«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Автобиография Автобиография Порфирия Кавсокаливита — это сборник, составленный по воспоминаниям старца. В книге воспоминаний старца Порфирия приоткрываются тайны души монаха. Как душа возгорается желанием жить с Богом? С чего начинается сосредоточенная молитва? Что такое любовь Божия? Как Бог заботится о Своих избранных чадах? Здесь говорится не столько о «технике» подвижничества, сколько о том, ради чего человек выбирает жить с Богом. Жития подвижников часто «причесываются»: убираются неожиданные, непонятные моменты, рассказы меняются по стилю, переводятся на классический язык богословия. В данном издании у читателя есть возможность прикоснуться к непосредственному опыту старца Порфирия. Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) Автобиография Я происхожу из деревни Святой Иоанн Святой Иоанн — деревня на Эвбее. Оттуда я происхожу. Мои родители были бедняками, поэтому мой отец покинул деревню и уехал в Америку. Там он работал простым рабочим на строительстве Панамского канала. Мы, крестьянские дети, трудились с малых лет: поливали сад, огород, ухаживали за скотиной, бегали повсюду, куда нас посылали взрослые. Я с малого возраста пас животных в горах. Я был наивным и застенчивым. В школу я походил лишь в первый класс и почти ничему не научился, потому что учитель болел. Там, где я сторожил овец, я по слогам прочитал житие святого Иоанна Каливита. Тогда мной овладело пламенное желание уйти из мира и стать монахом. Хотя я никогда не видел ни монаха, ни монастыря, не знал ничего. Когда мне исполнилось семь лет, мать послала меня в Халкиду на работу в один магазин. В то время в магазинах продавали все: скобяные изделия, ключи, винты, замки, веревки, а также сахар, рис, кофе, перец и все то, что сейчас есть в лавке бакалейщика. Магазин был большой. Там уже работали два паренька. Когда я пришел, все стали мною распоряжаться, и я делал то, что мне говорили. Все отдавали мне приказания, и я носился повсюду. Между тем ребята устроились поливать цветы хозяйки на балконах. Они ходили по очереди через день. Когда пришел я, они навалили на меня все — и уборку, и цветы. Однако я не подозревал ничего плохого. Все исполнял и ходил туда, куда меня посылали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа Так и сейчас, если мы сами изберем жизнь по заповедям Божиим, то ситуация в России изменится... Не бойтесь, ничего не бойтесь под покровом Божиим! Миром правит Бог , только Бог, и никто другой. Любовь! Призыв к любви звучал в отце Иоанне постоянно. Он трепетно жил в словах его, являлся в делах, в обращении с людьми. В одном из своих пасхальных поздравлений его сердце пропело гимн любви как великой тайне жизни, побеждающей саму смерть, сам ад. «И тайна эта – любовь! Полюбите! И будете радоваться с другими и за других. Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. В этом – наш рай! Это – наше Воскресение! Полюбите Любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем!»   «А вот без любви к Богу, – говорил отец Иоанн, – не может быть не только монаха, но и просто христианина». И это было основной духовнической заботой пастыря-монаха. «Как я желаю тебе, чадо мое духовное, чтобы вся жизнь твоя стала служением, и цель ее – труд для Бога, во спасение твоей души… Я призываю тебя к высоте полного самоотречения, которое достигается только любовью. Любовь освящающая, согревающая, оживляющая; Любовь, забывающая себя и отдающая себя всецело Богу, а в Нем и всякому ближнему да будет для тебя тем светочем, в котором возобразится Христос. Только в Нем – цель, смысл и истинная радость жизни. Все да будет у тебя с любовью», – писал он в одном из писем. 1970 год оказался для отца Иоанна насыщенным юбилейными датами. Исполнилось 25 лет его служения у престола и шестьдесят лет от рождения. И как зримую оценку его трудов в день празднования Вознесения Господня его возвели в сан игумена. Обращаясь к владыке и братиям с благодарственным словом, он просил их молитв о своей немощи: «Испросите мне у Христа Господа милость, да даст мне разум благоугождать Ему мыслью, и желанием, и намерением, и делом, да верен Ему обрящуся даже до последнего моего издыхания. Чтобы последние годы моей жизни и смерть моя явились если и не прославлением имени Божия, то и не бесчестием святой Божией Церкви, монашества и святой обители сей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Слово akedia, которое в древнегреческом языке значило «небрежность, беззаботность», стало богословским понятием после того, как авва Евагрий Понтийский (345–399) при построении классификации восьми смертных страстей стал использовать его для названия шестой страсти – уныния: «Есть восемь основных помыслов, которыми объемлются все [другие] помыслы. Первый помысел – чревоугодия, а за ним [следует] помысел блуда, третий – сребролюбия, четвертый – печали, пятый – гнева, шестой – уныния, седьмой – тщеславия, а восьмой – гордыни» (Слове о духовном делании. 6). Авва Евагрий указывает на демонический источник этих губительных страстей: «Бес уныния, который также называется “полуденным” (Пс. 90: 6), есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа. Прежде всего, этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остается неподвижным и день делается словно пятидесятичасовым. Затем бес [уныния] понуждает монаха постоянно смотреть в окна и выскакивать из келлии, чтобы взглянуть на солнце и узнать, сколько еще осталось до девяти часов, или для того, чтобы посмотреть, нет ли рядом кого-либо из братии. Еще этот бес внушает монаху ненависть к [избранному] месту, роду жизни и ручному труду, а также [мысль] о том, что иссякла любовь и нет никого, [кто мог бы] утешить его… И, как говорится, он пускается на все уловки, чтобы монах покинул келлию и бежал со [своего] поприща» (Там же. 12). В творениях святителя Иоанна Златоуста это слово тоже означает «уныние». Иногда он использует греческие слова athymia («малодушие, робость, тревога») и katefeia («уныние, подавленность»). Святитель Иоанн Златоуст, в отличие от Евагрия, возникновение болезненного состояния уныния не связывает исключительно с демоническим нападением: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонического действия, потому что и демон, в ком властвует, то властвует через уныние, а если уничтожишь уныние, то и от демона не потерпишь никакого вреда» (К Стагирию, подвижнику. Слово третье. 13).

http://pravoslavie.ru/29173.html

1 Чтение ее положено в церкви на утренях и часах в простые дни святой Четыредесятницы. См. Устав церковный в главе о святой Четыредесятнице. 2 Памяти его посвящено четвертое воскресение святой Четыредесятницы. 3 Кроме того, что можно выбрать из самых сочинений преподобного Иоанна касательно истории его жизни, два писателя, современных ему, также оставили нам сведения о нем. Один из них – инок синайский, живший в его время и писавший как очевидец (составленное им жизнеописание св.Иоанна помещено в книге Vie des Peres des de " serts d " Orient, par le R.P. Michel. — Paris: Ange Marin, 1824. T.V.). Другой – инок раифский, писавший спустя немного времени после смерти святого на основании свидетельств лиц, которые хорошо знали его. Поэтому в своем сказании, которое помещено в начале Лествицы, он говорит следующее: «Все те, которые имели счастье слушать этого великого человека, из коих есть много поставленных им на путь спасения и доселе шествующих по нему, все те могут засвидетельствовать истину этого рассказа». Особенно же ссылается он на монаха Исаака, которого св.Иоанн избавил своими молитвами от многих искушений, и на авву Иоанна, игумена Раифского, который побудил св.Иоанна написать Лествицу, как свидетелей наиболее знаменитых и по своей близости к преподобному наиболее достойных доверия. Значит, сказания этих двух жизнеописателей игумена Синайского являются наиболее достоверными. Жаль только, что они кратки. 4 В Четьи-Минеи в конце жития Преподобного (30 Марта) говорится, что некоторые признают Иоанна сыном преподобного Ксенофонта и братом Георгия Арселаита. Догадка эта не объясняет происхождения преподобного Иоанна. Он не мог быть родным братом Георгия Арселаитского, которого сам называет святым старцем, наставлявшим его на пустынное житие и учившим его безмолвию (Лествица). Между тем известно, что Георгий был младшим братом св. Иоанна и находился у него в послушании. 5 Схоластиками в древности назывались риторы, законоведы или вообще люди ученые. 6 Время рождения Преподобного, также как и другие обстоятельства его происхождения, неизвестно. Думают однако же, что он родился около 325 года, в царствование Юстина I.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4137...

Салтановка. Церковь Иоанна Богослова. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:не ранее 2018. Адрес: Россия, Брянская область, Навлинский район, с. Салтановка, ул. Центральная, д. 5А Координаты: 52.789069, 34.287393 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Богослова упоминается с 1714 года, В 1783 сооружена маленькая деревянная церковь (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 222, лист 65). В 1898 году церковь упразднена за ветхостью и малопоместительностью. Началось строительство 3-х престольной церкви (деревянной) и в 1900 году окончено. В 1921 году упоминается как действующая (ГАБО, фонд 350, опись 1, дело 56, лист 11). Закрыта в 1930-х годах (ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 467, листы 9-12); не сохранилась. 1704 года марта в день по указу великого государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, а по челобитью Комарицкой волости Брасовского стану новопостроенной слободки Салтановки пахотных солдат слободчина Петра Салтанова да Кирея Иванова с товарищи велено новопостроенной церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которую велено им построить в той новопоселенной слободе Солтановке на попа с причетники положить дани по сказке их челобитчиковой с дворов с попова, с дьячкова, с просвирничьего, да с приходских, с 20 дворов солдатских, с 1 вотчинникова, с 10 крестьян молотчих, да с церковной земли с пашни с 10 четвертей, сенных покосов с 20 копен по указной статье 23 алтына 4 деньги, заезда гривна, и те данные деньги велено имать с нынешнего 1704 года, платил тое церкви поп Алексей. 1746 года - рубль 11 копеек. 1704 года марта 3 слободки Салтановки слободчик Петр Салтанов с товарищи в Патриарший Казенный Приказ писал: " в прошлом 702 году по указу и по данной из Севска из земской избы Комарицких бурмистров сошлись мы из разных сел и деревень в Комарицкую волость в Брасовской стан в новопоселенную слободку Салтановку и поселились мы дворами на сыром корени и обещались мы той слободки слободчик Петр Наумов сын Салтанов и все той слободки жители построить церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и призвали к себе в приход Трубческого уезда дворцовой волости села Фомчина Флоровского попа Алексея Иванова, а к церкви под кладбище мертвых на все 4 стороны по 40 сажень, да еще попу Алексею с причетники под селидьбу дали мы из своих дач длиннику 60, поперечнику 30 сажень, земли 10 чети в поле, а в-ж, да сенных покосов 20 копен, да Брянского уезда стольника Ивана Михайлова Похвиснева деревни Святой Колодезь, а в той деревне двор помещиков; да 10 дворов крестьян, и просим дать нам благословенную грамоту по чему нам лес ронить и вновь на том месте во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова церковь строить " . Помета: " взять сказка о церковной земле и о сенных покосах " .

http://sobory.ru/article/?object=46834

Дороже всех сокровищ. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 28.03.2013 08:42:05 Протоиерей Александр Шаргунов Этот праздник — напоминание о том, как мы должны хранить наши святыни. Через мощи святых действует сила Христа распятого и воскресшего. В них — связь с тайной Первого и Второго Пришествия Господня, Страшного Суда и всеобщего воскресения. Первое обретение — строительство храма После пира Ирода, орошенного кровью величайшего из пророков и Предтечи Христова, ученики Иоанна погребли его тело (Мф. 14, 11). А Иродиада, захватив окровавленную главу, которую ей принесли на блюде, закопала ее в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой Евангелист Лука — Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской в одном из поместий Ирода. Через много лет это поместье перешло во владение некоего знатного вельможи Иннокентия. Он начал строить там церковь, и когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой святого Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о святыне по откровению и бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы. Так были обретены мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского в 1422 году при строительстве каменного храма на месте сожженного ханом Едигеем деревянного. Таким было второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году в Петербургском Казанском соборе незадолго до его нового открытия. Так обретаются и возвращаются нам сегодня мощи многих святых при восстановлении и строительстве новых монастырей и храмов. Подобает дому Божию быть украшену особым присутствием в нем святых. Второе обретение — как хранить обретенные святыни, чтобы вновь не утратить их Промысел Божий связывает судьбу наших святынь с судьбами Церкви. Когда наступила полоса гонений, возникла угроза осквернения святынь. И честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте первого обретения. В дни равноапостольного царя Константина, когда христианская вера стала процветать, два монаха прибыли в Палестину на поклонение святым местам.

http://radonezh.ru/analytics/dorozhe-vse...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Румынский скит Иоанна Предтечи Монах Нектарий Продромитский     Румынский скит Иоанна Предтечи       Румынский скит Иоанна Предтечи (Честнаго Продромоса, или Продром) был построен в 1853 году в местечке Вигла, расположенном в часе езды от главного монастыря Великой Лавры. Начало XX века было для монастыря периодом бурного духовного роста. В это время здесь проявили себя большое количество монахов, которые преуспели в добродетели, духовном делании, каллиграфии, переплетном ремесле, живописи и искусстве пения. Всем известен на Святом Афоне талантливейший румынский монах-певчий Нектариос Влахос. В библиотеке монастыря по сей день хранится двадцатитомная работа монаха Иринарха. Каждый том, тончайшей ручной работы, с бесчисленными миниатюрами, рисунками и святогорскими сюжетами, описывает исторические и прочие события из жизни афонских монастырей. Этот труд являет собой неоценимое сокровище еще  и потому, что, благодаря ему, мы можем узнать историю и положение каждого монастыря с конца 19 века до наших дней. В томе о румынском ските мы нашли следующие синаксарные жития румынских отцов- святогорцев, которые мы и предлагаем вашему вниманию. 1. Монах отец Леонтий Продромитский Блаженный старец Леонтий Феодореску, священник и благочинный монах, был родом из коммуны Негрешть округа Нямц. Отца его звали Федор, в то время как мать его приняла монашеский постриг с именем Гликерия. В 1838 году он отправился в молдавский монастырь Хораица, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Игуменом монастыря был тогда знаменитый отец Иринарх Росуц. Он стал монахом и принял имя Иринарх и сразу же был рукоположен в сан священника. В 1852 году он подался на Святой Афон и поселился в только что богопоставленном монастыре Иоанна Крестителя. Там он стал благочинным монахом, приняв имя Леонтий. Игуменом монастыря в то время был основатель монастыря иеромонах Нифон. Он предвидел свою кончину, говоря всем, что преставится во Господе перед Пасхой 1901 года. Он скончался в возрасте 85 лет, из которых 49 прожил на Афоне. В течение девяти лет он служил священником в храме Богородицы в Гефсиманском саду в Палестине (1882-1891).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1740

Преподобный Иоанн Дамаскин об исламе Преподобный Иоанн Дамаскин известен также под арабским именем Юханна бен Мансур. Его семья и сам он были глубоко укоренены в арабской культуре. Только в греческих кругах он был известен под христианским именем и церковным титулом «пресвитер и монах». Семья Мансуров была весьма влиятельна в Сирии; дед преподобного Иоанна подписывал капитуляцию Дамаска мусульманскому полководцу Халиду бен Валиду в 635 году. Преподобный Иоанн родился и вырос в Дамаске. Он жил между 652 и 749 годами. Большинство ученых помещают дату его рождения около 675 года. Житие, написанное анонимным автором, утверждает, что он был знаком с «книгами сарацин». Его отец с разрешения халифа Муавии (661–680) освободил пленного сицилийского монаха Косму и сделал его учителем своего сына. Косма учил Иоанна греческому, философии, риторике, физике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии и богословию. В молодости Иоанн дружил с арабским христианским поэтом Ахталом. Вместе они стали приближенными халифа Язида I (680–683). Он наследовал пост своего отца, а перед тем – деда, пост, на котором управлял целой Сирией и богатой провинцией ливанской Финикии. Этот пост предполагал ответственность и за дела войны. Поздним византийским писателям пост Иоанна Дамаскина казался очень значительным. Они называют его «великий логофет», «главный советник» и «министр». Арабское житие, переведенное Иоанном Иерусалимским, называет отца Иоанна Дамаскина «ведающим делами всей страны», хотя анонимное житие говорит о его отце как о правителе Дамаска, которого простые люди называли «эмиром». Его служба в должности управляющего финансами прервалась с воцарением абд ал-Малика (685–705) и Валида I (705–715). Из-за интриг и несправедливых гонений в 724 году святой оставляет Дамаск ради лавры святого Саввы в иудейской пустыне. Именно в монашеский период были написаны большинство, если не все труды Иоанна Дамаскина. Писал он именно на греческом и лишь позднее его основные труды были переведены на арабский Антонием, настоятелем монастыря святого Симеона в Антиохии, и архиепископом Дамаска Абдаллахом бен Ал-Фадлом. Дата смерти святого приблизительно определяется как 749 год.

http://pravoslavie.ru/4090.html

священник Максим Козлов Часть I. Христологические и полемические трактаты Предисловие Антиеретические трактаты св. Иоанна Дамаскина , перевод которых теперь впервые становится доступным русскому читателю, представляют довольно резкое отличие от гомилетических произведений того же писателя, объединенных с ними в один том серии «Святоотеческое наследие». Здесь нет ни возвышенной поэзии, ни изысканного красноречия, потому что в данном жанре они были бы неуместны, однако по глубине разработки богословских вопросов эти произведения относятся к лучшим образцам святоотеческой литературы. Более того, полемические трактаты св. Иоанна являются, как будет видно из дальнейшего, необходимым дополнением к его же величайшему труду – «Источнику знания». Дело в том, что стройная система богословских воззрений, изложенная в «Источнике» с присущей св. Иоанну точностью и ясностью, здесь подвергается как бы проверке на прочность в столкновении с противниками, и хотя последние далеко не всегда мыслят столь, же четко и последовательно и часто не способны спорить на том же уровне постижения предмета, тем не менее само движение спора вынуждает подробно освещать такие стороны православной догматики, которые, быть может, было бы излишне излагать единоверцам. Нужно признать, что помещенные здесь сочинения достаточно трудны для понимания. Но приложенные усилия вознаградят читателя сторицей. Ибо редко в каком еще творении столь полно и с таким множеством оттенков изложено святоотеческое учение о воплощении Слова. Именно поэтому настоящее введение будет сосредоточено на христологии св. Иоанна, которая поистине вобрала в себя почти все, что было достигнуто православным богословием от Иустина Мученика до преп. Максима Исповедника . К трактатам «Против манихеев» и «Беседе христианина с сарацином», не имеющим прямого отношения к вопросу о Домостроительстве, написаны отдельные пояснения (помещенные в комментариях), необходимые для правильного понимания целей и задач св. Иоанна в этих произведениях. Дискуссии о том, как именно «Слово плоть бысть», велись в Церкви уже с первых десятилетий ее существования. Однако к действительно глубоким потрясениям и трудноисцелимым расколам они привели позже – начиная с конца IV века от Рождества Христова. Переломный момент от так называемых «тринитарных» споров к «христологическим» можно определять по-разному: ради удобства изложения мы будем считать таковым аполлинаристскую ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Гоголь и исихазм: «Лествица» прп. Иоанна Синайского Виктор Гуминский   07:20 05.09.2014 1088 Время на чтение 15 минут «Лествица» («Лествица райская», «Лествица добродетелей», «Лествица, возводящая на небо...» и др.) прп. Иоанна Синайского (Иоанна Ритора, Схоластика, Лествичника и др.) (1) - выдающийся, «едва ли не важнейший» (С. С. Аверинцев) (2) памятник святоотеческой аскетической назидательной литературы. Это руководство к поэтапному прохождению монашеской духовной жизни, в котором нашли яркое образное воплощение все основные идеи мистико-аскетического течения восточнохристианской мысли - исихазма. Создание «Лествицы» относится к ранневизантийскому периоду (вероятно, к первой половине VII в.) и этот памятник был весьма распространен во всем христианском мире, в том числе и в Древней Руси, начиная по крайней мере с XI в. (выписки из «Лествицы» в Изборнике Святослава 1073 г.) (3) и особенно с XIV в. (4) По словам современного ученого, без рукописей «Лествицы» «нельзя было замыслить ни одного монастыря, большого или малого, будь то в мире греческом или славянском» (5). На сегодняшний день известно более 500 славянских рукописей памятника (6). Исследователи отмечают его влияние на Киево-Печерский патерик, сочинения прп. Феодосия Печерского, послание монаха Иакова ростовскому князю Дмитрию Борисовичу и т. д., на духовную деятельность прп. Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Нила Сорского и др. (7) «Лествица» занимает особое место в трудах прп. Паисия Величковского, возобновившего старческую традицию в России, его ученика прп. Амвросия Оптинского, прп. Феофана Затворника и др. (8)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010