Эта сцена, конечно, нисколько не нарушила давних дружеских отношений старых сослуживцев – ректора и П. С. К., обоих, отличавшихся благородством и искренностью характера, при исключительной доброте А.В. Г. Эта характерная сцена хорошо иллюстрирует тогдашний склад московской академической жизни и вместе с тем доказывает ту старую истину, что и на солнце есть пятна. Невольно напрашивается мысль на сопоставление московского ректора, протоиерея А. В. Горского, с тогдашними ректорами Петербургской академии – Преосв. Иоанникием и Преосв. Иоанном (Соколовым ; † епископ Смоленский). Какая громадная между ними разница! Инспектор, ординарный профессор архимандрит Михаил (Лузин) 271 , пользовавшийся большим вниманием и уважением студентов как хороший, красноречивый профессор по Св. Писанию, не пользовался среди академической корпорации одинаковой симпатией всех ее членов. У некоторых он находился под сомнением относительно искренности и особенно правдивости. Впрочем, многое в последнем отношении, кажется, должно быть отнесено более к игривости его ума и фантазии, чем к недостаткам нравственного характера. К сослуживцам, даже младшим, относился вполне корректно, к ректору – с большим почтением, а протоиерей ректор с уважением – к его сану архимандрита, так что при нечастых, впрочем, совместных своих с ним богослужениях, ставил его в ряд с собою, подобно тому, как становятся в храме в своем сослужении епископы. Старейший после ректора, ординарный профессор общей словесности Егор Васильевич Амфитеатров 272 , пользовался огромным влиянием на студентов как очень даровитый, прекрасный, красноречивый профессор словесности, и большим весом и авторитетом среди академической корпорации. Отличался решительным, твердым, довольно гордым характером. В профессорской среде не все его любили, но все уважали. Петр Симонович Казанский 273 , ординарный профессор общей гражданской истории, весьма солидный, многосведущий ученый, известный многочисленными печатными ценными трудами, не пользовался, к сожалению, должным вниманием студентов. Мешала тому крайняя его болезненность, о которой упомянуто уже выше. Студенты, шутя, говорили о нем, что он не читает, а «кашляет свои лекции». К его несчастью, при крайне плохом здоровье он был страстный любитель табакокурения; сидя в своей квартире, не выпускал изо рта трубки, так что его квартира была полна табачным дымом, и среди облаков его едва можно было разглядеть почтенного профессора. Отличался религиозностью и прямотой, искренностью характера, что видно из рассказанной выше сцены в квартире ректора. Ко всем членам корпорации относился очень доброжелательно и пользовался любовью и уважением всех своих сослуживцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Отношение к исламу в дореволюционной России по трудам церковных авторов. Часть 2 Отношение к исламу в XVII – начале ХХ века Архимандрит Макарий (Глухарев) В XVII–XVIII веках в отношении ислама мало что изменилось. Новых сочинений почти не появлялось, а те немногие, что появлялись (например, сочинения архимандрита Иоанникия (Галятовского; † 1688) против мусульман «Алкоран разрушенный» и «Лебедь»), как правило, представляли собой переводы или пересказы католических работ. Ситуация существенно меняется к XIX веку. Это было обусловлено тем, что русские образованные люди получили возможность познакомиться с самими мусульманскими источниками и, прежде всего, Кораном, поначалу – в европейских переводах, а затем и в русском. Казанская духовная академия, воспитывавшая миссионеров среди мусульман, выпустила из своих стен целый ряд православных авторов с прекрасным знанием арабского языка, которые воспользовались и тем, что развивалась арабистика в целом как в Европе, так и в России, чтобы лучше понять ислам по арабским сочинениям и, соответственно, дать православным более точные представления об этой религии. Знакомство с исламом не ограничивалось книгами. Многие миссионеры предпринимали путешествия по мусульманским странам, а также предпринимали беседы с российскими мусульманами, получая таким образом сведения «из первых рук». К числу наиболее выдающихся миссионеров-востоковедов можно отнести Н. Остроумова, Г. Саблукова, протоиерея Евфимия Малова. XIX век ознаменовался и значительной активизацией миссионерских трудов Русской Православной Церкви среди мусульман. В этом процессе были как свои успехи (например, обращение значительной части осетин в Православие), так и сложности, к числу которых относилась необходимость устранения ошибок, допущенных прежними миссионерами при формальном крещении татар без их катехизации – с этой задачей замечательно справился Н. Ильминский, добившийся укрепления Православия в крещенных татарах через переводы Писания, богослужения и православной литературы на татарский язык, создания системы православного татарского образования.

http://pravoslavie.ru/4350.html

Где послание из Лаодикии и что оно в себе заключает? Спб. Епарх. миссион. Н. Булгаков. Апрель, стр. 444–445. Из миссионерских записок и дневников. “Баба сбила ”. Миссионер. Январь, стр. 108–111. На богомоленном собрании пашковцев. Агнии Двинской. Январь, стр. 112–125. На призывном экстренном собрании у столичных пашковцев. Агнии Двинской. Февраль, стр. 242–249. Апрель, стр. 462–468. Штунда в Рязанской губернии. С переложением на ноты сектантских богослужебных песен. Д. Андреева. Март, стр. 342–347. Миссионерские труды и радости. (Беседы и обращения сектантов). Херсон. епарх.мисс. М. Кальнева. Март, стр. 347–365. Встреча с раскольничьим архиереем. Свящ. К. Попова. Апрель, стр. 446–455. Отрывки из писем раскаявшегося толстовца. М. С– ко. Апрель, стр. 456–461. Май, стр. 576–580. На хлыстовском шалопутском собрании (со слов очевидца), апрель, стр. 468–472. В толстовской колонии. И. Захарьина. Апрель, стр. 472–476. Плоды учения графа Толстого. Пензе. епарх. миссионера свящ. К. Попова. Май, стр. 566–571. Беспоповщинские “отче и их проделки”. С.-Петерб. епарх. миссионера М. Чельцова. Май, стр. 571–576. Как завлекают пашковцы православных простецов в свои сети. Агнии Двинской. Май, стр. 581–590. Из личных наблюдений над жизнью закавказских сектантов. И. Зайцева. Июнь, стр. 687–700. Из Миссионерской полемики с сектантами и раскольниками. Из собеседования с Одесскими штундистами. Киев. Епарх. Мисс. С. М. Потехина. Январь, стр. 88–102. Миссионерская беседа (частная) с раскольником немоляком. Срат. епарх. миссионера В. Тронина. Январь, стр. 102–108. Из беседы Высокопреосвященнейшего Митрополита Киевского Иоанникия со штундистом. Э. Я. Февраль, стр. 221–225. О перстосложении по Стоглаву. Свящ. миссионера Н. Виноградова. Февраль, стр. 225–240. Март, стр. 365–372. Беседа с хлыстовским проповедником. Свящ. П. Соколова. Март, стр. 372–380. Беседа со штундо-пашковцами Ямбургского у. о клятве и присяге. Иерей. Апрель, стр. 477–480. Беседа (частная) с раскольницей о том, насколько должно слушаться и повиноваться родителям в делах веры и спасения. Свящ. А. Казанского. Апрель, стр. 480–484.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13 Из надгробного слова, сказанного бывшим инспектором К. Д. А. арх. Иоанникием, нынешним митр. Киевским. См. со­чинение арх. Сергия: «Высокопр. Филарет м. Киевский и его время» т. 3, стр. 355. 14 Насколько заботливо велось дело воспитания Филарета в семье, об этом говорит уже сам по себе один факт посту­пления его прямо во второй класс училища. 18 Про суровость Августина в среде духовенства сложилась далее рифмованная поговорка, – или так называвшаяся горемычная песенка: «коли Августин на кого напустил, – так тому ух не стать – сдобровать; хоть горюй, хоть тулии, хоть молебны служи; будет все понапрасну; Августин – архиерей, страх, ужасный».. (См. сочинение арх. Сергия «Высокопреосвященный Филарет, митро­полит Киевский и Галицкий и его время», стр. 108 т. 1). 24 Приведен еще один факт, в котором вполне отразилось незлобие Святителя. «Во время одной из поездок по обозрению Казанской епархии, Высокопреосвященный Филарет, пред са­мым возвращением в Казань, остановился в Услоне – селе, находящемся как раз против самой Казани на другой (правой) стороне Волги. Остановка продолжалась весьма значительное вре­мя оттого, что, по случаю сильного ветра, никак нельзя было переезжать чрез Волгу. Во время этой остановки, когда собра­лось большое множество народу из православных ради приня­тия благословения от Владыки, оказались тут же и многие из раскольников, явившихся собственно из любопытства. Не заме­тить и не отличить последних, само собою, было невозможно... Владыка пожелал воспользоваться этим случаем для личной беседы с раскольниками. Последние стояли в своей толпе по­одаль, но Владыка, преподавая каждому из православных благо­словение, постепенно приближался и к раскольникам, и, нахо­дясь в нескольких шагах от них, громко обратился к ним со словами: «А что же вы, люди, стоите зряще и отступивши от своих же односельчан?! Ведь все они русские, а не татары или черемисы, как в вы сами, что видно по всему»... Ответа не было никакого, – а только говор между собою во всей толпе...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

76. Иоанникий Руднев. Родился в 1827 году в селе Верхнем Скворчем Тульской губернии, Новосильского уезда; высшее образование получил в Киевской академии, в которой в 1849 году, с принятием монашества, оставлен был баккалавром Священного Писания, а в 1856 году назначен инспектором; в 1858–1859 годах был ректором Киевской семинарии; в 1859–1860 годах – ректором Киевской академии, а с 1860 по 1864 год – ректором Петербургской академии, причем в 1861 году посвящен был в епископы Выборгские, викарии Петербургские; в 1864 году назначен в епископы Саратовские, в 1873 – в епископы Нижегородские, причем в 1877 году возведен в архиепископы; в 1877 году переведен в экзархи Грузии; 27 июня 1882 года назначен в митрополиты Московские, 17 ноября 1891 года переведен в митрополиты Киевские. 77. Леонтий Лебединский. Родился 22 января 1822 года в селе Новой Калитве Воронежской, губернии Острогожского уезда; высшее образование получил в Петербургской академии, в которой перед окончанием учения, в 1847 году, принял монашество; по окончании учения назначен был профессором Петербургской семинарии, но в том же 1847 году переведен инспектором в Киевскую семинарию, а в 1852 году назначен инспектором Киевской академии; с 1856 по 1860 год проходил должность ректора в семинариях Владимирской, Новгородской и Петербургской, причем, быв ректором последней семинарии, 13 марта 1860 года посвящен в епископы Ревельские; в 1863 году назначен на кафедру Подольскую, на которой в 1873 году возведен в сан архиепископа; в 1874 году переведен был на кафедру Херсонскую, а в 1875 году – на кафедру Холмско-Варшавскую; 17 ноября 1891 года назначен митрополитом Московским; скончался 1 августа 1893 года и погребен в лавре, в Успенском соборе. 78. Сергий Ляпидевский. Родился 9 мая 1820 года в городе Туле; высшее образование получил в Московской академии, в которой перед окончанием учения, в 1844 году, принял монашество; по окончании учения оставлен был при академии баккалавром; в 1848 году назначен в ней инспектором, а в 1857 году – ректором; 1 января 1861 года посвящен в епископы Курские; в 1880 году переведен в епископы, с возведением в сан архиепископа, Казанские в 1881 году – Кишиневские, а в 1891 году – Херсонские; назначен в митрополиты Московские 9 августа 1893 года; скончался 11 февраля 1898 года и погребен в лавре, в Успенском соборе.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

209 Как на поразительный пример такого настроения укажу на одного, поистине достопочтенного моего родственника, в душе горячего патриота, весьма религиозного человека, Н. И. Розова, в то время вице-директора медицинского департамента министерства внутренних дел. Н.И. с необыкновенным почтением, чуть не подобострастием слушал польские речи (чему я был свидетелем) – известного поляка, проф. Спасовича, и очень не одобрял «Московские ведомости» и М. Н. Каткова, вооружавшихся против поляков и против колебаний нашего правительства, иронически называя статьи моск. газеты «бряцанием» и «квасным патриотизмом», словечком, которое было тогда в большом ходу. Это было с его стороны чистое недоразумение, но тогда весь Петербург был в нем повинен, ибо он весь был «полякующий». 210 Когда был этот случай, хорошо не помню. По всей вероятности, не в 1862 г., а в конце 1861 г., около времени нашей октябрьской истории, может быть в самый разгар ее. Заключаю об этом из моего возмущения и страха за товарищей при виде этого жалкого документа (глупости?!), а равно и из оставшейся в памяти тогдашней нашей догадки, что этот несчастный лист, – который каким-то образом, как мы предполагали, все-таки сделался известным нашему начальству, – послужил для некоторых из товарищей (вероятно, Жданова, очень вообще неосторожного, может быть – Абрамовича и Конст. и Ник. Соколовых) одною из причин их исключения из академии. К сожалению, я слишком торопился покончить с несчастным листом, не рассмотрел и не запомнил фамилий. 211 Кстати сказать, мы ходили тогда уже не в серых шинелях со стоячим воротником и в цилиндрах на голове, как в первые два года (1859–1861), а в пальто, устроенном нам в 1861 г. на пожертвованные тогдашним старостою академической церкви, купцом Королевым, деньги. Цилиндр заменен фуражкою. Пальто было летнее, и носили мы его в теплое время, шинель же, хотя она была также не на вате, а только с байковой подкладкой до половины (около груди), – в зимнее. 212 После Преосв. Иоанникия (рект. с 5 октября 1860 до 13 января 1864) ректором СПб. академии был (с 13 января 1864 до 9 ноября 1866) архим. Иоанн (Соколов ; 2-й маг. XIII к. Моск. акад., 1842), из ректоров Казанской акад., а с 27 ноября 1866 до 19 октября 1883 – протоиерей И. Л. Янышев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

И первый отпор этим немецким тенденциям дал варшавский архиепископ Иоанникий. Но это деятель, в свое время оцененный, деятель, отличенный высоким вниманием высшей власти, хотя ныне и забываемый. Но сию минуту вот я назову деятеля, который отличен от других разве невниманием, а между тем на деле был и человек, и архиерей замечательнейший. Разумею преосвященного епископа Евфимия, который преемствовал на саратовской кафедре пр. Иоанникию I. Это был величайший труженик на высоком поприще архипастырства, и в своей архипастырской деятельности он руководился самою широкою программою. Ведь, и между архиереями, при единстве задачи, вырабатываются особые с оттенками типы, по преобладанию в разных лицах разного характера деятельности. Затрудняюсь перечесть эти типы. Но скажу, что преосвященный Евфимий преследовал в своей деятельности самую высокую, самую почетную, самую симпатичную и по времени, быть может, самую нужную задачу, – духовно–просветительную. И преследовал не на словах, не на бумаге, а на деле, преследовал тяжким, неусыпным личным трудом. Правда, к этого рода деятельности он всего более и подготовлен был всею своею прежнею службою. До Саратова он жил на службе всего только в двух местах, во Владимире и Нове–городе, и служба эта была, по преимуществу, педагогическая. Во Владимире он был инспектором и ректором семинарии, самой многолюдной в России семинарии старого типа. Там учеников бывало до 1000 человек. Как известный величайшею энергию по части педагогии, он вызван был, в числе двух кандидатов, – другим был Парфений, скончавшийся архиепископом Иркутским, – в Петербург, чтобы там, по личному усмотрению высшей Власти, получить одному из двух назначение на вакансию ректора казанской академии Тогда для этого поста Евфимию предпочтен был Парфений, который и послан в академию, в Казань. А Евфимий переведен ректором в новгородскую семинарию; там же в Новгороде поставлен был и епископом–викарием, а оттуда послан самостоятельным епархиальным архиереем, в Саратов. На нем так и остался господствующий тип архипастыря–педагога, только с исключительным оттенком педагога–архипастыря, учителя веры, учителя других пастырей, духовных учителей–священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Москва ожидает Вас к Лаврскому празднику». 10-го числа писал я в Киев преосвященному митрополиту Иоанникию: «От имени Вашего Высокопреосвященства мне прислан экземпляр Речей, говоренных Вами к новорукоположенным епископам. С особенным удовольствием прочитал я эти архипастырские речи, исполненные силы и назидания. Долгом поставляю принести Вашему Высокопреосвященству за этот дорогой дар искреннейшую благодарность. В свою очередь, позвольте и мне представить благосклонному вниманию вашему небольшой сборник моих Речей, говоренных в разное время и в разных местах. Поручая себя вашим святительским молитвам пред Киево-Печерскими Угодниками Божиими, с глубоким почтением и совершенною преданностью имею честь быть»… 14-го числа получил письмо из Казани от профессора духовной академии Петра Васильевича Знаменского . От 9-го числа он писал: «Спешу почтительнейше благодарить Ваше Высокопреосвященство за милостивое ваше внимание ко мне, к сожалению моему, ничем мною незаслуженное. Вы как будто угадали, что этих именно книг: описаний двух ваших юбилеев и Собрания речей, мне именно и не доставало; другие издания, которыми Ваша Особа представлена в нашей литературе, у меня все под руками. Особенно ценны для меня Собрание речей, снабженное даже вашим портретом, и описание первого вашего юбилея с довольно обстоятельной и сердечно написанной вашей био- —281— графией. Дозвольте, Владыко Святый, считать вашу дорогую посылку за ваше архипастырское мне благословение; мне этого так хочется. Извините меня за следующее, несколько партикулярное прибавление, которое сейчас напрашивается под мое перо по ассоциации идей a contrario. Одновременно с вашими книгами я получил петербургскую брошюру неизвестного автора под заглавием: К юбилею Казанской академии, написанную со специальной, кажется, целью разбранить меня за мою Историю академии, как можно крепче. Автор, правда, исполнил свою задачу довольно бестактно, пересолил свою брань до того, что она вышла даже уже не по делом и не только не попала мне в бороду, но и на вороте не повисла; все-таки она не могла не задеть моего сердца, человеческого вообще и профессорского в частности, каковое поэтому и нуждается в успокоении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоанникий (нынешний высокопреосв. Митрополит Московский), который и пробыл на этой должности до времени назначения А. Антония епископом Чигиринским, Викарием Киевским, в Марте 1858 г. и исправлял после него должность Ректора Академии до назначения и прибытия новоопределённого Израиля – до Августа 1858 г., – а в Сентябре и получил и сам назначение в Ректоры Киевской Семинарии. Сослужение А. Антония и А. Иоанникия отличалось особенною единодушностью; по крайней мере А. Антоний относился к А. Иоанникию с особенным доверием, как в делах надзора за студентами, так и по части экономического управления. Последнее было особенно доступно пишущему, как бывшему студенту и притом делопроизводителю по экономическому Правлению. Обращаясь к частным служебным действиям А. Антония, как Ректора Академии, мы по связи речи о сейчас сказанном инспекторстве, изложим, прежде всего, известные нам сведения по отношению к студентам. «Первая весть, по словам известного автора, о назначении нового Ректора А. Антония, как известного в Семинарии за строгого начальника, несколько беспокоила студентов Академии, видевших особенно в прежнем Ректоре А. Димитрии отеческое благостное отношение к ним. Но беспокойство это оказалось напрасным» 221 . В чём и почему оказалась такая перемена в лице и действиях Ректора A. Антония, было замечено прежде; что же касается сравнительного определения характера и образа действий и отношений в лице бывшего Ректора и настоящего, то большая или меньшая разность в подобных случаях зависит, скорее всего, от первых проявлений и впечатлений, начиная даже с внешних приёмов и манер самых начальников. Не бывши личными свидетелями указываемой разности в её действительности, мы имели, однако, случаи слышать рассказы от очевидцев-студентов. Рассказы эти выходили подчас, видимо, не без прикрас и отчасти не без юмора, но в самом невинном значении. Рассказчики, с особенно живым характером и воображением, представляли даже некоторые обычные приёмы и манеры Антония, выражение его лица и походку.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Но когда его помощники приступили к этому делу, Евграф ослеп и был прощен и исцелился только после того, как дал обет больше не разорять Юдину часовню. Вместе с тем среди лиц, обращавшихся за помощью к Иуде в связи с пропажей животных, Г.Я. Ситников называет и местного священника о. Алексея. Почитание Иуды Конещельского сохраняется на Севере до настоящего времени, причем не только в Лешуконье. В 2011 году молитва с обращением к Иуде была записана на Усть-Цильме: «Микола-святитель, Пресвятая Богородица, явлённа Богородица, прескорбяща Мати Божья Богородица, Казанска Мати Божья Богородица, Дева Мария, Юда ты Трофимович, пресвятая Сомолония [так!], все святые Иоанны, все святы апостоли, все святы угодники, многомилостливы, многожалостливы, скоры помощники, затворники, скоры помощники, помолите Бога об нас, о грешных, сохраните нас и сберегите нас от всякой притчи, от всякой напасти, от злых людей, от диких зверей, огня, меча и моря, ружья, и топора, и ножа». 1685 В Юдину пустынь по-прежнему приходят молиться и просить о помощи, оставляют в часовне обетные приношения: одежды и полотенца, а также свечи, монеты, тетрадки с разными пожеланиями. 1686 г Кроме Иуды почитаются его «духовные братья» Яков Горевший и Оника (Иоанникий), о которых в дневнике Г.Я. Ситникова сведений нет. Могила Якова находится близ с. Белощелье, Оники – в верховьях Мезени, недалеко от с. Латьюга (Удорский район Республики Коми), над этими могилами также установлены часовни. Вблизи с. Вожгора, около 80 км от Юдиной пустыни, на поросшем лесом возвышении, имеется еще один ритуальный объект, связанный с именем Иуды Конещельского – поклонный крест, который местные жители называют «крестом Юды и Оники» или просто «Юдой и Оннкой». Крест установлен на том месте, где согласно преданию Иуда и Оника расстались, после чего каждый из них пошел своим путем. До этого они обошли вместе все селения Мезени, крестили младенцев, освящали часовни, поминальные и обетные кресты. Днем почитания креста, когда к нему сходится особенно много народа, является Троица. В остальное время ходят понемногу – кому как нужно или когда идут мимо по пути в лес. У креста останавливаются, молятся Иуде и Онике, оставляют одежду с больной части тела, навешивают ленточки на деревья. Тематика просьб к «святым угодникам» – а именно так они воспринимаются местными жителями – уже не сводится к возвращению потерявшихся животных, как во времена Г.Я. Ситникова. Старцев могут просить исцелить от болезни, помочь в учебе, работе, в приобретении жилья или даже в сборе грибов и ягод в лесу. Сельские святыни – «крест Юды и Оники» и Юдина пустынь – являются сегодня местами исполнения разнообразных желаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010