А.А. Горбачев Архимандрит и инспектор академии Впрочем, благодатно-радостное состояние монаха и иеродиакона Илариона продолжалось не более двух месяцев, а именно до 30 мая, когда стало известно о его назначении на должность инспектора МДА с возведением в сан архимандрита. Настроение его теперь выглядит разительным контрастом недавней мирной радости и близко к унынию: «Сейчас чувствую больше всего одно: совершенно выбит из колеи, разрушены до основания мои планы и намерения относительно ближайшего будущего, а оно у меня намечено было на целые годы. Настроение подавленное... Летом, по крайней мере, июль весь, придется сидеть в академии: буду я в своей особе совмещать и ректора, и инспектора, и помощника инспектора» 150 . Впрочем, отец Иларион мужественно переносит крушение своих надежд и планов, главнейшие из которых, без сомненья, были связаны с его научной деятельностью. Это новое нелегкое и нежеланное для него церковное послушание он принимает с достойным подражания смирением: «Роптать не ропщу, потому что монах – церковная вещь. Личной жизни у него нет – один. Куда поставят, – берись и работай. Три года уж каникул у меня не было, на нынешние было рассчитывал, но вышло не по-моему. Слава Богу за все!» 151 2 июня того же года Иларион – иеромонах, 5 июля – архимандрит. Новый 1913/1914 учебный год он начинает в должности инспектора академии. 5 ноября 1913 года на заседании Совета академии архимандрит Иларион единогласно избирается штатным экстраординарным профессором МДА 152 . С этого времени начинается в жизни отца Илариона пятилетний период его инспекторства в МДА, период, насыщенный разнообразными событиями, оставляющими инспектору немного возможностей для научных занятий. Совершение богослужений, подготовка и чтение лекций, рецензирование учебных и научных сочинений, прием экзаменов, чтение и рецензирование сочинений (от семестровых до докторских), участие в заседаниях Совета академии, в различных академических актах и мероприятиях, написание и публикация статей в церковных журналах – вот неполный перечень действий и событий, наполняющих жизнь архимандрита Илариона. В 1911 году, еще в свою бытность Владимиром Алексеевичем, он читал лекции по Новому Завету на Женских курсах протоиерея Иоанна Восторгова 153 , в 1912 году Общество любителей духовного просвещения избрало его в действительные члены и поручило «на годичном собрании сказать вроде как бы „актовую речь " » 154 . В 1914 году отец Иларион читал лекцию (вероятно, не одну) в общине великой княгини Елизаветы Федоровны 155 , в 1916 году присутствовал там же на молебне перед началом чтений (а может, и совершал его) 156 , в октябре 1916 года читал доклад в Епархиальном доме 157 и публичную лекцию с благотворительной целью по просьбе студентов академии. 158 Время от времени он служит в московских храмах 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

С божественным именем Иисусовым всаждается в сердца страх Божий, сей корень благих дел, верою в Иисуса иноки учатся обретать Его послушание, терпение и кротость, Его смирение, чистоту и любовь и удостаиваются иметь мир в сердцах своих (Там же). Много пользы приносит иноку безмолвие, уклонение от всяких пустых бесед и развлечения. Безмолвие созидает дух, развлечение – разоряет (24, с.421). Придя в монахи, не говори о мирском, а о монастырском. Говори необходимое, а то – новости одному, тот другому, пятому, десятому – для других вред и для тебя. От разговора теряются чувства (умиление, страх Божий и проч.). Когда спрашивают, отвечай коротко, одно-два слова. Будь молчалив, – даже глупый, когда молчит, кажется мудрым. Великий вред от празднословия: слово – дар Божий. Все ничто, если не научишься, когда сказать и когда молчать. Говори тихо и не смейся. В келлию к себе никого не зови и сам ни к кому не ходи. Мышь, когда сидит в норе, не уловляется кошкой, а как только выйдет, уловляется, так и нас ловит враг спасения. Монаху надо жить в скудости. Когда хвалят, нужно плакать, а когда укоряют и ругают, тогда грехи снимают. Помни смертный час: ах, умереть надо, а смерть грешнику люта! (25, с.460). Монах дважды дает обеты Богу. Отличительный признак монаха – покаяние и смирение. Более всего монаху беречься любопытства и осуждения. Монах не выходит из монастыря. Монах не ходит по келлиям, но пребывает в уединении. Монаху беречься посещать гостей. Монах не водится с женщинами (8, с.564–566). Иноки – оплот Православия (3, с.83). Сущность монашества как наиболее прямого пути ко спасению Миряне, будучи связаны мирскими попечениями, семейной жизнью и всякого рода заботами, находятся в менее благоприятных условиях, чем монашествующие, всецело отрешившиеся от мира и посвятившие свою жизнь на служение Богу. Если мирянин обязывается проводить благочестивую жизнь для достижения спасения, то тем более строгие требования предъявляются монаху, который должен быть облечен во всеоружие добродетелей, а не довольство­ваться приобретением только одной какой-нибудь из них. Поборов в себе все страсти, монах делается полным властелином над самим собою, но достигает он этой власти только тогда, когда окончательно истребит в себе страсть само­любия, которая стоит на пути всякого доброго начинания (6, с.140).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Порабощен телом, душу же непорабощену соблюди Если жизнь монаха – всегда тайна, и о внутреннем делании можно догадываться только отчасти, еще более глубокая тайна покрывает жизнь монаха в тех условиях, в которых оказался отец Иоанн. В ночь c 29 на 30 апреля 1950 года окончился московский период жизни отца Иоанна Крестьянкина . Он стал заключенным 13431. Ночью к нему постучали и увезли на Лубянку 36 . Отец Иоанн напишет в одном из своих писем об этом событии: «В академии учился экстерном. И за полгода до ее окончания, когда была уже и дипломная работа написана, Господь переводит меня на другое послушание: в заключение, к новой пастве... Помышлял ли я о таком проявлении воли Божией? Конечно, нет». Он не помышлял, но томление сердца говорило ему больше, чем ум. В такие моменты дух человека предощущает неведомое, и Дух Божий, испытующий глубины сердца, Сам указывает будущее. Отцу Иоанну исполнилось 40 лет. За время служения в Церкви в нем уже зримо проявилась крепость веры, непоколебимая надежда и сила любви к Богу и людям – те самые добродетели, которые ведут к свету и дают силу жизни. Это и подготовило путь отца Иоанна, путь в новую «академию» – совершенную духовную школу. В этих стремительно развивающихся событиях в памяти всплыло указание святого старца Серафима: «Порабощен телом, душу же непорабощену соблюди». Преподобный предуготовил отца Иоанна к новому этапу жизни. Отцу Иоанну предлежал такой «затвор», где сохранять Дух Божий надо было с великим тщанием, трезвением и монашеским противоборством господствующему там духу вражию. Спокойно принял это новое назначение отец Иоанн как возможность испытать и проверить себя, свою преданность Христу и Его заветам не во дни внешнего благополучия, но в суровой школе гонений. Он уже опытно знал, что духовные плоды взращиваются только в горниле испытаний и лишений. И московские узилища предоставили ему такую возможность. Отец Иоанн мало говорил об этой «пятилетке». Если жизнь монаха – всегда тайна, и о внутреннем делании можно догадываться только отчасти, еще более глубокая тайна покрывает жизнь монаха в тех условиях, в которых оказался отец Иоанн. Но все же скудные следы, свидетельствующие о духовном подвиге, совершавшемся в этот период, сохранились. Сам батюшка так вспоминал о начале нового этапа жизненного пути: «Меня забрали в тюрьму, и началось оформление, долгое и тяжелое: водят туда-сюда, и не знаешь, что ждет тебя за следующей дверью. Я совершенно измучился. Завели меня в какую-то очередную камеру и ушли. Огляделся – голые стены и какое-то бетонное возвышение. Лег я на этот выступ и уснул сном праведника. Пришли, удивленно спрашивают: «Неужели ты не боишься?» Отвечать не стал, но подумал: «А чего мне бояться, Господь со мной».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

священник Максим Козлов Содержание Краткие сведения о Св. Иоанне Дамаскине и его творениях Часть I. Христологические и полемические трактаты Предисловие Иже во Святых отца нашего Иоанна Дамаскина, монаха и пресвитера, против манихеев Беседа сарацина с христианином О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси Преподобного аввы Иоанна Дамаскина Златоструя слово против несториан Иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина слово о вере против несториан Послание как бы от лица святейшего Петра, епископа Дамаскского, лжеепископу Дары, Яковиту Иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина о сложной природе против акефалов Блаженного Иоанна монаха и пресвитера послание, Писанное Иордану архимандриту, о Трисвятой песни О драконах и привидениях Часть II Слова на Богородичные праздники Учение св. Иоанна Дамаскина о Пресвятой Богородице по его словам на Богородичные праздники Смиренного монаха и пресвитера Иоанна Дамаскина слово на Рождество Пресвятой Богородицы Первое похвальное слово на Успение Всепетой Преславной и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Второе похвальное слово на Всечестное Успение Пресвятой Богородицы Третье похвальное слово на Всечестное Успение Богоматери Комментарии Часть I. Христологические и полемические трактаты Против манихеев Беседа сарацина с христианином О драконах и привидениях Часть II Слова на Богородичные праздники     Краткие сведения о Св. Иоанне Дамаскине и его творениях Св. Иоанн Дамаскин родился в конце VII века в Дамаске, тогда главном городе Сирии, столице халифата Омейядов 1 . Он происходил из знатной семьи, известной христианским благочестием. Его отец, Сергий Мансур, был распорядителем казны у дамасского халифа и употреблял свое влияние при дворе ко благу Церкви Христовой. Воспитание и образование Иоанна и его сводного брата Космы (впоследствии еп. Маюмского) Сергий поручил ученому благочестивому иноку Косме из Калабрии, которого он выкупил из плена. Успехи воспитанников скоро оправдали доверие, оказанное иноку благочестивым мужем. «Благодаря превосходству их дарований и ревности, они в короткое время овладели всем труднейшим знанием, как грамматикой, так и диалектикой и искусством доказательств. В нравственной же философии они преуспели настолько, что не только украсили свой ум учением, но и смирили душевные страсти. И подобно тому, как орел смотрит на солнце, так и они пристальным взором взирали на основы естества» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Добрые вести Православия: вторая половина марта 2007 года Плавучий храм «Святой Владимир» Большинство хороших новостей второй половины марта связано с храмами и монастырями, а также православной культурой и образованием.   Новые святые нашей Церкви На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта наши святцы пополнились именами 12 подвижников, прославленных в соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века. В месяцеслов внесены имена: – от Московской епархии: протоиерея Иоанна (Хрусталева; 1875 – 10 декабря 1937), священника Сергия (Кочурова; 1892 – 12 декабря 1941), протодиакона Сергия (Станиславлева; 1884 – 16 ноября 1942), диакона Трифона (Родонежского; 1873 – 27 февраля 1938), псаломщика Николая (Некрасова; 1872 – 7 марта 1938), Димитрия (Волкова; 1871 – 4 марта 1942), Никиты (Сухарева; 1876 – 4 июля 1942); – от Оптиной пустыни: монаха Евтихия (Диденко; 1870 – 5 декабря 1937), монаха Авенира (Синицына; 1879 – 5 декабря 1937), монаха Саввы (Суслова; 1873 – 5 декабря 1937), монаха Марка (Махрова; 1875 – 5 декабря 1937) и Бориса (Козлова; 1886 – 5 декабря 1937). Чтобы вспомнить обстоятельства их мученического подвига, достаточно обратить внимание на пример священномученика Сергия (Кочурова). До 1932 г. он служил в своем родном селе Ухлово Рязанской губернии, пока власти не потребовали его удалиться. Несмотря на гонения и скитальчество, отец Сергий всем сердцем стремился продолжать священническое служение. Он совершал его в храмах Московской епархии до 11 июля 1940 г., когда по доносу был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму, а оттуда сослан в заключение на строительство алюминиевого завода. К месту ссылки страдалец более 100 километров шел по этапу пешком, в дороге сильно простудился и заболел. В лагере по болезни он не мог выполнять работу и в декабре 1941 г. умер от истощения. Все свои скорби и страдания отец Сергий перенес мужественно, помня слова Господа: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22). Ныне он, как и остальные собратья его по мученическому подвигу, увенчавшись, живы со Христом и пребывают в Его Царстве, «идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная». Святые новомученики Российские, молите Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/5008.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Непримиримый боец с врагами Руси Святой 40 дней со дня смерти Константина Душенова 23.03.2024 341 Леонид Болотин написал на своей страничке: «Сегодня, 23 марта 2024 года сороковой день с момента кончины моего друга Константина Душенова — новопреставленного монаха Иоанна (Душенова). Почил он утром 13 февраля. На поминках после погребения монаха Иоанна 17 февраля Анатолий Степанов (гл. редактор сайта " Русская народная линия " ) сказал: " Константин в очередной раз удивил, как многократно удивлял в прошлой жизни " . О монашеском постриге весной 2021 года большинство друзей и знакомых ничего не знали, постриг был тайным буквально. Упокой, Господи, Иисусе Христе, душу новопреставленного раба Твоего монаха Иоанна! Прости ему вся согрешения вольныя и невольныя, даруй ему Царствие Твое Небесное, Сотвори ему вечную память и помилуй нас! Аминь+». Константин Юрьевич Душенов – бывший пресс-секретарь знаменитого митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), первый публикатор оглушительного «Письма 500», автор фундаментальных статей о взаимоотношениях иудеев (талмудической традиции) и православных людей в России, сидевший за свои православные убеждения в начале десятых годов по «русским» статьям УК РФ в колонии под управлением печально знаменитого майора Корепина. Нас с Константином Юрьевичем связывало общее дело: публикация всех его материалов в моём еженедельнике «Московские ворота», а также реализация печатной продукции и видеоматериалов издательства К. Душенова. Регулярно перезванивались с ним по рабочим вопросам и просто так: «поговорить за жизнь». До поры до времени... Меня объявили в федеральный розыск по пресловутым «русским» статьям УК, в котором я пребывал более 10 лет и, соответственно, соблюдал неукоснительно правила конспирации, а Душенова – посадили... Вот такая «се ля ви»... Упокой, Господи, во Царствии Твоем душу раба Твоего Константина, в монашестве Иоанна! Пропитан моросью таёжный скит,

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/23/ne...

Архимандрит Серафим (Розенберг) Почему монаха в русском обиходе зовут ещё иноком? Монах (μοναχς) – слово греческое, оно производно от понятия один, единственный (μνος). Когда же мы говорим инок, тут проступает для разумения другой смысл: инок – иной. Он иначе живёт, чем все мы. Он иночествует. Для этого ему не обязательно уходить в затвор, в недоступный для всех скит. Он может жить и среди таких же, как сам, иных, в соседней с ними келье. Но он и здесь один, иной. Объяснения смысловых оттенков, как видим, просты и их теперь знают и многие люди, живущие в миру. Но от такого знания жизнь монаха, смысл его существования нам, увы, не становятся понятней и доступней. Архимандрит московского Сретенского монастыря отец Тихон (Шевкунов) в своей только что вышедшей книге , говоря о любимом духовном наставнике, знаменитом старце Псково-Печерского монастыря отце Иоанне (Крестьянкине), неожиданно признаётся: «…трудно даже пересказать всё, что происходило за те двадцать пять лет, что знал отца Иоанна. Хотя как раз утверждать, что я знал его, было бы, пожалуй, неверно. Отец Иоанн весь был одной поразительной и прекрасной тайной». Признание тоже по-своему поразительное. Ведь об иноке говорит не человек со стороны. Монах повествует о монахе. Отцу Иоанну в книге архимандрита Тихона посвящён целый рассказ, один из самых больших по объёму, безукоризненно достоверный, поскольку автор, как и во всей книге, не позволяет себе даже намека на вымысел. Старец присутствует здесь, да и в других рассказах, не худосочной тенью. Мы видим, как он в разные годы и десятилетия неутомимо подкрепляет своего духовного сына советами, от чего-то предостерегает, в чём-то утешает… И, однако, остаётся для него «поразительной и прекрасной тайной». А разве не такая же сокровенность – судьба монаха Михаила, принявшего в тех же Печорах с именем Мелхиседек великую схиму, то есть высшую степень отречения от мира – вскоре после своей клинической смерти и чудесного воскрешения? Перетрудившись за исполнением большого физического послушания (он был прекрасным столяром), монах здесь же, в мастерской неожиданно умер. Среди тех, кто сбежался на крики о несчастье, был и отец Иоанн (Крестьянкин). Постоял-постоял, да вдруг произнёс: «Нет, это не покойник. Он ещё поживёт!» И принялся усердно молиться.

http://pravoslavie.ru/48715.html

иером. Макарий Симонопетрский Память святых мучеников Кесария, Дасия, Савиниана, Агриппы (Агриппины), Саввы, Адриана и младенца Фомы, претерпевших Многочисленные мучения, а затем обезглаленных в Дамаске. Память преподобномученика Иакова и его учеников:диакона иакова и монаха Дионисия Память преподобномученика Иакова и его учеников:диакона иакова и монаха Дионисия Св. Иаков жил на рубеже XV-XVI столетий. Он происходил из бедной благочестивой семьи, жившей в Кастории. Рано оставшись сиротой, он быстро разбогател, разводя овец. Но когда брат стал ему завидовать, Иаков предпочел отдать ему свое стадо. Он отправился в Константинополь и начал поставлять мясо для оттоманского двора. Как-то Иакову случилось беседовать с турком, жена которого была чудесным образом исцелена по молитве св. патриарха Нифона авг.], но который не осмелился стать христианином из-за страха перед соотечественниками. Этот разговор побудил Иакова к тому, чтобы более глубоко проникнуть в таинства веры. Получив наставление от самого св. Нифона, Иаков решил раздать свое имущество бедным и возложить на свои плечи животворящий крест Христов. Он отправился в паломничество на Святую Гору Афон и принял постриг в монастыре Дохиар. Там он пробыл три года, вызывая удивление монахов суровым подвижничеством, послушанием без ропота и глубоким смирением. Затем Иаков получил благословение игумена удалиться в пустынные места, дабы без рассеяния предаться подвигам и молитве. Он поселился в разрушенном скиту Иоанна Предтечи, принадлежавшем Иверскому монастырю. Следуя мудрым советам старца Игнатия, Иаков шесть лет вел ожесточенную брань против бесов, завидовавших его успехам. Он отражал все их нападения и лживые видения именем Иисуса и с помощью заступничества Пресвятой Матери Божией. За эти испытания, которые Бог попустил, чтобы укрепить его на аскетическом поприще, он удостоился дара духовного рассуждения, так что мог распознать не только в себе, но и в других, что есть знаки присутствия Божия, а что – бесовские наваждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предисловие Проповеди святителя Геннадия на Богородичные праздники Слово св. Геннадия (Георгия) Схолария на Благовещение Пресвятой Богородицы Георгия Куртезия Схолария слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Слово св. Геннадия (Георгия) Схолария на введение во храм Пресвятой Богородицы Слово огласительное Георгия Схолария на праздник введения, прочитанное в обители Пресвятой Богородицы, именуемой «Славной» в присутствии императора Константина и всего Сената, а затем – обнародованное Слово св. Геннадия (Георгия) Схолария на успение Пресвятой Богородицы Слово на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, написанное и прочитанное в Патриаршей Обители «Блаженнейшей», когда в третий раз мы были вынуждены отправиться туда. Индикт 12-й Крещение русского народа в огне и слезах покаяния Проповеди святителя Геннадия (Георгия), произнесенные во время Великого поста и в недели, предыдущие Великому посту Беседа на притчу о мытаре и фарисее Беседа на притчу о блудном сыне, и о покаянии Беседа в первую седмицу Великого поста. О посте О милостыне Слово св. Геннадия Схолария в Неделю Православия На Торжество Православия. В первое воскресенье Великого поста О таинственном теле Господа нашего Иисуса Христа Слово в Великую Пятницу Блаженного и прославленного Патриарха Кир Геннадия омилия, произнесенная во Святый и Великий Пяток во дворце, в то время, когда он был еще мирянином Остальные проповеди святителя Геннадия Геннадия монаха Схолария слово на святое Преображение Господа нашего Иисуса Христа, прочитанное в царских палатах в то время, когда он был еще мирянином и исполнял государственные должности при царе Иоанне Похвальное слово святым апостолам Похвальное слово святым апостолам О скорбных переживаниях, охвативших апостола Петра после его отречения от Христа А. Письмо монаха Лаврентия к патриарху Геннадию B. Ответ патриарха Геннадия монаху Лаврентию C. Прозопопея Прибавление Кондак преподобного Романа Сладкопевца об отречении апостола Петра Слово на память усекновения главы честного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна На Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Геннадия монаха Отрывок из пасхального слова святому великомученику Димитрию Относительно похвального слова о преподобном Леонтии Ахайском Заметка издателя сочинений святителя Геннадия Прибавление Об искуплении I. История возникновения сатисфакционного толкования дошмата Искупления на Западе Применимо ли понятие сатисфакции к нравственному закону? II. Краткий просмотр святоотеческого восприятия догмата Искупления в Восточной Церкви III. Учение св. Григория Паламы о значении Крестной Искупительной Жертвы Спасителя в спасении человеческого рода IV 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12  

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Расскажите, пожалуйста, о Цетиньском монастыре и его святынях. Отец Лука: Двадцать лет я был в братии Цетиньского монастыря одного из наиболее крупных и значительных монастырей Черногорско-Приморской Митрополии. Это был первый монастырь, в который я пришел. Он является одной из величайших святынь Православия: там хранится десница Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна , частица Животворящего Креста и нетленные мощи святого Петра Цетиньского Чудотворца . В течение пятнадцати лет я был его настоятелем. Однако после двадцати лет жизни в монастыре во мне родилось желание более глубокой монашеской жизни, которая не нарушалась бы тем, чем теперь нарушается монашеская жизнь большим количеством туристов. Я поселился в пустыне, или испостнице, где находится церковь XII века. Ее благословил построить еще святитель Савва . Сейчас там формируется монастырь. А как вы попали в Цетинье? Отец Лука: В Цетинье я пришел потому, что моим духовником был иеромонах Амфилохий, который после хиротонии в митрополита Черногорского и Приморского увез меня с собой. А вообще желанием каждого монаха, и моим желанием, была жизнь на Святой Горе Афон . Таким стремлением, видимо, отмечена жизнь каждого, кто хочет стать монахом быть там с начала и до конца своей жизни. Сейчас у меня появилось желание тишины и покоя в духовном плане. Но Святая Гора остается Святой Горой. На Афоне, кроме общежития, есть и пустынническое умное делание. Особенно этим деланием отличаются монастыри Филофей и Каракал , братия которых долгое время жили под руководством старца Ефрема. Он сейчас живет в Америке, где основал восемнадцать монастырей. Что такое умное делание? Отец Лука: У монаха все существо должно быть направлено к Богу. По словам преподобного Исаака Сирина , монах это священный ум. Как говорят отцы-исихасты , ум, обретя истинное познание, направляет его в сердце и в этой встрече ум и сердце узнают друг друга; и познается тот первозданный человек, каким его изначально сотворил Бог ум, воля, сердце, душа и дух были едины. Вот что такое умное делание.

http://azbyka.ru/way/arhimandrit-luka-u-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010