Скачать epub pdf Содержание Об авторе О рукописной традиции, переводах и печатных изданиях Лествицы О русском переводе Лествицы, подготовленном в Оптиной пустыни     «Лествица райская» («Κλμαξ το παραδεσου», «Scala paradisi») – одно из самых читаемых аскетических произведений во всех христианских странах на протяжении всех веков со времени ее написания. Особенно же интерес к ней возрастал в периоды духовного подъема и возрождения аскетической традиции, оставившие нам множество списков Лествицы, переводы на современные языки, целый ряд комментариев и толкований. Возросшая востребованность Лествицы в России в конце XVIII и первой половине XIX века вызвала появление ряда новых переводов вначале на славянский (преподобного Паисия (Величковского)) , а затем и на современный русский язык. В наше время Лествица известна русским читателям преимущественно по ее переводу, подготовленному в Оптиной пустыни в 1850-е годы и изданному впервые в 1862 году, который многократно переиздавался до 1917 года и в последние десятилетия. Этот перевод и воспроизводится в настоящей книге. Об авторе Основным источником сведений о жизни автора Лествицы, преподобного Иоанна Синайского, является «Краткое житие», составленное его современником Даниилом, монахом Раифского монастыря (в тридцати километрах к юго-западу от Синая). Это житие дополняется сведениями из комментариев и приложений, которыми Лествица была снабжена на протяжении веков. Помещаемый в ряде источников после Краткого жития рассказ «некоего монаха синайского», современника Иоанна, составлен в основном из «Различных повествований о синайских отцах» (памятник первой половины VII в.). Очертим и здесь кратко житие преподобного Иоанна. Родился он около 570 (579) года 1 , был воспитан в греческой культуре и прославился ученостью. По этой причине Иоанн получил традиционное в таких случаях именование Схоластик. Шестнадцатилетним юношей поступил в Синайский монастырь, построенный императором Юстинианом и в то время уже славный святыми подвижниками, одним из которых был его духовный наставник авва Мартирий. В двадцать лет Иоанн был пострижен в монахи, причем другие великие аввы, свидетели начала его иноческого жития, провидели в нем великого духовного светоча и будущего синайского игумена. По смерти аввы Мартирия, с которым он прожил 19 лет, Иоанн удалился из обители в уединенную келью, а затем в пещеру у подножия Синая, где сорок лет прожил отшельником. Из уединения семидесятипятилетнего старца вызвали синайские монахи, избравшие его своим настоятелем. Четыре года преподобный управлял Синайской обителью, а затем снова удалился в уединение, в котором и пребыл до конца жизни, поставив вместо себя игуменом своего брата Георгия. Полагают, что преподобный Иоанн скончался в возрасте 80–85 лет. Память его совершается Церковью 30 марта (ст. ст.) и в 4-ю Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Слово на погребении митрополита Иоанна (Разумова) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними ( Откр. 14, 13 ). Дорогие мои! Высокопреосвященнейший архиепископ Владимир, отец наместник с братией во Христе, прихожане и паломники обители нашей! Сегодня мы с вами собрались помолиться, оплакать и похоронить дорогого для многих здесь присутствующих человека – архипастыря и отца, старца, нашего руководителя и молитвенника на протяжении долгих и трудных лет жизни – монаха Иоанна, милостью Божией митрополита. Его белоснежный омофор покрывал нас в течение тридцати трех лет. И в течение такого длительного времени нес он нас, овец стада Христова, на вые своей к Богу. С редким самоотвержением, неустанной ревностью нес он нас, нес бремя своего многотрудного служения. Он жил, и трудился, и светил, и согревал долго-долго и давно-давно. Он устал от трудов, он устал от болезней и от бремени возраста. Усталому нужен покой, и многолетнему неутомимому страннику – постоянное жилище. И ныне Господь упокоил душу его. Он стоит в дверях вечности, на краю могилы, готовый сойти в нее. И этот последний миг его пребывания с нами, и эта поистине его блаженная христианская кончина выразительнее всех дел усопшего и красноречивее всех слов проповедует о величии его души и о правде его жизни. Митрополит Иоанн – избранием Божиим монах с восемнадцати лет. Он родился в 1898 году в подмосковном городке Коломне, и уже в 1916 году Дмитрий Разумов (таково его имя в миру) велением сердца отдал себя в послушание Богу через старцев Смоленской Зосимовой пустыни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Восемь лет послушнического искуса – и в 1924 году послушник пострижен в мантию и рукоположен в иеродиакона. Какие труды и поты, какую школу скрывает за собой перечисление фактов и сухих дат? Живет монах и трудник на ниве души своей и на ниве Христовой пред Богом, и один Господь ведает путь его. С 1942 года он становится иеромонахом, а в 1946 году там, где он начинал свой путь послушания, ему вручают жезл правления наместника Троице-Сергиевой Лавры. А в 1953 году исключительным Промышлением Божиим совершается его хиротония во епископа. Он – святитель, иерарх Русской Церкви, сначала епископ, а потом и митрополит большой и древней нашей епархии. А последние три года – затворник-монах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Сретение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святыя праведныя Елисаветы, матере святаго Иоанна Предтечи На Господи, воззвах: стихиры, глас 6. Подобен: Все отложше: Совет превечный/сокрывая в Себе Отроковица,/Гавриилом о Предтечи Ей вещанный,/иде в Горняя со тщанием, во град Иудов,/и, целовавши южику, не праздну сущу,/радуйся,– рече ей,– радости исполненная;/радуйся, глаголемая неплоды, мати зримая;/радуйся, безчадства поношение упразднившая;/радуйся, естества уставы превозмогшая;/радуйся, начало Божественнаго снизхождения;/радуйся, скончание праматерняго осуждения;/радуйся, заре, денницу Солнца изводящая;/радуйся, раждающая в рожденных женами большаго. Являеши ми ся яко человек,–/глаголет Елисавета Богородице,/но вем Тя, превышшую всех тварей,/Цареву Дщерь, воспетую Давидом/Исаиину Деву, Матерь Еммануила,/моим плодом утробным ныне мне явленую./И откуду мне и како мне сие,/да Мати Господа моего ко мне прииде?/Блаженна Ты, уверовавшая/глаголанным Тебе от Господа,/благословенна Ты в женах/и благословен Плод чрева Твоего. Бог, идеже хощет,/творит державу мышцею Своею,–/глаголет южике Богоотроковица,–/низложит сильныя и вознесет смиренныя,/алчущия исполнит благ и богатящияся отпустит тщи,/расточит гордыя мыслию сердца их/и помилует боящихся Его в роды родов./Величит душа Моя Господа,/и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем,/яко призре на смирение Рабы Своея,/се бо от ныне ублажат Мя вси роди,/яко сотвори Мне величие Сильный,/и свято всесвятое Имя Его. Слава, и ныне, глас тойже, самогласен. Иоанна монаха: Послан бысть с Небес Гавриил Архангел/благовестити Деве зачатие/и, пришед в Назарет,/помышляше в себе, чудеси удивлялся:/о, како в Вышних непостижим Сый от Девы раждается!/Имеяй престол Небо и подножие землю/во утробу вмещается Девичу!/На Негоже шестокрилатии и многоочитии зрети не могут,/словом единем от Сея воплотитися благоизволи./Божие есть слово настоящее./Что убо стою и не глаголю Деве:/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою;/радуйся, Чистая Дево;/радуйся, Невесто Неневестная;/радуйся, Мати Живота,/благословен Плод чрева Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Феофил (829-842 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление По смерти Михаила II Травля престол достался его сыну Феофилу, в отличие от отца хорошо образованному под руководством ученого монаха Иоанна Грамматика. Феофил любил науки и искусства. Любил богослужение, чтил Богоматерь и святых и любил сочинять стихиры. Ему, например, принадлежит третья хвалитная стихира на Неделю Ваий: «Изыдите языцы.» Он занимался также и церковным композиторством, и даже регентством в церкви. Феофил считал своим идеалом правосудие и творил его c жестокостью азиатского деспота. Он тотчас по вступлении на престол приказал казнить убийц Льва V Армянина за то, что они «помазанника Божия» убили в алтаре, хотя те в свою защиту говорили: «ведь мы же боролись за твоего отца.» Благодаря им и сам Феофил очутился на троне. Но этой казнью Феофил выразил и свои симпатии иконоборческому императору, линию которого он решил продолжать, покинув формальный нейтралитет отца. И от отца, и от своего учителя Иоанна Грамматика Феофил усвоил твердые иконоборческие убеждения. Как человек до жестокости прямолинейный в понятиях ο государственных законах и правосудии, Феофил решил проводить борьбу с иконами с беспощадной требовательностью. Какой печальной иллюзией было присланное по вступлении Феофила на престол приветствие ему от трех зарубежных патриархов Антиохийского Иова, Александрийского Христофора и Иерусалимского Василия с просьбой не быть иконоборцем и оправдать свое имя θεφιλος. Феофил, наоборот, считал иконопочитание прямо политическим преступлением, «оскорблением величества,» ибо не терпел противоречий себе. С ним наступило самое жесткое царствование во втором периоде иконоборчества. Феофил приказал при сборе податей опрашивать все население: кто есть кто? Составлять списки иконоборцев и, как друзьям императора, оказывать им в податях всяческое снисхождение. Β 832 г. воспретил прилагать к иконам эпитет γιος, ибо это подобает Одному только Богу. Β 833 г. Феофил поставил патриархом фанатичного иконоборца своего профессора Иоанна Грамматика. Иоанн немедленно созвал род собора во Влахернском храме и тут анафематствовал иконопочитателей. После этого Феофил приказал вынести из церквей все иконы, a стенные изображения опять заменить фигурами зверей и птиц. Гонение обрушилось и на самих живописцев, писателей икон. Их убивали, или оставляли их жить под условием, что они плюнут на иконы, бросят их на пол и растопчут ногами. Знаменитый тогда изограф Лазарь подвергся увещаниям, затем тюрьме, a затем за упорство ему положили на ладони раскаленное железо, отчего он упал полумертвым. Житие говорит, что он выпущен был из тюрьмы по ходатайству ставшей императрицей Феодоры. Еще обожженными руками он написал икону Предтечи, a в 843 г. по восстановлении икон написал икону Господа εν τη Χαλκη. Πο-видимому, с этого времени на первом месте стала не скульптура, a икона, писанная красками.

http://sedmitza.ru/lib/text/435431/

Белобережский Санаторий. Иоанно-Предтеченская Бело-Бережская мужская пустынь. Карта и ближайшие объекты Бело-Бережская обитель основана в 1714 году как Бело-Бережский Предтеченский Скит в урочище Белые Берега Брянского уезда Орловской губернии, в живописном предместье города Брянска, монахом Серапионом, в схиме Симеоном (+1741). 9 февраля 1721 года последовал Указ императора Петра I об устроении вместо Скита Пустыни, назначении ее строителем монаха Серапиона и построении в ней деревянного храма в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи. В 1755 году вместо деревянного был воздвигнут каменный двухэтажный четырех-Престольный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы с приделами: Владимирской иконы Божией Матери; Святителя Николая Чудотворца и Рождества Святого Иоанна Предтечи. В 1777 году Пустынь была упразднена и приписана к Брянскому Петро-Павловскому монастырю. В 1800 году начальником Пустыни был назначен ученик Афонских и Молдавских старцев старец Василий (Кишкин, +1831), который стал возобновителем обители. В 1804 году Пустынь была вновь включена в штатные монастыри на своем содержании, настоятель ее носил титул строителя. С 1804 по 1808 год строителем обители был Преподобный Лев Оптинский. В 1847-1856 годах была возведена каменная пятиярусная колокольня с часами, а в 1878 году в монастыре освятили новый пятиглавый двухэтажный каменный соборный храм в честь иконы Божией Матери " Троеручица " . При Пустыни был устроен Скит с деревянным храмом. К 1916 году в монастыре было 9 храмов и 32 корпуса: настоятельский, братские, трапезные, больничный, гостинный, странноприимный, различные мастерские (иконописная, бондарная, слесарная, маслобойная и др.), конный и скотный дворы. В середине XIX века в обители подвизалось около 200, а к 1916 году — около 400 человек братии. Главной Святыней монастыря была икона Божией Матери " Троеручица " . Этот образ был принесен в Пустынь строителем старцем Серапионом 12 июля 1824 года. От него источались многие чудотворения. В праздничные дни Пустынь посещало до пяти тысяч Богомольцев. Обитель славилась безвозмездным гостеприимством, в голодные годы безплатное питание предоставлялось 300-400 неимущим. Монастырь имел большую библиотеку и архив. В 1918 году началась конфискация имущества обители. Братия объединилась в трудовую коммуну и продолжала совершать Богослужения. С 1920 года в стенах монастыря разместилась детская трудовая колония, и из обители выселили всю братию. С 26 июля 1924 года в обители прекратилось Богослужение. Все монастырские храмы были разрушены, на месте Соборного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы " Троеручица " построено здание детского санатория. От монастырской ограды осталась одна башня и небольшой участок стены, разрушена также большая часть монастырских корпусов.

http://sobory.ru/article/?object=07563

Дьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима путешествовал в 1419–1422 гг. Цель его путешествия не определялась государственными задачами, а вытекала из его личного побуждения посетить памятные места христианства и рассказать о них в традициях паломнической литературы. Зосима путешествовал не торопясь, подолгу задерживаясь во многих местах. Так, в Киеве он находился “поллета”, в Царьграде десять недель, в Никосии полтора месяца, в Палестине с ранней весны до осени. В Царьграде Зосима бывал и ранее: в 1411 г. в числе делегации он сопровождал дочь великого московского князя Василия Дмитриевича, внучку Дмитрия Донского Анну, которую выдали замуж за старшего сына византийского императора Мануила II – Иоанна, будущего императора Иоанна V. Сам этот факт свидетельствует, что Зосима был связан с высшими феодальными кругами. В отличие от других авторов путевых записок, так сдержанно и скупо говоривших о себе, Зосима в большей мере пишет о себе и своих переживаниях, о личных приключениях. Хожение Зосимы известно по семи спискам XV–XVIII вв. Самый ранний и наиболее полный – список XV в., хранящийся в Центральном государственном архиве древних актов (ф. 196, собр. Мазурина, 344). За основу настоящего издания взят список XV в., опубликованный в исследовании: Прокофьева Н. И. Хождение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину. (Текст и археографическое вступление). – В кн.: Вопросы русской литературы, Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, т. 435. М., 1971:12–42. Путешествие и события грешного монаха Зосимы, дьякона Сергиева монастыря. Говорится в писании: тайну царскую хорошо хранить, а дела божьи надлежит преславно проповедовать. Если же не хранить царской тайны, то будет неправедно и опасно, а если умалчивать дела божьи и славные, то наносить беду душе своей. Поэтому я и боюсь утаивать дела божьи, вспоминая муку известного раба, принявшего от господа талант и зарывшего его в землю, а прибыли не сотворившего. Если никто из вас, русских людей, слушающих или читающих это описание, не поверит, то пусть хотя бы не думает обо мне, что я горжусь этим путешествием. Если же некоторые читающие эту книгу, удивляясь высоте ее слов, не хотят верить, то пусть будет им милость божья. Они немощны человеческими помыслами, и нами это не может быть принято.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть День памяти Великой княгини Софии Палеолог Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова 20.04.2024 Время на чтение 10 минут Фото: biographe.ru Сегодня святая Церковь чтит память преподобного Георгия, исповедника, митрополита Митиленского (после 820), мученика Каллиопия (304), мучеников Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310), преподобного Даниила Переяславского (1540), преподобного Серапиона монаха, священномученика Аркадия пресвитера (1933), преподобномученицы Евдокии (1939). Сегодня день памяти супруги Великого Князя Иоанна III Софьи (Зои) Палеолог, отошедшей ко Господу в 1503 году. Софья Фоминична была племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога, убитого при взятии Константинополя турками. В 1467 г., когда Великий Князь Иоанн III овдовел, Софья жила в Риме. Папа Римский, уверенный, что свадьба русского Великого Князя и Софьи поспособствует приобщению Московского государства к унии, решил посватать ее за Иоанна. Однако брак этот имел совершенно иные последствия. Новая русская Великая Княгиня принесла с собой на Русь заветы и предания Византийского царства, некогда славного своей Православной верой и мудрым государственным устройством – симфонией светской и церковной властью. Кроме того, после падения Второго Рима от неверных, Софья передала права византийских государей, равно как и мессианское служение своему православному супругу – московскому Великому Князю и его будущим потомкам, создавшим новую твердыню Православия – Третий Рим. Это наследие Византии имело огромное значение как в деле собирания русских земель, так и выработки русской национальной идеологии Третьего Рима. Видимым знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие в качестве государственного герба Русского государства византийского двуглавого орла. В этот день 1885 года скончался историк Николай Иванович Костомаров.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/de...

Из беседы трех святителей Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской «Беседа трех святителей» – весьма распространенный в древнерусской письменности памятник, состоящий из вопросов и ответов, изложенных от имени трех отцов православной церкви – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Однако под этим названием в рукописной традиции известны различные памятники: переводной диалог Григория Богослова и Василия строго догматического характера, старейший список которого читался уже в Изборнике 1073 г., переводное «Устроение слов Василия и Григория Феолога, Иоанна» (извлечение из сочинения Афанасия Александрийского ) и собственно «Беседа трех святителей», древнейшие русские списки которой относятся к XV в. (известен также южнославянский пергаменный список XIV в.). Не позднее XIV в. «Беседа» начинает включаться в Списки (Индексы) отреченных книг. В числе «ложных писаний», которых «не достоит держати», помещена она в индексе, обычно связываемом с именем митрополита Киприана – «О Василие Кесарийском и о Иване Златоусте и о Григорие Богослове въпросы и ответы о всем лгано». Здесь «Беседа» приписана болгарскому ересиарху Иеремии, сборники сочинений которого известны уже в XIII–XIV вв. Многочисленные русские списки «Беседы» до сих пор не имеют удовлетворительной классификации, генеалогия и история текста их не установлена. Это затрудняет в настоящее время научное издание памятника. Поэтому мы публикуем здесь лишь фрагменты «Беседы», текст которой из-за своей вопросно-ответной формы был чрезвычайно подвижен. Предлагаемые фрагменты сохранились в сборниках выдающегося книгописца конца XV в. кирилло-белозерского монаха Ефросина. Пока невозможно установить, в каком отношении находятся эти фрагменты к первоначальному русскому тексту памятника. Однако подбор их у Ефросина, характерный для специфических интересов и эстетических принципов этого книжника, вместе с тем отражает те черты «Беседы», которые побуждали включать ее в индексы отреченной литературы. Связь изречений «Беседы» с фольклором, интерес ее составителей к светскому («естественно-научному») знанию, шутовской характер многих вопросов – все это сближает славянскую «Беседу» с западными памятниками типа «Монашеских игр» (Joca monachorum). В «Монашеских играх» мы находим вопросы, совпадающие с «Беседой трех святителей» и ее фрагментами у Ефросина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Златоуст (около 344–354 г. – 407 г.) В творчестве младшего современника каппадокийцев, антиохийского проповедника и константинопольского архиепископа Иоанна, усвоение традиций античной культуры христианской церковью достигло полной и классическом завершенности. Им был выработан стиль проповеднической прозы, вобравший в себя несметное богатство выразительных приемов риторики и доведенный виртуозностью отделки до потрясающей экспрессивности. В отличие от теоретика Василия и его кружка Иоанн был прежде всего моралистом и свою писательскую деятельность посвятил в первую очередь вопросам практической этики человеческого поведения, придав своей словесной ткани ту силу эмоциональной взволнованности, которая поставила его вровень с величайшими ораторами древности, а для всего средневековья, восточного и западного, сделала на века непререкаемой нормой и образцом красноречия. Ему по преимуществу присвоен был потомками эпитет Златоустого (этот эпитет прилагается к нему в литературе начиная с VI в.). На литературное поприще как писатель и проповедник Иоанн вступил в 80–е годы IV в., будучи сначала диаконом (с 381 г.), а затем священником (с 386 г.). Уроженец Антиохии, принадлежавший к знатному роду, он прошел курс обучения в риторской школе Либания, где приобрел блестящие навыки софистической техники слова, поэтому неудивительно, что в его ранних сочинениях явно ощущается влияние античных жанров и учений языческих моралистов. Он использует такие традиционные литературные формы, как увещание («К Феодору после его падения», «К противникам монашеской жизни»), параллельное жизнеописание («Сравнение монаха и царя»), диалог (шесть книг «О священстве») и вводит в них речи, написанные в манере Исократа, – с длинными периодами, хитроумными нагромождениями слов, клаузул и всякого рода украшений. Проповеди этого периода в основном – похвальные речи (панегирики) святым и мученикам. Переломным моментом в творчестве Иоанна, возвысившим его талант до огромной силы выразительности, явились события 387 г., когда в ответ на императорский указ о повышении налогов в Антиохии вспыхнул мятеж и толпа низвергла и протащила по улицам статуи императорской семьи, за что населению грозила страшная кара. В ожидании ее шумный город окутался мертвой тишиной, и всякий, кто только мог, спешил его покинуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Каноны на Вознесение Господне Из двух канонов на праздник Вознесения Господня первый, надписываемый в Триоди именем Иоанна монаха, вероятно принадлежит св. Иоанну Дамаскину , которому приписываются многие каноны с означенною надписью 6 ; второй – есть произведение Господина Иосифа, как обыкновенно надписывается и как видно из самого акростиха этого канона; ибо за исключением ирмосов, которые Песнописец заимствовал из богородичного канона Иоанна же Дамаскина, все тропари расположены в нём сначала по порядку букв греческого алфавита, а потом – в 8-й и 9-й песнях – по акростиху из слов: δ Ιωσφ – песнь Иосифа. Такою надписью нередко означал свои произведения св. Иосиф, живший в Константинополе в 9-м веке и названный Песнописцем по преимуществу (μνογρφος) за множество составленных им песнопений на церковные праздники 7 . Содержание первого канона исполнено торжественной хвалы в честь Господа, вознёсшегося во славе пред лицом не только собравшихся учеников Его, но и всех жителей неба, с радостью сретивших в Нём своего вечного Владыку. Живо представляя это последнее видимое чудо Господа на земле и благоговейно восхищаясь величием совершившегося события, Песнописец открывает обильный источник духовного восторга для душ благочестивых особенно в той мысли, что Иисус Христос видимо оставил землю, не оставив здесь плоти человеческой, но вознёсся с тем же самым естеством нашим, которое принял при Воплощении, сделав это естество способным вознестись выше Ангелов и Архангелов, и посадив в лице Своём на самом вышнем престоле, одесную Отца… Другой Песнописец, дополняя вдохновенные изречения первого, возвышает духовный восторг слушателей своим каноном, обильным высокими мыслями: он – то воспоминает важнейшие благодеяния, которые совершил Иисус Христос для рода человеческого в земной жизни Своей до видимого разлучения с людьми, то представляет новые совершеннейшие благодеяния Божии, которые имели последовать и последовали за восшествием Господа на небо, то в самом событии чудного Вознесения находит утешительное исполнение обетований Божиих о восстановлении человечества, видит явный знак примирения и соединения земли – с небом, людей – с Небожителями, к славе единого Владыки и Господа всех – Иисуса Христа; посему призывает весь мир видимый и невидимый к совокупной радости и священному веселию в сей славный день Вознесения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010