Время архиерейства И. характеризуется активным храмовым строительством. В 1390 г. И. освятил каменную ц. равноапостольных Константина и Елены, деревянную ц. св. Афанасия у собора Св. Софии (обетную, построенную за один день во время эпидемии чумы, после чего мор прекратился «стоянием и владычним благословением» - НПЛ. 1950. С. 384), придел Покрова Пресв. Богородицы в ц. св. Иакова на Яковлевой ул., устроенный после мироточения иконы Покрова Пресв. Богородицы. В 1394 г. сгорели владычный двор и «маковица» собора Св. Софии, починенная по распоряжению И. в следующем году. В 1408 г. по благословению И. Софийский собор был покрыт свинцом, на нем устроена новая «маковица», покрытая золотом; в 1409 г. по распоряжению архиерея построили «теремець камен, идеже воду свящають на всякыи месяць, и пекленицю (пекарню.- М. П.) камену» (Там же. С. 401). В 1394 г. И. освятил ц. вмч. Димитрия на Даньславле ул. В 1398 г. архиепископ «с попы и с клиросом Святеи Софеи» поставил и освятил ц. Воскресения Христова «на воротех», храм по повелению И. был расписан в 1400 г. 1 окт. 1399 г. архиепископ освятил каменную ц. Покрова в Зверином мон-ре, построенную новгородцами «пометом», т. е. на пожертвования (по данному случаю во владычной летописи приводится молитва Пресв. Богородице об И.- Там же. С. 394). В том же году архиерей освятил каменную ц. во имя равноапостольных Константина и Елены на Яневой ул. В 1413 г. И. в престольный праздник освятил каменную ц. в честь Собора арх. Гавриила на Хревковой ул. (поставленную на средства воевод и воинов, участвовавших в походе на швед. крепость Выборг). Большинство указанных церквей находились в Неревском конце или примыкали к нему, что заставляет предположить особую связь владыки, по крайней мере в кон. 80-х - 90-х гг. XIV в., с боярскими кланами этой части Новгорода. При И. были построены следующие каменные храмы, об освящении к-рых архиепископом в летописях не говорится: св. Симеона на Чудинцевой ул. (1392), Собора арх. Михаила (1395) и Чуда арх. Михаила в Хонех (1407) в Аркаже (Аркадиевском) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Чудинцевой ул., св. Варвары на Черницыной ул., а также св. князей Бориса и Глеба в Русе (1403), Рождества св. Иоанна Предтечи в Росткином мон-ре, св. апостолов Петра и Павла в Кожевниках и св. Никиты в Плотницком конце (1406), св. Власия на Волосовой ул. (1407), надвратная ц. во имя прп. Варлаама Хутынского в Лисицком мон-ре, св. Георгия и Благовещения в Русе (1410), свт. Николая в Порхове (1412), Зачатия св. Иоанна Предтечи на Десятине (1413), св. Евфимия в Плотницком конце (1414), а также придел 3 отроков в ц. св. Михаила на Прусской ул. (1402). За время архиерейства И. каменные церкви были сооружены и в Пскове.

http://pravenc.ru/text/469552.html

Прп. Антоний Дымский. Икона. Кон. XVII в. (МИИРК) Прп. Антоний Дымский. Икона. Кон. XVII в. (МИИРК) Согласно житию ранней редакции, А. Д. поставил 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого с верхней ц. в честь свт. Николая Чудотворца (в поздней редакции названа верхняя ц. в честь Покрова Божией Матери). «Во общее упокоение братии» А. Д. поставил др. храм (теплый с трапезной) во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. Кроме того, святой устроил еще одну малую обитель - Вырдомскую пуст. (о ней см.: Мордвинов И. П. Письмо в редакцию). По-разному редакции жития сообщают о кончине преподобного. В ранней редакции не названа дата преставления. В поздней редакции сказано, что святой преставился 24 июня 1273 г. в возрасте 67 лет. Только в этой редакции говорится об обретении мощей святого - через 97 лет после преставления, т. е. в 1370 г., и добавлено неверное уточнение - в «княжение великаго князя Иоанна Даниловича» (вероятно, день памяти 17 янв. связан с обретением мощей). Из поздней редакции узнаем также, что в 1409 г., при вел. кн. Василии I Димитриевиче , во время нашествия татар, мощи А. Д. предали земле («да не поругаеми будут от врагов»), а церковную утварь, колокола и железную шляпу преподобного опустили в Дымское оз. Во 2-й пол. XVII в. была составлена ранняя редакция жития святого. В то же время появились изображения А. Д. в рост на фоне Дымского мон-ря. В 1655 г. в мон-ре был построен Свято-Троицкий собор, в к-ром под спудом в приделе прп. Антония Дымского находились мощи святого. В 1744 г. петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей А. Д., устроил раку над мощами святого и иконостасы в Троицком храме. У раки хранилась железная шляпа А. Д. (весом более 3 кг), широкие поля к-рой были прибиты к тулье толстыми гвоздями. Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, в Дымском мон-ре совершался крестный ход на озеро. В 1800-1803 гг. строителем Дымского мон-ря был Герасим (Гайдуков), в 1806 г. переведен в тотемский Суморин мон-рь. Возможно, что Герасим с целью привлечь внимание к заброшенной Дымской обители и составил новую (позднюю) редакцию жития основателя мон-ря, к-рую дополнил чудесами за 1744, 1796, 1800 и 1802 гг. Предположение об авторстве основано на том, что поздняя редакция жития А. Д. составлена по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго новаго чудотворца» (М., 1846. Л. 38-48), т. е. она возникла под пером человека, знакомого как с тотемским Сумориным мон-рем, так и с Дымской обителью.

http://pravenc.ru/text/116056.html

В 1208-1209 гг. свт. Савва (вместе с братом Стефаном) украсил церковь в мон-ре Студеница, куда торжественно перенес из Хиландарского мон-ря на Афоне мощи своего отца прп. Симеона Немани. Церковь освящена в честь Богородицы Евергетиды, как и к-польский мон-рь, в к-ром свт. Савва не раз бывал до захвата К-поля и продолжал поддерживать с ним тесные связи после 1204 г. Художник, расписывавший ц. Богородицы, оставил в кольце под куполом греч. надпись, остальные сделаны на слав. языке. Фрески имитируют мозаичную роспись. В алтаре и подкупольном пространстве изображения выполнены на золотом фоне, расчерченном квадратиками, наподобие кубиков смальты, в зап. частях - на синем фоне, с обильным использованием золота в деталях (нимбы, звезды на фоне Распятия, украшения одежд), золотом же выполнены надписи. В алтаре - Богоматерь «Знамение», в центре Евхаристии - священнодействующий за престолом Христос, благословляющий обеими руками, ниже - композиция «Служба святых отцов» (на синем фоне). В подкупольном пространстве расположены сцены евангельского цикла, композиции «Успение» (на сев. стене), «Распятие» (на зап. стене), на пилястрах - фигуры святых; выделяются образы Богоматери Студеницкой и св. Иоанна Предтечи. Вытянутые пропорции больших по размеру фигур, тонкий рисунок округлых, отличающихся особой красотой ликов, написанных плавями, изящество движений, свободное построение композиций сближают роспись в мон-ре Студеница с тем направлением столичного искусства, к-рое представлено фресками ц. Богоматери Аракиотиссы. В 1220 г. греч. художники, работавшие по заказу свт. Саввы, расписали ц. Спасителя мон-ря Жича (основной объем фресок относится к XIV в.), от этого периода остались сцены «Распятие» и «Снятие с креста» и 2 фигуры апостолов в певницах (боковых экседрах по сторонам подкупольного пространства). Классически уравновешенные композиции, сдержанность и величие образов сближают жичские росписи с фресками мон-ря Студеница. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешево. До 1228 г.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Частицы главы И. П. хранятся в ц. св. Иоанна Предтечи в Иерусалиме, в музее Резиденции в Мюнхене (где собраны сокровища баварских королей), в афонских мон-рях Хиландар , Дохиар , Ставроникита (челюсть) и в др. В мон-ре прп. Дионисия хранится часть мозга И. П. в виде восковой массы, а также, по преданию, там до XVIII в. находилась глава И. П., подаренная мон-рю валашским господарем Нягое Басарабом в XVI в. Во время русско-тур. войны монахи везли главу в метохий мон-ря на о-ве Айос-Эфстратиос для освящения воды и встретились с турецким военным кораблем, который забрал святыню (по др. версии, глава была украдена пиратами из-за драгоценной раки); затем она была передана султану Мустафе III и хранилась в его сокровищнице до 1845 г., после чего находилась в мечети Омейядов в Дамаске ( Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие. 2006. С. 513; Σμυρνκης. 1988. Σ. 513). Согласно араб. традиции, часть главы И. П., почитающаяся ныне в мечети Омейядов, была найдена во время постройки мечети в VIII в. халифом аль-Валидом I (на ее месте до араб. завоевания была христ. базилика во имя Иоанна Предтечи). В средневековье были известны др. святыни, связанные с И. П. Волосы святого, привезенные из сир. похода имп. Иоанном I Цимисхием , были подарены, согласно Хронографии Акоба Санаинци, арм. вардапету Пандалеону ( Arutiunova- Fidanjan V. Relics in the Armenian-Byzantine Relationship: Political and Religious Aspects//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 50-52). В к-польских церквах хранились прядь волос, запечатанная в иконе И. П. во Влахернах, др. прядь волос, увенчанный крестом жезл И. П., часть одежды и обуви - в ц. Пресв. Богородицы Фаросской в Большом дворце, зуб - в ц. св. Иоанна Предтечи и др. (Книга Паломник. С. 19, 22; Описание святынь К-поля. 1996. С. 440, 449). Кровь И. П. неоднократно упоминается в разных источниках (напр., среди святынь Великой Лавры - Сказание о Св. Афонской Горе игумена рус. Пантелеимонова мон-ря Иоакима и иных святогорских старцев/Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1882. C. 9). В наст. время кровь И. П. хранится в мон-рях Ксенофонта преподобного, Эсфигмен и в Халкинской богословской школе в Стамбуле, кровь и земля с места Усекновения главы И. П.- в Иоанна Предтечи мон-ре близ Сереса.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) В 1837 г. в трапезном притворе Владимирской ц. устроен и 29 авг. освящен придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. В иконостасе Владимирской ц. находилась местночтимая икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В построенной близ св. врат каменной часовне хранился чтимый крест из сосновой колоды от деревянной часовни XIV в. 9 мая, в день памяти перенесения мощей свт. Николая, проходил крестный ход из тихвинского Большого мон-ря в Б. м. с Тихвинской иконой Божией Матери. 14 авг., в день явления Божией Матери пономарю Георгию, с вечера совершалось всенощное бдение по службе предпразднства Успения Божией Матери (со службой свт. Николаю и с чтением акафиста Успению Божией Матери), утром, после Божественной литургии, совершался молебен Божией Матери и свт. Николаю с крестным ходом вокруг мон-ря. Крестный ход совершался также 29 авг. вокруг мон-ря, в Преполовение, 1 авг. и 14 сент.- в часовню Креста Господня. В нач. XX в. в Б. м. было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, мон-рь владел 263 дес. земли, к-рая обрабатывалась самими насельниками и наемными рабочими. Ок. 1925 г. Б. м. был закрыт, в 1931 г. закрыты, в нояб. 1941 г. разрушены Никольский и Владимирский храмы вместе с др. постройками. Впосл. на территории мон-ря находился свинарник совхоза «1 Мая», к 2002 г.- транспортное предприятие.

http://pravenc.ru/text/78230.html

Обителью управляла переведенная из Бежецка рясофорная послушница Виталия, с 1876 г. мон. Виталия II (с 1892 игумения; 1907), с 1906 г. мон. Августа, 21 мая 1909 г. возведенная в сан игумении. Для вручения ей посоха Д. м. посетил еп. Саратовский сщмч. Ермоген (Долганёв) . 10 янв. 1911 г. игум. Августа и монастырский свящ. Ф. Никольский были награждены серебряными медалями. К 1891 г. в общине проживало 182 чел. После преобразования общины в мон-рь 10 дек. 1892 г. первые 14 сестер были пострижены в мантию, 23 апр. 1894 г. состоялся постриг еще 12 сестер. В 1914 г. Саратовский еп. Палладий (Добронравов) постриг 4 монахинь в схиму и 4 послушниц в мантию. К 1 янв. 1915 г. в мон-ре проживали 60 монахинь и 289 послушниц. Храмы и другие постройки Летом 1866 г. Саратовский еп. Иоанникий (Руднев) освятил место под постройку мон-ря. Одновременно на средства Покровского был построен 2-этажный кирпичный келейный корпус (длина 69,4 м). Декор фасадов сосредоточен на оконных проемах и нишах в виде сандриков и пилястр с арочными архивольтами. Осенью 1866 г. в вост. части корпуса была освящена ц. во имя св. Иоанна Предтечи (расписана саратовским худож. Г. И. Смирницким). 1-м настоятелем храма стал свящ. К. П. Орлов. В 1870 г., во время пожара, кельи и храм пострадали, в 1876 г. были восстановлены, церковь освящена Саратовским еп. Тихоном (Покровским) в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ковчег с останками прот. Иоанна Покровского в ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Дубовского мон-ря. Фотография. 2007 г. Ковчег с останками прот. Иоанна Покровского в ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Дубовского мон-ря. Фотография. 2007 г. Собор в честь Вознесения Господня был заложен 29 мая 1880 г. еп. Тихоном (Покровским), освящен 19 сент. 1891 г. Саратовским еп. Авраамием (Летницким) . В 1910 г. в соборе были освящены приделы в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Пантелеимона. 5-главый храм был выстроен в русско-визант. стиле и выделялся среди построек мон-ря не только крупным объемом, но и монументальностью архитектурно-художественной трактовки. Автор проекта - саратовский губернский архит. А. М. Салько. Собор строился на средства крестьянки Расторгуевой, купчихи Ф. И. Дивеевой и др. жителей Дубовки.

http://pravenc.ru/text/180524.html

ч. большинство обителей И. п., подверглись разорению. Погибло много монахов, к-рым не удалось бежать в пустыню (см., напр., Савваитские преподобномученики, 44); их тела долгое время лежали непогребенными. Оставшаяся братия лавры прп. Саввы 2 года жила в мон-ре аввы Афанасия и боялась возвращаться в свою обитель. Братия монастыря Хозива во главе с игум. Дорофеем жила в странноприимном доме в Иерихоне, прп. Георгий переселился в Иерусалим, но затем вернулся в лавру (Ibid. Р. 129-134; Antiochus Sabbaita. Epistola ad Eustathium//PG. 89. Col. 1424-1425; Читти. 2007. С. 254-255). После разорения постепенно началось восстановление нек-рых мон-рей, однако в условиях персид. оккупации, последовавшего за нею араб. завоевания, общего сокращения потока паломников на Св. землю и экономического упадка Палестины вернуть монашество И. п. к прежнему состоянию было невозможно. Раннеарабский период (634-1099) Инерция византийской культуры (VII-VIII вв.) Араб. завоевание Палестины в 30-х гг. VII в. не сопровождалось массовым насилием в отношении местных христиан и монахов И. п. Халифы VII-VIII вв. проводили веротерпимую политику, но отрыв Ближ. Востока от визант. мира вызвал долговременные негативные последствия. Сократились паломничество на Св. землю и материальная поддержка мон-рей, а также приток новых монахов. Мн. обители пострадали от землетрясений 659 и 749 гг. и были заброшены; число населенных монастырей резко уменьшилось. В источниках VII-XI вв. упоминаются немногим более 6 обителей (не считая пещерных келлий отшельников): лавра прп. Саввы, Иоанна Предтечи мон-рь на Иордане , мон-рь Хозива, мон-ри преподобных Евфимия Великого, Харитона Исповедника, Феодосия Великого, Герасима Иорданского. Мон-рь прп. Феодосия Великого (Киновиарха). Основан ок. 470 г., XIX в. Мон-рь прп. Феодосия Великого (Киновиарха). Основан ок. 470 г., XIX в. В то же время в VII-VIII вв. христ. общины Сирии и Палестины динамично развивались; сохранялись основные черты визант. материальной и духовной культуры.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Поликарпов Анатолий Степанович; 11.02.1948, г. Первоуральск Свердловской обл.), архим., наместник московского Данилова мон-ря . Род. в семье рабочих, С. И. и К. П. Поликарповых; крещен в февр. 1948 г. прот. Иларионом Еремеевым в Георгиевской ц. пос. Слобода Первоуральского р-на Свердловской обл. По окончании средней школы в 1966 г. работал электрослесарем на Новотрубном заводе Первоуральска. Благодаря общению с бабушкой, глубоко верующей женщиной, а также с монахинями, прошедшими через гонения и ссылки и проживавшими в Свердловской обл., принял решение служить Церкви в священном сане. В 60-х гг. нес послушание иподиакона при архиеп. Свердловском и Курганском Клименте (Перестюке) в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе. В 1969-1972 гг. учился в МДС, в 1972-1976 гг.- в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Умное делание в изъяснении преподобного Симеона Нового Богослова». В сент. 1969 г. принят в число послушников Троице-Сергиевой лавры . 18 марта 1971 г. пострижен в монашество с наречением имени А. в честь свт. Алексия , митр. Московского. 19 апр. 1970 г. архиеп. Сергием (Голубцовым) рукоположен во иеродиакона, 19 июля 1973 г. еп. Подольским Серапионом (Фаддеевым) - во иеромонаха. По окончании МДА оставался насельником ТСЛ, нес послушание помощника духовника лавры архим. Кирилла (Павлова). Среди духовных чад А. - прот. Геннадий Огрызков, свящ. Алексий Грачев, архидиак. Роман (Тамберг). К празднику Св. Пасхи 1981 г. А. был возведен в сан игумена; 10 мая 1992 г. указом Патриарха Московского Алексия II назначен наместником московского Свято-Данилова мон-ря. 24 мая 1992 г. в Успенском соборе Московского Кремля возведен в сан архимандрита. С 31 марта 1999 г. А. является членом синодальной Комиссии по канонизации святых. Талантливый наставник, умеющий оценить дарование инока и в соответствии с ним дать верное послушание, А. сумел воспитать в Свято-Даниловом мон-ре братию, окормляющую многих мирян Москвы. Обитель ведет большую просветительскую деятельность, помогает малоимущим, сиротам, заключенным. Трудами А. в мон-ре созданы архитектурный отдел, иконописные, ювелирные, переплетная мастерские, изд-во «Даниловский благовестник». А. принимает участие в проходящих на территории мон-ря офиц. приемах, встречах и науч. конференциях. За годы наместничества А. близ обители возведен памятник св. блгв. кн. Даниилу, близ мон-ря построена часовня во имя св. блгв. кн. Даниила, устроены храмы в скиту в Рязанской обл. и на монастырском подворье.

http://pravenc.ru/text/64678.html

Прп. Иаков Железноборовский. Икона. Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) († 11.04.1442, Железноборовский Иоанно-предтеченский мон-рь), прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Железноборовский, основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря. Основные сведения о святом содержатся в его житии, составленном в 1598 г. игум. Железноборовского мон-ря Иосифом. В наст. время житие известно в единственном списке (в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. 3800. Л. 50-55) и в пересказах историков и краеведов XIX - нач. XX в., в чьих работах отразилась разновидность Жития, отличающаяся от списка РНБ. Тит. 3800. В XIX - нач. XX в. была известна более подробная редакция текста, нежели та, что отразилась в сохранившемся списке; утраченная редакция Жития содержала сведения о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., об учениках И., в частности о прп. Иакове Брылеевском, и др. Согласно житию, И. происходил из рода галичских служилых людей Аносовых. После кончины родителей он поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, где принял постриг от прп. Сергия Радонежского. Прожив в мон-ре нек-рое время, И. по благословению прп. Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу р. Тёбзы (левый приток Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок Буйского р-на Костромской обл.), И. остановился для отдыха и в тонком сне увидел чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, преподобный основал на этом месте мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Согласно пересказам жития, в 1390 г. И. получил от митр. Киевского и всея Руси св. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи ( Румянцев. 1873. С. 12-15). Житие связывает с заступничеством И. чудо благополучного разрешения от бремени вел. кнг. Софии Витовтовны в 1415 г., известное по летописям (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 40-41; Т. 11. С. 225-226). Вел. кн. Василий I Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из «монастыря святого Иоанна Предтечи под бором за рекою», к которому имел большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10 марта 1415 г. в великокняжеской семье родился сын - буд. вел. кн. Московский Василий II Васильевич . Железноборовский монастырь пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 123-124).

http://pravenc.ru/text/200169.html

В Новое время мн. изображения Е. создавались в Н. Новгороде. Так, в 1861 г. для иконостаса Крестовоздвиженской ц. (ранее часовни) при нижегородском Печерском мон-ре были исполнены изображения Е., свт. Дионисия и прп. Макария ( Тихон (Затёкин), игум. Крестовоздвиженская часовня-крест Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря//Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. М., 2005. Вып. 2. С. 251). В 1869 г. для кафедрального Преображенского собора была написана икона чтимых в городе святых, на к-рой вместе с его основателем блгв. кн. Георгием Владимирским представлены прп. Сергий Радонежский (примиритель нижегородских и московских князей), свт. Дионисий Суздальский, прп. Макарий Унженский и Е. ( Добровольский М. В., прот. Путев. по святыням и церк. достопримечательностям г. Н. Новгорода. Н. Новг., 1912. С. 26). Вместе с прп. Макарием и свт. Дионисием (в монашеских одеждах) Е. представлен в стенописи кон. XIX в. (поновлялась в XX в.) Печерской Преображенской ц. Образцами местной иконописи являются икона Е. вместе с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими 2-й трети XIX в. (Музей Нижегородской епархии в Печерском монастыре Н. Новгорода); ростовая икона Е. и прп. Макария Унженского 2-й пол. XIX в. из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с. Ветошкина Нижегородской обл. (в руках Е. свиток с текстом: «Господи, да будет на месте сем благословение Твое»). В 1823 г. была создана новая рака для мощей преподобного с изображением фигуры Е. на крышке и образами Е. и прп. Сергия Радонежского в молении Св. Троице на одной из стенок ( Косаткин. Мон-ри. 1906. С. 39); в композиции XIX в. на паперти собора Спасо-Евфимиева мон-ря святой написан вместе с Московскими святителями Петром и Филиппом. Единоличный поясной образ кон. XIX в. с частицей мощей находится в суздальском Покровском мон-ре. Существуют иконы и литографии с изображением Е. на фоне мон-ря, в схиме, с развернутым свитком (текст: «Не скорбите убо братия...»), напр. эстамп 1870 г. из мастерской ТСЛ (ГИМ, помещен в кн.: Сахаров Л. И. Ист. описание суздальского первокл. Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1870), хромолитографии нач. XX в. (частное собрание). На иконе посл. трети XIX в. из частного собрания, написанной во владимирских иконописных центрах (Мстёра?), Е. показан возле обители, со свитком в руке (надпись: «Благодарю Тя, Господи Боже мои, милостив еси...»), в молитве Иисусу Христу в облачном сегменте, на полях избранные святые. На эмалевом образке кон. XIX в. (ГВСМЗ) вид обители показан сверху, руки преподобного сомкнуты на груди. Одна из хромолитографий нач. XX в. представляет Е. в схимническом куколе, с седой раздвоенной бородой, с крестом и Евангелием в руках (ц. Смоленской иконы Божией Матери в Суздале). Сохранились серебряные медальоны с образом Е. на лицевой стороне и молитвой святому на обороте 2-й пол. XIX - нач. XX в. (частное собрание).

http://pravenc.ru/text/187661.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010