Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Грузинской Православной Церкви ИОАНН (Саакадзе Иосиф Георгиевич) (1660/66 - 1751), еп. Манглисский Восточногрузинского Католикосата, свт. (пам. груз. 28 марта) ИОАНН мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля) ИОАНН-ГЕОРГИЙ прп. Грузинской Православной Церкви - см. Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские преподобные (пам. груз. 8 сент.) ИОАНН ГРУЗИН (Картвели), прп. (пам. груз. 4 нояб.) - см. в ст. Иоанн, Стефан и Исаия Иерусалимские, преподобные ИОАНН ГРУЗИН [Иоане, Иоване] [Картвели] (1-я пол.- сер. IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) ИОАНН ГРУЗИН [Иоане, Иоване] Грузин [Картвели, Ханцтели], мч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен), подвизавшийся в мон-ре ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ (Майсурадзе Василий) (1882-1957) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) (1887-1962), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ШАВТЕЛИ (2-я пол. XII - 1-я треть XIII в.), прп. (пам. груз. 1 апр., вместе с блж. Евлогием Пророком; 9 июня) Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, поэт ИОСИФ (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский

http://pravenc.ru/rubrics/122334_3.html

Делегация также посетила монастырь Икалто, основанный в VI столетии учениками святого Иоанна Зедазнийского преподобными Зеноном и Арсением. Митрополит Иларион и его спутники молились у мощей святых в храмах обители, а также осмотрели древние стены Икалтойской академии, в период с XII по XVI век выпускавшей в свет церковных и общественных деятелей. Одним из самых знаменитых выпускников высшей церковной школы Грузии стал поэт Шота Руставели. Митрополит Иларион продолжил паломничество посещением Алавердского монастыря, резиденции митрополита Амба-Алавердского. Архипастырь поклонился мощам святого VI века Иосифа Алавердского, основателя обители. На амвоне монастырского храма к председателю ОВЦС обратился митрополит Давид: «Рады приветствовать Вас в Алавердской митрополии, где находится гробница с честными мощами святого Иосифа, который был первым наставником и игуменом сего монастыря и первым епископом этой митрополии. Слава Богу, Который собрал нас здесь; есть с нами и члены Синода Грузинской Православной Церкви . Ангелы радуются, когда братья во Христе собираются вместе». В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство, сердечно приветствую Вас как правящего архиерея Алавердской епархии и как настоятеля этого монастыря от своего имени и от имени делегации Русской Православной Церкви, которая участвовала в торжествах по случаю 1000-летия собора Светицховели . В последний раз я посещал этот храм, когда мне было пятнадцать или шестнадцать лет. Тогда здесь не было монахов, не совершались богослужения — то было место, куда приезжали туристы. Очень радостно видеть сейчас сей храм — один из самых величественных храмов Грузинской Православной Церкви — наполненным духом молитвы, восстанавливаемым после долгих лет разрухи. Радостно знать, что здесь вновь действует монастырь, вновь развивается монашеская, духовная жизнь. Обитель была основана одним из тринадцати сирийских отцов, которые прибыли сюда во главе со своим игуменом преподобным Иоанном Зедазнийским. Думаю, что приход этих сирийских монахов на грузинскую землю — один из самых выдающихся миссионерских проектов во всей истории христианства. Каждый из пришедших отцов основал монастырь, и, по сути дела, эти подвижники дали жизнь монашеской традиции в Грузии, которая с тех пор не умирала даже в трудные годы безбожной власти.

http://patriarchia.ru/db/text/1299625.ht...

– Пей, если жаждешь, и иди отсюда, но говорю тебе, чтобы ты и твой род отныне на этой горе не смели никому и никогда причинять вреда! Услышав слова святого отца, медведь послушно опустил мохнатую голову и ушел. С той поры все хищники, живущие на Зедазнийской горе, убегают прочь, встречаясь с человеком, исполняя волю преподобного Иоанна» [VIII, с. 130–131]. Преподобный Колумбан Ирландский (9 июня) «...Заметив в скале пещеру, он подошел ближе, чтобы по­лучше рассмотреть ее, и обнаружил логово большого медведя. Старец ласково попросил зверя уйти и больше не возвращаться к этому горному перевалу. Медведь послушался его слова и более не возвращался » [VIII, с. 92]. Преподобный Арсений Комельский (24 августа) «Преподобный решил вернуться опять в Комельский лес, на место своих первоначальных подвигов; его сопровождал инок Герасим. Теперь уже не злые люди, а медведи стали обижать их, расхищая их огород, но Преподобный молитвой своей отогнал их, и медведи ушли » с. 470]. Преподобный Вин (Бен) «Когда в одно время бегемот производил в соседней стране опустошение, этот Святой, быв упрошен земледельцами, стал у реки и, увидевши зверя огромной величины, кротким голосом сказал ему: – Именем Иисуса Христа повелеваю тебе не опустошать более этой страны. Зверь, как будто прогнанный Ангелом, совсем скрылся. Точно так в другой раз прогнал он и крокодила » с. 128]. Руфин передает данный эпизод следующими словами: «Однажды гиппопотам опустошал близкие по соседству страны. Земледельцы просили его о помощи. Придя в ту местность и увидав огромного зверя, он обратился к нему со словами: – Именем Иисуса Христа запрещаю тебе опустошать эту землю! Зверь бросился бежать, как бы гонимый Ангелом, и никогда более не появлялся там. Сказывали нам, что подобным образом в другой раз он прогнал крокодила » с. 16]. Иногда власть над зверями Святые проявляли, являясь не в телесном облике, а духовно – таинственным образом. Преподобный Иоанн Молчальник (3 декабря) Старец помог защититься от льва двум своим ученикам Феодору и Иоанну, которые поведали монаху Кириллу, написавшему впоследствии его житие, следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXVI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXVI Том XXVI ИОСИФ I [Овсеп Огоцмеци, Вайоцдзорци] († 454), католикос Армянской Апостольской Церкви (ок. 444-451) ИОСИФ II (Солтан Илья; † кон. 1521 - нач. 1522), митр. Киевский и Галицкий (Западнорусская митрополия) ИОСИФ II (ок. 1360 - 1439), патриарх К-польский, сторонник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами ИОСИФ I ГАЛИСИОТ († 1283), патриарх К-польский, противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530 - 1612), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОСИФ ИСИХАСТ [Иосиф Молчальник, Иосиф Пещерник] (в миру Франгискос Коттис; 1897-1959), выдающийся подвижник благочестия XX в., духовный наставник мн. афонских монахов ИОСИФЛЯНЕ Иосифляне, постриженики Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря; сторонники последователей прп. Иосифа Волоцкого ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида 91-122 ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК Иосифо-Волоколамский патерик, сб. рассказов о святых и нравоучительных повестей, созданный в 1-й пол. XVI в. в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре 122-124 124-128 128-129 130-136 136-159 ИПАТИЙ (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ИОСИФ (Ксенофонт?) († 1299), псковский иерей, сщмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОСИФ Иванович Архаров (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОСИФ Фомич Сиков (1873-1918), свящ., сщмч. (пам. 14 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОСИФ Сергеевич Смирнов (1864-1918), прот., сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Костромских святых) ИОСИФ [Иоасаф], прмч. (пам. греч. 22 сент., 10 окт.), Зографский - см. в ст. Зографские преподобномученики ИОСИФ (Баранов Иван; 1861-1918), прмч. (пам. 8 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. ИОСИФ (Гаврилов Иван Иларионович; 1888-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Казанских святых) ИОСИФ (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) ИОСИФ (Стойка; † ранее 1711), 1-й правосл. еп. (впосл. архиепископ) Мараморошский, экзарх К-польского патриарха в Трансильвании, исп. (пам. рум. 24 апр.) ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530 - 1612), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида ИПАТИЙ (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_62.html

В Зугдиди хранится риза Пресвятой Богородицы, принесенная сюда после падения Константинополя в XV веке. В Бодбийском женском монастыре под спудом в алтаре почивают мощи просветительницы Грузии святой Нины, а в женском монастыре Самтаври, в древней столице Мцхета, также под спудом, покоятся мощи святых царей Мириана и Наны, принявших Святое Крещение под влиянием боговдохновенной проповеди святой Нины. В разных уголках Сакартвело сохранены доныне гробницы святого Иоанна Зедазнийского и его двенадцати учеников, подобно апостолам, просветивших страну светом подвижничества в VI веке. Открыто сохраняются мощи святых братьев, князей Давида и Константина Арагветских, принявших неравный бой с семикратно превосходящим войском захватчиков и умученных в плену за преданность своей вере. Цепь святости не прерывается, но вьется подобно виноградной лозе из века в век, вплоть до нашего времени. В XX веке многие имена пополнили сонм новомучеников Грузии. Нам довелось отслужить литию на могиле недавно почившего блаженного старца Гавриила, окончившего свой земной путь в подвиге юродства, наделенного от Бога даром прозрения и утешения немощных душ. Приснопамятный старец говорил: «Грузия – мой крест! Благодать Божия никогда не оставит Грузинскую Православную Церковь . Цепь святых не прерывалась и не прервется. Грузия воскреснет как Лазарь!» В советский период многие из грузин отошли от церкви. Было время, когда оставалось около сорока священников и трех-четырех епископов на всю Грузию. Святейший Католикос Илия заметил в своей проповеди, что 50 лет назад на его постриге в монашество не присутствовал ни один грузин. «Русская Церковь понесла на себе главную тяжесть гонений от безбожников, поддержала и нашу Церковь », – сказал Святейший Патриарх Грузинский. Грузия, в свою очередь, дала приют русским священнослужителям и монахам, старцам из Глинской пустыни и многим другим служителям Христовым, которые и помогли выжить грузинской церкви в сложный для нее период. Однако сейчас ситуация изменилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213 Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528 3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744 Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в. 7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв. Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.). 9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в. 10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771 13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028 Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065 Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/76 или 1280 15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в. 18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693 19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335 20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в. Празднование Манглисского Креста 22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308 23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157 27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

http://pravoslavie.ru/41585.html

Из древнейших монастырей Грузии необходимо упомянуть: Бодбийский монастырь святой Нины (около 90 км от Тбилиси) — существует с IV столетия; Давид-Гареджийский. (около 60 км от Тбилиси) и Шио-Мгвимский — с VI века. Два последних монастыря основаны учениками преподобного Иоанна Зедазнийского и названы их именами. В этих обителях иноки жили как отшельники — каждый в вырубленной самим пещере в Кватахебский монастырь — существует с X столетия. С 980 года, когда преподобный Иоанн Ивер испросил у византийского императора небольшую обитель Климента на морском берегу, и по сей день на Святой Горе Афон действует Иверский монастырь, устроенный грузинами и составляющий неотъемлемое достояние грузин. Со времени основания и до конца XVII столетия в нем подвизались в основном иноки-грузины. Но после указанного времени приток грузин в Иверскую обитель уменьшился и ее заполнили греки. Однако и в следующем, XVIII веке, когда монастырь фактически уже стал греческим, в нем продолжали сохраняться грузинские традиции, а во главе его ставились игумены-грузины. Только в начале XIX столетия греки, стремящиеся утвердить на Афоне свою гегемонию, полностью завладели Иверской обителью. Среди игуменов данной обители особой известностью пользуются Георгий II (1051 -1066) и Георгий III (1066 -1072). Георгий II перевел с греческого языка на грузинский Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, ряд церковно-богослужебных книг и святоотеческих творений. Георгий III перевел Устав святого Саввы и отдельные святоотеческие творения. До 1500 года в Иверской обители действовал киновийный образ жизни, затем было введено в ней идиоритмное житие. Подвизавшиеся на Святой Горе иноки-грузины были удостоены явления иконы Божией Матери, названной по имени обители Иверской, а по месту нахождения ее над монастырскими воротами Вратарницей (Портаитиссой). С этой чудотворной иконы была снята копия и в 1648 году принесена в Как одна из древнейших Поместных Церквей, своим началом восходящая к апостольским временам, Грузинская Православная Церковь выставила из своей среды немало святых, особо почитаемых грузинским православным народом.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола ЗАПОРОЖСКАЯ И МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ. Учреждена 27 июля 1992 г. на территории Запорожской обл. Украины, отделена от Днепропетровской епархии ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества ЗАТВОРНИЧЕСТВО особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_110.htm...

Человеку предстоит тяжелая борьба с демоном и собой, он должен как бы родиться заново. А его убеждают, что надо одновременно служить и Богу и людям, приводят пример преподобных Сергия Радонежского, мирившего князей, Иоанна Зедазнийского с учениками, которые, будучи монахами, пришли в Грузию, чтобы утвердить христианство и бороться с маздеизмом, Амвросия Оптинского, с утра до ночи принимавшего людей. Это все равно, что сравнить грудного младенца с опытным воином и посылать ребенка, еще ползающего по полу, на войну. При этом замалчивается тот самый важный факт, что Иоанн Зедазнийский и " всероссийские наставники " преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский и другие старцы всю жизнь свою провели в монастыре и пустыне, и только стяжав бесстрастие и великую благодать Божию, открыли двери келлии, вышли из пустыни и затвора, и то не по своей воле, а по откровению Божию. Молодому монаху предлагают начать с того, чем кончили преподобные Серафим Саровский и Иоанн Зедазнийский. Некоторые монахи сразу же чувствуют ложь и свое несоответствие такой жизни; им кажется, что их пригласили на пир, а вместо трапезы поставили перед ними блюда, наполненные песком; напротив, других неопытных монахов мысль о том, что они чуть ли не спасители народа, и сравнение себя с древними подвижниками, обращавшими в христианство целые города и села, приводит в состояние разгоряченной гордыни; позирование в роли новых просветителей отвечает их собственным страстям. Здесь вместо смирения - основы монашеской жизни - в глубине их сердец гнойник гордыни и самомнения. Один отшельник ответил ученику, желавшему идти в мир, чтобы учить людей: " Нельзя нести в своей руке яд человеку с порезанной ладонью " . Здесь может возникнуть какой-то духовно-религиозный материализм, где ценность человеческой жизни определяется суммой внешних дел, которая, подобно выработке стали и угля, измеряется весом и мерой. Обратимся к высшему для нас авторитету - Божественному откровению - Библии. В книге Исход повествуется о том, как Моисей вел израильтян в обетованную землю. У берега Красного моря их настигло войско фараона: всадники, закованные в стальные латы, колесницы с лучниками, вооруженными стрелами и копьями. Фараон считал себя непобедимым: под ударами его войск рушились и падали города и крепости, как шалаши из ветвей и травы. Казалось, что израильский народ обречен на гибель: впереди морская бездна, позади войска фараона, как огненная лавина… И вот, Господь спросил Моисея: Что ты вопиеши ко Мне? (Исх. 14, 15). Уста Моисея молчали, но сердце его безмолвно вопияло к Богу, и эта безмолвная молитва, в которой он от скорби разрывал не одежду свою, а сердце, достигла небес. Не пророческий дар Моисея, а внутренняя молитва, не слышимая никем из людей, сотворила чудо: море расступилось, его дно стало каменной дорогой для израильтян, затем волны замкнулись, как уста, - и бездна моря стала могилой для египтян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010