Она была дочь Литовского князя Рогволода Борисовича, княжившего в Полоцке, и тетка князя Довмонта. В 1243 г. основала она в Пскове женский монастырь святого Иоанна Предтечи, и того же года, мая 8, приняла смерть мученицы в городе Оденпе, или Медвежей Голове, от руки злобного пасынка. Погребена в основанной ею обители. В древней Новгородской летописи о ней сказано: «Того же месяца (18 мая) в 1243 г. явися знамение в Пльскове у святого Иоанна в монастыри от иконы святого Спаса над гробом княгынином Ярославлее Володимировича, юже уби свой пасынок в Медвежи Голове: иде миро от иконы по 12 дний; найде четыре вощяници, яко в сткляницю, и привезоша в Новгород две на благословение, а в Пльскове оставиша две собе». При гробнице княгини находится древний медный подсвечник, на котором вырезано описание упомянутого чуда. То же сказание значится и на древнем камне, вделанном в стену придельной церкви святого Иоанна Предтечи. Над гробом Евпраксии висит черная доска, на которой написано: «Гробница под спудом благоверной княгини, схимонахини Евпраксии». Местная память ей творится октября в 16 день. Предание утверждает, что сия княгиня была игуменьей основанной ею обители. Висящий доныне при гробе ее черный посох почитают собственным ее настоятельским; может быть, она посхимилась незадолго до своей кончины. В монастыре осталась из древних зданий одна церковь святого Иоанна Предтечи, в которой видны некоторые гробы князей Псковских. Тропарь, глас 4 Измлада явилася еси, Богомудре княгине Евпраксие, Божественный сосуд избран Богови, благочестием воспитана, веру непорочну соблюла еси. Тем же предстоя Святей Троице, молися стране Российстей сохраненной быти и всем нам спастися. Сведения о преподобном отце нашем Киприане 9 Память его празднуется месяца сентября в 29-й день † 1276 Киприан, преподобный, строитель Архангельского монастыря, уроженец Двинской трети, Устюжской волости, жил во время княжения великого князя Константина Всеволодовича Ростовского. Был богатым земледельцем, но, как сказано в Устюжском летописце, презрев красная мира сего, восприял монашеский образ и наречеся Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконостас 1508 г. сгорел во время пожара 1547 г. От его первоначального устройства сохранился только фрагмент каменной алтарной преграды (у юж. стены собора) с заложенным в 1533 г. дверным проемом и пилястрой. Во время восстановительных работ после пожара был сооружен новый иконостас, от к-рого уцелели 2 деревянных тябла, сохранивших на лицевой стороне орнаментальную роспись сер. XVI в. Существующий ныне иконостас изготовлен царскими резчиками в 1679-1680 гг., к этому же времени относится и большинство икон. Наиболее древним следует считать храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», к-рый датируется рубежом XIV-XV вв. Также в местном ряду находится список 2-й пол. XVI в. чудотворной иконы Благовещение «Устюжское» , привезенной Иоанном IV из Новгорода. Иконы верхних ярусов иконостаса мало исследованы, нек-рые написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 г. и старше. Своеобразным памятником Большого Собора 1666-1667 гг. , разрешившего резное изображение «Страстей Господних», является Распятие Господне, с предстоящими, венчающее верхний ряд иконостаса (расписано Ф. Зубовым и М. Милютиным). Во время Отечественной войны 1812 г . иконы первых 2 ярусов иконостаса были выломаны и использовались франц. солдатами как скамейки и кровати, оклады и украшения с икон были украдены. После освобождения Москвы, в кон. 1812 - нач. 1813 г., убранство собора было обновлено, во всем нижнем ярусе иконостаса и в средней части др. ярусов гладкие колонны заменены на резные, изготовлены резные царские врата. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. В летописях и документах XVI-XVII вв. в А. с. упоминаются приделы во имя прп. Симеона Столпника, свт. Андрея Критского, прп. Иоанна Лествичника, ап. Акилы, блж. Иоанна Милостивого, в честь Обновления храма Воскресения, Обретения главы Иоанна Предтечи, Покрова Богородицы. Престолы Воскресения и ап. Акилы перенесены из собора 1333 г., когда появились др. престолы, достоверно неизвестно. То обстоятельство, что прп. Симеон Столпник и свт. Андрей Критский были небесными покровителями сыновей Иоанна Калиты, вел. кн. Симеона и Андрея, позволяет предположить, что престолы в честь названных святых были устроены еще в XIV в. Придел во имя прп. Симеона Столпника упоминается уже в 1507 г., и о его местоположении внутри собора есть точные указания: он размещался в юж. апсиде. Неизвестно, какие именно приделы находились в др. предалтариях и на хорах, в вост. стене к-рых сохранились апсиды для 4 престолов.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Иоанн не знал, кто говорит с ним, но не решался и спросить явившегоси об имени. Заметив то, дивный муж сам сказал ему: «поставь церковь рождества Иоанна Предтечи». Сновидение было так живо и явившийся внушал к себе такой страх и благоговение, что Иоанн тотчас же пробудился, не будучи и сам уверен в том, на яву или во сне он видел такого чудного мужа. Поспешно возвратившись домой, Иоанн разсказывает жене своей о бывшем ему сновидении и спрашивает ее, кто такой Иоанн Предтеча? Мария объяснила ему, что это великий пророк и угодник Божий; затем показав на иконе изображение Иоанна Крестителя, она советовала своему мужу поспешить исполнением того, что ему было приказано в сновидении. То же самое внушали ему друзья и знакомые, узнавшие о чудесном видении, и новопросвещенный Иоанн, следуя общему совету жены, друзей и знакомых, вскоре построил на месте бывшего ему видения церковь во имя рождества Иоанна Предтечи, отчего и самая гора, вместо сокольей, стала называться Ивановскою. Благочестивые супруги богато украсили храм и снабдили его всем нужным для богослужения. Проводя чистую и святую жизнь, они и сами старались сделаться живыми храмами Богу. В Устюге в то время подвизался пр. Киприан, начальник и основатель устюжского Архангельского монастыря. Вместе с прочими гражданами с любовью и уважением относился Иоанн к пр. Киприану, как к истинному рабу Божию, удивлялся его великим трудам и терпению и приходил в умиление и восторг от рассказов о подвигах преподобного, ибо он не слыхал ничего подобного на своей родине. Еще более благотворное влияние оказывал на благочестивую чету, на ее утверждение в вере и добродетели, другой избранник Божий, скрывавший в себе духовную мудрость под покровом безумия. Пр. Прокопий, рожденный и воспитанный хотя в христианстве, но вне православия и, подобно Буге, принявший св. веру уже в совершенных летах, много лет проходил в Устюге высокий и трудный подвиг юродства ради Христа. Этот самопроизвольный мученик, обрекший себя на неприятности и лишения всякого рода, нередко заходил в дом Иоанна и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 28-й день. Житие и жизнь Преп. матери нашей Фелофии; списано Патриархом Терновским Евфимием, л. 1430 – 1457 об. Нач. «Отечеству убо блаженныя сея град Моливот, сице обычно зовомый бяше, во стране Памфилийстей.» В той же день слово на преставление св. Игнатия Епископа Ростовского чудотворца, л. 1458–1461. Нач. «Прославим убо, братие, Всемилостивого Бога и Пречистую Его Матерь.» В 29-й день Житие и пощение и рождество и мучение св. Преп. мученицы Феодосии; мучена при Константине Кавалине рекомем Гнои, образа ради Господа нашего И. Христа, еже есть сентилакти, л. 1462–1469. Нач. «Иже приобщитися святых памяти везде лепо есть и полезно.» Сказание жития св. праведного Иоанна Христа ради юродивого Устюжского нового чудотворца, л. 1470. Нач. «Во граде Устюге обон пол реки глаголемый Сухоны.» О извещении св. Иоанна, л. 1475. О проставлении его, л. 1479 об. Похвала св. блаженному Иоанну, л. 1480 об. О поставлении церкви над телом блаженного Иоанна, л 1483. Чудо от гроба Святого, л. 1483. Описание жития св. Иоанна, л. 1484 об. Июнь В 1-й день. Житие Преп. Дионисия чудотворца Глушицкого, л. 6–53. Нач. «Сей убо Преподобный отец наш Дионисие бысть в нощней стране.» О Павле пустыннице, л. 19. О Преп. Макарие, л. 20 об. О Архиеписк. Ефреме града Ростова, л. 34. Наказание Архиепископа (Ефрема) к Преподобному Дионисию, л. 37. О Амфилогие священнике пришедшем к Преподоб. Дионисию, л. 39. О Тарасие Пермстем игумене, л. 42. В той же день и Сентября в 9-й день житие и пребывшие вкратце Преп. игумена Иосифа града Волока-Ламского, л. 54–90 об. Нач. «Весь бе не от славных в пределех и во уезде града Волока-Ламского, нарицаемая Язвище. О князе Юрьи, л. 118. Послание Преп. Иосифа. К В. Князю Василию Ивановичу всея Руссии, л. 125. Грамота духовная Преп. игумена Иосифа, л. 127 об. Нач. «Во имя Святыя, Единосущныя и Живоначальныя Троицы.» О князе Андреи Голенине, л. 135. О Андрее Квашнине пореклу Невежа, л. 138. об. О иноке Исихии, л. 144. О сын! болярском Димитрии великого Новаграда, л. 146 Послание Иосифа игумена Волотского, л. 148–190. Нач. «Господину моему Ивану Ивановичу грешный чернец Иосиф.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

24. Собор Покровский, что на Рву, или церковь Василия Блаженного. Построен при митрополите Макарии в память покорения Казани, освящен 29 июля 1557 года; зодчими были Барма и Постник Яковлев. В верхней церкви девять престолов: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Св. Троицы, 3) Входа в Иерусалим, 4) Григория Армянского, 5) Александра Свирского , 6) Варлаама Хутынского, 7) Иоанна Милостивого, 8) Николая Чудотворца, 9) Адриана и Наталии. Внизу в 1588 году устроена церковь Василия Блаженного, а в 1680 году придел Рождества Богородицы. Нынешняя колокольня, а также два крыльца при верхнем храме и третье при нижнем пристроены в XVII веке. В XVIII веке надстроена палатка в северовосточной части нижней церкви. Главный храм имеет иконостас, перенесенный из разобранного в 1770 году собора Черниговских Чудотворцев, а придел Входа в Иерусалим из разобранной в том же году кремлевской церкви Александра Невского. 25. Рождества Христова, что в Палашах. Тверская, Палашевский переулок. Главная церковь построена в 1573 году, но значительно переделана в XVII веке и после 1812 года. Колокольня XVII века, трапезная 1836 года. Приделы: 1) «Взыскания погибших», 2) Николая Чудотворца. 26. Гребневской Божией Матери, на Лубянской площади. Построена неизвестно когда, обновлена в 1711 и 1850 годах. Колокольня упоминается под 1619 годом. Главный престол Успения Пресвятой Богородицы. Придел Иоанна Нового Белградского устроен в 1635 году. Другой придел Преподобного Сергия. 27. Вознесения Господня. Никитская, угол Чернышевского переулка. Обыкновенно называется «Малое Вознесение». Построена в 1584 году. Купол церкви – XVIII века. Приделы: 1) Иоанна Крестителя, 2) Прокопия Устюжского. 28. Трифона Мученика, что в Напрудной. Трифоновская улица, угол 3-ей Мещанской. Главная церковь построена неизвестно когда; сложена из тесаного камня. В 1895 г. выстроена нынешняя обширная трапезная с куполом и двумя приделами: 1 ) Николая Чудотворца, 2) Филарета Милостивого. Нынешняя колокольня построена в 1890 г. архитектором П.П. Зыковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Тара. Церковь Параскевы Пятницы. Параскевиевская (Пятницкая) церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Параскевы Иконийской , Прокопия и Иоанна Устюжских Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1791 и 1825. Год утраты:1951 (Взорвана) Адрес: Россия, Омская область, г. Тара, площадь Ленина Координаты: 56.895194, 74.388331 Проезд:Церковь располагалась на Базарной площади, в торце Пятницкого переулка (совр. ул. Избышева). В настоящее время поблизости от этого места расположена памятная стелла, установленная в честь 400-летнего юбилея Тары. Изменить описание объекта Параскевиевская (Пятницкая) церковь, фото 1886-1888 г.г. (фрагмент). Одна из четырёх самых старых выявленных фотографий города Тары. Автор: Ф.С. Лахмайер. Скан оригинала из Научного архива Русского географического общества Елена Григорьева 1 июня 1886 Карта и ближайшие объекты Храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы, Параскевиевская (Пятницкая) церковь. Церковь располагалась на Базарной площади, в торце Пятницкого переулка (совр. ул. Избышева). Престолы: вмц. Параскевы Пятницы (главный, нижний этаж); прав. Прокопия и блж. Иоанна Устюжских (верхний этаж). Построена в 1791-1825 гг. В настоящее время поблизости от этого места расположена памятная стелла, установленная в честь 400-летнего юбилея Тары. После упразднения около 1764 года женского Тарского Пятницкого монастыря монастырский деревянный храм во имя вмцц. Параскевы и Екатерины был обращен в приходской. Вероятно, к концу XVIII века он обветшал и был разобран. Каменный двухэтажный храм во имя вмч. Параскевы Пятницы (главный престол в нижнем этаже) и Прокопия и Иоанна Устюжских (престол в верхнем этаже) строился с 1791 по 1825 гг. тщанием купца Ивана Нерпина, а по смерти - его зятем графом Ивличевым. В 1856 году с правой стороны церкви пристроили сторожку. В состав прихода входила деревня Красноперова в 12 верстах от Тары. Близ храма имелась приписная каменная часовня во имя прав. Прокопия Устюжского (упом. 1914 г.). Причт состоял из священника и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=37627

342 ...святого Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. – Память прав. Прокопия († 1303) совершается 8/21 июля. 343 ...маститый старец, преосвященный Нафанаил, бывший, говорят, два раза епископом Архангельским. – См. примеч. 286 к настоящей части. 344 На пароход явились губернатор и городской голова... – Имеются в виду ярослав­ский губернатор, генерал майор генерального штаба А.Я. Фриде и городской голова Ярославля И.Н. Соболев. 345 ...был годичный акт. – Торжественный день выпуска воспитанниц, окончивших полный училищный курс. 18 июня 1894 г. в Ярославском епархиальном Иоана­фанов­ском женском училище состоялся пятый за 12 лет существования училища выпуск воспитанниц. Училище закончили 45 учениц, из них: 29 – дочерей священ­ников, 9 – диаконов, 6 – псаломщиков, одна – учитель (Ярославские ЕВ. 1894. 48. Ч. неоф. С. 755–756). 346 ...явился отец Иоанн и вошел в квартиру законоучителя, священника О.М. Т. – Законоучителем IV и V классов, священником при училищной церкви и предсе­дателем Совета Ярославского епархиального Ионафановского училища был законо­учитель Ярославской губернской гимназии священник Михаил Троицкий, кончивший курс в Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия (см: Ярославские ЕВ. 1894. 46. Ч. неоф. С. 723). 347 Вместе с владыкой и отцом Иоанном служили архимандрит и целый собор священников. – Божественную литургию в домовой церкви Ионафановского епархи­ального женского училища совершил архиепископ Ярославский и Ростов­ский Ионафан в сослужении архимандрита Афанасьевского монастыря о. Владимира, о. Иоанна Ильича Сергиева, ректора местной духовной семинарии прот. Н.А. Барского и членов совета училища (см.: Ярославские ГВ. Ежедневное прибавление. 1894. 47, 23 июня). 349 ...уже пятый раз Бог приводит мне сопутствовать отцу Иоанну в дорогую для него Суру. – А.Ф. Нарцизова сопровождала отца Иоанна в поездках на родину в 1891, 1892, 1893 и 1894 гг. 350 ...только что выстроенный в Финляндии пароход «Св. Николай Чудотворец», предназначенный для Сурского церковно приходского попечительства. – Первый пароход «Св. Николай Чудотворец», опробованный летом 1897 г., оказался не пригодным для путешествия по узким шлюзам Мариинской водной системы и был продан, о чем свидетельствует дневниковая запись отца Иоанна: «24 августа 1897 . Дать дозволение диакону Маккавееву продать мой пароход за 19 тысяч за 250 (25 августа) бумаги». Сурский крестьянин Лукиян Ларюшев писал отцу Иоанну: «По письму Вашему на имя Вашего племянника Евдокима Семеновича Малкина о получении парохода “Св. Николай” был и я приглашен Малкиным служащим на пароходе. По приезду нашему в Архангельск оказалось другое. Пароход продан, и я потому остался без дела, домашние работы запустил» (ЦГИА СПб, ф. 2219, on. 1, д. 4, л. 211–211 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

3 класса девичий. Находится в самом городе Устюге, на горе Соколе. Этот монастырь был прежде мужской и основан ещё в XIII столетии. По свидетельству Устюжского летописца основателем его был Татарского Хана Батыя Баскак или Наместник, именем Багуй или Буг богатырь, который жил в Устюге для собирания Ханских даней и имел свой двор на горе, под нынешним монастырём находящейся, a от него прозванной Сокольничьей, потому что он там забавлялся Соколиной охотой. Когда в 1262 году прислана была в Устюг от Великого Князя Александра Ярославича известительная грамота о победе Россиян над Татарами; то упомянутый Багуй, опасаясь нападения от устюжан, по совету наложницы своей устюжской девки Марьи, обратился в Христианскую веру и в крещении принял имя Иоанна, а вскоре потом на Сокольничей горе двор свой обратил в монастырь и устроил первую церковь во имя Св. Иоанна Предтечи. С тех пор этот монастырь с настоятельством Игуменским существовал до Штатов в 1764 году. По переписным книгам 1678 года написано было за оным 88 дворов половничьих и бобыльских, а по первой переписи 1722 года всего 484 души крестьян мужского пола. Земли пашенной 436 четвертей, да сенокоса на 8.028 копен. При составлении в 1764 году Духовных Штатов этот монастырь не внесён был в число штатных, а потому и следовал к упразднению. Но поскольку в тех же Штатах предписано было между прочим в Устюжской Епархии оставить один женский монастырь третьего класса, избрав для оного из упразднённых монастырей лучший в строении; то монастырь Иоанно-Предтечевский и был для сего избран на место бывшего дотоле в Устюге же Преображенского девичьего монастыря, находившегося на месте нынешней Преображенской приходской церкви. С того времени доныне этот монастырь состоит женским под начальством Игуменьи. В нём церковь двухэтажная каменная с престолами: вверху трёх Святителей, а внизу Св. Иоанна Предтечи с приделами Св. Димитрия Ростовского и Льва Епископа Катанского, в папертях строенных в1740 году устюжским гражданином Львом Чалбышевым. Иорданский или Киево-Иорданский Николаевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Св. Кир занимал патриарший престол в Константинополе с 705 г. по 711 г.; ум. в 714 г. в изгнании. Филипп Бардин, византийский император (711–713 гг.). Константин Копроним правил с 741 по 775 гг. Лев Исавр правил с 716 по 741 гг. Копроним от греческого «копрос» — навоз, кал. Диппином в Царьграде называлось народное место, где обыкновенно устраивались различные зрелища. Св. Герман умер в 740 г., 96-ти лет, погребен в монастыре Хоре, на северной стороне Царьграда. Св. Герман известен как церковный писатель: «писания его славятся по всей вселенной», свидетельствует о нем 7 вс. соб., внесший его в диптихи святых. Сочинение св. Германа разнообразны по своему составу. После него остались: объяснение наиболее трудных мест св. Писания, сочинение о праведном воздаянии за гробом; на 7 вс. соб. читались его три послания о почитании икон, осталось от него и «довольно много, — как говорит древний жизнеописатель св. Германа, — назидательных слов для благочестивых», — слова на Введение во храм Богоматери, на Ее Успение, на Благовещение, на Обновление храма и положение пояса Пресвятой Богородицы. Важно по богатству исторических сведений сочинение о ересях со времени Апостолов и о церковных соборах по царствовании Льва Иконоборца. Много оставил св. Герман произведений, относящихся к Богослужению; из них особенно важно изъяснение на литургию; другие сочинения этого рода представляют собою гимны, составленные патриархом на похвалу святым и прославление чудесных дел благодати. Анастасий занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. Память святого юродивого Иоанна, устюжского чудотворца Великий Устюг, ныне уездный город вологодской губернии, находится на левом берегу реки Сухоны при впадении в нее реки Юга. Город Орлец находился в 40 верстах от Устюга на притоке Сухоны Юге. Юродивый собственно значит глупый, безумный. Так называются христианские подвижники, представлявшиеся глупыми или странными из смирения и ради вечного своего спасения. Это был устюжский наместник, князь Феодор Красный. Жители города Устюга обращались с молитвою к блаженному Иоанну во время бедствий междуцарствия и ему предписывали победу царского войска над Сапегою в 1610 году, а в 1613 году молитвами устюжских чудотворцев (Прокопия и Иоанна) не только защитили свой город от поляков, но и разбили их. В Устюге построена церковь во имя блаженного Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

На нижней стороне креста имеется следующая надпись: « мощи пророка Захарии, апостола Петра, апостола Вараввы, архидиакона Стефана, Иоанна архиепископа, Филиппа митрополита, Гурия Казанского, Варсонофия Казанского, Арсения епископа Тверского, Иоанна Милостивого, Тихона епископа Парамафунского, Антины епископа Пергамаасийского, Сергия Радонежского, Александра Свирского , Макария Калязинского, Кирилла Белозерского, Антония Римлянина, Иоанна Дамаскина , Павла Фивейского, Прокопия Устюжского, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, великомученика Пантелеймона, Иакова Перского, Евстафия Антиохийского , великомученика Меркурия. 5. Небольшой серебряный крест с круглою рукояткой, чеканный. На нижней гладкой стороне креста разная надпись следующая: «часть гроба Господня, святого Антипа передний зуб, преподобномученицы Параскевы, мощи великомученика Георгия, Мощи святого Нила Столбенского, мощи святого Андроников, иже на дивной горе». 6. Небольшой серебряный ковчег. На передней позолоченной стороне резное изображение распятия; на нижней надпись: «древо креста животворного, камень из пещеры, где Господь молился, свеча благодатным огнём загоралась, камень горы Елеонская, мощи великомученицы Прасковеи, от разных мощей одежда. 7. Икона Успения Божией Матери, высотою 6 1/2, шириной 9 вершков, в серебряной чеканной ризе, с мощами в углублении с лицевой стороны неизвестных святых. 8. Крест преподобного Дионисия архимандрита Троицкой Сергиевой Лавры, длиною 4 1/2, в перекрестье 2 1/2 вершка, деревянный, обложен по сторонам, позолоченным серебром; на лицевой стороне начертано разное изображение распятия и несколько ликов разных святых; на рукояти по серебру надпись: «в лето 6891 явилась святая Богородица Юрышу мужу благоговейному и чистому житием и боящейся Бога, в пустыни, за три поприща от тахвины, сидящую на сосновом кладе, а святителя Николу чудотворца стояща, и стоя сосновые клады, сей честный животворящий крест дому Богородицы Старицкого монастыря аз обложи серебром живо начальные Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисий, в лето 7188».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010