Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА Фрагмент помянника протопопа Иоанна Михайлова (ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82. Л. 70) Фрагмент помянника протопопа Иоанна Михайлова (ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82. Л. 70) († 8.12.1679, г. Верхотурье), блж. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 29 янв.- в Соборе Екатеринбургских святых), Христа ради юродивый, Верхотурский. Достоверно известна только дата преставления святого: она зафиксирована в синодике-помяннике прот. Иоанна Михайлова (ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82), к-рый упоминается как настоятель верхотурского Троицкого собора в церковных документах 1668, 1670-1671, 1674, 1682, 1684 гг. (РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Оп. 1. Д. 509. Л. 254-254 об.; Д. 549. Л. 266; Д. 585. Л. 104; Д. 746. Л. 94 об.; РГБ. Собр. ОР. 547. Л. 4; ГА Пермского края. Ф. 297 (Ист. архив Пермской губ. УАК). Оп. 3. Д. 396. Л. 19 об.). На л. 70 Синодика читается запись: «Козмы уродиваго преставися во 7188 году декабря въ день 8». В сборнике рукописных материалов по истории Верхотурья XVII-XVIII вв. на форзаце почерком XIX в. записано со ссылкой на троицкий синодик, что К. был погребен в 1680 г., при этом писец допустил ошибку в переводе даты с буквенной цифири (РНБ. ОЛДП. F 41). В нек-рых изданиях ошибочно указывается, что К. умер в 1706 г. (Минея (МП). 1986. Июнь. Ч. 1). Блж. Косма Верхотурский. Икона. 2005 г. Иконописец Т. В. Шолохова (ц. во имя блж. Космы Верхотурского в Екатеринбурге) Блж. Косма Верхотурский. Икона. 2005 г. Иконописец Т. В. Шолохова (ц. во имя блж. Космы Верхотурского в Екатеринбурге) По преданию, отец К. занимался торговлей, переселился в Верхотурье из Вел. Устюга; мать была дочерью священника. В Верхотурье К. жил вместе с братьями в доме родителей в Заречной части города. Согласно рассказу верхотурского старожила Ф. П. Немтинова († 1882), святой носил фамилию Немтинов. Однако эти сведения документально не подтверждаются: род Немтиновых в Верхотурье прослеживается только с 20-х гг. XVIII в. В переписных книгах жителей Верхотурья XVII в. упоминается некий Кузка или Коземка Иванов сын: «Двор а в нем живет посадцкой человек Ивашко Абакумов. Детей у него Коземка четырнадцати лет, Данилко одиннадцати лет, Олешка семи лет, Ивашко шти лет» (Перепись населения Верхотурского у. 1666 г. (ТГИАМЗ. ТМ-12692. Л. 74 об.)). Поскольку в переписи населения Вел. Устюга 1630 г. встречается имя «Ивашки Аввакумова», можно предположить, что речь идет об одном и том же человеке - отце Кузки, что подтверждает предание об устюжском происхождении святого (Устюг Великий. 1883. С. 13). В верхотурской крестоприводной книге 1682 г. фиксируется фамилия этой семьи - Сапожниковы (РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Оп. 1. Д. 487. Л. 285). Последний раз имя Кузки встречается в переписи 1679 г., что также согласуется с известием о преставлении К. в это время (Там же. Д. 746. Л. 21 об., 48).

http://pravenc.ru/text/2458799.html

Придел во имя Святой Великомученицы Варвары находился на северной стороне паперти в пристройке. Алтарь четырехугольный. Напрестольный антиминс на желтом атласе освящен епископом Вологодским и Устюжским Феофилактом в 1793 году. Алтарь от церкви отделен иконостасом. Предалтарный иконостас столярный выгнутый крашеный, местами резной золоченый. Царские врата стеклянные из двух позолоченных рам, с пятью клеймами - в центре Благовещение Пресвятой Богородицы, по углам четыре Евангелиста. В иконостасе имелись, справа от царских врат: образ Преображения Господня; образ Святой Великомученица Варвары с серебряным золоченым венцом и стразами; образ Покрова Божией Матери. Слева от царских врат: образ Рождества Пресвятой Богородицы; образ Святой Преподобной Евдокии. Над царскими вратами в резном золоченом клейме образ Воскресения Христова, а по сторонам в четырех золоченых клеймах: Великомученица Екатерина; Мученица Феврония; Великомученица Параскева; Мученица Евфимия. Все образа устюжского письма XVIII века. Кроме этого в приделе находились две древних иконы (ориентировочно XVI или XVII века, греческого письма): образ Живоначальной Троицы с житием Праотца Авраама; образ Благовещение Божией Матери с житием. В 1869 году игуменьей Назаретой, с южной стороны паперти, в пристройке бывшей келарской устроена ризница. Из церковной утвари, находившейся в храме Рождества Иоанна Предтечи, заслуживают внимания: Напрестольное Евангелие: 1701 года и 1738 года печати с чеканными серебряными золочеными клеймами; 1735 года и 1800 года печати с пятью финифтяными клеймами, украшенными стразами; 1745 года (два), одно с чеканными серебряными золочеными клеймами, второе – с серебряными резными клеймами. Кресты напрестольные: чеканный серебряный золоченый с финифтяными клеймами; чеканный серебряный золоченый старинный с надписью: «7162 года мая 20, положилъ сей крестъ на Устюге великомъ въ Ивановский монастырь въ домъ Ивану Предотечи усолецъ Федоръ Прохоровъ Березовской»; чеканный серебряный золоченый с надписью «1784 году, мая 6 дня, крестъ сей данъ вкладу въ великий Устюгъ въ храмъ Рождества Иоанна предтечи отъ монахини Евпраксии»; два серебряных золоченых с черневыми клеймами; два чеканных серебряных золоченых, один – 1768 года.

http://sobory.ru/article/?object=44943

23 . Прп. Михаила исповедника, еп. Синадского; обретение чест. мощей свт. Леонтия еп., Ростовского чудотв.; прмч. Михаила черноризца; прп. Евфросинии девицы, княжны Полоцкой. 24 . Прп. Симеона столпника, иже на Дивной горе; прп. Никиты столпника, Переяславского чудотв.; мчч.: Мелетия стратилата, Стесана, Иоанна и с ними 1218 воинов с женами и детьми, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста. 25 . 3-е обретение главы прор. Предтечи и Крестителя Иоанна; сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского. День рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 26 . Ап. Карпа (от 70-ти); вкмч. Георгия нового, пострад. от безбож. царя Селима Турского; ап. Алфея (от 70-ти); мчч.: Аверкия и Елены; прп. Иоанна психаита, исповедника; обретение мощей прп. Макария, игумена Калязинского. 27 . Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского; обретение мощей прп. Нила, Столобенского чудотв., мчч.: Феодоры девицы и Дидима воина; перенесение мощей трех свтт.: Киприана, Фотия и Ионы, митр. Киевских и всея России чудотв.; прп. Ферапонта, Белоезерского чудотворца. 28 . Прп. Никиты, еп. Халкидонского; свт. Игнатия еп., Ростовского чудотв.; сщмч. Елладия, свт. Евтихия еп. Мелитинского; мц. Еликониды. Свт. Игнатий († 1288 г.) един из всех русских святых угодников прославился целебной силой своих останков еще до погребения их и потому не был предан земле. 29 . Прмц. Феодосии девицы; преставление блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского чудотв.; мц. Феодосии девы Тирской. 30 . Прп. Исаакия, игумена обители Далматской. 31 . Ап. Ерма (от 70-ти), мч. Ермия , мч. Философа. Св. мч. Ермий (ок. 166 г.), когда ему дали выпить яд, помолился Богу, осенил чашу крестом и – остался жив. Вот какую силу имеет крестное знамение. Июнь 1 . Мч. Иустина философа ; мч. Иустина другого и иже с ним: Харитона, Хариты жены, Евелписта, Иеракса, Неона и Валериана; прп. Дионисия, игумена Глушицкого; прп. Агапита Печерского. 2 . Свт. Никифора, патр. Константноп., исповедника; вкмч. Иоанна нового (Сочавского), мученого в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

С верою притекавшие к гробнице получали много чудесных исцелений. Но так как мощи праведного Иоанна находятся на одной площади с мощами св. Прокопия, изображаются они оба вместе на иконах и во время церковной службы вместе же призываются в молитвах, то и богомольцы и недужные обыкновенно обращаются с молитвами к обоим устюжским чудотворцам, оттого и исцеления, получаемые от них, записаны в одной книге о жизни и чудесах праведного Прокопия. Так последняя запись говорит, что в 1613 году устюжане молитвами праведных Прокопия и Иоанна устюжских чудотворцев не только защитили свой город от поляков, но и разбили их. Чудес, совершившихся отдельно при гробе праведного Иоанна, только три, два первые без означения времени, последнее случилось в 1565 году. Чудеса эти следующие. Женщина Аполиннария, жившая в Вознесенском приходе города Устюга, страдала огневицею и находилась в сильнейшем расслаблении. Когда ее принесли к церкви всемилостивого Спаса и положили близ раки праведного Иоанна, она услышала исходивший из раки голос святого: «я молил за тебя Бога и жду к себе». В тот же час больная почувствовала себя совершенно здоровою и, возблагодарив Бога и своего исцелителя, ушла домой, не нуждаясь в посторонней помощи. Екатерина, жена устюжского гражданина Афанасия Константинова, впала в лютую болезнь и столько была расслаблена, что не владела ни руками, ни ногами, не могла ни есть, ни пить и не узнавая уже людей лежала как мертвая. После шести дней столь тяжкой болезни, когда испробованы были все возможные средства и снадобья и не принесли больной никакой пользы – родственники Екатерины стали молиться об исцелении ее святому Иоанну юродивому и, взяв у гроба его персти, положили с верою в святую воду, несколько капель которой влили в уста больной, уже едва дышавшей. По принятии воды с перстью Екатерина с час времени лежала как мертвая, затем в друг, будто очнувшись от сна, села на постель, призвала своих домашних и объявила им, что она чувствует себя совершенно здоровою, как будто никогда не была и больна.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1611 . Знаменская, мужская, пу­стынь, ныне село Знаменское-Толстые, Рязанской губ., Данковского у., в 18 вер. к вост.-сев.-вост. от Данкова, при рч. Ягодной Рясе. История ее неизвестна, но уже в конце XVII ст. она не суще­ствовала, и село Знаменское тогда пожа­ловано Петру Андр. Толстому. “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 44 (быв. м-ри); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1841 г., XL, 488. 1612 . Зосимо – Савватиевская – Соловецкая, мужская пустынь, ныне погост Зосимо-Савватиевский, Вологод­ской губ., Устюгского у., в 28 вер. к сев. от Устюга, на правом берегу р. Двины. Основана в 1574 г. и упразднена еще до издания штатов в 1764 г.; по­следним настоятелем упоминается в 1739 г. строит. Мардарий. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 213; Ратшин, 76; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 779, 51; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имела 2 двора крест.). 1613 . Зосимо – Савватиевский, мужской, совсем уничтоженный, при гор. Тобольске. Первый по своей древ­ности монастырь в Сибири, основан в 1601 г. на старом устье р. Тобола и в 1610 г. перенесен в Тобольск, из-за реки Иртыша, на место, где ныне Богородиц. жен. м-рь. Архим. Мефодий управ­лял им, как до перенесения, так и после перенесения в город. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 207; “Известия Археол. Общ.”, 1868 г., VI, 92 (камен. церкви XVII ст.); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 194 (записки к Сибир. истор.). 1614 . Ивановский или Иоанно – Предтечевский, женский, ныне при­ходская церковь Иоанна Милостивого в слободе Мстере, Владимирской губ., Вязниковского у., в 22 вер. к сев. от Вязников, при р. Клязьме. Существо­вал во время князей Романовских, осно­вателей Богоявленского мон. в Мстере в XVII ст. Голышев, “Богоявл. слоб. Мстера”, изд. 1865 г.; “Ист. Росс. Иер.”, V, 113; “Труды Влад. губ. стат. Комит.”, II, 166; 8, 27; “Влад. губ. вед.”, 1854 г., 32 (мон. быв. во Влад. губ.). 1615 . Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове, Вологодской губ., Устюгского у., в 4½ вер. от Устюга и в ½ вер. от Гледенского мон. По­строен на месте рождения (“Ист. Росс. Иерар.”) или на месте погребения (“Сло­варь ист. о свят.”) Устюжского Юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 г., 29-го мая, в каковой день и чтится его па­мять. Церковь состояла приписною к Гледенскому мон. “Ист. Росс. Иер.”, III, 695; Ратшин, 75; Лепехин, “Дневн. Запис.”, III, 302; “Словарь ист. о свят.”, 132; “Вологод. губ. вед.”, 1857 г., 49 (Летоп. Устюга: 1760 г., основ. кам. церкви во имя Иоанна Устюг. чудотв.; 1764 г., о постр. цер. св. Духа); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 149, 296 (св. Иоанн); “Акты Археогр. Эксп.”, I, 213 (Окружн. гр. 1547 г. митроп. Макария на Вологду и Белооз. об установл. празднов. новым Русск. свят.); 146 (Ц. гр. 1663 г.; упомин. игум. Иона), 304 (Ц. гр. 1691 г. о сборе денег на конюш. расходы); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 450 душ крест.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 310, 1 (месяце­слов XVII ст.; память Иоанна, Христа ради юро­дивого, Устюж. чудотворца, 29 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По тогдашнему обычаю богатых людей, однажды Иоанн ездил с соколом на охоту. Утомившись от езды, сошел он с коня и прилег отдохнуть, скоро и уснул. Во сне явился ему дивный величественный муж и сказал: «На этом месте поставь церковь в мое имя». Иоанн не знал, кто говорит с ним, но не решался и спросить явившегося о имени. Заметив то, дивный муж сам сказал ему: «Поставь церковь Рождества Иоанна Предтечи». Поспешно возвратившись домой, Иоанн рассказал жене своей о бывшем ему сновидении и спросил: «Кто такой Иоанн Предтеча?» Мария объяснила ему, показав на иконе изображение Иоанна Крестителя, и советовала своему мужу поспешить исполнением того, что ему было приказано в сновидении. И вскоре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, отчего и самая гора вместо сокольей стала называться Ивановской. Благочестивые супруги богато украсили храм и снабдили его всем нужным для богослужения. Проводя чистую и святую жизнь, они и сами старались сделаться живыми храмами Божиими. В Устюге в то время подвизался прп. Киприан, начальник и основатель Устюжского Архангельского монастыря. С любовью и уважением относился Иоанн к прп. Киприану, как к истинному рабу Божию, удивлялся его великим трудам и терпению и приходил в умиление и восторг от рассказов о подвигах преподобного, ибо он не слыхал ничего подобного на своей родине. Еще более благотворное влияние оказывал на благочестивую чету, на ее утверждение в вере и добродетели, другой избранник Божий, скрывавший в себе духовную мудрость под покровом безумия. Преподобный Прокопий, рожденный и воспитанный хотя в христианстве, но вне Православия, и, подобно Буге, принявший святую веру уже в совершенных летах, много лет проходил в Устюге высокий и трудный подвиг юродства ради Христа. Этот самопроизвольный мученик, обрекший себя на неприятности и лишения всякого рода, нередко заходил в дом Иоанна и Марии. Оставляя на время юродство, он любил с ними беседовать от всего сердца, укреплял и утверждал их в благочестии и сам утешался их верой и смирением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Следует ли мне здесь доказывать, что ваше слово, ваш пример были всегда для нас живительным светом, который с такой силой пробуждал нравственную жизнь, вызывал порывы к духовному совершенствованию? А это, сами вы знаете, как дорого для учащегося юношества и как должно быть оцениваемо мною. Двадцать шесть лет вы здесь в гимназии трудились, двадцать шесть лет вы сеяли семя слова Божия на этой ниве и, смею сказать, на ниве благодарной. Просим же поэтому вас, дорогой о. Иоанн, не забывайте нас в ваших молитвах, да даст Господь, чтобы наша гимназия всегда преуспевала в духе истинного христианского просвещения. А теперь прошу вашего благословения на предстоящий наш труд». К этим словам едва ли что нужно прибавлять. Они и без того весьма красноречиво говорят о заслугах о. Иоанна как законоучителя. Можно сказать, что у о. Иоанна был особый благодатный дар какой-то неземной, ангельской любви к детям. И в последующие годы, уже после окончания законоучительской деятельности в Кронштадте, во время своих многочисленных поездок по России, он с любовью относился к детям, благословлял их, исцелял от болезней, назидал и давал наставления относительно того, как надо воспитывать детей в истинно-христианском духе. Учитель Богоявленского народного училища, Велико-Устюжского уезда, Вологодской губернии, Василий Кукашев, рассказывает о следующем исцелении от жестокой болезни по молитве отца Иоанна малолетней его дочери Нины, имевшем место в 1891 году, когда отец Иоанн был в Великом Устюге, проездом на свою родину, в село Суру, Архангельской губернии. Учитель Кукашев пишет: «Когда отец Иоанн в мае месяце прошедшего года, проездом на свою родину, был в Великом Устюге, то дочь моя Нина гостила в то время в городе у своих теток Здроговых. Незадолго до приезда отца Иоанна Нина жестоко расхворалась: у нее болела сильно голова, она сама вся горела, как в огне, и страшно изменилась. Все родные опасались за ее жизнь. Настолько была тяжела ее болезнь. Услыша, что досточтимый отец Иоанн Кронштадтский приехал в Устюг, одна из теток Нины, Любовь Н. Здрогова решилась свести Нину под благословение дорогому Батюшке, с надеждой, что больная после этого поправится.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

После, во времена того же Царя и Киприана Вологодского и Великопермского Епископа, Спасокаменский летописец упоминает: в лето 7066/1558 паки Игумена Афанасия, при коем тогда построена на монастырских вратах церковь во имя Усекновения Иоанна Предтечи. Он же бывшим упоминается в лето 7069/1561, когда привезён был от Царя Иоанна Васильевича в этот монастырь колокол. После его до 1582 года упоминается Архимандрит Игнатий, который в 1582 году, Января 4, по Указу Царскому переведён в Кириллов Белоезерский монастырь на Игуменство. С тех пор опять неизвестно, кто были Игуменами. А в царствование Государя Царя Алексия Михайловича при Маркелле, Архиепископе Вологодском и Великопермском в сем монастыре за древность и знаменитость его учреждена навсегда Архимандрия, и Архимандритом тогда поставлен Маркелл, который в лето 7158/1650 устроил раку мощам благоверного Князя Иоасафа Каменского и положил их в оной, как выше сказано. После его с 1651 года Архимандритом был из Коряженского монастыря Игумен Александр, который в 1655 году хиротонисан в Епископа Коломенского. С тех пор Архимандрия продолжалась до состояния Духовных Штатов 1764 года, а по оным положено было там по-прежнему Игуменство. Последним Архимандритом, на Игуменском положении до 1773 года, был там Мелхиседек. В 1773 году, Июля 24, этот монастырь вторично весь выгорел от зажжения одного безумного, там содержавшегося, и одни только мощи Благоверного Князя Иоасафа с немногим имуществом спасены от пламени. С тех пор монастырь оставался в совершенном запустении 28 лет, и как мощи, так и прочие остатки от пожара по Указу Святейшего Синода перенесены в Вологодский Духов монастырь, который с 1775 года по тому же Указу велено переименовать Спасокаменным, в память того древнего и знаменитого монастыря (см. Духов Вологодский монастырь). Туда же переведена и братия с Архимандритом Мелхиседеком, который там и скончался. Уже в 1801 году по представлению Преосвященного Арсения, Епископа Вологодского и Устюжского, и Указом Святейшего Синода на основании Именного Высочайшего Указа Государя Императора ПАВЛА I восставлен по-прежнему Спасокаменный монастырь на острове, переведением в него братии и имущества из бывшей Белавинской пустыни (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Рисунок для иконостаса стоил 200 р., столярная и позолотная работа 3750 р., иконы 1100 р. Церковь освещается вверху 4 большими венецианскими окнами, отапливается 3 унтермарковскими круглыми печами. Снаружи церковь и колокольня разделаны продолговатыми четырехугольниками и окрашены клеевою краскою молочного цвета; крыша и карнизы железные, окрашены медянкою. Престол и жертвенник из березы. Под престолом восьмиконечный деревянный крест. В храме достопримечательны: 1) деревянный крест с мощами Пантелеймона, в серебряной оправе, вделанный в другой, серебряный, вызолоченный, с разноцветными камнями, крест. Крест вложен в икону св. Пантелеймона с «чудесами». По надписи крест пожертвован священником Иоанном Смирницким, в память сына его Пантелеймона, скончавшегося 24 июня 1875 г. и погребенного близ храма. Крест этот был в 1800 г. привезен с Афона Иеромонахом Софронием, в дар Дарье Ефимовне Давыдовой; по смерти ее (1861 г.), крест достался сестрам ее, Марии и Елене, жившим в Царском селе; в 1874 г. Елена Давыдова подарила его священнику Смирницкому; 2) напрестольный крест, сребропозлащенный, с надписью: «внесен сей крест в царскосельскую Казанскую городскую кладбищенскую церковь графом Владимиром Александровичем Стенбок-Фермором, 19 августа 1876 г.»; 3) запрестольный крест, обложенный серебром, дар Василия Никифоровича Привалова, умершего 2 ноября 1847 г. Пред крестом – бронзовый, вызолоченный, семисвечник, приобретенный в 1882 году; 4) священные сосуды, с изображениями креста, Спасителя, Божией Матери и Иоанна Богослова, сделанными из устюжской чернеди. На священных сосудах выставлен год 1788; 5) ковчег, сребропозлащенный, с финифтяными изображениями страданий Спасителя, ап. Петра и Павла. Распятия, Богородицы и Иоанна Богослова. На ковчеге год 1788; 6) две лампады пред местными иконами Спасителя и Божией Матери; весу в них 29 ф. 26 зол.; 7) евангелие в лист (Москва 1854), с серебряными, вызолоченными досками, в корешке из малинового бархата. Иконы Воскресения и евангелистов окаймлены крупными французскими стразами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

– Один из устюжских граждан, явившись к боярину по делам и узнав о его болезни, сказал ему: «не прогневайся на нас честной боярин, мы хотим назвать тебе верного врача; за много лет жил у нас в Устюге юродивый Прокопий; в его имя ныне у собора есть церковь и от мощей его получаются разные исцеления». Боярин послал нарочного в Устюг отслужить молебен блаж. Прокопию за него больного; когда возвратился посланный с иконою св. Прокопия, больной встал с постели и выслушав молебен пред иконою, стал совсем здоровым. – В ряду чудес достойно особенного внимания следующее: был у наместника устюжского, боярина Семена Борисовича, служитель, любимый им, но который творил много пакостей устюжанам, худой христианин умер не по-христиански, не удостоившись исповеди и причастия св. тайн. – Боярин велел похоронить любимого служителя близ собора и построить над его могилою палатку; воля его исполнена: но в туже ночь палатка была разметана. Боярин велел построить новую, но и та была разбросана. Боярин рассердился, думая, что это делают худые люди по неудовольствию на него. – Один устюжанин взял на себя смелость сказать боярину: «не гневайся, боярин: слышал я от прадедов моих, что здесь лежит блаженный Прокопий, юродивый для Христа». – Боярин понял правду, он велел перенести тело служителя в другое место, и со слезами молился: «прости блаженный Прокопий, меня грешного и неразумного, что осмелился положить вблизи твоей святости нечистого слугу». 660 Набожный устюжанин 16 в. в своей похвале блаж. Прокопию писал: «Царьград ублажает святых блаженных мужей Симеона, Иоанна и Андрея, Христа ради юродивых. Великий Новгород славит архиепископов Иоанна, Евфимия, Никиту, Иону и преподобных Варлаама, Савву и Михаила клопского; Псков город – блаж. кн. Всеволода – Гавриила, пр. Аврамия и Савву. Москва величает митроп. Петра, Алексия, Иону и Филиппа, блаженных Максима и Василия и иных святых. – Ростов ублажает епископов Леонтия и Игнатия, Исаию и Иакова, пр. Аврамия и блаж. Исидора. Смоленск и Ярославль чтят кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010