Спаситель, с предстоящими ап. Петром, вмц. Ириной, кн. Ярополком и кнг. Ириной. Миниатюра из Кодекса Гертруды. 1078–1086 гг. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVI. Fol. 10v) Святые Николай Чудотворец, Савва Освященный, Варвара и Ирина. Икона. XII в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае) Святые Николай Чудотворец, Савва Освященный, Варвара и Ирина. Икона. XII в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае) Интерес к изображению И. значительно возрос в кон. XVI в., в правление царя Феодора Иоанновича, супругой к-рого была Ирина Феодоровна Годунова. Сведения о дате рождения царицы не сохранились, но можно утверждать, что ее небесной покровительницей была И. Эту мысль подтверждает храмовое строительство. Так, в боровском Пафнутиевом мон-ре в Рождественском соборе было освящено 2 придела в честь св. покровителей царственной четы св. Феодора Стратилата и И. Над сев. порталом собора, рядом с Ирининским приделом, сохранились фрагменты фрески с их изображением. В 1600 г. в Ипатиевском костромском мон-ре был освящен надвратный 2-шатровый храм во имя вмч. Феодора Стратилата и вмц. Ирины (в кон. XVII в. переосвящен во имя св. Иоанна Предтечи и апостолов Петра и Павла). В Кирилловом Белозерском мон-ре в ц. Преображения царь Феодор устроил придел во имя вмц. Ирины, в к-рый царица вложила икону и пелену с образом ее святой. Икона 1595 г. из Ирининского придела Кириллова Белозерского мон-ря принадлежит к числу редких в древнерус. иконописи единоличных изображений И. Она представлена в зеленом платье с оплечьем и в охристом мафории, завязанном на груди, на плечах лежат выбившиеся из-под плата пряди волос; в поднятой правой руке И. держит крест, в левой - свиток с текстом Символа веры; ангелы надевают ей на главу венец, к-рый воспринимается как мученический, а не как знак знатного происхождения; надпись: «Святая мученица Христова Ирина» (Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. 2005. С. 198-199. Кат. 58). Для этой иконы в мастерской царицы Ирины была шита пелена (ГРМ) с такой же иконографией (Русские мон-ри. 1997. С. 46), а также выполнено еще неск. шитых образов И.

http://pravenc.ru/text/673929.html

именования: мон-рь Агрос, прп. Феофана, а также мон-рь Исаака, названный так по мирскому имени преподобного), и начал строительство храма. В период настоятельства Феофана в мон-ре существовал скрипторий. В 815 г. он, как соратник прп. Феодора Студита, стал одним из лидеров сопротивления иконоборческой политике императора, за что был арестован и сослан на о-в Самофракия, где умер в 817 г. В 821 г. мощи прп. Феофана были перенесены в ц. св. Прокопия в Иерии (ныне Фенербахче в черте Стамбула), в 12 милях от Мегас-Агроса, а на следующий год - в саму обитель. В нач. Х в. магистр Лев Катакила принял в мон-ре постриг с именем Игнатий. В переписке с ним находился Николай I Мистик , патриарх К-польский (901-907, 912-925); тема переписки - конфликт с экзархом одной из соседних обителей. В XI в. попавший в опалу магистр Никита вступил в Мегас-Агрос и построил здесь храм. В XIII в. сюда вступил Михаил Оловол. Между 1272 и 1283 гг. в соответствии с имп. хрисовулом мон-рь перешел во владение патриарха Александрийского Афанасия III (II) , находившегося в изгнании из-за политики мамлюков, правивших в Египте. Обитель принадлежала ему до 1304/05 г. В б-ке мон-ря было не менее 35 рукописей, из к-рых сохранились две: Праксапостол и агиографическо-гомилетический сборник (Paris. gr. 216 и 1538; обе Х в.). От мон-ря Мегас-Агрос сохранились подпорные стены, ворота (превращены в жилой дом) и нижние части храма, тип к-рого - сложный вписанный крест с нартексом ( Mango, Š ev enko. 1973. P. 259-267). Полукруглые ниши во внешних стенах пастофориев храма указывают на его связь с группой аналогичных храмов на сев.-вост. берегу Мраморного м. (близ Бостанджыка, Якаджыка, в Наалы-Чифтлике и на Йиланджа-Байыре) и на вероятную датировку XII в. II. Пелекитский мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Находился к востоку от Полихния, за устьем р. Риндак. Основан не позднее 1-й пол. VIII в. Ок. 763 г. в связи со св. Стефаном Новым упоминается прп. Феостирикт, священник и игумен этой обители, пострадавший за почитание икон от стратига фемы Фракисий Лаханодраконта, к-рый сжег мон-рь, а 38 монахов предал мучениям близ Эфеса.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Серьезные изменения в жизни епархии произошли в царствование Петра I . В 1697 г. царь запросил сведения о том, сколько архиерейский дом и мон-ри имеют угодий, сколько в них людей и какие тратятся суммы на их содержание. В том же году по указу царя астраханский воевода И. А. Мусин-Пушкин изъял из архиерейской казны 10 тыс. р., взамен архиерейский дом стал получать на содержание по 1996 р. 16 алт. и 4 деньги в год. С 16 астраханских городских церквей впервые была собрана церковная дань, всего же по епархии данью было обложено 25 церквей. Начиная с 1697 г. Астраханским митрополитам было вменено в обязанность отсылать в Москву годовые приходные и расходные книги, с полученных духовенством доходов от продажи рыбы было велено брать пошлины. В 1700 г. астраханский Троицкий мон-рь, долгие годы обеспечивавший своей хозяйственной деятельностью содержание епархии, был передан в ведение подмосковного Троице-Сергиева мон-ря, к к-рому отошли все строения, угодья, учуги, рыбные ловли и соляные промыслы, ранее принадлежавшие астраханской обители. В 1705 г. правительство сократило выплаты содержания астраханским монахам и архиерейским приказным людям. В том же году в Астрахани вспыхнул бунт, инициатором к-рого стал архимандрит Вознесенского мон-ря Рувим. Причиной бунта помимо ухудшения экономического положения населения явилась борьба правительства со старообрядчеством , широко распространенным в крае. В 1707-1708 гг. Поволжье было вовлечено в восстание под предводительством К. Булавина. Несмотря на социальную напряженность на Н. Волге, правительство Петра продолжало сокращать расходы на содержание духовенства Астраханской епархии. Спустя 2 года после смерти митр. Сампсона († 1714) в Астрахань был назначен уже не митрополит, но епископ - Иоаким. В 1721 г. был упразднен астраханский Сретенский мон-рь, в 1723 г.- астраханский во имя Иоанна Предтечи мон-рь (восстановлен в 1727), ранее был закрыт Вознесенский мон-рь, загородные Воскресенский и Покровский мон-ри были приписаны к архиерейскому дому, из доходов к-рого должны были получать содержание. В царицынском Троицком мон-ре в 1720 г. жили архимандрит и 3 монаха, в июле 1722 г. царицынский архимандрит был переведен в Астрахань и мон-рь остался без настоятеля. Упадок церковной жизни наблюдался и в др. городах епархии.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Баркулабовская, Барколабовская] (празд. 11 июля), чудотворный образ, получивший название по своему местонахождению в Борколабовском в честь Вознесения Господня жен. мон-ре в с. Борколабове Быховского р-на Могилёвской обл. (Республика Беларусь). Согласно преданию, записанному в XIX в. на табличке под иконой, Б. и. была помещена в мон-ре в 1659 г. 11 июля, в день памяти Евфимии и св. равноап. кнг. Ольги. В 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят рус. войском под предводительством некоего кн. Пожарского, вероятно в одном из храмов Центр. или Зап. Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Борколабовского мон-ря, обоз, в к-ром находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда рус. войско оставило икону Божией Матери в мон-ре у игум. Фотинии (Киркоровны). Эти сведения о Б. и. носят легендарный характер: в 1659 г. военных действий в белорус. Приднепровье не было; связь Б. и. с кн. Пожарским, имя к-рого не указано (кн. Семен Романович Пожарский не мог возглавлять рус. войско в Белоруссии, т. к. к этому времени погиб в крымском плену), вероятно, является аллюзией на чудесную помощь иконы Божией Матери кн. Димитрию Пожарскому во время освободительного похода на Москву в 1612 г. Борколабовская икона Божией Матери. 1659 г. (НХМ) Борколабовская икона Божией Матери. 1659 г. (НХМ) Б. и. первоначально была помещена игум. Фотинией в центре Вознесенской ц. мон-ря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской ц., а зимой в ц. во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 г. Борколабовский мон-рь закрыли. Во время Великой Отечественной войны Б. и. сохранили бывш. инокини мон-ря (по др. устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной ст. Быхов). В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в ц. Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы.

http://pravenc.ru/text/153201.html

После прихода к власти большевиков и отделения Церкви от гос-ва в кон. 1917 - нач. 1918 г. были закрыты все домовые церкви, прекращено преподавание Закона Божия в учебных заведениях, в нач. 1918 г. прекратили деятельность ДС (здания переданы Казанскому ун-ту) и миссионерские курсы, все духовные училища и епархиальное училище были преобразованы в советские школы. В КазДА занятия продолжались. В нач. 1918 г. при Правосл. церковном союзе Казанской епархии было образовано епархиальное братство защиты правосл. веры, к-рое организовывало массовые акции протеста, добиваясь от властей возвращения в школы преподавания Закона Божия за счет родителей. Так, 11 марта 1918 г. 200 представителей братства явились к комиссару просвещения Казанской республики А. Максимовичу, потребовав у него отменить декрет о запрещении преподавания Закона Божия и запрещении молитвы в школе (Там же. 1918. 7/8. С. 187). Впосл. члены братства были арестованы. 15 марта 1918 г. в Казани состоялся открытый суд над сщмч. Амвросием (Гудко) , бывшим еп. Сарапульским и управляющим Свияжским монастырем, к-рого обвинили в контрреволюционных действиях уволенные им насельники обители, архиерей был оправдан. В апр. 1918 г. в Казани убили свящ. Иоанна Богоявленского. Весной того же года были разорены Трехсвятительский крещено-татар. мон-рь в Лаишевском у. и Троицкий жен. мон-рь в с. Ромодан (Рамадан) Чистопольского у., принадлежавшие им земли были захвачены крестьянами, а имущество разграблено, обители закрылись окончательно в 1919 г. В июне 1918 г. в Раифском мон-ре местные крестьяне убили 5 чекистов, приняв их за грабителей, позже в этом обвинили монахов. Сергиевская трапезная ц. в бывш. свияжском Иоанно-Предтеченском мон-ре. 1604 г. Фотография. 2009 г. Сергиевская трапезная ц. в бывш. свияжском Иоанно-Предтеченском мон-ре. 1604 г. Фотография. 2009 г. 7-10 авг. 1918 г. Казань была занята белочехами и Народной армией Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). В Свияжске в это время находился штаб Л. Д. Троцкого, по личному распоряжению к-рого были расстреляны еп. Амвросий (Гудко), свияжский свящ. Далматов Константин . В нач. сент. 1918 г. развернулись бои за Казань, 10 сент. город был взят Красной Армией, при штурме были расстреляны насельники Зилантова монастыря. Митр. Иаков (Пятницкий), еп. Борис (Шипулин) и часть духовенства ушли с отступавшими белыми войсками. Чистопольский еп. Анатолий (Грисюк) в то время находился в Москве на сессии Поместного Собора, вернулся в Казань 26 сент. и стал временно управляющим епархией. В сент.-окт. 1918 г. в городе шли массовые расстрелы, погибли более 30 священнослужителей. 22 сент. Казанский кремль был объявлен военным городком, были закрыты кафедральный Благовещенский собор, Спасо-Преображенский монастырь, конфискованы архиерейский дом и здание консистории. Кафедральным собором стал храм Казанского Богородицкого монастыря, епархиальное управление переехало в казанский во имя св. Иоанна Предтечи монастырь .

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ нештатный, общежительный, находился в д. Евлево Егорьевского у. Рязанской губ. (совр. Московская обл.). Вдова унтер-офицера М. Я. Попова по благословению старца Варнавы (Меркулова) Гефсиманского приобрела 12 дес. земли на границе Егорьевского и Рязанского уездов на о-ве Евлевский Корь, окруженном оз. Великим и р. Пра. В 1887 г. Попова построила здесь неск. зданий для жен. общины. Спустя 3 года был закончен двухпрестольный деревянный храм: придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери освящен 1 окт. 1890 г. архим. рязанского Троицкого мон-ря Владимиром по благословению архиеп. Рязанского Феоктиста (Попова) ; второй придел - во имя св. Иоанна Предтечи - освящен 19 окт. 1914 г. настоятелем рязанского Иоанна-Богословского муж. мон-ря архим. Тихоном по благословению еп. Димитрия (Сперовского) . В память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи в железнодорожной катастрофе 17 окт. 1888 г. жен. община получила название Александро-Мариинской в честь небесных покровителей царственной четы. Общине принадлежали 12 дес. усадьбы и 124 дес. угодий пахотной, луговой и лесной земли. К 1890 г. в общине проживало 40 сестер. Настоятельницей мон-ря была утверждена основательница Попова, а после ее кончины в 1893 г.- мон. Рафаила. 16 сент. 1899 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря и мон. Рафаила была возведена в сан игумении. При игум. Рафаиле была построена богадельня на 11 чел., расширен деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, на пожертвования воздвигнут каменный трехпрестольный собор с приделами: главным - в честь Воздвижения Креста Господня; левым - во имя свт. Петра, митр. Московского, и прп. Марии и правым - в честь иконы Божией Матери «Знамение». Собор строился 8 лет, освящен 23 июня 1903 г. по благословению еп. Аркадия (Карпинского) , настоятелем Солотчинского рязанского муж. мон-ря архим. Платоном. В 1911 г. была построена каменная четырехъярусная колокольня. В обители была собрана богатая б-ка, впосл. утерянная. Мон-рь имел подворье в Спас-Клепиках. К 1914 г. в мон-ре проживали 184 насельницы: 28 мантийных монахинь, 117 рясофорных, 39 послушниц.

http://pravenc.ru/text/64490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Агния (Благовещенская) (Благовещенская Анна Никитична; 28.11.1868, погост Досифеева Пустынь Мяксинской вол. Череповецкого у. Новгородской губ. (в следственном деле указано др. место рождения - с. Ольхово Пустынского сельсовета Мяксинского р-на Череповецкой губ.) - 25.01.1938, Череповец), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губ. Дочь причетника, грамоте обучалась в церковноприходской школе. 25 марта 1882 г. поступила в Леушинский мон-рь, 5 апр. 1891 г. определена в число послушниц, послушание проходила на клиросе и в рукодельной. Игуменией мон-ря в то время была Таисия (Солопова) , духовная дочь св. прав. Иоанна Кронштадтского , к-рая по его благословению за короткий срок не только превратила небольшую Леушинскую общину в первоклассный (с 1903) мон-рь, но и возобновила неск. упраздненных обителей и учредила новые общины в разных губерниях России. Ближайшей помощницей и ученицей м. Таисии стала Анна Благовещенская. В течение 20 лет она состояла старшей послушницей при настоятельских кельях, в 1904 г. назначена помощницей казначеи. После назначения казначеи Серафимы (Сулимовой) настоятельницей Ферапонтова мон-ря Анна заняла должность казначеи обители. 19 окт. 1905 г. по указу Новгородской духовной консистории Анна была пострижена в монашество с именем А. В окт. 1906 г. удостоена награды «Благословение Священного Синода». Огромное влияние на А., как и на всех сестер Леушинского мон-ря, имело частое общение с прав. Иоанном Кронштадтским, почти ежегодно бывавшим в обители по дороге на родину в с. Сура Пинежского у. Архангельской губ. В Суре с помощью игум. Таисии св. Иоанн основал жен. обитель, для к-рой в Леушинском мон-ре было подготовлено до 40 насельниц. Впервые прав. Иоанн Кронштадтский побывал в Леушине 18 июля 1891 г. и с тех пор заезжал туда, иногда задерживаясь на неск. дней. Там у знаменитого пастыря появлялись редкие часы для молитвы и отдыха, чему способствовала чуткая забота игумении и ее помощниц. В 1893 г. в мон-ре был построен скиток («Пустынька» или «Крестик»), где о. Иоанн уединялся для молитвы. В своих письмах к игум. Таисии прав. Иоанн Кронштадтский неоднократно упоминает «добрую казначею Агнию» (письма 108, 121, 139, 148). 1 июля 1907 г. он писал: «За все время моего пребывания в вашей обители я испытывал родную ласку и предупредительность, особенно от тебя, как и от сестер. Особенно от доброй Агнии, которая была для меня лучше родной сестры». По просьбе м. Таисии прав. Иоанн Кронштадтский принял обитель под свое духовное водительство. В 1903 г. о. Иоанн совершил закладку зимнего Троицкого собора.

http://pravenc.ru/text/63336.html

Мученичество св. Нестора Солунского. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово, Метохия). Ок. 1348–1350 гг. Мученичество св. Нестора Солунского. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово, Метохия). Ок. 1348–1350 гг. Нередко изображение Н. включается в житийные циклы вмч. Димитрия, в т. ч. подробные и обширные, напр. в монастыре Митрополии в Мистре или в ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии (1621, мастер Георгий (Джордже) Митрофанович), где подвиг Н. по-иному увязан с гибелью Солунского великомученика. Сцены благословения Н. на битву с Лием вмч. Димитрием, пребывающим в заточении, и убийства святого в темнице разделены помпезной композицией поединка Н. с Лием, более всего напоминающего средневек. рыцарские ристалища: балансирующий на разных уровнях помоста юный воин пронзает длинным копьем соперника; композиция сильно напоминает маргинальную миниатюру в Феодоровской Псалтири и, возможно, восходит к общему с ней образцу. В поствизант. период Н., как один из широко почитаемых св. воинов, часто изображается на иконах и в храмовых декорациях, напр. на фресках: монастыря свт. Николая Анапавса в Метеорах (1527), в притворе мон-ря Воронец (Румыния, 1547), мон-ря Молдовица (мастер Фома Сучавский, Румыния, 1537), в монастыре св. Стефана в Метеорах (XVI в.), в соборе Каламбаки (XVI в.), в парекклисионе св. Архангелов собора мон-ря Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634), в румын. мон-ре в Хорезу (1694). Образ Димитрия, восседающего на престоле, в XVII-XVIII вв. иногда сопровождается изображением предстоящих «приближенных» святых. Обычно это фигура Н., к-рый показан в воинских доспехах на иконе 2-й пол. XVII в. в мон-ре Хиландар и на иконе рубежа XVII и XVIII вв. из мон-ря Варлаама в Метеорах. На поствизант. житийных иконах вмч. Димитрия присутствуют неск. композиций с Н., повествующих о его битве и казни (Ο Αγιος Δημτριος. 2005. Σ. 94, 132). В самостоятельный образ выделился сюжет благословения Солунским великомучеником Н. на бой с Лием. В поздней греч. иконописи встречаются парные изображения вмч. Димитрия и Н. в воинских доспехах. На иконе из скита Карея на Афоне они попирают противника: под ногами у Димитрия лежит поверженный царь Максимиан, у ног Н.- Лий (Ibid. Σ. 69).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

XIII в. ц. Богоматери в мон-ре в Студенице (1208-1209). В коллекции икон мон-рей вмц. Екатерины на Синае, Ватопеда на Афоне, а также в музейных собраниях имеется довольно большое количество икон, в основном XII в., представляющих собой ряд изображений, написанных на длинной доске, т. н. эпистилиев темплонов, к-рые устанавливались на архитраве алтарной преграды. Чаще всего на эпистилиях в соответствии с последовательностью евангельского повествования изображались 12 праздников (от Благовещения до Успения Богородицы) с Деисусом в среднике. Из сохранившихся икон таких большинство (неск. икон XII в. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае). Если размеры храма позволяли, число праздников могло быть увеличено за счет сцен «Рождества» и «Введения Богородицы во храм» и более подробного изображения страстных сюжетов (напр., эпистилий из мон-ря Ватопед, XII в.). Известны эпистилии, состоящие только из образов избранных святых (фрагменты XII в., ГЭ). Вариантом визант. эпистилия могли являться иконы «Спас Эммануил с архангелами» (кон. XII в., ГТГ) и «Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча» (1-я треть XIII в., ГТГ), происхождение к-рых связывают с Владимиро-Суздальской Русью. Изображения помещаются под аркадой, выделенной на золотом фоне с помощью специальной шлифовки, графическим рисунком или рельефно. 12 праздников - одна из популярных тем в иконах комниновского времени. Тот же набор праздников помещался на складнях или на отдельных иконах («Тетраптих»; «Двенадцать апостолов, Деисус и двенадцать праздников» - обе XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Может быть воспроизведен полный евангельский цикл, как, напр., на иконе XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где в верхнем регистре изображены 5 чтимых к-польских икон Богородицы, а в клеймах - иллюстрации евангельских чудес и событий. Иконография сцен, легкие фигуры персонажей, тонкое письмо плавями ликов, живописная моделировка одежд близки книжным миниатюрам кон. XI-XII в. Изображения на иконах иногда по размеру меньше, чем в миниатюрах рукописей, напр. на иконах-минеях из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. На досках сравнительно небольшого размера (55 ´ 45 см) в 9 рядов расположены клейма с изображениями святых и событий на каждый день месяца. Мастерство художников, сокративших композиции многофигурных сцен до неск. важнейших элементов и оставивших большое пространство фона, позволило создать удивительно гармоничное целое, сохранив самостоятельное значение каждого отдельного эпизода. В иконах, книжной миниатюре, прикладном искусстве можно отметить сближение композиционных и живописных приемов, единство иконографии и образного строя. В это время получили распространение мозаичные иконы, живописная поверхность к-рых подобна сиянию драгоценных камней.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Прп. Феодор Студит. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Как в мон-ре св. Иоанна Предтечи (Студийском), так и в др. подобных крупных обителях в К-поле и за его пределами особое внимание уделялось переписыванию книг. Это характерная черта монастырской жизни IX-XV вв. в целом. Прежде всего мон-рь должен был обеспечить себя богослужебными книгами, поэтому не удивительно, что во многих монастырских б-ках, дошедших до настоящего времени в относительно целостном виде, такого рода книги составляют до половины собрания, а иногда и больше. Так, в мон-ре прп. Христодула на о-ве Патмос в нач. XII в. насчитывалось 330 книг, из которых по меньшей мере 168 представляли собой кодексы библейского или литургического содержания. На 2-м месте по значимости были читаемые за богослужением или за трапезой сборники гомилий, Житий святых, аскетических текстов. Одним из наиболее часто переписывавшихся в этот период произведений была «Лествица» прп. Иоанна Синайского. Поскольку студийская традиция предполагала постоянное обращение игумена к братии с т. н. огласительными поучениями, этого рода беседы («Великое Оглашение» и «Малое Оглашение» прп. Феодора Студита, «Слова огласительные» прп. Симеона Нового Богослова и др.) также становились наиболее часто копированными в мон-рях, особенно к-польских, в той или иной степени связанных со студийской «семьей» мон-рей. Переписывались также аскетические и богословские сочинения для келейного чтения, к-рое, будучи одним из важнейших духовных деланий монаха, подчинялось определенному распорядку и находилось под неусыпным надзором игумена и библиотекаря. Произведения светской лит-ры также встречаются в б-ках этого времени, часто это трактаты по медицине, астрономии и подобным наукам. В отдельных случаях сегмент светской лит-ры в книжных собраниях визант. обителей оказывался более значительным, но это, как правило, было связано со вкусами ктитора (напр., Феодор Метохит, будучи строителем и покровителем знаменитого мон-ря Хора в К-поле, пополнил его б-ку большим количеством книг, в числе к-рых было немало светских).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010