После долговременной жизни, прославленной деяниями и чудесами, как бы в осуществление слов Спасителя: «Верующий в Меня совершит дела, подобные Мне, и даже более Меня совершит» ... блаженный Иоанн получил в откровении извещение о своей кончине. Со страхом и трепетом устремлял он свой мысленный взор за пределы мира земного... «Если великий Апостол Павел мог сказать про себя: что надлежало мне сделать, то я сделал, и всё-таки остаюсь неключимым рабом Господа, – проносилось в памяти предстоящего перед Небесным Судьёй последнее земное представление, – то могу ли считать себя в безопасности?» Завещав ученикам своим похоронить его в той пещере, в которой он подвизался, Иоанн причастился Святых Таин Христа Спасителя. По принятии Святых Таин, душу его осенил Божественный восторг и среди неизъяснимой отрады он предал Богу свою чистую душу. По погребении его стали истекать многие чудеса от гроба его, не истощающиеся и поныне. Теперь труженическое тело блаженного Иоанна, просветившего народ Иверский не только примером собственной жизни, но и посредством учеников своих, покоится у самого жертвенника в приделе церкви в честь Иоанна Крестителя, построенной на южной стороне пещеры, где подвизался и был погребён Иоанн. Церковь Иверская празднует 7-го мая память его с 12-ю его учениками. Кончина Иоанна Зедазнийского последовала между 557–560 г. при католикосе Макарии. Преподобного Шио (Симеона) Мгвимского Жизнь преп. Шио (в переводе на другие языки это имя может означать: Симеон) есть также благодатный плод почвы, удобренной христианским воспитанием, которое постарались дать ему благочестивые родители, с детства его тщательно прививавшие слово Божие к разумению их единственного сына. И так глубоко внедрилась в сердце молодого Шио любовь к слову Божию, что он постоянно держал его в уме своём, и даже всегда носил при себе Евангелие, послания Апостола Павла и псалтирь. – Родители его, опасаясь наконец излишнего умственного напряжения сына их и желая доставить ему отдых, решились однажды отобрать у него эти книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Жалел их Иоанн, и вот, по молитвам его – заструился на горе живительный источник, воды которого и до сих пор свидетельствуют, не умолкая, о чуде, сотворенном Богом в прославление раба Своего... После долговременной жизни, прославленной деяниями и чудесами, как бы в осуществление слов Спасителя: Верующий в Меня совершит де­ла, подобные Мне, и даже более Меня совершит... ( Ин. 14, 12 ) блаженный Иоанн получил в откровении извещение о своей кончине. Со страхом и трепетом устремлял он свой мысленный взор за пределы мира земного... «Если великий апостол Павел мог сказать про себя: “Что над­лежало мне сделать, то я сделал, и все-таки остаюсь неключимым рабом Господа, – проносилось в памяти предстоящего пред Небесным Судьей последнее земное представление, – то могу ли считать себя в безопасности?”» Завещав ученикам своим похоронить его в той пещере, в которой он подвизался, Иоанн причастился Святых Таин Христа Спасителя. По принятии Святых Таин душу его осенил божественный восторг, и среди неизъяснимой отрады он предал Богу свою чистую душу. По погребении его стали истекать многие чудеса от гроба его, не ис­тощающиеся и поныне. Теперь труженическое тело блаженного Иоанна, просветивше­го народ Иверский не только примером собственной жизни, но и по­средством учеников своих, покоится у самого жертвенника в приделе церкви в честь Иоанна Крестителя, построенной на южной стороне пещеры, где подвизался и был погребен Иоанн. Церковь Иверская празднует 7-го мая память его с 12-ю его учениками. Кончина Иоанна Зедазнийского последовала между 557–560 го­дами при католикосе Макарии. Память Преподобного Шио (Симеона) Мгвимского Жизнь преподобного Шио (в переводе на другие языки это имя может означать: Симеон) есть также благодатный плод почвы, удо­бренной христианским воспитанием, которое постарались дать ему благочестивые родители, с детства его тщательно прививавшие Слово Божие к разумению их единственного сына. И так глубоко внедрилась в сердце молодого Шио любовь к Слову Божиему, что он постоянно держал его в уме своем, и даже всегда носил при себе Евангелие, по­слания апостола Павла и Псалтирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наконец после долгого и утомительного путешествия приблизились путники к столице Иверии Мцхета, где царствовал Парсман VI (541-555 гг.). Тогдашнему Мцхетскому Католикосу Евлавию явился Ангел Божий и предупредил о приходе Иоанна. Встал достойный Евлавий, пошел с клиром и множеством народа до первой близлежащей деревни, сам идя впереди других, облаченный в ризы, желая узнать, кто эти рабы Господни. Наконец показались святые отцы — босые, в рубищах, бедные на вид, в клобуках по обычаю сирийских иноков. Едва завидев их, блаженнейший Католикос тут же понял, что это те, о которых имел откровение чрез Ангела, и приветствовал их. Господь дал Иоанну благодать понимать язык, которого он никогда не знал и не слыхал. По прошествии трехлетних иноческих трудов ученики преподобного Иоанна Зедазнийского разошлись по земле Иверской для проповеди Евангелия. Некоторые из отцов остались в Карталинии, а другие пошли в кахетинскую область. Преподобный Давид по благословению возлюбленного учителя своего Иоанна избрал для своих апостольских трудов город Тбилиси. Прибыв к месту, Давид поселился вдали от населенной части города на горе, ныне именуемой Мтацминда. На склоне горы он устроил маленькую пещеру, а для молитвы маленькую церковь, или вернее — часовню, в которой поставил божественный Образ Спасителя и вел здесь строго подвижническую жизнь вместе со своими послушниками. Каждый четверг, как говорит предание, святой отец спускался с горы к жителям, и своими проповедями поддерживал и утверждал в них христианское учение, благовествуя об уготованном для всех спасении во Иисусе Христе. Огнепоклонники и другие враги христианской веры, которых немало было в то время в Тбилиси, завидуя святой жизни преподобного Давида и успехам его проповеди, чтобы очернить его перед народом, возвели на него страшную клевету. На месте ныне существующей Квашэтской церкви жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, сделалась беременной. Ревнители внешнего благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Житие Григола Ханцтели написано Георгием Мерчуле в 951 г., помимо повествования о жизни прп. Григория Хандзтийского и его учеников оно содержит описание истории ГПЦ, культуры и социально-политической жизни Грузии VIII-X вв., возникновения монастырской жизни, духовно-просветительских и книжных монастырских центров в Юж. Грузии. Единственная рукопись этого Жития (Jer. 2, XI в.) была обнаружена Н. Чубинашвили в 1848 г. в б-ке Иерусалимского Патриархата (изд.: Марр Н. Я. Житие Григория Хантзийского: [с пер. на рус. яз.]//ТРАГФ. 1914. Кн. 7; Житие Григола Ханцтели. 1949; ПГП. Т. 1. С. 248-319). Басили Зарзмели, составивший в X в. Житие Серапиона Зарзмели, рассказывает об истории создания в IX-X вв. в Самцхе (Юж. Грузия) прп. Серапионом Зарзмским и его учениками одного из наиболее крупных монастырских центров Грузии, мон-ря Зарзма. Сочинение носит следы поздней переработки, сохранилось в рукописи XVI в. (Кекел. А 69; изд.- Раннефеодальная лит-ра Грузии. 1935. С. 147-184; ПГП. С. 319-347; рус. пер.- К. Кекелидзе, лат.- Пеетерс). Считается, что кименные редакции Житий сир. отцов Иоанна Зедазнийского, Шио Мгвимского и Давида Гареджийского составляли одно произведение, позже разделенное на неск. житий. Особое место в груз. житийной лит-ре занимают произведения, созданные на Афоне и отражающие историю основания груз. Иверского мон-ря, грузино-визант. церковные и политические отношения, взаимосвязь груз. и визант. лит-ры. К числу созданных здесь произведений относятся Жития преподобных Илариона Грузина, Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев. Житие прп. Илариона Грузина (Афонский сб.: Кекел. А 558, 1074 г.- ПГП. Т. 2. С. 9-37; пер. на лат. яз.- Пеетерс), написанное в 991 г., вероятно, прп. Евфимием Святогорцем на основе греч. энкомии (хвалебной песни) некоего Василия Асикрита (греч.- секретарь), описывает историю основанных в IX в. прп. Иларионом мон-рей в Кахети, а также Гареджи, лавры св. Саввы Освященного близ Иерусалима, монастырей в К-поле и Риме. Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (Афонский сб.; Кекел. А 130, 1713 г.; 6 рукописей XVIII в.), написанное прп. Георгием Святогорцем в 1042-1044 гг., содержит ценные сведения об обстоятельствах основания груз. Иверского мон-ря на Афоне, его церковной организации и литературно-переводческой деятельности.

http://pravenc.ru/text/639853.html

К мученичествам кименной редакции груз. агиографии можно отнести также еще 2 сочинения, созданные, по всей вероятности, арм. автором-дифизитом на груз. языке в IX в. в Тао, дошедшие в одной рукописи X в. (Ath. Iver. 8) и описывающие мученичество детей. Это Мученичество девяти юношей из Колы, погибших в VI в. (изд. и пер. на рус. яз.: Н. Я. Марр//ТРАГФ. 1903. Кн. 5. С. 55-61; ПГП. Т. 5. С. 183-185), и Мученичество святых Давида и Таричана, где рассказано о событиях III-IV вв. (изд.: Абуладзе. 1944. С. 178-184; ПГП. Т. 5. С. 518-519). II. Житийный жанр в груз. агиографии возник с появлением в Грузии монашества (VI в.). По локальному и хронологическому принципу произведения делятся на 3 группы: жития, созданные в уединенных мон-рях сир. типа, основанных сир. отцами в Вост. Грузии (Шиомгвиме, Гареджи, Алаверди, Зедазени и др.); в многолюдных мон-рях, основанных груз. монахами в Юж. Грузии (Хандзта, Ошки, Шатберди и т. д.); в зарубежных груз. мон-рях в Палестине, на Синае, на Чёрной Горе, на Афоне), лит. и переводческая деятельность к-рых была направлена на соотнесение традиций и богослужения Грузинской и К-польской Церквей. Житийный жанр предваряет груз. летопись «Мокцеваи Картлисай», содержащая Житие св. Нины (кименная редакция - вероятно, X в.: Шатбердский сборник. Кекел. S 1141), где повествуется об обращении Картли св. Ниной, Крещении Грузии и утверждении христианства гос. религией. Историческая хроника охватывает период с времени похода в Грузию Александра Македонского (IV в. до Р. Х.) до кон. VIII в. Оригинальная композиция и текстологические данные «Мокцеваи Картлисай» свидетельствуют, что произведение опирается на ранние источники, в т. ч. на 14-ю гл. «Малого обращения Картли» (VI-VII вв.) Григория Хуцеси, о чем говорится в летописи ( Кубанеишвили С. Памятники. Т. 1. С. 153-157). Житие Иоанна и Евфимия Святогорцев. 1074 г. Афонский сборник (Кекел. А 130) Житие Иоанна и Евфимия Святогорцев. 1074 г. Афонский сборник (Кекел. А 130) К X-XI вв. относятся жизнеописания основателей монастырской жизни в Грузии. Житие и деяния Иоанна Зедазнели и его учеников (сер. X в.), созданное католикосом Картли Арсением II, посвящено преподобным Иоанну Зедазнийскому, Шио Мгвимскому и Давиду Гареджийскому.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Народ, узнав об этом новом чуде, стал стекаться с разных мест, принося с собой больных разными недугами, одержимых духами нечистыми. Святой, благословляя их, подавал им пить воду из источника, дарованного Богом по его молитве и слезам, и больные немедленно получали душевное и телесное исцеление. И теперь всякий, принимающий с верой воду эту, обретает сугубую пользу молитвами святого отца нашего Иоанна. Однажды ученик святого, диакон Илия, пошел к источнику за водой. Черпая воду, он взглянул и увидел против себя медведя необыкновенной величины, идущего на источник. Илия очень сильно испугался, оставил водонос и в ужасе пустился бежать к святому схимнику, великому Иоанну, сообщил ему о виденном звере и сказал: «Пойдем, отче, я укажу тебе этого медведя у самого источника». Св. Иоанн последовал за учеником своим и увидел медведя, пьющего воду. Иоанн с кротостью сказал: «Пей, если жаждешь, и иди отсюда, но, говорю тебе, чтоб ты и твой род отныне на этой горе не смели никому и никогда причинять какого-либо вреда». Услышав слова святого, медведь, опустив голову, как раб покорный, немедленно удалился от источника. Так давал заповедь даже и бессловесным зверям благой наставник этот, св. Иоанн. И с тех пор все дикие звери, которых на этой горе огромное множество, так твердо сохраняют эту заповедь святого, что при всякой встрече с людьми немедленно бегут в обратную сторону, исполняя веление св. Иоанна, и не причиняют никому никакого вреда. Принесли однажды к чудотворцу одного больного, расслабленного всеми членами и совершенно уже разрушающегося, на которого нельзя было смотреть без глубочайшей жалости, положили его вместе с носилками перед св. Иоанном и просили блаженного, говоря: «Помилуй расслабленного этого, о святый отче! Ибо веруем, что молитвами твоими можешь сделать все, как исполнитель воли Господа и верный раб Владыки нашего Иисуса Христа». Обратился к нему и сам расслабленный тихим голосом, так что едва можно было слышать его: «Помилуй меня, раб Милосердного Владыки и Бога, и моли Его за меня, почти мертвого и обреченного быть в могиле, да уврачует меня Господь молитвами твоими».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

н. Анчисхати (ныне в ГМИГ). Сильно поврежденное, фрагментированное первоначальное изображение VI-VII вв. скрыто поздними поновлениями, что значительно затрудняет изучение иконы, но строгий лик Христа, с большими, широко распахнутыми глазами и четким темным рисунком черт, позволяет отнести исполненный энкаустикой образ к грузино-сир. художественному кругу ( Амиранашвили Ш. Я. Бека Опизари. Тбилиси, 1956. С. 241-243). Отсутствие в Грузии сохранившихся раннесредневек. памятников иконописи компенсируется данными груз. лит. источников, свидетельствующих о распространении икон в VI-IX вв. и об их значении для церковной жизни страны. Так, в новооткрытой на Синае груз. рукописи X в. Житие св. Иоанна Зедазнели (Sinait. iber. 50) появление в Грузии Нерукотворного образа Спасителя связывается с сир. отцами, учениками прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) - прп. Исидором Самтависским (Эздериозом Набукели) и Феодосием Урхаели (оба VI в.), чем косвенно подтверждается предание, согласно к-рому в Грузии хранился, по одной версии, Мандилион, по другой - Чрепие ( Алексидзе З. Мандилион и керамион в груз. лит-ре//Academia. 2001. 1. С. 9-15 (на груз. яз.)). Житие св. Григола Ханцтели, написанное Георгием Мерчуле в Х в., содержит свидетельства о распространении икон в Грузии и об их чудотворении. В Житии говорится, что прп. Григорий Хандзтийский (759-861) и его племянник Савва отправились в К-поль для поклонения Животворящему Древу и св. местам. В свой мон-рь Хандзта (Кларджети) паломники привезли мощи и иконы, а также «множество разных евлогий» (Груз. литература. Тбилиси, 1987. Т. 1. С. 600 (на груз. яз.)). Житие повествует также о чуде исцеления женщины, сотворенном иконой Божией Матери. Сохранившийся чеканный оклад (ГМИГ) утраченной иконы «Преображение» из мон-ря Зарзма - одного из древнейших чудотворных образов Грузии - датирован надписью 886 г. ( Чубинашвили. 1959. С. 27-42). В Житии св. Серапиона Зарзмели, составленном в Х в., особое место занимает рассказ о храмовой иконе мон-ря Зарзма «Преображение», ее значении, почитании и совершившихся от нее чудесах.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Пр. иже в Лствиц свидетельствованного. По свидетельству св. Иоанна лествичника , он был учеником одного злонравного Синайского старца, который «не токмо бесчестием и укоризнами досаждаше ему, но и по вся дни ранами мучаше его». Юный послушник 9 лет, до самой своей кончины, безропотно терпел все это и, «по кончине, яко жив явился»; к нему, «аки к живому обратились с вопросом: «умер ли он?», – и он, «послушание показуя», ответил из гроба: «не умерл есмь», «яко не умирает послушание имеяй». См. 7 июля. Пр. Акакия служба поется на повечерии. В состав этой службы входят те же песнопения в честь пр. Акакия, что и 7 июля. Пр. Печерского. Он подвизался к Киево-Печерской обители в XII в. и отличался необыкновенным послушанием. См. 28 сент. Грузин. – Св. священномуч. Авива, епископа Некресского. Ученик пр. Иоанна Зедазнийского (см. 7 мая), рукоположенный, по Божественному смотрению, во епископа г. Некреси (в Кахетии), он святительствовал в то время, когда языческая Персия, покорив Кахетию, истребляла все принадлежавшее христианству, всюду возжигая идольское огнище. С апостольской ревностью борясь с огнеслужением, св. епископ неослабно трудился, проповедуя Евангелие огнепоклонникам и искореняя среди паствы грубые заблуждения и суеверия; так что скоро успел не только восстановить христианство в своей епархии, но и многих привел ко Христу. Озлобленные этим персидские маги и фанатики схватили св. Авива и связанным повели к своему сатрапу, жившему в Карталинии, в г. Рехи (ныне небольшое селение в Тифлиской губ.). На путл св. епископ навестил своего собрата и сослуживца св. Зенона Икалтского (см. 7 мая), получил письмо и жезл от своего друга св. Симеона Дивногорца (см. 24 мая) и навестил св. Шио (см. 9 мая). Приведенный к сатрапу, св. Авив при большом собрании спокойно и торжественно исповедал Христа Бога и выяснил всю ложность огнепоклонства. За это св. исповедник был подвергнуть бичеванию и разным пыткам, а потом побит камнями. Честное тело св. Авива было брошено на поругание за город, но благочестивые христиане тайно взяли его и с честью похоронили в обители св. Исидора Самтавйского. Страдание св. Авива относится к концу VI в. В половине VII в. нетленные мощи св. Авива были перенесены в Мцхет, где они, по В.М., почивают доныне под престолом главного храма Самтаврского монастыря (Груз. еп.). Празднование ему сначала было положено 6 июля, а потом в начале XII в. перенесено на 29 нояб. Ему есть особая полиелейная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мощи святителя были положены по смерти его в Мирах Ликийских и скоро прославлены были от Господа благодатными истечением целебного мира. В 1034 г. Сарацыны овладели Ликией и городом Мирами. Спустя около 50 лет, св. Николай внушил в ночном видении одному пресвитеру в г. Баре (на юге Италии) перенести его мощи в этот город из Мир Ликийских. Жители Бара немедленно снарядили посольство в Миры, которое взяло мощи святителя и перенесло их к себе 9 мая 1087 г. в церковь св. Иоанна Предтечи. Множество чудес ознаменовало это перенесение. По прошествии нескольких лет построен был в Баре великолепный храм, в который и были перенесены мощи св. Николая и положены под престолом, где они и ныне почивают, являя чудодействия на пользу верующих. См. 6 дек. 82 Тропарь, гл. 4. Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое воссия светозарными лучами, разгоняя тму искушений же и бед, от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш великий Николае. Кондак, гл. 3. Взыде яко звезда от востока до запада, твоя мощи святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый. Парем. (1. . Прит.10:31–32; 11:1, 2, 3, 4, 5–12; 3 . Прем.4:7–15 ; Утр. Ев. Ин.10:1–9; 35 зач.; Ап. Евр.13:17–21; 335 зач.; Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.). Грузин. – Пр. Шio Мгвимского чудотворца (Великого), скончавшегося 7 мая в конце VI в. Родом из Антиохии Сирской, сын богатых христианских благочестивых родителей, с 20-ти лет ученик св. Иоанна Зедазнийского (см. 7 мая), он, раздав свои богатства и приняв монашество от своего наставника, 20 лет подвизался под его руководством в иночестве. Затем св. Шио вместе с пр. Иоанном, по повелению Божьему, отправился в Грузию, три года пробыл в Мцхете и два года на г. Заден. Когда ученики пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ ДИАКОН [Элиа; груз. ], прп. (пам. груз. 4 янв., вместе с 12 сирийскими отцами , основателями монашества в Грузии) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), сподвижник и ученик прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) (сер.- 2-я пол. VI в.). Имя И. Д. неоднократно упоминается во всех 3 редакциях Жития прп. Иоанна (кименная ред.: Sinait. iber. 50 (нет окончания), X в.; 1-я метафрастическая ред. кон. XI в.: НЦРГ. Q 795 (нет окончания), 1479-1495 гг.; 2-я метафрастическая ред. предположительно XII в.: НЦРГ. А 160, 1699 г.; А 180, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.), а также в метафрастической редакции XIII в. Жития преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (НЦРГ. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.). В источниках сказано, что сир. монахи обосновались близ древнегруз. столицы Мцхеты на горе Задени, где основали мон-рь Зедазени . Спустя некоторое время прп. Иоанну явились во сне Пресв. Богородица и св. равноап. Нина и повелели разослать учеников в разные места Вост. Грузии, с тем чтобы они основывали на месте своего подвижничества мон-ри. Но И. Д., к-рый «был ему утешением и опорой в немощи его», прп. Иоанн «оставил при себе». На горе Задени не было источников, и И. Д. носил воду из р. Арагви, ежедневно спускаясь к подножию горы. Наблюдая за тяжелым трудом ученика, прп. Иоанн молил Бога о чуде и оно свершилось: на вершине горы забил источник с целебной водой. Сюда на излечение стали привозить больных. К источнику также приходили животные. Среди них был медведь «необыкновенной величины». И. Д. поведал о звере прп. Иоанну, и тот последовал за учеником к источнику. Увидев пьющего воду медведя, прп. Иоанн сказал ему: «Пей, если жаждешь, и иди отсюда, но, говорю тебе, чтоб ты и твой род отныне на этой горе не смели никому и никогда причинять какого-либо вреда». С тех пор, как сказано в Житии, больше никто из диких зверей на горе не трогал человека. Позже для сбора воды в 5 м от церкви Зедазени был сооружен небольшой резервуар. Источник, вода которого «собирается в каменном бассейне... и этой водой лечат недуги», упоминает историк XVIII в. Вахушти Багратиони ; М.-Г. Сабинин описывает чудесные явления, происходившие у источника в XIX в.

http://pravenc.ru/text/389407.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010