В Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре прошла третья научно-практическая конференция «Монашество в истории» 7 февраля 2019 г. 15:55 5 февраля 2019 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы состоялась третья ежегодная научно-практическая конференция «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях». Встречи представителей духовной и светской науки, проходящие в Ивановской обители по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — часть монастырского образовательного проекта. В конце 2018 года монастырь получил свидетельство о церковной аккредитации одной из составляющих этого проекта — курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви. Действует и постоянно пополняется новыми материалами сайт «Монашество в истории» . Председателем оргкомитета конференции является настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря игумения Афанасия (Грошева), всю организационную работу ведут заместитель председателя, кандидат исторических наук монахиня Анувия (Виноградова) и научные кураторы — кандидат исторических наук О.А. Родионов и заведующий редакцией Литургики в ЦНЦ «Православная энциклопедия» А.А. Ткаченко. Рабочий день конференции начался с молебна, который отслужил в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи иерей Николай Лызлов. Если два предшествующих научных собрания отличались весьма широким охватом тем, связанных с христианской аскетической традицией, то на этот раз устроители несколько изменили подход и сосредоточились на теме «Послушание. Целомудрие. Нестяжание. Три обета монашества в исторической перспективе», что позволило более углубленно, детально обсудить данную проблематику. Первым на утреннем заседании прозвучал доклад М.В. Бибикова, доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника Института всеобщей истории Российской академии наук, заведующего Центром истории Византии и восточнохристианской культуры ИВИ РАН, на тему «Преподобный Антоний Печерский в " Славянском сборнике " афонского книжника Иакова Неаскитиота». Михаил Вадимович познакомил аудиторию с новыми материалами, найденными им во время посещения Святой Горы Афон в ноябре прошлого года. Докладчик заметил, что постижение смысла святых иноческих обетов неминуемо обращает нас к афонской традиции, в том числе к литературе разных жанров, созданной на Святой Горе, и напомнил о введенном с недавнего времени в научный оборот обширном творчестве монаха Иакова (1790-е — 1869). Иаков (помимо Неаскитиота именовавшийся Ватопедским, Святогорским и т. д.) занимался в библиотеках многих афонских монастырей самой разной деятельностью — копииста, редактора-составителя, историографа, был также гимнографом, литургистом и проч. Наиболее известен его фундаментальный труд «Афониада», созданный на основе многочисленных архивных документов и устных преданий Святой Горы.

http://patriarchia.ru/db/text/5369834.ht...

Великое назначение русского человека. Памяти митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова; + 1962) Источник: Русская линия Иеромонах Нестор (Анисимов) на Камчатке 4 ноября 1962 года – в этот день, в Москве, не дожив пяти дней до своего семидесятивосьмилетия, скончался митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор. Жизнь его была богата событиями. В Первую мировую войну он участвовал в боевых действиях на территории Восточной Пруссии, почему и обратил моё внимание при подборке материалов к 95-летию начала этой войны. Уроженец города Вятки, в миру он именовался Николаем Александровичем Анисимовым. В 1905 году, когда многие жители России соблазнились репетировать революцию, двадцатилетний Николай поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. Окончив в 1907 году курсы по калмыцко-монгольским языкам при Казанской Духовной Академии, он принял монашество с именем Нестор, и добровольно отправился миссионером на Камчатку. На своё миссионерство он просил благословение отца Иоанна Кронштадтского и получил его. По русским камчатским селениям тогда церковные приходы кое-где были. Но среди оседлых и кочующих туземных народностей: тунгусов, чукчей, коряков, алеутов и камчадалов не было никакого духовного и культурного просвещения, не было для детей этих народностей и школ. Туземное население края ничего не знало на свете, кроме своей примитивной дикарской жизни среди суровой природы. Его эксплуатировали самым жестоким хищническим образом всевозможные меновые торговцы, в основном – из Японии и Штатов. За мишуру, за бесценок или за вино они скупали меха и обогащались, а туземное население спивалось и бедствовало. Эти безобразные явления подвигли молодого монаха к идее создать Камчатскую Духовную Миссию и Камчатское Православное Братство во имя Всемилостивого Спаса. Устав Братства преследовал широкую духовно-просветительную и благотворительную работу с открытием Главного Совета Братства при Епархиальном Архиерее во Владивостоке, и с отделениями в центральных городах России. Цель этого Братства была сблизить Камчатско-Чукотскую окраину с деловым центром России, где тогда не знали своего отдаленного богатого края, и не интересовались им, а потому отдавали всем на расхищение.

http://pravoslavie.ru/37877.html

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ОКОНЧАНИЕ ДВОЕВЛАСТИЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ПЕТРА I АЛЕКСЕЕВИЧА Окончание потех. – Замыслы Петра относительно морских предприятий. – Роль Лефорта. – Греческое духовенство просит о деятельном продолжении войны с турками. – Первый азовский поход. – Воронежский флот. – Кончина царя Иоанна Алексеевич а. – Второй поход и взятие Азова. – Впечатление, произведенное этим событием в Москве и Польше. – Торжественный вход победителей в Москву. – Строение кораблей кумпанствами. – Посылка молодых людей учиться за границу. – Намерение Петра ехать самому за границу. – Неудовольствия. – Розыск монаха Аврамия. – Розыск Цыклера и Соковнина. – Отъезд Петра за границу. – Неудовольствие в Риге. – Пребывание в Пруссии. – Дела польские. – Свидание Петра с двумя курфюрстинами; их отзыв об нем. – Петр в Голландии, в Англии, в Вене. – Стрелецкий бунт. – Возвращение Петра в Москву. – Брадобритие. Стрелецкий розыск и казни. – Пострижение царевен и царицы Евдокии. – Раздражение Петра. – Любимец Меншиков. – Поездка Петра в Воронеж. – Новые розыски и казни по возвращении в Москву. – Разбои. – Злоупотребления воевод. – Учреждение бурмистров. – Алексей Курбатов. – Гербовая бумага. – Указ о торговле компаниями. – Меры для улучшения положения Сибири. – Дела на украйнах. – Дело Петра Артемьева. И Белое море, как видно, показалось узко, печально и бесцельно для Петра. Он мужал, и одна потеха уже не удовлетворяла. Была мечта отыскать проход к Китаю или Индии чрез Северный океан; но недостаток средств и времени должен был скоро рассеять юношескую мечту. Сильно прельщало Балтийское море, хотелось пробраться туда, но как? Ключ к морю был у шведов. Оставалось Каспийское море, на которое уже давно указывали иностранцы, требуя свободного проезда на него для торговли с богатою Азиею: разве не может Россия сама овладеть этим средством обогащения, заведши флот на Каспии, овладевши торговлею с прибрежными странами? Еще при царе Алексее строили корабль для Каспийского моря. Корабль был сожжен Разиным; но когда будет сильный флот на Каспийском море, то Разин будет невозможен. 4 июля 1694 года Лефорт писал из Архангельска в Женеву: «Через два года поговаривают о путешествии в Казань и Астрахань; но, быть может, в два года времени это пройдет. Впрочем, я буду всегда готов исполнять приказания. Есть намерение выстроить несколько галиотов и идти к Балтийскому морю... Меня возводят в адмиралы всех судов его величества; этого непременно желает сам наш великий царь Петр Алексеевич». 13 сентября Лефорт писал: «Будущим летом выстроят пять больших кораблей и две галеры, которые, ежели даст бог, через два года отправятся в Астрахань для заключению важных договоров с Персиею».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Доклад архимандрита Мефодия (Марковича), игумена монастыря Хиландар (Святая Гора Афон), на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 22–23 января 2015 г.). Вначале хотел бы выразить свою благодарность Высокопреосвященному архиепископу Феогносту за оказанную честь и приглашение на это собрание, а также поблагодарить Высокопреподобного архимандрита Тихона и его братию за сердечное гостеприимство. Не считаю себя достаточно способным, чтобы выполнить задачу, поставленную передо мной, но, с другой стороны, помня о великой любви русского монашества, Русской Церкви и всего русского народа к Святой Горе Афон и тем самым к монастырю Хиландар, с радостью принял приглашение. Признаки истинного духовного преуспеяния Преподобный Иоанн Кассиан, великий подвижник, одаренный мудростью наставника, в своем знаменитом аскетическом творении «Собеседования» пишет: «Все науки и знания имеют свою промежуточную цель (σκος) и конечную цель (τλος). Цель нашей подвижнической (монашеской) жизни – Царство Небесное, а путь – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть этой главной цели» . Чтобы подтвердить сказанное, он напоминает нам о словах апостола Павла: «Так учит и святой Павел, когда принявшим благое иго Христово говорит: плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6, 22). Этим он как будто говорит: ваша цель – чистота сердца, а конечная цель – жизнь вечная» . Спустя четырнадцать веков после преподобного Иоанна великий русский подвижник и чудотворец преподобный Серафим Саровский в разговоре с Николаем Александровичем Мотовиловым отвечает на мучивший его с детства вопрос. Вопрос касался цели жизни христианина. Полученный Николаем Александровичем ответ, благодаря писателю Сергию Нилусу, вскоре становится известен верующим святой Русской земли, а сейчас можно сказать, что всему стаду Христову во Вселенной. Настоящая цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого.

http://pravoslavie.ru/82205.html

Жизнь и деятельность игумена Вениамина (Лукьянова). 1843–1896 391. Свидетельство о рукоположении монаха Вениамина 699 в сан иеромонаха Святая гора Афон, 11 января 1843 г. монастырь Кутлумуш Копия На основании апостольских и соборных правил русский монах Вениамин из скита Святого Пророка Илии, что на Афонской горе, православного вероисповедания, честной и неукоснительной жизни, рукоположен нами в иеромонаха в Кутлумушском монастыре, в доказательство чего и дано ему сие свидетельство. Бывший Самосский Парфений. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 9. 392. Письмо архимандрита Порфирия (Успенского) к иеромонаху Вениамину Афон 18 мая 1846 г. Копия Жизнь коротка и длинна: коротка, если мы сокращаем ее каким-либо тяжким грехом или многими грехами; длинна, если вера, надежда, любовь, девственность, чистота тела и души, труд посильный и многие другие добродетели привлекают к нам благодать Божию, сообщают долголетие Иоанна Богослова. Нельзя вдруг с берега моря на вершину Афона: так нельзя вдруг взойти на высоту благоделания иноческого и святости жизни духовной. Заметь господствующие в тебе греховные наклонности, или страсти, или слабости – и сражай, и умерщвляй их одна за другою, а не всех вдруг. Когда умрет один змий, тогда поражай во главу другого. Молись недолго, но горячо. Если начнешь спасение свое молитвами краткими, то кончишь непрерывным горением и возношением к Богу. Люби уединение и свой скит. Будь послушен и братолюбив. Предпочитай молчание многоглаголанию. Назидай других своим примером. Впрочем, да наставит тя Дух Святый. Аминь. P.S. Прошу тебя, брате: отслужи три панихиды за упокой сестры моей Любови и отца моего Александра, когда тебе угодно. Ты огорчишь меня, если не примешь три червонца, кои я посылаю тебе при сем. Прим. о. Вениамина. В этом году, в бытность архимандрита Порфирия в ските святого пророка Илии, я, будучи иеромонахом, имел намерение отправиться в Иерусалим и осмелился просить его наставления о жизни духовной. Вот вам выше его назидание. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину, [члену Русской Духовной Миссии в Иерусалиме]. 18461884//Библиотека ИППО. Шифр: И.П.П.О. Б. IV 888. С. 1–2. Далее: Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. 393. Письмо гофмейстера великой княгини Елены Павловны 700 Д.П. Хрущова к обер-прокурору Св. Синода графу Н.А. Протасову

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вот так оценены заслуги Николая Каклюгина перед государством…» Гособвинитель Баранов попросил суд назначить известному ученому-наркологу наказание в виде лишения свободы на 10 лет с содержанием в колонии строгого режима 01.11.2019 2342 Время на чтение 5 минут Вчера в Пролетарском районном суде г. Ростова-на-Дону под председательством федерального судьи А.Е. Попова состоялось заседание по так называемому « Делу Каклюгина », сообщил «Русской народной линии» отец Николая - Владимир Каклюгин. Заседание началось с ходатайства Николая Каклюгина об удалении его из зала на время выступления гособвинителя Баранова в связи с возможным ухудшением его самочувствия, так как из-за клеветнических формулировок у него может подняться давление. «Надо отметить, что перед заседанием ему опять была вызвана неотложка. Теперь уже из-за почечных колик. Председательствующий федеральный судья не согласился с доводами Каклюгина и оставил его в зале для заслушивания обвинительного заключения. Однако Николай продолжал выражать свое возмущение, и судья А.Е. Попов выдворил его из зала суда, лишив его возможности участвовать в судебных прениях между его адвокатами и гособвинителем», - рассказывает Владимир Каклюгин. «После выдворения подсудимого из зала гособвинитель Баранов произнес свою речь, почти дословно повторив все формулировки следователя И.С. Швецовой, - продолжает отец гонимого ученого. - Он сообщил судье и всем участвующим в судебном заседании, что считает вину Николая Каклюгина полностью доказанной. Показания свидетелей защиты, в том числе монаха Иоанна (Адливанкина), сотрудника Синодального отдела по социальному служению и благотворительности Русской Православной Церкви Московского Патриархата А.В. Лазарева прокурор Баранов посчитал не вызывающими доверия. В заключение своей речи, которая длилась не более получаса, он заявил, что Николай Каклюгин, " учитывая его заслуги " , заслуживает 10 лет лишения свободы с содержанием в колонии строгого режима. Вот так оценил заслуги Николая Каклюгина перед государством прокурор Пролетарской районной прокуратуры г.Ростова-на-Дону Баранов…».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/01/vo...

Именем Симеона дивногорца ( 596 г.) надписывается стихира на землетрясение 26 окт., но оно было при Льве Исавре (716–741), след. надпись не верна. Предполагают 204 , что он прежде составил сие песнопение на подобный случай. Это возможно, ибо Антиохияне раз подвергалась землетрясениям. Ему приписываются стихиры великомуч. Димитрию 26 окт., ныне замененные другими в печатных минеях. Другие известные древнейшие писатели стихир суть: Феодор сикеот ( 622), Софроний, патриарх иерусалимский ( 644 г. по Р. Хр.), Георгий Сиракузский ( 669), далее Андрей иерусалимский ( 713), патриарх Герман ( 740) 205 . Может быть, есть в минеях стихиры и древнейшие – неизвестных нам писателей, так как многияиз стихир не имеют надписей; но так как многие стихиры носят имена писателей VIII-X веков, так как и прочие стихиры безымянные подобны им, так как в VIII-X веках все вообще песнопения слагались вновь и многие службы написаны святым позднейшим (VIII-X в.), или таким, коим в древности не было празднования, так как в рукописных минеях греческих над стихирами, не надписанными в печатных минеях, открываются более и более имена писателей VIII-X веков; то естественно заключать, что от V-VII веков в наших минеях сохранилась ничтожная доля сих песнопений. Достойна внимания статья или сочинение епископа Порфирия Успенского (Труды Киев. Академии 1878 г. Т. I и II). К стихирарным пиитам, кроме вышеупомянутых, он относит Иоанна Дамаскина VIII века, Илию патриарха Иерусалимского, современника 7 вселенского собора 787 г., современника обоих Косму Маюмского, Стефана Савваита VIII века, Сергия святоградца, иерусалимского инока и исповедника при Феофиле иконоборце (829–841); все это иерусалимские. В Антиохийск. патриархате приводит Симеона Дивногорца V в., в Константинопол. патриархате в Малой Азии, кроме Феодора Синеота, еще Феофана исповедника , митрополита никейского, ок. 847 г., Игнатия, митрополита никейского, ок. 860 г., Георгия, еп. никомидийского, Ефрема, епископа города Карии IX в., современника Фотия, Василия Пагуриота монаха и архиепископа кесарийского, современника Константина Багрянородного в половине X века, и других более поздних, в Фессалии Анатолия, архиепископа Солунского, конца VIII века и других позднейших, на острове Корфу Арсения, современника Фотия IX века, на о. Сицилии Георгия, епископа Сиракузского VII века, в Константинополе патриархов, кроме Анатолия и Германа, еще Тарасия VIII в., Мефодия и Фотия IX века, Касию или Икасию IX в. Некоторых же известных етихирарных пиитов, как Студитов Николая, Климента и Феостирикта, опускает, ибо нет стихир их в Ватопедских стихирарях; упоминает еще древних пиитов: Византия, Андрея Пирра, Вавилу, студита Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Книга «Илиотропион» посвящена сложнейшей проблеме соотношения человеческой свободы и Божественного Промысла. Ее автором традиционно считается известный просветитель и неутомимый архипастырь митрополит Тобольский Иоанн (Максимович) . Изданию предпослано предисловие научного редактора, где рассматривается вопрос о происхождении текста, его авторстве и особенностях. По сравнению с предшествующими изданиями книга существенно переработана: исправлен ряд вопиющих смысловых ошибок, которые вкрались в текст в результате двойного перевода; устранены многочисленные грамматические ошибки и стилистические погрешности; архаичные и недостаточно ясные места по возможности приведены к современной литературной норме. Приводим отрывок из книги. Предисловие В 1714 г. в Чернигове была издана книга с длинным заглавием «Илиотропион, то есть Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита Тобольского и всей Сибири, изданный по его же благословению в типографии Св. Троицкой Ильинской Черниговской обители, напечатанный року 1714. Пять книг». Эта книга сразу привлекла к себе интерес как читателей, так и издателей; за короткое время она выдержала несколько переизданий. В XIX в профессором Иваном Андреевичем Максимовичем был выполнен перевод книги со славяно-русского диалекта на русский язык . Святитель Иоанн Тобольский в качестве оригинального латинского текста пользовался текстом произведения немецкого писателя и проповедника монаха Иеремии Дрекселя (1581–1638), еще в 1627 г. в Мюнхене издавшего сочинение «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina» (Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной) в пяти книгах. В 1630 г. «Илиотропион» Дрекселя был переведен на польский язык, а в 1688 г. в Москве издан перевод с польского на русский, выполненный иеродиаконом Феофаном. Святитель Иоанн (Максимович) использовал для своего перевода оригинальный латинский текст, несколько переработав его и адаптировав для православного и, в частности, русского читателя.

http://pravoslavie.ru/6145.html

Когда летом 1966 года я первый раз посетил Святую гору как студент-второкурсник богословского факультета Фессалоникийского университета с другими моими соучениками, мы встретили монаха отца Феоклита Дионисиатского, который нас спросил, кто мы такие. Мы ответили ему, что мы богословы. На это он немедленно нам сказал: «Церковь знает только трех богословов: святого Иоанна Богослова, святого Григория Богослова и святого Симеона Нового Богослова, а вы являетесь студентами богословского факультета». Этот взгляд отца Феоклита произвел на меня большое впечатление и научил меня, чтобы я использовал более точные слова относительно этого вопроса, потому что по учению Церкви богословие является эмпирическим познанием Бога, является даром. С того времени я постоянно возвращался к изучению этой темы и понял, что, действительно, согласно церковной терминологии, богословом является тот, кто говорит о Боге, но для того, чтобы кто-то мог авторитетно говорить о Боге и иметь неложное знание о Боге, он должен предварительно иметь личный опыт о Боге. Таким образом, в абсолютном смысле слова богословом является тот, который достиг созерцания Бога, созерцания нетварного Света, а в относительном смысле богословом является и тот, кто говорит о познании, которое имеют обоженные. Это происходит и с наукой. По преимуществу учеными являются те, которые исследуют различные природные явления и предлагают новое знание, а также те, которые передают знание исследователей. В «Святогорском томосе», который был написан свт. Григорием Паламой, ведется речь о исповедании веры, которое провозглашается достойными в Духе. С одной стороны, они, «в том же самом опыте посвященные», следовали по законному пути подвижничества, то есть отреклись от стяжания вещей, славы человеческой и недобрых телесных удовольствий, подтвердив это отречение через подчинение тем, кто предшествовал им в жительстве согласно Христу, занимаясь священным безмолвием и чистосердечной молитвой и оказавшись посвященными в то, что выше ума, как достигшие таинственного, превосходящего разум единения с Богом. А с другой стороны, они являются теми, которые «по отношению к таковым (то есть к первым - иг. Д. ), относятся с почтением, верой и любовью» . Таким образом, если мы не имеем личного познания Бога, мы принимаем свидетельство Отцов Церкви, которые приобрели такое личное знание через энергию Святого Духа.

http://pravoslavie.ru/37784.html

М. Зефиров Учение Божественное держа, столп был ecu Православия, и держава, богомудре, веры; во двою существу и дву хотению проповедал ecu Христа Бога нашего, Отче Максиме. Канон преп. Максиму: 12 Августа; песнь 3-я; седален. К числу знаменитых мужей Православной Церкви, жизнь и деяния которых заслуживают особенно тщательного изучения и подражания, принадлежит преподобный Максим Исповедник . Не смотря на звание простого монаха 1 , он был, первым деятелем своего века в служении Церкви и оказал великие для неё заслуги. Во времена упадка нравов, он прославился строгим подвижничеством, и был «Наставником и светом монашествующих» 2 . Среди тьмы невежества и заблуждений он просиял светом духовного просвещения и заслужил славное проименование третьего Богослова 3 (т. е. после св. Евангелиста Иоанна и Григория Назианзина ). Когда ереси видимо торжествовали и угнетали Православие, он показал пламенную ревность к Вере и неутомимую деятельность ко благу Церкви. Среди гонений и неслыханных истязаний он явил в себе непоколебимого исповедника истины, и эту истину запечатлел наконец страдальческой кончиной после тяжких годов заточения. Одним словом, преподоб. Максим велик не именем 4 только, но и житием, как замечает св. Димитрий Ростовский . Все его мысли, желания, подвиги, устремлены были к одной великой цели, именно, чтобы испровергнуть ересь Монофелитов и доставить торжество Православию. Посему православная Церковь называет его «столпом Православия» 5 и ублажает его за претерпленные им от еретиков «гонения и скорби, раны и биения, страдания во узах же и темницах и железах и в заточениях» 6 . Но такова участь великих Отцов Церкви, что они не только при жизни своей подвергаются разного рода напастям и злостраданиям в борьбе с отступниками от Православия, но и по смерти терпят от них клевету и злоречие. В подтверждение своих лжеумствований и в оправдание своих противозаконных поступков еретики и раскольники всегда ссылались на знаменитейших Отцов Церкви, перетолковывая по-своему их слова и дела. Тоже делают и наши мнимые старообрядцы. Клевеща на св. Кирилла, св. Ефрема Сирина , блаж. Феодорита и многих других, они, между прочим, думают найти подтверждение для своих странных мнений и оправдание своему отступничеству от Св. Церкви в событиях жизни препод. Максима. – В защиту имени славного поборника Православия, в обличение невежества и злоухищрений отступников Св. Церкви и в назидание истинных чад оной здесь предлагается жизнеописание преподобного Максима Исповедника , основанное на подлинных и достоверных источниках 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010