, Казанской, и везде показал себя правителем деятельным, и везде снискал расположение, и оставил после себя сожаление. Характера миролюбивого, но без слабости. И то у него примечательно, что все епархии, которыми управлял, он лично изъездил из конца в конец, даже до дальних пустынь, и людей тамошних знает. Притом отличается щедростью. Вот соображения мои, по крайнему моему разумению, кои и спешу повергнуть предварительно на благоусмотрение Вашего Величества». Приходилось слышать от духовного лица, в свое время слышавшего о этих лицах, что суждения Победоносцева были правильны. Митрополитом Петербургским был назначен владыка Палладий (Раев) . В Северной Америке Алеутскую епархию с 1891 г. возглавлял епископ Николай (Зиоров) , впоследствии архиепископ Варшавский. 14 января 1893 г. Победоносцев писал о нем Государю: «Из Америки получаются довольно часто любопытные известия. Слава Богу, в первый раз там явился епископ разумный и заботливый, и потому дело оживилось. Но его положение тяжелое, ибо людей надежных почти нет, и трудно найти здесь охотно желающих туда ехать...» 8 апреля того же года следует новое письмо: «Может быть, у Вашего Императорского Величества найдутся минуты досуга просмотреть прилагаемую книжку – описание поездки преосвященного Алеутского по островам. Оно весьма интересно. Отсюда видно, в каком жалком положении находятся на островах русские приходы этого края, к несчастью, выщедшего из-под Русской державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

скончался митрополит Петербургский Исидор (Никольский) в 92-летнем возрасте. Накануне кончины исполнилось 67-летие нахождения его в священном сане. Он архиерействовал 50 лет и 32 года был митрополитом Новгородским и Петербургским. Докладывая 9 сентября Государю об этом событии, Победоносцев указал, что 15 августа в архиерейской крестовой церкви, во время благословения народа, поддерживавший диакон неловко ухватил его и сорвал у него с левой руки бывшую на ней фонтанель 76 . Образовалась опухоль, потом произошло рожистое воспаление. «Трудно заменить этого старца. Он был умен, разумен, обладал громадною памятью и опытностью в делах. Взгляда был в делах широкого, чем многим отличался от многих духовных, и потребность данной минуты понимал сразу своим практическим житейским смыслом; и так в делах синодских был он твердой опорой для разумных распоряжений. Притом был невозмутимо спокоен, всегда весел и при добром сердце и уме обладал свойством всякой доброй русской натуры – юмором живым, но беззлобным...» Относительно возможных его заместителей Победоносцев тогда же писал: «Митрополит Петербургский, по званию первоприсутствующего в Синоде, где голос его имеет почти всегда решающую силу, имеет важное значение для всей Церкви Российской. Смотря по свойствам ума и характера, он может или тормозить дела, или двигать их же в желанном направлении, быть беспристрастен или пристрастен к просьбам и ходатайствам, упрям и узок или податлив на разумные соображения и советы... В числе всех наличных иерархов я останавливался мыслью на преосвященном Павле Казанском... Но Богу угодно было взять его. В настоящую минуту выбор особливо труден. О митрополитах Московском Леонтии и Киевском Иоанникии смею доложить Вашему Величеству, что ни того ни другого я не считаю удобным для Петербургской митрополии. Преосвященный Леонтий – человек общительный в обращении, мало имеет серьезности в делах, доступен сторонним влияниям и крайне быстр в своих решениях по минутному впечатлению, а при этом очень доступен лести, которою нетрудно под него подделаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Наместник Ваш, вероятно, по неопытности сделал передержки, увидел из примера и Лаврского и архимандрита Макарьева, что тут законов нет. Следовало бы предварить его ранее о том, чтобы не делал расходов без разрешения. В Лавре можно покрывать, например, митрополиту представили устройство водопроводов в 6000 рублей серебром, а они стоили, может быть, сорок тысяч. Найдут средства покрыть всё это, и митрополит будет думать, что всё это сделано на 6000. Огромные неокладные суммы доходов дают возможность без контроля употреблять их. Не смущайтесь видимым неуспехом трудов. Вспомните слово Апостола: „аз насадих, Аполлос напои, а Бог возрасти, тем же ни насаждаяй, ни напояй но возвращаяй Бог“. В своё время принесут плоды и Ваши труды, потому что они не для пустоцвета, который скоро всходит, когда бросают семена, но для произрастания вековых дерев. 1864 г., февраля 17. По здешним слухам, Попечительные Советы о гимназии будут стеснены тем, что они действуют чрез директора, который прямо сносится с министром Народного Просвещения и от него может получать предписания. Но, может быть, определятся подробнее и права Советов. Уже из этой идеи устройства заведывания гимназией открывается, что и заведывание семинариями должно отойти к архиереям мимо академий, хотя митрополит Московский и стоит за прежний устав 396 . Ныне у нас должны быть рассуждения о сем пункте, но не знаю, попаду ли я на самый момент рассуждения; ибо Куманин хотел приехать и просил меня напоить его чаем. Иоанникия я не видал и у ректора он был менее полчаса, ибо приехал в 8 часов вечера и в 8 утра уехал. Нам и вообще отрадного нечего, верно, ждать, а тем более Вам от служения трудного. А потому и нечего смущаться сим. В течение всей своей жизни я не знал, что такое весёлость и как-то странно мне смотреть, когда люди от души веселятся. Все скорби, нужды, заботы, немощи – вот что стоит в ряду воспоминаний прошедшего и в будущем ничего иного не представляю 397 . Но при всём том есть какое-то внутреннее спокойствие среди самых скорбей, забот и огорчений, ибо, что можно, то делаешь, хотя бы и не всегда удовлетворительно. От этого меньше и привязанности к жизни, меньше чувство боли при скорбях, ибо они привычны и обыкновенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Её красивая величественная наружность, светлый ум, дар слова, нередко обращали на нее внимание людей совершенно ее не знавших. Случалось, что лица встретившись с ней в вагоне железной дороги и поговоривши с ней несколько времени, совершенно изменяли свои взгляды, а некоторые даже продолжали свое знакомство и вели переписку. Проницательность её ума была прямо поразительная. Часто она останавливала свое внимание на людях с виду ничего незначущих и напротив развитых и красноречивых проходила невниманием. Действительно впоследствии оказывалось, что под красноречием скрывалась внутренняя пустота, а под молчаливостью высокие душевные качества. Даже и в людях с настоящим духовным развитием она умела отличать более глубокие души. Так однажды приехали две дамы весьма религиозные и набожные; одна из них почти все время молчала, а другая вела с Матушкой самый оживленный разговор о духовных предметах. Присутствовавшие при этом разговоре сестры удивлялись её пониманию и когда гости уехали, то сообщили Матушке свое впечатление, произведенное этой собеседницей, прибавив, что им так приятно было слышать это от мирской особы. Но Матушка на это ответила, что по её мнению гораздо более замечательна по глубине духовного понимания её спутница. В то время сестры были крайне удивлены заключением Матушки, но впоследствии когда им пришлось ближе узнать эту достойную и действительно замечательную личность, они вспоминали как Матушка София была тогда права. Великий благодатный Старец – отец и наставник юной обители, мудрая, и христиански любящая настоятельница, – какой залог для мирной и беспечальной жизни собранных сестер! Но путь их – путь креста, и едва прошло три года, как начались скорби и испытания. Труды настоятельства, заботы, болезнь и самый переворот жизни, все это подкосило крепкую натуру м. Софии. Преосвященный Владимир, объезжая епархию, был в июле 1886 г. в Шамордине и, увидав м. Софию сильно изменившеюся от болезни, предложил ей принять тайно схиму. Матушка была очень этим утешена и 25 числа Батюшка собственноручно постриг ее в великий ангельский образ, ранним утром в своей келье.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Особенно нравилась тогда многим эта хибарка, в которой жила Матушка София после принятия схимы. Всякий, кто бывал в этой пустынной келийке, находил в ней особенную отраду. Освещалась она по вечерам только одними лампадами, окна выходили прямо в лес и чем-то таинственным, и в то же время мирным и успокоительным веяло там; мир с его суетой был далеко и казалось, что находишься где-то вне земного. Тихий полусвет, воодушевленные, дышавшие верой и искренностью беседы Матушки наполняли душу чем-то особенным, возвышенным. Речь её всегда была увлекательна и производила глубокое впечатление. Она особенно следила за внутреннею жизнью сестер и нередко собирала их и вела с ними назидательные беседы; она говорила со всеми и об общих предметах, но всегда каждая из слушательниц находила в её словах относящееся к себе. Жалоб она не терпела и все подобные попытки сестер оканчивались неудачей, так что у них сложилось такое убеждение, что если пойдешь на кого пожаловаться, то непременно окажешься виноватой. Её слова: «Кто оправдывает себя – тот и виноват», полагали конец всем ссорам и неудовольствиям. Особенно строго следила она за тем, чтобы сестры не позволяли себе ни о ком говорить дурно. «Мы не имеем на это никакого права, говорила она, уже потому, что это противно любви, и еще потому, что мы никогда не можем знать, что происходит в душе у другого; может быть прежде чем мы успели подумать о человеке дурно, он уже принес чистосердечное раскаяние и прощен Богом». Её любящее сердце не могло оставаться равнодушным к тем из сестер, в которых она замечала беспечность к своему спасению. Она употребляла все средства, чтобы расположить к более внимательному отношению к своим недостаткам и почти всегда в этом успевала. За то и сестры так любили ее, что кажется не было ничего такого, перед чем они могли бы остановиться ради неё, они готовы были на все лишь бы утешить и порадовать Матушку, и не было большей радости как увидать ее и тем более услыхать от неё, или ласковое ободряющее слово, или твердое слово наставления. Снисходя к немощам сестер вообще, она тем не менее требовала безусловного подчинения всем правилам монастырским, и старалась приучить их к такому сознанию, что они не должны делать чего-либо непозволенного не потому, что могут увидать и взыскать за это, а потому что совесть должна свято хранить слова начальницы, хотя бы и никто не заметил нарушения. Она обладала даром воодушевлять сердца на подвиг и борьбу и поднимать упавший дух; – она была в своем роде вождь духовный.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010