Раз случилось ему увидеть у императора игумена лавры Афонской и узнать о жизни отшельников афонских. Плененный тихою жизнию молитвенников Божиих, Иоанн тайно удалился от двора, с посохом в руке и в рубище на плечах. На Афоне называет он себя пастухом и получает поручение пасти коз. Долго оставался Иоанн в неизвестности; напрасно искали его по приказанию императора. Пустынническая жизнь утешала Иоанна, он в тиши молился Господу. Однажды в раздумье сидел он при своём стаде; мысль пробегала по прошлой жизни и сердце трепетало благодар­ностию Богу за промысл о нём. Думая, что некому слышать его в пустыне, Иоанн начал петь священные песни и ангельский голос его разливался в пустынных высотах Афона мелодическими звуками.– Долго и в сладость пел умилившийся певец; а между тем в диком ущелье слушал его изумлённый пустынник.– Откуда взялся этот ангельский певец и к тому же пастух?– думал пустынник. Он пошёл в лавру и сказал настоятелю о чудном певце-пастухе. Иоанн вызван был в лавру и заклинаемый именем Божиим открылся игумену, что он учитель придворных певчих Иоанн. Игумен в потухающем взоре и в безжизненных ланитах едва мог узнать любимца царского, которого он видел в цветущем здоровье и с играющим на щеках румянцем. По слёзной просьбе скромного Иоанна игумен оставил его при стаде коз. Потом быв при дворе, упросил императора оставить любимца Иоанна в афонской пустыне. – Жаль мне дорогого Иоанна,– сказал император;– но спасение души – выше всего; пусть будет по его желаниям. Свободный Иоанн избрал себе за монастырём уединённое место, выстроил себе келью и стал жить по шести дней в безмолвии, а в седьмой и в праздники приходил в собор и пел на правом клиросе. Труд и усердие к св. пению награждены были небесным утешением. В акафистную субботу, по окончании канона, Иоанн, утомленный бдением, заснул. Пречистая, явясь к нему, сказала: «будь здоров, чадо моё, пой, пой; Я не оставлю тебя»,– и затем дала ему червонец. Проснувшись, Иоанн находит в руке дар Пречистой и с радостными слезами благодарит Богоматерь. С этого времени он удвоил своё усердие к пению. Прежде того он пел только в праздничные дни; теперь он стал ходить петь каждый день. Продолжительное стояние и пение на клиросе имели последствием то, что одна нога его покрылась гнойными ранами. Пречистая, явясь, исцелила ногу. Иоанн столько успел в духовной жизни, что прозрел день своей смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Иоанна Прозорливого, пустынника и затворника Египетского Память 27 марта В египетском городе Ликополе 2210 жил некоторый муж, по имени Иоанн, с юных лет занимавшийся плотничеством. Когда Иоанну исполнилось двадцать пять лет, он решил отречься от мира; после этого пятнадцать лет он подвизался в иноческих трудах в различных монастырях; потом, ища уединенного места для подвигов пустынного жития, он ушел на гору, называвшуюся Волчею и находившуюся недалеко от Ликополя. Здесь он выстроил себе три келии с одною кровлею, расположенных одна около другой, и затворился в них для подвигов поста и молитвы, причем в одной келии он молился, в другой занимался рукоделием, третья же служила ему для пищи и для сна. В таком уединении святой пробыл пятьдесят лет, до самого конца жизни своей, никогда не выходя из келии, но принимая пищу и беседуя с приходившими к нему людьми чрез оконце. Когда истекло тридцать лет пребывания святого Иоанна в этом затворе, он сподобился от Господа получить дар пророческий. Святой предсказал очень многое императору Феодосию – именно, что он победит гонителя христиан Максима и завладеет Галлиею 2211 , что он победит также гонителя христиан Евгения и потом окончит жизнь свою и передаст царствование своим сыновьям. Благодаря такой прозорливости святого, о нем всюду распространялась слава, как о святом муже, и сам император Феодосий почитал его за пророка. При начале пустыннических подвигов Иоанна, пришел к нему некоторый воевода, который спросил святого, победит ли он эфиопов, пришедших к городу Сиене 2212 . Преподобный Иоанн повелел ему небоязненно идти на эфиопов и сказал, что он победит их и будет награжден за это почестями от царя. Все случилось так, как предсказал святой Иоанн. После этого происшествия царь узнал о святом и всегда, когда отправлялся в поход на врагов, просил у святого молитв и предсказания об успехе похода. Святой Иоанн имел великую благодать прорицания, как это сообщали отцы, подвизавшиеся вместе с ним (замечает Палладий 2213 , описатель жития преподобного); святая, преисполненная добродетелей жизнь этих отцов уверяет нас в истине слов их. Вот несколько примеров дивной прозорливости святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

(Биография преподобного Иоанна Лествичника, с. 11). Испытатели церковной древности относят кончину преподобного Иоанна к концу шестого или к началу седьмого века. Что касается до продолжения его жизни, то Раифский биограф говорит, что он приступил к поприщу иночества на шестнадцатом году жизни, под руководством аввы Мартирия пребывал девятнадцать лет; по кончине наставника своего в безмолвии провел сорок лет. Итак, игуменом в Синайском монастыре преподобный Иоанн поставлен на семьдесят пятом году жизни. Сколько лет управлял он монастырем и сколько провел во вторичном безмолвии, поставив авву Георгия игуменом в Синае, в точности неизвестно. Некоторые полагают, что преподобный Иоанн скончался лет восьмидесяти или восьмидесяти пяти; в Следованной же Псалтири сказано, что он жил 95 лет. Восточная Церковь совершает память его 30 марта; в тот же день и Западная. О Синайском монастыре известно, что еще в четвертом столетии Синайские горы служили постоянным пребыванием множества пустынников, которых привлекали туда и священные воспоминания о ветхозаветных чудесах и о Моисее и Илии, и безмолвие гор и юдолей, и малонаселенность полуострова. В первые времена у подвижников Синайских не было общего монастыря: они жили в келлиях, рассеянных по горам и долинам, и только в субботу вечером собирались в храм, построенный, по преданию, царицею Еленою на том месте, где Бог явился пророку Моисею в горящей и несгораемой купине. В этом храме пустынники проводили всю ночь в общей молитве, в воскресенье утром причащались Святых Тайн и снова расходились по своим келлиям. В четвертом и пятом столетиях Синайские пустынники неоднократно подвергались нападению Сарацин, от которых многие приняли и мученическую кончину. Потому, по вступлении на престол благоверного царя Юстиниана I, Синайские отцы, услышав о его благоговении к святым местам, просили его создать им укрепленный монастырь. Юстиниан внял их прошению, и по его повелению у подошвы Синайской горы был воздвигнут Синайский монастырь, который на том же месте существует и доныне. Раифская же обители, от которой теперь остались одни развалины, находилась в расстоянии двух дней пути от Синая, в весьма живописном заливе Чермного моря, по преданию, близ того места, называемого Елимом, где Израильтяне, во время своего странствования, нашли семьдесят пальм и двенадцать источников (Исх. 15:27). И сей монастырь, как и Синайский, был в свое время богат великими подвижниками. По духу подвижничества и по близости расстояния обители сии имели между собою самую тесную связь и непрерывное общение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3269...

Иоанн был в собственном смысле пустынник и гражданин пустыни. И бе в пустынях, заключает Евангелист Лука повествование о рождении Иоанна, и бе в пустынях до дне явления своего ко Израилю. Дарованный от Бога праведным родителям, Захарии и Елисавете во дни глубокой, неспособной к чадородию старости, Иоанн, еще от чрева матери, исполненный Духа Святаго, от самой колыбели был. воспитан в безмолвии. Сокрытый праведною Елисаветою в пустыне от детоубийства Иродова, и вместе с млеком благочестивой матери напитанный живыми чувствованиями благочестия и страха Божия, Иоанн, питомец уединения, неприметно из недр святой матери перешел в недра безмолвия, приближился к ангельскому собеседованию и жизни в Боге. Возрастая в пустыни, как благоуханное растение животного рая Божия, Иоанн, отрешенный от всякого житейского стяжания и чувственного утешения, ни хлеба не ел, ни вина не пил, искусственно приготовленных ( Лк. 7:33 ); ел только акриды и мед дикой, носил жесткую одежду из вельблюжьего волоса и кожаный пояс для опоясания. Такими чертами изображается в Евангелии пустынная жизнь Иоаннова, отрешенная от обыкновенных житейских потребностей: он не пил как предвозвестил и Архангел, ни вина, ни сикера, ни какого напитка, доставляющего вкусу услаждение ( Лк. 1:15 ). Дабы понять, что это черта великого воздержания в Иоанне, надобно представить себе, что Иоанн жил в знойной пустыне и однакож изобильной виноградом и другими плодами. Какое могло быт невиннее утешение для пустынного жителя, провождавшего жизнь в знойной пустыне, как не то почти необходимое утешение, чтобы для утоления палящей жажды и для восстановления утомленных сил, хотя безыскуственно растворит простую воду соком винограда и других плодов. Но Иоанн не касался ни плодов, тем паче не вкушал в питии ничего такого, что было бы растворено соком плодов и потому могло услаждать и возбуждать желание в большем избытке упоять себя оным. Он ел мед дикий и акриды, пил воду, – ел и пил самое простое, легкое, безыскуственное и столько, сколько по самой крайней надобности нужно было для поддержания бытия. При такой пище тело, не лишаясь нужного, но и не получая излишнего питания, соответствовало во всем бодрственной деятельности души; высокий пламенный дух Иоанна погружен был в Боге; неомрачаемые ни отвне, ни внутри чувства были ясны и тонки; присовокупим к сему простое, отшельническое одеяние, величественный, световидный лица зрак, и мы можем ясно себе представить, что Иоанн и по самому внешнему своему виду был земный Ангел и небесный человек, существо превыше-земное, в котором тело покорено было душе, чувства уму, плоть духу, в котором сиял Божественный свет, сила и благодать. По сей-то ангелоподобной чистоте и отрешению от чувственного он и удостоился быть крестителем Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРК ПУСТЫННИК [Греч. Μρκος Ερημτης] (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), прп. (пам. 5 марта), автор аскетических и догматико-полемических сочинений. Житие Биографические сведения о М. П. скудны и основываются на упоминаниях позднейших авторов. О егип. происхождении М. П. говорит заглавие его сочинений в древнейшей сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 12175, датированной 533-534 гг., где М. П. именуется «Египетский». Георгий Амартол (IX в.) трижды упоминает М. П. в своей «Хронике» ( Georg. Mon. Chron. Vol. 1. P. 103-104; Vol. 2. P. 593, 599), называя его учеником свт. Иоанна Златоуста наряду с другими персоналиями, жившими в нач. V в. Никифор Каллист Ксанфопул (нач. XIV в.) в «Церковной истории» ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 30//PG. 146. Col. 1157A, 1256CD) также говорит о М. П. как об ученике свт. Иоанна Златоуста и приводит подробности, независимые от сообщения Георгия Амартола и, возможно, восходящие к не сохранившемуся до настоящего времени источнику ( Durand. Introd. 1999. P. 22-23). Сир. писатель Фома Маргский (IX в.) в «Книге глав» сообщает о некоем Макарии, который противостоял ереси мелхиседекитов во время управления Александрийской кафедрой архиеп. Феофилом I († 412) ( Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas, Bischop of Margâ, AD 840. L., 1893. Vol. 1. P. 52-53). Ввиду схожести написания имен Макарий и Марк в сир. консонантном письме, а также наличия в корпусе сочинений М. П. Слова против мелхиседекитов О. Хессе предложил считать данное сообщение касающимся М. П. и относить деятельность преподобного к 385-412 гг. ( Hesse. 1967). Поскольку в сочинениях М. П. присутствует антинесторианская полемика, принято датировать его кончину после 430 г. М. П. в агиографии и гимнографии В некоторых рукописях сочинения М. П. предваряются Житием, в к-ром он отождествляется с егип. аскетом Марком Келлиотом, упоминаемым в «Лавсаике» Палладия , еп.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

ПРИМЕЧАНИЯ К БИОГРАФИЯМ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА а Испытатели церковной древности относят кончину преподобного Иоанна к концу шестого или к началу седьмого века. Что касается до продолжения его жизни, то Раифский биограф говорит, что он приступил к поприщу иночества на шестнадцатом году жизни; под руководством аввы Мартирия пребывал девятнадцать лет; по кончине наставника своего, в безмолвии провел сорок лет. Итак, игуменом в Синайском монастыре преподобный Иоанн поставлен на семьдесят пятом году жизни. Сколько лет управлял он монастырем и сколько лет провел во вторичном безмолвии, поставив авву Георгия игуменом в Синае, в точности неизвестно. Некоторые полагают, что преподобный Иоанн скончался лет осьмидесяти или осьмидесяти пяти; в Следованной же Псалтири сказано, что он жил 95 лет. Восточная Церковь совершает память его 30 марта; в тот же день и Западная. О Синайском монастыре известно, что еще в четвертом столетии Синайские горы служили постоянным пребыванием множества пустынников, которых привлекали туда и священные воспоминания о ветхозаветных чудесах и о Моисее и Илии, и безмолвие гор и юдолей, и малонаселенность полуострова. В первые времена у подвижников Синайских не было общего монастыря: они жили в келлиях, рассеянных по горам и долинам, и только в субботу вечером собирались в храм, построенный, по преданию, царицею Еленою на том месте, где Бог явился пророку Моисею в горящей и несгораемой купине. В этом храме пустынники проводили всю ночь в общей молитве, в воскресенье утром причащались Святых Тайн и снова расходились по своим келлиям. В четвертом и пятом столетиях Синайские пустынники подвергались нападению Сарацин, от которых многие приняли и мученическую кончину. Потому, по вступлении на престол благоверного паря Юстиниана I, Синайские отцы, услышав о его благоговении к святым местам, просили его создать им укрепленный монастырь. Юстиниан внял их прошению, и по его повелению у подошвы Синайской горы был воздвигнут Синайский монастырь, который на том же месте существует и доныне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/682/...

В 3-м эпизоде, посвященном О. В., говорится, что после многодневного странствия по пустыне Пафнутий встретил нагого, заросшего волосами человека, опоясанного листьями. Во время беседы тот открыл свое имя - Онуфрий, и рассказал, что уже 60 лет подвизается в пустыне и за это время ни разу не видел человеческого лица. Монашеский путь он начал в обители под названием Эрете (Эрити) (Ερτη/Ερτι) в Гермопольском номе (копт. Шмун), в обл. Фиваиды. Поучение старцев мон-ря о пустыннической жизни прор. Илии и Иоанна Крестителя подвигло О. В. на подражание этим великим святым - он принял решение стать отшельником и покинул обитель. После нескольких дней пути О. В. нашел пещеру, в к-рой жил подвижник, взявший его в ученики (в некоторых рукописях старца зовут Гермес - вероятно, греч. слово ρημτης (отшельник) было воспринято как имя собственное). Они вместе отправились вглубь пустыни и шли 4 дня, пока не оказались рядом с кельей, около к-рой росла финиковая пальма. Старец провел там с О. В. месяц, научая его основам отшельнической жизни. После этого они начали подвизаться каждый в своем месте, но встречались раз в год до самой смерти старца. Поскольку О. В. обитал в совершенно безводной местности, лишенной также и источников пропитания, Бог послал ангела снабжать отшельника пищей и питьем; растущая близ его жилища пальма начала приносить гроздь фиников каждый месяц, а все дикие травы становились в устах О. В. сладкими, как мед. Причащать О. В. являлся ангел, он же иногда восхищал его в небесные обители, и подвижник исполнялся радости от созерцания святых, забывая о тяготах пустыннической жизни. Предсказывая мон. Пафнутию день своей смерти, О. В. заповедал, чтобы верующие поминали его, совершая приношение в церковь. Если человек не был богат, он мог или накормить бедного, или возжечь благовония, или трижды прочесть Молитву Господню. Всем исполняющим его завет О. В. обещал, что они по его заступничеству перед Богом будут сонаследниками Царствия Небесного со всеми святыми. После смерти О. В. мон. Пафнутий стал свидетелем ангельского ликования и радости от встречи подвижника с Богом. Он похоронил тело преподобного в расщелине скалы, завернув его в часть своего левитона и закрыв сверху камнями, после чего пальма тотчас засохла, а келья разрушилась, тем самым лишая Пафнутия возможности остаться на этом месте. Проблема историчности

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Государей Царей и Великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцов, стольнику и воеводе Назарью Петровичу Соликамской Приказной Избы подъячие Стенька Елисеев с товарищи челом бьют: в нынешнем во 192 (1684) году июля в 23 день у Соликамской в приказной избе извещал словесно Соликамской посадской человек Филька Михайлов сын Котоногов, в нынешнем де месяце был он в Усольском уезде в Обвинском поречьи и слышал у многих крестьян, что де в Обвенском поречье объявились православной христианской вере раскольники, тутошные Обвинские жители и прихожие люди мужскаго пола и женскаго человек с пятьдесят и живут от Ильинскаго погоста в пятнадцати верстах, на пустых местех и заводят избы большия, и тех де раскольников поиманы и посажены в Ильинском погосте в земской избе в крепи двое человек: один Обвинец Ильинскаго приходу, имени ему он Филька не ведает прозвище Бахарев; а другова он Филька не знает, и тех де раскольников Обвинской земской староста и мирские люди хотели прислать к Соликамской тотчас. Да земской же де староста и мирские люди посылали к тем раскольникам трех человек, чтоб они пришли в Ильинской погост, и они де в Ильинской погост не пошли, да в Ильинской же де погост приходил неведомо из которой деревни крестьянин и мирским людем извещал, что де те пустынники увели у него дочерь его девку, да тогоже числа у Соликамской в приказной избе сказали обвинцы, кайгородскаго приходу крестьянин Алешка Чудинов, да бобыль Афонька Семафиевых: в нынешнем де месяце ехали они к Соликамской и дорогой де едучи слышали они на соляных каюках у работных людей, везли де с Обвы к Соликамской пустынников и те де пустынники у провожатых с дороги убежали, а провожатые де воротились на Обву; а без твоего, Назарей Петрович, ведома для съиску и для поимки тех раскольников послать мы не смели, и о том как ты Назарей Петрович укажеш. (Внизу помета:) 192 года июля в 24 день подал Усольской стрелец Федотко Артемьев. 2. Копия с рукописи, найденной у крестьянина, Оханского уезда, Дубровского прихода, Коротаева

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Преподобный Онуфрий Великий Житие преподобного Онуфрия Великого и других отшельников IV века, подвизавшихся во внутренней Фиваидской пустыне в Египте (в том числе преподобного Тимофея Пустынника, преподобных Иоанна, Андрея, Ираклемона (Ираклавмона), Феофила и иных ) написано их современником, монахом одного из Фиваидских монастырей преподобным Пафнутием . Однажды ему пришла мысль пойти в глубь пустыни, чтобы самому увидеть подвизавшихся там отцов и услышать от них, как они спасаются. Он вышел из обители и углубился в пустыню. Через четверо суток инок дошел до пещеры и нашел в ней тело давно умершего старца. Похоронив отшельника, преподобный Пафнутий пошел дальше. Через следующие четверо суток он встретил еще пещеру и по следам на песке узнал, что в ней кто-то обитает. На закате солнца он увидел стадо буйволов и ходящего среди них человека. Он был наг, но покрыт, словно одеждой, длинными волосами. Это был преподобный Тимофей пустынник. Увидев человека, преподобный Тимофей подумал, что это привидение, и начал молиться. Святой Пафнутий уверил пустынника, что он живой человек-христианин. Преподобный Тимофей оказал ему гостеприимство и рассказал, что в пустыне он подвизается уже 30 лет и впервые за это время видит человека. В молодости преподобный Тимофей жил в общежительном монастыре, но его смутил помысл спасаться одному. Преподобный Тимофей ушел из монастыря и жил вблизи города, питаясь от трудов своих рук (он был ткач). Однажды к нему с заказом пришла женщина и он впал с ней в грех. Опомнившись, согрешивший инок ушел далеко в пустыню, где с терпением переносил скорби и болезни как заслуженное наказание от Бога. Когда он уже готовился умереть от голода, то чудесным образом получил исцеление. С тех пор преподобный Тимофей мирно жил в полном уединении, питался плодами финиковой пальмы, утоляя жажду водой из источника. Преподобный Пафнутий просил старца позволить ему остаться в пустыне. Но тот ответил, что ему не вынести бесовских искушений, которым подвергаются пустынножители, благословил его и снабдил на дорогу финиками и водой. Отдохнув в пустынном монастыре, преподобный Пафнутий предпринял второе путешествие в глубь пустыни. Он шел 17 дней. Запас хлеба и воды кончился, и преподобный Пафнутий дважды падал от изнеможения. Его подкреплял Ангел. На 17-й день преподобный Пафнутий дошел до горы и сел отдохнуть. Здесь он увидел приближавшегося к нему человека, с головы до ног покрытого белыми волосами и препоясанного по бедрам листвой. Вид старца устрашил святого Пафнутия, он вскочил и побежал на гору. Старец сел у подножия горы. Когда, подняв голову, он увидел преподобного Пафнутия, то позвал его к себе. Это и был великий пустынник - преподобный Онуфрий. По просьбе святого Пафнутия он рассказал о себе.

http://patriarchia.ru/db/text/910817.htm...

Скачать epub pdf к 60-летию служения в священном сане архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 25 октября 2005 года исполнилось 60 лет пастырского служения старейшего насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря – архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . Все эти годы были озарены ярким горением его духа во славу Божию. Ревностно служа Церкви Христовой, архимандрит Иоанн предстоял в молитве за народ Божий пред престолом Господа Славы, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2, 8 ). Как истинный пастырь добрый, он все силы своей души и всю любовь своего сердца целиком отдавал святому делу душепопечения, обличая, запрещая, увещая «со всяким долготерпением и назиданием» (см.: 2Тим. 4, 2 ), и своим служением явил подвиг исповедника Христова. Батюшка наставлял мирян, помогал приходским священникам, духовно окормлял и поддерживал братию Псково-Печерской обители и других монастырей, создавал мудрые книги. Всякий, кто приходил к отцу Иоанну и открывал ему свою душу, становился еще одним его духовным чадом. Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) знают в самых разных странах мира. Последние годы из-за возраста и болезней отец Иоанн не имеет возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света по-прежнему приходят к нему на адрес Псково-Печерского монастыря. Книги отца Иоанна продолжают открывать духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу. Среди наиболее популярных книг, составленных по его беседам и письмам, можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) ». Многие труды отца Иоанна изданы на иностранных языках. Родился Иоанн Михайлович Крестьянкин 11 апреля 1910 года в Орле, в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Иларионовны Крестьянкиных, и был восьмым ребенком благочестивых родителей. Назвали мальчика в честь преподобного Иоанна пустынника, память которого празднуется Церковью в этот день. С детства мальчик прислуживал в храме и был в послушниках у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского и Севского Серафима (Остроумова, † 1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010