Погребен преосвященный Иоанн Максимович подле Софийского собора с северной стороны близ дверей, в пределе во имя преподобных Антония и Феодосия печерских . Лет чрез 30 после смерти Иоанна, при митрополите Антонии Нарожницком, этот придел, по тесноте своей и ветхости потолка был разобран. Таким образом гроб святителя Иоанна остался под открытым небом. Жителям Тобольска, благоговевшим к его памяти, это было неприятно; потому преемник Антония II, митрополит Сильвестр, в 1751 г., на собранные деньги на месте существовавшего прежде предела выстроил новый каменный, только не во имя преподобных Антония и Феодосия, а во имя святителя Иоанна Златоустог о, – ангела митрополита Иоанна Максимовича, притом так, что гроб Иоанна вошел в алтарь оного. – По выстройке придела, над гробом митрополита Иоанна, прошло около 60 лет. Но в 1806 или 1807 г. при архиепископе Тобольском Амвросие Келембете на северной стороне собора сделалась трещина от фундамента до сводов, притом над тем самым местом, где была могила преосвященного Иоанна. В 1826 г. архиепископ Евгений, чтобы предотвратить опасность, грозившую всему собору, решился исправить повреждение. Но поскольку ни заделать трещину, ни даже осмотреть в глубине её фундамент собора нельзя было, не тронув гроба Иоанна Максимовича: то оный 26 и 27 сентября 1826 г. перенесен был в новый склеп, устроенный в том пределе и также в алтаре, только на левой стороне. Над прежним местом погребения митрополита Иоанна, на правой стене придельного алтаря святитель изображен во весь рост в белом клобуке и голубой с источниками мантии, а над новой могилой, около левой стены алтаря, находится мраморный памятник, устроенный бывшим золотопромышленником купцом Н. Ф. Мясниковым. Им же в пределе в недавнее время переделан иконостас. В самой церкви на левой стене висит довольно большая икона с изображением Иоанна Златоустог о и Тимофея епископа Прусского, написанная в 1810 г. тобольским купцом А. Гневышевым и некоторыми другими гражданами также из благоговения к митрополиту Иоанну: Златоустый, как выше замечено, ангел сего митрополита, и память священномученика Тимофея празднуется церковью 10 июня, в день кончины Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Молитвы перед Причащением Молитва по дониконовским русским изданиям по совр. русским изданиям по совр. греческим изданиям «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия…» (свт. Василия Великого) «Владыко Святый пречистый, нескверный, неунедостоивый за многую милость…» (свт. Василия Великого) «Владыко Господи Боже наш, Единородный Сыне и Слове…» (свт. Василия Великого) «Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен…» (свт. Иоанна Златоуста) «Владыко Человеколюбче Господи Иисусе Христе Боже мой, на щедроты Твоя надеяся молю Тя, да не поставиши мене ошуюю Себе с козлищи…» (свт. Иоанна Златоуста) «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, едине имеяй власть человеком оставляти грехи…» (свт. Иоанна Златоуста/прп. Иоанна Дамаскина) 4 (либо 5, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») «Вем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистаго Твоего Тела и честныя Твоея Крове…» (свт. Иоанна Златоуста/свт. Василия Великого) 5 (либо 6, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») «Боже, ослаби, остави, прости ми согрешения моя, елика Ти согреших…» (свт. Иоанна Златоуста) 7 (либо 8, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») 5 (в расширенной редакции) «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси…» (свт. Иоанна Златоуста) без номера (фактически 11 – либо 12, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») «Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Боже мой, да не в суд ми будут Святая сия…» (свт. Иоанна Златоуста) без номера (фактически 12 – либо 13, если в издании имеется молитва «Яко на Страшнем Твоем…») без номера (фактически 11) «Яко на Страшнем Твоем и нелицеприемнем предстояй Судилищи…» (прп. Иоанна Дамаскина/Симеона Метафраста) отсутствует (либо 4) «Уязвен есмь аз сердцем и истая мя ревность Твоя…» (прп. Иоанна Дамаскина) «На множество щедрот Твоих взирая…» (прп. Иоанна Дамаскина) «Господи, даждь милость ненавидящим мя…» (прп. Иоанна Дамаскина) «Едине чистый и нетленный Господи…» (Симеона Метафраста)

http://pravoslavie.ru/82496.html

Откуда Иоанн Богослов заимствовал свое учение о Логосе? Наиболее принято на Западе приписывать происхождение учения Иоанна о Логосе влиянию иудео-александрийской философии, в которой также существовало представление о Логосе как посреднике между миром и Богом. Главным выразителем такого представления новейшие ученые считают александрийского иудея Филона (умер в 41 г. по Р. X.). Но с таким предположением мы согласиться не можем, потому что Логос Филона совсем не то, что Логос Иоанна. Согласно Филону, Логос есть не что иное, как мировая душа, действующий в материи мировой разум, а у Иоанна Логос есть личность, живое историческое лицо Христа. Филон называет Логоса вторым Богом, совокупностью божественных сил и разумом Божиим. Можно даже сказать, что у Филона Сам Бог в идеальном отношении Его к миру есть Логос, тогда как у Иоанна Логос нигде не отожествляется с Богом Отцом и стоит в вечно личном отношении к Богу Отцу. Затем, согласно Филону, Логос не есть творец мира из ничего, а только мирообразователь, слуга Божий, а у Иоанна – это Творец мира, истинный Бог . По представлению Филона, Логос не вечен – он существо сотворенное, а по учению Иоанна – вечен. Цель, которую имеет, согласно Филону, Логос – примирение мира с Богом – не может быть достигнута, так как мир, в силу своей неизбежной связи с материей, которая есть зло, не может приблизиться к Богу. Поэтому-то Филон даже и помыслить не мог о том, чтобы Логос принял плоть человека, тогда как идея Боговоплощения составляет сущность учения Иоанна о Логосе. Таким образом, можно говорить разве только о внешнем сходстве между учением о Логосе Иоанна и Филона, внутренний же смысл, по-видимому, общих Иоанну и Филону тезисов совершенно различен у того и другого. Даже и форма учения у того и другого различны: у Филона она научно-диалектическая, а у Иоанна наглядная и простая. Другие экзегеты полагают, что Иоанн в своем учении о Логосе опирается на древнеиудейское учение о «Мемра» – высшем существе, в котором открывается Бог и через которое Он входит в общение с иудейским народом и с другими людьми. Это существо – личное, почти то же, что Ангел Иеговы, но, во всяком случае, не Бог и даже не Мессия. Из этого ясно, что между Логосом Иоанна и «Мемра» нет даже и внешнего сходства, почему некоторые экзегеты прямо обратились к Ветхому Завету для того, чтобы отыскать источник Иоаннова учения о Логосе. Здесь они находят уже прямой, по их мнению, прецедент учению Иоанна в тех местах, где изображается личность и деятельность Ангела Иеговы. Этот Ангел действительно поступает и говорит как Сам Бог ( Быт.16:7, 13 ; Быт.22:11–15 ) и называется даже Господом ( Мал.3:1 ). Но тем не менее Ангел Господень нигде не назван творцом мира и он все-таки – только посредник между Богом и избранным народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В день рождения Ирода, когда он устроил большой пир для своих приближенных и начальников еврейского народа, дочь Иродиады плясала перед царем. Ее танцы так понравились Ироду, что он перед всеми приглашенными обещал ей дать все, что она захочет, даже до половины царства. Дочь не знала, что просить и пошла посоветоваться к своей матери. Иродиада сказала ей: – проси голову Иоанна Крестителя. Дочь пошла сейчас же к царю и сказала: «Хочу, чтобы ты мне дал теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь очень опечалился этой просьбой. Ему не хотелось убивать Иоанна Крестителя. Ирод знал, что он праведный и святой, и что это убийство будет очень нехорошим делом. Но царю очень стыдно было отказаться от своего царского обещания, которое он дал при своих подчиненных. Ложный стыд перед людьми заглушил его внутренний голос совести. Царь послал оруженосца отсечь голову Иоанна Крестителя. Голову принесли на блюде. Ирод отдал ее дочери, а дочь матери своей. Ученики Иоанна Крестителя услышали об этом, пришли, взяли тело его и похоронили. Иоанн Креститель, не боясь ни страданий, ни даже смерти, бесстрашно говорил правду перед царем Иродом и за это был предан смерти. Церковь прославляет подвиг Иоанна Крестителя и день его кончины (11 сентября по-новому стилю или 29 августа по-старому) отмечает праздником, который называется Усекновением Главы Иоанна Крестителя . В этот день в церкви молятся также и за всех тех, кто, по примеру Иоанна Крестителя, пострадал за правду. Церковь установила в этот день пост. Вопросы: Что говорил Иоанн Креститель про самого себя? Почему царь Ирод приглашал к себе Иоанна Крестителя? Что он говорил царю? Почему Иродиаде не нравились слова Иоанна Крестителя, и чего она добилась? Как произошло убиение его? Почему Ирод согласился убить Иоанна Крестителя? Как Церковь прославляет подвиг его? Самостоятельная работа: Написать почему Иоанна Крестителя называют: 1) святым, 2) пророком, 3) Предтечей, 4) Крестителем, 5) Иоанном. Исцеление десяти прокаженных Евангелие рассказывает о многих, но не о всех чудесах, которые Спаситель совершил на земле. Евангелист Иоанн говорит, что если бы описать все чудеса, то все книги мира не могли бы вместить их. Спаситель исцелял больных, воскрешал мертвых, оказывал всякую помощь людям в несчастьях.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

М., 1915. 243 . Подражайте в вере Божией отцу Иоанну Ильичу Сергиеву. СПб., 1911. 244 . Поездка о. протоиерея Иоанна Сергиева в Суру и открытие Сурской церковно-приходской школы.//Русский Паломник. 1893. с.505–508. 245 . По молитве отца Иоанна.//Русский Паломник. 1893. с.303. 246 . Пономарев А., профессор. В старые годы нашей Академии. (Воспоминания об отце Иоанне Ильиче Сергиеве).//Церковный Вестник. 1909. 247 . Попов Г. О. Иоанн в Киевской Духовной Академии.//Русский Паломник. 1903. с.702. 248 . Попов И. , протоиерей. Незабвенной памяти дорогого батюшки отца Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1909. 249 . Попов Иоанн , священник. Поездка в Кронштадт к отцу Иоанну. М., 1901. 250 . По поводу дневника о. Иоанна Кронштадтского .//Русский Паломник. 1892. с.157–158. 251 . Поселянин Е. Духовный образ о. Иоанна.//Русский Паломник. 1909. с.51–52. 252 . Поселянин Е. Отец Иоанн.//Русский Паломник. 1905. с.92. 253 . Поселянин Е. Отлетевший ангел.//Русский Паломник. 1908. с.856б. 254 . Поселянин Е. Памяти отца Иоанна Кронштадтского .//Русский Паломник. 1909. с.807–808. 255 . Поселянин Е. Памяти отца Иоанна Сергиева.//Прибавления к «Церковным Ведомостям», 1909. с.82–83. 256 . Посещение о. Иоанна Екатеринбурга.//Русский Паломник. 1905. с.474. 257 . Последние дни и блаженная кончина отца Иоанна Кронштадтского , Высочайший Рескрипт и чудеса у гробницы. СПб., 1911. 258 . Последние дни и минуты отца Иоанна.//Русский Паломник. 1909. с.57. 259 . Последние проповеди отца Иоанна Ильича Сергиева, произнесенные в Иоанновском монастыре. (Библиографическая заметка о книге).//Прибавления к «Церковным Ведомостям». 1911. с.711. 260 . Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода. Об общей исповеди от 30 октября 1929 г.//ЖМП. 1931. с.1. 261 . Правда дороже золота. Завет со священной гробницы приснопамятного отца Иоанна Ильича Сергиева ко дню пятилетия со дня его блаженной кончины 20 декабря 1908 г. СПб., 1914. 262 . Правда дороже золота. Что говорят православные иерархи и иностранцы об о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви «Я видела его, его речам внимала…» Из стихотворения матушки Таисии об отце Иоанне Кронштадтском 1 ноября 2007 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского и день Ангела святого праведного Иоанна Кронштадтского, состоялось торжественное открытие Мемориального музея при храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского монастыря. Музейная экспозиция посвящена настоятельнице монастыря игумении Таисии и святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Когда нам передали ансамбль Леушинского подворья, мы стали думать, с чего начать, - рассказывает корреспонденту «Воды живой» настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, - и решили сделать самое главное - почтить память тех, кто здесь подвизался: святого праведного Иоанна Кронштадтского и игумении Таисии Леушинской. Мы их называем «дорогой батюшка» и «дорогая матушка». За полтора месяца, в основном собственными силами, прихожане храма св. Иоанна Богослова создали на подворье музей. Открывает экспозицию выставка архивных фотографий святого праведного Иоанна Кронштадтского. В Центральном государственном архиве кинофотодокументов хранится около полусотни фотографий Карла Буллы - некоторые вообще не публиковались, другие публиковались редко. В 2001 году сотрудники архива согласились напечатать уникальные фотографии прямо со стеклянных пластинок. Больше они этого делать не будут, потому что стеклянные пластинки - вещь хрупкая и дорогая. «Но мы даем их сканировать, да и сами издаем в качестве открыток», - сказал отец Геннадий. Из редких снимков - единственная фотография отца Иоанна с матушкой Елизаветой Константиновной, где они запечатлены только вдвоем; фотография батюшки Иоанна среди своих родственников на даче в Мартышкино, которая принадлежала сестре матушки Елизаветы, Анне Константиновне. Дача, кстати, сохранилась, недавно на ней установлена мемориальная доска. Много снимков Иоанна Кронштадтского с самыми разными людьми: от губернатора Петербурга фон дер Лауница до дворников и нищих. Вот фотография - Иоанн Кронштадтский с ребенком: «Мы установили, что это Игорь Николаевич Шемякин, сын племянницы Иоанна Кронштадского Руфины Григорьевны (она была дочерью Анны Константиновны). Сама Руфина Григорьевна жила в Кронштадте у отца Иоанна на правах приемной дочери. Материнское начало Елизавета Константиновна воплотила, воспитывая свою племянницу, а этот мальчик, Игорь, был для нее, по сути, внуком. И для отца Иоанна тоже». Сила благословения святого праведника явлена в судьбе Игоря Николаевича: в годы церковных гонений он не был репрессирован, хотя родство с Иоанном Кронштадским в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Потомки Игоря Шемякина сейчас живут в Москве.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/41...

1-я гл. содержит извлечения из «Большого огласительного слова» свт. Григория Нисского и «Точного изложения православной веры» прп. Иоанна Дамаскина . Эти сочинения, равно как «Ареопагитики», сочинения святителей Василия Великого , Григория Богослова, Кирилла Александрийского и прп. Максима Исповедника , образуют основу для 2-й гл. «Догматической паноплии». Эти главы, как и 3-я, с выдержками из «Ареопагитик», из сочинений преподобных Иоанна Дамаскина и Максима Исповедника, посвящены Св. Троице. В 4-й гл., образуемой извлечениями из сочинений святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и прп. Иоанна Дамаскина, речь идет о непознаваемости Бога, в 5-й, основанной на творениях того же Григория и «Ареопагитиках»,- об «именах Божиих». Предметом рассмотрения в 6-й гл. является сотворение видимого и невидимого миров, для чего используются цитаты из сочинений святителей Григория Богослова, Григория Нисского и прп. Максима Исповедника. Высказывания этих авторов, как и прп. Иоанна Дамаскина и др. отцов Церкви, служат для разъяснения догмата о воплощении Христа в 7-й гл. «Догматической паноплии». С 8-й гл., содержащей полемику с иудеями и основанной на творениях святителей Григория Нисского, Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина и Леонтия, еп. Неапольского, начинается опровержение различных учений. В 9-й гл. речь идет о Симоне Волхве , Маркионе и Мани , в связи с чем приводятся тексты святителей Василия Великого и Афанасия I Великого , Кирилла Александрийского, Иоанна Златоуста и прп. Иоанна Дамаскина. 10-ю гл. составляет отрывок из толкования на Евангелие от Иоанна, принадлежащего свт. Кириллу Александрийскому и направленного против еретика Савеллия . В 11-й гл. опровергаются арианство и евномианство (см. ст. Евномий , еп. Кизика) посредством выдержек из сочинений святителей Кирилла Александрийского, Афанасия Великого и Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и прп. Иоанна Дамаскина. За исключением 2 последних, те же отцы Церкви являются авторами произведений, выдержки из к-рых собраны в направленной против пневматомахов (см.

http://pravenc.ru/text/187770.html

Рождество Иоанна Предтечи: от Ивана до Иоанна Почему Рождество Иоанна Предтечи празднуется сейчас и при чем тут Иван Купала 7 июля, 2021 Почему Рождество Иоанна Предтечи празднуется сейчас и при чем тут Иван Купала 7 июля празднуется Рождество Иоанна Предтечи. Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи пришлось на день празднования Ивана Купалы. Но давайте узнаем эту историю с самого начала! Рождество Иоанна Предтечи Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: « Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему » (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11). Сами события этого рождества, как предшествующие, так и последующие, заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном. Постичь умом, и тем паче построить какую-то логическую цепочку в череде евангельского повествования об этом событии невозможно, и поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой, прибавляя свой стандартный эпитет: «Сказки все это», а верующий… Верующий просто лоб крестит, да молитву, какую сердце подсказывает, повторяет. Ведь для него — «Ты еси Бог, творяй чудеса» вполне естественно и жизненно. Не поражаться же произошедшему столь давно, но отнюдь не утратившему современного (здесь хорошо более емкое, украинское определение «сучасного») значения невозможно. Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга сомнений и вопросов, столь характерных для человека нынешнего времени при проявлениях Божьего Промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был праведным, и в то же время, когда ему возвестил архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога. До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник — наказывается! И хотя близко удивительное избавление от наказания, невольно задумываешься: ежели праведника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: верую, Господи! помоги моему неверию  (Мк.9:24).

http://pravmir.ru/ivan-kupala-i-ioann-kr...

Н. Древнейшим (2-я пол. XV в.) является цикл из 12 чеканных рельефов на серебряной позолоченной раке великомученика, находящейся ныне в ц. вмч. Георгия мон-ря св. Иоанна Нового в Сучаве (перенесена из старой митрополичьей церкви Мирэуци). В росписях храмов житийные циклы И. Н. сохранились в ц. вмч. Георгия Победоносца мон-ря Воронец (1547), ц. Воскресения Господня мон-ря Сучевица (нач. XVII в.) и в кафедральном (епископском) соборе в г. Роман (1648). Первые 3 цикла (включая раку) состоят из 11 сцен мучения и посмертных чудес (набор их варьируется), последний - из 15 (4 конечные сцены посвящены рассказу о неудачной попытке католиков похитить мощи святого). Надписи, к-рыми снабжены изображения, представляют собой краткий пересказ соответствующих фрагментов Жития (см.: Бакалова. 1991. 4. С. 74-77. Прил. 1-4). Все житийные циклы завершаются сценой перенесения мощей И. Н. в Сучаву. Традиция включения в храмовые стенописи житийного цикла И. Н. сохраняется и в XVIII-XIX вв., о чем свидетельствуют росписи собора мон-ря Секу и храма скита Сихэстрия-Секулуй (Там же. С. 74). Сохранилась житийная икона И. Н. (30-е гг. XVII в., ГТГ), долгое время считавшаяся образом мч. Иоанна Воина . Икона происходит из придела во имя И. Н. московской ц. Гребневской иконы Божией Матери, устроенного в честь небесного покровителя царевича Иоанна Михайловича, и, вероятно, была написана к освящению престола 29 мая 1635 г. Она имеет значительные утраты красочного слоя, особенно на житийных клеймах на левом поле. И. Н. изображен в рост в синем хитоне, препоясанном полосатым кушаком, и в красном гиматии. В правой руке держит крест, в левой - свиток. Средник окружают 16 клейм с подробными надписями на фоне: «Рождество Иоанна», «Крещение», «Прение о вере с итальянским купцом во время плавания в Белгород», «Купец доносит правителю города о желании Иоанна отречься от веры», «Иоанна приводят к правителю, и он исповедует христианство», «Иоанна избивают палками», «Иоанн перед правителем после пыток», «Иоанна заточают в темницу», «Иоанн перед правителем вновь отказывается отречься от веры» (изображение утрачено), «Иоанна, привязанного за ноги к коню, волокут по городу», «Усекновение главы», «Ангелы поют над телом Иоанна», «Некий иудей хотел застрелить «световидных мужей»», «Отпевание Иоанна», «Погребение Иоанна».

http://pravenc.ru/text/471404.html

Первое, что меня удивило в этой поэме, это то, как она близка по сюжету к Житию преп. Иоанна Дамаскина Х или XI веков, написанного по-гречески (хотя оно и основывается на более раннем арабском житии) Иоанном, патриархом Иерусалимским, – или Иоанном VII (964–966), или Иоанном VIII (1106–1156). В данном Житии, не являющемся ценным источником точных сведений о жизни преп. Иоанна, центральным событием монашеской жизни святого также делается случай непослушания своему духовному отцу – написание погребального тропаря. Однако оно включает в себя и многое из того, что Толстой или упрощает, или опускает. Описание обучения преп. Иоанна в Дамаске Толстым пропущено, а изображение близкого положения к халифу лишено многих сложностей, описанных в Житии. По сравнению с поэмой Толстого в Житии большое внимание уделяется поездке преп. Иоанна в Константинополь для обличения иконоборчества, которая используется в качестве вступления к тщательно разработанному рассказу об одном случае из жизни преп. Иоанна, считающемся очень значимым. В этой истории говорится о попытке византийского императора наказать преп. Иоанна за дерзость: халифу было отправлено поддельное письмо, написанное почерком Иоанна, из которого можно заключить, что он действовал в Дамаске как византийский соглядатай. В гневе халиф приказывает отрубить Иоанну правую руку. Преп. Иоанн, забрав свою руку у халифа, проводит ночь в молитвах перед иконой Матери Божией. Молитвы облеклись в форму анакреонтических стихов. В ответ на них Матерь Божия возвращает руку преп. Иоанну. На следующий день это чудо убедило халифа в невиновности Иоанна, и он смилостивился и даже предложил тому более высокую должность. Поэма Толстого, в которой довольно кратко упоминается поездка в Константинополь, начинается, по-видимому, именно с этого момента в жизни преп. Иоанна. Однако основывается ли поэма Толстого на греческом Житии? Имел ли Толстой возможность ознакомиться с этим житием? Исследование, которое у меня нет возможности предпринять, могло бы прямо ответить на эти вопросы, но можно попытаться ответить на них и по-другому. Толстой мог прочитать Житие по-гречески; ему также могло быть доступно описание жизни преп. Иоанна в сборнике житий святых, которое могло основываться на греческом житии. Есть и другой источник сведений о событиях из жизни преп. Иоанна – это описание жизни святого в декабрьской Минее (4 декабря – день памяти преп. Иоанна), или в синаксарии. Оба эти источника были легкодоступны в середине XIX века на церковнославянском языке.

http://pravoslavie.ru/115.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010