Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ АФОНСКИЙ (Алексей; 1775, г. Балахна Нижегородской губ.- 24.03.1846, Афон), иеросхим., старец. Жизнеописание А. записано со слов его духовного сына игум. Парфения († 1868). А. А. род. в семье мещан. Отроком полюбил духовное чтение. В 1794 г. отправился странствовать по мон-рям, поступил в Пешношский мон-рь Московской губ., где 3 года проходил послушнический искус. Затем посетил святыни Киева и познакомился со своим буд. сподвижником Никитой. Алексей и Никита обошли молдав. мон-ри и поселились в Балашевском скиту близ г. Ботошани под рук. опытного старца-духовника, к-рый постриг их в монашество с именами Авель и Никандр. Вскоре мон. Авель по настоянию старца был рукоположен во иеромонаха и назначен духовником братии. Через 18 лет после кончины старца сподвижники по откровению свыше решили переселиться на Афон, несмотря на то что в это время афонские мон-ри подвергались разорению в ходе греч. освободительного восстания против тур. владычества (1820-1829). После мн. тягот сподвижники прибыли в скит св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря. Иером. Авель был пострижен схим. Арсением († 1839) в схиму с именем Арсений и постриг в схиму мон. Никандра с именем Николай. Схимники возделывали огород и вырезали ложки. Иеросхим. Арсений Афонский Иеросхим. Арсений Афонский После заключения мира между греками и турками монашеская жизнь на Афоне оживилась, в скит стала стекаться братия, и А. А., стремившийся к уединению и безмолвию, вместе со схим. Николаем переселился в разоренную келью свт. Иоанна Златоуста. Подвижники построили 2 кельи, освятили церковь и начали жить по пустынному уставу. В 1834 г. вместе с иером. Аникитой (Ширинским-Шихматовым) они совершили паломничество в Иерусалим. В 1838 г. А. А. был игуменом скита во имя прор. Илии. В 1839 г. по благословению старца его духовные чада игум. Павел и иеросхим. Иероним (Соломенцов) восстановили рус. монашество в Пантелеимоновом мон-ре, в 1841 г. иеросхимонахи Виссарион и Варсонофий основали Андрея ап. скит . 6 февр. 1841 г. скончался схим. Николай, через год А. А., принявший учеников, переселился в скит Лак во имя вмч. Димитрия, а еще через 3 года - в уединенную келью Св. Троицы близ мон-ря Ставроникита, где и прожил до кончины.

http://pravenc.ru/text/76278.html

Схиигум. Иоанн (Алексеев). Фотография. 30-е гг. XX в. Схиигумен Харитон (Дунаев), настоятель монастыря с 1933 по 1947 г., род. в Костромской губ. в 1873 г. в крестьянской семье, крещен с именем Хрисанф. Поступил в Валаамский мон-рь в 1894 г., принял постриг в 1905 г., рукоположен во диакона в 1908 г. и год спустя назначен казначеем обители. В 1910 г. рукоположен во иерея, в 1917 г. зачислен в состав старшей братии мон-ря. С 1920 г. благочинный Коневского мон-ря. В 1925 г. назначен и в 1927 г. избран братией наместником монастыря, в 1932 г. назначен благочинным мон-рей Финляндии. В том же году подал прошение и был освобожден от должностей наместника и благочинного, поселился в Иоанно-Предтеченском скиту и сосредоточился на молитвенном делании и изучении писаний св. отцов и учителей Церкви. Позже составил антологию «Умное делание. О молитве Иисусовой», которую совместно с прот. Сергием Четвериковым издал в мон-ре на рус. языке в 1936 г. (впосл. переведена и издана на финском и английском языках). 20 сент. 1938 г. получил 6-месячное освобождение от должности настоятеля. В 1943 г. вышел его труд «Аскетизм и монашество». В 1933 г. братия избрала его настоятелем Н. м., был утвержден архиеп. Карельским и всей Финляндии Германом, к-рый возвел его в сан игумена. В кон. 1946 г. здоровье игум. Харитона начало слабеть; 25 сент. 1947 г. его постригли в великую схиму. Преставился 27 окт. 1947 г. Награжден набедренником (1912), золотым наперсным крестом (1917), палицей (1932), наградой ФПЦ - командорским крестом ордена Св. Агнца 2-й степени (1937). Иеросхимонах Ефрем (Хробостов, в миру Григорий Иванович), ближайший сподвижник игум. Харитона, имел крестьянское происхождение и род. в 1871 г. на окраине С.-Петербурга в семье работника Придворной конюшенной конторы Мин-ва имп. двора. В 12-летнем возрасте принят в Валаамский мон-рь, нес послушания в слесарной и резной мастерских и в б-ке. В 1891 г. посвящен в стихарь и назначен псаломщиком в Абиссинскую духовную миссию. В 1894 г. зачислен послушником в Валаамский мон-рь. Принял постриг в 1895 г. с именем Георгий, в 1897 г. рукоположен во диакона, в 1899 г.- во иерея. Три года прожил на строящемся Московском подворье Валаамского мон-ря. Исполнял обязанности священника в Салминском и Шустаймском приходах Великого княжества Финляндского. В 1907-1911, 1912-1914 гг. настоятель Никольского храма Имп. Православного Палестинского об-ва в С.-Петербурге. С этого времени начал совершать литургию каждый день и сохранил этот порядок до своей смерти. Духовник мн. августейших особ, его чада финансировали строительство Смоленского скита Валаамского мон-ря, где иером. Георгий служил после возвращения из С.-Петербурга. Во время первой мировой войны находился в ставке вел. кн. Николая Николаевича. Пострижен в великую схиму в 1919 г. с именем Ефрем и жил в Смоленском скиту (был единственным насельником). Назначен в 1925 г., избран в 1927 г. духовником братии, оставался им до кончины 26 марта 1947 г.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Арабоязычная христ. культура Палестины в X-XI вв. переживала некоторый упадок. Центры арабо-христ. лит. творчества сместились в визант. Антиохию и отчасти в мусульм. столицы, прежде всего в Каир. Среди немногих араб. писателей ИПЦ этого времени были еп. Сулейман аль-Газзи, поэт и богослов (ок. 2-й пол. XI в.); переводчик, богослов и полемист Антоний, монах лавры св. Саввы, а впосл. игумен мон-ря прп. Симеона Дивногорца близ Антиохии в Сирии (кон. X в.); автор гомилий мон. Михаил из мон-ря св. Харитона (датировка проблематична, между кон. IX и XI в.) ( Nasrallah. Histoire. T. 3/1. P. 273-289, 332-333; Vol. 3/2. P. 118-130). Ограниченность источников не позволяет должным образом реконструировать историю ИПЦ IX-XI вв. Тем не менее, сопоставляя данные авторов IX в. (Епифания, Бернарда и др.) и наблюдения паломников нач. XII в. (Зевульфа, игум. Даниила), можно сделать вывод о явной тенденции к упадку палестинского христианства. Многие из церквей, существовавших в IX в. (ц. св. Стефана на горе Сион, Вознесения на Елеонской горе, церкви мон-ря Пастырей под Вифлеемом, св. Петра на сев. берегу Тивериадского оз. и др.), к XII в. были разрушены или покинуты. В запустении пребывали Вифлеем, Назарет и Кана Галилейская, хотя стоявшие там мон-ри еще действовали. Не исключено, впрочем, что большая часть этих разрушений приходится на кон. XI в. и связана с походами сельджуков или крестоносцев. Однако лишь в редких случаях можно установить точное время разрушения того или иного храма или мон-ря. Так, в гонение аль-Хакима 1009 г. были разорены среди проч. ц. вмч. Георгия в Лидде (впосл. восстановлена и вновь разрушена в 1099) и лавра св. Евфимия. Историю палестинского монашества IX-XI вв. Ж. Насралла назвал «великой лакуной» ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3/1. P. 69). Последние подробные сведения о мон-рях содержит лат. источник 808 г., из к-рого известно, что в лавре св. Саввы подвизались 150 иноков, в мон-ре Иоанна Предтечи - 35, св. Харитона - 30 и св. Феодосия - 70 насельников; точность этих цифр сомнительна ( Jotischky. 2001. P. 86). После разорения мон-рей пустыни в 809 г. информация о них сводится исключительно к колофонам рукописей. Лит. творчество и церковно-общественная жизнь продолжались гл. обр. в лаврах св. Саввы и св. Харитона. Др. обители (Иоанна Крестителя, св. Евфимия, св. Герасима) упоминаются в источниках крайне редко.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Уникальное известие содержится в Новгородской Большаковской летописи XVI в.: под 1347 г. летописец сообщает: «Постави владыка Моисеи церковь за Волховцом» ( Конявская. 2005. С. 356). Какой храм имели при этом в виду, был ли он каменным или деревянным, сказать сложно (можно осторожно предположить, что указывается на строительство деревянной ц. Успения на Волотовом поле). Свт. Моисей, архиеп. Новгородский, повелел поставить ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 486 об.) Свт. Моисей, архиеп. Новгородский, повелел поставить ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 486 об.) В годы 2-го периода управления М. епархией (1352-1359) новгородцы возвели по крайней мере 10 каменных церквей, при этом часто заказчиком храмов являлся сам владыка. Сразу после смерти свт. Василия в 1352 г. М. построил храм Успения на Волотовом поле. В 1354/55 г. была основана каменная ц. в честь иконы «Знамение» Пресв. Богородицы на Ильине ул.- храм-реликварий иконы «Богоматерь «Знамение»». Заказчик в летописи не указан, но вероятно, что строительство столь важного для Новгорода храма осуществлялось по заказу и при непосредственном участии владыки (однако сообщение Новгородской III летописи XVII в. о том, что храм был поставлен повелением М. (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 228), скорее всего не основано на сведениях источников XIV в.). В том же году возвели и ц. св. Димитрия на Лубянице, вероятно по заказу уличан, жителей Лубяницы (не сохр.). В 1355 г. М. построил ц. во имя арх. Михаила в Сковородском мон-ре. В 1356 г. уличане-«лубяницы» заложили еще один храм - во имя мч. Георгия Победоносца на Торгу на месте деревянной церкви. В том же году восстанавливали храм во имя Сорока мучеников на Щирковой ул. (разрушившийся в 1354), а также возвели 3 деревянные церкви (Никольские на Яковлеве ул. и на Лятке, а также св. Саввы на Козьмодемьянской ул.). Заказчик строительства этих храмов в источниках не указан. В 1357 г. в летописи опять упоминаются каменные храмы, построенные М.,- ц. Св. Духа в Духовом мон-ре и ц. Успения Богородицы в Радоковицах. В 1358 г. новгородцы Андреян Захарьин и Данило Кузьмин поставили деревянную ц. во имя Двенадцати апостолов, а в 1359 г. основали сразу 2 каменных храма: владыка М.- ц. св. Прокопия на княжеском дворе, а Лазута - ц. св. Иоанна Предтечи у Немецкого двора.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

В б-ке мон-ря хранится коллекция рукописей (ок. 290 кодексов), в т. ч. книги, написанные по заказу членов имп. династии Палеологов (напр., Евангелие кон. XIII - нач. XIV в. (N 298), заказчиком к-рого предание ошибочно считает имп. Константина VII Багрянородного). В кон. XVI - нач. XVII в. в книгописной мастерской мон-ря работали каллиграфы киприот Лука, еп. Бузэуский (митр. Унгро-Влахийский в 1602-1629), Матфей Миреон из Эпира († 1624), монахи Арсений и Иоанникий; в золотошвейной мастерской работал мон. Арсений Вышивальщик (1583-1620). В мон-ре хранятся многочисленные реликвии: иконы, церковные облачения и утварь, плащаницы. Особый интерес представляет икона Богоматери с Младенцем, написанная в 1668 г. критским живописцем Эммануилом Тзанесом . Прп. Сисой, оплакивающий останки Александра Македонского. Роспись собора во имя Всех святых мон-ря Варлаама. XVI в. Прп. Сисой, оплакивающий останки Александра Македонского. Роспись собора во имя Всех святых мон-ря Варлаама. XVI в. На северо-западной оконечности скалы, на месте древней церкви, основанной Варлаамом и перестроенной братьями Апсарадами, находятся небольшой храм Трех святителей, сооруженный в 1627 г. и расписанный в 1637 г. Иоанном, иереем из Каламбаки, башня, часовня во имя св. Бессребреников, трапезная (превращенная в наст. время в ризницу и музей), кухня с традиц. очагом, больница, корпуса келий, гостиница. До 1922 г., когда были прорублены ступени в скале, в мон-рь можно было подняться только по системе веревочных лестниц. Во время второй мировой войны мон-рь был разграблен, вновь открыт в 1961 г. Монахи занимаются просветительной и благотворительной деятельностью. Святыни: честные главы ктиторов Феофана, Нектария и нмч. Николая из Мецовона, частицы мощей Иоанна Предтечи, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона, вмч. Прокопия, нмч. Иоанна из Янины, вмц. Анастасии Узорешительницы, мучеников Сергия и Вакха, вмц. Параскевы, мч. Нестора, сщмч. Харалампия, вмч. Меркурия, мч. Трифона, вмц. Варвары и др. В 1591 г. в Москву архим. Дамаскином из В. м. были привезены в дар царю Феодору Иоанновичу мощи ап. Фомы (Посольская книга по связям России с Грецией (православными иерархами и монастырями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 73).

http://pravenc.ru/text/154227.html

Подпружные арки почти не выявлены, т. к. они выложены на одном уровне с коробовыми сводами рукавов креста, оканчивающимися лотками со стороны закомар. Угловые компартименты перекрыты сомкнутыми сводами, боковые барабаны глухие. Как и сооруженные при митр. Корнилии соборы Вяжищского Никольского мон-ря (1681-1685) и Знаменский в Новгороде (1682-1688), а также собор Рождества св. Иоанна Предтечи староладожского Иоанновского мон-ря (1695), собор З. м. отличается большими размерами, сложной композицией и своеобразным декором. Возможно, что в этих мон-рях работала одна и та же артель, хотя Троицкий собор (как и Иоанно-Предтеченский) более архаичен, стены толще (в подклете - 2,5 м), и нек-рыми чертами он напоминает новгородские храмы XVI в. Восьмигранные столбы являются «новгородской версией круглых столбов с постаментами, распространенных в зодчестве Московской Руси в храмах, ориентирующихся на интерьер Успенского собора Московского Кремля» ( Седов. 2006. С. 82-83). По мнению исследователя, тип и конструкции 3 соборов митр. Корнилия связаны с архитектурой Ростовской епархии эпохи митр. Ионы (1652-1690), представленной такими памятниками, как собор Воскресенского мон-ря в Угличе (1674-1677), Никольский собор Улейминского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря (1677), надвратная ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском мон-ре (ок. 1680), верхние части Покровского собора Паисиева угличского мон-ря (не сохр.) и собор Спасского на Песках мон-ря в Ростове (80-е гг. XVII в.). Их роднит пятиглавие с центральным световым барабаном и глухими барабанами на сомкнутых сводах в углах, а также невыявленные, слитые со сводами подпружные арки. Принципиально близки к декору ростовских памятников приплюснутые закомары, аркатуры барабанов и наличники окон 3 новгородских соборов. Приведенные аналогии позволяют Вл. В. Седову с большой долей вероятности предполагать сильнейшее влияние зодчества Ростова и разработанного им типа соборного храма на новгородскую архитектуру эпохи митр. Корнилия (Там же. С. 83). «Таким образом, в Троицком соборе Зеленецкого монастыря сочетаются архитектурно-строительный опыт, накопленный в новгородском зодчестве XIV-XVI столетий и в среднерусской архитектуре XVII в.» ( Кондратьева. Архитектурный ансамбль. 1971. С. 12). Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/199709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРХАРД [Геллерт; лат. Gerhardus; итал. Gerardo; венг. Gellért] (23.04.980, Венеция - 24.09.1046, Буда), св. (пам. зап. 24 сент.), еп. Чанадский, первый мученик в Венгрии. Род. в семье венецианских патрициев, при рождении получил имя Джорджо (Георгий). Его отец Джерардо (Герхард) Сагредо был купцом. В 5 лет мальчик тяжело заболел, родители отдали его в бенедиктинский мон-рь св. Георгия Победоносца, дав клятву, что в случае выздоровления он примет постриг и станет членом ордена. После выздоровления Джорджо остался в монастырской школе и в раннем возрасте привлек внимание преподавателей успехами в учебе. В 995 г. отец Джорджо, совершая паломничество в Св. землю, скончался. В память об отце сын сменил имя на Герхард. После смерти аббата мон-ря св. Георгия Г. по настоянию монахов занял его место (ок. 1012). Через 3 года он отказался от этого поста, желая, как и отец, посетить Св. землю. По пути в Иерусалим в Далмации в мон-ре св. Андрея в Заре (совр. Задар, Хорватия) Г. встретился с венг. мон. Разином, аббатом мон-ря в Паннонхальме, к-рый возвращался в Венгрию из Рима и уговорил Г. идти вместе с ним. 3 мая 1015 (1020?) г. они прибыли в венг. г. Печ, откуда в сопровождении аббата Астрика Г. отправился в венг. столицу - Секешфехервар. На праздничном богослужении по случаю дня Успения Пресв. Богородицы Г. произнес в храме проповедь, к-рая понравилась кор. Стефану I (Иштвану). Через нек-рое время Стефан I назначил Г. учителем и воспитателем своего сына, герц. Эмериха (Имре). По-прежнему стремясь к уединению, в 1023 г. Г. поселился в скиту в Баконьбеле, в горах Баконь. В 1-й пол. XI в. Венгрия находилась в процессе становления территориального единства. Кор. Стефан I подчинил своей власти земли в Карпатско-Дунайском регионе, способствовал распространению христианства в Венгрии, при нем христ. вера стала официальной. Однако правители нек-рых земель (напр., Коппань) все еще оставались язычниками. В то же время в вост. районы страны (Трансильвания) проникало и распространялось христианство из Византии. Победой кор. Стефана I над Айтонем (ок. 1008 или 1028), правителем земель к югу от долины Мароша до Дуная и союзником визант. императора, было устранено последнее препятствие распространению новой церковной организации, связанной с Римом, на всю страну венгров, тем самым было приостановлено влияние визант. духовенства. На эти земли с целью создания нового еп-ства и обустройства церковной жизни был отправлен Г. с помощниками. После освящения храма в г. Оросламоше (совр. Банатско-Аранджелово, Сербия) Г. поселился в мон-ре св. Иоанна Предтечи. Через нек-рое время переехал в г. Марошвар, впосл. названный Чанад (совр. Ченад, Румыния), основал там мон-рь вмч. Георгия и получил от короля титул епископа. До смерти короля Г. оставался его советником и ближайшим соратником.

http://pravenc.ru/text/164891.html

м. и обителью Эсфигмен (Ibid. P. 50-51. N 17). В 1597 г. патриарх Феофан I Карикис издал грамоту, в к-рой подтвердил дар, сделанный мон-рю Фомой Критопулосом (Ibid. P. 53. N 19). В 1598 г. св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский и местоблюститель К-польского Патриаршего престола, подтвердил передачу Фомой и его братом Георгием земельного владения в Адрианополе (Ibid. P. 54. N 20), а через 4 года патриарх К-польский Неофит II подтвердил др. дар братьев Критопулосов в пользу П. м.- ц. Иоанна Предтечи в Адрианополе (Ibid. P. 54-55. N 21). В XVI в. активными покровителями П. м. стали господари Валахии и Молдавии. Первые сведения о контактах П. м. с Валахией относятся ко времени правления господаря Нягое Басараба (1512-1521) и содержатся в румын. Житии св. Нифона, в котором упоминается, что Нягое делал богатые вклады в монастыри Афона, в т. ч. построил водопровод для П. м. ( Nasturel. 1986. P. 163). В 1517 г. игумен П. м. совершил поездку в Валахию, где участвовал в освящении мон-ря в Арджеше, построенного Нягое. Внешняя стена П. м. была полностью перестроена в эти годы валашскими воеводами, к-рые известны по надписи: «Великий логофет Барбулос и Гавриил из Валахии, благочестивые и досточтимые мужи». Большие средства на реконструкцию мон-ря выделили молдавский господарь Петр IV Рареш (1527-1538, 1541-1546) и его супруга, Елена (дочь серб. деспота Иоанна Бранковича) (см. ст. Бранковичи ). Сохранившаяся греч. надпись в мон-ре, датированная 1536-1537 гг. упоминает в качестве донатора Гавриила Тотрушану, великого логофета Молдовлахии. На его средства были построены монастырские кельи, колоннада перед кафоликоном, а также водоразборный фонтан. В 1845-1846 гг. архим. Порфирий Успенский прочел в П. м. слав. надпись в честь некоего Стана, «великого логофета Венгровлахии», к-рый назван «основателем мон-ря» (Описание мон-рей Афонских в 1845-46 гг.//ЖМНП. 1848. Т. 58. Отд. 2. С. 60). О существовании такого лица по др. источникам сведений нет, а сама надпись была вскоре утрачена во время очередных ремонтных работ в мон-ре, поэтому ее удовлетворительная интерпретация невозможна. Однако дальнейшими исследованиями установлено, что указанный ктитор скорее всего принадлежал к знатной валашской фамилии Крайовеску, представители к-рой в то время выделили средства на строительство ксенодохия рядом с П. м., а также на обновление фресковой росписи кафоликона в 1536 г. Впрочем, исследователь Нэстурел предполагает, что имя и обстоятельства, указанные в надписях о Тотрушану и Стане, а также ошибки в прочтении 2-й надписи дают возможность предположить, что в этих надписях речь идет об одном и том же человеке ( N sturel. 1986. P. 168). Члены семьи Крайовеску в это время поддерживали афонские Павла святого монастырь и Ксенофонта преподобного монастырь .

http://pravenc.ru/text/2578890.html

2 храма, построенные в 1531-1534 гг. в Кирилловом Белозерском мон-ре,- в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом прп. Кирилла Белозерского и в честь Собора арх. Гавриила с приделом св. равноапостольных Константина и Елены - кубические 4-столпные, первоначально увенчанные 2 главами (в центре и малой над приделом), с делением фасадов карнизами на 2 яруса и лопатками на 3 прясла, со сходными деталями декора (перспективные порталы, аркатурные пояса барабанов глав, балясины, нишки и проч.) (реконструкция Подъяпольского). Церковь во имя св. Иоанна Предтечи имела завершение в виде пирамиды кокошников, почти идентичное венчающей части Рождественского собора Ферапонтова мон-ря. Верхний ярус ц. в честь Собора арх. Гавриила первоначально не был перекрыт кровлей и имел по 3 арки на каждом фасаде, в к-рых висели колокола. Фасады завершали 2 ряда кокошников; в середине яруса возвышался массивный цилиндрический барабан с главой, над юго-вост. углом - главка над приделом св. равноапостольных Константина и Елены. Ярус звона в XVII в. был перестроен, проемы заложены и превращены в окна; в кон. XVIII - нач. XIX в. храм получил новое завершение. По мнению Подъяпольского, артель мастеров под рук. Г. Б. возводила в 1530-1534 гг. ц. в честь Благовещения с трапезной палатой в Ферапонтовом мон-ре. Церковь представляет собой кубическую 1-главую 3-ярусную постройку с подклетом в нижнем ярусе, с бесстолпным с сомкнутым сводом храмом - во 2-м, с колокольней - в 3-м, ближайшим аналогом к-рой является верхний ярус храма в честь Собора арх. Гавриила в Кирилловом Белозерском мон-ре. Почти тождественны и др. архитектурные формы этих построек: членение фасадов на прясла и завершение в виде рядов килевидных кокошников (в ц. Благовещения средний ряд не сохр.). Отсутствие алтарных выступов сближает храм с трапезной церковью Спасо-Прилуцкого мон-ря. С зап. стороны к церкви примыкает трапезная, вытянутая по оси «север-юг»; собственно трапезная палата - квадратная в плане, со столбом в центре. Первоначально с юж. стороны трапезной располагалась 2-ярусная паперть с открытой арочной галереей 2-го яруса (перестроена). Фасады здания оформлены простыми лопатками, окна имеют стрельчатые обрамления.

http://pravenc.ru/text/166820.html

Лавра прп. Саввы Освященного. Основана ок. 480 г. Лавра прп. Саввы Освященного. Основана ок. 480 г. Рус. паломник 1560 г. Василий Позняков сообщает также о возрождении мон-ря св. Иоанна Предтечи у Иордана. Однако возвращение туда монахов, видимо, было кратковременным. Посольство Трифона Коробейникова , раздававшее в 1593 г. рус. милостыню палестинским обителям и оставившее подробный их перечень, не упоминало об этом мон-ре. Лавра прп. Саввы столкнулась с серьезными трудностями ввиду уменьшения поддержки с Балкан и растущего давления бедуинов, требовавших от монахов выплаты дани. С 50-х гг. XVI в. монахи лавры пытались найти себе нового покровителя в лице России. В Москву неоднократно приезжали посольства савваитов; государи жаловали мон-рю щедрую милостыню. Социально-экономический кризис Османского гос-ва кон. XVI в., временное прекращение паломничества и усиление бедуинского натиска привели к упадку общины савваитов. Из-за Смуты в России в нач. XVII в. прекратилась рус. милостыня мон-рю. Оставив в лавре неск. старцев, основная часть монахов была вынуждена переселиться в мон-рь арх. Михаила. Хотя монахи вернулись в лавру и ок. 1612 г. даже возвели там новую башню, строительство окончательно подорвало финансы мон-ря. Возведение башни нек-рые авторы расценивали как отражение конфликта в среде савваитов между сербами и греками и попытку сербов получить часть мон-ря. Вскоре после 1636 г. сербы оставили свои палестинские обители. Иерусалимский патриарх Феофан погасил серб. долги и вернул оба мон-ря под прямой контроль ИПЦ. В сер. XVII в., при патриархе Паисии, 10-15 монахов возвратились в лавру прп. Саввы. Возможно, в 60-х или 70-х гг. XVII в. лавра снова была оставлена, но в 1688 г. и в нач. XVIII в. патриарх Досифей II в неск. этапов восстановил ее. Мон-рь стал пристанищем престарелых монахов и местом ссылки провинившихся. Паломники нач. XVIII в. писали о 5-15 насельниках монастыря, авторы 2-й пол. XVIII в.- о 20-30 чел. Все припасы в монастырь доставлялись из Иерусалима, монахи жили фактически на осадном положении в окружении бедуинов. После начала Греческого восстания 1821 г. Святогробское братство, разоренное османскими поборами, было не в состоянии откупаться от бедуинов, из-за конфликтов лавры с окрестными племенами еще в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. иноки неоднократно собирались уйти в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010