Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Иосиф, еп. Алавердский. Икона. XXI в. (частное собрание) [Алавердели; груз. ] († 570), свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский, один из 12 сир. отцов - основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского . Сведения об И. А. сохранились в соч. католикоса Картли (Мцхетского) Арсения II (955-980) «Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, которые просветили страну эту северную» (НЦРГ. A 199, XII-XIII вв. Л. 17-21; Hieros. Patr. 36, XIII-XIV вв. Л. 117-183), где было указано, что «один из них (учеников прп. Иоанна.- Авт.) построил Алаверди, из которого по сегодняшний день исходят великие чудеса и исцеления...» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 247), а также в 2 метафрастических редакциях «Жития святого отца нашего Иоане Зедазнели, который по Божиему велению и под предводительством Святого Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми» (1-я ред.: НЦРГ. Q 795, XV в. Л. 426-470; 2-я ред.: НЦРГ. A 160, 1699 г. Л. 190-213; A 130, 1719 г. Л. 7-16; A 170, 1733 г. Л. 6-12 и др.). Отдельное синаксарное Житие И. А. (НЦРГ. S 3269, 20-е гг. XVIII в.; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 403-406) было создано в 1-й пол. XVIII в. дочерью царя Картли Ираклия I мон. Макриной (Багратиони) (1697/98-1744). Поскольку исторических сведений об И. А. сохранилось очень мало, мон. Макрина при написании Жития использовала предания и сказания о нем. Вместе с прп. Иоанном и его учениками И. А. во 2-й пол. VI в. прибыл из Антиохии в Вост. Грузию. Монахи много проповедовали, затем прп. Иоанн избрал для подвижничества гору Задени близ Мцхеты и основал там мон-рь Зедазени . Спустя нек-рое время прп. Иоанну во сне явилась Пресв. Богородица и повелела отправить учеников в разные места Вост. Грузии проповедовать и укреплять народ в вере. И. А. отправился в Кахети и в окрестностях Алаверди на месте языческой молельни основал малую ц. во имя вмч. Георгия и мон-рь, ставший кафедрой Алавердских епископов. Постройки не сохранились: в 30-х гг. XI в. на месте церкви мтавар (князь) Кахети Квирике выстроил кафедральный Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня , остававшийся до недавнего времени самым высоким храмом в Грузии. И. А. стал первым предстоятелем Алавердской епархии . В Житии он назван «цветом чистоты и целомудрия», аввой. Вслед за ним всех Алавердских архиереев стали называть Амба (от евр. «авва») Алавердели.

http://pravenc.ru/text/673655.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ блгв. кн. Муромский (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) - см. Константин, Михаил и Феодор, благоверные князья Муромские МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ УЛУМБОЙСКИЙ [Микаел, Микел Улумбели, Улумбули], прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), один из 12 сир. отцов, основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХЕЙ ветхозаветный пророк, согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг Малых пророков МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МИХЕЙ (Подкорытов Петр Игнатьевич; 1876-1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_48.html

На месте ныне существующей Квашэтской церкви жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, сделалась беременной. Ревнители внешнего благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника 20 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Давида Гареджийского Спустя двести лет после распространения Святой равноапостольной Ниной христианского учения в Грузии, около середины VI-ro века, в Грузию прибыли из Сирии тринадцать монахов во главе с преподобным Иоанном Зедазнийским для утверждения христианской веры в Иверии. В числе этих новых иверских апостолов был и преподобный Давид, впоследствии ставший именоваться Гареджийским. Происхождение преподобного Давида в точности не известно. Имеются сведения, что в отчизне своей он был родственником и воспитанником Иоанна Зедазнийского. Лишившись рано родителей, которые воспитали его в духе христианской веры и благочестия, преподобный Давид еще юношей последовал за своим возлюбленным Иоанном и посвятил себя иноческой жизни во Христе Иисусе. Матерь Божия, явившись однажды Иоанну, велела ему избрать из числа его учеников двенадцать достойных мужей и идти с ними в Иверию, чтобы утвердить в вере новонасажденную церковь Иверскую. Всю ночь Иоанн и его ученики провели, стоя на молитве. В третьем часу утра святой Иоанн велел всем иереям принести безкровную Жертву. По окончании Божественной Литургии, приобщившись Святых Тайн, он велел всем воздеть руки к небу и молиться: «Кирие елейсон». Пение это продолжалось около часу времени; в это самое время на виду у всех Ангел Господень взял с Престола двенадцать хартий и вложил их в руки святого Иоанна. На этих хартиях были написаны имена следующих отцов: Шио, Давида, Антония, Фаддея, Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе, Иосифа и Авива. Это было то время, когда Симеон Столпник — вселенский чудотворец взошел на свой Столп. Блаженный Иоанн вместе с избранными учениками по дороге в Иверию посетил Первоначальника всех столпников и, получив от него благословение, отправился в трудный путь апостольства и просвещения вглубь Кавказских гор.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] Грузинского Патриархата (не позднее 1124). Одна из крупнейших епархий в средневек. Кахети , граничившая на северо-востоке с Кавказским хребтом и р. Стори, на юго-востоке с р. Турдо, на западе и юго-западе с Кахетинским и Циви-Гомборским хребтами. В А. е. кроме центрального р-на Кахети входил Туш-Пшав-Хевсурети. В наст. время епархиальные границы совпадают с Ахметским и Телавским р-нами Грузии. Кафедральный Алавердский собор расположен в Алавердской долине, в 20 км от Телави. Архиерейская резиденция А. е. находится в Телави. АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ В XX ВЕКЕ АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ В XX ВЕКЕ История Первый раз еп. Симеон Бедийско-Алавердский упоминается в завещании 1124 г. св. царя Давида IV Строителя ; он же, но уже как архиепископ, упоминается в сочинении анонимного историка XII в. «Царствование царя царей Давида Строителя» (см. Арсений Икалтойский ). Епископ Алавердский был фактически главой Церкви всего Кахетинского царства, являясь активным участником политической и культурной жизни. Алавердскую кафедру возглавляли, как правило, представители влиятельных кахетинских княжеских родов (Авалишвили, Макашвили, Чолокашвили, Андроникашвили). Алавердский епископ обладал высоким статусом среди др. груз. архиереев - в «Памятниках грузинского права» зафиксировано, что в XIII в. Алавердский архиепископ занимал среди груз. архиереев 6-е место после Католикоса Грузии, Чкондидского епископа, митрополита Армении, архиепископа Картли и Ацкурского епископа (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47). Традиция титулования Алавердского епископа словом «Амба» (от греч. авва - отец) происходит от преемственного настоятельства епископом Алавердского мон-ря (Алаверди), где первым настоятелем был ученик прп. Иоанна Зедазнийского свт. Иосиф Алавердский , титуловавшийся как Амба Алавердский. В период с 30-х гг. XIII до XV в. об А. е. не сохранилось никаких сведений, что объясняется частыми вторжениями со стороны монголов (1235 - 30-е гг. XIV в.) и войск Тимура (кон. XIV - нач. XV в.), принесшими сильные разрушения и полное прекращение церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/63980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ [груз. ], преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем), основатели монашеской жизни в Гареджи . Давид - ученик и сподвижник прп. Иоанна Зедазнийского , один из 12 сир. отцов (сер. VI в.). Сведения о нем и его ученике Лукиане содержатся в Житии Давида, составленном вскоре после его кончины и сохранившемся в поздних рукописях. Наиболее древняя кименная редакция Жития (X в.), вероятно, была создана католикосом Картли Арсением II (Кекел. A 833, XII-XIII вв.; H 1336, 1769 г.- Какабадзе. 1926. С. 36-42). Критическое издание Жития с использованием обеих рукописей осуществлено И. Абуладзе в 1963 г. (ПДГАЛ. Т. 1. С. 229-240). Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские. Миниатюра из «Жития святых ». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские. Миниатюра из «Жития святых ». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) На основе кименной редакции неизвестным автором XII в. была создана метафрастическая версия Жития (Кекел. S 449, XIII-XIV вв.; А 160, 1699 г.; СПбФИВ РАН H 22, XVII-XVIII вв.; Кекел. A 126, XVIII в.; А 130, 1713 г.; А 170, 1733 г.; H 1672, 1740 г.; A 176, 1743 г.; Н 2121, 1748 г.; СПбФИВ РАН M 21, 1842 г.), в сер. XVIII в. переработанная митр. Самтависским и Горийским Романом (ЦГИАГ. Ф. др. рукописей. Ед. хр. 252, 1737 г.). Абуладзе в 1955 г. издал 2 метафрастические редакции Жития (Древние редакции Житий сир. подвижников. 1955), в 1971 г. выпустил критическое издание (ПДГАЛ. Т. 3. С. 170-207; Там же. С. 291-331). Существует также синаксарная версия Жития (Кекел. A 220, 1726 г.- ПДГАЛ. Т. 4. С. 407-415). Согласно Житию, Давид приходился родственником прп. Иоанну Зедазнийскому и был его учеником. Он последовал за преподобным в пустынь и через неск. лет, получив благословение прп. Симеона Столпника (Младшего) , Давид в числе др. сир. отцов прибыл в Грузию и поселился на горе Задени близ древней столицы Грузии - Мцхеты.

http://pravenc.ru/text/168562.html

монах Гоброн Скачать epub pdf Житие преподобного Иоанна Зедазнийского чудотворца, начальника сирийских Отцов Память его 7 мая 68 , с его двенадцатью учениками. Этот достойный памяти и удивления и всеми восхваляемый муж 69 был родом из Сирии, где и получил первоначальное образование. Как о месте рождения его, так и о родителях его ничего неизвестно. Известно только, что он родился в селе близ города Антиохии. В Антиохии он учился, совершенствовался в познании веры и достиг зрелого возраста. Дивный Иоанн, венец и украшение подвижников, глубоко изучил Священное Писание и, как бы в сокровищнице, собрал все хорошее и душеполезное в своем сердце. По достижении зрелого возраста он был украшен всеми христианскими добродетелями. Совершенствуясь в духовных подвигах, он приобрел богатство разнообразного знания. Еще в молодых летах он по обычаю того времени принял монашество и, повинуясь внутреннему голосу, предался уединению, чтобы быть вдали от всех мирских забот. Преподобный всеми силами стремился посвящать дни свои служению Богу и шел по стезям Его спасительных заповедей, а для этого он с каждым днем больше и больше предавался посту и молитве. Кротость и смирение были так велики в этом святом отце, что он считал себя «червем, а не человеком», смирение сохраняло всегда невозмущенным его дух. Он был сильным противником зла, а в особенности виновника его диавола и боролся с ним всеми силами, пока не побеждал. Неиссякаемые источники слез проливались из очей святого, день и ночь он молил Господа даровать ему силу бороться с плотскими страстями, так сильно нарушающими покой души. Бог услышал раба Своего и дал ему власть над страстями и дар чудотворения. Св. Иоанн превзошел подвигами других братий в обители, творением чудес он привлекал к себе жителей Антиохийской страны, просвещал их светом Богопознания и поучал их исполнению евангельских заповедей. Благодаря своим высоким добродетелям он сделался светилом той страны, больные разными недугами получали от него исцеления: слепые прозревали, хромые ходили, бесноватые освобождались от нечистых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У ученых нет единого мнения о периоде деятельности М. П. Первая группа ученых (Джавахишвили и др.) считает, что время деятельности М. П.- IX в.; 2-я группа (Джанашвили и др.) утверждала, что он жил в VI-VII вв., т. к. был учеником «великого Шио чудотворца, который действовал в Картли» ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322; Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 142) и к-рого отождествили с прп. Шио Мгвимским , одним из 12 сир. отцов, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского пришедших в Грузию в VI в. К тому же периоду ученые относили и деятельность прп. Серапиона Зарзмского . Джавахишвили указал на то, что, если различать этих 2 Михаилов, следует воспринимать как 2 разных лиц и архиеп. Ацкурского Георгия Мацкверели , фигурирующего в обоих Житиях, «что совершенно лишено основания» ( Джавахишвили. 1977. С. 140). Кекелидзе, изучив этот вопрос, писал о М. П. в сочинении о прп. Василии Зарзмском (Груз. лит-ра. 1935. С. 100-121). По его хронологии прп. Серапион «начал монастырскую деятельность в Парехи близ 850-х годов, Зарзму построил в 861-868 годах, а скончался не ранее 900 года» (Там же. С. 116). Житие прп. Серапиона как исторический источник исследовала Вачнадзе. Она определила период деятельности М. П. также IX в., осуществив лингвистический анализ памятника (морфология, синтаксис, лексика, в т. ч. поздняя социальная терминология и топонимика, напр., (родина), (народ), (страна, край), (страна)) и указав на некоторые исторические аспекты текста: сравнительно позднее распространение праздника Преображения Господня (IX в.), усиление власти в Самцхе Ацкурского архиерея и др. ( Вачнадзе. 1975. С. 190-195). Также аргументом может служить икона Преображения Господня из мон-ря Зарзма , датированная 886 г. ( Сакварелидзе. 2007. С. 123-126), которой, по преданию, М. П. благословил прп. Серапиона на основание новой обители. По мнению Кекелидзе, имя Шио как учителя М. П.- поздняя вставка или ошибка переписчика, поскольку эта часть Жития прп. Серапиона повреждена (Груз. лит-ра. 1935. С. 115; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152). Гаприндашвили считал, что, даже если принять отождествление Шио из Жития прп. Серапиона с прп. Шио Мгвимским, можно трактовать эту часть текста как указание на духовную преемственность, поскольку оба святых: прп. Шио и М. П.- подвизались в пещере ( Гаприндашвили. 2005. С. 42-47).

http://pravenc.ru/text/2563758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИЕРЕМИЯ архиеп. Картли (Мцхетский), предстоятель Грузинской Православной Церкви (Мцхетского Католикосата) ИЕРОФЕЙ (Николадзе), нмч. (пам. груз. 14 авг.) Грузинской Православной Церкви - см. в ст. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИЛАРИОН свт. (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, католикос Картли (Мцхетский) (50-е гг. IX в.) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ИЛИЯ II (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 1933), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977) ИЛОРИ церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР САМТАВИКСКИЙ [Ездериос; Самтавнели; груз. ], прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов), один из 12 сир. монахов, основателей груз. монашества, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского прибывших из Антиохии в Вост. Грузию во 2-й пол. VI в. Сведения об И. С. содержатся в соч. католикоса Картли (Мцхетского) Арсения II (955-980) «Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, которые просветили страну эту северную» (НЦРГ. A 199, XII-XIII вв. Л. 17-21; Hieros. Patr. 36, XIII-XIV вв. Л. 117-183): в источнике указано, что «Ездериос обосновался на берегу реки Чалаки, вблизи Самтависи» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 207). Также И. С. упоминается в 2 метафрастических редакциях «Жития святого отца нашего Иоане Зедазнели, который по Божиему велению и под предводительством Святого Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми» (1-я ред.: НЦРГ. Q 795, XV в. Л. 426-470; 2-я ред.: НЦРГ. A 160, 1699 г. Л. 190-213; A 130, 1719 г. Л. 7-16; A 170, 1733 г. Л. 6-12 и др.). Вначале И. С. и его сподвижники проповедовали в Вост. Грузии, затем обосновались на горе Задени близ Мцхеты, где прп. Иоанн основал монастырь Зедазени . После того как прп. Иоанну во сне предстала Пресв. Богородица и повелела разослать учеников в разные уголки Вост. Грузии, с тем чтобы они вели проповедь христианства и укрепляли народ в вере, И. С. отправился в Картли. В окрестностях с. Самтависи (ныне - в 11 км от Каспи), расположенном на левом берегу р. Лехура (Рехула), И. С. вел отшельническую жизнь, затем основал ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. Позже им был основан мон-рь Самтависи , впосл. ставший кафедральным центром Самтависской епархии. Мощи И. С. были упокоены в древней церкви. Сохранился более поздний (1030) купольный храм, возведенный над ранней церковью еп. Самтависским Иларионом. Ист.: Арсений II, католикос. Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, которые просветили страну эту северную [кименная ред.]// Какабадзе С.

http://pravenc.ru/text/674916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ [Исе Цилкнели; груз. ], свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов - основателей монашества в Грузии, прибывших из Сирии в Вост. Грузию вместе с прп. Иоанном Зедазнийским (Зедазнели). Сведения об И. Ц. сохранились в Житии сир. отцов преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (кименная редакция, X в.; метафрастическая редакция, XII в.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 221-224; 1971. Т. 3. С. 149-152). В 1-й пол. XVIII в. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) на основе кименной редакции создал метафрастическое Житие И. Ц. (НЦРГ. А 170, 1713 г.- ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 79-95). Первоначально сир. отцы поселились в древней столице Грузии Мцхете, затем на горе Зеда-Задени (В. Задени), где прп. Иоанн основал мон-рь Зедазени . Святые много проповедовали и исцеляли. Католикос Картли Евлавий (вероятно, Евлалий I (30-е гг. VI в.)) предложил Собору груз. архиереев избрать на пустующие кафедры Цилканской и Некресской епархий епископов из числа учеников прп. Иоанна. Поскольку все сир. отцы были равны в благочестии, католикос и архиереи решили взойти на гору и избрать тех, кто в это время совершали литургию. Служащими были иером. Авив (сщмч. Авив Некресский ) и иеродиак. Иессей (И. Ц.), которые соответственно были назначены на Некресскую и на Цилканскую кафедры. Когда И. Ц. прибыл к месту служения, он увидел, насколько сильно среди его паствы укоренились языческие обряды и верования. И. Ц. стал ревностно проповедовать и совершать богослужения даже в наиболее удаленных и труднодоступных селениях. По словам агиографа, спустя нек-рое время в епархии не осталось ни одного человека, к-рый не был бы знаком с основами христ. вероучения. Прп. Иоанну во сне предстали Пресв. Богородица и просветительница Грузии св. Нина и велели ему разослать учеников в разные регионы Вост. Грузии, чтобы каждый основал по мон-рю. С именем И. Ц. связывают основание мон-ря Цилкани : здесь находилась кафедральная цилканская ц. во имя Пресв. Богородицы, построенная сыном св. царя Мириана Бакаром I (50-60-е гг. IV в.).

http://pravenc.ru/text/293806.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010