Определили: I. Принять к сведению. II. До приискания кандидата на вакантную должность помощника библиотекаря Ака- —6— демии поручить исправление означенной должности библиотекарю Академии Н. Колосову . VII. Отношение Правления Александровского Осетинского духовного училища от 19 января за 21 с просьбою выслать документы преподавателя училища, кандидата Академии, Иеромонаха Иоанна (Рахманова). Справка: На основании Синодальных определений документы кандидата Иеромонаха Иоанна (Рахманова) препровождены Советом Академии, по месту его происхождения, в Тульскую Духовную Консисторию при отношении от 27 августа минувшего года за 539. Определили: Изложенное в справке сообщить Правлению Александровского Осетинского духовного училища. VIII. Отношения Духовных Консисторий: Орловской – от 9 декабря минувшего года за 12660, Ярославской от 12 декабря за 9061 и Воронежской – от 15 декабря за 14389, при коих препровождены обратно аттестаты на звание действительного студента удостоенных степени кандидата богословия: Ивана Андреева , Владимира Булгакова, Александра Зыкова и Виктора Федотова. Справка: Взамен аттестатов означенным лицам высланы чрез Консистории кандидатские дипломы. Определили: Присланные аттестаты И. Андреева , В. Булгакова, А. Зыкова и В. Федотова хранить при делах Совета Академии. IX. Отношение Холмско-Варшавской Духовной Консистории от 11 декабря минувшего года за 6004 с уведомлением о получении документов кандидата Академии Александра Клодницкого. Определили: Принять к сведению. X. Отзывы о трудах преподавателя Таврической Духовной Семинарии Священника Николая Ильинского по исследованию и переводу «Синтагмы Матфея Властаря », представленных на соискание степени магистра богословия: А) Экстраординарного профессора Ивана Корсунского : «Если бы автор поименованного исследования о Синтагме М. Властаря и переводчик этой Синтагмы, отец Николай Ильич Ильинский, представил на соискание степени магистра богословия один только первый из сих трудов своих, то и тогда, в виду и почтенного объема и высоких внутренних достоинств этого труда, по нашему мнению, заслуживал бы искомой степени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

† Отец протоиерей Иоанн Добровольский. В ночь с 25 под 26 число апреля месяца сего 1902 года, в городе Марьямполе, Сувалкской. губ., при исполнении служебных обязанностей по благочинию, скончался 66 лет от роду о. протоиерей Иоанн Стефанович Добровольский, настоятель Покровской единоверческой церкви в селе Покровске или Каролине, Сейнского у., благочинный IV варшавского округа, и единоверческих церквей холмско-варшавской епархии и миссионер. Покойный был сын псаломщика Костромской епархии, образование получил в Костромской духовной семинарии с званием студента. Всю жизнь свою покойный служил св. Церкви на почве единоверия; работал, не покладая рук. В 1856 году он поступил диаконом к Черниговской градской единоверческой церкви. В том же году, по избранию прихожан, назначен единоверческим священником в посад Воронок. Затем, по избранию же прихожан, был единоверческим священником в посадах Добрянке и Радуле, состоя в то же время миссионером. В 1866 году в миссионерских видах о. Иоанн был определён настоятелем Покровской единоверческой церкви, в каковом служении и пребывал до конца своей жизни. С 1880 по 1900 год покойный состоял кроме того законоучителем Сейнского трёхклассного городского училища. Не раз о. протоиерей был посылаем епархиальным начальством с миссионерской целью в соседнюю Пруссию, где им за разное время и присоединено из раскола к православию на правах единоверия до 500 душ. Присоединённые переселились из Пруссии, по инициативе о. Иоанна, в Варшавскую губернию, где были Высочайше наделены землёй и образовали единоверческий приход Благодатное. Всех раскольников присоединено им до 700 душ. В отправлении своих благочиннических обязанностей (которые он нёс более 15-ти лет) покойный отец протоиерей отличался неподражаемой аккуратностью, а в совершении богослужения – торжественностью и истовостью. За свои труды и отличное усердие по епархиальной службе о. Иоанн имел награды до Владимира 4-й степени включительно. Его свыше тридцатипятилетнее миссионерское служение среди раскольников Сувалкской губернии, благотворно отразилось на религиозно-нравственном состоянии местного, раскола. И имя о. Иоанна надолго останется в памяти населения нашего края. Все, кто знал покойного пастыря и миссионера, вознесут свои горячие молитвы об упокоении его души в царстве небесном. Вечная ему память и царство небесное!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Напомнив заповеди о страхе Божием, смиренномудрии и труде, вспомнил святитель и о том, чтобы «не отлагать со дня на день времени исправления своего: ибо не знаем мы, что принесет нам утренний день, и многие, совещавшись о грядущем, до него не достигли. Если же будем чуждаться злых и припряжемся добродетели, испрашивая себе милости от человеколюбия Божия, то возможем избежать широкого пути погибельного и тесным – подвизаться, вводящим в жизнь вечную». Со вступлением в великое княжение Иоанна, прозванного Кротким, междоусобия в Российском государстве увеличились и дошли до последней крайности. Мятежи усилились и даже вспыхнули в самой Орде – убийства, предательства, кровопролития и измены, не остановила даже моровая язва, истреблявшая сотни тысяч людей. Какой–то ужасный стон стоял в воздухе и над нашим отечеством. Муром, Тверь и Новгород обливались кровию. Муромский князь Юрий Ярославович ссорился с своим родственником Феодором Глебовичем. Хан вытребовал их на торжественный суд в Орду. Но Феодор Глебович превозмог и получил не только княжение, но и самого князя Юрия, который затем умер в несчастии. Вражда между Василием Тверским и его племянником Всеволодом Холмским не могла никак прекратиться, несмотря на вмешательство великого князя Иоанна. Митрополит Алексий собрал их в 1357 году во Владимире, усовещевал, но не и мел успеха. Тверской епископ Феодор хотел даже покинуть свою епархию, чтобы не быть свидетелем этого междоусобия. В 1358 г. враждующие были представлены на суд хана и последний, без всякого расследования, выдал неповинного Всеволода послам князя Василия, который стал обходиться с племянником, как с невольником и начал отнимать имения у бояр Холмских и налагать тяжкие дани на чернь. В Новгороде возгорелся мятеж по случаю смены посадника. Только появление среди шумного воинского стана владыки Моисея схимника, изведенного из 25–ти летнего затвора просьбою народа, а также его мольбы, просьбы и благословение прекратили кровопролитие. Неутешительное зрелище представляла и сама Церковь Российская.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Правда, сам будучи язычником и идолопоклонником, он не препятствовал новым подданным своим исповедовать праотеческую христианскую веру, а митрополитам русским управлять церквями, в его завоеваниях остававшимися, в Киеве для успокоения народа определил наместником своим Голшанского князя Миндова, исповедовавшего восточную христианскую веру, но для просвещения своих литовцев принимал и от Папы западное духовенство 100 . К сему же может быть времени отнести должно упоминаемое у Кодина в конце росписи о Председании митрополитов, Константинопольскому патриаршеству подлежащих, разделение Российской митрополии на епархии Великороссийские и Малороссийские. Первое, Великороссийское отделение по Кодинову списку, составляли епархии Велико-Новгородская, Черниговская, Суздальская, Ростовская, Велико-Владимирская, Переславская-Русская, Велико-Белгородская близ Киева, Юрьевская при Росе реке; Полотская, Рязанская, Тверская, Сарайская; а второе, Малороссийское отделение: Галицкая, Владимирская (на Волыне), Перемышльская, Луцкая, Туровская, Холмская, Смоленская 101 во второй росписи императора Андроника Палеолога, по Кодинову списку, Всероссийская митрополия между подвластными Константинопольскому патриаршеству переставлена уже из 61 степени в 72, а под степенью 82 упомянута Литовская особая митрополия, учрежденная, как там сказано, при царствовании императора Андроника (1283–3328) и патриарха Иоанна Глике (1316–1320). Следовательно, начало ее отнесено ко времени завладения Киева Великим Князем Литовским Гедимином. В третьей росписи о порядке митрополитских престолов в прибавочном списке под числом 30 сказано, что в наше время уставлен митрополит в Галиче, бывшем частью Малой России 102 . Когда и кем сделана сия последняя приписка, не известно. Если Кодином, то сие было в половине 15 столетия. Но ни по нашим, ни по униатским иерархическим каталогам не упоминается в сие время митрополитов Галицких. Правда, до нас дошла одна грамота или обязательная запись (см. в прибавлении под 8), данная в 1398 г. с обещанием подарков польскому королю Ягеллу Владиславу от Луцкого епископа Иоанна, желавшего быть Галицким митрополитом и просившего о пособии к тому короля, но не известно, получил ли сей епископ сан митрополита. А Ходыкевич в своих «Историко-Критических диссертациях о Киевской и Галицкой митрополии» (dissertationes histqrico-criticæ de Archiepiscopatu Metropolitano Kijoviensi ет Halicensi), говорит, что уже в 1539 г. возобновленная Галицкая епархия наименована митрополией по грамоте Сигизмунда I короля польского, повелевшего Киевскому митрополиту Макарию посвятить в Галич епископом Макария Тучанского, коему в настольной грамоте Сигизмунд написал, что в Галиче будто за несколько столетий пред тем был митрополит, но может быть католический, о чем ниже сказано будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В Продолжении Нестора о кончине Вислена сказано: «и жив у чуда, преставися, ту и положен бысть». Во 2-м издании Иерархии сказано, что он скончался 1392 года и в Чудове монастыре погребен за алтарем. То же у Карамзина Ист. Рос. Госуд. V, прим. 254 и в Летоп. Львова II. 197, древн. Лет. 1775. II. 187. (9) Арсений. Неизвестно с чего взята во 2-м издании Рос. Иерархии хиротония Арсения июля 24. В летописях Львова II. 197, древн. лет. 1775 г. II. 183, Летоп. Никон. списк. IV. 199 она значится 15 августа. Там описывается, что князь Михаил Александрович прислал бояр звать митрополита к себе Киприана в Тверь, куда он и отправился с 2 греческими митрополитами Матфеем и Никандром, епископом Михаилом смоленским, Даниилом звенигородским и Стефаном пермским; туда прибыл и Иеремия, владыка рязанский, что едва умолили Арсения быть тверским епископом, в каковой сан его и поставили 15 августа. Только год хиротонии в летописях, кроме летописи Львова, показан 1391 – и это верно. В летописях повествуется, что митрополит Киприан после хиротонии Арсения из Твери отправился в Новгород, куда и прибыл в первых числах февраля 1392 года; там 11 февраля в неделю служил в Софийском соборе литургию. Поверим это с пасхалиею. В начале того года шло вруцелето еще S и 11 февраля точно было в воскресенье; следовательно хиротония Арсения последовала в 1391 году, а не 1390, как утверждают оба издания Истории Рос. Иерархии. Летописи сохранили подробности его жизни деятельной, ознаменованной усердием к благолепию храмов, миротворением князей в продолжение девятнадцатилетнего его святительства. В Тверской церкви великого Спаса 1391 года венчал он князя Юрия Всеволодовича Холмского, 1403 г. у тверского князя Иоанна Михайловича сына Иоанна. В его святительство, при усердном содействии князя Михаила Александровича, обновлена Тверская Преображенская соборная церковь умножением богатой утвари, чудною позолотою верха ея, «и да будет якоже и прежде убелена», как сказано в древн. Летоп. 1775 г. II, 368, «по повелению князя от плиты жженыя, и тако поновитою и убелиша, якоже изначала убеление имеюща».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

1486 года 8 сентября великий князь Иван Васильевич, шурин тверского Михаила Борисовича, осадил Тверь, а через два дня епископ Вассиан с князем Михаилом Холмским, боярами и земскими людьми отворили город Иоанну, который 15 сентября въехал в Тверь и слушал литургию в соборном храме Преображения. Князь Михаил Борисович убежал в Литву, а жители Тверского княжения присягнули Иоанну. В 1490 году еп. Вассиан ездил в Москву на собор, собранный по донесению новгородского архиепископа Геннадия об открывшейся в пастве его ереси жидовствующих. Геннадию содействовал сильный умом и словом игумен Волоколамского монастыря Иосиф. Митрополит Зосима, поставленный на место Геронтия из Симоновских архимандритов, был тайный еретик и покровитель жидовской секты. На соборе еретики были прокляты, некоторые сосланы в заточение, другие отосланы к новгородскому архиепископу, который велел посадить их на коней, лицом к хвосту, в вывороченной одежде, с берестовыми остроконечными шлемами, в каких изображаются бесы, и с надписью: «се есть сатанино воинство», и в таком положении возить по городу, в заключение зажжены были на них шлемы. В роковой 1492 год, в который исполнилось 7000 лет от сотворения мира, еп. Вассиан был опять на соборе в Москве для уложения церковной пасхалии и успокоения народа по поводу распространившегося между христианами верования о кончине мира; везде толковали, что с седьмою тысячею лет окончится пасхалия, окончится и мир в 1496 г. Вассиан был на поставлении митрополита Симона, игумена Троице-Сергиевой лавры монастыря; в 1497 году 4 февраля на коронации несчастного Димитрия Иоанновича, внука Иоанна Васильевича и сына Иоанна, правившего с 1486 года Тверью до своей кончины, последовавшей 7 марта 1490 года 31 . Вассиан скончался 23 мая 1507–1508 г. 14) Нил, посвящен Симоном митрополитом 24 августа 1509 г. из игуменов Московского Богоявленского монастыря. В 1511 году был он в Москве на поставлении митрополита Варлаама. Скончался 3 апреля 1521 г. После него осталось в отрывке сочинение о панагии и артосе, известное из портфелей Археографической Экспедиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

В XVI-XVII вв. в Луцке действовали 11 церквей: кафедральная ап. Иоанна Богослова, св. арх. Михаила, св. Димитрия, свт. Николая, Покрова Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, вмц. Екатерины, Св. Троицы и св. Афанасия, Крестовоздвиженская, св. Параскевы Пятницы, Св. Духа. В Остроге было 10 церквей: кафедральная Богоявленская, св. Параскевы Пятницы, св. арх. Михаила, ап. Иоанна, Воскресенская, Борисоглебская, свт. Николая, св. Онуфрия, Пречистенская (Успенская), Св. Троицы. В Кременце действовали 7 храмов: Преображения Господня, свт. Николая, св. Параскевы Пятницы, Вознесения, арх. Михаила, Св. Троицы, Рождества Пресв. Богородицы. В Константинове имелось 4 церкви: Св. Троицы, Пречистенская, Мариинская, Преображения Господня. В Дубно, Заславе (ныне Изяслав) и др. городах было по меньшей мере по 3 храма. Большинство малых городов имели по 1 приходу. В 1647 г. Л. е. насчитывала 1 тыс. правосл. приходов. Примерно такое же количество зафиксировал в 1664 г. Холмский униат. еп. Иаков Суша . Братское движение на территории Л. е. не было массовым. Кроме Луцкого Крестовоздвиженского братства, основанного в 1617 г., еще одно братство было учреждено 18 марта 1633 г. в Кременце при Богоявленской ц. Инициаторами создания Луцкого братства были шляхтичи: волынский хорунжий Даниил Ело-Малинский, волынский чашник Древинский и Луцкий еп. Афанасий (Пузына). В 1636 г. митр. Петр (Могила) утвердил братство и разрешил открыть при нем школу по образцу Киевского коллегиума. Помимо школы братчики учредили богадельню и типографию (работала до 1638). Из книг, изданных в братской типографии, наиболее известной является «Грамматика, или Письменница, языка словенского», в основе к-рой была «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого). Также были опубликованы речь Афанасия (Пузыны) на епархиальном Соборе и перепечатка «Дидаскалии» Сильвестра (Косова) - «О мucmupiяx, илы Тайнах». На территории Л. е. было создано большое количество рукописей. Старейшей рукописной книгой считается Луцкое Евангелие-апракос (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Иоанна Златоустог о, ясные до прозрачности, так что со стороны содержания ответы иером. Нифонта должны быть признаны вполне удовлетворительными. Его сочинение с достаточной определенностью, простотою и ясностью научает, как христианин должен, по мысли св. отца, относиться к власти, к богатству, к браку. Но со стороны методологической работа иером. Нифонта дает рецензенту повод поднять весьма важный вопрос о приемах пользования святоотеческими назидательно-проповедническими творениями в научно-богословских интересах. Проповедническое отношение к вопросам нравственной жизни не вполне совпадает с отношением к ним научно-богословским. Проповедник рассматривает явления нравственно-социальной жизни в их конкретной сложности и судит о них в применении к данным лицам; наука же разлагает эти явления на составные элементы и имеет дело с законами их сочетания. Сам св. Иоанн Златоустый в одном месте говорит: «иное дело увещевать и советовать, а иное – закопополагать» (III, 334). Увещание – дело проповедника, изучение законов – дело науки, в которой уже не может быть места для проповеднического пафоса. Иеромон. Нифонт не знает этих слов св. Иоанна Златоустого о различии между «увещанием» и «законоположением», не выработал себе никаких методологических приемов научно-богословского использования святоотеческого материала, – он пишет в проповедническом тоне. Это очень крупный недостаток нравственно-богословской работы; однако вина его снимается с иеромонаха Нифонта тем обстоятельством, что это – общий недостаток наших этико-патрологических работ. современного Святителю Иоанну Златоусту Антиохийского и Константинопольского общества (с 28–117 стр.), что составляет в сочинении автора вторую главу (2-я гл.) и конечно прямого вполне отношения к данной теме не имеет. А между тем автор поставил и следующую третью (3) и последнюю главу своего сочинения в прямую внутреннюю зависимость от этой второй главы. Получилось то, что вся мораль Святителя втиснута в очень узкие рамки и нравоучение Великого Отца Церкви сведено к ряду чисто нравоучительно-практических суждений по вопросам или вернее по тем сторонам современной Святителю жизни общественной, которые особенно резко бросались в глаза и требовали пастырского христианского освещения и исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В святого праведного Кронштадтського 14 грудня 2015 р. 14:40 13 декабря 2015 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола Андрея Первозванного, в столице Казахстана прошли торжества, посвященные 25-летию канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского. В Успенском кафедральном соборе Астаны хранится частица мощей Первозванного ученика Христова, пять лет назад переданная в дар Митрополичьему округу Русской Православной Церкви в Казахстане делегацией Римско-Католической Церкви во главе с государственным секретарем Ватикана кардиналом Тарчизио Бертоне. Божественную литургию в главном храме Казахстана совершил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим ( Грузинская Православная Церковь ), митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий , архиепископ Люблинский и Холмский Авель ( Польская Православная Церковь ), архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний , архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий , архиепископ Западно-Европейский и Женевский Михаил ( Русская Православная Церковь Заграницей ), епископ Костанайский и Рудненский Анатолий , викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий , епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Петропавловский и Булаевский Владимир , благочинный храмов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель храма Успения Божией Матери села Полонища архимандрит Елевферий (Попов) ( Псковская митрополия ), руководитель издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко), клирик Санкт-Петербургской епархии , настоятель храма апостола Иоанна Богослова (историческое подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря) протоиерей Геннадий Беловолов, заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) , клирики храмов Астаны, священнослужители прибывшие на торжества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4296210...

Умер Кирилл летом 1233 г. между 10 июня и 15 августа. Из многочисленных литературных произведений, авторы которых носили имя " Кирилл " , несколько поучений, без должных на то оснований, приписывается Кириллу II. Название митрополита Кирилла в летописях " блаженным " дает возможность предположить, что это был замечательный митрополит, выдающийся из ряда других архипастырей. Литература Использованные материалы   Он второй по нумерации Кирилл на Киевской кафедре, если считать первым Кирилла XI века , которого ряд историков считают легендарным.   В историографии не раз указывалось на попытку волынского епископа Иоасафа «скочити на стол митрополич», о чем сообщает Ипатьевская летопись. Эту преднамеренную узурпацию относили к годам монгольского нашествия (т. е. после 1237 г.); однако одно известие Новгородской I летописи, на которое не было обращено должного внимания (НПЛ. С. 68 под 1229 г.), позволяет датировать это событие другим временем. Новгородский летописец недвусмысленно утверждает, что среди кандидатов на новгородскую кафедру (примерно в мае— июне) 1229 г. был и волынский епископ Иоасаф. Подобная претензия со стороны иерарха, занимающего другую кафедру, выглядела бы весьма необычно, поэтому логично думать, что в это время Иоасаф уже не занимал своей первоначальной должности. Такое предположение позволяет точнее датировать волынское известие. Летописец, а вернее, княжеский биограф, хотел сказать, что в правление Даниила Романовича, т. е. между 1216—1219 и 1264—1269 гг., во Владимире Волынском было четыре епископа, первым из которых был Иоасаф. Далее из текста летописи видно, что Даниил назначил епископом основанного им города Холма некоего Иоанна, предшественником которого был угровский епископ, а именно этот самый Иоасаф, «иже скочи на стол митрофолич и за то свержен бысть стола своего и переведена бысть пискупья во Холм» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739—740). Перенесение кафедры из Угровска в Холм следует ставить в связь с поставлением, по-видимому около 1240 г., в епископы холмские Иоанна, который занимал кафедру еще в начале 1260-х годов.

http://drevo-info.ru/articles/12072.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010