В 5-й день Святаго пророка Захарии, отца честнаго Иоанна Предтечи ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Масть имея на себе,/ризу же святую,/приснопамятне Захарие,/яко Ангел, Богу послужил еси,/ходатайствуя Содетелю, и зданию, блаженне,/и сказания яве Божественнаго Духа приемля./Тем тя ублажаем/и святое твое днесь совершаем торжество,//Спаса славяще. Отроча видел еси, рождшееся от Отроковицы,/Захарие богодохновенне,/Отцу Собезначально,/и своему предъявленно пророчествуеши отрочати:/пророк будеши истинно,/Сего стези уготовляя./С нимже тя ублажаем/и честное твое торжество священно празднуем,//богоносе пребогате. Храм жив и одушевлен/Божественнаго Духа был еси/и посреде храма, славне,/Богу служа чистым сердцем,/неправедно заклан был еси,/мученически совершая божественное течение твое, достославне./Тем в Небесный храм вшел еси/кровию своею,//прося очищения душам нашим. Слава, глас 8. Самогласен. Иоанна Монаха: Священства законнаго одеян истинно одеждею,/по чину Ааронову служил еси/и, предстоя в храме,/ангельский зрак яве видел еси, преблаженне./Тем твое преставление вси поюще должно, Захарие,/песньми восхваляем тя,/по старости израстивша Иоанна славнаго:/моли за ны милостиваго Бога,//спастися нам. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен, глас тойже. Подобен: О, преславнаго чудесе: Что зримое видение,/еже моима очима видится, о Владыко,/Содержай всю тварь,/на Древо воздвижен быв,/и умираеши, всем даяй жизнь?/Богородица плачущи глаголаше,/егда узре на Кресте возносима/из Нея неизреченно возсиявшаго/Бога и Человека. На стиховне Октоиха. Слава, глас 2. Анатолиево: Яко чист иерей во Святая Святых вшел еси/и, одеждею священною одеян,/непорочно Богу служил еси,/якоже Аарон законополагая/и яко Моисей водя колена Израилева, звонцев в чистом знамении./Темже и убиен был еси,/но кровь твоя праведная спасительное нам исцеление бысть/и, яко миро благовонное,/слухи отверзает к шествию вечныя жизни./Захарие треблаженне,/Крестителя Иоанна родителю и Елисавети сопружниче,/прилежно моли о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Румынские монахи-святогорцы Румынский скит Иоанна Предтечи (Честнаго Продромоса, или Продром) был построен в 1853 году в местечке Вигла, расположенном в часе езды от главного монастыря Великой Лавры. Начало XX века было для монастыря периодом бурного духовного роста. 6 февраля, 2014 Румынский скит Иоанна Предтечи (Честнаго Продромоса, или Продром) был построен в 1853 году в местечке Вигла, расположенном в часе езды от главного монастыря Великой Лавры. Начало XX века было для монастыря периодом бурного духовного роста. Румынский скит Иоанна Предтечи (Честнаго Продромоса, или Продром) был построен в 1853 году в местечке Вигла, расположенном в часе езды от главного монастыря Великой Лавры. Начало XX века было для монастыря периодом бурного духовного роста. В это время здесь проявили себя большое количество монахов, которые преуспели в добродетели, духовном делании, каллиграфии, переплетном ремесле, живописи и искусстве пения. Всем известен на Святом Афоне талантливейший румынский монах-певчий Нектариос Влахос. В библиотеке монастыря по сей день хранится двадцатитомная работа монаха Иринарха. Каждый том, тончайшей ручной работы, с бесчисленными миниатюрами, рисунками и святогорскими сюжетами, описывает исторические и прочие события из жизни афонских монастырей. Этот труд являет собой неоценимое сокровище еще и потому, что, благодаря ему, мы можем узнать историю и положение каждого монастыря с конца 19 века до наших дней.В томе о румынском ските мы нашли следующие синаксарные жития румынских отцов- святогорцев, которые мы и предлагаем вашему вниманию. 1. Монах отец Леонтий Продромитский Блаженный старец Леонтий Феодореску, священник и благочинный монах, был родом из коммуны Негрешть округа Нямц. Отца его звали Федор, в то время как мать его приняла монашеский постриг с именем Гликерия. В 1838 году он отправился в молдавский монастырь Хораица, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Игуменом монастыря был тогда знаменитый отец Иринарх Росуц. Он стал монахом и принял имя Иринарх и сразу же был рукоположен в сан священника. В 1852 году он подался на Святой Афон и поселился в только что богопоставленном монастыре Иоанна Крестителя. Там он стал благочинным монахом, приняв имя Леонтий. Игуменом монастыря в то время был основатель монастыря иеромонах Нифон. Он предвидел свою кончину, говоря всем, что преставится во Господе перед Пасхой 1901 года. Он скончался в возрасте 85 лет, из которых 49 прожил на Афоне. В течение девяти лет он служил священником в храме Богородицы в Гефсиманском саду в Палестине (1882-1891).

http://pravmir.ru/rumynskie-monaxi-svyat...

С креста не сходят. О схимонахине Варваре, личном враче митрополита Иоанна (Снычева) Источник: «Благовест», Самара Схимонахиня Варвара в последние годы жизни «Я посвятила жизнь своему Святителю и духовному отцу ради Христа и ради послушания», - так скажет в конце жизненного пути схимонахиня Варвара (Валентина Сергеевна Дюнина), личный врач Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Владыка Иоанн четыре десятилетия вел ее ко Христу, уча смирению и послушанию. И сегодня мы постараемся проследить непростой путь этой женщины-мироносицы по воспоминаниям близких ей людей - протоиерея Николая и матушки Татьяны Манихиных и на основе ее личных записей. Родилась Валентина в Саратове 15 апреля 1944 года в семье рабочего Сергея Ивановича Дюнина и Евгении Васильевны Ежовой. Зерна Православной веры посеяла в душе маленькой девочки ее мама, она водила дочку с собой в семинарский храм. Валя, находясь под впечатлением от церковных служб, возмечтала стать... священником(!). И когда знакомые спрашивали ее, кем она хочет стать, твердо отвечала: «Батюшкой». Мама строго объяснила дочке, что девочки батюшками не бывают. Но каково было удивление пятилетней девочки, когда она впервые увидела своего будущего духовного отца, тогда еще студента семинарии, безбородого, с кудрявыми волосами ниже плеч - отца Иоанна. Девочка впервые видела перед собой монаха и не поняла, кто он. Всю Литургию Валя разглядывала семинариста, и из-за его духовной красоты и длинных кудрявых волос, всего его отрешенного облика решила, что он ... девушка! Валя негодовала от несправедливости мамы: обманула, что девочки батюшками не бывают... Еле дождавшись окончания службы, она, заливаясь горючими слезами, выговорила маме свою обиду. Евгении Васильевне было смешно и неудобно перед людьми. Но, видимо, не без Промысла Божия была эта встреча. С тех пор образ того батюшки (потом она уже узнала, что зовут его отец Иоанн) так и стоял перед глазами, и девочка с большим старанием стала ходить в храм семинарии. В том же 1949 году в их семье родилась сестренка Таня, которую старшая сестра стала трепетно опекать. В то время было трудно с духовной литературой, и если кто-то давал Евгении Васильевне книгу почитать, то она читала ее вслух дочерям. Под впечатлением от этих чтений Валя устраивает в чуланчике келью, развесив маленькие иконочки и пучки с благовонными травами, чтобы пахло, «как в церкви». Видимо, уже тогда она выбрала свой путь одиночества, путь к Богу.

http://pravoslavie.ru/36348.html

     Продолжается празднование святой Пасхи. Следующее воскресение после нее называется Антипасхой. Однако почему? Приставка «анти» в современном языке чаще всего имеет зловещее значение — «против». Однако разве это единственное значение греческой приставки αντι? Отнюдь нет, ибо другое ее значение — «вместо». Так вот, «Антипасха» — это празднество «вместо Пасхи». Восьмой день, или октава, после нее осмысляется как замещающее и соразмерное ей торжество, столь же величественное, как и сама Пасха. В древности Антипасха также именовалась «Новой неделей», такое название есть в проповедях свт. Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Интересно, как называет ее Блаженный Августин — «Неделя в белом» (dominica in albis). Как считает М.Скабалланович, эта неделя названа так, потому что новокрещенные (неофиты) с этого воскресения переменяли белые одежды, надетые на них при Крещении, на обыкновенные . Мнение Скабаллановича справедливо, ибо в 172 проповеди Блаженный Августин говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце» . Однако издревле служба Антипасхи была посвящена также и уверению Фомы. Согласно свидетельству блаженной Эгерии, вечером в день Антипасхи в храме святого Сиона читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы. В «Апостольских постановлениях» (текст окончательно сложился около 380 г.) повествование об установлении праздника ведется от лица самого св. апостола Фомы: (ορτ τιμα ατ γδη, ν δυσπιστοντα μ Θωμν π τ ναστσει πληροφρησεν — досточтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего в Воскресение Фому, известил о нем. Канон праздника был написан преподобным Иоанном Дамаскиным, по крайней мере в древнейших рукописях Триоди (Р.А.И.К 109 — IX в., Sin. Greek 735 — Х в.) он подписан именем Иоанна Монаха, под которым часто выступает великий богослов VIII в., некогда великий визирь Дамаскского халифа, а затем смиренный монах монастыря св. Саввы Освященного. Стиль канона соответствует стилю произведений преп. Иоанна Дамаскина. Однако не исключено, что 9 песнь канона древнее прочих и может даже восходить к V веку . Что особенно привлекает нас в этом каноне?

http://pravoslavie.ru/102910.html

Желовижи. Церковь Иоанна Милостивого. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В описании к Калужскому атла­су конец XVIII в. под 373 упоминается: «Село Желовижь, дер. Соболева, Русинова, Филипова, Ивана Ивановича Шувало­ва с выделенною церковною землею в трех верстах в бесспорном отводе. Село на безымянных отвертках по обе стороны, а реки Тарусы на левой стороне; две церкви, одна каменная Иоанна Милостиваго, другая деревянная Страстотерпца Георгия, дом гос­подский деревянный с плодовитым садом; дер. Соболева, безы­мянного ручья на левой; Русинова, по обе стороны речки Восты; Филипова, речки Восты на правой и по обе стороны Никитинского ручья; церковная землей, одна на левой стороне безымян­ного ручья, а другая по обе стороны другого безымянного ручья третья на левом берегу речки Тарусы, лес строевой, дубовой, березовой, крестьяне на оброке». Село Желовижь владельческое, при речке Тарусе в 41 версте от губернского города. В 1859 г. в 31 дворе проживало 108 муж­ского и 127 женского населения. В 1914 г. количество жителей осталось на прежнем уровне - 100 мужского и 111 женского на­селения (Список населенных мест за 1859 г. С. 14 и 1914 г). Церквей за всю историю было две - деревянная и каменная. В первой половине 17 века упоминается церковь Страстотерпца Христова Георгия «пустое место». Видимо постигла участь мно­гих российских поселений после похода гетмана Сагайдачного во время первой польской войны. В 1680 г. земли были отданы на оброк Ивану Селиверстовичу Дурново. В Калужских десятинах читаем: «В Лисинском стану за Селиверстом Ивановым сыном Дурным в поместье Жеребей села Желовижи, на реке на Тарусе, а в нем место церковное пусто стратотерпца Георгия, да место по­пово, место дьяконово, место пономарево, пашни церковные пе­релогом и лесом поросло 10 чети в поле...» (Жилыя данные церкви Калужской десятины. - М., 1903. С. 84). В 1693 г. по челобитной Ивана Дурново «велено ему на сей земле строить церковь, и бла­гословенная грамота дана» (Там же. С. 85). Во второй половине того же столетия церковь вновь постро­ена «205 г. (1697) марта 17 по указу святейшего патриарха и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского новопостроенной церкви святого великомученика Георгия, ко­торую построил Иван Селиверстов сын Дурново в Лисинском стану в вотчине своей в селе Желовижи на старом церковном Георгиевском погосте». (Жилыя данные церкви Калужской деся­тины. - М., 1903. С. 69).

http://sobory.ru/article/?object=49015

История и пути Промысла Божия 3.1. Святоотеческое наследие и воспитание юношества Председатель: епископ Якутский и Ленский Зосима; Сопредседатель: игумен Петр (Пиголь), первый проректор РПИ св. ап. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, гл. редактор альманаха «К Свету», кандидат богословия. Куратор: Балашова Елена Григорьевна, сотрудник издательского сектора Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Время проведения: 2 февраля, 10.00. Место проведения : Конференц-зал гостиничного комплекса Свято-Данилова монастыря; Б. Староданиловский пер., 5. Проезд: м. «Тульская». 1. Епископ Якутский и Ленский Зосима. «Архиепископ Феодор (Поздеевский) и духовное образование и воспитание юношества». 2. Епископ Бостонский Михаил (Русская Православная Церковь Заграницей). «Святитель Иоанн Шанхайский: плоды духовного воспитания». 3. Архимандрит Нафанаил (Крикота), ректор Почаевской Духовной семинарии. Приветственное слово. 4. Игумен Петр (Пиголь), первый проректор РПИ св. ап. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, гл. редактор альманаха «К Свету», кандидат богословия. «Святоотеческие основы взгляда монаха Климента (Константина Николаевича Леонтьева) на образование и воспитание». 5. Иеромонах Диомид (Кузьмин), казначей Казанско-Богородицкой Площанской пустыни, сотрудник Отдела агиологии Брянской епархии. «Старец Василий Кишкин и его последователи: опыт христианского воспитания». 6. Иерей Георгий Павлович, историк (Дивеево). «Преподобная Александра, Первоначальница Дивеевская: образ христианского жития». 7. Иеромонах Иннокентий (Ольховой), эконом Свято-Данилова монастыря. «Просветительская деятельность архиепископа грека Никифора (Феотокиса) (1731–1800) в России». 8. Монахиня Сергия (Ежикова), настоятельница Петропавловского монастыря, заведующая отделом агиологии Брянской епархии. «Архимандрит Даниил (Троицкий) и его пастырско-педагогическое наследие». 9. Бездетко Елена Владимировна, преподаватель агиологии и агиографии РПИ св. ап. Иоанна Богослова. «Особенности мученических житий в свете формирования православного мировоззрения».

http://pravoslavie.ru/425.html

Мне бы хотелось свидетельствовать о важном аспекте мысли отца Иоанна Мейендорфа , к которому он часто возвращался на различных этапах своей богословской и литературной деятельности. Речь идет о богословском осмыслении в восточной и западной патристике, у блаженного Августина и его наследников, с одной стороны, и в великой традиции Отцов Востока, с другой – проблемы «первородного греха», или лучше сказать, первоначального греха и его последствий. Вместе с молодыми преподавателями Свято-Сергиевского Института, Иоанном Мейендорфом и Николаем Куломзиным, я оказался на протяжении нескольких лет вовлеченным в работу студентов, готовящих докторскую диссертацию в Школе Высших исследований (одна из секций Сорбонны) . Деятельность этой группы проходила под эгидой профессора Х. И. Марру и дом (почетный титул католических монахов некоторых орденов) Оливье Руссо, монаха тевтонского бенедиктинского монастыря. Группа называла себя ПКП – Патристические комментарии Писаний. Среди ее членов мне бы хотелось назвать учеников профессора Марру. Все они стали известными исследователями в области патристики: А. М. де ла Поннардьер, М. Ж. Рондо, М. Каневе, Ж. М. Леру, А. Жобер. Стоит, наверное, сказать, что Иоанн Мейендорф , в то время полностью занятый написанием своей диссертации о святителе Григорие Паламе , нашел тем не менее время не только участвовать в работе группы, но и придать ей решающий импульс. Вместе с дом Оливье Руссо, приезжавшем автостопом из Бельгии в Париж, он был в огромной степени организатором и вдохновителем этих семинаров. Заседание, проходившее 26–27 мая 1956 года, было посвящено отрывку из Послания апостола Павла к Римлянам 5:12, и в частности пониманию знаменитого « εφ ω παυτες ημαρτον» самим Апостолом, а затем Отцами Церкви. Я не могу останавливаться на всех деталях этого чрезвычайно плодотворного заседания, а расскажу лишь о докладе Иоанна Мейендорфа . Его название – «Первородный грех: толкование «eph ho», Рим 5:12 , у святителя Кирилла Александрийского , Феодорита и некоторых других». Это было, скорее, представление картотеки прочитанного, чем окончательно сформированное богословское суждение. Я бы высказал мнение, что этот обзор текстов был для нас самих открытием в богословии и одновременно запоминающимся духовным событием. Через обращение к малоизвестным святоотеческим текстам нам была предложена новая, дышащая свободой, плодотворная точка зрения. На протяжении тридцати пяти лет своей богословской деятельности о. Иоанн постоянно продолжал возвращаться к этой проблеме, углубляя и проясняя ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Молитвенник за Россию Документ из архивов Валаамского монастыря Монах Иувиан (Красноперов) Источник: Журнал " Покров "      2 января Русская Православная Церковь вспоминает святого праведного Иоанна Кронштадтского. Еще при жизни его называли святым батюшкой, тысячи и десятки тысяч богомольцев стремились к нему со всей России. 53 года молился праведник в Андреевском соборе Кронштадта, где, не в силах исповедовать всех желающих, ввел знаменитую общую исповедь. Сила ее была настолько велика, что даже люди, попавшие в храм случайно, ради любопытства, выходили оттуда верующими. Предлагаем отрывок из воспоминаний очевидца событий, архивариуса Валаамского Спасо-Преображенского монастыря монаха Иувиана (Красноперова). 10 августа 1899 г. – величайший день в моей жизни, день исполнения заветных моих желаний и многолетних неудержимых стремлений: в этот достопамятный и незабвенный для меня день Господь сподобил наконец великой милости впервые видеть праведника и молитвенника земли Русской отца Иоанна Кронштадтского и получить затем его святое благословение и совет к избранию рода жизни. …Глубоким утром этого дня с трепетавшим от восторга и нетерпеливого ожидания сердцем направился я в Успенскую церковь городской думы. Последняя была еще закрыта, но большая толпа народа уже стояла пред церковными дверями. В пять часов утра церковь открыли, и толпа стремительно хлынула в храм. Народною волною меня вынесло к самой солее, против царских врат, где у решетки мне пришлось остаться на все время службы, откуда прекрасно все было видно и слышно. Утреню совершал один из приезжих священников, но канон вышел читать на клирос сам батюшка отец Иоанн. Худощавый, среднего роста, с чудными голубыми глазами, с выражением великой любви на лице, он казался явившимся из страны света и правды, милости, любви и добра. Тем из нас, которые доселе ни разу не видали отца Иоанна, не нужно было говорить, что это был именно он, ибо из тысячи священников он был узнаваем по своему вдохновенному виду, по этим лучезарным глазам, по этому ясному выражению лица, горевшему огнем внутреннего чувства, на котором отражалась его детски чистая душа.

http://pravoslavie.ru/118356.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 25. Семья К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова) в селе Прыски близ Оптиной в 1901 году. 1904 год – начало Русско-Японской войны Наступил двадцатый век. «[Январь 1]. Понедельник. Обрезание Господне. Новый 1901 год, – записал отец Павел. – Промыслом Божиим вступили в новый 1901 год благополучно и безмятежно. Наступивший год есть вместе с тем и начало нового, двадцатого, столетия, нового века. Благодарение Господу Богу, во Святей Троице прославляемому и покланяемому» 398 . Новый год начался обычным порядком, пошла та же череда мирных событий. 12 февраля начался Великий пост . 18-го, в воскресенье, отец Иосиф отправил своего келейника, рясофорного монаха Иоанна, в Кронштадт к протоиерею Иоанну Сергиеву для испрошения благословения на постройку в скиту нового храма в честь преподобных Льва Катанского (Ангела приснопамятного старца Льва) и Иоанна Рыльского. 1 марта он вернулся, получив благословение пастыря-старца. Двести пятьдесят тысяч штук кирпича были уже привезены и сложены в разных местах скита (кирпич изготовлен был на монастырских заводах). Средства на возведение храма предоставил скиту екатеринбургский купец Михаил Иванович Иванов, поступивший (правда, временно) в число скитского братства еще в 1899 году. 29 апреля в Летописи появилась запись: «Строящийся в скиту храм будет каменный, однопридельный с двумя храмовыми иконами: преподобного Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского. Над входными вратами будет устроена звонница. Размеры храма: длина 37 аршин, ширина 17 и высота 15 аршин. При храме будет устроено помещение в два этажа. В нижнем этаже одна келия для храмоздателя, временно проживающего в скиту екатеринбургского купца Михаила Ивановича Иванова, и две келии для братии скита. В верхнем этаже предполагается поместить ризницу, библиотеку скита и устроить, кроме того, еще две келии для братии. Иконостас предполагается заказать в Козельске... В подвальном этаже предположено устроить храм в честь святого Архангела Михаила (8 ноября – день Ангела храмоздателя) и братскую усыпальницу» 399 . Чертеж строения был исполнен послушником Виктором Вейденгаммером. К 1 января 1902 года храм был уже почти готов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О священстве и др. слова Во вторую книгу первого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли: «О священстве», «Беседа по рукоположению во пресвитера», «Против аномеев», «Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог», «Против иудеев», «Слово о проклятии», «Слово на Новый год», «о Лазаре». Представляется, что важнейшими из этих творений свт. Иоанна Златоуста являются книги «о священстве, о которых Флоровский в «Восточных отцах» писал: «Диаконское посвящение св. Иоанн принял в 381 году от Мелетия Антиохийского, пресвитерское — от его преемника Флавиана в 386 году. О своем новом призвании Златоуст говорил в знаменитых книгах «О священстве» (в действительности об епископском служении). Трудно сказать, когда он писал их, но не позже пресвитерского рукоположения. Он исходил из идей св. Григория Богослова. Два основных мотива Златоуст подчеркивал. Во-первых, говорил о высоте священного звания, как призвания к тайнодействию. «Священное служение проходится на этой земле, но занимает место среди властей небесных». Ибо священство установлено Самим Утешителем. И разве на земле мы остаемся, когда видим снова Господа, приносимого и мертвого, и как бы обагряемся Его кровью. А священник предстоит у жертвенной трапезы… Престол священника поставлен на небесах. Ему дана небесная власть ключей, которая не дана и ангелам… Во-вторых, в священнике Златоуст видит, прежде всего, учителя, наставника, проповедника, пастыря душ. И об учительном служении священства он говорит всего больше. В этом отношении он ставит священника выше монаха — в пастырском служении больше любви, чем в монастырском уединении, и пастырство есть служение деятельной любви, служение ближним… «То именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующим нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно», — замечал Златоуст…» ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ПЕРВЫЙ КНИГА ВТОРАЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010