В Америку предполагалось направить епископа Туркестанского Аркадия (Карпинского), или епископа Сумского Петра (Другова), или еп. Тихона. По инициативе товарища обер-прокурора Саблера В.К. Николаю II подан был всеподданнейший доклад о назначении епископом Алеутским и Аляскинским преосвящ. Тихона 13 . 11/23 октября 1898 г. Тихон отслужил литургию в Холмском кафедральном соборе; в 22 часа выехал по железной дороге (через Брест) в г. Псков. 13/25 октября – 14/26 октября 1898 г. Пребывание епископа Тихона в Пскове 14 . 17/29 октября 1898 г. В 11 ч. утра Тихон приехал в Торопец и остаток субботы провел с матерью, никуда не выходя. 18/30 октября 1898 г. Утром владыку встретили в Корсунско-Богородицком соборе Торопца, где после воскресной литургии он отправил акафист Божией Матери и произнес проповедь . Днем Его Преосвященство посетил предводителя дворянства, городского голову, исправника и других торопчан. 19/31 октября 1898 г. Тихон побывал у всех торопоградских священников, посетил уездное духовное училище и его смотрителя. 21 октября/2 ноября 1898 г. В день празднования восшествия на престол Николая Александровича еп. Тихон отслужил литургию и царский молебен в Корсунско-Богородицком соборе. Потом архипастырь сфотографировался с городским духовенством. Вечером в Казанской церкви Торопца владыка совершил всенощное бдение накануне престольного праздника. 22 октября/3 ноября 1898 г. Настоятель Торопецкого собора свящ. Владимир Щукин устроил у себя дома обед в честь владыки Тихона. 23 октября/4 ноября 1898 г. В 8 ч. утра Тихон выехал в Великие Луки (далее – в Петербург) 15 . 26 октября/7 ноября 1898 г. «В Петербург я приехал 26 Окт. утром, и на другой день был принят Владыкою Митрополитом, – принят отечески и сердечно...» 16 . В течение трех недель, проведенных в столице, Тихон знакомился с «тюками» американских дел, читал необходимую литературу 17 , общался со сведущими лицами и молился, дабы Господь не оставил его без помощи! 1/13 ноября 1898 г. В Исаакиевском соборе преосвященный участвовал в рукоположении архим. Германа (Иванова) в епископа Люблинского 18 . Тотчас после хиротонии Тихон поехал на Выборгскую сторону в Спасо-Бочаринскую церковь отпевать своего академического сокурсника свящ. Иоанна Туберозова.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А.В. Попов Глава 1. Прибытие святителя Тихона в Соединенные Штаты Америки § 1. Краткое житие св. Тихона: 1865–1898 годы Св. Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19/31 января 1865 г. в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. С начала 1869 года семья Беллавиных жила в городе Торопце, где прошли детские годы святителя. По окончании в 1878 году Торопецкого духовного училища Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии, которую в разное время закончили многие Беллавины, в том числе и о. Иоанн. В 1884 году Василия, как лучшего выпускника Псковской семинарии, отправили на казенный счет в Петербургскую духовную академию. В июле 1888 года со степенью кандидата богословия за сочинение «Кенель и отношение его к Янсенизму» 8 Беллавин В.И. вернулся в родную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. 14/26 декабря 1891 года 26-летний Василий Беллавин, согласно прошению, был пострижен епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) в монашество с именем Тихон – в честь святителя Тихона Задонского . На следующий день в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова Тихона рукоположили в иеродиакона, а 22 декабря 9 1891 г. (ст. ст.) – в иеромонаха. Но недолго о. Тихон служил во Пскове, уже в марте 1892 года он был назначен инспектором в Холмскую духовную семинарию. Молодой инспектор обратил на себя внимание архиеп. Холмского и Варшавского Флавиана (Городецкого), который способствовал служебному и должностному продвижению иером. Тихона: архимандрит (5/17 июля 1892 г.), ректор Холмской духовной семинарии (16/28 июля 1892 г.) и член [председатель с 1896 года] Холмско-Варшавского епархиального училищного совета, благочинный женских монастырей епархии (1/13 октября 1895 г.). За отлично-усердную службу архим. Тихон был пожалован орденом св. Анны второй степени (1895 г.) и получил право на ношение серебряной медали в память царствования императора Александра III (1896 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

766 Соседний Луцкий епископ Иосиф (Иоасаф), занимавшийся церковно-административными делами епархии при Борзобогатом: «..По неимению... во Владимирской епархии действительного епископа, он рукополагал за все это время священников в названную епархию...» (Н.Д. Иерархия... С. 242). 767 Бывший епископ Холмский. Штурмом взял епископский замок и изгнал Иоанна Яцковича. Решение о передаче прав на епархию, по-видимому, было принято в 1565 г., о чем свидетельствует судебная грамота (см. сн. 21). Но в действительности епископ Феодосий вступил в управление не позже конца лета 1566 г., о чем говорится в выданной епископу Феодосию королевской охранной грамоты (Акты, издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. Τ. XIX. Акты, относящиеся к истории бывшей Холмской епархии. Вильна, 1892. С. 128). 768 Хиротонисан в 1588 г. с оставлением на той же кафедре, на коей пребывал в течение 8-ми лет как «нареченный». 769 По Н.Д. Иерархия... С. 401 – отпал в унию 09.10.1596 г. († в 1613 г.). В действительности принял унию ранее печально знаменитого собора в Бресте. 770 Наречен Иерусалимским Патриархом Феофаном, объезжавшим западную Россию, но не хиротонисан. Архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 10.1625 прибыл в Москву, в 1626 г. участвовал в Соборе. 08.1626 стал епископом Суздальским. См. Владимирская. (Патриархи Московские. M., 2004. С. 75). 773 По освобождении кафедры за переводом Михея (Алексеева) в Архангельск на нее 07.11.1908 был назначен настоятель русской придворной церкви в Баден-Бадене. архимандрит Стефан (Данилов). Однако 05.12.1908 по просьбе о. архимандрита, в связи с его болезненным состоянием, назначение было отменено с оставлением его на прежнем месте, а на Владимиро-Волынскую кафедру был определен ректор Олонецкой Духовной семинарии архимандрит Фаддей (Успенский) . Арестован 11.1921.12(25)02.1922 приговорен к высылке «в распоряжение Патриарха Тихона с правом жительства только в одной из северных губерний РСФСР и Зап. Сибири....» Вторая дата – дата назначения на Астраханскую кафедру. После сщмч. еп. Фаддея (Успенского) древняя кафедра вдовствовала до 1940 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава V. Церковно-благоустроительная деятельность братств Братства стремятся поддерживать в народе любовь к православному храму, к его благолепию, к его величественному Богослужению. Украшение храмов, снабжение их церковными вещами и принадлежностями, возобновление старых, постройка новых, помощь бедному причту – таковы немаловажные заботы, которые на себя берут многие братства, в особенности действующие на окраинах. В нижепомещенной таблице мы укажем, какие именно братства оказали в 1890 – 91 г. местным церквам (и принтам) помощь деньгами и вещами и на какую сумму. Братства, оказавшие помощь церквам и принтам (1890 – 91 г.) 106 Местонахождение Наименование Число церквей Сумма (в рублях) 1) Вологодская Всемилостивого Спаса Крестовоздвиженское 3) Воронежская Св. Митрофана и Тихона 4) Донская Аксайско-Богородичное 5) Екатеринославская Св. Владимира 6) Казанская Св. Гурия 7) Кишиневская Покрово-Богородичное 8) Костромская Александровское 9) Литовская Св. Духовское 10) id. Петропавловское 11) id. Брест Св. Николаевское Михаила Архангела 13) Пензенская Иннокентиевское 14) Подольская Св. Алексеевское 15) Рижская Петропавловское 16) id. Спасо-Преображенское 17) id. Туккум Св. Николаевское 18) id. Эзель. Св. Николаевское 19) id. Прибал.Христа Спасителя 20) Ставропольская Св. Андреевское 21) Таврическая Александро-Невское 22) id. Св. Екатерины 23) Тамбовская Казанско-Богородичное 24)Холмско-Варшавская Св. Богородицкое 25) id. Св. Николаевское 26) Томская Св. Димитрия Нижеследующие братства устроили особые церковные певческие хоры и имеют особые братские храмы: Местонахождение Наименование 1) Волынская Владимиро-Васильевское Кирилло-Мефодиевское Крестовоздвиженское Св. Владимирское 5) Екатеринославская Успения Божией Матери 6) Казанская Св. Гурия 7) Кишиневская Покрово-Богородичное 8) Костромская Александровское Кинешемское 10) Литовская, Брест Св. Николаевское 11) id. Петропавловское 12) Новгородская Св. Софии 13) Подольская Иоанна Предтечи 14) Пермская Св. Стефана 15) Рижская

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

18 Митрополит Евлогий (Василий Семенович Георгиевский) (1868–1946), сын деревенского священника, был в 1903 г. хиротонисан во епископа Люблинского, в 1905 г. стал епископом Холмским и Люблинским, в 1914 г. – архиепископом Волынским и Житомирским. Он был избран депутатом в II и III Государственную Думу. В 1911–1912 гг. был членом Св. Синода, в 1917–1918 гг. ответственно участвовал в работах Московского Поместного Собора. В 1921 г. архиепископ Евлогий был назначен управляющим Русскими православными приходами и возведен в сан митрополита патриархом Тихоном. В 1927 г. митр. Евлогий порвал с Синодом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) из- за спора о подчинении германских приходов. В 1930 г., по причине отказа прекратить свое участие в собраниях в защиту гонимой Русской Церкви, он был отрешен от должности и запрещен в церковнослужении митр. Сергием. В 1931 г. был принят по своей просьбе в юрисдикцию Константинопольского патриархата. 19 Владимир Модестович Волков (1887–1937), офицер, инженер и журналист. Участник Первой мировой и Гражданской войн. В эмиграции в Югославии, затем во Франции. 21 Архимандрит Стефан (Леонид Михайлович Светозаров) (1890–1969), окончил Св.-Сергиевский богословский институт, пострижен в монашество и рукоположен в 1930 г. С 1931 по 1936 гг. был помощником настоятеля Трехсвятительского храма на ул. Петель, с 1935 по 1945 гг. настоятелем Св.-Троицкой церкви в Ванв, с 1945 по 1947 гг. настоятелем храма на ул. Петель. Вернулся в СССР в 1947 г. 22 Евграф Евграфович Ковалевский (1905–1970), младший брат П.Е. Ковалевского, был рукоположен во иерея в 1937 г. в храме на ул. Петель. С 1940 по 1944 гг. – французский военнопленный в Германии. После войны о. Евграф был активным борцом за создание французского православия, укорененного в местных церковных традициях. В 1964 г. он был хиротонисан во епископа Иоанна Сен- Денисского и в 1967 г. возглавил особую, не признанную Вселенским православием, Католическо-православную Церковь Франции (ECOF). 23 Мария Ивановна Отман-де-Вилье, ур. Зилоти (?–1944), известная православная деятельница и благотворительница.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  ЖУРНАЛ 39 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о посещении Белоруссии. Справка: 20 июня 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Республику Беларусь. В поездке Его Святейшество, в частности, сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к обелиску на Площади Победы, после чего во Дворце независимости состоялась встреча Его Святейшества с Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Вечером, в канун празднования Собора Белорусских святых, Святейший Владыка в Свято-Духовском кафедральном соборе белорусской столицы совершил всенощное бдение. В тот же день состоялась церемония открытия Духовно-административного и образовательного центра Белорусской Православной Церкви, а затем — встреча с победителями Международного грантового конкурса «Православная инициатива». Утром 21 июня Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Брест. В Воскресенском соборе города Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла, председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, архиепископа Люблинского и Холмского Авеля (Польская Православная Церковь); архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана, архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия, архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия, архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, архиепископа Белостокского и Гданьского Иакова (Польская Православная Церковь), архиепископа Владимир-Волынского и Ковельского Владимира, епископа Могилевского и Мстиславского Софрония, епископа Дятловского Петра, епископа Балтийского Серафима, епископа Брестского и Кобринского Иоанна, епископа Гомельского и Жлобинского Стефана, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Бобруйского и Быховского Серафима, епископа Туровского и Мозырского Леонида, епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина, епископа Молодечненского и Столбцовского Павла, епископа Слуцкого и Солигорского Антония, епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, духовенства Белорусского Экзархата совершил Божественную литургию.

http://patriarchia.ru/db/text/4158601.ht...

Образование мощной империи, особые пути развития украинской культуры, испытавшей сильное польское влияние, секуляризация государственной власти при Петре и Екатерине, — не говоря о том, что происходило в XX веке, — все это реалии русской истории. Если говорить на языке политики, то концепции, порожденные принадлежностью Руси к «византийскому содружеству» и проводившиеся патриархом Киприаном, преп. Сергием Радонежским и преп. Стефаном Пермским, были не более чем мечтой. Однако мечты, питаемые энергией истинной духовности, обладают замечательным свойством наделять жизнь народов — да и всего человечества — мерой сужденья, нормами поведения и историческим мышлением. Возрождение монашества в XIX веке, универсальная сила религиозного искусства, достигшего апогея в творчестве Феофана и Рублева, вообще жизнестойкость православия в стране, где религия изгоняется из общественной жизни, — из всего этого сплетается ткань русской культуры, непонятной вне византийского ее контекста. События XIV века, сопровождавшие рождение современной России (так как Киевский период — это, скорее, до–история ее), оказываются необходимым ключом к пониманию проблемы в целом. Приложения Хрисовул императора Иоанна Кантакузина о восстановлении единства митрополии Киевской и всея Руси. (август 1347 года)  С того времени, как русский народ, по благодати Христовой, получил богопознание. святейшие епископии Малой Руси, находящиеся в местности, называемой Волынью: галицкая, владимирская, холмская, перемышльская, луцкая и туровская, также как и святейшие епископии Великой Руси, принадлежали к киевской митрополии, которою в настоящее время управляет преосвященный митрополит, гипертимос и экзарх всея Руси, кир Феогност. Но в недавнее время смут,   благоприятное для всяких беспорядков, правящие делами государства и недостойно предстоятельствовавший в церкви, не помышляя ни о чем другом, как только об исполнении своих прихотей   (благодаря которым они привели в беспорядок дела общественные и церковные, почти всюду внесли расстройство и смуту и причинили всяческий вред и зло христианским душам и телам), — ввели и ту новизну, что отторгли от сей святейшей митрополии киевской поименованные епископии Малой Руси и подчинили их галицкому архиерею, возведя его из епископов в митрополиты, что не только учинено в нарушение обычаев, издревле установившихся во всей Руси, но и оказалось тягостным и ненавистным для всех тамошних христиан, которые не терпят быть паствою двух митрополитов, желают, чтобы оставался непоколебимым и неизменным обычай, издревле, как сказано, у них существовавший, и всячески стремятся к уничтожению такой новизны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Пока еще не наступил Страшный суд и длится бытие этого мира, число святых и спасающихся восполняется. Вот тебе и монашеское правило… В Псково-Печерском монастыре девять ныне прославленных святых: преподобные родоначальники обители Марк, Иона и Васса, игумены преподобномученик Корнилии и священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофеи, Лазарь прозорливыи, Симеон. Даже при оскудении духовной жизни в народе, что стало предвестием революции, в Псково-Печерской обители подвизались такие светильники веры, как иеросхимонах Феодосий, который 5 августа (по старому стилю) 1903 года встречал здесь святых Царственных Страстотерпцев Императора Николая II и Императрицу Александру Феодоровну; архимандрит Мефодий (Холмский), настоятель Псково-Печерского монастыря в начале позапрошлого века, дважды в свое время причастился Святых Христовых Таин из рук святого праведного Иоанна Кронштадтского, а после предсказал свою кончину в Санкт-Петербурге; это и валаамские старцы – схимники Лука, Николай и многие-многие другие. Широко известно посрамленное намерение закрыть 22 июня 1941 года последние храмы в Москве, меньше знают о том, что после того, как в 1940 году город Печоры вновь вошел в состав России (тогда РСФСР), монастырь пытались упразднить, но ничего не получилось: опять же помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Архимандрит Феофан (Молявко) Среди пришедших в обитель чуть ли не в гимнастерках, как отец Кирилл (Павлов) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, участников боевых действий можно назвать и впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), возглавлявшего в послевоенные 1949–1954 годы Псково-Печерский монастырь; и архимандрита Алипия (Воронова), «великого наместника» обители с 1959 по 1975 год; и его помощника архимандрита Нафанаила (Поспелова); а также схиархимандрита Агапия (Агапова), архимандрита Феофана (Молявко), иеродиакона Анатолия (Семенова) и др. О том, что им пришлось вынести до и во время войны, мы в свое время услышали, например, от архимандрита Феофана (Молявко). Его постригли в монашество и рукоположили в диаконы в самом, как его вспоминают, кровавом 1937 году в Тверской епархии, епископ которой владыка Фаддей (Успенский), как известно, принял страшную мученическую кончину в самый последний день этого года. Отец Феофан вспоминал, что совершивший его постриг иеромонах не дал ему молитвенного правила, что его очень смущало, и он с целью восполнить этот «пробел» отправился было к одному старцу, подвизавшемуся на берегу Селигерского озера… А тот, как только понял, что решивший его вопросить уже приближается к его келье, вдруг громко повелел своему келейнику:

http://pravoslavie.ru/115724.html

Завершился визит предстоятеля Американской Православной Церкви в Польшу HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Максим Массалитин Завершился визит предстоятеля Американской Православной Церкви в Польшу Официальный визит предстоятеля Американской Православной Церкви длился семь дней. За это время Митрополит Герман посетил Варшаву, Горлицу, Люблин, Майданек, Хельм, Яблочин, Грабарку, Супрасль, Белосток и Бельск Подляский. Вашингтон, 15 сентября 2003 г. Предстоятели Американской и Польской Православных Церквей совершают божественную литургию в Горлицах, Польша. Фото: www.oca.org / 11 сентября завершился официальный визит Митрополита всея Америки и Канады Германа в Польскую Православную Церковь. Поездка предстоятеля Американской Православной Церкви длилась семь дней. 4 и 5 сентября Митрополит Герман посетил Варшаву, где встретился с предстоятелем Польской Церкви Митрополитом Саввой , президентом Польши Александром Квасьневским, а также представителями посольств США и Канады. 6 сентября митрополиты Савва и Герман возглавили торжественную литургию в Горлицах по случаю дня памяти священномученика Максима Сандовича († 1914). 7 сентября предстоятели служили в Варшаве в главном соборе Польской Православной Церкви в честь святой Марии Магдалины, а также в церкви преподобного Иоанна Лествичника. На следующий день, 8 сентября, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, а также в первую годовщину своей интронизации Митрополит Герман посетил Люблин, где им была совершена литургия в сослужении Митрополита Саввы, а также архиепископа Люблинского и Холмского Авеля и архиепископа Владимира-Волынского и Ковельского Симеона (Украинская Православная Церковь). В тот же день гости из Америки посетили мемориальный комплекс на месте бывшего концлагеря смерти в Майданеке и затем кафедральный Иоанно-Богословский собор Холмской епархии . 9 сентября владыка Герман посетил три монастыря в восточной части Польши: святого Онуфрия в Яблочине , святых Марфы и Марии на святой горе Грабарке и Супрасльский . После посещения одного из важнейших центров польского православия, города Белостока , а также Бельска Подляского в день празднования памяти преподобного Иова Почаевского, 10 сентября визит Митрополита Германа завершился в Варшаве, сообщает официальный сайт Американской Православной Церкви. Смотри также Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Князь Михаил Иванович Мстиславский, благотворивший и прежде мстиславскому Пустынскому монастырю, прибавил ему (1505) еще медовую и денежную дани из своих имений . Князь Димитрий Путятич, воевода киевский, не успел оставить духовного завещания, но душеприказчик его князь Михаил Глинский сам назначил и раздал по душе его с соизволения короля Александра пожертвования на церкви и монастыри. Грамота королевская (от 29 апреля 1506 г.), в которой излагается и утверждается это распоряжение Глинского, представляет собою весьма любопытный исторический документ. Из нее можно видеть, сколько было тогда в Западнорусской Церкви православных архиерейских кафедр, сколько церквей в Вильне и какие церкви и монастыри считались наиболее уважаемыми. Самые большие вклады из оставшихся имений покойного князя Путятича сделаны на монастырь Киево-Печерский, в котором погребены были родители его и он сам, и на виленский Пречистенский собор: первому назначены половина крестьян, данников покойного князя, по имени Зеремцов, живших за Березиною, и устав меда, который шел с них; последнему — другая половина тех же данников и такой же устав меда. Затем дано по десяти коп грошей на каждый из архиерейских синодиков для поминовения покойного князя, и именно на синодики: митрополичий, смоленский, полоцкий, володимерский, луцкий, туровский, перемышльский и холмский, всего — на восемь. Далее — десять коп грошей на виленский Троицкий монастырь и по две копы грошей на двенадцать виленских церквей, которых, следовательно, вместе с Пречистенским собором и Троицким монастырем, было в Вильне четырнадцать. Еще далее назначено по десяти коп грошей: в Новогрудке на две церкви — Пречистой и святых мучеников Бориса и Глеба, в Минске на Вознесенский монастырь, в Гродне на церковь Пречистой и на монастырь Бориса и Глеба, в Смоленске на соборную церковь Пречистой и на общежительные монастыри — Троицкий и Спасский, в Витебске на соборную церковь святого Михаила, в Полоцке на Софийский собор, в Бресте на соборную церковь святого Николая, во Владимире на церковь Пречистой, в Луцке на церковь святого Иоанна Богослова и на Жидичинский Николаевский монастырь, в Холме на церковь Пречистой, в Перемышле на соборную церковь, в имениях покойного князя на Троицкий монастырь и еще на какой-то Пустынский монастырь пана Александра (вероятно, Ходкевича, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/436035/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010