Шел 1458 год. Пришел из Московского государства, из Российской державы, в Великий Устюг человек в облике нищенствующего именем Иоанн. И услышал он от горожан о житии святого и о предсказании явления Божьего и о терпении праведного Прокопия и загорелся желанием написать образ праведного Прокопия и поставить небольшую часовню там, где он был погребен. Туда принесли и написанный образ и поставили его в часовне для поклонения прихожанам. Но у иереев и дьяконов великой соборной церкви пресвятой Богородицы появился лукавый замысел: не захотели они видеть, слушать и совершать поминовение блаженному Прокопию. И мужа Иоанна изгнали из новой построенной часовни, часовню разорили, сломали и разметали, а написанный образ вынесли оттуда. Наступил 1471 год. Повелением благоверного и христолюбивого великого князя Иоанна Васильевича 264 , самодержца всея Руси, собрали с города Великого Устюга и со всего уезда ратных людей и послали их в Нижний Новгород. Прийдя туда, они стали заставою, охраняя город от неверных казанских татар. И в это время в Нижнем Новгороде за наши грехи великим Божьим попущением праведного гнева напала на тех служилых устюжан очень тяжкая болезнь, желудочная лихорадка. Благой и всемилостивый Господь Бог этим чудом прежде всего желал прославить Своего угодника и богомольца нашего, блаженного Прокопия. И начал блаженный Прокопий являться в Нижнем Новгороде многим тем ратным людям в том образе, как на иконе написан был мужем Иоанном Москвитянином. И говорил им блаженный Прокопий: «Дайте обет молиться Господу Богу и Пречистой Богородице, чтобы вам поставить в Великом Устюге церковь во имя святого преподобного Прокопия, Христа ради юродивого, тогда вскоре избавитесь от болезни». И те ратные люди, встав утром, поведали друг другу свое ночное видение. От них же и многие другие поверили явлению святого и дали обет, по его предсказанию, чтобы, прийдя в Великий Устюг, поставить церковь во имя святого блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, над мощами его, где он был погребен. И те вскоре от болезни той исцелились и стали здоровы. А другие из них, оказавшиеся жестокосердными и не захотевшими дать такого обещания Господу Богу и его угоднику, святому преподобному Прокопию, те от этой болезни все скоро умерли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобного Алексия, человека Божия. Благовещение Пресвятой Богородицы. В АПРЕЛЕ: 4. Препод. Иосифа Песнопевца и творца канонов; св. мученицы Фервуфы; препод. Зосимы Палестинского и Георгия в Малеи. – Этот день, для нас замечательный, в прежнее время не отличался никаким особенным церковным праздником; но он считался важным потому, что им начиналось время приготовления к посеву. На рунических хозяйственных жезлах этот день обозначался бороною. Св. великомученика Победоносца Георгия (Юрьев день) – В древности утром этого дня случали лошадей; поэтому и обозначался он лошадью. Но на нынешних календарях тому же изображение дается церковное значение. Св. Стефана, епископа Пермского. Этот день включен в число праздничных, без сомнения, по смерти св. Стефана, по той причине, что память Великого пермского просветителя особенно чтится потомками пресвященных им Пермян. В МАЕ: 2. Св. Афанасия Великого и свв. благоверных князей Бориса и Глеба, – Изображение флага и флюгера означает время открытия судоходства. Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; перенесение мощей св. Николая Чудотворца; св. апостола Симона и др., и св. Симона, первого епископа Владимирского и Суждальского. Преп. Мефодия и Константина, наречённого Кирилла. – Достойно замечания, что этот день не переставал у Зырян считаться церковным праздником. В ИЮНЕ: 12–23. Поворот солнца на зиму. Дни меженые. Умаление дней. Рождество Иоанна Предтечи. – Изображение палочки, оканчивающемся в кругообразном разводе, напоминает жезл, обвитым цветами, что на рунических календарях означало празднование весны. Известно, что Финны до сих порт, празднуют, этот день, или точнее – ночь на этот день, с особенным торжеством. На христианском календаре означенное изображение можно принять за монограмму имени Ионных. Свв. апостолов Петра и Павла. В ИЮЛЕ: 8. Св. праведного Прокопия Устюжского. Св. пророка Илии. Препод. Евдокима и муч. Улиты. – Этот день, может быть считался началом жатвы. В АВГУСТЕ: 1. Происхождение древ честного Креста (так называемый первый Спас).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В наст. время известны 30 О. в рукописях и нотных изданиях с XII по XX в., в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники и Обиход, а также не включенных в певч. книги. По литургической принадлежности это песнопения будничного и воскресного богослужений: «Верую», «Свете тихий», тропарь «Воскресение Христово видевше» , богородичны «Преблагословенна еси» и «Достойно есть» , песнопения чина заздравной чаши «Днесь возгреме» и чина «мефимон» (т. е. великого повечерия (см. ст. Повечерие )) «Бесплотное естество херувимское», а также стихиры на «Слава, и ныне:» и на целование иконы в двунадесятые, великие и средние праздники: Сретение Господне, Успение и Покров Пресв. Богородицы, явление Ее икон Колочской и Владимирской, на памяти вост. святых (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, мучеников Маккавеев, вмч. Артемия) и рус. святых (св. блж. Прокопия Устюжского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, блгв. князей Феодора Ростиславича, Давида и Константина Ярославских). Известны и внебогослужебные песнопения: «Трудолюбивый о Бозе песнорачителю…» на текст Тихона Макариевского под заголовком «Поучение учителево ученикам на виршу», а также покаянный стих «Милая моя братия». О. были заимствованы из Византии. В рукописях XII-XIII вв. содержится 3 О.: Успению Пресв. Богородицы «Богоначальным мановением», Усекновению главы св. Иоанна Предтечи «Днесь беззаконообразная мати», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господе». К сер. XVII в. их число достигает 17, а затем уменьшается. Наибольшее число О.- в 4-м томе Стихираря «Дьячее око» (РГБ. Ф. 379. 63-66). Одни О. присутствуют практически в каждой певч. книге Стихирарь или Праздники (напр., песнопения двунадесятым праздникам - Успению Богородицы и Сретению Господню), другие известны только по одному списку (О. сщмч. Ипатию, еп. Гангрскому - РНБ. ППК. С. 40. Л. 492 об.). Вместе с др. песнопениями знаменного распева О. пережили смену редакций в 3-й четв. XV в. и в 1669 г. На протяжении 3 веков постепенно происходило становление формы О. Первоначально О. не отличались от многогласников: терминология еще отсутствовала, гласовые обозначения проставлялись мелко, черными чернилами в крюковой строке. Чередование гласов может быть как регулярным, так и нерегулярным, притом что муз. текст имеет не больше разночтений, чем любые списки песнопений этого периода.

http://pravenc.ru/text/2581629.html

Храм освящен в 1857 году. До 1933 года здесь проходили службы, но после большевики закрыли церковь. Некоторое время помещение использовалось как зернохранилище, а потом она долгие годы стояла в запустении. Здание церкви богоборцы пытались разрушить, чтобы использовать прочный кирпич в общественных нуждах. Обрушили только часть колокольни. В таком плачевном состоянии церковь просуществовала вплоть до 2003 года. Иконостас расписали художники Ирина и Анатолий Русаковы. Традиционно русский иконостас бывает пятирядным, но в маленьком Чернавском храме он четырехрядный. Самый верхний ряд – ветхозаветные пророки и праотцы от Адама до Ноя, далее деисусный ряд, представляющий из себя Богоматерь и святых, молящихся о роде человеческом: затем праздничный ряд – иконы «Рождество», «Сретенье», «Троица» и пр., и самый нижний – местный ряд, где помещаются иконы тех святых, в честь которых названы храмы. В нашем случае – две иконы с местными святыми (Прокопий Устюжский и Афанасий Александрийский). Сегодня церковь в селе Чернавском – это светлейшее сооружение с куполами цвета изумруда и дореволюционным крестом. Хотя еще каких-то пять лет назад здание церкви было полуразрушено – отсутствовали крыша, часть колокольни, окна, внутри вольготно разгуливали лошади. Стараниями настоятеля храма иерея Павла Балина и его прихожан церковь была восстановлена. Уже три года там идут регулярные службы. 2 мая 2010 года, в неделю 5-ю по Пасхе и в день памяти святой блаженной Матроны Московской, в селе Чернавское Кетовского района состоялось давно ожидаемое жителями села торжество – освящение храма в честь святого праведного Прокопия Устюжского. Чин великого освящения возглавил архиепископ Курганский и Шадринский Константин. Источник: сайт Курганской и Шадринской епархии Церковь в селе каменная, построена прихожанами в 1859 году, в ней два престола: во имя св. св. Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев и во имя св.св. Афанасия и Кирилла Александрийских. В деревне Раскатихе (65 вер.) имеется часовня во имя св. великомуч. Георгия.

http://sobory.ru/article/?object=25068

Домитиан, священник устюжского собора, имевший великое усердие и веру к праведному Прокопию, впал однажды в столь тяжкую и сильную болезнь огневицы, что лежал как бездыханный; домашние же, отчаявшись в его выздоровлении, плакали по нем, как по умершем. Раз ночью, когда больной находился один в комнате, ему является святолепный муж и, подошедши к его постели, говорит: «вижу, что ты сильно болишь». – Изнемогаю и приближаюсь к смерти, отвечал ему священник, никогда не приключалось со мною такой тяжкой болезни. – Тогда явившийся сказал: «вот я пришел к тебе ради прежнего добродетельного жития твоего и усердия ко мне; хочешь ли я одену тебя своею одеждою? и, снявши с больного одежду, положил ее у его ног, а на него надел принесенную им новую одежду и сказал: отселе будешь здоров. Больной спросил: кто ты, скажи мне твое имя? Вижу, что ты человек сильный и так трудишься ради меня грешного! – Я раб Божий Прокопий устюжский и послан к тебе на помощь от Господа, отселе прощает тебя Господь». Сказавши это, явившийся стал невидимым, а больной почувствовал себя совершенно здоровым, тотчас же встал с одра, благодаря Бога и прославляя своего исцелителя. При державе царя Uoahha IV , при митрополите Макарии и ростовском архиеп. Никандре, в 1548 г., в устюжских пределах, в обители страстотерпцев Бориса и Глеба, в городе Выборе случилось следующее чудо. Много лет в тамошней церкви находилась икона пр. Варлаама и праведного Прокопия и от времени пришла в ветхость. В день памяти Прокопия се вынесли из церкви и поставили на торгу для народного чествования. Один убогий из Усоли (Сольвычегодска) Иоанн, четыре года лежал в больнице Богарадной избы, мало видя, тяжко слыша и едва говоря языком; ради милостыни он иногда сам ползал на локтях и коленах, иногда другие возили его на санках. Услышав, что граждане хотят плыть в Устюг, он просил их взять его с собою ко гробу св. Прокопия, но никто не согласился. Оставленный на берегу, он дополз до торгу и усердно стал молиться пред иконою св. Прокопия, стенал сердцем и плакал, призывая умом на помощь угодника; и призываемый явился, дважды сотворил над ним крестное знамение, взял его за руку и сказал: вот тебе здоровье! иди целуй мой лик на иконе и будешь здоров. Св. Прокопий стал невидим, а Иоанн почувствовал в себе укрепление сил, поднялся с помощью двух посохов и подошел поцеловать икону. Изумился народ, видя Иоанна ходящим, и, обступив его, спрашивал: как он исцелился? Это было в субботу вечером, на кануне памяти св. Прокопия. На другой день, по просьбе правители города, которому было донесено о чуде, Борисоглебске игумен отслужил всенародный молебен угодиику на месте события, а по совершении молебна сам при народе расспрашивал Иоанна о его исцелении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Согласно Житию, накануне кончины И. пришел в Покровский собор и попросил прот. Димитрия подыскать ему место для погребения вблизи гробницы Василия Блаженного. Настоятель позволил И. выбрать место, к-рое святой указал «своим жезлом». Перед преставлением блаженный пошел через «Живой» (Москворецкий) мост в «мирскую баню», куда и раньше часто ходил «не телеснаго ради угождения, но конечнаго ради плоти умерщвления» ( Кузнецов. 1910. С. 415). По пути И. встретил хромого человека по имени Григорий и во время беседы с ним незаметно наступил на его больную ногу, после чего нога перестала болеть. Блаженный попросил исцеленного рассказать о чуде настоятелю Покровского собора. В бане И. снял с себя вериги, трижды облился водой, лег на скамью и попросил бывших там людей отнести его тело в Покровский собор и «не хоронити до трех дней». В агиографических источниках встречаются разные даты кончины И.: 3 июня, 12 июня, 13 июня, 4 июля, 12 июля, 13 нояб., 2 июля 1588 г., 2 июля 1590 г., 3 июля 1590. В Житии сообщается, что при погребении И. присутствовали патриарх св. Иов и царь Феодор Иоаннович ( Кузнецов. 1910. С. 416), отпевал святого Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. патриарх Московский и всея Руси). У мощей И. исцелился суздалец, сын боярский Е. Г. Протопопов, 20 лет страдавший от болезни глаз; также выздоровел некий человек, у к-рого болели ноги. Народу раздавалась «милостыня и кормля» из казны. В одной из редакций Жития сообщается, что тело И. было переложено из деревянного гроба в каменный. Во время погребения И. поднялась буря, в храме опалились иконы, ризничий Рязанского архиерея был убит молнией в алтаре, покровского диак. Пимена вынесли во двор едва живым, и он успел лишь покаяться перед кончиной, свящ. Иоанна из коломенского поместья Ф. Н. Романова (см. Филарет , патриарх Московский и всея Руси) бурей подняло над церковными дверьми и ударило о землю, мн. люди были оглушены, лишились рук и ног. В сказании о погребении И. суровая небесная кара объясняется тем, что блаженного похоронили ранее назначенного срока (т. е., вероятно, 4 или 5 июля), сняв с него «пояс его, который взят был во Иерусалиме от Гроба Господня» ( Кузнецов. 1910. С. 418; в жизнеописании И. этот пояс не упом.). Рассказ о чудесном знамении при погребении И. совпадает с рассказом Жития блж. Иоанна Власатого, при погребении к-рого разразилась буря и произошло «пожжение церквам и храминам». Автор сказания о погребении И. проводит параллель также с событиями кончины блж. Прокопия Устюжского.

http://pravenc.ru/text/469402.html

    Малая Пермь в XIV веке просвещена была святым Стефаном. Он был вначале причетником Устюжского собора. Воспламенившись желанием просветить зырян, он изучил в ростовском Георгиевском-Богословском монастыре догматы веры, языки греческий и зырянский и перевел на зырянский язык необходимейшие священные и богослужебные книги. Приготовив себя к званию проповедника, он отправился на берега Вычегды и, обратив к христианству до тысячи зырян, построил храм во имя Благовещения Богоматери. Чтобы показать на деле бессилие идолов, он сжег одну из знаменитейших кумирниц. Главный волхв зырян Пама в доказательство силы своих богов вызвался пройти сквозь огонь и воду и пригласил к тому же Стефана. Стефан отвечал: «Я не повелеваю стихиями, но Бог христианский велик; я иду с тобой». Пама отказался, и народ толпами стал креститься. В 1383 году посвященный епископом для зырян, он из среды их рукоположил священников, диаконов и причетников и учредил Богослужение на зырянском языке. Заботясь о просвещении зырян, святой Стефан заботился и о внешнем их благосостоянии. Во время голода он доставал хлеб из Вологды, ездил в Новгород и Москву для защиты их от неправосудия и грабежей. Народ назвал его отцом своим. Святой Стефан скончался в Москве 1396 году После того как Малая Пермь обращена была святым Стефаном, жители Великой Перми продолжали упорствовать в язычестве и изъявляли сильную ненависть к принявшим христианство зырянам. Вогуличи умертвили двух зырянских епископов, Герасима и Питирима. Но преемник святого Питирима Иона крестил князя Великой Перми с его подданными и, чтобы прочнее утвердить свою веру, устроил не только церкви, но и монастыри. 34. Просвещение христианством Казани и Астрахани    В царствование Иоанна IV, с расширением пределов Русского царства расширились и пределы Русской Церкви. Покорение Казани и Астрахани открыло Русской Церкви обширное поприще для миссионерской деятельности на востоке. Уже во время пребывания Иоанна IV в Казани многие семейства татар крестились. Для дальнейшего распространения между ними Евангельского света положено было на Московском Соборе (1555) открыть в Казани епархию с подчинением ее архиепископу всей казанской и вятской земли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

2013. С. 41-42; «оставил села и имения, и раб множество» - Охотникова В. И. Житие Николая Кочанова//Вел. Новгород: История и культура XI-XVII вв.: Энцикл. словарь/Отв. ред.: В. Л. Янин. СПб., 2009. С. 178), есть основания полагать, что на формирование иконографии Н. и блж. Феодора Новгородского, скорее всего не отражавшей образ жизни этих святых, могли повлиять прижизненные или посмертные изображения местных аристократов XIV-XV вв., входившие в состав росписей местных храмов или помещавшиеся на иконах. В пользу этой гипотезы свидетельствуют сведения о серии фресковых портретов над боярскими погребениями в ц. Вознесения на Прусской ул., сохранившаяся икона 1467 г. с Деисусом и фигурами молящихся новгородцев (НГОМЗ), а также местное почитание ряда праведных мирян - св. братьев Алфановых, ктиторов Сокольницкого мон-ря, изображенных в боярских одеяниях на надгробной иконе 1701 г. ( Комарова. 2005. С. 669-676; Преображенский. 2012. С. 228-229), и девы Гликерии. Нельзя исключить, что погребение Н., по преданию умершего в кон. XIV в. или, возможно, неск. позже, первоначально было отмечено аналогичным изображением, заказанным его родственниками и указывавшим на социальный статус святого, а не на его подвиг как юродивого. Относительную аналогию этой ситуации составляет иконография др. новгородских юродивых: преподобных Михаила Клопского и Арсения, внешне не отличающихся от проч. св. иноков. Изображения Н. сильно отличаются от основных вариантов иконографии юродивых, известных по рус. памятникам XV-XVI вв., в т. ч. от существовавших в Новгороде образов прп. Андрея Юродивого, полуобнаженного, облаченного в рубище. Однако они соприкасаются с иконографией тех блаженных (юродивых и праведных мужей), к-рые не относились к числу нагоходцев и изображались в одеяниях, почти полностью покрывающих тело, часто имели весьма оригинальный облик, в руках - особые атрибуты (ср. иконографию блж. Прокопия Устюжского). Распространение таких изображений в XVII в. (образы блаженных Иоанна Большой Колпак, Иоанна Ростовского, Лаврентия Калужского), по-видимому, оказало влияние на представления о внешности Н., к-рый в Новое время нередко изображался с кочаном капусты.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Сямский Богородице-Рождественский , общ., в 65 в. от г. Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 г. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою; эта св. икона явилась в 1524 г, и названа по месту явления в Вологодской губ., в с. Отводном, Сямской волости, жители которой устроили обитель, где храмовою иконою и была поставлена явленная икона; св. икона изображает Рождество Богородицы; празднество ей совершается 8-го сентября. Троице-Стефано-Ульяновский , общ., в м. Ульянове, в 1045 в. от г. Вологды и в 165 в. от г. Усть-Сысольска, близ р. Вычегды. Основан в кон. XIV в. св. Стефаном Пермским (см. 26 апр.). Упраздненный в 1764 г., он был восстановлен в I860 г. При мон. с 1893 г. церк.-прих. школа, преобразованная в 1896 г. в миссионерскую. Женские: Арсеньево-Комельский , 3 кл., общ., в 25 в. от г. Грязовца. Основан в 1530 г, пр. Арсением (см. 24 авг.). Сначала был мужским; в 1904 г. обращен в женский. Хранящиеся в нем мощи пр. Арсения покоятся в приделе его имени. При мон. школа для мальчиков и девочек. Велико-Устюжский Иоанно-Предтеченский , 3 кл., основанный в 1262 г., в г. Великом Устюге, на так называемой Ивановской (ранее Сокольничьей) горе, где в то время находился соколиный двор татарского сборщика податей Багуя, который, приняв крещение с именем Иоанна, устроил здесь мон. Этот мон. был прежде мужским, а в 1764 г., по перенесении в него Велико-Устюжского Преображенского женского мон., основанного около 1626 г., стал женским. Храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1695 г. Ежегодно 24 июня бывает крестный ход в мон. из городского Успенского собора с чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии. При мон. помещается епархиальное женское училище и имеется богадельня. Горний Успенский , 3 кл., в г. Вологде, на прав. бер. р. Вологды, на «Горе». Основан в 1590 г. Соборный храм Успения построен в 1691–1699 г. При мон. живописная мастерская и школа рукоделия. К нему приписана Николаевская Озерская пуст., в 20 в. от г. Грязовца, при истоке р. Комелы из Николаевского озера. Основана в 1534 г. пр. Стефаном Озерским (см. 12 июня). Первоначально была мужскою; в 1764 г. упразднена; с 1860 г. приписана и стала женской. Здесь покоятся под спудом мощи основателя мон. в приделе его имени и находится икона св. Николая чудотворца, писанная пр. Дионисием Глушицким и принесенная пр. Стефаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Г. существует неск. правосл. приходов. Старейшим является приход блж. Прокопия Устюжского, принадлежащий Русской Православной Церкви за границей. Приход св. прав. Иоанна Кронштадтского Московского Патриархата образован в янв. 2001 г. Богослужения прихода проходили сначала в помещении, предоставленном Сербской Православной Церковью, 11 дек. 2004 г. в результате переговоров с Евангелической Церковью Гамбурга и властями города в собственность общины приобретено здание евангелического храма Милости Господней (Гнаденкирхе) в центре Г. Храм освящен во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, регулярные богослужения в новом здании проходят с 1 янв. 2005 г. В 2001 г. в Бремене образован приход Московского Патриархата во имя св. царственных страстотерпцев; в городе существует также приход РПЦЗ во имя св. Ансгара. Ист.: Historia Archiepiscoporum Bremensium// Lappenberg J. M. Geschichtsquellen des Erzstiftes und der Stadt Bremen. Bremen, 1841. S. 7-54; Adam von Bremen. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/Ex rec. G. H. Pertz. Hannoverae, 1846. (MGH. Script. Rer. Germ.; 7/2). P. 389-392; idem. Hamburgische Kirchengeschichte/Hrsg. B. Schmeidler. Hannover, 19173, 1977r. (Ibid.); Germania pontificia: sive repertorium privilegiorum et litterarum a Romanis pontificibus ante annum MCLXXXXVIII Germaniae ecclesiis monasteriis civitatibus singulisque personis concessorum//RPR. Bd. 6: Provincia Hammaburgo, Bremensis/Cong. W. Seegrün, Th. Schiefer. B., 1981; Rimbertus Hamburgensis. Vita Anskarii/Rec. G. Waitz. Hannover, 1884, 1988r. (MGH. Script. Rer. Germ.; 7/55). Лит.: Dehio G. Geschichte des Erzbistums Hamburg-Bremen: bis zum Ausgang der Mission. B., 1877. 2 Bde; Fuhrmann H. Studien zur Geschichte mittelalterlicher Patriarchate. III. Teil.//ZSRG.K. 1955. Bd. 41. S. 120-170; Glaeske G. Die Erzbischöfe von Hamburg-Bremen als Reichsfürsten (937-1258). Hildesheim, 1962; Archiepiscopatus Hammaburgensis sive Bremensis//Cur. S. Weinfurter et O. Engels. Stuttg., 1984. (SEECO. Ser. 5: Germania; T. 2); Wolter H. Die Synodaltätigkeit der Erzbischöfe von Hamburg-Bremen bis zum Jahre 1223//Annuarium historiae conciliorum/Hrsg. W. Brandmüller, R. Bäumer. Paderborn, 1990. Bd. 22. H. 1/2. S. 1-30; Johanek P. Die Erzbischöfe von Hamburg-Bremen und ihre Kirche im Reich der Salierzeit//Die Salier und das Reich/Hrsg. S. Weinfurter. Sigmaringen, 1991. Bd. 2: Die Reichskirche in der Salierzeit. S. 79-112.

http://pravenc.ru/text/161614.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010