Один весьма почтенный старец подвизался в пустыне около 50 лет. Жизнь его была очень строгой. С того времени, как он вступил на подвиг благочестия, он не вкушал хлеба, употреблял в пищу либо съедобные растения, либо коренья от них и принимал немного воды. Наконец, посчитав, что он уже завершил подвиг воздержания, молитвы и умерщвления в себе страстей, подвижник как-то сказал пришедшим к нему братиям и старцам: «Ну вот, теперь я умертвил в себе три основные страсти: блуд, сребролюбие и тщеславие». Он был так глубоко в этом убежден, что никто его не смог разубедить. Услышал об этом великий старец Авраам и поспешил прийти к пустыннику, чтобы наставить его и предупредить об опасности, в которой тот находился. Пришел Авраам и спросил: «Скажи мне, авва, действительно ли ты говорил то-то и то-то?» Старец сознался: «Да, я действительно сказал братии, что победил в себе страсти блуда, сребролюбия и тщеславия».— «Хорошо, это очень хорошо, что ты победил, но вот я испытаю тебя, а ты посмотри — действительно ли умерщвлены в тебе эти страсти? Представь, что ты входишь в келью свою и находишь в ней на постели лежащую женщину. Сможешь ли ты не обратить внимания на нее и остаться безразличным, как будто это не женщина, а какой-то бездушный предмет?» Старец ответил: «Нет, но я смогу удержать помысл, чтобы не прикоснуться к той женщине».— «Вот видишь,— сказал Авраам,— страсть еще жива в тебе, она лишь связана тобой. Но испытаю еще. Представь, что ты идешь дорогой куда-либо и вдруг неожиданно среди камней, среди обломков глиняных сосудов находишь кучу золота. Сможешь ли ты не смущаться мыслью об этом богатстве и пройти спокойно мимо?» — Старец ответил: «Нет, но буду бороться мыслью, чтобы не прикоснуться к этому золоту и пройти дальше».— «Вот видишь,— сказал Авраам,— и эта страсть еще жива в тебе, но только связана тобой. И еще скажи мне: если к тебе придут два брата, о которых тебе известно, что один тебя хвалит, а другой весьма поносит,— сможешь ли ты без смущения одинаково радушно принять обоих?» — «Нет,— ответил старец,— но я буду бороться в помыслах моих и постараюсь принять обоих в равной степени радушно».— «Вот видишь,— сказал Авраам,— жива и эта страсть в тебе, она только связана».

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Святейший Патриарх Алексий совершит Великое освящение храма преподобного Марона Пустынника 3 апреля 2008 г. 16:04 В субботу, 5 апреля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершит освящение престолов храма преподобного Марона Пустынника в Старых Панех . Храм прп. Марона Пустынника имеет три престола. Главный посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, правый — святому сирийскому пустыннику Марону и левый — Рождеству Иоанна Предтечи. В этом году храм, первое упоминание о котором относится к 1639 году, отмечает 15-летие возвращения Русской Православной Церкви. За это время храм был воссоздан в былом великолепии — проведена внутренняя реставрация, расписаны основная и трапезная части храма, закончены иконостасы всех трех пределов. Несколько лет продолжались работы по реставрации фасадов храма. В 2001 году храм святого Марона стал лауреатом Девятого конкурса на лучшую реставрацию и реконструкцию памятников архитектуры. При храме Марона пустынника действует воскресная школа, открывшаяся сразу после возвращения храма Церкви. В настоящее время в школе обучается 70 человек. Также при храме действует золотошвейная мастерская, в которой наравне со взрослыми обучаются и дети. Одним из важных храмовых начинаний стало собирание приходской молодежи. Храмовая молодежная организация «Маронцы» активно участвует в церковной молодежной работе — ее представители принимают участие в работе Совета православных молодежных организаций Москвы, организуют паломнические и миссионерские поездки. Одной из интересных особенностей приходской жизни является традиция совершения ночного богослужения в день памяти прп. Саввы Освященного — основоположника Иерусалимского Устава, которым Русская Церковь пользуется с XIV в. За годы существования храма в новейшее время ему были возвращены дореволюционные храмовые святыни — частица мощей прп. Марона и чудотворная икона святого покровителя храма, торжественно перенесенная в 1994 году из церкви Иоанна Воина на Якиманке. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/387685.htm...

Образовательные инновации древних христиан, или Кто такие отцы-пустынники? О даре слова, духовном видении и науке послушания 6 мая, 2016 О даре слова, духовном видении и науке послушания Предлагаем вашему вниманию перевод статьи Жана-Клода Гая (1927-1986) – католического священника, ученого, церковного историка, специалиста по ранним Отцам Церкви. Анри Бремон назвал первый период монашества в Нижнем Египте «университетом пустыни». Это определение нельзя не признать очень удачным. С одной стороны, оно предполагает место, где те, кто закончил «начальную школу», может искать Бога, и в то же время является точкой пересечения самых разных направлений мысли. Для того чтобы увидеть, насколько своеобразной была его роль, важно определить, что подразумевается под этим не совсем точным термином – «отцы-пустынники». По-видимому, это словосочетание используется для обозначения всех ранних авторов-монахов, которых невозможно объединить под каким-нибудь более точным названием; на самом деле этот термин применяется, как правило, к любому виду древней литературы. Жан-Клод Гай Так, в сборнике под названием «Жизнь отцов-пустынников» (Париж, 1961) мы последовательно находим жизнеописания Антония, Пахомия Великого, Иакова Низибийского, Юлиана Саваса и других отшельников Сирии и Месопотамии, а в другом сборнике под тем же заглавием «Отцы-пустынники» (Лондон, 1936 и 1962) мы встречаем отрывки из Иеронима Стридонского, из Historia Monachorum , из Apophtegmata Patrum , из Иоанна Кассиана, из Иоанна Мосха. В дальнейшем я буду использовать словосочетание «отцы-пустынники» в узком смысле отшельнического образа жизни в IV и V веках в пустыне Нижнего Египта. Об этой форме монашеской жизни нам известно из целого ряда источников: «Житие святого Антония», «Лавсаик», Historia Monachorum , историки Церкви Сократ Схоластик и Созомен, Иоанн Кассиан и др. Но самым ценным из них, несомненно, является сборник Apophtegmata Patrum . Его литературная форма и стиль указывают на уже применявшийся в то время образовательный метод. В нем не содержится предписаний в попытках структурировать ту или иную форму «духовности» (как в то же время Пахомий Великий делал для своих монахов в Верхнем Египте). Нет в нем и никакого систематического учения о духовной жизни, как, например, такого, которое несколько позднее дал своим монахам в Газе авва Дорофей.

http://pravmir.ru/ottsyi-pustyinniki-obr...

В отечнике рассказывается следующее: один пустынник долго изнемогал в борьбе с искушениями. Наконец враг стал ему нашептывать: сделай какой-нибудь один грех , и я оставлю тебя. Поддался этому пустынник и стал размышлять, какой ему грех удобнее всего допустить, чтобы потом скоро его загладить. Убийство, – но его тяжко карает закон Божий и человеческий. Блуд, – но он постыден для инока, хранящего от юности девственную чистоту. Кажется, пьянство, размышлял пустынник, более скромный грех – напившись можно проспаться и, таким образом, остаться правым перед Богом и людьми. Решив так, пустынник пошел в город в корчемницу и напился. Пьяный, разжегся он похотью к случившейся тут распутной женщине и впал с ней в грех прелюбодеяния. На ту пору пришел в ту же корчемницу муж грешницы. Узнав о грехе своей жены и пустынника, он в справедливом гневе набросился на последнего. Завязалась драка, и пустынник, будучи сильнее мужа жены прелюбодейцы, убил его. Так сразу, склонившись к вину, сей прежде праведный человек совершил три преступления: пьянство, прелюбодеяние и убийство. Да, пьяный теряет все, что для человека дорого – честь, совесть и всякое человеческое достоинство. Если бы все собрать, что человек делает под влиянием вина, то пред нами предстал бы настоящий ад со всем его ужасающим злом. Человек христианин! Пойми, – вино для тебя зло, пойми, что ты вином оскорбляешь свою богосозданную природу, Спасителя и Духа Святаго, в тебе обитающего после святого крещения. Посмотри, на что ты похож, опьяненный вином. Назвать ли тебя бесноватым? Но, по словам Иоанна Златоуста , этого мало. «Ты хуже его. Упившись, человек скрежещет зубами, терзает члены тела своего, выворачивает свои глаза и ничего не видит; как пес, безстыдничает, чуждается своего жилища, валяется на земле; пена течет у него из рта, как у помешанной собаки, страшное зловоние исходит из гортани его, так что трезвому и минуты тяжело пробыть близ него; все члены и глаза, и уши, и ноздри делаются вместилищем смрада и нечистых мокрот. А если бы еще можно было заглянуть внутрь на душу пьяницы. Она бедная скорчилась и оцепенела, как бы от жестокой вьюги и мороза, она как бы не имеет своей силы, и ею управляет злой дух, который внушает ей самые скверные, самые безстыдные помыслы» (Из слова о пьянстве из статира).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Вскоре Иоанн оставил Константинополь и бежал на Афон. Когда он пришел в Лавру, привратник спросил его, кто он, откуда и чего хочет, Иоанн отвечал, что он простолюдин, пастух и хочет быть монахом. – Молод еще, – заметил привратник. – Благо – в юности взять ярем Господень на ся, – отвечал Иоанн и убедительно просил доложить о нем игумену с. 616]. Привратник доложил про незнакомого пришельца игумену и братии. Они рады были ему, потому что нуждались в пастухе. Иоанна приняли в обитель, его постригли и поручили ему пасти на горных пажитях монастырское стадо. Юноша обрадовался такому послушанию. Он отогнал стадо вглубь святогорских пустынь, и любимым его занятием было богомыслие и молитва. Тем временем, Иоанна разыскивали по приказу императора, но посланные, даже побывав в Лавре, не смогли отыскать Иоанна. Тихо и спокойно текли дни и годы Иоанна в строгой пустыннической жизни: он радовался своему уединению. Однажды, думая, что никого нет в пустыне и никто не слышит его, Иоанн начал петь, как бывало, Божественные гимны. Его ангельский голос далеко разносился по пустыне. Долго пел умилившийся Иоанн, не видя и не зная, что один пустынник, таившийся близ него в дикой трещине скалы, подслушивал его. Звуки пастушеского пения потрясли сердце строгого пустынника, растрогали до слез и произвели благодатное впечатление на его душу. Пока пел Иоанн, пустынник не сводил с него глаз, не понимая, откуда взялся в пустыни такой ангельский голос, такой бесподобный певец. Не медля, пустынник отправился в Лавру и известил игумена о дивном пастухе и трогательном его пении. Иоанн был вызван из пустыни и, против воли, только заклинаемый именем Божиим, открылся игумену, что он придворный певец Иоанн. Игумен едва мог узнать в изможденном пустыннике любимца императора, с которым он сблизился в Константинополе и который тогда был в полном развитии жизни, с пленительным взором и с играющим на щеках румянцем. По слезной просьбе Иоанна, настоятель оставил его на прежнем пастушеском послушании. Однако, боясь императора, на случай, если он вдруг узнает, где скрывается его любимец, игумен отправился в Константинополь, лично представился государю и обратился к нему с такими словами:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Подробное жизнеописание святого угодника Иоанна удалось составить только в 2010 году благодаря обнаруженной и приобретенной гравюре XVIII века с клеймами и житием святого Иоанна Пустынника на старочешском и старогерманском языках. Святой Иоанн (Ян) Пустынник Святой Иоанн (Иван, Ян) Пустынник (называемый также Хорватским или Чешским) был княжеского рода. По преданию, его отец – предводитель бодричей, одного из племен полабских славян, и великий князь Ободритского союза Гостомысл – имел несколько сыновей. Но хотя Иоанн был младшим из братьев, он получил особое благорасположение своего отца и был коронован с титулом князь Хорватский (в то время в составе Ободритского союза было и племя так называемых чешских хорватов) – этим объясняется изображение короны и скипетра у его ног на гравюре, клеймах с житием и иконах. Таким образом, Иоанн был помазанником Божиим, так как его отец свято соблюдал церковные христианские Тайны, в том числе священнодействие при помазании на княжеский трон. Вся семья Гостомысла была ревностно христианской, жила церковной жизнью, являясь примером для своих подданных, чем и объясняется дар веры, благочестия и любовь к Богу сына Иоанна. Сам князь Гостомысл отстаивал независимость своего народа от короля восточных франков Людовика II Немецкого и был убит в 844 году в бою с его войском. Святой Иоанн с детства сторонился мирской суеты, по возможности избегал общения с людьми, не отвлекался на пустое времяпрепровождение, а в аскезе и уединении старался быть ближе к Богу, познать Бога. Как пишет летопись, еще в младенчестве ему являлись ангелы, пели колыбельные песни. Без сомнений, этот человек был предизбран от Подателя всех благ. Еще в младенчестве ему являлись ангелы, пели колыбельные песни После коронации молодой князь стал тяготиться возложенным на него бременем мирских забот и хлопот. Он чувствовал не только суетность такого бытия, но знал также, что в крайних случаях необходимо принимать и жесткие решения, а может, и вести войны, что было ему, человеку миролюбивому по натуре, особенно в тягость. Перед ним стоял нелегкий выбор. Всё взвесив, молодой князь решил отказаться от светской славы и княжеских почестей ради более высокого призвания служить Господу. И он стал искать возможность скрыться и уединиться.

http://pravoslavie.ru/132366.html

Между тем, император, узнав о бегстве любимца своего, крайне огорчился и послал в некоторые из отдаленных мест нарочных для отыскания певца, но покрываемый Богом, Иоанн остался в совершенной неизвестности, несмотря на то, что посланные императора были и на Святой Горе, и даже в лавре святого Афанасия. Тихо и спокойно текли дни и годы Иоанна в строгой пустыннической жизни: он не мог нарадоваться новому своему положению. Однажды в трогательном и глубоком раздумье сидел он при своем мирно пасшемся стаде: мысль его переносилась чрез пространство всего минувшего, и сердце трепетало чувством живой признательности к Богу и всепетой Его Матери, за Их промысл о нем. Думая, что никого нет в пустыне и никто не слышит его, Иоанн начал петь, как бывало, Божественные свои гимны, и ангельский его голос далеким эхом переливался и замирал на пустынных высотах Афона мелодическими своими звуками. Долго и в сладости пел умилившийся Иоанн, не видя и не зная, что один пустынник, таившийся близ него в дикой трещине скалы, подслушивал его. Звуки пастушеского пения потрясли сердце строгого пустынника, растрогали до слез и произвели благодатное впечатление на растеплившуюся его душу. Пока пел Иоанн, пустынник не сводил с него глаз своих, не понимая, откуда взялся в пустыни такой ангельский голос, такой безподобный певец. Изумление пустынника достигло высшей степени, когда он заметил, что самые козлища не паслись под гармоническими звуками пастушеских песен, – что самые животные, притаив дыхание и окружив своего пастуха, неподвижно стояли пред ним и не сводили с него неразумных глаз своих, как будто усыпленные, как будто очарованные ангельским его голосом. Нимало не медля, пустынник отправился в лавру и известил игумена о дивном пастухе и трогательном его пении. Иоанн был вызван из сокровенной пустыни и, нехотя, только заклинаемый именем Божиим, открылся игумену, что он придворный сладкопевец Иоанн. Игумен едва мог узнать в потухающем его взоре и в безжизненных ланитах любимца царева, с которым он сблизился в Константинополе и который тогда был в полном развитии жизни, с пленительным взором и с играющим на щеках румянцем. По слезной просьбе скромного Иоанна настоятель оставил его при прежнем пастушеском послушании; впрочем, боясь императора, на случай, если б донесся до него слух от открытии его любимца, игумен отправился в Константинополь и лично представился государю.

http://isihazm.ru/1/?id=1831

   «Не упивайтесь вином, — говорит апостол, — от которого бывает распутство (“в нем же есть блуд”), но исполняйтесь Духом» (Еф.5:18). Само по себе вино, как и всякая созданная вещь, есть добро и дано нам Создателем на пользу. И не вино худо, говорит свт. Иоанн Златоуст, но его злоупотребление (ср. Притч.20:1). Вино есть Божие дело, а пьянство — диавольское. Не от вина происходит гибельный порок пьянства, а от развращенной воли и неумеренности. Не вино производит пьянство, а невоздержание, — злое и невоздержное наше сердце, праздность, частые пиршества, пьяные компании, усиленные потчевания, обращение с людьми злыми, невоздержными и развращенными.    Пьянство есть великий грех, и, по учению апостола, пьяницы Царствия Божия не наследят (1Кор.6:10). И Христос говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк.21:34). Кто предан пьянству, говорит свт. Иоанн Златоуст, тот не может искренно призывать Господа.    Из всех зол, свирепствующих в жизни человека, едва ли не самое большее есть пьянство. По словам свт. Иоанна Златоуста, пьянство и роскошь — источник и мать всех зол. Порок этот тем в особенности страшен, что он развивается незаметно и свои губительные действия простирает как на тело, так и на душу человека.    Вино волнует кровь, возбуждает мечтательность, помрачает рассудок, подавляет врожденное чувство целомудрия и стыдливости, разжигает плотскую похоть и как бы толкает винопийцу на грех блуда и другие грехи, о которых «стыдно и говорить» (Еф.5:12). Невоздержное винопитие, по словам преп. аввы Исаии, «поновляет все страсти» и бывает причиной многих и тяжких грехов.    Об одном египетском пустыннике повествуется, что диавол явился ему и обещал больше не искушать никакими другими грехами, если только он или убьет человека, или сотворит блуд, или напьется пьяным. Пустынник, желая избавиться от тяжелых и постоянных вражеских искушений, избрал последний грех, показавшийся ему не столь тяжким и менее ответственным. И вот однажды он пошел в город со своим рукодельем, продал его там, зашел в корчемницу, упился вином, вошел в разговор с подвернувшейся женщиной и впал с нею в грех. Об этом узнал муж женщины, которого согрешивший пустынник (под пьяную руку) и убил. И вышло, что пустынник, упившись, быть может, единственный раз в жизни, стал и блудником, и убийцей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Однажды в трогательном и глубоком раздумье сидел он при своем пасшемся стаде; мысль его переносилась чрез пространство всего минувшего, и сердце трепетало чувством живой признательности к Богу и Его Всепетой Матери за Их Промысл о нем. Зная, что никого нет в пустыне и никто не слышит его, Иоанн начал петь, как бывало, дивные гимны, и его ангельский голос далеким эхом переливался и замирал на пустынных высотах Афона своими мелодичными звуками. Долго и в сладость пел умилившийся Иоанн, не видя и не зная, что один пустынник, таившийся близ него в дикой трещине скалы, подслушивал его. Звуки пастушеского пения потрясли сердце строгого пустынника, растрогали до слез и произвели благодатное впечатление на его растеплившуюся душу. Пока пел Иоанн, пустынник не сводил с него глаз своих, не понимая, откуда взялся в пустыне такой ангельский голос, такой бесподобный певец. Изумление пустынника достигло высшей степени, когда он заметил, что самые козлища не паслись под гармоничными звуками пастушеских песен, что самые животные, притаив дыхание и окруживши своего пастуха, неподвижно стояли пред ним и не сводили бессмысленных глаз своих с него, как будто усыпленные, как будто очарованные его ангельским голосом. В то же время пустынник отправился в Лавру и известил игумена о дивном пастухе и о его трогательном пении. Иоанн был вызван из сокровенной пустыни и нехотя, заклинаемый Богом, открылся игумену, что он придворный сладкопевец Иоанн. Игумен едва мог узнать в его потухающем взоре и в безжизненных ланитах любимца царева, с которым он сблизился в Константинополе и который тогда был в полном расцвете жизни, с пленительным взором и с играющим на щеках румянцем. По слезной просьбе скромного Иоанна настоятель оставил его при прежнем пастушеском послушании; впрочем, боясь Императора, если донесется до него об открытии его любимца, игумен отправился в Константинополь и лично представился Государю. Помилуй, Государь, раба твоего! – воскликнул старец, целуя ноги своего царя. – Во имя Бога, желающего спасения всем и каждому из нас, умоляю тебя, выслушай отечески мою просьбу, исполни ее, да и Бог исполнит во благих желания твои!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Злосчастный бежит в церковь Господню и скрывается в алтаре... Это случилось в то самое время, как святой Златоуст проповедовал тут слово Господне. Как поступил в этом случае святитель Божий? Изгнал ли злосчастного из церкви, как разорителя правил её? Нет; он только представил народу, раздражённому на Евтропия, сколь непостоянно человеческое счастье, и, изображая жалостную судьбу любимца царского, тогда на смерть осуждённого, старался проникнуть жалостью к нему сердце народа. Вот пример поучительный! Другой на месте Иоанна возрадовался бы, увидев так глубоко низверженным врага высоковыйного, и к народному гласу присоединил бы свой глас. Но праведник первый дал убежище и защиту жесточайшему своему гонителю. Он видел, что Евтропий довольно наказан и тем, когда мог найти спасение своей жизни только там, куда возбранял убежище от казни другим, столько же несчастным, но, может быть, менее преступным. Иоанн Златоустый Иоанн, архиепископ Царьградский, будучи пресвитером, проповедовал перед многочисленным народом слово Божье. Вдруг какая-то женщина, не уразумев высоких мыслей и сильных выражений, воздвигла глас из-за народа: «Учитель духовный! Или лучше сказать, Иоанн Златоустый ! Глубокомысленно твоё учение, а ум наш бессилен и не может постигнуть твоих спасительных слов». Услышав это, весь народ обратился на ту сторону, откуда услышал голос, и наконец, все вообще воскликнули: «Неизвестная женщина произнесла имя это, но без сомнения Сам Бог нарёк тебя Златоустым!» С того времени начали называть святого Иоанна Златоустым , что продолжается и доныне. Между тем великий проповедник и сам согласился, что хитро сплетённое слово, будучи действительно для людей просвещённых, не принесёт пользы простому народу, и начал учить людей Христовых просто и вразумительно. О неисповедимости судеб Господних 95 Некий отшельник, кроткий, благочестивый, добродетельный, день и ночь молился Богу, чтобы просветил разум его познать судьбы Промысла Небесного; но Господь не внимал его молитве. Пустынник, почитая себя грешником, недостойным принять откровение свыше, решился идти к ветхому старцу, который жил довольно далеко, и от него узнать то, что постоянно занимало его ум. Взяв с собой пищу и питьё, он отправился в путь. Вдруг встретился с ним черноризец и спросил: «Куда идешь, раб Христов?» – «К такому-то старцу», – отвечал пустынник. «Я иду туда же», – сказал черноризец. Спутники, обрадовавшись друг другу, пошли вместе. Когда настал вечер, странники остановились у одного богатого человека, который принял их с сердечной радостью и угощал ужином из серебряной посуды... Как скоро вышли они из-за стола, черноризец взял одно блюдо, вышел из дома и бросил в близтекущую реку. Хозяин не сказал ни слова, а пустынник не знал, что думать о том.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010